Для 58- М гр. (в период с 28.09.20 по 12.10.20) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Для 58- М гр. (в период с 28.09.20 по 12.10.20)

2020-11-19 69
Для 58- М гр. (в период с 28.09.20 по 12.10.20) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Для 58- М гр. (в период с 28.09.20 по 12.10.20)

 

1. Ознакомиться с материалом лекции (тема: «Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса») и ответить на вопросы.

2. Выполнить домашнее задание к практическому занятию по теме: «Формирование новой картины мира в первой половине ХХ века: образ науки и методы научного познания» ответить на вопросы по тексту.

 

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой на адрес: [email protected]

 

 

ЛЕКЦИЯ № 3. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

 

План лекции:

Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности.

Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса.

 

Типы научной рациональности

    В современной истории науки принято выделять четыре типа научной рациональности (доклассический, классический, неклассический и постнеклассический). Каждый из этих типов рациональности является следствием глобальной научной революции и характеризует определённую эпоху в жизни европейской цивилизации. Тип рациональности — это особый способ мышления, вырабатывающий свою научную методологию.

    Доклассический тип научной рациональности характерен эпохи Античности и Средневековья. Он включает в себя наивно-органический и стихийно-диалектический стили мышления (рационального восприятия мира), основывается на дедуктивном методе, предполагает возможность целостного (образного) восприятия действительности.

    Классический тип научной рациональности складывается в XVII-XVIII веках. Он свойственен для науки этого времени. Характеризуется механистическим стилем мышления, главный принцип которого — сведение целого к математической сумме частей. На основе классического типа рациональности формируется математический детерминизм (математика становится универсальным языком для всех наук и главным принципом построения причинно-следственных связей) и система диалектики (прежде всего, в немецкой классической философии).

    Неклассический тип научной рациональности складывается в период с конца XIX в начале XX века и характеризуется принципом относительности, негативной диалектикой. Это время постановки новых вопросов в науке, эпоха разработки новых методологических принципов познания, которые порой отрицали положения классической науки XVIII-XIX веков.

    Постнеклассическая научная рациональность формируется с середины XX века и продолжает развиваться в наше время. Характеризуется синтетическим принципом, возможностью применения всех известных европейской цивилизации стилей мышления и научных методов. Постнеклассическая рациональность опирается на системный подход и синергетику, продолжает преодолевать противоречия в научном познании, решать современные насущные проблемы.

 

ВОПРОСЫ

Какие принципы научного познания появились в конце XIX- начале XX века?

Как взаимосвязаны научные традиции и парадигма «нормальной науки»?

Что такое научная революция, с точки зрения Томаса Куна?

Чем доклассический тип научной рациональности отличается от постнеклассического?

Какие цели существуют в научном познании?

В чём заключается фальсификационистский критерий демаркации научного знания Карла Поппера?

Что такое коэволюция? Чем она актуальна для современной науки?

Какие глобальные проблемы угрожают существованию современного человечества?

В чём сущность информации?

План:

1. Важнейшие особенности неклассической картины мира.  

2. Идеалы, образ неклассической науки и методы познания.

1. Важнейшие особенности неклассической картины мира

    Новая картина мира, которая сформировалась в начале XX века получила название неклассической, т. к. именно она отрицала многие традиции, сложившиеся в культуре предшествующей эпохи (традиции, называемые «классикой»). Неклассическая картина мира сформировалась благодаря механистическому стилю мышления, а также развитию техносферы и нравственным изменениям, сопровождающим изменения в европейской культуре XX века. Неклассическая картина мира представляет реальность как что-то подвижное (и скорость движения здесь возрастает до скорости света), нестабильное, относительное. Мир «взрывается» на миллиарды микрочастиц, превращается в нечто невообразимое. И такая картина мира, формируется не только благодаря революционным открытиям в науке, но и социально-политическим революциям в жизни общества.

    При этом можно выделить основные этапы развития человеческого мышления известной нам европейской культуры, сопровождающиеся господством той или иной интеллектуальной традиции: 1) «наивно органический» (период, включающий в себя Античность и Средневековье, с VI в. до н. э. по XIV в. н. э.; 2) «механистически-органический» - это время недолгой гармонии, где развивающаяся рациональность немыслима без цельности и органичности (XV-XVI вв. - эпоха Возрождения); 3) «механистический» (Европа XVII-XX вв. - интенсивное развитие техники, превращение науки в планетарное явление); 4) «трансмеханистический» (конец ХХ - начало XXI вв. - планетарное распространение технологий, «постнеклассического» стиля мышления, насаждаемого европейской цивилизацией.

