Неоконченный рассказ «новичок в классе» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Неоконченный рассказ «новичок в классе»

2020-12-06 128
Неоконченный рассказ «новичок в классе» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один мальчик переехал с родителями на новую квартиру и стал посещать другую школу. Ему очень понравились новые одноклассники. Это были веселые, интересные и дружные ребята. Сразу чувствовалось, что они знают друг друга с первого класса и давно сплотились в единый коллектив.

 Конечно же, мальчику ужасно хотелось сблизиться с новыми однокашниками, стать для них своим. Но не тут-то было. Как это часто бывает, новичка встретили прохладно и не спешили налаживать с ним отношения. Более того, некоторые ребята, видимо, решили проверить его на стойкость. Они строили ему мелкие каверзы, задевали, ставили подножки, подсмеивались над его внешним видом и манерами, прятали портфель, неправильно подсказывали, когда тот отвечал у доски и всячески потешались.

Мальчик пытался не реагировать на эти провокации, но это еще больше подзадоривало ребят в их выходках. Однажды он подрался с одним из обидчиков, но того вступились его друзья и дали мальчику довольно болезненный отпор. Хорошо еще, что вошедший класс учитель прервал потасовку. Мальчик чуть не плакал от обиды и решил, что в школу он больше не пойдет. Но вечером, успокоившись, подумав, он решил, что это не выход, да и где гарантия, что в другой школе не повторится то же самое (Тем более, что ребята - то в его классе ему нравились. Плох был не коллектив, а то, что именно он никак может сделаться его членом. Мальчик пришел к выводу, что он сам должен найти способ сблизиться с одноклассниками и подружиться с ними. Но как это сделать? Сколько он не ломал голову, ничего путного ум не приходило.

И тогда мальчик решил все рассказать отцу и спросить у него совета, что нужно сделать, чтобы вызвать к себе интерес, доверие и симпатию сверстников. Выслушав рассказ мальчика, отец сказал, что когда-то он сам был школьником, с ним произошла точно таи же история. И вот что помогло решить данную проблему...

 

При обсуждении вариантов окончания рассказа терапевт выписывает их на доске и настраивает присутствующих на критическое рассмотрение реалистичности и эффективности предлагаемых советов.

Неоконченный рассказ "Старший брат".

У одной маленькой девочки, которая еще ходила в детский сад был старший брат. Это был замечательный человек! Мало того, что он учился в седьмом классе и был и был круглым отличником, он еще был необыкновенно талантлив.

 

Вот уже несколько лет он увлекался созданием моделей кораблей и завоевывал на конкурсах мо­делистов победные места и почетные грамоты. Вся его комната была заставлена прекрасными подобиями шхун, корветов и бригантин, вызывавшими восхищение у всех, кто бывал у них в доме. Девочка очень горди­лась своим братом и старалась во всем походить на него.

Когда брата не было дома, девочка любила заходить к нему в комнату и любоваться кораблями. Иногда она брала какой - нибудь из них в руки, осторожно гладила и прижимала к груди и в этот момент ей казалось, что ее брат и она - это одно существо. Но если в этот момент приходил брат и обнаруживал сестру за таким занятием, он страшно сердился, ругал ее, отбирал модель и выгонял из своей комнаты. Это ужасно обижало девочку. И вот однажды, после такого скандала, она грустно посмотрела на брата и дрожащим от плача голосом спросила: "Почему ты меня так не любишь?" Мальчик от неожиданности даже растерялся. "Да нет, - ответил он, я тебя люблю, ты ведь моя единственная сестра". "А в чем же твоя любовь?" - тихо спросила девочка. "Как я могу убедиться, что ты меня любишь?" Брат на минуту задумался о том, как доказать сестре свою любовь, а затем ответил...

