Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-12-08 | 142 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
• Король репортеров
• Шоу-мен с русской ментальностью
• Человек, прорубивший окно в природу
• Профессионал перегибов
Глава 3. Этот разнообразный мир СМИ
• Пресса бывает...желтой и не очень
• Всесильный бог телевидения
• Слушайте радио. Остальное — видимость
• ТАСС уполномочен заявить
• А в интернет попасть не так уж сложно
• Нет-мен или каково быть сетевым журналистом?
Глава 4. Журналистика и журналисты
• Писатель или сборщик на конвейере?
• Информация плюс коммуникация равняется...
• Не могли бы Вы рассказать, или методы сбора информации в журналистике
• Подготовка к интервью, или квадрат успеха
• Узелки на память, или советы бывалых
• Беседа: с чего начать и чем закончить?
• Слушайте и наблюдайте
• Знай, на что смотреть
• Не рвите цветы, они — Ваши, или работа с документами
• Качества и черты характера
Глава 5. Проверь свои способности
• Дифференциально-диагностический опросник
• «Карта интересов»
• Итак, проба сил и пера
• Слово — не воробей...
Глава 6. Журналистскому образованию — полвека с хвостиком
• Вузы, где ведется подготовка студентов по специальности «журналистика»
Глава 7. Вступительные испытания
Глава 8. Творческий конкурс
• Положение о собеседовании
• Положение о творческом конкурсе (Воронежский государственный университет)
Глава 9. Окончен вуз — куда податься?..
• Пресса
• Телевидение
• Радио
• Информационные агентства
• Рекламные агентства
Источники информации
ГЛАВА 1. ВТОРАЯ ДРЕВНЕЙШАЯ
Давайте с вами поиграем. Я называю слово, а вы по ассоциации называете свое слово или словосочетание. Идет?
|
Итак, слово названо: журналистика.
Журналистика — романтика...
Журналистика — четвертая власть...
Журналистика — сенсация и ложь...
Журналистика — газеты и журналы...
Журналистика — радио и телевидение...
Журналистика — репортер...
Журналистика — творчество...
Журналистика — акулы пера...
Журналистика — продажные журналисты...
Журналистика — информация...
Стоп. Сколько людей, столько и мнений. И каждый из вас по-своему прав. Потому что журналистика многогранна, многопланова, многозначна.
Сегодня термином «журналистика» обозначают:
во-первых, профессиональную деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации;
во-вторых, всю многообразную продукцию этой деятельности — газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.;
в-третьих, все каналы распространения журналистской информации — газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Internet;
в-четвертых, всю совокупность профессий в ее рамках;
в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.
А произошел этот термин от французского слова «journal», что в переводе означает дневник, журнал. В английском языке русскому слову «журналистика» соответствует «journalism», а в немецком — «Joumalistik».
В России термин «журналистика» первоначально использовался только для обозначения журналов, позднее, где-то в середине XIX в., его стали применять ко всем периодически выходящим изданиям, в том числе и газетам. Вы можете сделать неверный вывод, что журналы появились на свет раньше газет. На самом деле это не так.
Родоначальником всех журналов принято считать опять-таки французский журнал «Journal des savants» (Журналь де саван), первый номер которого вышел 5 января 1665 г. Печатные газеты появились раньше, в самом начале XVII в. в Германии («Aviso-relation, oder Zeitung», Страсбург, 1609), Англии («Weekly News», 1622) и Франции («Gazette», 1631).
Между прочим, происхождение слова «газета» связано с названием венецианской монеты — «gazetta», за которую обычно продавались рукописные сводки торговых новостей в XVI в. В то время Венеция была центром мировой торговли, именно в этот итальянский город стекались сообщения о новых товарах и ценах. Предприимчивые писцы размножали сообщения и продавали их купцам — один экземпляр за монету «gazetta». Co временем слово «gazetta» срослось с самим рукописным сообщением, и когда появились первые печатные издания, их назвали газетами.
|
Собственно журналистике предшествовали ее ранние пражурналистские формы. В Римском государстве, например, в течение нескольких столетий (I в. до н. э. — IV в. н. э.) «издавались» сводки важнейших известий — «Acta Senatus» и «Acta diurna populi Romani». Эти сводки были написаны на покрытых гипсом досках и вывешивались в видных местах, а письменные копии рассылались с гонцами в провинции Рима местным правителям, чтобы те были в курсе всех важных решений верховной власти.
