История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-12-08 | 140 |
5.00
из
|
Заказать работу |
С тех пор как А. Попов изобрел способ передачи информации на расстояние путем использования радиоволн, немало воды утекло. Радио появилось именно в то время, когда человечество стало нуждаться в предельной оперативности массовой информации: глобальные потрясения, изменявшие в начале столетия административный, ментальный и политический лик Земли — социалистическая революция в России, первая мировая война, — затронули все слои населения. Не следует забывать, что в те времена большинство землян имели весьма туманное представление о чтении и письме, что сделало радио единственным
действительно массовым носителем информации. Недаром же вождь русской революции Владимир Ленин, сразу оценив огромный потенциал радио, считал, что переоценить его важность для революционного дела невозможно,
Насколько велика была сила воздействия радио в те давние времена, демонстрирует уже ставший хрестоматийным случай: когда в эфире прозвучала радиопостановка по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров», исполненная в жанре репортажа, создавшийся эффект присутствия и правдоподобности высадки инопланетян на улицах знакомых городов настолько потряс слушателей, что огромные массы людей испытали потрясение: с кем-то случилась истерика, кто-то потерял сознание, а большинство бросились в церкви, надеясь найти защиту у высших сил.
Естественно, что в молодой тогда Советской республике радио придавалось большое значение. Оно, по сути, являлось стратегическим оружием массовой идеологической пропаганды (однако, несмотря на это, передаваемая классическая музыка собирала своих поклонников у розеток с наушниками — радиоприемников не было; Осип Мандельштам, к примеру, был большим поклонником радиоклассики и даже посвятил чуду волновой трансляции некоторое количество строк). Именно поэтому понятен жесткий контроль за деятельностью Центрального радио со стороны государства. И если до 50-х годов существовала масса мелких районных и городских редакций радиовещания (согласно официальным статистическим данным, в 1940 г. их было 1581), то уже в 1965-м их число сократилось до 150— меньшим количеством легче управлять. Основная масса радиотрансляций велась в диапазоне длинных и средних волн, а короткие и ультракороткие волны были задействованы уже ближе к концу века. Невозможно отделить историю нашего Отечества от истории радио и в период второй мировой войны: голос Юрия Левитана стал символом военного времени. Потом помимо первой программы Всесоюзного радио появились еще три, вместо репродукторов на улицах появились радиотрансляционные точки в квартирах, радиоприемники — радио прочно входило в повседневную жизнь, чудо становилось обыденностью.
В 60-х годах начала складываться стабильная система образования в области радиовещания. И если до того времени работники радио были в чем-то самоучками, то теперь многие высшие учебные заведения вводили в свою учебную программу для журналистов курсы по радиовещанию. Конечно, была острая потребность в преподавателях — привлечение профессионалов-практиков не заменяет необходимости преподавания будущим работникам радиоэфира теоретических основ, системы знаний (которые, между прочим, еще надо было разработать).
После периода относительной стабильности пришла перестройка, которая перестроила не только политические и экономические основы общества, но и сложившуюся систему средств массовой информации. К государственным радиостанциям — центральным, региональным (республиканским и областным), местным (городским и районным) и станциям предприятий и организаций — добавились частные, независимые, которые вещают в УКВ и FM-диапазонах. Помимо информационного эфира появился музыкальный. Радио стало одним из видов бизнеса. Одним словом, изменения поистине революционные.
Сегодня в мире радио очень популярно: к примеру, исследования аудитории 690 итальянских радиостанций — общественных, частных, местных — показали, что «новый слушатель» — это чаще всего юноша, отдающий предпочтение частным станциям, а не национальному РАИ. Радио в Италии слушают 26,5 млн. человек в среднем 2 ч 40 мин в день (для сравнения: телевизор пользуется у итальянцев немногим большей популярностью: его смотрят в среднем 2 ч 50 мин в день). Во Франции 40 млн. радиослушателей, из которых УКВ-станции слушают только 17% (лишь 2% — регулярно), т. е. 6 млн. 800 тыс. человек; остальная аудитория распределяется между французским и зарубежным информационным вещанием — так что французы, оказывается, более серьезные слушатели.
