Из истории ораторского искусства — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Из истории ораторского искусства

2020-12-06 259
Из истории ораторского искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В истории ораторского искусства можно выделить, прежде всего, античный период. Риторика возникла в Греции в 5-4 веках до нашей эры, сложилась в систему в 3-2 веках до нашей эры и распространилась в Риме в 1 веке до нашей эры. «Родителями» красноречия считают греков - это были классические софисты. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было противоречивым. Вначале слово имело положительный смысл, оно обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. В конце 5 века до нашей эры софистами стали называть платных учителей красноречия и философии.

Древний Рим. Особенностью римского красноречия было обладание огромной практической силой - ведь все государственные дела в Риме решались дебатами в Сенате, в народном собрании и суде. Там мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому обладание, словом было необходимо для римлянина. «Все требования чистоты, правильности, ясности, краткости, уместности и сообразности, предъявлявшиеся к эллинской речи, были удачно перенесены на латинскую речь и впоследствии превратились в выразительный и точный инструмент мысли - латынь».

Пика своего развития римская риторика достигла в последний век Республики. Теория риторики Марка Туллия Цицерона изложенная в пяти сочинениях: «О нахождении», «Топика» - приложение одноименного сочинения Аристотеля к римской ораторской практике, «Оратор», «Брут» и «Об ораторе» - доказательство сего факта. «В них Цицерон рассуждает о построении и содержании речи, о выборе одного из стилей сообразно содержанию, о периоде и об источниках убеждения. Он исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать.

Идеальный римский оратор - тот, кто одновременно:

1) в своих речах и поучает слушателей - это его долг;

2) доставляет им наслаждение - это залог его популярности;

3) подчиняет себе их волю - необходимое условие успеха». Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по этим трудам знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона. Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, он явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской прозы.

Древняя Греция. Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В Греции для социального строя характерна форма города-государства, поэтому там создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс, оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. «Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т.е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных - обвинять или оправдывать, эпидиктических - хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство».

Особенно распространенным жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень большое место, но был мало похож на современный. Прокуроров не существовало, а обвинителем мог выступить каждый. Подсудимый защищался сам. Выступая перед судьями, он пытался не убедить их в своей невиновности, его главной целью было разжалобить судей. Для этого он мог привести своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца; мог демонстрировать грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Перед колоссальной судейской коллегией (в Афинах нормальное число судей было 500, а всего суд присяжных насчитывал 6000 человек) донести до каждого человека суть логических доводов было делом почти безысходным: реалистичнее было любым способом подействовать на чувства.

Горгий. Крупнейшим учителем красноречия в V веке до н.э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его виртуозные речи приковали всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсеместно выступая перед слушателями. «На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок)».

Лисий. Самым крупным афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, безусловно, Лисий. Характерные черты его стиля отчетливо подмечаются древними критиками. «Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации - последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов, последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи».

Исократ. Жанр торжественной речи усовершенствовал и развил Исократ. «Изюминкой» его стиля являются сложные периоды с ясной и четкой конструкцией, легкоусвояемые слушателями; также ритмическое членение речи. Такая плавность достигалась тщательным избеганием стыка гласных в конце слова и в начале другого. Каждая его фраза составляет художественное целое, смысловые части которого равномерно распределены и оформлены лексически. Исократ считал, что ораторская проза должна соперничать с поэзией. К недостаткам его стиля относят некоторую монотонность.

По мнению Исократа, которое он активно прививал ученикам в своей школе, существуют несколько основных концепций ораторского произведения:

1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей;

2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью;

3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных;

4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

Как мастер ораторского искусства, Исократ в древности был весьма популярен - доказательством можно считать огромное количество выдержек и фрагментов из его речей на найденных папирусах. Но из-за своего слабого голоса и природной застенчивости он не выступал перед слушателями, тем не менее, смог стать мастером письменного красноречия, поэтому очевидной его заслугой можно считать улучшение стиля письменной речи. Однако, были и критики, которые считали манеру высказывания излишне напыщенной. Мнение Квинтилиана: ««Стиль Исократа полон многочисленных украшений и отличается большой гладкостью в различных жанрах ораторского искусства... Он тренирован скорее для арены, чем для поля боя...»».

