Возрастные изменения показателей двигательных действий и физического развития после выполнения сложнокоординационных упражнений. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Возрастные изменения показателей двигательных действий и физического развития после выполнения сложнокоординационных упражнений.

2020-12-08 101
Возрастные изменения показателей двигательных действий и физического развития после выполнения сложнокоординационных упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При анализе полученных данных в результате исследования установлено, что использование в настоящей работе сложнокоординационных упражнений, как составной части гимнастической подготовки, проведенных с учетом расширения сфер трудовой деятельности человека, способствовало обогащению двигательной деятельности детей периода первого детства.

Конкретный анализ полученного материала показал, что упражнения повышенной координационной сложности (перекаты вперед, назад, боком, с группировкой и без нее; кувырки вперед и назад; стойки на лопатках с различным положением ног; сед углом, мост, шпагаты, полушпагаты; бег, ходьба, прыжки в дину и высоту; психо-моторные игры-эстафеты с элементами акробатики) обогащали двигательную культуру детей, способствовали формированию правильной осанки, развитию гибкости и умению управлять своим телом (за счет самоконтроля и ориентировки в пространстве), группироваться при падении.

Включение в двигательный режим упражнений на координацию, оптимизировало адаптацию детей к различным двигательным ситуациям, обеспечивало качественное выполнение контрольных упражнений (прыжки в длину и высоту с места, метание мяча, “челночный бег), более быстрые темпы прироста быстроты. Так например, результаты прыжка в длину, дальности броска увеличивались соответственно: 64,9 см и 2,4 м у мальчиков; 69,9 см и 1,8 м у девочек, а в контрольной группе соответственно - 42,0 см и 1,4 м; - 42,3 см и 1,3 м. Время бега сокращалось в основной группе на 3,2 с, в контрольной - на 2,1 с. У детей основной группы быстрота увеличивалась равномерно по сезонам года, у контингента контрольной группы в основном в летнее время.

Занимающиеся, дополнительно сложнокоординационными упражнениями опережали сверстников из контрольной группы по силовым характеристикам и уровню развития гибкости (от 6 до 7 лет) он повысился у мальчиков в 5, у девочек - в 2,5 раза. К 7 годам дети основной группы обнаруживали высокие результаты наклона вперед стоя с вариантами опускания рук на 7 см ниже переднего края стопы (в контрольной на 1-2 см у мальчиков и 3-5 см у девочек). Данные приведены в таблице 3.

Расширение двигательного режима способствует повышению двигательной активности детей, находящихся на обычном двигательном режиме, равнялось в среднем 11-12 тысячам локомоций за 11 часов светового дня в 6 месяцев, 12-13 тысячам в 9 месяцев, 13-15 тысяч в 12 месяцев.

Реализация предложений в настоящей работе программы, включающей упражнения повышенной координационной сложности довести уровень двигательной активности у детей за 6 месяцев до 13 тысяч, за 9 месяцев до 14-15 тысяч, за 12 месяцев до 16-17 тысяч локомоций.

 

Таблица 3

Динамика развития гибкости (см) у детей в возрасте 6-7 лет

Момент

Контрольная группа

Основная группа

  исследования

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Р1-2   x m x m x m x m   1. До исследования +2,0 +0,8 +4,0 +0,9 +2,5 +0,8 +4,0 +0.9 <0,5 2. 6 месяц +1,0 +0,7 +3,5 +0,21 +1,0 +0,2 +2,5 +0,8 <0,01 3. 9 месяц -0,5 +0,01 +3,0 +0,19 -2,0 +0,8 -1,5 +0,7 <0,05 4. 12 месяц -1,0 +0,2 +2,5 +0,17 -2,5 +0,17 -3,0 +0,89 <0,05

 

Такая двигательная активность оценивается, как адекватная для детей дошкольного возраста (А.В.Кинеман, 1980).

