Теория коммуникации в системе наук. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Теория коммуникации в системе наук.

2020-12-06 108
Теория коммуникации в системе наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория коммуникации в системе наук.

В наши дни коммуникация является объектом изучения многих наук.

Семиотика изучает свойства знаков и знаковых систем в обществе (например, естественные и искусственные языки), в самом человеке (например, зрительное и слуховое восприятие), природе (например, коммуникация в мире животных).

Социология изучает функциональные особенности общения различных социальных групп (например, гендерное общение, геронтное общение - общение стариков).

Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации.

Психология рассматривает психологические факторы, способствующие передаче и восприятию информации, а также мотивацию речевого поведения коммуникантов.

Психолингвистика изучает коммуникативную компетенцию человека, рассматриваемую в индивидуально-психологическом аспекте.

Лингвистика изучает проблемы вербальной коммуникации.

Паралингвистика специализируется на способах невербальной коммуникации (жесты, мимика и другие несловесные средства коммуникации).

Кибернетика, включающая в себя теорию информации, разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем автоматизации умственного труда.

В итоге теория коммуникации сложилась как междисциплинарное направление.

Понятие коммуникации. Типы коммуникации.

Понятие коммуникации вошло в обиход в начале 20 века благодаря американскому социологу Чарльзу Кули.

Коммуникация - передача информации от источника к получателю. Понятие коммуникации используется только в единственном числе.

Типы коммуникации.

· По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц:

Массовая коммуникация. Такая коммуникация представляет собой систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей. Как правило, массовая коммуникация осуществляется специализированными организациями. По мнению итальянского семиолога Эко массовая коммуникация появляется, когда имеется общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами, когда имеются каналы коммуникации, обеспечивающие ее получение неопределенным кругом адресантов, и когда имеются группы производителей, вырабатывающих и высылающих сообщения промышленным способом. Массовая коммуникация характеризуется также наличием особой аудитории. Наиболее существенными характеристиками ее аудитории являются огромные размеры и неорганизованный стихийный характер. На момент восприятия сообщения эта аудитория разобщена чаще всего на небольшие группы.

Межличностная коммуникация. Такая коммуникация осуществляется между двумя людьми.

Внутреличностная коммуникация. Такая коммуникация возникает внутри индивидума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой.

· Классификация по особенностям контактирования коммуникантов:

Прямая коммуникация предполагает физическое соприсутствие участников, т.е. включает в себя сенсомоторный и информационный контексты.

Опосредованная коммуникация не предполагает физического соприсутствия, в этом случае невозможно регулировать сенсомоторное окружение адресата, формируется лишь информационный контекст.

· Классификация по типу коммуникантов:

Социальная коммуникация - это коммуникация в человеческом обществе. Разновидностью социальной коммуникации является общение.

Зоокоммуникация или коммуникация в мире животных.

Комбинированна я коммуникация. Например, человек - животное.

Кроме того различают:

Внутриорганизационную коммуникацию - это коммуникация в пределах организации.

Внешняя коммуникация - это связи любой социальной системы с внешними социальными организациями.

 

Виды информации

По формам представления: текстовая, числовая, графическая, музыкальная, комбинированная

По способу восприятия: визуальная, аудиальная, тактивная, обонятельная, вкусовая.

По общественному значению: массовая, специальная, личная (знания, умения, интуиция)

Развитие электронных СМИ.

Техническую основу современных СМИ составляют цифровые и компьютерные технологии, их работа осуществляется в режиме реального времени и по принципу узкого вещания, то есть все более глубокой специализации.

Интернет породил новые формы массовой коммуникации, которые характеризуются глубокой интерактивностью, открытостью, отсутствием пространственных и временных ограничений.

Наряду с традиционными СМИ широкое распространение и популярность получают Интернет-СМИ: интернет-газеты, телевидение и радио.

Функции общения.

Виды общения

Общение неоднородно и его типология может быть проведена по разным основаниям.

По теме общения:

· политическое общение,

· научное общение,

· бытовое общение,

· религиозное общение,

· воспитательное общение и т.д.

По продолжительности:

· кратковременное и длительное,

· периодическое и постоянное.

По свободе выбора партнера:

· инициативное общение предполагает возможность выбора партнера.

· принудительное общение предполагает, что человек вынуждет общаться с кем-либо, независимо от его интересов.

По инструменту общения:

· вербальное общение посредством слов.