Демосфен. Другой известный афинянин - Демосфен. Он известен как мастер устной политической речи. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - основные отличия его стиля речи. «Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?». Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты». С детства Демосфен обладал слабым голосом, природной нерешительностью да еще и картавил. Все это вместе взятое и привело к провалу его речей на первых выступлениях. Но, задавшись целью стать великим оратором и постичь искусство красноречия, он с упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, пытаясь «переговорить» прибрежные волны, читал речь во время бега, стремясь сохранить ровное дыхание) он сумел избавиться от недостатков своего произношения.

Убеждение слушателя в своей правоте для Демосфена было победой. Начиная новую тему, он сразу раскрывал ее суть, излагая, не забывал делать выводы по сказанному, заострял внимание на особо важных мыслях. Часто его речь строилась на воображаемом диалоге с оппонентом. Огромное значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, различные вариации с голосом. Он с успехом соединял и использовал риторические стили, употреблял разнообразные вариации конструкций фраз и предложений. В результате всего этого, его выступления никогда не были монотонными. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.

Эпоха эллинизма. После утраты Грецией независимости ораторское искусство, казалось, должно было исчезнуть из человеческой жизни из-за невозможности применения его в политической жизни. Но этого не случилось. Выжитое из политики, оно прижилось в школах риторики. Когда стало невозможно дискутировать с живыми оппонентами - спорили с умершими. Можно было упражняться в красноречии на придуманную тему. Ну и, конечно же, всегда было можно подражать старым греческим ораторам в их хвалебных речах. Приблизительно в середине 2 века до нашей эры в риторике усилилась реакция против безудержного увлечения ритмикой и вычурной лексикой. Наметилось направление на холодный, сдержанный стиль, названный аттическим. На рубеже 2-1 веков до нашей эры на Родосе существовала риторская школа, старавшаяся ослабить пафос «азианизма». Именно это направление получило полное преобладание у римских ораторов в последние годы Республики и первые годы Империи.

Либаний. Одна из самых характерных фигур поздней софистики. Преклонялся перед мастерством Демосфена. Как художник слова - прежде всего стилист, превозносящий искусство говорить в духе классического аттицизма. Был убежден в том, что только ораторское мастерство может облагородить человека и воспитать его вкус. «Мир Либания - это мир греческих идей и образов, населенный великими мыслителями, ораторами, писателями поэтами древней Эллады, мир эллинских богов и посвященных им прекрасных храмов, хранящих воплощенные в мраморе и драгоценном металле образы олимпийцев... Христианство оставалось для него мрачной силой, губительно действующей на все прекрасное, что было создано эллинской культурой».

Ораторское искусство на Руси. На Руси первое теоретическое сочинение риторического, или скорее филологического характера ("Об образах"), появилось еще в одиннадцатом столетии, оно было включено в "Изборник" Святослава 1073 г. В нем обрисовывают существенным образом небольшое количество форм риторики, но даны они не вполне под риторическим углом зрения. Красноречие как искусство расцветает в Киеве с 9 по 13 века.

Только лишь в 17 веке с появлением анонимной "Риторики" 1620 года, красноречие появляется как наука. В следующем веке были написаны труды Михаила Ломоносова, которые стали подспорьем для уже окрепшей риторики как науки. Именно Ломоносов разделил значений терминов "красноречие" и "риторика" и сформулировал определения крайне похожие на современные.

Ораторское искусство в России. «К середине XIX века общеевропейский кризис риторики захлестнул и Россию, где о ней отрицательно высказался великий русский критик В.Г. Белинский, сам в совершенстве владевший всеми приемами красноречия. Те речевые средства, которые некогда исследовались теоретиками риторики, стали изучаться в рамках новых дисциплин, главным образом в связи с художественным творчеством. До XVII в. учебники риторики отсутствуют на Руси, что, однако, не означает неизвестности риторических понятий. Употребление слов ветийство (через “ять”), риторикия (риторика - только в XVII в.) и множества благословных синонимов (в разнообразных вариантах типа благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и др.) более всего говорило о существовании практических правил речи и речевой этики, ясно показывающих образ человека Древней Руси. Это - донаучный и доучебниковый период развития риторики, когда в отсутствие какой-либо терминологии имеется изобилие “ветийства” и “сладкоречия”, существует практическая риторика (“благоречие”), основанная более всего на образцовых культурных текстах (Священное Писание, богослужебные тексты, сочинения проповедников - отцов церкви, сочинения с указанием правил речевого поведения - см. “Пчелу”, “Домострой” и др.)». Авторитет риторики продолжает падать, несмотря на расцвет судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: Петра Александрова, Сергея Андреевского, Федора Плевако. Не могут остановить это падение ни такие великие люди своего времени: И.С. Сеченова, Д.И. Менделеева, В.. Ключевского, К.А. Тимирязева, С.П. Боткина, И.В. Склифосовского. Опускается еще ниже в России начала 20 века. Авторитетность риторики не может воскресить октябрьское время, когда ораторы завлекают под свои красные знамена многотысячные толпы людей.