Обобщенной аудиторной статистики по России нам найти не удалось, однако очевидно, что радио у нас по-прежнему слушают. В условиях жесткой конкурентной борьбы с телевидением, благодаря своей «незрительной» специфике — радио возможно слушать, занимаясь чем угодно, — оно заняло прочную нишу в системе отечественных СМИ. Кстати, музыкальный эфир нам подарила именно Франция — первые станции «Европа +» и «Ностальжи» представляют собой совместные российско-французские проекты.
А так как сегодня самыми различными по сути, а иногда и противопоставляемыми друг другу видами формата радиовещания (формат — это концепция) являются информационный и музыкальный, рассмотрим их отдельно.
Информационное вещание представлено национальными каналами («Радио России», «Маяк», «Радио-1»), которые вещают как на средних, так и на коротких волнах, а также по проводам; FM-радиостанциями, среди которых редкие информационные («Эхо Москвы»), а на остальных информация представлена в виде коротких выпусков; иновещательными корпорациями («Би-Би-Си», «Немецкая волна», «Свобода», «Голос Америки», «Международное канадское радио» и пр.).
Очевидно, что центральные каналы обладают всей кадровой и технической мощью, необходимой для 18—24-часового информационного вещания — представляете себе, сколько журналистов, комментаторов, редакторов, дикторов, режиссеров, звукорежиссеров, звукооператоров для этого необходимо! Наряду с техническими и тематическими новшествами, новыми именами, все ностальгическое, давно знакомое, журналистская школа и классика — это центральные радиостанции. Многое изменилось, и вот что говорит об этом один из старейших работников отечественного радиовещания, лауреат множества премий и признанный мастер эфира Яков Белицкий (прислушайтесь, пожалуйста, к очарованию интонаций и точной выверенности текста — вот оно, мастерство владения словом!): «Многое найдено. Но, к сожалению, кое-что и потеряно. Я имею в виду любовь к слову. То, что на радио необходимо больше, чем где бы то ни было. Утрачена культура разговора. Потому что, кроме слов «приступим к следующему вопросу», или «расскажите о ваших планах», или «как вы думаете», или «а теперь коснемся...» — кроме этих шаблонов, существует еще форма интеллигентной, глубокой, обоюдозаинтересованной беседы. Когда-то это и на радио ценилось очень высоко. Сегодня таким искусством владеют немногие. И среди моих коллег в редакции прежде всего — Аркадий Ревенко, Борис Лещинский, Марк Лагун. Я недавно вернулся к его старой передаче — он разговаривает с лесником — и подумал: как здорово, как умно, как профессионально он подошел к этому человеку. И тот с ним беседует не как с заезжим гастролером или корреспондентом, перед которым нужно отчитаться в своих успехах, а как с равным, как с собеседником, который любит и понимает лес, любит природу, чувствует боль этого человека. Удивительно интересный, глубокий и многосторонний разговор». «Когда-то А. П. Чехов составил для своего брата что-то вроде памятки «Что значит воспитанный человек». Там в числе прочих был и такой совет: воспитанный человек никогда не появится с криком «Я представитель печати!». Чехов замечает: «Они не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили».
Именно на центральных радиостанциях сохранилось все богатство радийных жанров: радиоинтервью, радиоочерк (радиорассказ), радиорепортаж, радиоспектакль, радиофельетон... Прекрасный язык, грамотная речь, интересная и глубокая тематика, познавательные и аналитические программы, качественный прямой эфир — есть чему поучиться и просто приятно послушать.
Поэтому и существует в условиях минимизации затрат и усилий столь трудоемкая работа над совершенством текста. Конечно, и на солнце есть пятна. Однако даже в сравнении с крупными зарубежными информационными корпорациями основательность работы нашего центрального радио поражает профессионального слушателя. Все-таки «их» радио рассчитано на слушание вполуха. Текст не удивляет красотами стиля, а программа передач не балует новинками. Действует принцип мировой журналистики: «Лучше работать хорошо и быстро, чем отлично и медленно». Яркий пример — британская «Би-Би-Си». Новые передачи здесь появляются редко. То ли это связано с общей приверженностью жизни Британии к старым традициям, то ли с постоянством вкусов аудитории, то ли с возможностями для журналистов творить в прежних рамках, однако основные программы выходят в эфир еще со времен второй мировой войны. Немного видоизмененные в наши дни, они часто подаются как новинки. По сравнению с нашим радио, даже сегодняшним, звучит много популярной музыки.
