Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-12-06 | 83 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Название программы: Рабочая программа учителя-дефектолога муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 27 п. Разумное Белгородского района Белгородской области» ресурсной группы (старший дошкольный возраст) для детей с расстройствами аутистического спектра на 2020-2021 учебный год
Разработчик Программы: Кохан Галина Юрьевна, учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
Исполнитель Программы: учитель-дефектолог дошкольной образовательной организации, педагоги, заменяющие на время отсутствия основного работника.
Сроки реализации: 2020-2021 учебный год.
Список используемых сокращений:
ДО - дошкольное образование;
ДОО - дошкольная образовательная организация;
МДОУ - муниципальное дошкольное образовательное учреждение;
РП - рабочая программа;
ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
ООП ДО - основная образовательная программа дошкольного образования;
ОП ДО - образовательная программа дошкольного образования;
АООП ДО - адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования;
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;
РАС - расстройства аутистического спектра.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
4
5
6
7
11
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
14
15
|
17
18
18
19
20
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
23
24
25
27
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
38
39
40
41
42
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Краткая презентация Программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-дефектолога ресурсной группы (старший дошкольный возраст) для детей с расстройствами аутистического спектра (далее Программа) разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное Белгородского района Белгородской области» (далее АООП ДО для детей с РАС), отражает особенности содержания и организации коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса в ресурсной группе для детей с РАС на 2020-2021 учебный год.
Программа разработана на основе следующего нормативно-правового обеспечения:
· Конституции Российской Федерации;
· Конвенции ООН о правах ребенка;
· Конвенцией ООН о правах инвалидов;
· Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
· Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
|
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 2019 год);
· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
· Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
· Приказа департамента образования Белгородской области от 18.08.2016 г. №2678 «Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области»;
· Рекомендаций департамента образования Белгородской области по созданию специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в группе комбинированной направленности «ресурсная группа»;
· Уставом ДОО и локальными актами.
Программа разработана с целью психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с РАС, предназначена для работы учителя-дефектолога ДОО с детьми от 5-6 лет с РАС, обеспечивает образовательную деятельность в ресурсной группе для детей с РАС, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, заключений ТПМПК (ЦПМПК).
|
Назначение Программы:
- определяет приоритеты в подходах к реализации содержания образования детей с ОВЗ (РАС);
- определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (РАС);
- способствует объединению и координации деятельности специалистов ДОО по комплексному сопровождению детей с РАС в ДОО;
- способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную и исчерпывающую информацию об образовательных услугах ДОО.
Программа обеспечивает единство целей и задач, строится с учётом коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей с РАС. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Программа содержит материал для осуществления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с РАС, раскрывает возможные варианты содержания обучения и воспитания детей с РАС в зависимости от особенностей развития детей рассматриваемой категории, а также учитывает образовательные области, соответствующие ФГОС ДОО.
Основные задачи:
- создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с РАС в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное» в условиях ресурсной группы, его успешной адаптации и социализации в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями; охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с РАС, в том числе их эмоционального благополучия;
- осуществление мониторинга развития ребенка с целью определения динамики его развития и эффективности реализации АООП (АОП) ДО для детей с РАС МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное»;
|
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с РАС, повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов ДОО, непосредственно взаимодействующих с ребенком с РАС в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей данной категории.
Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений. В качестве планируемых результатов выступают целевые ориентиры ДО. В тоже время целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС состоят в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития, определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности.
Дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии и могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры учитывают не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
детей с расстройствами аутистического спектра с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств
- понимает обращённую речь на доступном уровне;
- владеет элементарной речью (отдельные слова) или обучен альтернативным формам общения;
|
- владеет некоторыми конвенциональными формами общения (вербально /
невербально);
- выражает желания социально приемлемым способом;
- возможны элементарные формы взаимодействия с родителями, другими знакомыми взрослыми и детьми;
- выделяет себя на уровне узнавания по фотографии;
- выделяет родителей и знакомых взрослых;
- различает своих и чужих;
- поведение контролируемо в знакомой ситуации (на основе стереотипа поведения);
- отработаны основы стереотипа учебного поведения;
- участвует в групповых физкультурных занятиях и групповых играх с движением под музыку и пением (хороводы и т.п.) под руководством взрослых;
- может сличать цвета, основные геометрические формы;
- знает некоторые буквы;
- владеет простейшими видами графической деятельности (закрашивание, обводка);
- различает «большой – маленький», «один – много»;
- выполняет физические упражнения по показу (индивидуально и в группе) с
использованием простейших гимнастических снарядов;
- выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута (под контролем взрослых);
- умеет одеваться и раздеваться по расписанию (в доступной форме);
- пользуется туалетом (с помощью);
- владеет навыками приёма пищи.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие | направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками |
Познавательное развитие | развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) |
Речевое развитие | владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте |
Основной задачей работы учителя-дефектологаявляется подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми, приобретать простейшие трудовые и академические навыки
Содержание работы учителя-дефектолога:
Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми с РАС осуществляется на основе изучения лексических тем на учебный год.
Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
- 2-я младшая группа (дети четвертого года жизни) – 2 часа 45 мин в неделю;
- средняя группа (дети пятого года жизни) – 4 часа в неделю;
- старшая группа (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 мин в неделю;
- подготовительная к школе группа (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 мин в неделю.
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
- для детей 4-го года жизни – не более 15 мин;
- для детей 5-го года жизни – не более 20 мин;
- для детей 6-го года жизни – не более 25 мин;
- для детей 7-го года жизни – не более 30 мин.
Особенности поведения у детей с РАС таковы, что их необходимо корректировать постоянно, как на занятиях специалистов, так и в свободной деятельности, режимных моментах. Поэтому основные задачи коррекции нежелательного поведения и формирования нужного, социально приемлемого поведения больше других задач решаются на протяжении всего периода пребывания ребенком в группе ДОО, всеми специалистами.
План взаимодействия учителя-дефектолога с педагогами
На 2020-2021 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Форма | Срок |
1. | Результаты комплексного обследования ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида | Заседание ППк ДОО | Сентябрь |
2. | «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для полноценного развития ребенка с РАС» | Консультация | Октябрь |
3. | Комплекс коррекционно-развивающих игр для детей 5-6 лет с ЗПР | Взаимосвязь с педагогом-психологом | Октябрь |
4. | Практические рекомендации по использованию визуальных подсказок при психолого-педагогическом сопровождении ребенка с РАС | Рекомендации | Ноябрь |
5. | «Игры для развития фонематических процессов» | Взаимосвязь с учителем-логопедом | Ноябрь |
6. | «Логоритмика и ее роль в развитии речи» | Взаимосвязь с музыкальным руководителем | Декабрь |
7. | Результаты комплексного обследования ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида (динамика) | Заседание ППк | Январь |
8. | «Роль подвижных игр в развитии моторики ребенка с ОВЗ» | Взаимосвязь с инструктор по физической культуре | Январь |
9. | Результаты комплексного обследования ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида (динамика) | Заседание ППк | Апрель |
10. | Индивидуальные беседы об итогах диагностической работы и рекомендации на летний оздоровительный период | Индивидуальная консультация | Май |
11. | Работа по запросу (наставничество) | В течение года |
План взаимодействия учителя-дефектолога с родителями
(законными представителями)
На 2020-2021 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Срок | Форма |
1. | Индивидуальные беседы по результатам комплексного дефектологического обследования | Сентябрь | Индивидуальная консультация |
2. | Диагностика уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) по основным направлениям коррекционной работы | Сентябрь – октябрь | Анкетирование |
a. | «Использование визуальной поддержки при организации режима дня для ребенка с аутизмом» | Сентябрь | Групповая консультация |
3. | Ознакомление родителей (законных представителей) с индивидуальным планом коррекционной работы | Сентябрь-октябрь | Индивидуальные беседы |
4. | «Играем дома» | Октябрь | Памятка |
5. | «Организация процесса работы с ребенком с РАС в домашних условиях» | Ноябрь | Памятка |
6. | «Пальчиковая гимнастика с элементами Су-Джок-терапии» | Декабрь | Памятка |
7. | Индивидуальные беседы по результатам комплексного дефектологического обследования (промежуточная диагностика) | Январь | Индивидуальная консультация |
8. | «Игры своими руками» | Март | Мастер-класс |
9. | Индивидуальные беседы об итогах коррекционной работы и закреплении полученных знаний, умений и навыков на летний оздоровительный период | Май | |
10. | Индивидуальные консультирование по запросу | В течение года |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение
1. | Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство (электронная книга) | Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В. | М.: Национальный книжный центр, 2018 |
2. | Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях | Грищенко Т.А. | М, 2014 |
3. | Особые дети введение в прикладной анализ поведения | Мелешкевич О, Эрц Ю. | Самара, 2015 |
4. | Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога | Морозова С.С. | М, 2007 |
5. | Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы | под.ред. И.М. Бгажноковой | М, 2012 |
6. | Эрготерапия для детей с аутизмом: Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС | Косински К. Пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред С. Аниисмова | Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017 |
7. | Логопедические игры и упражнения для формирования речи у детей с расстройствами аутистического спектра: пособие для логопедов и родителей | Сандрикова В.С. | М.: Редкая птица, 2019 |
8. | Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии | Стребелева Е.А. | М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005 |
9. | Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей | Сара Ньюмен | 2017 |
10. | Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью | Довбня С. Морозова Т. Монова И. | СПб.: Сеанс, 2018 |
На 2020-2021 учебный год
Дни недели | Время работы | Виды деятельности | Содержание деятельности | Кол-во часов | Общее кол-во в день |
Понедельник
Часа
Вторник
830-900
30 мин.
