Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-12-06 | 60 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Детям предлагается так смоделировать чувственные характеристики образов, чтобы они вызвали соответствующий эмоциональный отклик. Родители подсказывают действенные визуальные и двигательные характеристики, ориентируясь на индивидуально значимые субмодальности, выявленные в предыдущие дни и фиксируют аудиальные по следующим параметрам: источник звука (изнутри, снаружи); высота звука (голоса); тональность
(полнозвучный, гнусавый богатый, тонкий, скрипучий); мелодичность – монотонность; изменяемость модуляций; громкость; тембр; ритм; длительность- прерывистость; моно- и стереофоничность.
IV - Обсуждение рисунков "Справедливость", "Честность","Трусость", "Подлость" с разыгрыванием изображенных сюжетов и инди-обсуждением мотивов поведения их персонажей, эмоций, возникающих у изображаемых героев.
V - Громкий подвиг - "Покорение вершин".
Предлагается пройти по трем узким, разноуровневым доскам (первая - самая низкая, вторая - самая высокая, третья - на среднем уровне) Первая, тренировочная попытка осуществляется с перевернутую гимнастическую скамейку, которая кладется на пол, затем устанавливается на спинках стульев и, наконец, на их сиденьях.
ВЫВОД:
Если первая попытка удалась то второй может помешать только страх, вызывающий инстинктивную реакцию в виде «двигательной бури» - хаотичности, или "мнимой смерти"- оцепенения и скованности.
Зная что вторая попытка будет осуществляться в более трудных условиях надо во время первой подготовиться к ней (идти не быстро, 'а с той скоростью, с которой пойдешь во второй раз с закрытыми глазами, и тем шагом, который наиболее надежен, например, приставным, закрывая и открывая глаза после каждого шага.)
|
Преодолев вторую, самую высокую вершину, на третьей чувствуешь себя гораздо увереннее, чем на первых двух.
Данная проба - модель того, как надо подходить к преодолению не только физического, но и социального страха, который возникает при выполнении домашних задании типа торговли на рынке без речи или чтения стихов прохожим, создающим психологический «запас прочности» на случай непредвиденной ситуации общения. Домашние задания на активное необычное общение - это та же вторая вершина, преодолев которую человек приобретает ту уверенность, ту жизнестойкость, которой не хватало в более обычных, но индивидуально трудных ситуациях.
VI -Пересаживание детей рядом с чужими родителями и общая дискуссия о целях такого эксперимента (тренировка у детей самостоятельности, ослабление симбиотической сверхпривязанности (матери и ребенка, коррекция ригидных (сверхконтролирующих, сверхопекающих, нетерпеливых, отстраненных, неравноправных стереотипов поведения родителей в ситуации взаимодействия с новым ребенком, разъединение невротизирующей друг друга и деструктивной для группы пары и т.д.).
VII а -"Сплетники".
Каждый участник по очереди выходит за дверь и по сигналу возвращается в центр круга, после чего должен, посмотрев каждому в глаза, постараться угадать, кто первый предложил ту или иную характеристику его человеческих качеств ("умный», «добрый», “смелый», "серьезный", "воспитанный", "настойчивый», «непоседливый», «невнимательный», "вспыльчивый», «грубый», “ехидный", "ленивый" и проч.). Перед этим группа формирует общее мнение о наличии у обсуждаемого двух положительных и одного отрицательного качества. Подчеркивается, что у каждого положительных качеств в два раза больше.
Данный прием можно использовать как модель формирования "оперативной напряженности" (Н.И. Наенко, 1976 г.), поскольку исключает оценочный мотив при выполнении задания, ибо сам факт угадывания не сообщается, как не имеющий значения. Мнение единогласное и контролируется сам процесс выполнения задания (с каждым встретиться взглядом), а не его конечный результат, который не называется - даже ошибочное угадывание комментируется как правильное.
|
VII б - "Психоэлевация" - ведущий выписывает на доске отрицательные качества, которые называл "сплетник", а также другие, которые придут в голову участникам группы. Например, «жадность», "застенчивость", "агрессивность", "медлительность", «упрямство», "обидчивость", "несдержанность" и т.п. Затем все вместе подбирают "обратную сторону медали" указанных черт – «бережливость», "скромность", "смелость", "обстоятельность", «настойчивость», -"чувствительность", "естественность" и т.д. Предлагается дома подумать о том, как "не выбрасывая медаль", перевернуть ее привлекательной стороной для окружающих и самого себя, т.е. из трусливого стать осторожным, из агрессивного - смелым, из грубого откровенным, из нерешительного - деликатным, из бесшабашного решительным, из болтливого - красноречивым и т.д.
