Цель и задачи курса « Экология и ОПД» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Цель и задачи курса « Экология и ОПД»

2020-12-08 75
Цель и задачи курса « Экология и ОПД» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4»

 

 140090 Россия Московская обл. г. Дзержинский, ул. Лермонтова д. 1а, т. 551-47-44, ф. 550-23-31

                                                                             Е – mail: School 4-06@ mail. ru

 

 Рассмотрено на МО         «Согласовано»                            «Утверждаю»

 

                                        «____» ______2018 г.                   «____» ________2018 г.                 «____»______2018 г.

 Руководитель МО      Зам. директора по УВР                 Директор гимназии

 Цинадзе О.В.             Чижевская М.А.                               Шувалова И.А.

 

 

                                    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАМММА

                              Внеурочная деятельность ЭКОЛОГИЯ и ОПД

    

                                                   в  7 классе

                                      средняя ступень образования

                                        на 2018 –2019 учебный год.

 

 

                                               Учитель биологии

                      высшей квалификационной категории, стаж 29 лет.

                                    Беляцкая Наталья Викторовна

 

                                    

 

                                               

 

 

                                               Г.О. Дзержинский

                                                               

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. 

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. 

Рабочая программа по экологии и Основы Проектной Деятельности для учащихся 7 классов составлена на основе:

• Закона «Об образовании в РФ»;

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

• Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Курс экологии и ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Данная программа рассчитана на 1 год – 7 класс. Общее число учебных часов в 7 классе - 35 (1ч в неделю).

Распределение часов на изучение предмета:

№п/п Название тем разделов Количество часов
1  Введение 1
2 Теоретический блок 16
3 Практический блок 13
4 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 6
  Итого 35

                               Раздел 1. Введение – 1 час.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация  

                    Раздел 2. Теоретический блок -16 часов

- Способы мыслительной деятельности

 (7 часов) Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». 

Понятия: проблема, объект исследования.  

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

- Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

(9 часов) Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.  Цели и задачи исследования.  

 Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. 

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.          

-выявлять      причины       и       следствия      простых      явлений.          

-осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и

критерии для указанных логических операций;                   

 -уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг сдругом и т.д.).          

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.                                                                                                               

 -в       дискуссии       уметь       выдвинуть            контраргументы;          

-учиться критично относиться     к   своему мнению, с     достоинством признавать ошибочность своего мнения(если оно таково) и корректировать его.                         -понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы, факты, гипотезы, теории)                                        

 -уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные УУД:

- самостоятельная работа с каталогами в библиотеке;                                                                                   - поиск информации по заданному параметру;                                                                                                   

- работа со справочной литературой;                                                                                                               

- нахождение информации в справочнике:                                                                                                           

- работать с текстом при помощи разных приемов;                                                                                         

- комбинировать разные способы первичной обработки информации;                                                             

- работать с понятиями;

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

№ Ур. Раздел, Тема урока Тип урока Характеристика основных видов деятельности
1 Введение Что такое проект. Изучение нового материала Знакомство с понятиями «проект», «проблема», «информация».Беседа, просмотр презентаций исследовательских работ.  
  Теоретический блок  16 час.  
  Способы мыслительной деятельности  7 час  
2 Что такое экологическая проблема Комбинированный урок Формирование понятий «объект», «исследование». Беседа, игра «Посмотри на мир чужими глазами».
3 Как мы познаём мир Комбинированный урок Формирование       понятий «наблюдение», «эксперимент», «опыт». Формирование умения видеть проблему. Развивать умение
4 Удивительный вопрос Комбинированный урок Игры на внимание. Развивать умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Игра «Угадай, о чём спросил», «Найди загадочное слово».
5 6 Учимся выдвигать гипотезы Комбинированный урок Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, умения прогнозировать. Игра «Найди причину».
7 8 Источники информации Комбинированный урок Знакомство с понятием «источник информации». Работа с источником информации. Оформление списка использованных электронных источников.
  Этапы работы в рамках исследовательской деятельности  9 час  
9 10 Выбор темы исследования Комбинированный урок Знакомство с правилами выбора темы. Классификация тем.
11 12 Цели и задачи исследования Комбинированный урок Развивать умение ставить цель, определять задачи исследования.
13 14 Методы исследования. Мыслительные операции Комбинированный урок Знакомство с методами исследования. Проводить исследования на практике: анкетирование.
15 Сбор материала для исследования Комбинированный урок Знакомство с правилами сбора материала по теме исследования и со способами их фиксации.
16 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы Комбинированный урок Развивать умение анализировать свои действия и делать вывод.
17 Обобщение полученных данных. Комбинированный урок Знакомство    со способами обобщения     материала,     учиться находить главное.
  Практический блок    
  Мы – исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты.  8 час  
18 19 Планирование работы  практикум Работа в группах6 составление плана работы над проектом
20 21 Обучение анкетированию, социальному     опросу, интервьюированию. практикум Работа в группах: составление анкет, опросов, проведение интервью.
22 23 Отбор и составление списка литературы по теме исследования. практикум Формировать умение работать в библиотеке с каталогами.
24 25    Обобщение полученных данных. Оформление презентации. практикум Формировать умение работать на компьютере,     создавать презентации.
  Сочиняем Экологическую сказку.  4 часа.  
26 27 Сказка как вид УНТ практикум Развитие             творческих способностей, умения различать добро и зло.
28 29 Театрализация сказки практикум Подготовка спектакля, распределение ролей, репетиции.
  Мониторинг исследовательской деятельности учащихся.  6 час.  
30 31 Подготовка к защите Контроль и оценка Знакомство с критериями оценки презентации, с правилами её представления
32 33 34 35 Защита проектов Контроль и оценка Формирование навыков представления и защиты своей работы.