    Периодизация научной рациональности, господствующая в современной философии науки, была бы невозможна без достижений классического периода (XVII – нач. XIX вв.). Детерминизм классической науки основывается на математическом расчете, порою беспомощном в определении бесконечности и спонтанности. Но и современная наука затрудняется в ответах на вопрос: как вычислить жизнь? И возможно ли математически определить феномен творчества? Как при помощи математики рассчитать силу духа? Или все эти вопросы из области метафизики? Но без них невозможна философия, которая, пока ещё, сохраняет свой статус науки. И неклассическая парадигма (картина мира) складывается не без участия философии.

    Как известно, неклассической научной рациональности предшествовали доклассическая и классическая. Каждая из них характеризуется особыми методами, своим отношением субъекта к объекту познания, преобладанием определенного стиля мышления. Неклассическая парадигма включает в себя достижения естествознания, в связи с чем начало её развития можно отсчитывать после открытия микромира и кванта. Главным объектом науки здесь выступает микромир. Современные учёные мечтают о единой теории полей, но потеря цельности восприятия явлений (ориентация науки на разделение предмета познания, развивающаяся на протяжении последних трех столетий) - серьёзное препятствие на пути разработки теорий о всеобщем единстве свойств изучаемых объектов. При этом появляются теории, претендующие на универсальность, продолжается унификация научного познания, осуществляются попытки соединить эмпирический, иррациональный и рациональный уровни познания в единый целостный процесс.

 

2. Идеалы, образ неклассической науки и методы познания

    Идеалом науки в начале XX века часто выступает аксиологизация (определение ценности отдельных предметов и способов познания). Но смыслообразующие основания человеческой деятельности и жизни в целом в начале XX века теряют свою абсолютность и всё чаще приобретают субъективный характер, о чём свидетельствует культура модернизма. Так категории добра и зла, истины и лжи в неклассической парадигме потеряли своё абсолютное значение. «А между тем, - по словам Д.С. Лихачева, - вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека».

    Модернизм и рождающаяся квантовая физика — важнейшие составляющие неклассической парадигмы. Органическая методология с позиции цельности личности и национального многообразия культур преодолевает нравственную деструкцию модернизма, возвращая категориям добра и зла, истины и лжи традиционное и научно обоснованное значение. Таким образом, оказывается, что сфера духовной культуры в естественном своём состоянии не противоречит природе, не входит с ней в неразрешимый конфликт, но является гармоничным продолжением, формируя «географический индивидуум». И принцип цельности знания в органической методологии способствует созданию новых философских систем, способных понимать функциональное единство организма (биосферы, общества, культуры, человека).

    Наука XX века заново учится различать однородность и однообразие (одномерность), понимать единство корпускулярно-волновых свойств материи и неизменность скорости света через феномен цельности (единства) мироздания. Дело в том, что цельность необходимо воспринимать как непрерывность и однородность, но не однообразие. Под однородностью подразумевается единое генетическое происхождение, общая историческая судьба. Непрерывность позволяет решать и проблему бесконечности: нет начала и конца у цельности, т. к. она непрерывна. Цельность можно рассматривать как что-то отдельное относительно другого целого.

    Микромир неклассической парадигмы ставит перед современным исследователем вопрос: откуда берётся спонтанность, непредсказуемость микрочастиц (электронов и радиоактивных элементов)? Именно здесь человек снова сталкивается с проблемой рождения нового: микромир творит что-то, как это и было прежде, без участия людей, не зависимо от их воли. Поэтому невозможно решить противоречие с константами (скорость света, постоянная Планка и др.), которые пришли в неклассическое видение мира из механистической и диалектической традиции. Понять их можно лишь с точки зрения однородности мироздания, наличия общей цели существования (цельности), а одномерность математического расчета (пусть даже плоскость математики расширяется благодаря неевклидовой геометрии) здесь оказывается весьма ограниченной и в плане объяснения, и при попытках прогнозирования.

