Формы организации культурно-досуговой деятельности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формы организации культурно-досуговой деятельности

2020-12-06 143
Формы организации культурно-досуговой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические материалы

«Организация работы с инвалидами»

С. Завьялово  

 2020 г.

 


 

Сборник подготовили:

Методист I категории информационно-методического отдела МБУ «Культурный комплекс «Центральный» - Е.В.Костицына

 

 

Контакты:

с. Завьялово, ул.Чкалова, д.38, каб. 58

Телефон: +7(3412) 62-18-33

Электронная почта: [email protected]

Группа в ВКонтакте: http://vk.com/kkcentr

Сайт Управления культуры, спорта и молодежной политики уксмзав.рф


Содержание

  Введение 5
1. Формы организации культурно-досуговой деятельности 6
2. Роль культурно-досуговых учреждений в изменении стереотипов поведения людей с ограниченными возможностями здоровья 17
3. Фестивали художественного творчества инвалидов 19
4. Рекомендации по работе с разными категориями инвалидов 21
5. Общие правила общения с инвалидами 25

Данное пособие призвано помочь работникам культурно-досуговых учреждений поддержать людей в сложной жизненной ситуации, помочь человеку найти себя, сформировать духовные потребности, способствовать их адаптации в обществе, осуществить их право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.

В Российской Федерации существует немало организаций, занимающихся проблемами инвалидов. Это и Всероссийское общество инвалидов, и различные общественные организации. Человеку с ограниченными физическими возможностями необходима высококачественная медицинская помощь, жилье, оборудованное в соответствии с его возможностями передвижения, зрения и слуха, доступная среда на улице. Также, не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Поэтому так необходимы сейчас усилия общественных организаций, в том числе культурно-досуговых учреждений, направленные на содействие творческой самореализации и личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья.

В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, следует учитывать:

- учет индивидуальных психофизиологических особенностей людей с ограниченными возможностями;

- организация культурно-досугового пространства в процессе реабилитации людей с ограниченными возможностями.

 


Чтение книг.

Чтение книг помогает человеку с ограниченными возможностями лучше любого психолога. Ведь с помощью литературы можно не спеша рассмотреть и понять сложную жизнь человека, а на художественных примерах найти то, что способно сделать ее интересной, яркой и радостной. Зачастую прочтение биографии известной личности с непростой судьбой возвращает инвалиду веру в свои возможности.

Рисование.

Изотерапия – это уникальный инструмент, применяемый в психотерапии, педагогике, медицине, культуре, социальной работе и психологии. Рисование помогает инвалидам справиться со своими личностными и психологическими проблемами, а также способствует гармоничному развитию всех человеческих функций.

Рисуя свою проблему, человек оставляет на бумаге все негативные эмоции. Занятие искусством всегда приносит творческое удовлетворение. Очень распространена в использовании фототерапия – художественное фотографирование.

Музыка

Прослушивание спокойных и гармоничных музыкальных произведений способствует снятию напряжения и устранению негативных эмоций у лиц с ограниченными возможностями. Применяться они могут, в качестве самостоятельного средства реабилитации, или как дополнение к другому виду деятельности, например к лепке, рисованию и т.д.

Не менее значимо для инвалидов пение. Оно помогает обогатить их новыми впечатлениями, развить инициативу, самостоятельность и одновременно с этим корректирует имеющиеся недостатки.

Лепка из глины

Глинотерапия – эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами. Издавна известно о лечебных свойствах глины, обладающей антисептическими, абсорбирующими свойствами.

Практические занятия по изготовлению глиняной игрушки, сочетаются с рассказом об истории возникновения игрушки, сложившихся народных традициях и технике изготовления. Лепка способствует развитию мелкой моторики, координации и согласованности движений рук. Роспись изделия вырабатывает пластичные движения, формирует чувство ритма, объема, пропорций, цвета, воспитывает художественный вкус.

Во время занятий прикладным творчеством люди с ограниченными возможностями здоровья получают массу впечатлений, заряд положительной энергии, делают шаг навстречу самостоятельной и независимой жизни, интеграции в общество. Порой почувствовать себя нужным можно просто создавая что-нибудь собственными руками.