VII в - "Знаки Зодиака".
Родителю и ребенку предлагается на одной стороне листа нарвать собственный аллегорический образ, отражающий главную черту его характера, а на другой - сделать тоже в отношении того, с кем он ходит на психотерапевтические занятия. После этого с достаточной долей иронии комментируются сопоставляемые образы само- и взаимооценок (мама - "утюг" и сын - "котенок", отец "солнце" и дочь - "снегурочка", мама - "наседка" и дочь – «лисица», отец - "танк" и сын - "компьютер" и т.д.).
Высказывается предположение, что многие конфликты обусловлены либо неадекватной оценкой людьми друг друга, либо неприятием чужой индивидуальности и стремлением подогнать близкого, но иного человека под "свой аршин".
Предлагается увидеть то уникально-хорошее, что есть в каждом человеке и не ломать его сущность для собственного удобства, а взаимно приспосабливаться, притираться, взаимодополнять и обогащать друг друга своей неповторимостью.
VII г - "десять лет спустя, двадцать лет спустя".
Каждому члену семейной пары (сидящему рядом с представителями других семей) предлагается на одной стороне листа изобразить символ своих семейных взаимоотношений на сегодняшний день, а на другом - символ их через 10 или 20 лет. Затем эти рисунки сравниваются на предмет их совпадения (например, у родителя и ребенка, у супруги и супруга, у брата и сестры), реалистичности и перспективности. Осуществляется диагностика "для пациентов" внутресмейных интерперсональных позиций и тенденций их динамики симбиоз, зависимость, подчинение, эмансипация, переструктурирование и т.д.). После совместного обсуждения предлагается дома провести такой же тест с другим членами семьи.
|
Частичное или полное выполнение данного пункта программы (так- как и других, имеющих подпункты (а), (б) и т.д.), зависит от возраста участников группы, запаса времени и, главное, актуальности для пациентов тех терапевтических мишеней, на который данный пункт направлен.
VIII - Подвижная игра на внимание "Волейбол без мяча".
Котерапевты натягивают посредине зала воображаемую волей- обильную сетку и расставляют на двух площадках по шесть человек на соответствующие "номера". Затем, с помощью перебрасываемого мяча команды обучаются играть на "три паса". Подчеркивается, что мяч должен перелетать через воображаемую сетку, а посылающий его на чужое поле должен смотреть в лицо соответствующему сопернику. Для успешности игры каждый должен расположиться так, чтобы иметь возможность встретиться взглядом с любым игроком, владеющим мячом. После того, как алгоритм игры усвоен (получил от соперника - отправил его своему партнеру, стоящему под сеткой, тот отдал пас любому из своей команды, который, в свою очередь, направил его одному из соперников, глядя тому в лицо), мяч убирается и игра продолжается с воображаемым мячом. "Потеря мяча" происходит в случае, если принимающий не встретился глазами с подающим соперником, если первый пас сделал не тому, кто стоит под сеткой, если вовремя не принял пас или не сразу же переправил мяч следующему игроку, если за одну серию пасов к мячу прикоснулось более трех игроков команды, если по движениям третьего игрока видно, что "мяч" попал в сетку, а не перелетел через нее. В группе более 12 человек запасные игроки заменяют тех, кто устал или плохо старается.
|
IX - Психогимнастика: "Увидел- назвал -показал"; "Услышал - назвал - показал"; "Почувствовал - представил - назвал – показал - увидел".
а) "Машинка". Инструктор демонстрирует серию сложных движений и просит участников группы повторить их. После неудачной попытки он предлагает назвать каждый элемент и составить словесную модель их последовательного количества в показанной серии.
В своей работе мы используем следующую серию движений руками: "левой ладонью шлеп по левому бедру - правой по правому- правой рукой щелкнуть пальцами - левой щелкнуть" - назовем этот комплекс "квадратом". Затем делаем два хлопка и плавно разводим ладони - это "гармошка". В показанном образце было два "квадрата", две "гармошки" и один "квадрат". Все вместе начинаем с левой руки...
