Византийская практика VIII-XV вв. Послеиконоборческий период. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Византийская практика VIII-XV вв. Послеиконоборческий период.

2020-12-07 109
Византийская практика VIII-XV вв. Послеиконоборческий период. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В иконоборческую эпоху в студийской традиции становится обязательной ежедневная Исповедь у игумена. В женских монастырях игуменьи Исповедь не принимали, все сестры должны были исповедоваться у приходящего священника.

Прп. Феодор Студит говорит о том, что отпущение грехов совершается через возложение рук тех, кто принимает Исповедь.

В наложении епитимий принимавшие Исповедь, вероятно, руководствовались сборниками типа тех, что вошли в состав Номоканона (Канонария) Иоанна Постника (монаха и диакона).

Чин Исповеди, который прилагается к Номоканону Иоанна Постника, содержит ряд элементов, указывающих на тесные отношения духовничества между принимающим Исповедь и кающимся. Так, духовнику рекомендуется обращаться с кающимся, как с другом, утешать, а после Исповеди возлагать на его шею руку со словами:

«Да будут на мне, сын, все эти грехи твои, и дам ответ за них Господу нашему Иисусу Христу, а ты будешь чист от всего, если только будешь иметь покаяние и послушание, и отныне со страхом и раскаянием пред Господом направишь жизнь свою».

Чинопоследование: Пс 69; Трисвятое и молитва после исповедания грехов (до наложения епитимии). С распространением этого типа Исповеди на приходах в чинопоследования начинают включаться вопросы кающимся и типовые перечни грехов. Говорить о едином монашеском стандарте чинопоследования Исповеди в данный период говорить не приходится.

Большинство патриарших Константинопольских Евхологиев до XIII в. Содержат лишь 2 молитвы для И.: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном...» и «Господи, Боже наш, Петру и блуднице...».

В обеих говорится об одном кающемся. Поскольку рубрик в Евхологии нет, понять, в какой момент эти молитвы должны были читаться, нельзя. Обе молитвы впоследствии использовались в чинопоследованиях, связанных с сакраментальной Исповедью. Однако их положение внутри чина Исповеди было нестабильным (в печатные издания попала только 1-я, тогда как 2-я была перенесена в последование для причащения больного; 1-я молитва вошла также в состав чина Елеосвящения).

Начиная с XII в. появляются особые формулы, сопровождающие исповедание каждого греха или завершающие всю Исповедь, — «Бог да простит тебя» и т. п.

Касательно епитимии со временем складывается практика не следовать неукоснительно Номоканону, а руководствоваться по своему усмотрении его правилами. Так, свят. Симеон Солунский рекомендует большой упор ставить на добрые дела, а не наказание (как пример Закхей и блудница).

 

Греческая практика Исповеди в XVI-XXI вв.

В этот период чинопоследования Исповеди продолжают эволюционировать. Уже в XVI в. в их составе появляются молитвы, в которых содержатся не только прошения о прощении грехов, но и констатация факта прощения в результате Исповеди (что выражается в формулах «прощаю и разрешаю»). Вопросы к исповедующимся продолжают детализироваться. При этом развивается жанр наставлений для духовников и кающихся — эксомологитариев (наиболее известный написан прп. Никодимом Святогорцем).

В современных греческих монастырях сохраняется практика старческой Исповеди; на приходах духовником может быть только священник, имеющий особую хиротесию от епископа (в Архиератиконе имеется чин поставления духовника). Исповедь не привязана жестко к причащению и совершается в любое время с определенной периодичностью (один раз в 6 месяцев или 1год). Для этих целей в греческих храмах появились отдельные помещения (эксомологитирионы), в которых духовники принимают прихожан в определенные часы.

 

Исповедь в РПЦ.

В РПЦ Исповедь традиционно связывалась с периодом Великого поста; ей обычно предшествовало говение. В отличие от греческих Церквей принимать Испвоедь мог каждый священник, но при этом менять духовника запрещалось; епитимия наложенная одним священником, не могла быть отменена другим (Номоканон при Большом Требнике. 119). Хотя в раннем периоде РПЦ следую византийской традиции, так же архиереем назначались специальные священники «покаяльный отец» для Исповеди. Еще в Номоканоне патриарха Иоасафа I (1639г.) сохраняется возможность Исповеди у простого монаха. Женщин обычно исповедовали пожилые священники, часто не в самом храме, а в притворе.

