Рязанова Светлана Григорьевна. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Рязанова Светлана Григорьевна.

2020-12-06 132
Рязанова Светлана Григорьевна. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1927 родилась в Москве

1948 закончила с отличием Московское театрально-художественное техническое училище, отделение бутафории

1955 закончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им.В.И.Мухиной. Преподаватели Б.А.Смирнов, И.И.Годлевский, Е.Д.Попова

с 1955 постоянное участие во всесоюзных, зональных и московских выставках в разделе декоративно-прикладное искусство

1955-1960 работа по договорам в комбинатах Художественного фонда СССР, для Моспроекта, на ВДНХ и в издательствах Москвы

1960-1969 постоянная работа в Комбинате прикладного искусства (группа по созданию образцов для стеклозаводов: им.Я.М.Свердлова, Первомайского, Борисовского, Стрыйского, "Красный май", Дятьковского

1973 награждена Дипломом МОСХа за лучшую работу работу года (рельеф "Огонь")

1974 награждена в соавторстве III премией московского отделения Художественного фонда РСФСР за лучшую работу года (декоративные светильники для гостиницы иностранных специалистов на КамАЗе)

1979 награждена в соавторстве Дипломом МОСХа за лучшую работу года (декоративная колонна "Дерево")

1980 присвоено звание заслуженного художника РСФСР

1981 награждена Дипломом МОСХа за лучшую работу года (декоративная композиция "Старая гавань", посвященная А.Грину)

1984 награждена премией МОСХа за лучшую работу года (декоративная пластика "Мои музы")

1985 награждена Дипломом МОСХа за лучшую работу года (декоративная пластика "Такая хрупкая, вечная жизнь")

1987 персональная выставка "Стекло Светланы Рязановой". Выставочный зал МОСХа. Кузнецкий мост, 20. Москва

Светлану всегда привлекал театр, а также монументально-скульптурная пластика. Впоследствии ее искусство и объединило в себе два этих начала, две этих страсти.

Вернувшись в Москву, Светлана Григорьевна начинает работать в архитектуре. Совместно с художниками В.Филимоновым и В.Воликовым она выполняет витражи в мастерской И.В.Жолтовского. В 1960 году поступает на работу в комбинат прикладного искусства и с этого времени плодотворно работает с живым выдувным стеклом, ездит на заводы «Красный май», Дятьковский хрустальный, Немон и другие и детально изучает ремесло. Художник активно экспериментирует с различными приемами и техниками: гутной лепкой, стеклянной нитью,налепами, включением в стекло металла, фольги и других элементов, выдувание в форму с лепными вставками, различными сочетаниями сульфид-цинкового стекла, марганцевого и т.д. Цель этих экспериментов — преодолеть зависимость от привычных технологий, научиться повелевать ею, чтобы получить заданные результаты, а не полагаться только на их «величества Огонь и Специфику материала».

До 1970–1980-х годов Рязановой было выполнено большое количество работ для архитектурных объектов. Все они созданы в соавторстве, преимущественно с Г.Антоновой, А.Степановой, В.Воликовым и некоторыми другими художниками и архитекторами. Поэтому выявить в них авторские элементы, присущие только Рязановой, невозможно.

В это же время художница пробует свои силы в керамике. Выполняет напольные декоративные вазы из шамота, а также пытается соединить в одном произведении керамику и стекло. Это работы — «Маски добра и зла», «Стеклодув», Огонь» и другие.

Однако в производственных условиях создавать такие «составные» композиции довольно трудно, и поэтому Светлана сосредотачивается в основном на стекле. Она все смелее работает с цветом, фактурой, разнообразит тематику. Наиболее запоминающиеся вещи этого времени — «Театр», «Зачарованные острова», «Старая гавань», «Танаис», «Бухта Золотой рог». Почти все перечисленные произведения выполнены так называемым «теходувным» способом в гипсовые формы, имеющие обратные рельефы или же закладные рельефные детали. Композиция «Театр» это набор прозрачно-белых и прозрачно-синих ваз с рельефным изображением женских танцующих фигур, уходящих за занавес, неясно возникающих в толще стекла и будто бы медленно растворяющихся в материале, теряющих контуры, превращающихся в намек, в эфемерную закулисную потусторонность. Осознавая, что скульптурные мотивы в декоративном искусстве могут быть значительно богаче и разнообразнее, чем собственно в скульптуре, художница стремится использовать эту возможность. Примером может служить ее комплект «Зачарованные острова». Здесь, кроме живописных эффектов, также присутствуют элементы скульптуры. Но Рязанова не лепит свою скульптуру из горячего стекла, как это делали в Чехословакии, Польше или Китае, а выдувает свои произведения, и вот тут достичь этой скульптурности и пластической объемности бывает весьма не просто. Художник использует разнообразные присыпки, создающие особую фактуру и вызывающие дополнительные цветовые эффекты. Возникает впечатление, что сквозь тонкий слой прибрежного песка мерцает собственный изумрудный и коричнево-желтый цвет раковин, камней, растений.