Затем все успешно демонстрируют заданный образец. Проверка эффективности обучения с опорой на последовательные образы, стоящие за обобщающими словами осуществляется в процессе демонстрации новой модели из названных элементов по типу "назвал -увидел - показал" (например, "Покажите одну "гармошку" – один "квадрат" - две "гармошки"). В последующем к знакомым элементам прибавляются новые, названия которых предлагаются группой ("притопы", "поклоны", "маятник", "весы" и т. п.).
б) "Цифровой ритм". Ведущий прохлопывает в ладоши сложный ритм и просит его повторить. После этого уверяет, что всех неудачников обучит ему через одну минуту, и вне зависимости от их музыкальных способностей. Затем вместе со всеми подсчитывает количество непрерывных хлопков от паузы до паузы и записывает ритмический ряд на доске в виде последовательных цифр разделенных запятыми. Последние означают паузы. Глядя на доску и считая про себя или вслух количество хлопков и останавливаясь там, где стоит запятая каждый убеждается в способности репродуцировать ритмическую мелодию (1,1,3,4,2). На этом же приеме можно осуществить игру на внимание и групповое взаимодействие в виде по следовательном проигрывания ритма в индивидуальном темпе или репродукции его по кругу, когда каждый имеет право только на один хлопок.
б) "Ладушки". Группа играет на победителя после отработки в парах условий игры, сопровождая каждое движение словами: "Вместе – хлоп - правой - хлоп - левой - хлоп - вместе...".
г) "Живая скульптура". Игра осуществляется с закрытыми глазами. Ведущий "лепит" из первого участника "скульптуру", которой сам про себя дает название ("Мыслитель", "Боксер", "Стрелец" и т.п.). Прочувствовав смысл позы, тот должен про себя ее назвать, вылепить из соседа такую же копию и вернуться в роль скульптуры. К концу игры должно получиться столько же одинаковых "скульптур", сколько участников игры. После этого все открывают глаза и начиная с последнего произносят вслух то название, которое они придумали для своей позы. Проводится анализ ошибок, дается резюме о связи образного и вербального мышления и значении невербального контакта.
|
Продолжением данного приема может быть "Парная скульптура", когда двое участников на режиме молчания создают из себя скульптурную группу ("Дуэль", "Рабочий и колхозница", "Пограничник и собака" и т.п.). Терапевтическим парам предлагается по очереди вылепить из своего партнера (стоящего с закрытыми глазами и пытающегося прочувствовать смысл придаваемой ему позы) скульптуру под названием "Каким я тебя вижу", а затем перевести его в скульптуру под названием «Каким я хочу тебя видеть». Автор самой оригинальной композиции награждается правом создать «скульптурный ансамбль» из всех членов группы.
X – «Общественная характеристика».
Каждый на листке бумаги пишет свое имя и передает соседу справа. Тот записывает на нем одну черту характера, которая по его мнению, наиболее присуща данному человеку и передает листок следующему, сидящему справа. Пройдя полный круг, листки с общественной характеристикой возвращаются к своим хозяевам для домашнего обдумывания.
XI – «Овеществленная проблема».
В центр круга помещается предмет, символизирующий проблему одного из участников, который он сам подобрал. Это могут быть остановившиеся часы, часы спешащие, пустая бутылка. Игрушечный зверек в целлофановом пакете, перчатка и т.п. членам группы предлагается всесторонне изучить свойства «предмета – проблемы» 6(рассмотреть поближе, подержать в руках, поманипулировать ими, высказать свое предложение о его символическом смысле. В заключение «хозяин» проблемы говорит, какой первоначальный смысл он вложил в подобранную вещь и то, как теперь, после обсуждения он понимает свою внутреннюю проблему.
Вслед за этим участники высказываются о возможных путях решения данной проблемы.1
1 Вариантом данного приема, применяемого обычно в юношеских и взрослых руппах и растянутого на несколько занятий из-за большой затраты времени, может быть обсуждение проблемы, представленной в виде натюрморта, либо вылепленной из пластилина. Пластический материал весьма удобен для индивидуальных и совместных композиций, поскольку позволяет сразу же преобразовывать «проблему», трансформировать символический образ в соответствии с вновь получаемой психотерапевтической информацией (Крепица А.В., 1997).