Номоканоны и епитимийники эволюционировали в Русской Церкви гораздо быстрее, чем в других славянских, и греческих Церквах. С конца XIV век появляется жанр «поновлений» (перечисления грехов от лица кающегося). Вопросы, задаваемые на Исповеди, начинают распределяться по категориям: сначала возникает деление на мирские и монашеские вопросники, а с XVI века появляются особые вопросники для детей, девиц, вдов и вдовцов, клириков, архиереев, царей. Некоторые из них включают до 150 статей.

Чин Исповеди после исправления богослужебных книг при патриархе Никоне, используемый в Русской Церкви до настоящего времени, представляет собой соединение чинов из греческих первопечатных Евхологиев, русских рукописных Требников и Евхология свт. Петра (Могилы). Согласно рубрике, этот чин должен совершаться строго над одним кающимся (при этом ряд молитв содержат обращения во мн. ч.). Исповедь совершается возле аналоя, на котором находятся Евангелие и Крест.

Чинопоследование: Обычного начало; Пс 50; покаянные тропари; молитва: «Боже Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном» и «Господи, Иисусе Христе,Сыне Бога Живаго, Пастырю и Агнче». Далее следует увещание: «Се, чадо, Христос невидима стоить...» (происходит из Требника свт. Петра (Могилы)). Далее в Требнике указаны вопросы (начинаются со слов: «Рцы ми, чадо...»; по содержанию ядро этих вопросов восходит к студийской эпохе). Кающийся читает исповедание веры, а затем исповедует свои грехи. Принимающий Исповедь дает ему завещание: «От сих всех отныне должен еси блюстися». Кающийся преклоняет голову. Читаются разрешительные молитвы: «Господи Боже спасения рабов твоих...» (молитва южноитальянского происхождения, попавшая в Евхологий Ж. Гоара) и «Господь и Бог наш Иисус Христос» с разрешительной формулой «аз недостойный иерей...» (также взята из Требника свт. Петра, в который она попала из Виленского Требника 1618 г.; при этом в чине «Како вскоре причастити больнаго» разрешительной формулы для отпущения грехов перед причащением не требуется, указана лишь молитва: «Господи Боже наш, Петрови и блуднице...»). В конце чина предусматривается наложение епитимии.

Хотя русские духовники должны были неукоснительно соблюдать тайну Исповеди, в синодальную эпоху появляются постановления, требующие уведомления светских властей о сказанном на Исповеди, если кающийся признавался в заговоре против императора или в желании его убить (Духовный регламент. Прибавление о правилах причта... 11; IIC3. Т. 15. Ст. 585,586), или в распространении ереси, или в каких-то действиях, вносящих смущение в народ (Духовный регламент. Прибавление о правилах причта... 12). При этом со времен имп. Петра I Алексеевича было категорически запрещено пресвитерам отлучать кающихся на длительные сроки. По Уставу духовных консисторий в приходских церквах предписывалось иметь исповедные росписи, фиксирующие участие прихожан в таинствах. В янвавре каждого года данные об исповедовавшихся должны были представляться в благочиния (Инструкция благочинным. 9). Клирики, не бывшие в течение года на Исповеди, отправлялись на один месяц в монастырь на покаяние.

С распространением практики более частого причащения популярные духовники (прежде всего в крупных городах) стали сталкиваться с проблемой наплыва желающих исповедаться. В связи с этим встал вопрос об изменении порядка Исповеди. Св. прав. Иоанн Кронштадтский, к которому на Исповедь приходили иногда по несколько тысяч человек, направил прошение в Святейший Синод, чтобы ему разрешили совершать общую Исповедь без индивидуального выслушивания грехов каждого кающегося и общее отпущение грехов после прочтения чина по Требнику. По свидетельствам современников, кающиеся не просто пассивно участвовали в совершении этого чина, но многие выкрикивали и публично исповедовали свои грехи.

При советской власти, после начала гонений на Церковь, практика общей Исповеди оказалась чрезвычайно востребована. Причиной этого могло быть не только значительное уменьшение количества священников (и в связи с этим невозможность проводить индивидуальную Исповедь для всех желающих), но и боязнь нарушения тайны Исповедь под давлением властей. Исповедь совершалась без публичного оглашения грехов. Обычно священник обращался к кающимся с кратким назидательным словом, затем прочитывал чин по Требнику и типовой список грехов, после чего каждый кающийся подходил под епитрахиль и получал разрешение от грехов.