6. Ручная работа (вышивание, вязание на спицах или крючком, бисероплетение, собирание пазлов) – это отличный вариант досуга для лежачих инвалидов, при условии, что они на нее способны. Подобное времяпровождение помогает снять стресс, нервное перенапряжение, раздражительность и вместе с этим развить мелкую моторику.

Рекомендации по работе с разными категориями инвалидов

Посетители с проблемами зрения

Это одна из самых тяжелых форм инвалидности. Известно,

что главной их проблемой являются очень ограниченные возможности восприятия информации от окружающего мира.

Различают три формы слепоты:

- тотальная слепота;

- остаточное зрение;

- слабовидение.

Необходимо предварительно выяснить степень потери зрения – видят ли предметы или их очертания, обладает ли кто-нибудь из них светоощущением или они не видят ничего, и, основываясь на этом, уже строить работу. Обычно группы бывают смешанными. Незрячие могут получать информацию несколькими доступными им способами:

- самостоятельно на ощупь (например, с помощью шрифта Брайля);

- на слух (например, с помощью аудионосителей);

- с помощью зрячего человека.

Слепые имеют большие трудности с передвижением в пространстве, но могут передвигаться самостоятельно с помощью трости или с сопровождающим.

Полезно знать несколько правил для сопровождающего.

Незрячий держится за руку спутника (или берет его под руку, или придерживается его руки чуть выше локтя), располагаясь при этом на полшага сзади. Сопровождая слепого, нельзя делать резких движений, следует заранее предупреждать о препятствиях, слегка приостанавливаясь перед ними. При встрече нужно называть себя, говорить с незрячим спокойным голосом, глядя ему в лицо без жестов и мимики, больше используя речь. Если идет общая беседа в группе, обращаясь к посетителю, нужно назвать его по имени. Важно избегать расплывчатых определений, описаний и рекомендаций. Не нужно предлагать незрячему убрать трость при ходьбе с сопровождающим, так как трость помогает ему получать дополнительную информацию. Если экскурсовод заметил, что инвалид по зрению нуждается в помощи, следует ему предложить свои услуги и не обижаться в случае отказа от помощи. Заканчивая разговор, слепого предупреждают о своем уходе. В разговоре правильнее обращаться к самому слепому, а не к сопровождающему. Важно учитывать, что техника тактильного показа слепому заключается в том, что его подводят к экспонату и кладут руку, лучше обе руки на предмет, и позволяют спокойно его изучить, давая четкое объяснение тому, что оказывается под пальцами.

Не следует водить руку слепого по «осматриваемому» предмету,

желательно его не торопить. Необходимо, чтобы каждый посетитель в группе получил возможность познакомиться с выставкой, экспонатами. Необязательно стремиться представить слепому всю подборку, лучше дать возможность основательно изучить наиболее характерные или интересные предметы из представленной коллекции. Будет правильно в процессе рассказа называть цвета экспонатов, у многих есть остаточное зрение или представление о цвете. Вполне уместно пользоваться глаголом «посмотрите». Не следует подменять его глаголом «пощупайте».

Важно иметь в виду, что в настоящее время все больше выявляется инвалидов с сочетанной патологией. Например, проблемы слуха и опорно-двигательного аппарата; инвалид по зрению на коляске; инвалид по слуху и зрению. В подобных случаях руководствуйтесь соответствующими разделами рекомендаций.

Посетители с проблемами слуха

Учитывая, что есть люди слабослышащие и есть глухие, необходимо предварительно выяснить состав группы. Надо правильно привлекать внимание. Для этого, если посетитель слабослышащий, к нему надо обратиться по имени, если глухой

– положить ему руку на плечо или слегка похлопать по руке. Если

посетители обладают достаточным остатком слуха, вполне допустимо пользоваться словесной речью. При этом необходимо говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко.

Важно, чтобы во время общения не мешали посторонние источники шума. Во время работы нужно встать так, чтобы было видно лицо говорящего и особенно губы. Во время разговора следует использовать простые фразы. Если в группе окажутся глухие, необходимо воспользоваться услугами переводчика-жестовика (сурдопереводчика). Такая группа не может быть больше 10 человек, особенно, если нужен сурдопереводчик.

Слепоглухие посетители

Такое поражение двух самых главных чувств восприятия человека не всегда бывает полным. Часто при полной глухоте человек пользуется остаточным зрением. Иногда при полной потере зрения может пользоваться остатком слуха. Для людей с врожденной слепоглухотой используются невербальные (несловесные) средства общения – жесты, картинки, реальные предметы. Если у человека утрачена возможность визуально воспринимать жестовые сообщения, то используется контактная форма проявления жестов.

