История литературы и искусства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История литературы и искусства

2020-12-08 159
История литературы и искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Часть 1

 

Методические указания к выполнению практических и самостоятельных работ для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

Составитель

Г. Н. Боева

 

 

Санкт-Петербург

2020


 

                                        Утверждено

                                                                     на заседании кафедры РиСО

                                                                   11.03.2020 г., протокол № 7

 

                                                              Рецензент Г. В. Петрова

 

Данная учебно-методическая работа соответствует рабочей программе дисциплины «История искусства и литературы» и содержит основной теоретический материал 1 части курса, раскрывая базовые понятия искусства и закономерности его развития от древности до Нового времени. Теоретический материал сопровождается рекомендациями для подготовки к практическим занятиям и самоорганизации внеаудиторной работы; даны типовые задания для всех форматов работ, включая контрольные; предлагаются необходимые для освоения курса материалы – списки литературы, тесты, глоссарий.

Методические указания разработаны для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

 

Учебное электронное издание сетевого распространения

Издано в авторской редакции

 

Системные требования:

электронное устройство с программным обеспечением для воспроизведения файлов формата PDF

Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_get_file.php?id=2017____, по паролю. – Загл. с экрана.

Дата подписания к использованию __.__.2017 г. Рег. № ______

ФГБОУВО «СПбГУПТД»

Юридический и почтовый адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.

http://sutd.ru


       Содержание

1. СТРУКТУРА КУРСА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА………………………………………………………………………2  

1.1. Пояснительная записка к дисциплине «История искусства и литературы»

1.2. Предполагаемый путь освоения курса. 5

1.3. Тематический план занятий…………………………………………………6

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В АУДИТОРИИ……………………………………………………………………..7

2.1. Указания к выполнению практических занятий...……..............................15

2.2. Образцы контрольных работ……………………………………………….16

3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 18

3.1. Общие рекомендации к организации самостоятельной работы студента18

3.2. Список художественных текстов…………………………………………..20

3.3. Тесты для самопроверки……………………………………………………23         

4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ…….…………………………………………………..60 

5. СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ………………………………………….62                                                     

6. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. 64

7. ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….67


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В АУДИТОРИИ

Задание 2.

Дайте определение понятию «вечный образ» и раскройте содержание следующих культурных концептов:

Адам и Ева, Авель и Каин, Иуда, Агасфер, Прометей, Эдип, Орфей, Пигмалион, Тесей и Ариадна, Нарцисс, Елена, Одиссей, Пенелопа и др.

Тристан и Изольда, Беатриче, Гамлет, Дон Кихот, Офелия, Король Лир, Ромео и Джульетта, Манон Леско, Отелло, Макбет, Фауст, Мефистофель, Гретхен, Вертер, Мюнхгаузен, Дон Жуан, Тартюф, Кармен, Квазимодо, Гулливер, «байронический герой», Робинзон Крузо, Франкенштейн, Голем, Холмс, Дориан Грей.

«Лишний человек», «русский скиталец», «тургеневская девушка», «маленький человек», Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Хлестаков, Чичиков, Манилов, Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Обломов, «человек в футляре» и др.

Задание 3. Проинтерпретируйте с точки зрения смысла и возможных сфер применения в медиасфере и рекламе следующие понятия:

«маленький человек», «лишний человек», «тургеневская барышня», «бедные люди», «униженные и оскорбленные», «мертвые души», «обыкновенная история», «отцы и дети», «обломовщина», «преступление и наказание», «дубина народной войны», «энциклопедия русской жизни», «город глупов», «держиморда», «что делать», «кто виноват», «кому на Руси жить хорошо», «гоголевская шинель», «луч света в темном царстве», «молчалины», «горе от ума», «пошлость», «горьковский босяк», «окаянные дни».

Задание 4. Определите источник следующих цитат из классики и придумайте возможные контексты их использования:

Любви все возрасты покорны. Красота спасет мир. Уж полночь близится, а Германа все нет. Народ безмолвствует. И пошли они, солнцем палимы. Ну что, брат Пушкин?.. А может, тебе еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат? Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. Унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Спокойно, Маша, я Дубровский. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! Люблю тебя, Петра творенье!.. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А судьи кто?.. Счастливые часов не наблюдают. И дым отечества нам сладок и приятен. Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. Выхожу один я на дорогу.

 

Образцы контрольных работ

(одна из них предлагается студентам в качестве итоговой работы)

Контрольная работа № 1

1. Дать краткую характеристику (период творчества, культурная принадлежность (страна, язык), основные произведения, стилистическая характеристика, особенности поэтики, важнейшие идеи) следующим писателям (даются персоналии).