В России для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (ну-ка, эрудиты, помните, когда правили эти государи?) готовились рукописные газеты — «Вестовые письма» или «Куранты». Кстати, слово «куранты» тоже произошло от французского «courant», что значит текущий. Сохранились «Куранты» с 1621 г. Их основу составляли переводные новости из немецких, голландских, шведских, польских газет. Дьяки и подьячие, служившие в Посольском приказе, выбирали новости, переводили и переписывали на узкие длинные столбцы бумаги. Газета читалась царю вслух, иногда некоторые сообщения слушали приближенные к царю бояре.
Появлением первой в России печатной газеты мы обязаны... Правильно, любознательный читатель, Петру I. 17 декабря 1702 г. вышел в свет первый номер «Ведомостей», которые по задумке Петра должны были извещать всех русских людей о «заграничных и внутренних происшествиях». Первые два номера «Ведомостей» дошли до нас только в рукописном виде, а, начиная с третьего номера, который вышел 3 января 1703 г., «Ведомости» сохранились в печатном виде. Петр I принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия.
Любопытен тот факт, что в уже названном третьем номере газеты первое сообщение раскрывало военную тайну; «На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мартиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов... (Ну-ка, эрудиты, какой же вес был у тех пушек?) А меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит».
|
Как вы думаете, чем руководствовался царь, обнародуя такую информацию? Дам подсказку: потеря артиллерии в бою под Нарвой; медь, из которой отливались пушки, была не чем иным, как церковными колоколами (проверить правильность своей догадки можно, заглянув в конец главы, на стр. 10).
Тираж «Ведомостей» был разным. Например, в 1708 г. тираж отдельных номеров составлял 150, 200, 400, 700 и даже 1000 экземпляров. Стоила газета тоже по-разному — от одной до четырех денег, в зависимости от того, сколько страниц было в номере (минимальное количество страниц у «Ведомостей» было две, а максимальное — 22).
Знаете, что такое деньга? Деньгой в те времена назывались полкопейки, и цена эта была не маленькой. Три деньги получал в день за свой труд наборщик «Ведомостей». Сравните, сколько получают в день ваши родители и сколько стоят газеты сейчас.
В разные годы газета выходила с разной периодичностью и только через четверть века, с 1728 г. (теперь уже «Санкт-Петербургские ведомости»), стала регулярной печатной газетой, которая издавалась каждую неделю по вторникам и пятницам, таким образом, в год набиралось 104—105 номеров.
Слово «журналистика», как вы уже поняли, связано с печатной, периодической формой распространения актуальной информации. Поэтому и возникнуть журналистика могла только тогда, когда для этого были созданы все предпосылки. А теперь проверим вашу сообразительность и умение анализировать известные факты. Итак, что же нужно было для того, что появилась на свет журналистика?
Верно, раз журналистика связана с печатной формой распространения информации, уже должны были существовать печатный станок и бумага. В XV в. И. Гутенберг совершил удивительнейшее открытие, определившее на несколько последующих веков новую эру, которую так и окрестили «эрой Гутенберга»: он изобрел печатный станок. Производство бумаги в Европе (сначала ручным способом, а затем с помощью механических приспособлений) успешно развивалось уже в XIII—XV вв. В XIV в. в Германии построили первую бумажную мельницу, а в 1799 г. француз П. Л. Робер предложил механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном. Чуть позднее появилась первая бумагоделательная машина. К слову сказать, в России Петр I в 1716 г. основал в селе Красном Петербургской губернии бумажную мануфактуру, на которой производилась бумага, пригодная для печатания газет.
|
Далее, журналистика связана с периодическим распространением информации, следовательно, для этого должна быть создана некая организация или служба, которая могла бы распространять газеты (и доставлять сообщения) по различным территориям одной страны и разным государствам. Такой организацией стал институт почты. В Европе почта возникла в Венеции (в начале XV в.), затем в 1464 г. была создана верховая почта во Франции. В России почтовое ведомство появилось при поддержке немецких комиссионеров в 1664 г. Почтовые перевозки вначале осуществлялись между Москвой и Псковом, Москвой и Архангельском — оживленными пунктами международной торговли.