Однако, конечно же, музыкальная радиостанция — это совсем другое. Это радио, которое работает по мировым принципам: 80% музыки, 10 — информации, 10 — рекламы. Это так непохоже на то, что было в нашем эфире более полувека. Песня, особенно «горячий хит», появляется в эфире с интервалом в 5 ч, потому что, согласно аудиторным исследованиям, треть слушателей музыкальных радиостанций проводит у своих радиоприемников полчаса в сутки, вторая треть — час, остальные — полтора часа. Программу на день, в соответствии с форматом станции, составляет компьютер, который и помогает ведущему, или ди-джею, как его модно сейчас называть, вести эфир. На «Европе +», к примеру, действует золотое правило: индивидуальность ведущего вторична, имидж станции — первичен.
Однако, если вы думаете, что в работе ведущего музыкальной радиостанции нет элемента творчества, то вы глубоко заблуждаетесь. Например, одна из самых известных музыкальных радиоведущих, Ксения Стриж («Европа +») даже сочиняла на ходу сказки, чтобы оригинально и проникновенно представить очередную музыкальную композицию. Например, так: «Когда-то давным-давно, этого никто не помнит, а кто помнит, тот постоянно забывает, — были одни островки, большие и маленькие. Люди ходили друг к другу в гости по воде пешком. Дорог не было, и они умели ходить по воде. И угощали друг друга добрым словом, а разговаривали на языке взглядов. Здорово было. Они смотрели в воду и видели себя и дно океана... На радио «Европа +» Френсис Фелом».
В одном из интервью Ксения Стриж сожалела, что диск-жокей должен следовать правилам, которые занимают два листа. Но для нее основное правило — улыбка: «Глупость, сказанная с улыбкой, звучит в эфире не так глупо».
Отношение к музыкальным станциям, как к развлекательным журналам с яркими иллюстрациями. Листаешь такой журнал — отдыхаешь, на серьезной информации, если она есть, не задерживаешься. Что же до подбора информации, которая в виде коротких выпусков новостей появляется в эфире чаще всего каждый час, то по этому поводу директор-распорядитель «Радио РОКС» Андрей Романченко заявляет: «Мы хотим быть нейтральнее, чем Швеция».
Сегодня в каждом крупном городе не меньше пяти музыкальных радиостанций, чего не скажешь о коротковолновых информационных станциях. После лета 1990 г. ожидался и прогнозировался рост количества новых независимых радиостанций общественно-политического содержания. Но процесс так и не стал массовым — начало вещания «Эха Москвы» 22 августа 1990 г. прецедентов не создало. В одном из интервью Сергей Корзун (главный редактор, коммерческий директор «Эха Москвы») сказал: «Мы — странная страна. С легкой руки Евтушенко «поэт в России больше, чем поэт». И писатель больше, чем писатель. И президент больше, чем президент. Но должен ли журналист быть больше журналиста?.. На мой взгляд, журналист — посредник, и этого вполне достаточно». Так что «Эхо» скорее феномен. Несмотря на декларируемое подчеркнуто нейтральное отношение к подбору информации, эфир этой станции всегда живой — во всех смыслах. Фирменный знак «Эха Москвы» — бестекстовая импровизация (смех, оговорки, веселая путаница, наступательная скороговорка и пр.) Несколько человек могут говорить одновременно, спорить, удаляться от темы— все это создает эффект нормального человеческого общения, что является очень привлекательным для человека с приемником. Ведущий становится родным и близким именно потому, что импровизирует, — он в эфире не работает, а живет.
Именно это качество делает привлекательным и вообще радио — либо людей, которым формат станции позволяет быть самими собой, либо программы, сделанные журналистами, которые не «проработали» их, а «прожили». Радио — это прежде всего живое, животворящее слово, в котором слушателю ничего не мешает мыслить и мечтать.