На физкультурно-оздоровительных занятиях с включением игр, включающих элементы акробатики и гимнастики моторная плотность составила 80-85 % и двигательная активность три тысячи локомоций за тридцать минут, что выше чем на обычном занятии физкультуры. Так в контрольной группе моторная плотность достигает 50-65 %, двигательная активность две тысячи движений. Дети основной группы успевают     выполнить на занятии больше упражнений.

Контроль за интенсивностью физической нагрузки на физкультурном занятии определяли по частоте сердечных сокращений, выявилась зависимость пульсовой кривой от формы организации и методики проведения занятия.

В вводной части занятия совершенствующего типа, частоты сердечных сокращений у детей основной группы возрастало по отношению к исходному уровню на 30-36,4 %, во время выполнения общеразвивающих упражнений на 40-60 %, основных движений на 50-70 %, у детей контрольного контингента соответственно - 10-20 %; - 30-40 %; - 50-60 %. Максимальная частота сердечных сокращений у детей, занимающихся по усложненной программе, отмечалась во время подвижных игр в конце основной и в начале заключительной частей урока (60-90 %,             150-170 уд/мин), у детей контрольной группы в начале заключительной части (50-70 %; 140-160 уд/мин).

В конце заключительной части, во время спокойных игр частота сердечных сокращений восстанавливалась и превышала исходный уровень у 6 - летних 20-30 %; у 7-летних 25-35 %. Через две-три минуты после окончания занятия она возвращалась к исходному уровню. В среднем частота сердечных сокращений колебалась от 137 до 142 уд/мин в основной, и 124-130 уд/мин у детей контрольной групп.

Физическая нагрузка детей контрольной группы на физкультурном занятии с частотой сердечных сокращений ниже 130 уд/мин недостаточна, в основной группе соответствует физиологическим возможностям детского организма. Подобранные с учетом пола и возраста комплексы общеразвивающих упражнений и основных сложнокоординационных движений повышают среднее значение частоты сердечных сокращений до 130-140 уд/мин, тем самым обеспечивая, оздоровительно-тренировочный эффект (пульс целевой зоны).

В каждом возрасте у контрольного контингента к концу учебного года отмечалось некоторое повышение спонтанной двигательной активности. В основной группе достоверного повышения спонтанной двигательной активности не происходило. Это свидетельствует о недостаточном удовлетворении при организованных формах занятий в течении учебного года.

Средний уровень физического развития по показателям длины, массы тела достоверно не отличался от такового у детей контрольной группы. Однако у занимающихся, сложнокоординационными упражнениями, выявилось, возрастное увеличение окружности грудной клетки. Так прирост у мальчиков составил 8,2 см, у девочек - 7,4 см (в контрольной группе соответственно - 5.8 см и 6,6 см).

Усиление двигательного режима на физкультурных занятиях привело к увеличению показателей жизненной емкости легких. Прирост этих показателей за период с 1995-97 гг. составил: у мальчиков 61,5 % и 81,2 %, у девочек 58,3 % и 71,6 %; в контрольной группе - соответственно - 35,5 % и 59,4 %; 41,7 % и 63,2 %. Достоверные данные приведены в таблице № 4.

Таблица 4

Динамика показателей кистевой силы (кг) и жизненной емкости легких (л) у детей 6-7 лет

Момент

Контрольная группа

Основная группа

 
исследования

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Р1-2
  жел кист сила жел кист сила жел кист сила жел кист сила  
1. До исследования 0,45 4,9 0,65 5,2 0,44 5,0 0,63 5,3 <0,5
2. 6 месяц 0,49 5,1 0,68 5,7 0,52 5,6 0,71 5,9 <0,05
3. 9 месяц 0,51 5,6 0,72 6,1 0,64 6,2 0,77 6,5 <0,05
4. 12 месяц 0,55 6,0 0,75 6,8 0,72 7,1 0,81 7,7 <0,01

 

При сравнении полученных данных (табл. 4), можно с уверенностью сказать, что по показателям жизненной емкости легких и кистевой силы мальчики и девочки основной группы на много опережают детей из контрольной группы.