2. Определить язык, десятилетие или точную дату создания, жанр, автора произведений (далее преподавателем указываются 3-4 произведения классики мировой литературы).

3. Проанализируйте любое прочитанное Вами произведение русской литературы ХIХ или ХХ века (примерный план: замысел, тема, идея, жанр, композиция, образный ряд, сюжет, фабула, стиль, место в творчестве писателя и в мировом литературном процессе).

4. Охарактеризуйте одно из направлений в искусстве (варианты: романтизм, символизм, импрессионизм и др.).

5. Приведите пример суггестивности как фактора восприятия художественного произведения.

Контрольная работа № 2

1. Составьте схему развития европейского литературного процесса от античности до ХIХ века (этапы, хронология, концепция человека, 2-3 автора с указанием их основных произведений).

2. Кратко охарактеризуйте произведение искусства, принадлежащее к стилю / направлению барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Приведите в качестве иллюстрации одно конкретное произведение.

3. Перечислите не менее трех признаков, характерных для литературных героев следующих эпох / направлений: античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, сентиментализма, романтизма, реализма.

4. Определите источник (автор, название произведения) следующих цитат и придумайте возможные контексты их использования: 1) Любви все возрасты покорны. 2) Красота спасет мир. 3) Уж полночь близится, а Германа все нет. 4) Народ безмолвствует. 5) А может, тебе еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат? 6) Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. 7) Унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. 8) Спокойно, Маша, я Дубровский. 9) Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! 10) Люблю тебя, Петра творенье!.. 11) Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. 11) А судьи кто?.. 12) Счастливые часов не наблюдают. 13) И дым отечества нам сладок и приятен. 14) Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок! 15) Выхожу один я на дорогу.

Образец: Свежесть бывает только одна – первая. Это фраза из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Фраза может стать основой для названия магазина second-hand («Вторая свежесть»), дать название разоблачительной статье о просроченных продуктах, поступающих в торговлю с переклеенными этикетками.

5. Проанализируйте любое прочитанное Вами художественное произведение, строго придерживаясь следующего плана: автор, название и его смысл, замысел, тема, идея, жанр, сюжет, фабула, композиция, стиль, место в творчестве писателя и в мировом литературном процессе).

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1. Общие рекомендации к организации самостоятельной работы студента

Требование от студентов прочтения художественных текстов – едва ли не самая важная составляющая организации учебного процесса. Проверка знания текстов осуществляется как в форме фронтального опроса в ходе аудиторного занятия, так и в часы, отведенные для индивидуальных консультаций, в течение всего семестра. Благодаря вынесению текущего контроля за рамки аудиторных занятий удается расширить поле индивидуальных контактов преподавателя со студентами, в большей степени влиять на выработку у студентов навыков осознанного чтения.

Число «обязательных» текстов ограничено 7-ю по выбору, причем студентам рекомендуется выбирать произведения для чтения из разных «блоков» списка («блок» – условное понятие, характеризующее определенную культурно-историческую эпоху или литературное направление). Одним из заданий, предлагаемых студентам на консультациях, является задание «разбить» список на такие блоки – в случае затруднений эта работа проделывается во время консультации с помощью преподавателя.

Рейтинговая система оценки компетентности студентов (см. соответствующий раздел) предполагает освоение ими различных видов интеллектуальной и творческой деятельности: самостоятельное чтение как художественной, так и учебной литературы, конспектирование, умение выполнять тестовые задания, письменный анализ как различных явлений литературного процесса, так и конкретных художественных текстов, наконец, устный ответ в ходе собеседования с преподавателем.

Кроме того, преподавание «Истории искусства и литературы» предусматривает и другие виды деятельности, из которых практикуются следующие:

– использование мультимедийных презентаций, самостоятельно подготовленных студентами по выбранной теме;

– посещение театра с последующим аудиторным обсуждением;

– просмотр экранизации классического произведения с последующим обсуждением различий словесного и кинематографического языков;

– написание эссе;

– написание рецензий на книгу и спектакль;

– анкетирование с целью изучения круга чтения студентов.

Все перечисленные виды работы являются дополнительными и ни в коем случае не заменяют обязательных требований, предъявляемых к студенту.

Во время текущих консультаций или непосредственно перед зачетом преподаватель проверяет, прочитал ли студент необходимое количество текстов художественной литературы.

Образцы примерных вопросов на знание текстов:

– Как Эдип в трагедии Софокла узнает о том, что он убийца своего отца?

