Типы, кратность и характеристики светофильтров — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы, кратность и характеристики светофильтров

2020-12-08 137
Типы, кратность и характеристики светофильтров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Светофильтры Ж-1,4х и ЖЗ-1,4х. Желтый и желто-зеле­ный светофильтры светлые. При съемке дают примерно правиль­ное соотношение тональностей, хорошо выделяют кучевые обла­ка на синем небе. Рекомендуются для всех видов съемок на натуре. Увеличения экспозиции при све­те ламп накаливания не требуют. Желто-зеленый светофильтр по­лезен при съемке летних пейза­жей.

Светофильтры Ж-2х и ЖЗ-2х. Желтый и желто-зеленый свето­фильтры средние. Кратность для света ламп накаливания (ЛН) — 1,4. Применяются в тех же слу­чаях, что и предыдущие. Хорошо прорабатывают легкие облака на голубом небе, несколько умень­шают влияние атмосферной дымки.

Светофильтр 0-2,8х. Оранже­вый светофильтр средней плотно­сти. Кратность при свете ЛН — 2,0. Заметно выделяет перистые облака на белесом небе. Небо пе­редает излишне темным, грозо­вого характера. Сильно ослабляет атмосферную дымку, поэтому применяется для съемки удален­ных объектов, в тумане. Облада­ет свойством иерекомпенсаиии.

Светофильтр К-5,6х. Красный светофильтр. Кратность к свету ЛИ — 4,0, Существенно искажа­ет соотношения цветов, синее не­бо передаст почти черным. Для обычных съемок непригоден. Ис­пользуется для достижения раз­личных эффектов. Полностью устраняет атмосферную дымку.

Светофильтр Г-1,4Х. Светло-голубой, Кратность для света ЛИ - 2.0. Применяется для уси­ления эффекта атмосферной дымт ки, подчеркивания глубины про­странства. Существенно снижает контраст светотени при съемках в безоблачную погоду. Небо пе­редает совершенно белым, без следов облаков, поэтому при пей­зажных съемках должен приме­няться с осторожностью. При портретной съемке заметно вы­деляет веснушки на лице.

Светофильтр УФ-1,0х. Ультра­фиолетовый светофильтр. Крат­ности нe имеет. Задерживает только ультрафиолетовую часть излучения. Полезен при съемках в горах, на море и в любых слу­чаях при высокой чистоте воз­духа.

Светофильтр ПФ-4,0х. Поляри­зационный светофильтр. Имеет одинаковую кратность к освеще­нию любого спектрального соста­ва. Область применения, помимо изложенной выше, — съемка ре­продукций, застекленных витрип, людей в очках и т. д. Под углом 90° к солнцу затеняет на сним­ках небо.

Светофильтр П-4,0х. Крат­ность, как и у предыдущего све­тофильтра, одинакова при любом освещении. Влияния на тональ­ные соотношения не оказывает.

 

Рис. 10. Самодельный светофильтр оттененный

 

Используя при съемках свето­фильтры желтой группы, нужно помнить, что они при безоблач­ном небе существенно увеличи­вают контраст светотени, так как теневые участки сюжета освещаются синим светом, отра­женным от небосвода, а эти цве­та при использовании желтых светофильтров передаются более темными. Такое повышение конт­раста может оказаться в ряде случаев нежелательным. В то же время необходимо передать на снимке соответствующую тональ­ность неба и выделить на нем облака. В таких случаях пользу­ются оттененными светофильтра­ми, которые иногда называют и полуфпльтрами. Такие фильтры пока выпускаются отечественной промышленностью в ограничен­ном масштабе и ие всех разме­ров. Оттененный фильтр неслож­но изготовить самостоятельно зажав в оправу бесцветного све­тофильтра УФ-1,0х вместе со стеклом кусок засвеченной и слетка проявленной фотопленки на половину диамсмра фильтра (pис. 10). Можно иметь несколь­ко таких фильтров различной плотности. Тогда, не повышая контраста светотени, появится возможность передавать на сним­ках небо любой желаемой то­нальности.

Постоянно следите за чистотой своих светофильтров, поскольку от этого зависит качество сним­ков. Светофильтры заводского изготовления (кроме ПФ-4,0х) рекомендуется периодически мыть теплой водой с мылом.