Но это были только технические предпосылки. Журналистика возникла тогда, когда появилась потребность в актуальной, регулярной экономической информации. Купцам, фабрикантам так или иначе приходилось добывать сведения, где, в каких городах и странах можно купить, например, новые станки и за какую цену можно продать свои товары; финансистов интересовало соотношение стоимости денег, чеканившихся на монетных дворах столиц разных государств. За подобными сведениями посылали гонцов, но это было очень дорого, и к тому же информация поступала нерегулярно. Поэтому на ярмарках, проходивших раз в полгода, стали продавать сборники новостей-реляций. Историки считают основателем этих пользовавшихся огромным спросом и популярностью «Семестровых реляций» Михаила фон Айнцига, который первым предпринял выпуск сборников в 1583 г.
Кроме технических предпосылок и экономической потребности, возникновению журналистики способствовали государственные, политические процессы, происходившие в Европе. Становление национальных государств, борьба различных идеологических, религиозных, политических сил, — все это требовало мощного средства управления государством, а также пропаганды тех или иных воззрений — вспомните «Ведомости» Петра I.
Разумеется, для возникновения журналистики необходим был определенный уровень культуры общества, и прежде всего грамотность населения.
Публикуя это сообщение, Петр I исходил главным образом из политических соображений: во-первых, надо было поддержать моральный дух русской армии, уверить солдат и офицеров в мощи русского оружия; во-вторых, нужно было оправдать переплавку церковных колоколов, что затронуло чувства религиозного русского народа; наконец, царь знал, что сообщение будет прочитано за границей, а значит, поднимет международный авторитет России и, возможно, заставит шведов поостеречься от наступательных действий. Вот видите, сколько сложных задач решала одна маленькая заметка!
|
Глава 2. Маленькие секреты больших журналистов
Как в журналистике определить выдающихся представителей профессии? На мой взгляд, это практически невозможно. Что брать за точку отсчета? Что считать критерием? Количество подготовленных журналистских материалов? Но сколько их должно быть и каких: сто? тысяча? десять тысяч? Известность и популярность среди современников или потомков? Но телевидение делает известными в мгновение ока не только выдающихся, умных и талантливых, но и посредственных. Получение различных премий и наград?
Можно ли считать Пушкина выдающимся журналистом, ведь он писал блестящие литературно-критические обозрения, рецензии и статьи, был редактором журнала «Наш современник»? А Джона Рида, известного большинству из вас по роману о днях, которые потрясли весь мир? А Ильфа и Петрова, которые не один год работали в газетах и журналах и написали великое множество фельетонов? К тому же добавьте сюда индивидуальное восприятие и индивидуальные источники информации. Кому-то нравится Евгений Киселев или Урмас Отт, а кто-то считает их весьма и весьма посредственными журналистами.
Мне лично очень импонируют, нравятся — я ими восхищаюсь, у них учусь — журналисты старой «Комсомольской правды»; одни из них покинули «Комсомолку» и ушли в другие газеты, кто-то остался, но сути это не меняет. За каждым именем стоит личность, оригинальность мысли и слова, человеческий такт, эрудиция, порядочность, логика, любовь к людям и своей профессии. Юрий Рост. Зоя Ершок. Ольга Кучкина. Ярослав Голованов. Инна Руденко. Акрам Муртазаев. А кто-то даже не слышал этих фамилий. Поэтому я иду на компромисс. Те, о ком я сегодня коротко расскажу, среди многих могут называться Журналистами с большой буквы. Они представляют разные эпохи, разные страны, разные СМИ, разные специализации. Объединяет их одно — это Личности с большой буквы.