– Как в романе о Тристане и Изольде мотивируется любовь, вспыхнувшая между героями?

– опишите доспехи Дон Кихота и его оруженосца;

– почему все восхищаются красотой и умом крошки Цахеса (Гофман)?

– в какой форме ведется повествование в романе Гете «Страдания юного Вертера»?

– где происходит действие в романе Флобера «Госпожа Бовари»?

3.2. Список художественной литературы к дисциплине

Тесты для самопроверки

Тест к теме № 1

1. «Книга перемен» – памятник

а) древнеперсидской письменности;

б) древнееврейской письменности;

в) китайской письменности.

2. Какой литературный памятник самый древний?

а) Сказание о Гильгамеше;

б) «Илиада» Гомера;

в) «Махабхарата».

3. Какая богиня в древнегреческой мифологии покровительствовала мудрости и цивилизованной войне?

а) Гера;

б) Афина;

в) Мнемозина.

4. Выберите римский аналог древнегреческого бога Гермеса:

а) Меркурий;     

б) Юпитер;

в) Марс.

5. «Тора» («Пятикнижие») – часть

а) буддийского канона;

б) конфуцианского канона;

в) Ветхого Завета.

6. Кто не дает Одиссею вернуться домой?

а) Афина;

б) Посейдон;

в) Зевс.

7. Из кого состоит хор в трагедии «Прометей прикованный»?

а) жрецов Аполлона;

б) дев-океанид;

в) слуг Гефеста.

8. С культом какого бога связано рождение древнегреческого театра?

а) Зевса;

б) Диониса;

в) Аполлона.

9. Из какого цикла мифов заимствован сюжет трагедии «Царь Эдип»?

а) Троянского;

б) об аргонавтах;

в) Фиванского.

10. К какой разновидности эпоса можно отнести «Труды и дни» Гесиода?

а) киклическому;

б) дидактическому;     

в) героическому.

11. Катарсис – это

а) центральное понятие учения Аристотеля о трагедии, означающее очищение через страх и сострадание;

б) термин аристотелевской концепции искусства, означающий подражание;

в) представление об антропоцентричности античной культуры.

12. Стихи шуточного или сатирического содержания, написанные размером, в котором первый слог краткий, а второй долгий – это

а) элегия;

б) мелика;

в) ямб.       

13. Что является объектом воспевания в анакреонтике?

а) героическое прошлое;

б) любовь;

в) боги.

14. Кто «отец» комедии?

а) Эсхил;

б) Аристофан;

в) Менандр.       

15. В каком произведении Вергилия звучит идея прославления героической миссии Рима?

а) «Энеида»;

б) «Буколики»;

в) «Георгики».

 

Тест к теме № 2

1. Какая черта не характерна для средневековой литературы?

а) символизм;

б) историзм;

в) дидактизм.

2. Какой жанр не характерен для клерикальной литературы?

а) роман;

б) житие;

в) видение.

3. «Песнь о моем Сиде» – эпос

а) французский;

б) испанский;

в) немецкий.

4. Какое реальное событие лежит в основе «Песни о Роланде»?

а) неудачный поход Карла Великого;

б) победоносное сражение реконкисты;

в) один из подвигов рыцаря Круглого стола.

5. Какой средневековый роман станет прообразом сюжетной схемы «Ромео и Джульетты» Шекспира?

а) роман о Тристане и Изольде;

б) роман о Парцифале;

в) роман о рыцарях Круглого стола.

6. Что означает слово «Грааль» в цикле романов о Святом Граале?

а) «праведник»;

б) «чаша с кровью Христа»;

в) «амулет».

7. Для кого характерны мотивы вина, веселья, скоротечности жизни?

а) для миннезингеров;

б) для трубадуров;

в) для вагантов.

8. В каком эпосе запечатлены древние космогонические представления?

а) в «Песне о Роланде»;

б) в «Песне о моем Сиде»;

в) в «Старшей Эдде».

9. Когда появилось выражение «средние века»?

а) в V в.;

б) в ХV в.;

в) в ХХ в.

10. Что не характерно для героического эпоса?

а) общая с фольклором система художественных средств;

б) индивидуальная авторская точка зрения;

в) сюжет, связанный с воинскими сражениями.

11. «Gaudeamus igitur» – произведение

а) трубадуров;

б) вагантов;

в) городских ремесленников.

12. Кто автор первой в мировой литературе «Исповеди»?

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Франциск Ассизский.

13. Каково значение слова «куртуазный»?

а) вежливый, благородный, обходительный;

б) верующий, набожный;

в) преданный сюзерену.