· невербальное общение.

По цели общения различают:

· деловое. Это общение, преследующее конкретные предметные или информационные цели.

· развлекательное. Это общение преследует лишь коммуникативные цели.

Цели: предметные (это цель получить что-либо, узнать, изменить в поведении собеседника), информационные (донести информацию до собеседника) и коммуникативные (сформировать определенные отношения с собеседником). Разновидности: установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, завершить контакт, возобновить контакт. Чисто коммуникативные цели как правило достигаются с помощью специальных речевых формул, например, приветствие, поздравление, сочувствие, прощание и т.д.).

По степени официальности:

· официальное. Это общение между лицами, выполняющими официальные социальные роли. В официальном общении четко определены роли участников, необходимо вести общение в рамках этих ролей, а также учитывать статус друг друга.

· неофициальное. Это общение не предполагает соблюдение статусных норм.

По форме общения:

· закрытое,

· открытое.

Роли:

· социальные. Это поведение человека, обусловленное его социальным статусом, это поведение, обусловленное тем, чем он на самом деле является в обществе или определенной ситуации.

· коммуникативные. Это тот образ, который человек создает в общении для достижения определенной цели, это то, кем он "прикидывается" для решения той или иной практической задачи.

По продолжительности функционирования социальные роли бывают: долговременные и кратковременные.

 

Изменения в общении:

· время общения с интересующими человека людьми неуклонно сокращается,

· увеличивается удельный вес кратковременных поверхностных речевых контактов с людьми,

· увеличивается доля "общения" со средствами массовой коммуникации,

· развивается тенденция к уклонению от общения вследствие перегруженности современного человека общением в течение дня,

· сокращается принудительное общение в быту,

· увеличивается доля принудительного общения в семье,

· увеличивается принудительное общение по месту работы,

· увеличивается доля общения в сфере обслуживания,

· растет обезличенность общения, увеличивается число ситуаций, в которых люди общаются, не знакомясь, не вступая в личные отношения,

· накопление информации начинает занимать больше времени, чем ее обсуждение,

· увеличивается доля эмоционального общения в общем объеме коммуникации,

· расширяется сфера устной коммуникации, сокращается доля письменной коммуникации,

· сокращается инициативное общение, увеличивается доля ролевого, принудительного, официального общения.

Указанные тенденции приводят к усложнению общения между людьми, а также к росту затруднений в межличностном общении. Вместе с тем тенденция личности к персонификации - это устойчивая тенденция, обнаруживающаяся в любом цивилизованном обществе, подтверждаемая самой логикой развития цивилизации. Персонификация личности будет развиваться и далее, а это значит, что будут возрастать трудности взаимопонимания.

 

Полиактивная:

Непунктуальные, ориентированы на людей, работают в любое время, словоохотливы, планируют будущее только в общих чертах, делают одновременно несколько дел, используют связи/ищут протекцию, поручают дела родственникам, несдерживаемая жестикуляция и мимика, по телефону говорят часами, в споре опираются на эмоции, часто перебивают, смешивают социальное и профессиональное.

Реактивная:

Пунктуальные, ориентированы на людей, гибкий график, молчаливы, сверяют планы с общими принципами, реагируют по ситуации, берегут репутацию другого, поручают дела надежным людям, ядва уловимая жестикуляция и мимика, разговариают по ситуации, избегают конфронтации, в принципе не перебивают, соединяют профессиональное и социальное.

Теория коммуникации в системе наук.

В наши дни коммуникация является объектом изучения многих наук.

Семиотика изучает свойства знаков и знаковых систем в обществе (например, естественные и искусственные языки), в самом человеке (например, зрительное и слуховое восприятие), природе (например, коммуникация в мире животных).

Социология изучает функциональные особенности общения различных социальных групп (например, гендерное общение, геронтное общение - общение стариков).

Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации.

Психология рассматривает психологические факторы, способствующие передаче и восприятию информации, а также мотивацию речевого поведения коммуникантов.

Психолингвистика изучает коммуникативную компетенцию человека, рассматриваемую в индивидуально-психологическом аспекте.

Лингвистика изучает проблемы вербальной коммуникации.

Паралингвистика специализируется на способах невербальной коммуникации (жесты, мимика и другие несловесные средства коммуникации).

Кибернетика, включающая в себя теорию информации, разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем автоматизации умственного труда.

В итоге теория коммуникации сложилась как междисциплинарное направление.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.