 

При обсуждении доказательств любви, которые записываются в тетради пациентов, терапевт следит за разнообразием предлагаемых выводов, которые не должны ограничиваться только приведенной в рассказе конфликтной ситуацией, в которой брат, по-своему, прав. Дискуссия подводится к совместному формулированию мысли, что ЛЮБИТЬ - ЗНАЧИТ ЗАБОТИТЬСЯ

После этого задается вопрос детям:"А как вы узнали, что родители вас любят?" Дети перечисляют наглядно-действенные доказательства родительской любви. Вслед за этим аналогичный вопрос задается родителям. Их ответы фиксируются на доске на доске и в тетрадях для домашних заданий.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

1 "Установка":

--"Сегодня четвертый день нашего плавания, середина пути "точка возврата"... Мы на Острове Проверки... Каждый сам должен решить "точка возврата"... Мы на Острове Проверки... Каждый сам должен решить решить, стоит ли ему плыть дальше, хватит ли желания сил, настойчивости, чтобы выдержать предстоящие испытания, требующие громких и тихих подвигов… Не надо бояться неудач и случайных промахов, они неизбежны. И это нормально для любого серьезного дела. В футболе, хоккее случается, что в пылу спортивной борьбы игрок забивает гол в собственные ворота. Как по-вашему, что он чувствует и что думает в этот момент?... А что бы вы сделали на его месте? Кто-то от отчаяния сломал бы клюшку и ушел с поля, другой стал бы оправдываться и сваливать вину на другого. Но ни то, ни другое поведение не способствует исправлению ситуации. И лишь настоящий спортсмен примет правильное решение. Что это за решение?… Право на ошибку имеет каждый, но только на ту ошибку, которая возникает в процессе работы. Ибо лишь тот не ошибается, кто ничего не делает. Непростительной является ложная надежда на то, что можно научиться плавать не входя в воду поумнеть не учась, стать здоровым не участвуя в лечении не выполняя рекомендации врача, не принимая тех горьких "пилюль," которые он назначает. Наши "пилюли" - это те задания, которые предлагаются во время занятий. Домашние же задания можно сравнить с веслами, которыми каждый гребет в нашей Лодке Здоровья. А тот, кто не сделал домашнее задание, тот сел в лодку без весел и плывет в ней в качестве пассажира.. Как это влияет на скорость нашего плавания?

После занятия каждый сам скажет, способен ли он плыть дальше помогая всем, и вправе ли он рассчитывать на помощь группы... Потому, что тот, кто перестал стараться, бросил "весла" - делает брешь в нашей Лодке Здоровья и лишает шансов всех остальных вовремя доплыть до Берега Здоровья… Личным подвигом будет добровольный отказ от дальнейшего плавания… И это более достойно уважения, чем продолжение его в качестве пассажира.... Каждый должен подумать, нужно ли ему плыть дальше или лучше вернуться назад.... Может быть, кто-то хотел бы продолжить плавание, но чувствует, что достиг предела своих возможностей и больше не в силах выполнять задания, выдерживать режим молчания, активно участвовать в занятиях.... Пусть прямо скажет об этом и останется на этом промежуточном острове и накапливает силы для следующего раза... Его никто не осудит и даже будет благодарен за это самоотверженное решение... Как говорится - "Сам погибай, а товарища выручай!"... Это тоже подвиг... Пусть сегодняшнее занятие послужит для каждого критерием, основой для принятия ответственного решения..."

 

II. "Стул победителя", звездочки, бантики, "скамья штрафников" (бихевиоральные стимулы).

а) На "стуле победителя" поднимаются те дети и родители, которые по общему мнению, были вчера примером того, как надо работать в группе.

Звездочкой награждается тот, кто совершил "личный подвиг", то есть преодолел собственные трудности и заставил себя сделать то, что до этого ему мешали сделать его застенчивость, лень, неорганизованность и другие слабости. Звездочка вручается навсегда как напоминание о "тихом" геройстве.

Бантик ("антинаграда") вручается для напоминания о том, что поведение ребенка мешает остальным и указание на то, что с этого человека не стоит брать пример. Как только поведение улучшается, бантик снимается. Как правило, уже сама угроза получения данной "антинаграды" действенно влияет на поведение ребенка.

Скамья штрафников", как в хоккее, служит местом, где в течение двух минут ребенок может успокоиться, подумать о своем деструктивном поведении и где он не будет мешать тем, кто не нарушает правил "игры".

б) "Мальчик наоборот" - игра для любителей нарушать правила поведения. Желающему предлагается делать совершенно обратное тому, что делают все: шуметь, когда все спят; спать, когда все играют; купаться, когда все сидят на берегу; пачкаться когда все умываются; справлять нужду, когда все кушают... (Ведущий неожиданно подхватывает увлекшегося "своей" игрой деструктивного ребенка и усаживает его на "толчок" под общий смех группы).

ВЫВОД:

Быть "мальчиком наоборот" - не безопасно, можно оказаться в дурацком положении...1

в) "Горячий стул".