В настоящей работе выявлено повышение устойчивости воспитанников ДОУ № 45 г. Краснодара к простудным заболеваниям за счет активизации двигательного режима. За период с 2002 по 2004 гг., занимающихся упражнениями повышенной координационной сложности, заболеваемость снизилась в 3 раза, в контрольной - в 1,5 раза. Снижение заболеваемости происходило на базе повышения физического и моторного развития, сочеталась с увеличением физической работоспособности. Это согласуется с положением, что расширение двигательной активности стимулирует иммунологическую реактивность (С.И.Гальперин, 1965).

Из шестнадцати человек, обследуемых до расширения двигательного режима, низкий и ниже среднего уровень физического развития обнаруживали 7 человек, средний - 6 человек, высокий и выше среднего - 3 человека.

К концу периода наблюдений низкий и ниже среднего уровень физического развития имели 2 человека, средний - 10 человек, высокий - 4 человека. Расширение двигательного режима положительно влияет на темпы физического развития, обеспечивая быструю динамику его к среднему и высокому уровню.

Приведенные данные показывают, что сложнокоординационные упражнения (перекаты, кувырки, стойки на лопатках, мост, шпагаты), преимущественно влияющие на скоростно-силовые и координационные способности, формируют адекватное телосложение и осанку, стимулируют развитие гибкости, ловкости, ориентировки в пространстве, т.е. активно развивают опорно - двигательный аппарат. Дети г. Краснодара имеют высокий уровень развития моторики. В целом, все они выполняют контрольные нормативы в прыжках, метании, беге.

Эффективны по воздействию на организм, также общеразвивающие упражнения. Новизна в решении двигательных задач различной сложности в координационных упражнениях тренирует мозг и другие отделы нервной системы в плане способности управлять движениями, обогащают двигательный опыт ребенка.

Применение в дошкольном возрасте (6-7 лет) психомоторных игр-эстафет способствует эмоциональному закреплению основных видов движений (бег, прыжки, метание, ползание, лазанье). Психо-моторные игры-эстафеты имеют преимущество перед беговыми упражнениями в чередовании с ходьбой по причине большой экономичности, создания оптимальных условий для развития скорости на фоне высокой эмоциональности. Последнее отдаляет развитие процесса утомления (Ю.А.Зузик, М.В.Малука, 1996).

Занятия акробатическими упражнениями доступны для дошкольников, создают оптимальные условия для раннего проявления и полноценного развития двигательных способностей. При переходе в общеобразовательную школу дети имеют прочную спортивную ориентацию и активно занимаются спортом в секциях. Из выпускников ДОУ № 45 4 человек основной группы посещают секцию художественной гимнастики, 2 человека акробатикой, 2 человека большим теннисом, 1 ребенок бальными танцами.

В целом следует отметить, что систематическое использование координационных упражнений, как одного из средств физического воспитания в ДОУ дает хороший эффект в плане развития, моторики, оптимизации координации движений. Дети самопроизвольно включают в игры упражнения повышенной координационной сложности, используют карточки с изображением видов движений составления игр-эстафет.

Расширение двигательного опыта детей за счет акробатики способствует более полному раскрытию потенциальных физических возможностей, оказывает стимулирующее действие на развитие мышечной силы, координации, быстроты, гибкости. Регламентированная в режиме ДОУ двигательная активность приводит к снижению возбудимости детей с чрезмерной подвижностью, стимулирует активность малоподвижных детей (Е.М.Бердичевская, Н.В.Зайцева, Ю.А.Зузик, 1998).

В свете вышеизложенного занятия с включением упражнений повышенной координационной сложности можно квалифицировать, как одно из эффективных средств физической подготовки детей дошкольного возраста.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.