    Феномен «квантовых скачков» возвращает учёного к проблеме взаимосвязи возможного и действительного, духовного (сознательного) и материального в том случае, если действительное можно выбрать. При этом вспоминаются слова Г. Гегеля, что «всё разумное действительно и всё действительное — разумно». Но слабость диалектики заключается в искусственном конструировании целого, поэтому и стирается грань между противоположностью и противоречием, появляются неравновесные категории, которые становятся в один ряд. Так, классическая диалектика, предлагая категории, лишает исследователя категоричности - возможности определить объективное и фундаментальное. Отсюда вытекает принцип относительности любого знания и представление о суперпозициях альтернативных состояний в новой картине мира. Но наиболее фундаментальные, родовые принципы познания человека связаны с адаптацией, с реальной средой и процессами жизни, функционирующими в конкретном времени и пространстве. Подобные принципы действуют во всех национальных культурах, и чем более цивилизованнее народ, тем более опосредована его адаптация к естественным природным условиям, тем меньше в нём жизни и творчества. Приобретая мнимую свободу, общество разрушает природный ландшафт и внутреннюю природу человека.

    О нарушении родовых особенностей человеческого мышления свидетельствует создаваемый современной наукой виртуальный мир. Возможна ли виртуальная наука? Как она будет функционировать в XXI веке остаётся пока под вопросом. Но образ виртуальной науки уже сложился. Важно при этом помнить, что именно адекватное отражение действительности, запечатлённое в законах формальной логики, на протяжении многих тысячелетий позволяло людям приспосабливаться к меняющимся природным и социальным условиям, адаптироваться таким образом, чтобы создать необходимые условия для жизни будущих поколений. Виртуальный мир неклассической и постнеклассической парадигмы — это нарушение логического закона «исключенного третьего», говорящего о том, что действительность может либо быть, либо не быть, и другого варианта не дано. А «виртуальный мир» - это действительность, которой нет на самом деле, но она претендует на то, чтобы формировать и стереотип поведения, и культуру человека. Третий закон логики показывает адекватность человеческого мышления в восприятии мира, способность различать истину и ложь, где промежуточного варианта (например, «истинно-ложный случай») не дано. Законы логики позволяют формировать истинные суждения, но человек XX века слишком «культурен», изощрён в различных тонкостях, он проявляет свою хитрость в отношении природы и общества для достижения сиюминутных удовольствий и привилегий. Об этом свидетельствуют мировые войны и мировые экономические кризисы XX века.

    В науке начала XXI века особенно важно сохранить традиционный духовный образ человека со свойственными ему интеллектуальными, эстетическими, этическими потребностями и способностью творчества. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без цельности (органичности) и многообразия — бесконечного множества путей индивидуальной самореализации, что заложено национальными культурами, единством и мозаичностью духовных возможностей личности.

    Наука XX века развивает и некие альтернативы механистическому стилю мышления: новый рационализм, идея коэволюции и органическая методология. Органическая методология в биологической науке позволяет сформулировать важнейшие законы существования живой природы: 1) закон саморазвития - жизнь любого организма всегда начинается с целого и цельность (непрерывность) - это неотъемлемый признак жизни;2) закон многообразия - полноценная жизнь создает предпосылки для появления разнообразного нового (противоположность унификации); 3) закон целевого определения назначения части через изначальное целое — каждая часть в скрытой форме воспроизводит целое, поэтому долгое время сохраняется возможность регенерации; 4) нелинейность, многомерность взаимодействия части и целого; 5) закон проявления одновременно двух детерминаций: идущей от прошлого (причинной), и детерминации будущего (целевой), где целевая детерминация первична по отношению к причинной.

    Таким образом, важнейшие задачи, которые можно решить в результате преодоления противоречий неклассического понимания мира: 1) возвращение адекватного сознания современному «цивилизованному» человеку; 2) изменение статуса науки, обеспечение её общедоступности и значимости не только в рамках чьих-то корпоративных или индивидуальных интересов, но и востребованности с позиции будущих поколений, на основании принципа многообразия и полноценности жизни; 3) понимание актуальности экологии духа (сохранение естественности традиционных духовных потребностей человека).

Вопросы:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ»

для 58- М гр. (в период с 28.09.20 по 12.10.20)

 

1. Ознакомиться с материалом лекции (тема: «Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса») и ответить на вопросы.

2. Выполнить домашнее задание к практическому занятию по теме: «Формирование новой картины мира в первой половине ХХ века: образ науки и методы научного познания» ответить на вопросы по тексту.

 

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой на адрес: [email protected]

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.