Деструктивно-эгоцентричный подросток или взрослый, не желающий объяснить мотивы своего оппозиционного поведения, сажается в центр круга и слушает, что думает на его счет каждый участник группы.

III - Коллективная игра "Броуновское движение".

Участники располагаются плотным кругом, в который ведущий бросает один за другим теннисные мячи. Задача группы – найти такой вариант расположения, чтобы максимальное количество мячей двигалось внутри круга, не останавливаясь и не выкатываясь за его пределы. Если последнее происходит, игра прерывается подсчитывается количество задействованных мячей и предлагается подумать над тем, как в следующей попытке добиться «рекорда».

_______________________________________________

'Указанные приемы поведенческой психотерапии, также как и прием "светофор" когда поведение того или иного ребенка оценивается коллективом с помощью красной, зеленой и желтой карточек, оперативно используются в любой уместный момент занятия. Они же рекомендуются родителям в качестве воспитательных средств в отношении «трудных» детей (Шевченко Ю.С., 1997)

 

IV. АТ с отработкой приемов саморегуляции через повторные смены мышечного напряжения и расслабления и умения концентрироваться на воображаемых образах, усиливать их чувственный характер до степени визуализации (цвет, контрастность, объемность, детализированность, динамичность...).

В рамках данного приема возможен переход к нейролингвистическому программированию. Для этого на фоне расслабления пациентам предлагается вспомнить эпизод из предыдущих занятий, связанный с собственной неудачей.. Убедившись, что представления пациента оживили определенные отрицательные эмоции, терапевт предлагает проанализировать чувственные модальности воображаемой образной картины. Родители фиксируют в тетрадях ответы на вопросы: что представляешь, что чувствуешь, какова цветовая характеристика визуализируемых представлений (спектр, живость, блеклость, насыщенность, яркость, фокус, дистанция, контрастность, форма картинки, текстура поверхности - гладкая, грубая, положение образа в пространстве его детальность, четкость границ и т.д.)? Затем такому же анализу подвергается "положительный образ". При затруднениях в выборе сюжета можно предложить использовать собственные рисунки из домашнего задания (Обида, Ложь, Доброта, Смелость). В процессе выполнения данного приема осуществляется отбор пациентов, которым в последующем будет рекомендовано индивидуальное лечение по методике НЛП.

 

V. Тренировка внимания:

а) жмурки (глаза не завязываются, а держатся закрытыми).

б) Кто где сидел? В какой позе (думал, отдыхал, ел...)?

в) Кто какое животное изображал? Какую профессию показал?

г) "Я иду...по ковру...по снегу... по льду... по болоту… через ручей..."- выбор навыка в зависимости от условий.

д) "Встреча на узком мосту... там же ночью... "(с закрытыми глазами). Двое участников должны разойтись на гимнастической

скамейке.

 

ВЫВОД:

Даже самое плохое внимание можно развить, если тренировать его в интересной деятельности. И это продуктивнее, чем требовать от ребенка того, чего у него нет.

 

VI - "Восковая свечка" - аллегория Дружеского совета.

 

Помещенный в центр круга стоящих плечом к плечу партнер не сходя с места и не сгибаясь, падает им на руки («Свечка» информирует о своих ощущениях от поддержки мяуканьем или лаем).

 

а) группа детей,

б) группа родителей.

VII - Обсуждение незаконченных рассказов 1 с фиксацией способов адаптации в новом коллективе ("Новичок в классе»2)и форм проявлений любви ("Старший брат"3).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––-

1 См. приложение 2.3.

2 При обсуждении проблемы налаживания контакта с новым коллективом ведущий ориентирует на конкретизации "советов" ребенку и реальной помощи со стороны родителей ("пригласить в гости", "организовать для всего класса турпоход", "записать в ту же секцию, в которую ходят одноклассники и т.п.).

3 Прийдя к выводу, что "Любить - значит заботиться" дети "доказывают" группе, что родители их любят, а родители, в свою очередь, - что их любят дети.

__________________________________________

 

IV - Маски страхов. Вначале все надевают маски и устрашающе кричат.