Но, уже в 1918 г. в Петрограде стараниями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Затем, до 30-х годов, плотное изучение искусства красноречия. Так начинался расцвет риторики. Далее издаются труды ученых: В. Вомперского «Риторики в Росссии 17 - 18 вв», В.Аннушкина «История русской риторик и решение проблем общественной практики» и «Риторика и синтаксический структуры», С. Гурвича «Основы общей риторики», Л.К. Граудиной и Г.И. Миськевич "Теория и практика русского красноречия".

Вот так, медленно, но верно росло и крепло понимание того, что успешный опыт использования риторических средств может зависеть не только от таланта, но и от забытых теоретических знаний.

Заключение

цицерон риторика горгий исократ

В наш век компьютерных технологий человек разучился общаться с себе подобными. Телефоны, компьютеры, факсы, ксероксы и прочая техника потакают этому. Сейчас можно запросто сидеть дома, заказывая еду на дом, общаясь в социальных сетях и не чувствовать себя одиноким. Как оказалось - люди не нуждаются в личном общении и, что самое интересное, считают, что это абсолютно нормально. Они забыли о том, что умеют писать от руки - почти никто уже не пишет письма - для них это, по меньшей мере, странно. А меж тем, эпистолярный жанр развивает мысль, способствует правильному и рациональному мышлению, что в свою очередь стимулирует правильную и грамотную речь. Об этом забыли…

Люди с «хорошо подвешенными языками» приветствуется, пожалуй, только в специализированных областях. Там, где по телефону дела не решаются, например, в юридической практике. Талантливых адвокатов очень мало, а ведь победа достигается не только правильно подготовленной защитой, но и с помощью убедительной речи. «Слово речь в тесном смысле означает рассуждение, составленное по правилам искусства и назначенное к изустному произношению. Сие рассуждение заключает в себе одну какую-нибудь главную мысль, которая объясняется или доказывается для убеждения слушателей. Слушатель может быть убежден очевидностью предлагаемых истин, исчислением вероятных причин и силою доводов или доказательств. Завидный талант составлять такого рода сочинения, соединенный с способностью произносить их приятно и убедительно, называется вообще красноречием; обладающий всеми дарованиями, для того потребными, именуется оратором».

По-моему, сейчас риторика, равно как и ораторское искусство переживают сложнейший кризис, равному которому человечество еще не видело. И, если, люди не опомнятся и не поймут, что живое общение интереснее и полезнее, в конце концов, то исчезнет не только риторика, но и простой разговорный язык.

Риторика Дневней Греции.

Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С серединыV в. до н.э появляются первые риторы.

Беспокойный V век до н.э. выдвинул свободного человека как сгусток энергии и самостоятельности, какие только возможны в рамках рабовладельческого общества, и тем самым стал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которой отличались греки. Ведь всякий грек издревле славился как заядлый разговорщик, а гомеровские поэмы и до сих пор удивляют обилием и умелым построением речей. Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего...

Возникновение и развитие риторики обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, достигнутым уровнем духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической жизни здесь бурно развивались науки и искусства, судебная деятельность. Возникает потребность убеждения словом во многих диалогах и спорах, столкновениях обвинителей и защитников на судах. Страх перед правителем или наказанием, невежество или грубая сила уступают место диспутам и беседам, в которых обосновываются не только философские проблемы бытия, но и решение практических вопросов. Именно в этот период было понято значение и могущество слова. С древности дошли до нас меткие оценки речевой деятельности и значимости слова. Выражения «блистательность речи», «статность (тезисность) речи», «хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать», «сказано – сделано», «пожалуйста, поменьше слов», «словоохотливый попутчик заменяет в дороге экипаж» и другие значимы и сегодня. Формирование и развитие риторического мастерства, осознание его важности происходило в тесной связи с теми культурными процессами и традициями, которые были характерны для Древней Греции. Если, например, история как дисциплина, философия и искусство имели лишь одну покровительницу — музу Клио, то красноречие находилось в ведении сразу трех богинь. Это были Пейто — богиня убеждения и две Эриды — богини спора.