 

ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ

 

Конечно, процесс фотографиро­вания включает в себя не только съемку, но и химическую обра­ботку фотоматериалов, поэтому фотолюбителю желательно иметь дома фотолабораторию. Причем в понятие «фотолаборатория» входит пе только затененное nd- мещение, но и то оборудование, которое необходимо для проявле­ния фотопленок и печатания фотографий.

Помещение лаборатории. Фо­толюбители, как правило, не име­ют возможности иметь постоянно действующую лабораторию, хотя ее площадь для работы одного человека не так уж и велика — от 2 до 4 м2. Но поскольку лабо­ратория требуется не ежедневно, а периодически, выделять для этой цели в квартире такую пло­щадь нецелесообразно, да и не всегда возможно. Поэтому для работы обычно приспосабливают либо ванную комнату, либо кух­ню. Учитывая ограниченные раз­меры ванных комнат, не позво­ляющие удобно разместить в них псе необходимое оборудование, лаборатория в помещении кухни более предпочтительна. Подойдет и любое другое помещение, так как наличие в фотолаборатории водопровода и канализации совсем не обязательно, поскольку необходимость в них возникает в основном при промывке обра­ботанных материалов уже после завершения основных операций. Так как зарядку пленки в кас­сеты и зарядку проявочных бач­ков можно производить на свету в зарядном фоторукаве, затем­ненное помещение потребуется только для печати фотографий. Проявление пленки, так как оно ведется в светонепроницаемых бачках, удобнее всего осуще­ствлять в ванной комнате — ни­какого затемнения в этом случае но требуется.

Светозащищенность помеще­ния лаборатории должна быть максимальной, особенно если предполагается вести работу в светлое время суток. При на­личии в помещении одного окна, как это обычно бывает в кухнях, затемнение большой сложности не представляет. Для этого по­надобится кусок старой плотной (например, обивочной) ткани, из которой готовится 2 — 3-слои-ная штора. По краям ее приши­вают металлические колечки для занавесок, продаваемые в галан­терейных магазинах, а по пери­метру оконного проема в раму ввинчивают в соответствии с при­шитыми к ткани кольцами шуру­пы с полукруглой головкой. При обычных размерах окна 10 — 12 шурупов вполне достаточ­но (рис, 11). Учтите, что шурупы _ нужно ввертывать так, чтобы ткань надевалась на них кольца­ми внатяг, чем обеспечивается плотное прилегание ткани к ра­ме окна. Если после этого задер­нуть на окне шторы, затенение помещения оказывается вполне надежным. Хорошо изготовить из деревянных реек раму по разме­рам оконного проема. Раму за­крывают оргалитом, фанерой, а лучше всего гофрокартоном, ча­сто прибивая их к раме по всему периметру, кромки рамы обклеи­вают черным поролоном, войло­ком или толстым сукном. Для удобства на краях рамы укреп­ляют две ручки. Такой щит должен плотно, без зазоров и про­светов, входить, в оконный проем. Щит занимает мало места и в не­рабочее время его хранят где-ни­будь за шкафом. Для светоизоля-ции двери, даже если она за­стеклена, достаточно любой плотной занавески, так как эта дверь обычно выходит в слабо освещенную прихожую. Разме­щать лабораторию на кухне удобно еще и потому, что там всегда есть стол, на котором рас­полагают оборудование. В каче­стве дополнительной рабочей по­верхности используют газовую пли электрическую плиту, за­крыв ее крышкой. Для того что­бы на столе не осталось пятен от растворов, его необходимо на­крыть полиэтиленовой скатертью, которая специально для этой це­ли хранится со всем остальным оборудованием лаборатории.

 

Освещение лаборатории. При печати фотоснимков лаборатория должна освещаться неактинич-пым светом, которым для фото­бумаги является красный, оран­жевый и даже желто-зеленый свет. Для этой цели в фотомага­зинах продают специальные фо­нари или электрические лампоч­ки с красной колбой. Проверка неактиничности лабораторного освещения обязательна. Для это­го берут кусочек фотобумаги, по­ловину его чем-нибудь прикры­вают (можно положить на него монету) и выставляют на свет лабораторного фонаря на 4 — 5 мин. После этого фотобумагу проявляют не менее 3 мин. Если лабораторное освещение удовле­творяет требованиям, фотобумага остается абсолютно белой. Если же неприкрытые участки даже слегка посереют — освещение не годится и его нужно заменить. Проверку светозащищенности ла­боратории и неактиничности ее освещения производят периоди­чески. Особенно это необходимо делать, если используется фонарь с красным светофильтром в виде желатиновой фолпи, которая со временем растрескивается.