Часа
Среда
Часа
Четверг
Часа
Пятница
Часа
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Протокол наблюдения
за свободным поведение ребенка
(для неговорящих детей)
ФИ _________________________________________________
Дата ______________________
Учебный год_______________________
Критерии оценивания | Результат наблюдения |
Реакция на имя | |
Стереотипичное поведение (аутостимуляции) | |
Ритуалы | |
Свободная игра, манипуляции с предметами | |
Совместная игра с другими детьми | |
Фиксация взгляда на другом человеке | |
Выполнение простых инструкций | |
Двигательная имитация | |
Вербальная имитация (отдельных звуков) | |
Реакция на попытку вмешательства в занятие, игру | |
Нежелательное поведение | |
Получение желаемого (предметов, еды и т.д.) | |
Агрессия/аутоагрессия |
Наблюдение провел ______________________ /_________________/
Приложение 2
Протокол наблюдения
за свободным поведение ребенка
(владеющего самостоятельной активной речью)
ФИ ____________________________________________
Дата __________________
Учебный год ________________
Критерии оценивания | Результат наблюдения |
Реакция на имя | |
Стереотипичное поведение (аутостимуляции) | |
Ритуалы | |
Свободная игра, манипуляции с предметами | |
Совместная игра с другими детьми | |
Фиксация взгляда на другом человеке | |
Выполнение простых инструкций | |
Двигательная имитация | |
Вербальная имитация (одного слова, нескольких слов) | |
Реакция на попытку вмешательства в занятие, игру | |
Нежелательное поведение | |
Использование слов для получения желаемого | |
Ответы на вопросы взрослого | |
Вопросы взрослому | |
Составление рассказа по картинке |
Наблюдение провел ______________________ /_________________/
Приложение 3
Приложение 4
Анкета для родителей
Дата заполнения__________________________________________________________
Фамилия, Имя ребенка_____________________________________________________
Возраст (число, месяцы, год рождения)_______________________________________
Особенности общего эмоционального облика: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность_______________________________________________
Агрессивность, если есть, то на кого направлена: на себя, на детей, на взрослых, на животных, стремление ломать игрушки______________________________________
Агрессия спонтанная или при неудачах_______________________________________
Необходимость привычной ситуации ________________________________________
Приверженность к определенным видам пищи_________________________________
Следование усвоенному режиму_____________________________________________
Страхи___________________________________________________________________
Реакция на замечание______________________________________________________
Реакция на одобрение______________________________________________________
Насколько легко и быстро ребенок устанавливает контакт _______________________
Отношение к взрослым_____________________________________________________
Отношение к сверстникам (безразличие, отвергание, застенчивость и беззащитность), другие особенности________________________________________________________
Смотрит ли в глаза_________________________________________________________
Страхи отдельных звуков___________________________________________________
Отсутствие привыкания к пугающим звукам___________________________________
Предпочтение тихих звуков_________________________________________________
Любовь к музыке _________________________________________________________
Отрицательная реакция на прикосновения при причесывании, стрижке ногтей и пр. __________________________________________________________________
Плохая переносимость одежды, обуви________________________________________
Избирательность в еде______________________________________________________
Стремление есть, сосать несъедобные предметы_______________________________
Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам___________________________________
Какие берет игрушки для игры_____________________________________________
На сколько этот интерес устойчив (длительно ли занимается с одной игрушкой или переходит от одной к другой. Длительно ли вообще играет игрушками, или они ему быстро надоедают, и он прекращает игру)____________________________________
Присутствуют ли отдельные звуки в общении со взрослыми, слова, фразы________
Повторяет последние слова, фразы взрослого_________________________________
Насколько часто ребенок отзывается на свое имя______________________________
Задает ли вопросы?____________________________ __________________________
Знает ли ребенок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомы ребенку___________________________________
Может ли ребенок попросить словами, что он хочет___________________________
Может ли ребенок повторить за вами слова. Например: «Скажи мяч». Скажет ли ребенок слово «мяч»__________________________ Может ли ребенок сидеть на полу или за столом и выполнять задание? Насколько долго?_______________________
Другие особенности Вашего ребенка (о которых вы желаете сообщить)________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5
Диагностическая карта
психолого-педагогического обследования
Учителя-дефектолога
ФИ ребенка_________________________________________________________
Возраст _______________________
Учебный год
Исследуемый показатель | В начале года | В середине года | В конце года | ||||
Общая и мелкая моторика
Игровая деятельность
Речь
Учебное поведение
Сенсорное развитие
Мышление
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!