Против этой практики как профанации таинства в 20-х гг. XX в. выступили М. А. Новосёлов и свящ. Валенин Свенцицкий. 30 окт. 1929 г. вышло постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Свящ. Синода «Об общей исповеди» (№ 174), в котором осуждались случаи злоупотребления при проведении общей Исповеди и отказ от духовничества, предписывалось допускать ее только в исключительных случаях. Были также даны практические указания по ее проведению (совершать общую Исповедь должны только опытные пастыри; без говения и чтения молитвенного правила приступать к ней недопустимо; запрещается читать разрешительную молитву над всеми сразу; необходимо давать возможность каждому при желании исповедаться лично). Тем не менее тайная Исповедь стала восстанавливаться на приходах в полном объеме только с конца 80-х гг. XX в. Общая Исповедь по-прежнему совершается во многих храмах накануне больших праздников и в период Великого поста.

В настоящее время в РПЦ.

Принятое в русской Дореволюционной традиции деление Исповеди на 2 типа:

1) общую (публичную);

2) частную (тайную);

не вполне отражает разнообразие её форм па протяжении истории. Наряду с этими существовал ряд переходных или смешанных форм Исповеди на протяжении истории, как сакраментального, так и несакраменталыюго характера:

1) Исповедь членов общины друг другу (характерно для древней Церкви (ср.: Иак 5:16, 19-20);

2) духовничество (старческая Исповедь, совершителем которой обычно выступал старец, не имеющий хиротонии – так называемое откровение помыслов старцу-духовнику в монашеской среде, отсюда в нашей практике возникла тенденции на исповеди каяться не только в грехах (смертных), но и в помыслах, которые мы исповедуем в молитве за вечернем правилом и так; появляется уже в IV в.), прежде всего в монашеской среде;

3) харизматические Исповеди, сочетающие следование чину тайной сакраментальной Исповеди и публичное оглашение личных грехов многими кающимися (например у св. прав. Иоанна Кронштадтского) – исключение из правил;

4) общая Исповедь, подразумевающая коллективное покаяние во время прочтения чипа сакраментальной Исповеди (в частности, была широко распространена в РПЦ в советское время) – порочная практика.

Все эти формы Исповеди не существовали по отдельности и встречаются в том или ином сочетании в разные эпохи и в разных литургических традициях.

В современной практике совершения Исповеди произошло соединение 2 традиций. В дореволюционной России, как Исповедь, так и причащение были элементами обязательного для всех ежегодного говения, в связи с чем Исповедь рассматривалась как необходимое условие для причащения. Хотя стоит сказать, что данная практика была уместна к тому, что причащались к тому времени в России раз в год. Параллельное распространение на приходах с начала XX в. традиции частого причащения привело к тому, что для многих мирян регулярная (нередко — еженедельная) Исповедь у духовника стала нормой церковной жизни. Большую популярность обрели практические пособия для кающихся, содержащие списки грехов с комментариями и наставления по личной подготовке к Исповеди (одно из наиболее читаемых — архим. Иоанна (Крестъянкина)).

Хотя запрет на смену духовника и прихода фактически перестал действовать, однако на практике регулярное прохождение Исповеди у одного священника рассматривается как важнейшая составляющая духовной жизни. Наложение епитимий при совершении тайной Исповеди обычно производится произвольно и без ориентации на древние правила, что приводит к смешению сакраментальной Исповеди с традицией монашеского духовничества. Ввиду разного рода злоупотреблений пастырской властью 28 декабря 1998 г. было принято определение Священного Синода, в котором осуждалось такое явление, как «младостарчество».

В настоящее время господствующей формой Испвоеди является тайная Исповедь перед пресвитером. Как Исповедь, так и связанный с ней процесс покаяния принципиально индивидуальны, община не принимает в них никакого участия. Разрешение от грехов совершается сразу же после их оглашения (а не после завершения срока исполнения епитимии) перед принимающим Исповедь священником, который читает разрешительную молитву, констатирующую факт прощения грехов, и налагает епитимию но своему усмотрению (обычно в виде разного рода аскетических упражнений).

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.