Во-вторых, содержанием политико-правовой жизни древнегреческих городов-полисов. Во многих из них демократия была основой политического строя. Народное собрание, совет пятисот, народный суд – три государственных учреждения, достижение успехов в которых зависело в первую очередь от речевого искусства. Политическая карьера, защита своих прав определяются умелым владением речью, способностью воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать, наиболее приятным образом привлекая их внимание. Речь оказывается реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства. Могущество слова в политической жизни приравнивается к могуществу железа на войне. Суждения «Закон — это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно», «Нет такого закона, который был бы удобен для всех», «Народное благо — высший закон» также пришли к нам из эпохи античности. Они наглядно свидетельствуют о мастерстве речи тех, кто их высказывал.

В-третьих, в основе античного судопроизводства лежала состязательность: обвинитель, и защищающийся произносили речи, стараясь убедить судей и присутствующих в своей правоте. Существовал актуальный «социальный заказ» на умение красиво и убедительно говорить, а также на определенную группу учителей риторики и составителей публичных речей. Именно в этот период возникла профессия логографа, который помогал гражданам составить судебную речь с использованием правил ораторского искусства и выступить с нею в судебном разбирательстве.

Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.

Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.

Древнегреческий оратор Лисий (род. ок. 459 до н.э.), учившийся в школе красноречия Коракса, писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец судебного красноречия того времени. Они отличаются убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка. Большое влияние на Лисия оказали софисты. Он написал блестящую речь для Сократа, когда его судили по наговору за непочитание богов. Речь убедительно оправдывала Сократа с точки зрения соблюдения судебных норм и прекрасно построенных фраз. Но Сократ отверг ее, считая, возможно, излишней, так как был убежден в своей невиновности.

Основоположник софистики — древнегреческий оратор Горгий из Леонтин в Сицилии (род. ок. 483 до н.э.). Его считают создателем «украшенной» прозы и одного из первых учебников по риторике. Он сумел логически обосновать, что ничего из существующего не существует. Рассуждал он примерно так: ничто не существует; если что-либо существует, то оно непознаваемо; если оно и познаваемо, то для других непередаваемо и необъяснимо. Современнику Горгия и не менее известному софисту Протагору (род. ок. 480 до н.э.) принадлежит известное изречение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». И сегодня оно заставляет задуматься, выступает образцом философского красноречия.

В период расцвета афинской демократии софистами стали называть себя появившиеся платные преподаватели философии, этики, политики, других наук и искусств, и в особенности ораторского искусства – риторики. Появление этих учителей, предлагавших научить желающих «мудрости и добродетели», было ответом на потребности молодежи в образовании, в освоении искусства речи. Просветительская направленность деятельности софистов заметно оживила и наполнила новым содержанием общественную жизнь Греции.

Первоначально в Древней Греции софистом именовали мудрого, искусного в каких-либо делах человека (от греч. sofistes — мастер-искусник, мудрец, художник, изобретатель). В последующем софистами называли изощренных в построении суждений и умозаключений мыслителей и практиков, которые использовали свое ораторское мастерство в корыстных целях, а также платных учителей философии, риторики и эристики (искусства спора).

Древнегреческий писатель, публицист, автор многочисленных речей и памфлетов Сократ (род. в 436 до н.э.) был учеником Горгия. В начале своей деятельности занимался составлением судебных речей, затем открыл школу риторики в Афинах. Сократ не выступал как оратор, но своими публицистическими трактатами по общим вопросам греческой политической жизни оказывал значительное воздействие на современников.

Влияние софистики в момент зарождения риторики было существенным. Однако в дальнейшем пути их разошлись из-за преобладания в софистике негативных тенденций. Аристотель так оценивал современных ему софистов:

Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист – (это человек), умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости.