ТАСС уполномочен заявить
С тех пор как появилась периодическая печать, возникла и проблема снабжения ее информацией. Далеко не каждая газета или журнал могли позволить себе иметь собственных корреспондентов в других городах, а тем более других странах. Поэтому в первой половине XIX в. стали появляться «газеты для газет» — информационные агентства: французское Гавас (1835 г.). В 1844 на его базе создано известное мировое агентство «Франс Пресс»), американское Ассошиэйтед Пресс (1848 г.), немецкое Вольф (1849 г.), английское Рейтер (1851 г.). Рождение информационных агентств стимулировало новые изобретения в области техники, и в первую очередь средств связи. Можете ли вы сегодня себе представить, что о бомбардировках Югославии авиацией сил НАТО мир узнал бы спустя дней 15—20? А вот весть о победе английского флота под предводительством адмирала Нельсона достигла Лондона через 17 (!) дней.
Первое полуофициальное российское информационное агентство (Российское телеграфное агентство) возникло в 1894 г. в Петербурге, однако оно попало в полную зависимость от немецкого агентства Вольфа. В 1902 г. в России было создано Торгово-телеграфное агентство (ТТА), которое позже было переименовано в Петербургское телеграфное агентство. Основная тематика сообщений этого агентства, как можно догадаться из первоначального названия, — экономическая. После Октябрьской революции, в сентябре 1918 г., было создано известное всем (вспомните Маяковского и его окна РОСТА) Российское телеграфное агентство (РОСТА). Вплоть до 1925 г., когда РОСТА было преобразовано в Телеграфное агентство Советского Союза, на практике была опробована система работы информационного агентства не только как накопителя, сортировщика, обработчика и распространителя информации, но и как информационного диктатора, указывавшего средствам массовой информации, что и когда публиковать. Таким образом, возможность интерпретации факта сводилась к стилистическому минимуму.
И вот, как уже говорилось, в 1925 г. создаётся ТАСС, который стал центральным и крупнейшим формационным органом СССР, по сути министерством информации и печати. Известная формулировка «ТАСС уполномочен заявить...» верна буквально: заявления ТАСС являли собой официальную точку зрения правительства, вестники ТАСС рассылались в обязательном порядке во все СМИ. Любое расхождение в оценках с ТАСС категорически пресекалось, а информация, пройдя по его каналам, будто приобретала сертификат качества.
Главная редакция информации для заграницы (ГРИДЗ) ТАСС занималась сбором информации внутри СССР и за рубежом для иностранных потребителей своей продукции (чаще именуемых подписчиками). Размах этого слаженно работающего механизма сложно переоценить: в 1980 г. ТАСС имел 4300 подписчиков, из них 325 — иностранных. В сутки за беж передавалось 2,5 млн. слов, информация и границы поступала от 102 представительств ТАС
Однако с началом перестройки появились и первые проявления недоверия к «тассовкам» — подтасовка фактов, тенденциозность их подачи, «политически грамотный» отбор новостей как внутри страны, так и из-за рубежа, плюс появившиеся в 1989 г. сразу два крупных независимых от ТАСС информационных агентства («Интерфакс» и «Постфактум») разрушили монополию и былое могущество ТАСС. А еще через несколько лет началось стремительное падение объемов информации, перерабатываемой ТАСС, сокращение штатов (особенно корреспондентского состава зарубежных корпунктов), за счет чего и поднялись первые независимые агентства — квалифицированные молодые кадры сделали свое дело.
О том, как живет и функционирует информационное агентство, лучше рассказывать, опираясь на конкретный пример. Мы в этом качестве возьмем одно из крупных и авторитетных информационных агентств России — «Интерфакс». Оно было создано группой из 10—12 московских журналистов Центрального телевидения (редакция иновещания). Их первыми подписчиками были иностранные фирмы, посольства, корпункты, информацию они получали по факсу.
Естественно, что самым крупным конкурентом Интерфакса» оставался ТАСС, поэтому, чтобы выжить в конкурентной борьбе, новое агентство «позиционировалось» (т. е. сделало акцент на свои сильные стороны, которыми ТАСС не обладал): их сообщения в отличие от традиционных тассовских были краткими и яркими по форме, горячая новость и эксклюзивное интервью вмещались в 4—10 предложений, основной объем занимали события, которые не принято было освещать в единственном государственном информационном агентстве. Именно на это свободное от ТАСС информационное поле «Интерфакс» направлял свои основные усилия.