XII – Презент со значением.
Сидя в круге, участники пантомимически изображают воображаемый подарок который бы они подарили бы своему соседу для того, чтобы развить у него недостающие у него качества («Книгу» для любознательности, «гантели» для силы, «собаку» для смелости, «телескоп» для внимания, «автомобиль» для умения соблюдать правила, «микрофон» для уверенности), либо избавится от тех качеств. Которые мешают им стать любимыми и уважаемыми людьми («печать» для лжеца, «видеомагнитофон» для нахала, «мясорубку» для лентяя, «наручники» для воришки, «домашнего крокодила» для незаботливого).
XIII Вечер юмора.
Для группы невротиков выступления участников организовывается на импровизированной сцене.
XIV – Домашнее задание:
Портрет группы – подбор аллегорического образа (животное, растение, предмет, явление природы и т.п.), символизирующего характерные качества каждого члена группы с письменной расшифровкой на обратной стороне рисунка.
Рисунок качеств, от которых сам хочешь избавиться.
Рассказ о знаменитом тезке.
Окончание5 незаконченного рассказа «Домашний вор».
Данная тема для метафорической истории достаточно понятна и близка большинству детей и подростков и может быть предложена в качестве самостоятельного сочинения. В качестве нееаконченного рассказа можно предложить историю, сочиненную одним из наших пциентов:
"В одном небольшом городе жила семья. Семья как семья: мама, сын и маленькая дочка. Мама работала. Старший сын ходил в школу. А его сестренка - в детский сад. Все они очень любили друг друга. Так как папы у них не было, маме приходилось очень много работать. Ей очень хотели чтобы у ее детей было все самое лучшее, чтобы они росли здоровыми и счастливыми. Брат заботился о своей маленькой сестренке. Отводил ее в детский сад и забирал потом домой, играл с ней, защищал от старших ребят злых собак, которых девочка боялась. Это была дружная семья.
Но был у мальчика один недостаток, про который только он сам. Когда он видел кошелек, который в доме всегда лежал на виду. рука так и тянулась к нему, чтобы взять деньги. Хотя мама и покупала им с сестрой и сладости, и фрукты, и игрушки, но то, что мальчик покупал сам, казалось ему слаще. Он покупал разные сладости для себя сестры, с которой всегда делился, а еще он покупал сигареты в красивых блестящих пачках Мальчику не так уж и хотелось курить. Было горько, тошнило, возникал кашель. Но когда он держал в руках сигарету, то сам себе представлялся смелым, сильным, "крутым", как парни в рекламных роликах. Когда мальчик угощал сестру и приятелей тем, что сам купил, то он видел себя добрым, щедрым заботливым, взрослым. Денег он брал понемногу, так чтобы мама не заметила. Он знал, что она огорчится, если узнает о его поведении. И вот однажды выдался какой-то грустный день. На дворе шел дождь, играть было не с кем, по телевизору не показывали ничего интересного. Мама была на работе, а сестренка тоже была невеселая. Мальчик слонялся по квартире и вдруг увидел кошелек, который мама забыла на тумбочке. Рука сама потянулась и открыла его. А там лежала какая-то новенькая, хрустящая желтая бумажка, на которой после цифры 100 стояли еще три нуля. Раньше он никогда такой не видел. Мальчик представил, сколько можно всего накупить на эти деньги. Перед его глазами возникли яркие витрины ларьков, и он даже не за метил, как волшебная бумажка оказалась в его кармане, а ноги сами направились в сторону магазина... Домой он возвращался с новой куклой для сестры и карманами, полными жвачки, конфет и прочих вкусностей. Он мечтал о празднике, который устроит дома. Но сестренка почему-то не обрадовалась ни кукле, ни шоколадкам. "Наша мама заболела", - грустно сказала она. Встревоженный сын поспешил к маме. Та лежала на кровати очень бледная. «Сынок, - сказала она, - возьми в кошельке деньги и сходи в аптеку. Только прошу тебя, не потеряй деньги, это наши последние, а работать я теперь долго не смогу. Пока я не поправлюсь, придется тебе вести хозяйство, ты ведь у нас единственный мужчина в доме». Мальчику почему - то стало очень жарко, а конфета во рту из сладкой превратилась в горькую...".
Детские и родительские графики по "домашней бухгалтерии".
