Ф.А. Васильев. «Мокрый луг», 1872 год. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Ф.А. Васильев. «Мокрый луг», 1872 год.

2020-12-07 171
Ф.А. Васильев. «Мокрый луг», 1872 год. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Холст, масло. 70 × 114 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

В июле 1871 года Фёдор Васильев уехал в Крым, в надежде поправить состояние своего здоровья. Природа Крыма кажется Васильеву нарочито эффектной, краски – чересчур контрастными, формы – слишком резкими. Он поначалу пишет крымские пейзажи только на заказ, для заработка, но сам тяготится этой работой, отчаянно тоскуя по природе средней полосы России, её неброской красоте. Общество поощрения художников, которое субсидировало пребывание Васильева в Крыму, планируя очередную выставку, просит художника прислать что-нибудь на конкурс. И Васильев по памяти начинает пейзаж – он называет его «утро над болотистым местом» – далёкий от крымских природных реалий, но зато хорошо знакомый ему по имению Знаменское под Тверью и местечку Хотени Сумского уезда Харьковской губернии, где художнику доводилось гостить у графа Строганова – мецената и большого поклонника незаурядного дарования Васильева. Он перебирает и пересматривает свои этюды и зарисовки, сделанные в Хотени, но сам замысел Васильева – отнюдь, не камерный. В задуманной им работе появляется масштаб, простор и воздух, впечатляющая разомкнутость пространства, то самое «приволье», которым так дорожил художник. Васильев писал картину без натуры, почти целиком полагаясь на свою изумительно цепкую память, которая, раз схватив, удерживала и сберегала мельчайшие подробности, подобно тому, как помнят и проносят через всю жизнь черты и особенности любимого лица. Память не подвела, оживив в этой картине впечатления Васильева от так ценимого им «северного» пейзажа. Противопоставление совсем не явно, но оно просматривается в подтексте: Васильев изображает не то, что видит «здесь и сейчас», а то, что помнит, чем дорожит. Вместо бескрайнего моря – крошечный водоём, не то болотце, не то озерцо. Вместо выжженных солнцем крымских степей – «жирное» от влаги луговое разнотравье. Вместо островерхих ялтинских кипарисов, которые каждый день встают перед глазами Васильева в Крыму – округлые кроны лиственных пород (деревьев). Позднее работа получит название «Мокрый луг». Это в полном смысле картина-ностальгия, картина-воспоминание, картина – признание в любви к тому, что можешь больше никогда не увидеть.

Описание. Художник изобразил момент изменения погоды. В жаркий летний день прошел холодный обильный дождь. Сквозь густые облака видны лучи прорезающегося солнца. Гроза уже прошла, но небо еще серое. Уходящая туча со стеной дождя создает ощущение облегчения, чувство свежего вдоха. Прямоугольный холст по горизонтали делится на небо и землю. Композиция с низким горизонтом передает величие неба над землей. Небо в движении: по небу плывут тучи, но слева уже светлеет. Ветра нет, тучи медленно удаляются к горизонту, земля спокойно наслаждается дарами неба: дождем и солнцем. На переднем плане – омытый дождём луг, в траве вдоль тропинки растут сорняки. По очертаниям можно узнать васильки, дикий щавель, лопух, полынь. Эта часть луга хорошо освещена солнцем. На заднем плане находятся несколько деревьев. За деревьями дождь ещё льет стеной. Слева холм, вытянутый в длину, закрывает обзор. Правая часть картины в тени. Передний план прорисован более ясно. Остальные детали картины размыты. Свежесть живописи и точность воссоздания атмосферы достигается использованием многочисленных оттенков зелёного цвета. Наш взгляд падает на воду, большая лужа возникла от дождя. В ней отражается солнечный свет. Часть луга с пожухлой травой от обильных осадков и постоянно стоячей воды, на нее падает тень от облаков. Тень от тучи создает затемнение всего луга, солнце осветляет место у воды. Краски пожухлые, пыльные, приглушенные, но там, где светит солнце: зелень ярче, светлее. Полотно вызывает особую глубину чувств. Выразительность композиции достигается сопоставлением ровного края холма с одной стороны и неровностью деревьев с другой. Левая часть более светлая, правая более темная. Слева спокойствие, радостные чувства, надежда; справа волнение, тревога, уходящая тяжелая задумчивость. Как правило, память склонна идеализировать, но в пейзаже «Мокрый луг» нет идиллического умиротворения. Его композиция основана на контрасте между покоем и движением, между застывшей поверхностью маленького водоема, землёй, отяжелевшей от напитавшей её воды, притихшими в безветрии растениями – и динамично меняющимся, подвижным небом. Клубящиеся облака с тонко разработанными цветовыми переходами будут потом вызывать особое восхищение. Небо вообще очень часто оказывается в пейзажах Васильева «главным героем» и даже выразителем определённой нравственной философии: интерпретируя «Мокрый луг», критики и мастера живописи нередко говорят о том, что тема его – «просветление высшим светом всего темного, косного, не пробужденного в природе».

Слухи о картине появились еще до того, как она была окончена. После того как в прошлом году наследник престола, будущий император Александр III, заказал для Аничкова дворца копию картины 20-летнего Васильева «Оттепель», его новых работ ждали – и ждали с нетерпением. На «Мокрый луг» заочно «положил глаз» двоюродный брат Александра III, великий князь Николай Константинович. Средств, выделяемых Федору Васильеву на прожитие в Крыму Обществом поощрения художников, решительно не хватало. За первый год он несколько раз обращается в письмах к Павлу Третьякову с просьбой прислать денег. Третьяков высылает денег в счёт будущих картин, и еще раз, и еще... Он щедр, но расчётлив. Чувствуя себя обязанным, художник обещает Третьякову, что только у него будет неотъемлемое право первым смотреть и выбирать его картины. И Третьяков мягко, но настойчиво ставит условия. Просит Васильева перед отправкой картины в Петербург на выставку, прислать «Мокрый луг» ему в Москву – для предварительного знакомства. Картина была закончена в 1872 году, а в конце февраля 1872-го года, вопреки просьбе Третьякова, Васильев отсылает «Мокрый луг» в Петербург – Крамскому. В том же 1872 году картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там почётную вторую премию среди ландшафтных произведений, а первую премию получила картина Ивана Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Узнав о том, что «Мокрый луг» вот-вот уйдёт из его рук, настойчивый Третьяков специально едет в Петербург. Шишкинский «Сосновый бор» он уже без всяких препятствий купил ещё до открытия конкурса, а вот за картину Васильева намерен побороться. Зная, что главный претендент на неё – великий князь, Третьяков назначает сразу значительную сумму – тысячу рублей – и «Мокрый луг» остаётся за ним. Сейчас эта картина – достояние Третьяковской галереи.

  И. Шишкин «На Севере диком» И. Шишкин «На Севере диком»

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.