Фестивали художественного творчества инвалидов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Фестивали художественного творчества инвалидов

2020-12-06 86
Фестивали художественного творчества инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация фестивалей художественного творчества инвалидов - благородная и развивающаяся сегодня деятельность.

Популярны сегодня:

- фестиваль-конкурс, где главное – это выявление образцов высокого художественного уровня, оригинальных творческих решений участников (здесь присутствует большое количество номинаций, и детально разрабатываются критерии оценки выступлений);

- фестиваль-праздник; в первую очередь создаются условия для самовыражения и самореализации людей с инвалидностью в творчестве, для их личностного самоутверждения через преодоление имеющихся ограничений в здоровье, стимулируется творческая активность и развитие способностей, обеспечивается адаптация в обществе, разностороннее общение с публикой и другими участниками.

При проведении фестивалей такого рода необходимо оценивать социальные аспекты деятельности участников, коллективов. Одной из номинаций непременно должна присутствовать номинация «Преодоление», отражающая степень сложности достижения любых результатов для участника в данном виде творчества. За каждым достижением стоит многотрудная и каждодневная работа самого инвалида и его, близких по преодолению творческих и других проблем.

К задачам подобных фестивалей можно отнести:

– стимулирование развития профессионального и любительского творчества, особенно среди людей с ограниченными возможностями здоровья;

– привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности людей с ограниченными возможностями как средству их самовыражения и реализации;

– выявление молодых талантов, поддержка творчески одаренных детей и молодежи;

– расширение творческих контактов людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей;

– изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями как равноправным участникам культурного процесса.

Вид фестиваля определяет его цели и задачи, основные процедурно-организационные параметры: структуру и порядок проведения, финансирование, поощрение участников и др.

Главная задача – доставить радость, удовольствие и участникам, и зрителям от общения, от взаимопонимания.

Специфика фестивалей творчества инвалидов – ориентация на особый контингент участников, имеющих разные возможности и ограничения в зависимости от состояния здоровья и вида инвалидности. Забота организаторов – сделать настоящий праздник, красочный, добрый, веселый, праздник с новыми костюмами, с интересными поездками и замечательными подарками. Мероприятия для инвалидов должны иметь полноценные сценарии. При составлении концертной программы необходимо продумать режиссерский ход. Важно подобрать точное название мероприятия, например: «Я все могу!», «Преодоление», «Быть вместе», «Добро по кругу», «Возрождение», «Возьмемся за руки, друзья»...

Важно сделать правильный выбор принципа построения программы, где главное –человек нелегкой судьбы и окружающие его люди.

Лейтмотив фестиваля – не жалобы на судьбу, не обида на здоровых людей, а, наоборот, оптимистичный: «Мы, инвалиды, талантливы, мы можем многое, мы дети России и сегодняшнего времени, нас волнует все».


Рекомендации по работе с разными категориями инвалидов

Посетители с проблемами зрения

Это одна из самых тяжелых форм инвалидности. Известно,

что главной их проблемой являются очень ограниченные возможности восприятия информации от окружающего мира.

Различают три формы слепоты:

- тотальная слепота;

- остаточное зрение;

- слабовидение.

Необходимо предварительно выяснить степень потери зрения – видят ли предметы или их очертания, обладает ли кто-нибудь из них светоощущением или они не видят ничего, и, основываясь на этом, уже строить работу. Обычно группы бывают смешанными. Незрячие могут получать информацию несколькими доступными им способами:

- самостоятельно на ощупь (например, с помощью шрифта Брайля);

- на слух (например, с помощью аудионосителей);

- с помощью зрячего человека.

Слепые имеют большие трудности с передвижением в пространстве, но могут передвигаться самостоятельно с помощью трости или с сопровождающим.

Полезно знать несколько правил для сопровождающего.

Незрячий держится за руку спутника (или берет его под руку, или придерживается его руки чуть выше локтя), располагаясь при этом на полшага сзади. Сопровождая слепого, нельзя делать резких движений, следует заранее предупреждать о препятствиях, слегка приостанавливаясь перед ними. При встрече нужно называть себя, говорить с незрячим спокойным голосом, глядя ему в лицо без жестов и мимики, больше используя речь. Если идет общая беседа в группе, обращаясь к посетителю, нужно назвать его по имени. Важно избегать расплывчатых определений, описаний и рекомендаций. Не нужно предлагать незрячему убрать трость при ходьбе с сопровождающим, так как трость помогает ему получать дополнительную информацию. Если экскурсовод заметил, что инвалид по зрению нуждается в помощи, следует ему предложить свои услуги и не обижаться в случае отказа от помощи. Заканчивая разговор, слепого предупреждают о своем уходе. В разговоре правильнее обращаться к самому слепому, а не к сопровождающему. Важно учитывать, что техника тактильного показа слепому заключается в том, что его подводят к экспонату и кладут руку, лучше обе руки на предмет, и позволяют спокойно его изучить, давая четкое объяснение тому, что оказывается под пальцами.

Не следует водить руку слепого по «осматриваемому» предмету,

желательно его не торопить. Необходимо, чтобы каждый посетитель в группе получил возможность познакомиться с выставкой, экспонатами. Необязательно стремиться представить слепому всю подборку, лучше дать возможность основательно изучить наиболее характерные или интересные предметы из представленной коллекции. Будет правильно в процессе рассказа называть цвета экспонатов, у многих есть остаточное зрение или представление о цвете. Вполне уместно пользоваться глаголом «посмотрите». Не следует подменять его глаголом «пощупайте».