а) поочередное демонстрирование в круге собственной маски,

б) поочередное пребывание в центре круга в окружении масок,

в) исполнение "танца страха" под соответствующую музыку

г) исполнение "танца страха" под веселую мелодию,

д) разговор с маской, представляемой ребенком и/или родителем с демонстрацией заранее заданной модели ответа на угрозу:

«а у тебя здорово получается, научи меня пугать,» «у тебя красивые зубы, носик, губки...",

вариант с аггравацией страха,

вариант высмеивания страха, неожиданного вопроса,

вариант сочувствия к объекту страха ("Бедный мой учитель..."), совета, предложения помощи, развлечения, стоящий в круге пугающих масок заявляет: "Меня нельзя пугать, я хороший!" Маски спрашивают: "А что ты делаешь хорошего?" После убедительного ответа страхи успокаиваются.

ребенок со школьной фобией или страхом зубоврачебных процедур в маске учителя или врача уговаривает остальных поднять руку и вызваться отвечать у доски, сесть в стоматологическое кресло.

 

ВЫВОД:

Мало сказать ребенку: -"Не бойся", надо научить его пози­тивному поведению в пугающих ситуациях, расширить его репертуар реагирования, чтобы в реальной жизни он смог использовать приобретенный опыт.

IX - "Знание - сила".

"Алеша - почемучка" (для заикающихся с использованием логопедических приемов). Каждый по очереди задает познавательный - вопрос, ответ на который сам знает ("Почему снег белый?"; "Почему снег скрипит под ногами?"; "Почему осенью листья желтеют?"; "Почему в небе то полная луна видна, то полумесяц?"; "Почему бывает, что утром в небе видны и солнце и луна?" и т.п.). Спорные ответы предлагается уточнить с помощью книг.

Х - Громкий подвиг. Падение на руки.

Участник группы со стола спиной падает на руки товарищей, стоящих в две шеренги друг против друга с протянутыми навстречу руками. Важно при этом не согнуться, а упасть ровно, как «стойкий оловянный солдатик»

XI - Стул победителя.

Сами участники называют тех детей и родителей, кто был сегодня примером, поведения в группе. Затем "победитель" сажается на стул, а остальные за ножки подымают стул вверх под аплодисменты присутствующих.

Следующие два пункта осуществляются одновременно в разных помещениях двумя котерапевтами.                       

XII –а - Гипноз - отдых с восстановлением режима молчания

XII -б - Проверка родительских "лестниц проблем", знакомство с сочинениями "Что я люблю и чего не люблю", раздача дидактического материала по капризам и упрямству.1

XIII - Индивидуальное собеседование.

"Готовы ли плыть дальше?"

XIV Домашнее задание.

Клоунада

Рисунки - рассказы "Самый грустный день", «Самый счастливый день»; рисунок "Автопортрет".

Пантомима "Родительские профессии."

Окончательное оформление "лестниц проблем" со списком подкреплений.

Торговля на рынке на режиме молчания.

Придумать игру на внимание.

Индивидуальная отработка того, что не получилось на занятии

Вечерний массаж с родительским гипнозом.

Семейная "бухгалтерия".

Отчеты.

Рисунки: "Режим молчания", "Логоприемы", "Чистоговорки".

Стих - пантомима.

«Письмо без подписи» самому дезадаптированному ребенку с выражением сочувствия, принятия, ободрения, совета, обещания поддержки.

1Группа родителей разбивается на несколько подгрупп по 3-4 человека для проработки анкет "Почему дети бывают упрямыми и капризными?" и "Что надо делать, когда дети упрямятся и капризничают?" После этого котерапевт проводит между ними дискуссию, где каждая "команда" отстаивает свое мнение по поводу «неправильных утверждений» В конце дискуссии психотерапевт "раскрывает карты", объясняя, что абсолютно неправильных утверждений эти списки не содержат (они составлены на основе мыслей детей и родителей по рассказу "Будущая учительница"). Сама же дискуссия дидактический прием для лучшего усвоения информации. Материалы для обсуждения - в приложениях 2.2, 3.

Вариант приема "Письмо без подписи" для взрослых

Разбирается ситуация ссоры между двумя близкими людьми, взятая из реальной жизни кого - то из участников группы. Например, ситуация конфликта на почве ревности, отказа подменить на работе, прийти на день рождения и т.п.

Двумя участниками группы разыгрывается сценка, в которой один пытается выяснить отношения, а второй либо отмалчивается, либо уклоняется от разговора "по душам".