В этом случае необходимо сопровождение общения тифлосурдопереводчиком. Если нет такой возможности, самое простое средство общения со слепоглухим – это письмо на ладони – дермография. Есть два способа использования дермографии: пальцем слепоглухого человека либо тупым концом ручки или карандаша писать печатные буквы на ладони воспринимающего речь; писать буквы пальцем воспринимающего речь на плоской ровной поверхности. Группа таких посетителей должна быть не больше 3 человек с сопровождающими. Для слепоглухих посетителей наибольшую ценность представляет текстовый вариант беседы, экскурсии, напечатанный шрифтом Брайля. 

Посетители с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Это наименее сложная при обслуживании категория инвалидов. Ей лишь может понадобиться помощь при перемещении по учреждению культуры. В этих целях могут использоваться волонтеры. Данная группа не должна превышать 8-10 человек, иначе возможны сложности при осмотре витрин, так как инвалидные коляски довольно широкие.

К особым рекомендациям относятся следующие:

- заранее позаботиться, чтобы панду при входе в учреждения культуры был чистый и не скользкий, не загорожен посторонними предметами;

- проходы между залами и в залах не сужены случайными предметами: стульями, стойками и т.п.;

- таблички с указанием расположения специального туалета должны быть на видном месте. Если невозможно организовать туалет, то время мероприятия не должно превышать 30 минут;

- при проведении экскурсии лучше, если лица экскурсовода и экскурсанта расположены на одном уровне, удобнее всего сесть или отойти немного назад, чтобы инвалидам не надо было запрокидывать голову.

Посетители с особенностями развития интеллекта и эмоционального реагирования

Главное, что необходимо иметь в виду работникам учреждений культуры перед встречей с данной группой посетителей, – у таких посетителей тоже есть потребность в развитии и получении новой информации. Часто эти люди имеют свой особенный взгляд на окружающую их действительность. Необходимо разговаривать с ними не как с больными людьми, а с уважением, спокойным тоном голоса, не допуская резкости. Не следует вступать с ними в дискуссии и спорить. Если чья-либо точка зрения сильно отличается от общепринятой, можно просто сказать, что она тоже имеет право на существование. Текст экскурсии или беседы для людей с особенностями интеллектуального развития не должен быть перегружен слишком сложно информацией: цифрами, научными терминами, цитатами. При этом фразы должны быть короткими, внятно произнесенными. Желательна четкая медленная речь говорящего. В некоторые моменты такие люди могут испытывать эмоциональные срывы, быт возбудимыми и неуравновешенными. Необходимо учитывать эти состояния и стараться успокоить их, вести себя дружелюбно, спросить их о том, чем можно им помочь. Важно быть вежливыми, доброжелательными и предупредительными с данной категорией посетителей.

Хорошо заранее получить у организаторов информацию о группе, состоянии здоровья посетителей учреждения культуры. Например, не стоит стремиться осмотреть сразу всю экспозицию, лучше сделать акцент на наиболее важных или наиболее интересных для данной группы ее частях, так как иначе экскурсанты могут переутомиться.

Группа таки посетителей нуждается в строго дифференцированном подходе в каждом конкретном случае. Важно учитывать степень нарушения здоровья, возраст посетителей и размер группы. При допустимом количестве до 20 человек на группу должно быть не менее 2 сопровождающих. Чем сложнее особенности развития посетителей, тем меньше должна быть группа.

Посетители с проблемами речи

В общении с такими людьми главное быть терпеливым, не перебивать и не поправлять их. Не создавайте ощущения, что вы их игнорируете. По ходу разговора нужно смотреть им в лицо, поддерживая визуальный контакт. Речь должна быть конкретизирована, не следует использовать сложные предложения. Задаваемые посетителям вопросы должны быть конкретными, требующими простых ответов или кивков головы. Не следует спешить закончить предложение за такого посетителя, может оказаться, что он был неправильно понят.

Посетители с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые присущи людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникнуть у людей с повреждением спинного мозга. Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней, не привлекая общего к ним внимания. В некоторых ситуациях навязываемая помощь будет им только мешать. По ходу экскурсии, беседы не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство. Если в руки инвалида дают какой-либо предмет, желательно подстраховывать предмет от падения.