14. Кто в европейской литературе впервые стал писать рифмой?

а) трубадуры;

б) ваганты;

в) монахи.

15. Какой жанр средневековой городской литературы не является драматическим?

а) миракль;

б) мистерия;

в) фаблио.

 

Тест к теме № 3

1. Что не характерно для культуры эпохи Возрождения?

а) интерес к античности;

б) распространение гуманизма;

в) нормативность.

2. Где Возрождение возникло раньше?

а) в Италии;

б) во Франции;

в) в Англии.

3. Кому итальянская литература обязана рождением жанра новеллы?

а) Петрарке;

б) Данте;

в) Боккаччо.

4. Как переводится с греческого «Декамерон»?

а) «Семидневник»;

б) «Шестидневник»;

в) «Десятидневник».

5. Под каким девизом живут обитатели Телемского аббатства?

а) «Возлюби ближнего своего»;

б) «Делай что хочешь»;

в) «Будьте как боги».

6. Как называется поэтический жанр из 14 строк (2-х катренов и 2-х терцет)?

а) сонет;

б) баллада;

в) кансона.

7. Кто проводник Данте по аду и чистилищу?

а) Беатриче;

б) Харон;

в) Вергилий.

8. В чем заключается аллегорический смысл «Божественной комедии»?

а) в идее возмездия;

б) в показе судеб людей после смерти;

в) в стремлении воспеть Беатриче.

9. Кто из великих не жил в эпоху Возрождения?

а) Колумб;

б) Гете;

в) Леонардо да Винчи.

10. Кто автор книги «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»?

а) М. Бахтин;

б) Ф. Ницше;

в) Л. Выготский.

11. Кто такие гвельфы и гиббелины?

а) представители враждующих политических партий во Флоренции;

б) мифологические персонажи из «Божественной комедии» Данте;

в) фантастические существа, персонажи трагедии Шекспира «Макбет».

12. Что возрождает Возрождение?

а) античные ценности;

б) божественное величие;

в) веру в сверхъестественное.

13. Где происходит действие в трагедии «Гамлет»?

а) в Англии;

б) во Франции;

в) в Дании.

14. Какой герой «Гамлета» отказывается от мести за отца?

а) Лаэрт;

б) Фортинбрас;

в) Гамлет.

15. Кто в романе Сервантеса «Дон Кихот» мечтает стать губернатором острова Баратория?

а) Санчо Панса;

б) Дон Кихот;

в) герцог.

 

Тест к теме № 4

1. Что не характерно для стиля барокко?

а) лаконизм;

б) декоративность;

в) асимметричность.

2. Кальдерон – автор

а) религиозно-философских барочных драм;

б) классицистических трагедий;

в) «высоких комедий».

3. «Мизантроп» (название комедии Мольера) переводится с древнегреческого как

а) «лицемер»;

б) «скупец»;

в) «человеконенавистник».

4. Какое правило поэтики классицизма не нарушил Корнель в трагедии «Сид»?

а) сюжет из античности;

б) единство места;

в) конфликт между чувством и долгом.

5. Какой жанр, согласно теории классицизма, не относится к «высоким»?

а) роман;

б) трагедия;

в) ода.

6. Что не входит в требование «трех единств»?

а) единство действия;

б) единство времени;

в) единство характера.

7. Какое произведение Мольера написано в жанре «комедия-балет»?

а) «Дон Жуан»;

б) «Мещанин во дворянстве»;

в) «Тартюф».

8. Какая характеристика не подходит для определения прециозной литературы?

а) изысканная, жеманная;

б) придворная, аристократическая;

в) воспитательная, гражданственная.

9. Как называется поэма-трактат Н. Буало, регламентирующая искусство?

а) «Поэтическое искусство»;

б) «Поэтика»;

в) «Новое руководство к сочинению комедий».

10. Какая трагедия не принадлежит перу Ж. Расина?

а) «Федра»;

б) «Андромаха»;

в) «Антигона».

11. Что не является характеристикой классицизма?

а) нормативность;

б) дисгармоничность;

в) рациональность.

12. Знаменитый французский баснописец ХVII века –

а) Ж. де Лафонтен;

б) Б. Паскаль;

в) Ф. Малерб.

13. Какой жанр не характерен для классической японской поэзии?

а) сонет;

б) хокку;

в) танка.

14. Автор поэм «Потерянный Рай» и «Возвращенный Рай» –

а) Д. Донн;

б) Д. Мильтон;

в) Т. де Молина.

15. Какой памятник архитектуры Санкт-Петербурга выполнен в стиле барокко?