Совместная (в паре с родителем) отработка приемов нейролингвистического программирования.
«Материнский гипноз» во время вечернего массажа с формулировкой внушений на основе полученной информации в приемах «Сплетники», «Психоэлевация», «общественная характеристика», «Презент со значением» с называнием тех качеств, на которые можно опереться в процессе самосовершенствования и конкретных поступков, ведущих к психоэлевации.
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ.
I – «Установка»:
«Одно слово и вы все поймете – ЗАВТРА! Завтра свершится то чудо, о котором каждый мечтал. Завтра каждый получит свой «волшебный сундук» с добром, которое заслужил своей работой в прошедшие дни, своими громкими и тихими подвигами, своим отношением к товарищам по группе. Завтра окончательно обнаружится, насколько каждый старается переделывать себя в лучшую сторону, преодолевать отрицательные качества своей личности и формировать такие, которые могут вызвать уважение окружающих и гордость за самого себя. Завтра бывшие «Золушки» превратятся в прекрасных «принцесс», а «Иванушки-дурачки» обернутся «царевичами». Насколько это новое состояние будет соответствовать первоначальным ожиданиям зависит от многих факторов (от состояния до нашего «плавания», от полноты выполнения домашних заданий, от помощи родителей на протяжении предыдущих дней, от высоты той «планки», которую каждый решил преодолеть в стремлении к совершенству, от того, ка каждый и вся группа будет работать сегодня и как подготовится к завтрашнему заключительному сеансу). Но чудо случится с каждым. Это я вам гарантирую… Завтрашний сеанс не будет подобен хирургической операции, которая как воспаленный аппендикс отсечет все больное и ненужное и в течение нескольких часов сделает вас здоровыми, полноценными и беспроблемными людьми… Такими, какими вы сами хотите себя видеть… Завтрашний сеанс зафиксирует те положительные перемены, которые произошли с детьми, их родителями, их семьями и сделает невозможным возврат к старому, незрелому образу жизни, который привел вас сюда. Ибо все мы за эти дни повзрослели на несколько месяцев, а может, и лет. Мы стали мудрее. Сильнее, смелее. Выносливее, честнее, увереннее, добрее, культурнее, дружелюбнее и заботливее к ближним и всем людям… Все это произойдет завтра, а сегодня я предлагаю всем так работать, так стараться во всех заданиях и так помогать друг другу, чтобы это отношение к труду можно было бы завтра зафиксировать в качестве эталона на ближайшее будущее…»
II- Игра «Скалолазы».
Участники разделяются на две подгруппы, которые от двух диагональных углов должны, идя навстречу, добраться до противоположного угла, передвигаясь лицом к стене, так, чтобы в каждый момент касаться ее тремя конечностями, во том числе, и во время встречи «на скале». Если в этот момент один из двух нарушил правила – «срываются» оба и возвращаются в конец шеренги. Кто оторвал более одной конечности от стены до или после встречи, возвращается один. Побеждает команда, первая достигшая цели. Ко-терапевты стимулируют совместный поиск оптимальной тактики (передвижение парами «ребенок-родитель», встреча с соперником в промежуточном углу и т.д.). После
III АТ с трансом и ритмическими самоприказаниями: «Я могу», «Я буду», «Я умею»…
Вариантом транса может быть прием «Ритмы жизни». Каждому участнику группы предлагается громко по слогам произнести свое полное имя, одновременно постукивая в свою грудь кулаком на каждый слог (На-та-лья; Де-нис; Ни-ко-лай; Ви-та-лий; Ин-но-кен-тий; Ю-рий и т.д.). Убедившись в том, что каждый участник правильно усвоил данный прием скандирования своего имени, один из котерапевтов начинает отбивать четкий двухдольный ритм попеременными ударами по барабану и бубну. Второй котерапевт контролирует поочередное подключение к этому основному "жизненному ритму", символизирующему "пульс планеты" скандирование собственного имени каждым членом группы. После того, как все пациенты и их родственники включились в единый полиритм, первый котерапевт, продолжая отбивать основной ритм, выкрикивает общие жизнеутверждающие формулы внушения: "Вы можете побеждать свою болезнь!", "Вы будете сильными и здоровыми!", "Вы умеете добиваться поставленной цели!", "Вы справитесь с предстоящим подвигом!". Второй котерапевт, проходя по кругу, останавливается у каждого пациента, корректируя при необходимости, ритмичность его скандирования и постукивания по груди и произнося индивидуализированные варианты суггестивных формул: "Ты можешь побеждать свои страхи, неуверенность, застенчивость!", "Ты будешь смелым, настойчивым, решительным!", "Ты сумеешь избавиться от своих вредных привычек!", "Ты справишься со своими проблемами также, как с предстоящим подвигом!" и т.п. Длительность данного приема определяется временем вхождения всех членов группы в состояние транса.