 

Лабораторное оборудование. В это оборудование входит до­вольно много различных прибо­ров и предметов. Не все они обя­зательны, хотя те, о которых здесь будет упомянуто, иметь в лаборатории желательно.

Фотоувеличитель яв­ляется главным прибором осна­щения лаборатории. Промышлен­ность выпускает большое число самых разных увеличителей, что иногда затрудняет выбор модели при его покупке. Прежде всего нужно знать, что увеличители выпускаются на форматы негати­вов 24 X 36 мм и 60 х 60 мм. Хотя увеличители второго типа да­ют возможность использовать их для печати и с негативов 34 X 36 мм, получить с их по­мощью большие увеличения не удается: размер отпечатка при этом, как правило, не превышает 13 X 18 см. Помимо этого, в про­даже бывают универсальные уве­личители, дающие возможность получать максимальные увеличе­ния с негативов от 18 X 24 мм до 60 X 90 мм. В комплект универ­сальных увеличителей входят 2 — 3 объектива и дополнительные линзы конденсоров. Следователь­но, покупать увеличитель нужно исходя из типа имеющегося фо­тоаппарата. Начинающему фото­любителю можно порекомендо­вать портативные модели типа УПА. Эти увеличители рассчита­ны на формат 24 X 36 мм, обес­печивают 8-кратное увеличение и в сложенном виде представляют собой небольшой плоский чемо­данчик, что делает их очень удобными для хранения в лю­бом месте.

Рис. 11. Светозащита окна с по­мощью ткани

 

Выбирая увеличитель, обраща­ют внимание на отсутствие круп­ных воздушных пузырьков в лин­зах конденсора, плавность хода объективной доски по направ­ляющим, отсутствие люфтов в местах жестких креплений всех его узлов.

Кадрирующая рамка служит для придания плоскост­ности листу фотобумаги при пе­чати и надежного ее удержания, без сдвигов во время экспониро­вания. Кадрирующие рамки вы­пускаются разных размеров, включая 30 X 40 см. Наиболее оптимальной можно считать рам­ку 24 X 30 см.

Ванночки (кюветы) нуж­ны для обработки экспонирован­ных листов фотобумаги. Размеры ванночек зависят от предпола­гаемых размеров отпечатков. В связи с тем что большой лист бумаги в маленьких ванночках обработать нельзя, а для неболь­ших отпечатков использовать крупные ванночки нецелесооб­разно по причине большого объ­ема растворов, фотолюбителю приходится иметь 2 — 3 комплек­та ванночек разного размера.

Реле времени — прибор, который автоматически отраба­тывает заданную выдержку при печати. Можно включать и вы­ключать увеличитель и вруч­ную, но стабильность результа­тов в этом случае гарантировать трудно. В продаже имеется не­сколько различных моделей реле времени, включая дорогостоящие электронные. Реле типа «Силуэт» вполне пригодно для любых ра­бот, имеет небольшие размеры и невысокую цену.

Рис. 12. Проявочные фотобачки для 35- и 60-миллиметровой пленки

 

Бачки для обработки фото­пленки предназначены для обра­ботки фотопленки на свету. Они выпускаются двух видов для уз­кой и широкой пленки (рис. 12). Помимо этог,о, в продажу посту­пают двухъярусные бачки, в ко­торых можно обрабатывать либо одну широкую фотопленку, либо одновременно две узкие. Бачки для узкой пленки бывают одно-и двухспиральными. Первые лег-че заряжать пленкой, они более оперативны, а во вторых полностыо исключается слипание пленки при обработке.

Пинцеты понадобятся для удержания листов фотобумаги при обработке. Бывают пинцеты пластмассовые и металлические (из нержавеющей стали). Метал­лические более долговечны и на­дежнее удерживают фотобумагу. Желательно иметь 2 пинцета: для проявляющей и фиксирую­щей ванн.

Термометр необходим дл я измерения температуры раство­ров и является обязательной принадлежностью лаборатории. Термометры для измерения тем­пературы воды в ваннах, про­даваемые в аптеках, для этой цели непригодны вследствие не­достаточной их точности.