Дело в том, что софисты, обучая за плату искусству вести полемику, в стремлении привести необходимые доказательства не гнушались заведомым нарушением логических законов и правил употребления слов. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может только искусно составленная речь. При этом неважно, соответствует она истине или нет. Обучая красноречию, софисты присвоили себе право преподавать и мудрость, и добродетель. Не только не гнушаясь, но скорее всего гордясь и даже бахвалясь умением использовать разнообразные словесные трюки, построенные или на игре значений многозначного слова, или на совпадении форм, софисты демонстрировали блестящие и тонко разработанные способы убедить кого угодно и в чем угодно. Насколько сильно было воздействие мастеров красноречия на умы сограждан, можно судить хотя бы по тому факту, что Критий (дядя Платона), известный философ и оратор, став одним из афинских тиранов, законодательно запретил «учить искусству говорить».

Позднеантичное «софизм» происходит уже от древнегреческого слова «софисма» – «хитрая уловка, выдумка». Софизм представляет и сегодня рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению. Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести оппонента в заблуждение.

Первым против софистов выступил Сократ (род. около 470 до н.э.). В отличие от софистов он во главу угла ставил логическое доказательство и искусство оперирования истинными рассуждениями. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. Деятельность Сократа, имевшая целью нравственное возрождение общества, неизбежно привела его к оппозиции софистам. Сократ сам ничего не писал, сведения о его воззрениях мы получаем из так называемых «сократических сочинений» Платона, других его учеников, а также оппонентов. Перед софистами у Сократа были два преимущества: во-первых, он считал, что возможность доказать и опровергнуть один и тот же тезис не исключает возможности найти истину; во-вторых, в отличие от странствующих софистов Сократ постоянно жил в Афинах, вокруг него постепенно сложился круг учеников, которые затем основали «сократические школы». В этих школах получил развитие жанр сократического диалога. Именно с Сократом связано развитие диалога, принимающего форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Сократ своим вопросно-ответным методом, беспощадной логикой и диалектикой способствовал рождению правильной мысли, поиску истины и формированию высокой риторики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особенные этические отношения между людьми, собравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. Сократ обладал особым искусством — знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Такая риторика может рассматриваться как нравственная деятельность.

Ученик Сократа Платон (род. около 430—427 до н.э.) противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии.

Он первый, – пишет Диоген Лаэртский, – из философов дал ответ на речь Лисил.. которую изложил слово за слово в своем «Федре». Он первый стал, рассматривать возможности грамматики.

В ранних диалогах Платона отражены стиль и характер бесед Сократа. Судя по этим диалогам, Сократ, вступая в спор с софистами, обсуждает смысл различных нравственных понятий (благо, мудрость, справедливость и т.д.). Как показывает Платон, Сократ начал впервые использовать индуктивный путь познания, давать общие определения на основе отношения частных. В его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если предшествовавшие ему мыслители догматически выводили свои идеи, то Сократ пытался критически обсудить существующие позиции, точки зрения, заранее не отдавая предпочтения ни одной из них.

Дальнейшее развитие риторики связано с именем древнегреческого философа Аристотеля (384—322 до н.э.). Вначале он был слушателем в Академии Платона, затем преподавал в ней, став равноправным членом группы философов-платоников. Известен и как воспитатель. В течение нескольких лет был воспитателем Александра Македонского. В основанной Аристотелем школе преподавание осуществлялось дифференцированно, удовлетворяя запросы разных категорий учеников. Известно, что утром он в тесном кругу ближайших учеников вел строго научные занятия. После обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать. Противники опасались его речей, всегда логичных, стройных, остроумных, порой саркастических. Сочинения Аристотеля представляют нам образ человека с глубокой, искренней любовью к правде, отчетливым пониманием действительности со всеми ее сложными противоречивыми взаимоотношениями. Его работы поражают исключительной способностью к систематизации, классификации собранного фактического материала.

Риторика, по глубокому убеждению Аристотеля, это также искусство, также творчество, выросшее из диалектики бытия. Этим проблемам посвящен знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», который композиционно состоит из трех книг.

В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, анализируются принципы, на основании которых оратор может воздействовать на слушателей. Аристотель, раскрывая сущность ораторского искусства, говорит о единстве трех элементов, его составляющих: самого оратора, предмета речи и слушателя, которого называет «конечной целью всего». Текст, по Аристотелю, будет убедительным тогда, когда слушатель будет считать его справедливым или полезным, или приятным. На этом строится и его типология речей. Тип речи выявляется в соответствии с типом слушателя. Слушателем может быть судья, член народного собрания, просто зритель. Речь, в которой стремятся убедить судью в справедливости или, наоборот, в несправедливости каких-либо действий, названа Аристотелем судебной. Речь, в которой народному собранию советуют совершить некое действие как полезное или отговаривают от совершения неких действий как вредных, названа совещательной. Речь, в которой оратор стремится доставить удовольствие слушателям, воздать хвалу или хулу кому-либо, определена Аристотелем как показательная.