IV а - Громкий подвиг - "Узкая тропа".
Родитель и ребенок с закрытыми глазами идут по узкой приподнятой доске навстречу друг другу и должны разойтись так, чтобы не упасть.
Другой вариант подвига - по расставленным стульям навстречу друг другу движутся две семьи. При этом в каждой глаза открыты только у одного (самого младшего, пассивного, молчаливого). Условием игры является недопустимость разрыва телесного контакта "зрячих" с "незрячими".
IV б • Работа с субмодальностями.
Участники представляют себя в момент совершения подвига и дополняют освоенные ранее визуальные, двигательные, аудиальные субмодальности кинестетическими. Родители фиксируют характеристики образов по качеству (дрожание, покачивание, тепло - холод, расслабление - напряжение, локальность - рассосредоточенность), интенсивности (сила - слабость кинестетических представлений), локализация (в каком участке тела), движению (есть ли движение в этом ощущении, его непрерывность - волнообразность), направлению (откуда и куда движется ощущение и где лучше всего осознается), скорости (медленная, ускоряющаяся, рывками), продолжительности (непрерывный или перемежающийся характер).
V - Знакомство с портретами группы.
Первые несколько участников показывают и называют, кому какой образ животного, растения, предмета, явления природы и т.п. они подобрали и почему. Затем группа отгадывает, кого олицетворяет тот или иной образ, и, наконец, каждый сам угадывает свой образ.
В Ы В О Д Ы | Если смысл образов, подобранных разными людьми для одного человека, совпадают, значит у него есть те качества, которые видят другие. Если эти качества не нравятся человеку, в его силах не проявлять их. Если образы ребёнка и родителя качественно разные, то родителю следует подумать, как, не "ломая" личность своего ребенка, адекватнее к нему подходить. Уж коль скоро ваш ребенок или любимый человек родился "елкой", т.е. сочетание родительских генов наделило его конкретными внешними и внутренними характеристиками, то разумнее позаботиться о том, чтобы он стал сильной, здоровой и красивой "елью". И не стоит заниматься "генной инженерией", стремясь вырастить из "елки" "пальму" или "ананас". Последствия таких усилий могут оказаться непредсказуемыми, поскольку это - насилие над природой, нарушение "экологии души". |
VI - Живая картина - дидактическая игра, обучающая родителей тому, как надо помогать ребенку учиться, не подсказывая готового решения, а направляя его мышление на поиск опорных знаков и их смысловой взаимосвязи.
Группа создает из застывших поз сюжетную картину ("Опять двойка", "Доктор Айболит", "Бурлаки на Волге"). Ребенок должен отгадать смысл представляемого сюжета, ориентируясь на наводящие вопросы взрослого, принимая те же позы, исправляя допущенные противоречия в собственных версиях.
VII - Зачитывание собственных вариантов завершения незаконченного рассказа "Домашний вор", обсуждение мотивов поведения его героя.
VIII - Говорящая пантомима - пара участников разыгрывает сценку с конкурирующими ролями: "Корзина и упрямое яблоко", "Пчела и нарцисс", "Ветер и парус", "Рука и чужой кошелек", "Седло и ослик", "Гвоздь и молоток", «Мяч и стена", "Белье на веревке", "Ручка и пузырек с чернилами", "Пароход и пристань" и т.п.