Часы лабораторные удобны для работы, так как оснащены звуковым сигнальным устройством. Можно воспользо­ваться и любыми другими часа­ми, включая обычный будиль­ник.

Лабораторные весы с разновесами пригодятся при самостоятельном составлении ра­бочих растворе!» из реактивов. Если фотолюбитель пользуется только расфасованными прояви­телями и фиксажами, без весов можно обойтись.

Лабораторная посуда включает в себя емкости для хранения растворов (для этого часто используются обычные бу­тылки). Необходимо иметь также мерные стаканы, мензурки, не­сколько пробирок и одну-две во­ронки.

Фоторезаки служат для ровного обрезания фотоснимков. Обрезку делают и острым ножом но линейке, но при этом необхо­дима предварительная разметка, чтобы выдерживать прямые углы. При обрезке снимков на фоторе­заке прямой угол получается ав­томатически.

Помимо перечисленного обору­дования, дополнительно в осна­щение лаборатории могут вхо­дить: электроглянцеватель, резиновые валики для прикатки отпечатков, при­щепки для подвески пленки при ее сушке, лупа и набор инструментов для позитив­ной ретуши.

Соблюдайте чистоту и порядок в лаборатории, так как от атого во многом зависит качество фо­тоснимков Используйте для каж­дого раствора одни и те же емко­сти и ванночки, для чет снаб­дите ил надписями или пронуме­руйте. После работы тщательно мойте всю лабораторную посуду.

 

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ РАСТВОРЫ

 

Основными операциями хими­ческой обработки фотоматериа­лов в черно-белом фотографиче­ском процессе являются прояв-ление и фиксирование. Сущность проявления состоит в восстановлении экспонирован­ного галогенида серебра, входя­щего в эмульсию фотоматериала, до металлического серебра, кото­рое после этого становится види­мым. Процесс фиксирования заключается в растворении по-проэкспонированного в процессе съемки галогенида серебра, так как, будучи светочувствительным и оставаясь в эмульсионном слое, оно под воздействием света потемнеет и испортит изображе­ние.

Для химической обработки фо­томатериалов используют водные растворы различных химических веществ, которые называют ре­активами. В связи с тем что в состав обрабатывающих раство­ров входит много различных ре­активов, начинающему фотолю­бителю вначале имеет смысл пользоваться заранее составлен­ными и расфасованными на фаб­рике наборами фотореактивов, которые продаются в магазинах фототоваров. Более опытные фо­толюбители составляют различ­ные растворы самостоятельно из отдельных реактивов, также по­ступающих в торговую сеть.

Готовя фоторастворы, следует тщательно выполнять ряд пра­вил:

применять для приготовления растворов только чистую водопроводную и хорошо прокипячен­ную воду. Если водопроводная вода в данной местности жест­кая, лучше пользоваться дистил­лированной водой. Получить ее несложно, растаяв «шубу» до­машнего холодильника;

воду для ускорения растворе­ния реактивов берут температу­рой 35 — 40° С (если в рецепте пет других указаний);

растворять все реактивы нуж­но в последовательности, указан­ной в рецепте или в памятках к готовым наборам;

очередное вещество можно рас­творять только после полного растворения предыдущего:

обязательно профильтровать приготовленный раствор через вату и довести его температуру до рабочей (обычно 20°С).

Все проявляющие и фиксирую­щие растворы должны быть про­зрачны и бесцветны, за исклю­чением проявителей с глицином, которые могут иметь слабую желтоватую окраску. Большин­ство фотографических растворов сохраняется хорошо, если их дер­жать в темном и прохладном ме­сте налитыми в бутылки доверху, под пробку. В неполных бутыл­ках в результате соприкоснове­ния поверхности раствора с воз­духом они портятся быстрее. Свежие проявляющие и фикси­рующие растворы, в которых об­работка не производилась, сохра­няют свою работоспособность до 5 — 6 месяцев. Сохранность рабо­тавших растворов намного мень­ше и зависит от степени их исто­щенности. Иногда судить о при­годности раствора можно по его виду: если он не изменил свою окраску и не стал мутным, то, как правило, он работоспособен. Однако в сомнительных случаях лучше проверить его действие на кусочке фотопленки, отрезанном от ее зарядного конца.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.