а) Биржа;

б) Зимний дворец;

в) Казанский собор.

 

Тест к теме № 5

1. Какова философская основа идеи зависимости человека от среды?

а) сенсуализм;

б) атеизм;

в) пантеизм.

2. Какой стиль в рамках эпохи Просвещения характеризуется изысканностью, декоративностью, орнаментальностью?

а) сентиментализм;

б) рококо;

в) просветительский классицизм.

3. В каком варианте нет фактической ошибки?

а) английские романисты Ричардсон, Филдинг, Смоллетт;

б) Гете, Шиллер, Вольтер – представители «веймарского классицизма»;

в) Томсон, Юнг и Дидро – основоположники сентиментализма.

4. Просветительство – идеология

а) аристократов;

б) третьего сословия;

в) крестьянства.

5. «Готические романы» – жанр

а) просветительского классицизма;

б) сентиментализма;

в) предромантизма.

6. Какое произведение не является романом?

а) «Робинзон Крузо» Д. Дефо;

б) «Разбойники» Ф. Шиллера;

в) «Путешествие Гулливера» Д. Свифта.

7. Чье творчество относится к «веймарскому классицизму»?

а) Лессинга, Гейне;

б) Гете, Шиллера;

в) Д. Дефо, Д. Свифт.

8. Чей роман дал название литературному направлению сентиментализм?

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) Вольтер;

в) Л. Свифт.

9. В каком произведении сюжетная основа – «контракт» с потусторонней силой?

а) «Фауст» Гете;

б) «Робинзон Крузо» Дефо;

в) «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо.

10. Какие жанры получили развитие в рамках сентиментализма?

а) эпическая поэма, философская повесть;

б) трагедия, «слезная комедия»;

в) роман в письмах, исповедь, путевые заметки, дневник.

11. В каком варианте перечислены английские поэты-сентименталисты, авторы «кладбищенских элегий»?

а) Д. Дидро, Вольтер;

б) Г. Филдинг, С. Ричардсон;

в) Э. Юнг, Т. Грей.

12. Какая часть «Путешествия Гулливера» Свифта по жанру представляет собой утопию?

а) первая, о путешествии в страну лилипутов;

б) третья, о летающем острове Лапуту;

в) четвертая, о путешествии в страну говорящих лошадей.

13. Кто не является героем трагедии «Фауст»?

а) Маргарита;

б) Мефистофель;

в) Дон Карлос.

14. В каком произведении повествование ведется не в форме писем?

а) «Манон Леско» Прево;

б) «Страдания юного Вертера» И.-В. Гете;

в) «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо.

15. В какое время в Германии заявила о себе группа «Буря и натиск»?

а) 1700-1710;

б) 1730-1750;

в) 1770-1780.

Тест к теме № 6

1. Что не характерно для эстетики романтизма?

а) представление о двоемирии;

б) интерес к фольклору;

в) социальная детерминация характера.

2. Излюбленный жанр «озерных романтиков» –

а) трагедия;

б) роман;

в) баллада.

3. Определите социально-исторические предпосылки романтизма

а) Реформация;

б) поражение европейских буржуазно-демократических революций;

в) укрепление абсолютизма.

4. В каком варианте перечислены немецкие романтики?

а) А. де Мюссе, В. Гюго, Ж. Санд;

б) Новалис, братья Гримм, Э. Т. А. Гофман;

в) Э. По, Г. Мелвилл, Н. Готорн.

5. Под каким мужским псевдонимом скрывается писательница?

а) Жорж Санд;

б) Виктор Гюго;

в) Генрих Гейне.

6. Что не характерно для американского романтизма?

а) хронологическое отставание от европейского;

б) интерес к мистическому и фантастическому;

в) интерес к фольклору.

7. Какому направлению противостоял романтизм как литературное направление?

а) классицизму;

б) барокко;

в) сентиментализму.

8. Кто написал книгу на основе индейского фольклора?

а) Г. У. Лонгфелло;

б) Дж. Ф. Купер;

в) Ф. Р. Шатобриан.

9. Капельмейстер Крейслер – «сквозной персонаж» в творчестве

а) Байрона;

б) Гюго;

в) Гофмана.

10. Романтическая ирония – это

а) проявление социального-критического пафоса;

б) разновидность юмора;

в) способ преодолеть трагический разлад между идеалом и действительностью.

11. Автор поэм «Чайльд Гарольд», «Манфред», «Дон Жуан» –

а) Байрон;

б) Гофман;

в) Гюго.

12. В творчестве какого писателя нет исторических романов?

а) В. Гюго;

б) В. Скотт;

в) Э. Т. А. Гофман.