Важно иметь в виду, что в настоящее время все больше выявляется инвалидов с сочетанной патологией. Например, проблемы слуха и опорно-двигательного аппарата; инвалид по зрению на коляске; инвалид по слуху и зрению. В подобных случаях руководствуйтесь соответствующими разделами рекомендаций.

Посетители с проблемами слуха

Учитывая, что есть люди слабослышащие и есть глухие, необходимо предварительно выяснить состав группы. Надо правильно привлекать внимание. Для этого, если посетитель слабослышащий, к нему надо обратиться по имени, если глухой

– положить ему руку на плечо или слегка похлопать по руке. Если

посетители обладают достаточным остатком слуха, вполне допустимо пользоваться словесной речью. При этом необходимо говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко.

Важно, чтобы во время общения не мешали посторонние источники шума. Во время работы нужно встать так, чтобы было видно лицо говорящего и особенно губы. Во время разговора следует использовать простые фразы. Если в группе окажутся глухие, необходимо воспользоваться услугами переводчика-жестовика (сурдопереводчика). Такая группа не может быть больше 10 человек, особенно, если нужен сурдопереводчик.

Слепоглухие посетители

Такое поражение двух самых главных чувств восприятия человека не всегда бывает полным. Часто при полной глухоте человек пользуется остаточным зрением. Иногда при полной потере зрения может пользоваться остатком слуха. Для людей с врожденной слепоглухотой используются невербальные (несловесные) средства общения – жесты, картинки, реальные предметы. Если у человека утрачена возможность визуально воспринимать жестовые сообщения, то используется контактная форма проявления жестов.

В этом случае необходимо сопровождение общения тифлосурдопереводчиком. Если нет такой возможности, самое простое средство общения со слепоглухим – это письмо на ладони – дермография. Есть два способа использования дермографии: пальцем слепоглухого человека либо тупым концом ручки или карандаша писать печатные буквы на ладони воспринимающего речь; писать буквы пальцем воспринимающего речь на плоской ровной поверхности. Группа таких посетителей должна быть не больше 3 человек с сопровождающими. Для слепоглухих посетителей наибольшую ценность представляет текстовый вариант беседы, экскурсии, напечатанный шрифтом Брайля. 

Посетители с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Это наименее сложная при обслуживании категория инвалидов. Ей лишь может понадобиться помощь при перемещении по учреждению культуры. В этих целях могут использоваться волонтеры. Данная группа не должна превышать 8-10 человек, иначе возможны сложности при осмотре витрин, так как инвалидные коляски довольно широкие.

К особым рекомендациям относятся следующие:

- заранее позаботиться, чтобы панду при входе в учреждения культуры был чистый и не скользкий, не загорожен посторонними предметами;

- проходы между залами и в залах не сужены случайными предметами: стульями, стойками и т.п.;

- таблички с указанием расположения специального туалета должны быть на видном месте. Если невозможно организовать туалет, то время мероприятия не должно превышать 30 минут;

- при проведении экскурсии лучше, если лица экскурсовода и экскурсанта расположены на одном уровне, удобнее всего сесть или отойти немного назад, чтобы инвалидам не надо было запрокидывать голову.

Посетители с особенностями развития интеллекта и эмоционального реагирования

Главное, что необходимо иметь в виду работникам учреждений культуры перед встречей с данной группой посетителей, – у таких посетителей тоже есть потребность в развитии и получении новой информации. Часто эти люди имеют свой особенный взгляд на окружающую их действительность. Необходимо разговаривать с ними не как с больными людьми, а с уважением, спокойным тоном голоса, не допуская резкости. Не следует вступать с ними в дискуссии и спорить. Если чья-либо точка зрения сильно отличается от общепринятой, можно просто сказать, что она тоже имеет право на существование. Текст экскурсии или беседы для людей с особенностями интеллектуального развития не должен быть перегружен слишком сложно информацией: цифрами, научными терминами, цитатами. При этом фразы должны быть короткими, внятно произнесенными. Желательна четкая медленная речь говорящего. В некоторые моменты такие люди могут испытывать эмоциональные срывы, быт возбудимыми и неуравновешенными. Необходимо учитывать эти состояния и стараться успокоить их, вести себя дружелюбно, спросить их о том, чем можно им помочь. Важно быть вежливыми, доброжелательными и предупредительными с данной категорией посетителей.

Хорошо заранее получить у организаторов информацию о группе, состоянии здоровья посетителей учреждения культуры. Например, не стоит стремиться осмотреть сразу всю экспозицию, лучше сделать акцент на наиболее важных или наиболее интересных для данной группы ее частях, так как иначе экскурсанты могут переутомиться.

Группа таки посетителей нуждается в строго дифференцированном подходе в каждом конкретном случае. Важно учитывать степень нарушения здоровья, возраст посетителей и размер группы. При допустимом количестве до 20 человек на группу должно быть не менее 2 сопровождающих. Чем сложнее особенности развития посетителей, тем меньше должна быть группа.

Посетители с проблемами речи

В общении с такими людьми главное быть терпеливым, не перебивать и не поправлять их. Не создавайте ощущения, что вы их игнорируете. По ходу разговора нужно смотреть им в лицо, поддерживая визуальный контакт. Речь должна быть конкретизирована, не следует использовать сложные предложения. Задаваемые посетителям вопросы должны быть конкретными, требующими простых ответов или кивков головы. Не следует спешить закончить предложение за такого посетителя, может оказаться, что он был неправильно понят.

Посетители с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые присущи людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникнуть у людей с повреждением спинного мозга. Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней, не привлекая общего к ним внимания. В некоторых ситуациях навязываемая помощь будет им только мешать. По ходу экскурсии, беседы не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство. Если в руки инвалида дают какой-либо предмет, желательно подстраховывать предмет от падения.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.