Не обошлось и без перегибов: на первом этапе работы, стремясь завоевать себе место под солнцем, «Интерфакс» старался в первую очередь «поднимать на волну» «жареные» факты, иной раз не слишком заботясь об их проверке. Но, несмотря на это, подающий надежды новичок быстро, в течение 1—1,5 лет, завоевал авторитет в первую очередь среди западных потребителей информации, среди которых ведущие СМИ Америки, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Италии, Испании, Скандинавских стран... Эти контакты и репутация способствовали приобретению «Интерфаксом» имиджа выгодного объекта инвестиций, куда не страшно вкладывать деньги и где можно получить надежную прибыль. Именно это позволило «Интерфаксу» подняться на следующий уровень развития — ввести в состав своих учредителей западные фирмы, которые обеспечили агентству высокий уровень технического оснащения, без которого немыслима качественная работа такого рода структуры (все подразделения агентства обрабатывают информацию с помощью АСОС — автоматической системы обработки сообщений, пользуются новейшими видами связи и пр.).
Следующий необходимый в развитии шаг — повышение профессионального уровня коллектива: начиная с октября 1991 и по конец 1993 г. осуществлялась интенсивная перекачка молодых и в то же время опытных журналистов, репортеров, обозревателей, главных выпускающих из ТАСС в «Интерфакс». Всего перешло примерно 20—30 человек. Это, естественно, резко повысило не только общий уровень работы нового агентства, но и качество его сообщений: ТАССовцы, пользуясь своими прежними связями, сумели вывести «Интерфакс» на самые высокие источники информации: в Кремле, на Новой площади, в Белом доме, в Министерстве обороны, МИДе, Генштабе... Но, расширяя свое штатное расписание, «Интерфакс» не упускает из виду и деятельность своих стрингеров (так называют внештатных корреспондентов), требуя от них не только оперативности, но и строгой проверки достоверности своих сообщений.
В результате этого бурного развития сложилась следующая редакционная структура «Интерфакса»:
1. Ведущий отдел — отдел политической информации.
2. «Президентский вестник». Информация правительства и для правительства.
3. Отдел бизнес-информации.
4. Биржевые сводки.
5. Электронная информация в системе RELCOM.
6. Отдел переводов.
7. Технические службы.
Основная тематика агентства — общественно-политическая информация, но не специальная, а скорее носящая универсальный характер. Вот некоторые из выпускаемых «Интерфаксом» в начале 90-х г. бюллетеней:
♦ «Ньюс» — информация, новости, события. Выходит 4 раза в день.
♦ «Экспресс-информация» — срочные, эксклюзивные сообщения. Выходит, как только они появляются.
♦ «Бизнес-информация» — не узкоспециальная, для экономистов и бизнесменов, а общественного пользования, скорее для СМИ. Выходит 1 раз в день.
♦ «Дипломатическая панорама» — приезд гостей, конфликты, приемы. Выходит раз в день.
♦ «Президентский вестник», выходит каждый день в 17.00.
♦ «Москва ночью» — сплетни, убийства, скандалы, развлечения. Выходит 1 раз в день.
♦ «Календарь «Интерфакса» выходит по воскресеньям. Важнейшие события недели, реклама — прямая и косвенная.
Все издания «Интерфакса» выходят на русском и английском языках.
Сегодня существует множество информационных агентств — как универсальных по тематике («Интерфакс», «Постфактум»), так и более специализированных: на политической информации (ИА при «Независимой газете» «НЕГА»), экономической и деловой информации (Агентство экономических новостей (АЭН) и Агентство деловых сообщений (АДС)). Помимо центральных агентств, базовая структура которых находится в Москве, существуют и мощные региональные информационные агентства, например, «Северный Кавказ».
Во всяком случае процесс разделения труда начался не вчера, так что информационные агентства возникли естественно, и сегодня пестрый мир современной прессы без них просто немыслим.
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!