13. В каком варианте нет фактической ошибки?

а) романы Гофмана «Эликсиры дьявола» и «Житейские воззрения кота Мурра»;

б) У. Вордсворт и Д. Г. Байрон – «озерные романтики»;

в) «Индиана», «Консуэло» – романы Жорж Санд.

14. Какой американский романтик стал родоначальником жанра детектива?

а) Г. Мелвилл;

б) Э. По;

в) Г. Торо.

15. Какой поэт-романтик участвовал (и погиб) в освободительной войне греков против турок?

а) Байрон;

б) Гейне;

в) Кольридж.

Тест к теме № 6

1. Кто является создателем так называемого «объективного стиля»?

а) О. де Бальзак;

б) Ж. Санд;

в) Г. Флобер.

2. Какой подзаголовок имеет роман «Красное и черное»?

а) «Провинциальные нравы»;

б) «Сцены из жизни одного салона 1827 года»;

в) «Хроника ХIХ века».

3. В каком произведении использована фантастика?

а) «Шагреневая кожа» Бальзака;

б) «Воспитание чувств» Флобера;

в) «Кармен» Мериме.

4. Кто из французских писателей неоднократно бывал в России, а венчался в Бердичеве?

а) Ф. Стендаль;

б) П. Мериме;

в) О. де Бальзак.

5. Какой английский писатель вступил в литературу под псевдонимом Боз?

а) У. М. Теккерей;

б) Ч. Диккенс;

в) В. Скотт.

6. Что не характерно для эстетики английского реализма ХIХ в.?

а) дидактизм;

б) социально-критический пафос;

в) внимание к физиологии человека.

7. Какой подзаголовок у романа Теккерея «Ярмарка тщеславия»?

а) «Хроника века»;

б) «Роман без героя»;

в) «История двух подруг».

8. Какой период называют викторианской эпохой?

а) первая четверть ХIХ в.;

б) первая половина ХIХ в.;

в) вторая половина ХIХ в.

9. Откуда заимствовал Теккерей образ «ярмарки тщеславия»?

а) из Библии;

б) из драматургии Шекспира;

в) из аллегории Дж. Беньяна.

10. От чьего лица обращается автор к читателям в предисловии к роману «Ярмарка тщеславия»?

а) Старого Моралиста;

б) Кукольника;

в) Издателя.

11. Какой герой не диккенсовский?

а) Николас Никльби;

б) Сэмюэль Пиквик;

в) Джордж Осборн.

12. Кто является создателем теории «экспериментального романа»?

а) И. Тэн;

б) О. Конт;

в) Э. Золя.

13. Какое философское направление является основой натурализма?

а) позитивизм;

б) пантеизм;

в) экзистенциализм.

14. Из каких трех факторов состоит формула И. Тэна, ставшая программой натурализма?

а) «среда», «обстоятельства», «история»;

б) «происхождение», «случай», «среда»;

в) «раса», «среда», «момент».

15. Что не характерно для эстетики натурализма?

а) детерминизм;

б) объективность;

в) типизация.

 

Тест к теме № 7

1. В каком ряду перечислены писатели, не имеющие отношения к английскому неоромантизму?

а) Д. Элиот, О. Уайльд;

б) Р. Киплинг, А. Конан Дойл;

в) Р. Л. Стивенсон, Д. Конрад.

2. Что не свойственно эстетике неоромантизма?

а) занимательность;

б) дидактизм;

в) герой – яркая личность.

3. 90-е годы в Англии называли «... девяностые» (по названию знаменитого декадентского журнала). Какое слово пропущено?

а) «красные»;

б) «желтые»;

в) «черные».

4. Что не характерно для эстетизма?

а) культ Красоты;

б) субъективизм;

в) злободневность.

5. Что представляет собой «Предисловие» к роману «Портрет Дориана Грея»?

а) диалог автора и читателя;

б) подборку афоризмов;

в) стихи.

6. Что не характерно для мироощущения декаданса?

а) оптимизм;

б) вытеснение этики эстетикой;

в) мотивы болезни и смерти.

7. Что такое суггестивность?

а) художественный прием, в основе которого суждение или изречение, резко расходящееся с общепринятым мнением и здравым смыслом;

б) способность художественного произведения воздействовать на подсознание, воображение, чувства читателей посредством ассоциаций;

в) эстетическая категория, в основе которой лежит неразрешимый конфликт, приводящий героя к страданию и гибели.

8. Что означает по-французски слово, от которого произошло название литературно-художественного направления «импрессионизм»?