Король репортеров
Наверное, большинство из вас слышало такое имя — Дядя Гиляй. Точнее не имя, а псевдоним, за которым «прятался» король репортеров Владимир Гиляровский. Его слава прогремела на всю Россию и живет до сих пор, хотя писал он в конце XIX — начале XX в. А знает ли любознательный читатель, что такое репортерство и кто такой репортер? Репортер — это журналист, который пишет или делает на радио, телевидении репортажи. А репортаж: — один из жанров журналистики. Для того чтобы написать репортаж, нужно, чтобы произошло событие, т. е. что-то случилось. Нужно, чтобы журналист оказался на месте этого события. И еще нужно, чтобы журналист был репортером, т. е. сумел не просто рассказать читателю, что случилось, но и показать, КАК это происходило.
Гиляровский писал обо всем: о пожарах и скачках, о подземных тайнах речки Неглинки, о том, как празднует московское студенчество Татьянин день, о солнечном затмении и московских банях и трактирах, о непорядках в родильных домах, о детях-беспризорниках... Он всегда умудрялся оказаться в центре событий и происшествий. Например, он был единственным журналистом, оказавшимся на Ходынке в момент страшной трагедии. В дни коронации Николая II во время раздачи подарков случилась страшная давка и погибли люди. Гиляровский был в самой гуще народа и спасся только благодаря недюжинной силе и сметливости.; Его репортаж перепечатали многие газеты, а иностранные журналисты после этого случая приезжали к нему домой, чтобы самим пощупать его бицепсы.
Если у вас хоть чуточку развито воображение, то, прочитав следующие строки, написанные Паустовским, вы, закрыв на секундочку глаза, можете живо представить себе этого человека: «По строю своей души, да и по внешности, Гиляровский был запорожцем... Сивоусый, с немного насмешливыми, проницательными глазами, в смушковой серой папахе и жупане, он сразу же покорял собеседника блеском своего разговора, шутливостью, остроумием, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика». Между прочим, Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану.
Родился Гиляровский в имении под Вологдой, в семье управляющего. Прежде чем стать журналистом, переменил много профессий. Был бурлаком на Волге, табунщиком в степях Калмыкии, воевал на русско-турецкой войне, актерствовал в провинциальных театрах Пензы, Саратова, Воронежа. Кстати говоря, именно с подачи знакомых актеров Гиляровский пришел в московские газеты, сначала как автор стихов, позже как репортер и писатель.
Впервые он попал в Москву двадцатилетним юношей, в октябре 1873 г. Вот как он описывает свой приезд: «Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдевших извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием. Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом неровностям, ничего не видя ни под ногами, ни впереди. Безветренный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только натолкнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом».
Обратите внимание на точные, «вкусные и сочные» слова, которые помогают читателю представить живые картины, описываемые журналистом. Про извозчиков — не оравших или кричавших, а именно галдевших, когда и слов-то не разобрать; не пристававших к богатым, а именно штурмовавших. Про себя — не пошли, а именно зашагали, потому что неровно, скользко, потому что снег стеной. А про снег? Изумительное сочетание — безветренный снег!
Гиляровский никогда не был просто любопытным наблюдателем и регистратором событий. Он без оглядки вмешивался в жизнь и любил все делать своими руками. Он был физически крепок и необычайно силен. Рассказывают такую историю из его жизни. Однажды он приехал к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Отец, в то время уже глубокий старик, рассердившись на сына за то, что тот портит вещи, тут же в сердцах развязал кочергу.
Возможно, никто лучше дяди Гиляя не смог создать летопись российского и особенно московского быта чеховских времен. Все о булочниках и парикмахерах, банях и банщиках, актерах и художниках, пожарниках и лошадях.
Он был знатоком московского дна, Хитровки, — приюта нищих, отщепенцев. Только Гиляровский один мог безнаказанно приходить в любое время в самые опасные хитрованские притоны и ночлежки. Великодушие, доброжелательность, бесстрашие, широта натуры помогли ему завоевать доверие и любовь московской бедноты.
Кстати говоря, дом Гиляровского был всегда открыт для гостей — вся артистическая, газетная, художественная Москва собиралась у Дяди Гиляя. Он дружил с Чеховым, Буниным, Куприным, Шаляпиным, Успенским...