Используется прием "три ДА" для выяснения смысла формального поведения бывшего друга. Для этого "провинившийся" задает вопросы типа:"Ты на меня за что-то обижен?", "Причина твоей обиды - мой отказ выручить тебя?", "Ты хочешь со мной сейчас поговорить?", "Ты принял окончательное и бесповоротное решение в отношении нашей дружбы? “

"Тебе было бы легче не разговаривать со мной, а прочесть мое письмо?"

Терапевт следит за соответствием вербального и невербального поведения ибо, если человек отрицает наличие обиды, то невербальная экспрессия не должна содержать признаков негативных эмоций. И если ему "Все равно", то нет основания отказываться прочесть письмо),

После этого каждый участник группы пишет свой вариант "Письма другу", в котором объясняет мотивы своего поведения в той ситуации, которая обидела его друга, объясняя, почему он отказался выполнить его просьбу, поступил так, а не иначе рассказывает о своих чувствах в настоящий момент, о том, он думает по поводу создавшейся ситуации и своих намерениях в случае, если его адресат не изменит своего поведения.

Затем каждый зачитывает свое письмо, а «обиженный» выбирает то, которое заставило бы его пойти на контакт.

После этого каждый ставит себя на его место и вместе с другими анализирует действенность тех или и иных аргументов:

извинение ("прости, не подумал"; "я слишком небрежно пошутил ")

раскаяние ("повинную голову меч не сечет");

обращение к чувству жалости («мне пусто без тебя, мне одиноко»)

дезактуализация ("что может быть важнее нашей дружбы?");

шантаж ("будешь молчать - я уеду");

аргументация (“я рисковал больше“);

передача ответственности (дружба - дорога с двусторонним движением),

философствование ("разбитую вазу не склеишь" "надо мириться и прощать, пока накаленные чувства не остынут" "время все поставит на свои места").

В заключение делаются выводы о том, чему научил данный опыт.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

I "Установка":

Вчера на индивидуальном собеседовании мы проверили готовность и желание детей продолжать наше совместное "плавание" к берегу Здоровья, к берегу счастья и благополучия. Не скрою, в отношении отдельных членов нашего экипажа у нас были сомнения (они и сейчас не полностью рассеялись), но все же мы оставили всех, т.к. своей верой в нас эти ребята заставили нас поверить. У нас просто не поднялась рука отсеять этих детей, хотя им очень трудно грести наравне со всеми. С другой стороны, мы не можем из-за вполне понятной человеческой жалости, сочувствия слабым или недостаточно взрослым и сознательным своим товарищам рисковать успехом всего коллектива, здоровьем тех, кто активно и добросовестно борется за него.

Какой же выход? Как сделать так, чтобы не потеряв ни одного из наших друзей, все же успешно и своевременно приплыть к желанному берегу? Кто подстрахует ослабших, поможет растерявшимся?…

Конечно же - ТОЛЬКО ИХ РОДИТЕЛИ!

А как у родителей насчет самих себя и своего родительского коллектива? Все ли единодушны, нет ли тех, кто плывет против течения? Такие люди представляют двойную опасность!

Во-первых: своим бездействием, безразличием, пассивностью и деструктивным критиканством они нарушают слаженную работу всей группы (а надо сказать, что таких заинтересованных активных и творческих родителей у нас давно не было), и было бы весьма обидно, если из-за одного – двух «лишних» людей, не влившихся в коллектив, пострадали бы все остальные. Китайская пословица гласит: "Если ты что-то услышал, то вскоре забудешь, если ты это увидел – ты это запомнишь, но если ты что-то сделал, ты это поймешь".

Во-вторых: отстраненно - потребительская позиция "заказчика" опасна тем, что получив "отремонтированного" ребенка, такие родители (сами никак не изменившиеся к лучшему) будут создавать в ту же самую атмосферу, в которой их ребенок заболел. И уж во всяком случае, они не смогут помочь сыну или дочери удержать и укрепить то новое качество здоровья, которого мы с таким трудом добиваемся. Кого будем винить в рецидиве? Вся семья должна приплыть к берегу, берегу здоровья и радости. Тогда не повториться печальный опыт некоторых из здесь присутствующих, неоднократно лечившихся, но лечившихся без участия родителей… Мы не требуем безоговорочного принятия наших рекомендаций. Известно, что "в споре рождается истина". В отчетах мы ждем ваших мнений, возражений, предложений, вопросов. Неприемлемой является только деструктивная критика, безальтернативное отвергание наших рекомендаций. Такого рода полемика ведет в тупик. Наш лозунг - "Не согласен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь - выполняй!"