Во второй книге говорится о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и быстрее достигнуть своей цели. Много внимания уделено страстям и нравам – ведь оратор должен сам испытывать ту страсть, которую желает возбудить в слушателях.

Третья книга посвящена проблемам стиля и построению речи – композиции.

Одним из известнейших ораторов древнего мира был ученик Платона и Сократа Демосфен (род. в 384 до н.э.). С детства он мечтал о славе оратора. Однако Демосфен не обладал природными данными для того, чтобы стать выдающимся оратором. Он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, одно плечо его подергивалось. Несмотря на это, он принялся за самосовершенствование. Широко известны его упражнения, направленные на исправление своих недостатков. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот камешки, гуляя по берегу моря, при шуме прибоя, заменявшем ему гомон людских собраний. Во время произнесения речей упражнялся в отработке выражений лица, позиций рук, туловища, стоя перед зеркалом. Спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо.

Изучая образцы красноречия, Демосфен на недели заточал себя в комнате; сбривал себе волосы на половине головы, чтобы избежать соблазна бросить все и уйти. Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором в том смысле, что не изобретал цветистости выражения, словесных украшений. Он действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, уместно и неопровержимо приводя примеры, доводы. Язык его стал величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем изящен. Его успех держался не на эффектах, а на благородстве мысли, нравственности, высоком патриотизме.

 

 

Риторика Древнего Рима

Дальнейшее развитие теория и практика ораторского искусства получила в Древнем Риме. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором Марком Туллием Цицероном (106—43 до н.э.). По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Из трех разделов древней философии: учения о природе, учения о нравственности и учения о логике Цицерон считал наиболее полезными для оратора последние два – этику и логику. Знание логики помогает правильно построить содержание речи и способствует выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.

Глубиной разработки теории ораторского искусства, знанием и мастерским владением им Цицерон в значительной мере обязан своей активной практической деятельности. Иногда он был склонен упрекать толпу в отсутствии вкуса, но вместе с тем был вынужден его учитывать: римская публика формировалась на культуре площадей, любила эффектные приемы, оратор должен знать много и быть артистом. Он соблюдал существующие правила с той точностью, какой этого требовали обстоятельства. Когда было нужно, он с легкостью пренебрегал ими, демонстрируя разумную гибкость, большую творческую свободу и искусность. Он утверждал, что «говорить стройно и складно, но без мыслей есть недостаток разума, а говорить с мыслями, но без порядка и меры слов есть недостаток красноречия». Кроме того, оратору необходимо: расположить к себе слушателей; изложить существо дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; придать блеск своим аргументам.

В сокровищницу ораторского искусства вошли такие разноплановые, но точные выражения и поучения Цицерона: «Статность речи» (построенной в форме тезисов), «Они научились говорить перед другими, но не сами с собой», «Оживить (согреть) речь юмором», «Красноречие заключается в искусстве говорить», «Пустое словопрение» и др.

Древнеримская риторика разрабатывала свои правила преимущественно на конкретном материале судебного красноречия, включающего речи обвинительные и защитительные. Во вступлении оратор стремился добиться понимания у публики и предварительного расположения судей; далее в повествовании он вел последовательный рассказ о предмете разбирательства в желательном для него освещении; выдвигал доказательства и опровергал доводы противника.

Наконец, в заключении, в самой эмоциональной части речи, оратор старался воздействовать на чувства слушателей и судей, вызвать их сострадание к участи подсудимого или, напротив, возмущение его действиями, взывал о вынесении справедливого приговора. Правила композиции никогда не являлись строгим каноном. Сущность речи сама подсказывала возможные отклонения. Не считая непреложным традиционный порядок следования частей ораторской речи, Цицерон отступал от него, если того требовали польза и здравый смысл. Ведь кроме ясности, правдоподобия, разнообразия ситуация требовала от речи еще живости и непосредственности. Сама простота стиля рассматривалась как признак высокого мастерства.

Цицерон исходит из трех основных назначений ораторс<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.