Однажды по просьбе Глеба Ивановича Успенского дядя Гиляй повел того посмотреть знаменитый Хитров рынок и людей, перешедших «рубикон жизни». Выйдя из жутковатого трактира «Каторга», они наткнулись на мрачного оборванца, протянувшего руку за подаянием. «Глеб Иванович полез в карман, но я, — рассказывает Гиляровский, — задержал его руку и, вынув рублевую бумажку, сказал хитрованцу:
— Мелочи нет, ступай в лавочку, купи за пятак папирос, принеси сдачу, и я тебе дам на ночлег.
— Сейчас сбегаю! — буркнул человек, зашлепав опорками по лужам, по направлению к одной из лавок, шагах в пятидесяти от нас, и исчез в тумане.
— Смотри, сюда неси папиросы, мы здесь подождем! — крикнул я ему вслед.
— Ладно! — послушалось из тумана. Глеб Иванович стоял и хохотал.
— В чем дело? — спросил я.
— Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Так он и принес сдачу. Да еще папирос! Ха-ха-ха!
Я в первый раз слышал такой смех у Глеба Ивановича.
Но не успел он еще как следует нахохотаться, как зашлепали по лужам шаги, и мой посланный, задыхаясь, вырос перед нами и открыл громадную черную руку, на которой лежали папиросы, медь и сверкало серебро.
— Девяносто сдачи. Пятак себе взял. Вот и «Заря», десяток.
— Нет, постой, что же это? Ты принес? — спросил Глеб Иванович.
— А как же не принести? Что я, сбегу, что ли с чужими-то деньгами. Нешто я... — уверенно выговорил оборванец».
Хороший репортер — внимательный наблюдатель, который с помощью точно подмеченных деталей, верно переданных ощущений и ассоциаций создает в репортаже так называемый «эффект присутствия». Читая хороший репортаж, мы как бы вместе с его автором оказываемся на месте происшествия, в центре события. Он — наши глаза, он — наши уши, с его помощью мы слышим запахи, ощущаем прикосновения, вместе с ним мы чувствуем страх или радость.
Спустимся вместе с Гиляровским в подземную московскую речку Неглинку — место отброса всех нечистот столицы XIX в.
«Двое рабочих подняли на улице железную решетку колодца, в который стекают вода и нечистоты с улиц. Образовалось глубокое, четырехугольное, с каменными, покрытыми грязью стенами отверстие, настолько узкое, что с трудом в него можно было опуститься.
... Из отверстия валил зловонный пар. Рабочий спустился. Послышались внизу глухое падение тяжелого тела в воду и затем голос, как из склепа:
— Что же: лезь, что ли!
Это относилось ко мне. Я подтянул выше мои охотничьи сапоги, застегнул на все пуговицы кожаный пиджак и стал опускаться.
С каждым шагом вниз зловоние становилось все сильнее и сильнее. Наконец, послышался подо мной шум воды и хлюпанье...
Холодная, до кости пронизывающая сырость охватила меня...
— Опускайся смелее; становись, неглубоко тутока! — глухо, гробовым голосом сказал мне рабочий.
Я встал на дно, и холодная сырость воды, бившей о мои колени, проникла сквозь сапоги.
— Лампочка погасла, нет ли спички, я подмочил свои, — опять из глубины тьмы заговорил невидимый голос.
Спичек у меня не оказалось, рабочий вновь, полез наверх за ними. Яостался совершенно один в этом дальнем склепе и прошел, по колено в бурлящей воде, шагов десять.
Остановился. Кругом меня был страшный подземный мрак, свойственный могилам! Мрак непроницаемый, полнейшее отсутствие солнечного света. Я повертывал голову во все стороны, но глаз мой ничего не различал. Я задел об что-то головой, поднял руку и нащупал мокрый, холодный, бородавчатый, покрытый слизью каменный свод — и нервно отдернул руку... Даже страшно стало.
Тихо было. Только внизу журчала вода. Каждая секунда ожидания рабочего с огнем казалась вечностью».
Как просто и в то же время мастерски Гиляровский передал нам свои ощущения! Как точно выбрал слова, выписал детали! Будто мы сами спустились в этот мрак, где страшно, как в могиле, и омерзительно до рвоты. Репортажи Гиляровского о подземной клоаке под Москвой наделали шума. Дума постановила перестроить Неглинку. Репортер сделал свое дело, в 1886 г. Неглинка была перестроена.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!