Хотелось бы подчеркнуть исключительно важную роль отцов в нашей работе по психокоррекции детей. Опыт показывает, что если отцы не с нами, то явно или подспудно, сознательно или неосознанно - они наши оппоненты... Крайне важно, чтобы хоть несколько занятий каждый из детей провел вместе с отцом и получил бы от отца те образы поведения, которые может дать только мужчина (тем более, что большинство наших детей - мальчики). В свою очередь, отцы, вложив в общую работу свои силы смогут лучше осознать полученный результат …1

________________________

 

1В случае особо деструктивной позиции кого-то из родителей и \или детей и невосприимчивости к корригирующим воздействиям, используется анонимный опрос по типу социограммы, с результатами которого каждый знакомится индивидуально. Вопросы к родителям: "В чью семью Вы бы отдали на несколько дней своего ребенка в первую очередь, во вторую очередь и в чью не отдали ни в коем случае? Почему? Кого из детей охотно оставили бы пожить у себя в первую очередь, во вторую и кого бы взять отказались? Почему?»

Вопросы к детям: "В чьей бы семье согласился пожить несколько дней, в чьей не согласился бы остаться ни за что? Почему? Кого хотел бы пригласить к себе в гости? Кого не пригласил бы ни в коем случае? Почему?"

Итак, оцените друг друга и самих себя с точки зрения изложенных позиций перед тем, как пуститься в дальнейший путь. Подойдите к этому предельно ОТВЕТСТВЕННО!... А сейчас мы вновь отправимся в плавание, но перед этим нам надо "испечь хлеб".

II - Игра "Дока-хлеб".

Все участники становятся в две плотные шеренги лицом друг к другу. Руки, согнутые в локтях, ладонями вверх, пересекаются в шахматном порядке, создавая дорожку - "конвейер", который при работе, мелко вибрируя, проталкивает от начала до конца «батоны». Роль батона исполняет по очереди каждый член группы, которого один котерапевт в вытянуто-напряженном положении кладет на конвейер, а другой снимает за подмышки в конце его. В каждой шеренге дети стоят между родителями напротив них. После игры – обсуждение:" Кто что чувствовал и чему научился в игре?"

 

III а - Групповая работа с "Автопортретами"1.

III б - "Массаж по кругу".

Стоя в круге друг за другом, участники массируют плечи впереди стоящего, затем поворачиваются кругом и делают то же. Данный |прием вклинивается в предыдущую методику в связи с ее длительностью и «стационарностью».

IV - Громкий подвиг- "Перешагивание через пропасть" - дети с закрытыми глазами проходят по расставленным на расстоянии широкого шага стульям, предварительно потренировавшись в этом с открытыми глазами.

Усложненный метафорический вариант данного подвига организуется следующим образом: расставив стулья на глазок, дети проверяют свой глазомер, перешагивая со стула на стул с открытыми глазами, ориентируясь таким способом, чтобы максимальный шаг позволял с края. одного стула наступить на середину следующего.

 

' См. приложение 4.

Затем им предлагается сделать то же самое с закрытыми глазами. Для гарантии успеха и профилактики травматизма ("Мы не в цирк готовимся, а учимся быть смелыми и успешными") родители перед каждым шагом стучат ладонями по середине следующего стула, а ребенок показывает пальцем, куда он собирается шагнуть. В случае участия в группе конфликтующих сибсов, они дают ориентир друг другу. Один котерапевт при этом страхует ребенка, другой следит за тем, чтобы остальные дети фиксировали стулья в устойчивом положении (крепко держали их за спинки).

После этого пропасть перешагивают родители, а дети дают им звуковой ориентир.

 

Котерапевт раскрывает смысл игровой аллегории: "Наступит время, и повзрослевшие дети станут путеводителями для своих состарившихся родителей"...

 

V АТ с представлением себя во время совершения подвига.