Задача участников - убедить другого сделать то, что просят, примириться с неудобствами, развлечь другого и т. д., не допуская повторов и необоснованных ответов. При необходимости к участникам диалога подключаются вторые "Я " (вспомогательные "Я ").В ходе данной тест - игры можно менять инструкцию: предложить исполнить диалог молча, с невербальной вокализацией (на "китайском" языке), меняя вспомогательные "Я" (каждый участник подсказывает по одному доводу), менять трансактные мишени и собственные позиции (Родитель - Взрослый - Ребенок), использовать принудительные и вдохновляющие доводы. Проигравшим считается тот, кто отстаивая свои интересы, перестал, быть "умным и воспитанным". Заканчивается игра сценкой "Свет мой, зеркальце, скажи...", когда участник, исполняющий роль волшебного зеркальца, отвечает каждому участнику, что тот должен приобрести, воспитать в себе, чтобы стать "всех милее".
IX - Демагоги - группа по очереди дает одному из участников "дружеский совет", нелепость которого аргументирует соответствующими доводами (типа "Не умывайся - сэкономишь время и деньги на мыло", "Постригись наголо - станешь законодателем новой моды", "Спи в одежде - утром искать не надо" и т.п.). "Совет" подбирается в соответствии с особенностями поведения того или другого участника. Последний должен отвечать "демагогам" без грубостей, аргументирование и с юмором. При затруднении можно обратиться за помощью к кому-либо из группы.
X - Рассказы о знаменитых тезках. Каждый демонстрирует рисунок и делает сообщение.
После рассказа задаются вопросы: "Какие качества характера позволили твоему тезке стать знаменитым? Как развить у себя подобные черты? Какие твои качества могут помешать стать знаменитым? Как от них избавиться?".
В общей дискуссии формулируются конкретные советы по самовоспитанию:
Чтобы из упрямого стать упорным, надо разрешать себе только "умное", аргументированное упрямство.
Решительность воспитывается самоприказом поднимать на занятиях руку.
Сдержанность воспитывается двукратным опусканием руки и обдумыванием ответа, даже если кажется, что первое, пришедшее в голову, абсолютно верно.
Воспитание воли можно начать с ежедневной зарядки и т.д.
XI - Предвыборная кампания - дается информация, что те двое из группы, которых коллектив выберет для того, чтобы стоять по краям шеренги на завтрашнем сеансе (а это - трудная и ответственная миссия, от выполнения которой зависит общий успех предстоящей "операции"), получат дополнительные 10% лечебной пользы. Предлагается каждому выдвинуть собственную кандидатуру и выступить с агитационной речью, дабы убедить всех в собственном превосходстве. Родители выступают как "доверенные лица". После всех выступлений проводится тайное голосование с раздачей бюллетеней, на которых каждый пишет два имени. Результаты подсчитываются и оглашаются.
XII а - Гипноз - отдых для группы детей.
XII б - Обсуждение с родителями графиков "домашней бухгалтерии".
XIII • Домашнее задание:
Эскиз семейного герба.
Рисунок "Идеального образа", который надо повесить над постелью.
"Татуировка" - рисунок на предплечье ведущей руки, символизирующий то, от чего хочешь избавиться (замок - как символ замкнутости, шприц - как страх врачебных процедур, градусник - как символ ипохондричности, сигарета - как тяга к курению и т.п.).
Повторение стихотворения, подобранного к 8-му дню. Ликвидация задолженности по предыдущим домашним заданиям.
Приглашение на заключительный сеанс всех членов семьи и друзей.
Фотоаппарат (у кого есть) для моментального снимка каждой семье. Праздничная одежда и "визитки" с символом идеального образа. Индивидуальные задания к завтрашним подвигам.
ВОСЬМОЙ ДЕНЬ
I - "Установка":
"Ну, вот, друзья - СЕГОДНЯ, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС произойдет то, ради чего мы все собрались и совершили это трудное восьмидневное плавание. Сегодня мы вступаем на берег ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ, ГАРМОНИИ. Это не райские кущи, но, образно говоря, экологически чистое место с благодатной почвой и теплым климатом. "Почва" - это наше здоровье, устойчивая психика, зрелые чувства, трезвый рассудок, правильное поведение. "Климат" - это та семейная атмосфера, которая нас теперь окружает, атмосфера любви, взаимной заботы, душевной открытости и доверия, атмосфера дружеского и уважительного отношения друг к другу...
На этой почве и в таком семейном климате лучше всего вырастают из детей самостоятельные, ответственные и социально ориентированные люди, которыми гордятся их родители, которые уважают сами себя и пользуются уважением общества...