а) «экспрессия»;

б) «выразительность»;

в) «впечатление».

9. Кто из французских поэтов является создателем теории «ясновидения»?

а) П. Верлен;

б) А. Рембо;

в) Ш. Бодлер.

10. Кто автор сонета «Гласные»?

а) А. Рембо;

б) Т. Готье;

в) Л. де Лиль.

11. Какого англоязычного предшественника С. Малларме называет своим «великим учителем»?

а) У. Уитмена;

б) В. Шекспира;

в) Э. По.

12. С какой птицей сравнивает Бодлер поэта в программном стихотворении, включенном в «Цветы зла»?

а) лебедем;

б) альбатросом;

в) соловьем.

13. Что по-французски означает слово «декаданс»?

а) «упадок»;

б) «расцвет»;

в) «красота».

14. Кто автор неоромантических пьес «Сирано де Бержерак», «Принцесса Греза», «Орленок»?

а) Л. де Лиль;

б) Э. Ростан;

в) Т. Готье.

15. Выберите ключевое слово для определения понятия символ.

а) эмблема;

б) знак;

в) сущность.

Тест к теме № 7

1. Кто автор манифеста «новой драматургии» «Квинтэссенция ибсенизма»?     

а) Т. Уильямс;

б) А. Стриндберг;

в) Б. Шоу.

2. Что не свойственно «новой драме»?

а) аналитичность;

б) дискуссионность;

в) подражание античным образцам.

3. Какой драматург не имеет отношения к «новой драме»?

а) Э. Ионеско;

б) М. Метерлинк;

в) Г. Гауптман.

4. Кто по национальности Х. Ибсен?

а) бельгиец;

б) норвежец;

в) швед.

5. Кто в начале ХХ в. дал американскому театру национальный репертуар?

а) Т. Уильямс;

б) А. Миллер;

в) Ю. О' Нил.

6. Как зовут главную героиню пьесы «Кукольный дом»?

а) Сольвейг;

б) Нора;

в) Гедда.

7. О каком драматурге идет речь в статье «Квинтэссенция ибсенизма»: «… выводил на сцене нас самих, но в чуждых нам ситуациях – Ибсен удовлетворяет потребность, не утоленную …»?

а) о Мольере;

б) о Расине:

в) о Шекспире.

8. В каком варианте нет фактической ошибки?

а) пьесы Т. Уильямса «Трамвай “Желание”», «Стеклянный зверинец», «Любовь под вязами»;

б) пьесы Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен», «Пигмалион», «Кукольный дом»;

в) Брехт – создатель теории «эпического театра».

9. Какой писатель был удостоен Нобелевской премии?

а) Б. Шоу;

б) Т. Уильямс;

в) Х. Ибсен.

10. Какая пьеса написана в жанре зонг-оперы?

а) «Кукольный дом» Х. Ибсена;

б) «Трехгрошовая опера» Б. Брехта;

в) «Любовь под вязами» Ю. О' Нила.

11. К какой пьесе автор написал послесловие?

а) «Пигмалион» Б. Шоу;

б) «Пер Гюнт» Х. Ибсена;

в) «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса.

12. Какой драматург использует в своих пьесах прием парадокса?

а) А. Стриндберг;

б) Б. Шоу;

в) Х. Ибсен.

13. Какая профессия у главной героини пьесы Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен»?

а) торговка цветами;

б) писательница;

в) владелица публичных домов.

14. Какая пьеса Б. Шоу имеет подзаголовок «Английские фантазии в русском стиле»?

а) «Пигмалион»;

б) «Дом, где разбиваются сердца»;

в) «Поживем – увидим».

15. Какая пьеса не имеет отношение к «театру абсурда»?

а) «Лысая певица» Э. Ионеско;

б) «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта;

в) «В ожидании Годо» С. Беккета.

 

Тест к теме № 7

1. Название какого течения в искусстве переводится как «бессвязный лепет»?

а) дадаизм;

б) импрессионизм;

в) экспрессионизм.

2. В каком романе не используется художественный прием «поток сознания»?

а) «Шум и ярость» У. Фолкнера;

б) «Улисс» Д. Джойса;

в) «Прощай, оружие!»

3. Какое литературно-художественное течение зародилось в начале ХХ в. в Германии?

а) экспрессионизм;

б) импрессионизм;

в) сюрреализм.

4. Кому принадлежит открытие «потока сознания»?

а) У. Джеймсу;

б) Д. Джойсу;

в) Э. Хемингуэю.

5. «Автоматизм письма» – эстетический принцип

а) всех модернистов;

б) сюрреалистов;

в) представителей «новой драмы».