 

Ощущение победителя и "вкус победы" фиксируются через транс постукивание себя кулаком в грудь и скандирование фраз "Я могу! Я смелый! Я сильный! Я внимательный! Я решительный!" и т.п.), либо через работу с субмодальностями визуализируемого образа: движение внутри образа (обычное, ускоренное, замедленное); движение вне образа (направление, скорость); ориентация (наклонность) "картинки"; ассоциированность – диссоциированность | нахождение внутри событий или созерцание себя "со стороны"); перспектива при диссоциированном образе (с какой стороны себя видит); пропорций (натуральные, уменьшенные, увеличенные); размеренность (картинка плоская, трехмерная, панорамная); единственность - множественность образов (сменяемость, одновременность). Во втором случае в задачу котерапевтов входит фиксация эмоционально-чувственных характеристик представляемых образов для их последующего использования в нейролингвистическом программировании.

VI. Развитие невербальной экспрессии.                 

а) Стих – пантомима:    

пантомима – загадка (участник группы показывает в пантомиме известное стихотворение или басню, остальные должны угадать звание произведения);

ребенок самостоятельно или вместе с родителем (зеркально) читает стихотворение и сопровождает каждое слово его пластическим изображением (слово – движение); прием "Телеателье" - дети стоят на стульях, а родители под руководством ведущего добиваются синхронности слова и движения, последовательно включают «нейтральный звук», изображение с беззвучной артикуляцией, громкую речь (данный прием эффективен в работе с заикающимися).

 

б) пантомима -"Родительские профессии" - родитель рассказывает о том, что он делает на работе, а ребенок иллюстрирует это в пантомиме. Вариант тест-игры – показ своей будущей профессии.

в) ребенок обучает группу придуманной игре на внимание (тот, кто заработал три жетона за домашние задания).

г) "Винегрет" или "Конструктор" - ребенок рассказывает и показывает как готовить винегрет или собирать модель автомобиля, используя других в качестве того или иного овоща, либо детали. После игры в "винегрет" проводится обсуждение приобретенного опыта. Участники игры рассказывают, что они чувствовали в своей роли («кухарка» волнение и растерянность, кастрюля" – гордость, «нож» – обиду за то, что его не вытирали и часто роняли, "доска" ответственность и необходимость терпеть «мелкие порезы», «мусорное ведро» за то, что его не вынесли, «свекла» – удовлетворение тем, что всех покрасила и т.д.). Затем обсуждается, чему учит данная тест-игра (вниманию, размеренной речи, умению объяснять, последовательности в работе, раскованности, тому, что в общем деле каждый испытывает различные эмоции, сочувствию, умению играть по правилам и до конца удерживать свою роль, умению быть учителем и начальником, жизненной мудрости и т.д.)'.

д) живая скульптура "Несуществующее животное". Разбившись на подгруппы по 6 человек, участники придумывают историю про несуществующее животное и коллективно изображают его. При этом каждый изображает одну из его частей (пасть с клыками, хвост, крылья, лапы и т.д.). Остальные пытаются угадать, кто что изображает.

е) разыгрывание в пантомиме рисунков "Ложь", "Обида", "Доброта". В процессе отгадывания названия сценки, анализируется информация, выражающаяся невербальной экспрессией, называются чувства персонажей, обсуждаются возможные мотивы их поведения и его реальные последствия.

 

VII - Десенсибилизация социального страха - "Клоунада" – дети с родителями демонстрируют клоунский номер, выходя в круг, который приобретает функцию циркового манежа. номер "реабилитируются" тем, что исполняют роль клоуна-конферансье.

 

VIII- Развитие образного мышления – «Детектив» дается задание сочинить всей группой детектив (или сказку - страшилку) и проиллюстрировать название каждой главы, для которого подбирается ключевое слово-существительное, сопровождая его произнесение выразительной жестикуляцией, повторив предварительно все те слова, что назывались и показывались до него. При затруднениях дается разрешение подсказывать забытое слово, не произнося его, а только показывая. После этого каждый в той же последовательности произносит фразу со своим ключевым словом, стремясь к тому, чтобы по смыслу она не противоречила предыдущей, по возможности прокладывала логический мостик к следующему ключевому слову. В заключение представив "детектив" как аллегорию общего дела котерапевты подводят группу к формулировке секрета его успешности: "Работай так, чтобы твоему напарнику было удобно!" В случае склонности группы терять последовательность событий,

данная тест-игра предваряется игрой "Снежный ком", когда каждая последующая фраза начинается с окончания предыдущей. Например: "Если бы я поехал в Африку, то обязательно прокатился бы на слоне. Если бы я поехал кататься на слоне..." и т.д.