Методические материалы

«Организация работы с инвалидами»

С. Завьялово  

 2020 г.

 


 

Сборник подготовили:

Методист I категории информационно-методического отдела МБУ «Культурный комплекс «Центральный» - Е.В.Костицына

 

 

Контакты:

с. Завьялово, ул.Чкалова, д.38, каб. 58

Телефон: +7(3412) 62-18-33

Электронная почта: [email protected]

Группа в ВКонтакте: http://vk.com/kkcentr

Сайт Управления культуры, спорта и молодежной политики уксмзав.рф


Содержание

  Введение 5
1. Формы организации культурно-досуговой деятельности 6
2. Роль культурно-досуговых учреждений в изменении стереотипов поведения людей с ограниченными возможностями здоровья 17
3. Фестивали художественного творчества инвалидов 19
4. Рекомендации по работе с разными категориями инвалидов 21
5. Общие правила общения с инвалидами 25

Данное пособие призвано помочь работникам культурно-досуговых учреждений поддержать людей в сложной жизненной ситуации, помочь человеку найти себя, сформировать духовные потребности, способствовать их адаптации в обществе, осуществить их право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.

В Российской Федерации существует немало организаций, занимающихся проблемами инвалидов. Это и Всероссийское общество инвалидов, и различные общественные организации. Человеку с ограниченными физическими возможностями необходима высококачественная медицинская помощь, жилье, оборудованное в соответствии с его возможностями передвижения, зрения и слуха, доступная среда на улице. Также, не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Поэтому так необходимы сейчас усилия общественных организаций, в том числе культурно-досуговых учреждений, направленные на содействие творческой самореализации и личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья.

В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, следует учитывать:

- учет индивидуальных психофизиологических особенностей людей с ограниченными возможностями;

- организация культурно-досугового пространства в процессе реабилитации людей с ограниченными возможностями.

 


Формы организации культурно-досуговой деятельности

К наиболее распространенным формам относят:

1. Создание кружков и клубов.

2. Кружки прикладного творчества.

3. Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.

4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.

5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей людей с ограниченными возможностями).

6. Организация праздников, концертов.

7. Постановка спектаклей.

8. Организация информационно-просветительских программ.

Таким образом, организация культурно-досуговой деятельности с инвалидами является важной, но одновременно и трудной задачей современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Люди с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают организации клубного типа, нуждаются во временной или постоянной посторонней помощи в связи с полной или частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные, жизненные потребности, так как имеются ограничения способности к самообслуживанию.

Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ.

Целью деятельности клубных объединений является формирование у инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития и самореализации в общество.

Отдых, досуг и восстановление душевных сил, наряду с производственной деятельностью – важные составляющие в жизни каждого человека. Люди с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции инвалида в общество.

Итак, мы приведем примеры форм работы для лиц с ограниченными возможностями, которые могут быть использованы как в клубе, так и за его пределами.

Чтение книг.

Чтение книг помогает человеку с ограниченными возможностями лучше любого психолога. Ведь с помощью литературы можно не спеша рассмотреть и понять сложную жизнь человека, а на художественных примерах найти то, что способно сделать ее интересной, яркой и радостной. Зачастую прочтение биографии известной личности с непростой судьбой возвращает инвалиду веру в свои возможности.

Рисование.

Изотерапия – это уникальный инструмент, применяемый в психотерапии, педагогике, медицине, культуре, социальной работе и психологии. Рисование помогает инвалидам справиться со своими личностными и психологическими проблемами, а также способствует гармоничному развитию всех человеческих функций.

Рисуя свою проблему, человек оставляет на бумаге все негативные эмоции. Занятие искусством всегда приносит творческое удовлетворение. Очень распространена в использовании фототерапия – художественное фотографирование.

Музыка

Прослушивание спокойных и гармоничных музыкальных произведений способствует снятию напряжения и устранению негативных эмоций у лиц с ограниченными возможностями. Применяться они могут, в качестве самостоятельного средства реабилитации, или как дополнение к другому виду деятельности, например к лепке, рисованию и т.д.

Не менее значимо для инвалидов пение. Оно помогает обогатить их новыми впечатлениями, развить инициативу, самостоятельность и одновременно с этим корректирует имеющиеся недостатки.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.