Всякое взросление происходит ПОСТЕПЕННО, т.е. поступенчато, и каждому физическому возрасту соответствует социально-психологический уровень взрослости (новорожденный, грудной ребенок, дошкольник, младший школьник, подросток, юноша, мужчина и т.д.). И человек, находящийся на том или ином этапе взросления имеет перед собой так называемую ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ, т.е. тот более зрелый уровень мышления, чувствования, самосознания и поведения, на котором он, в принципе, уже может функционировать, но только с помощью извне. Наглядный пример тому - овладение способностью кататься на двухколесном велосипеде или коньках... Как только человек с помощью взрослых (прежде всего - родителей) овладевает зоной своего ближайшего развития, она уже перестает быть таковой и становится зоной актуального (самостоятельного) функционирования. А ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ отодвигается на более высокий уровень, для освоения которого опять требуется помощь ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО
И хорошо, когда таким взрослым является сильный, мудрый и любящий родитель. А чтобы оставаться таким, надо следить и заботиться о том, чтобы не отставать от ребенка в его процессе взросления, чтобы не тянуть его назад в детство, а своим отношением стимулировать реализацию его потенциальных возможностей...
Иными словами, вместе с ребенком должна взрослеть и вся семья. Как раз, это и произошло со всеми вами на протяжении этих восьми дней. А раз так, то одновременно повзрослевшие, помудревшие, поработавшие "на общем поле" семьи стали сплоченнее, сильнее, надежнее. И в этом залог того, что все достигнутое сохранится и будет развиваться дальше, и что возврат к прошлому, к тому, что осталось на берегу Болезни уже не возможен...
Подтверждением семейной динамики являются ГЕРБЫ СЕМЬИ, которые каждая семья начала и продолжает создавать, и с эскизами которых мы сейчас познакомимся. Подтверждением же того, что наши дети повзрослели и способны принимать самостоятельные решения будет то, что они успешно найдут общее решение для предстоящей игры и не хуже взрослых преодолеют очередное испытание на пути к нашей "лодке Здоровья".
II • Игра "Встречные шеренги".
Держащиеся друг за друга родители и дети должны пройти из противоположных концов по ряду стульев с закрытыми глазами. Одного "зрячего" командира каждая команда выбирает самостоятельно.
Вариант игры - навстречу идут шеренга детей и шеренга родителей, как символы двух поколений.
III - Демонстрация эскизов СЕМЕЙНОГО ГЕРБА, после чего дается рекомендация сделать окончательный красивый вариант герба и повесить его в квартире в том помещении, где чаще всего собираются все вместе. Указывается, что герб может быть переделан через какое-то время в соответствие с новым этапом семейной динамики
IV Подготовка к сеансу.
А - Каждая семья получает свою папку с отчетами и рисунками, накопившимися у котерапевтов за прошедшие дни, и просматривает их. Родителям дается инструкция держать детей при себе, проследить, чтобы перед началом сеанса они сходили в туалет.
Б - Котерапевты в это время готовят зал: освобождают участок стены, вдоль которой будет стоять шеренга участников сеанса; подготавливают место для "трона", "прыжка с высоты", медицинский столик (на нем должны быть нашатырный спирт, вата, йод, спирт с эфиром, стерильные иглы для инъекций, чистое полотенце, сердечные капли, вода в графине, стакан и проч.).
В - Стулья расставляются амфитеатром напротив "рабочей" стены. Первый ряд остается свободным и предназначается для участников сеанса, второй - для их родственников. Далее садятся зрители из числа заинтересованных лиц, друзей, кандидатов на следующий цикл занятий, обучающихся курсантов.
Заключительный сеанс котерапевты и вспомогательный персонал проводят в белых медицинских халатах.
Один из котерапевтов начинает сеанс в основном зале, где проводит беседу с родственниками и зрителями, второй - в гипнотарии, где проводит с участниками гипноз-мобилизацию, проверяет наличие "татуировок", выстраивает их в заранее намеченном порядке (по краям ставя избранных для этого на прошлом занятии лиц) и проводит их в зал в заранее назначенное время.
Вариантом проведения сеанса является выстраивание шеренги детей перед заранее выстроенной в зале шеренгой родителей ("родительской стенкой"), которые держат перед собой согнутые в локтях руки ладонями вверх и наружу так, что дети могут опереться на них спиной, как на стенку. Такой вариант нами используется при работе с дошкольниками и отсутствии необходимого количества зрителей.
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!