______________________

1 Опыт свидетельствует об эффективности назначения на роль обучающей "кухарки" или «конструктора» тормозимых и аугичных детей со страхом речи и элективным мутизмом. Часто именно в этой роли они впервые начинают громко говорить в группе. Другой прием, десенсибилизирующий логофобию – прослушивание через магнитофон их выступления, записанного дома.

 

IX - Психогимнастика.

 

а) "Звериный кросс" (игра на внимание и способность удерживать данную роль). Дети по парам бегают наперегонки, но в образе различных животных, например: зайчик и черепаха, змея и орел, кенгуру и крокодил, улитка и тигренок, лошадь и таракан т.п. Победителем считается не тот, кто пришел к финишу первым, а тот, кто не вышел из игрового образа.

ВЫВОД Умение играть по правилам и удерживать взятую роль служит личностными показателями "школьной зрелости.

б) "Невербальный диалог".

Парам участников предлагается расположиться в выразительных позах: "Я вас умоляю", "Обратите на меня внимание", "Уступите мне", «Пощадите», "Задумайтесь над этим" и т.п., а затем сымпровизируйте сцену с помощью выразительных жестов и бессловесных вокализаций.

 

X - "Отцовское ружье" - метафорическая проблемная ситуация, отражающая различные реакции на неудачу.

Разыгрывается сценка, в которой престарелый отец решает, кому из трех сыновей доверить ружье. Он устраивает соревнование на меткость, где все промахиваются, но по разному реагируют на неудачу: один обижается и обвиняет отца, другой заявляет, что ему ружье не нужно, третий повторяет попытки до тех пор, пока ему не удается поразить мишень.

Участники сами формулируют вывод - интроект на основе полученного опыта.

 

XI - Стул победителя.

XI а - Гипноз - отдых с восстановлением режима молчания.

В случае, если гипноз проводится в разных подгруппах (для родителей и детей), можно использовать целенаправленные варианты мотивированного внушения, резюмирующего опыт, приобретенный во время занятий.

Примерные формулы для детей:

 

«Родители любят вас любых - и послушных и непослушных, и веселых и грустных, и отличников и троечников. Но если своим поведением вы делаете им горько или кисло, то они просто не в состоянии выразить эту любовь. Ведь от горечи во рту хочется плеваться, а от кислого челюсти сводит. От холодного отношения деревенеют руки - как такими руками погладить любимого ребенка?... Вы тоже любите своих родителей и докажете им это прямо сегодня. Вы обязательно выполните все их просьбы, вы будете о них заботиться и постараетесь ничем не обидеть и не расстроить... Вы выполните все домашние задания и докажете им, что вами можно гордиться... Если вам плохо - вы вместо капризов расскажете маме или отцу, что вы чувствуете, что думаете и посоветуетесь, как вам лучше посту пить... Ваши родители вас обязательно поймут, а это и есть счастье»...

Конспект внушения для родителей:

"Вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он вырос самостоятельным, ответственным, ориентированным в реальной жизни и умеющим заботиться о своем счастье... Только ваш личный пример может научить ребенка этому, подготовить его к взрослой жизни… Вы докажете ему, что у него не только любящие, но еще и сильные, справедливые, знающие и конструктивные родители, такие родители, которых они сами бы выбрали, если бы родителей выбирали как президентов. Такие родители, имея которых, можно с оптимизмом смотреть в будущее... А раз в будущем вашим детям предстоит стать взрослыми, то с этого дня в ваших отношениях с ними будет больше равноправия и уважительности. Вы будете меньше приказывать, а чаще просить и обращаться за советом. Тогда и они будут чаще советоваться с вами, "как взрослый со взрослым". И тогда процесс взросления ваших детей будет сопровождаться не отдалением от вас, а приобретением новых качеств во взаимоотношениях... Кто может быть лучшим другом вашему ребенку, чем вы сами!»

XI б - Беседа с родителями  о трансактном анализе и схеме "Родитель - Взрослый - Дитя" (на основе концепции Э. Берна, книги которого переведены и изданы в России).

XII - Домашнее задание

Подготовить номер для "Вечера юмора", используя реальные случаи из собственной жизни, детства родителей или одну из семейных историй.

Выучить стихотворение к заключительному дню как аллегорию победы над болезнью, проблемами, комплексами.

Три раза подойти к незнакомым прохожим и прочесть им отрывок из стихотворения (задание на семью).

Отчеты детские и родительские.

Рисунки "Справедливость", "Честность&q


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.