 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Основная учебная литература 1.Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

2. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/  

3.Большая детская энциклопедия (6-12     лет). [Электронный ресурс]     http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html  

4. А. Ликум -   Детская энциклопедия.     [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._

5. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный     ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Учебно-методическая литература 

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

 

2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

3. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный

ребенок. 2003, №2

5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

6. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей

    всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998    

7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

8. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.

9. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с

10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

11. Гатанов Ю. Курс развития творческого мышления по методу  

 

Перечень рекомендуемых технических средств обучения:

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор

  Электронные образовательные ресурсы

1. Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.

2. Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4»

 

 140090 Россия Московская обл. г. Дзержинский, ул. Лермонтова д. 1а, т. 551-47-44, ф. 550-23-31

                                                                             Е – mail: School 4-06@ mail. ru

 

 Рассмотрено на МО         «Согласовано»                            «Утверждаю»

 

                                        «____» ______2018 г.                   «____» ________2018 г.                 «____»______2018 г.

 Руководитель МО      Зам. директора по УВР                 Директор гимназии

 Цинадзе О.В.             Чижевская М.А.                               Шувалова И.А.

 

 

                                    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАМММА

                              Внеурочная деятельность ЭКОЛОГИЯ и ОПД

    

                                                   в  7 классе

                                      средняя ступень образования

                                        на 2018 –2019 учебный год.

 

 

                                               Учитель биологии

                      высшей квалификационной категории, стаж 29 лет.

                                    Беляцкая Наталья Викторовна

 

                                    

 

                                               

 

 

                                               Г.О. Дзержинский

                                                               

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. 

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. 

Рабочая программа по экологии и Основы Проектной Деятельности для учащихся 7 классов составлена на основе:

• Закона «Об образовании в РФ»;

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

• Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Курс экологии и ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. 

Цель и задачи курса «Экология и ОПД»

   Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской деятельности.

   Задачи программы:

• формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

• обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

• формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

• развивать познавательные потребности и способности, креативность,

• развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

• формировать навыки работы   с информацией(сбор, систематизация, хранение, использование);

• формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.  

Формой оценки достижения результатов освоения программы является выполнение реферата и презентация проектного продукта. 

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, собеседований, а также посредством организации презентаций результатов групповой работы учащихся (оценка тезисов, рефератов, презентаций, выступлений на конференциях и дидактических играх, оформления выставок). Критерием достижения планируемых образовательных результатов станет проявление учащимися освоенных способов деятельности в ходе работы над проектами.

             2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа «Экология и ОПД » создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с социальным заказом участников образовательного процесса на изучение предмета  выделено 1 час в неделю из части формируемой участниками образовательного процесса. Обще число учебных часов - 35.  Курс входит в раздел учебного плана.

Уроки  способствуют межпредметным связям:

- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; 

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; 

- с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.  

Учебно-воспитательный процесс в программе строится в соответствии с общими целями современного образования, основными этапами процесса познания и возрастными особенностями учащихся, их психофизиологическими и социокультурными характеристиками. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

 В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- Непрерывность образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- - Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- Системность организации учебно-воспитательного процесса; - Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. 

Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Рабочая программа разработана на основе программы базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности» под редакцией О.В. Чураковой, А.И.Савенкова, методических рекомендаций «Учим творчеству» С.В. Рыжовой (ГОУ ДПО НИРО) 

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

 ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. 

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

 Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.  

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Данная программа рассчитана на 1 год – 7 класс. Общее число учебных часов в 7 классе - 35 (1ч в неделю).

Распределение часов на изучение предмета:

№п/п Название тем разделов Количество часов
1  Введение 1
2 Теоретический блок 16
3 Практический блок 13
4 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 6
  Итого 35

                               Раздел 1. Введение – 1 час.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация  

                    Раздел 2. Теоретический блок -16 часов

- Способы мыслительной деятельности

 (7 часов) Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». 

Понятия: проблема, объект исследования.  

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

- Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

(9 часов) Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.  Цели и задачи исследования.  

 Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. 

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.