6. Кто автор теории бессознательного?

а) Фрейд, Юнг;

б) Киркегор, Хайдеггер;

в) Спенсер, Конт.

7. В каком варианте нет фактической ошибки?

а) романы Ф. Кафки «Процесс», «Замок», «Чума»;

б) французские писатели-экзистенциалисты Сартр, Камю, Пруст;

в) писатели «потерянного поколения» Ремарк, Хемингуэй.

8. Какой писатель назвал свой стиль «принципом айсберга»?

а) Камю;

б) Хемингуэй;

в) Пруст.

9. «Новый роман» во французской литературе – это

а) А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютор;

б) А. Камю, Ж.-П. Сартр;

в) Ф. Супо, А. Бретон, П. Элюар.

10. Какое событие вызвало к жизни писательскую генерацию «потерянное поколение»?

а) война во Вьетнаме;

б) I мировая война;

в) II мировая война.

11. Какой «изм» нашел отражение не только в искусстве, но и в философии?

а) футуризм;

б) сюрреализм;

в) экзистенциализм.

12. «Магический реализм» возник

а) во французской литературе;

б) в североамериканской литературе;

в) в латиноамериканской литературе.

13. Что не является приметой модернизма?

а) субъективизм;

б) типизация;

в) стилевое новаторство.

14. В каком варианте перечислены только европейские писатели?

а) К. Або, Ю. Мисима, Аполлинер;

б) А. де Сент-Экзюпери, Т. Манн, Ф. Кафка;

в) Х. Кортасар, Г. Лорка, Л. Пиранделло.

15. Какой латиноамериканский писатель не аргентинский?

а) Маркес;

б) Кортасар;

в) Борхес.

 

Ключи к тестам

№ 1: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – б; 7 – б; 8 – б; 9 – в; 10 – б; 11 – а; 12 – в; 13 – б; 14 – а; 15 – а. № 2: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – а; 6 – б; 7 – в; 8 – в; 9 – б; 10 – б; 11 – б; 12 – а; 13 – а; 14 – а; 15 – в. № 3: 1 – в; 2 – а; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – в; 8 – а; 9 – б; 10 – а; 11 – а; 12 – а; 13 – в; 14 – б; 15 – а. № 4: 1 – а; 2 – а; 3 – в; 4 – в; 5 – а; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – а; 10 – в; 11 – б; 12 – а; 13 – а; 14 – б; 15 – б. № 5: 1 – а; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а; 10 – в; 11 – в; 12 – в; 13 – в; 14 – а; 15 – в. № 6: 1 – в; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – а; 8 – а; 9 – в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – в; 14 – б; 15 – а. № 7: 1 – в; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – б; 11 – в; 12 – в; 13 – а; 14 – в; 15 – в. № 8: 1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – б; 10 – а; 11 – в; 12 – б; 13 – а; 14 – б; 15 – б. № 9: 1 – в; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7 – в; 8 – в; 9 – а; 10 – б; 11 – а; 12 – б; 13 – в; 14 – б; 15 – б. № 10: 1 – а; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – б; 6 – а; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – б; 11 – в; 12 – в; 13 – б; 14 – б; 15 – а.

Тест № 2: «Литература Х VIII века»

1. Что не характерно для русской словесности ХVIII в. в целом?

а) эстетические критерии оценки текста;

б) приоритет рациональных ценностей;

в) дидактическая направленность.

2. Что противоречит духу культурных реформ Петра I?

а) массовый переход от рукописной книги к книгопечатанию;

б) анонимность текстов;

в) переориентация с духовного содержания на светское.

3. Чем была вызвана необходимость реформы российского стихосложения?

а) несоответствием силлабического стиха российской системе ударения;

б) идеологическими причинами;

в) требованиями жанровой иерархии русского классицизма.

4. Кто автор первого отечественного сатирического журнала в ХVIII в.?

а) Н. И. Новиков;

б) И. А. Крылов;

в) Екатерина II.

5. Что не характерно для стиля проповедей Феофана Прокоповича?

а) обилие иносказательных образов, аллегорий, символов, эмблем;

б) лаконизм, простота и безыскусность;

в) сочетание одического и сатирического начал.

6. Какой литератор петровского времени прославился своими сатирами?

а) Прокопович;

б) Кантемир;

в) Тредиаковский.

7. Какие сюжеты предпочитал брать А. П. Сумароков для своих трагедий?

а) античные;

б) европейские;

в) российские.

8. Кто является героем одной из самых известных «безавторских гисторий» петровского


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.516 с.