В серии «Танаис», как и во многих других работах художницы, явно просматриваются женские фигуры. Но выдуваются все же вазы и сосуды, а не фигуры, и воспроизвести в выдувном стекле женскую фигуру, да еще и задрапированную в длинное платье и к тому же стремительно идущую, — для этого необходимо не только виртуозное владение техникой, но и незаурядное пластическое, ассоциативное мышление.

Эти прекрасные вещи несут в себе память поколений, напоминают о наших предках, подвигают нас на новые свершения.

В них присутствует сила, оплодотворяющая современный творческий процесс.

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее,
Государственном музее керамики и усадьбе "Кусково" XVIII в.,
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,
Министерстве культуры России,
галерее "Арт Модерн" и
галерее "СТАНБЕТ" в Москве.

 

 

Выставки.

 

1987 Персональная выставка. Москва;
1988 Выставка европейской стекольной скульптуры. Льеж. Бельгия;
1989 Стеклянная пластика и графика. Персональная выставка. Лима. Перу;
1989 Русское и советское стекло. Музей стекла. Корнинг. США;
1992 1-я выставка галереи "СТАНБЕТ". Зал дирекции выставок и аукционов Международного фонда культуры. Москва. [5]

 

 

Библиография

 

Наталья Урядова.

Кто знает, как сложилась бы твор­ческая судьба Натальи Урядовой, если бы счастливый случай не при­вел ее после окончания Строгановского института сначала по распределению на стекольный завод в городе Иванищи Владимирской области, который выпускал немудреную бытовую посуду, а потом на Лыткаринский завод оптического стекла — там нужен был художник, разрабатывающий ассортимент су­венирных изделий. Материал, с которым предстояло ей работать,— чистейшее, прозрачнейшее стекло, концентрирующее в себе световые лучи — настоящий «магический кри­сталл» — буквально загипнотизиро­вал ее. И тут же мысль — грешно использовать такую драгоценность на пустяки, на забавные оптические игрушки. Глаз художника, способный проникать в суть вещей, и фи­лософский склад ума Урядовой на­шли в оптическом стекле неисто­щимый объект для самовыражения. Работа с оптическим стеклом мало напоминает работу с расплавленной стекломассой. Совершенно иная пластическая природа — жесткая и неподатливая — оставляет для художника лишь немногие приемы обработки: шлифование, гравирова­ние, пескоструйку. Так ювелир ра­ботает с драгоценными камнями, заставляя их светиться, сверкать, переливаться. Но Урядовой мало выявить прозрачность и световую игру, ее задача – высвободить образ, таящийся в стеклянном кристалле, выразить через материал свои ощущения и размышления.

 

Вещи Урядовой диалогичны. Восприятие их требует соучастие смотрящего — работы его фантазии, мысли, чувства. Суть их раскры­вается зрителю лишь при опреде­ленном психологическом и эмоцио­нальном состоянии — сосредоточен­ности, желании и готовности по­стичь природу вещей и явлений. Японские сады камней, буддийские мандалы, представляющие собой символическую картину мира, в ко­торую погружается взгляд созерцателя, ищущего пути к самопознанию и познанию вселенной,— корни оптической пластики. Бесконечность и непрерывная из­меняемость мира — основа творче­ства Урядовой. Для неё не существует стабильных явлений, непре­ложных, законченных данностей — все в постоянном движении, разви­тии. Идея объективного и субъек­тивного ощущения времени заложе­на в «Янусе» — прозрачном диско, прошлифованном с обеих сторон одинаковыми гранями, но как бы в зеркальном отражении. Для более материальных, конкрет­ных мотивов находятся иные средства. Глыба стекла пробивается глубокой пескоструйкой, гравирует­ся — и вот в четкой геометрии про­зрачного слитка начинают взме­таться песчаные барханы («Зыбь»), бушевать волны («Русло») или взре­зать первозданную природу рельсы новых путей («БАМ»). Иногда в об­разный строй вещи заключается даже физическое ее движение — оно сообщает заданность зритель­ской ассоциации, таковы «Горсть воды» или «Падающая капля». Произведения художника — всегда отражение его мировоззрения, его характера, темперамента. Сосредото­ченно философский и вместе с тем лирический склад Натальи Урядо­вой прочитывается в ее творчестве.[6]


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.