Тема 10. Основные подходы к коррекции отклоняющегося поведения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 10. Основные подходы к коррекции отклоняющегося поведения

2020-12-06 91
Тема 10. Основные подходы к коррекции отклоняющегося поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Основные принципы психологической коррекции отклонений в поведении.

2.Принципы организации психотерапевтических групп подростков с отклонениями в поведении.

Задание для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте психотерапевтические методы работы с расстройствами поведения и обобщите их в виде таблицы:

 

Поведенческая терапия Когнитивная терапия Семейная психотерапия
     

2. Назовите основной инструмент психокоррекционного воздействия.

3. Определите что является основной целью психокоррекции при девиациях.

Литература:

1.Беличева С.Л. Основы превентивной психологии. – М., 1994.

2.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. – М., 2002.

3.Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М.,1981.

4.Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 1997.


Подготовка реферата и доклада

Реферат в изначальном смысле – краткий обзор содержание одной или нескольких книг по заданной теме. В настоящее время реферат понимается более широко, как краткое и относительно поверхностное раскрытие какой-либо темы. Пишется реферат на основе конкретных источников (как правило, не менее 8-15) и обязательно предполагает как список использованной литературы, так и ссылки на нее в тексте работы.

Реферат не относится к творческим работам, но предполагает критическое осмысление информации, излагаемой в источниках, собственные комментарии, обобщения и выводы. Цель подготовки реферата: помочь студенту разобраться в определенной проблеме, более глубоко изучить литературу по конкретной проблеме. Написание реферата способствует не только углублению знаний студента, дает ему научиться работать с научной литературой, критически оценивать различные научные теории, то есть, в целом помогает студенту овладеть навыками научно-теоретической деятельности, которые будут ему необходимы при подготовке курсовых и дипломных работ.

Подготовка реферата состоит из нескольких этапов.

I. Библиографический этап.  На этом этапе происходит работа с каталогами (в библиотеке и читальном зале), списками научных статей и библиографическими справочниками с целью подобрать источники по выбранной теме. Так как ориентироваться приходится только по названию книги или статьи, отобранный список должен быть достаточно обширный, что при дальнейшем более подробном просмотре иметь возможность отобрать действительно нужную литературу.

II. Ознакомительный этап. На этом этапе студент знакомится с содержанием выбранных источников, окончательно решая вопрос о ее необходимости и значимости для будущей работы над рефератом. Целесообразно также в процессе просмотра отмечать те разделы и страницы литературных источников, которые нужно изучить более подробно.

III. Изучающий этап. На этом этапе отобранная литература детально изучается, составляются конспекты наиболее важных источников, делаются выписки, цитаты. Необходимо не просто механически списывать нужные, с вашей точки зрения, места из источников, а стараться понять и осмыслить содержание теорий, концепций, проанализировать указанные факты. Обобщения и мысли, возникающие в процессе изучения литературы тоже необходимо фиксировать, так как они в последствии помогу придать вашей работе более интересный и творческий характер.

IV. Составление плана реферата. Изучение литературы по выбранной теме помогает выявить ее наиболее важные аспекты и проблемы, что необходимо при составлении плана. Главные требования предъявляемые к плану: во-первых, он должен содержать разделы раскрывающие тему и связанные с ней как на смысловом так и на концептуальном уровне; во-вторых, план должен быть логичен, все его разделы должным быть объединены единой идеей и взаимосвязаны (вытекать один из другого).

V. Написание текста реферата.  На этом этапе используются все подготовленные материалы. Информация выстраивается в соответствии с составленным планом, литературно оформляется, продумываются логические связки между отдельными параграфами и разделами работы, делаются обобщения и выводы.

VI. Оформление реферата. Хотя к оформлению реферата не предъявляется столь жестких требований как к оформлению курсовой работы или диплома, но аккуратное и правильное оформление реферата влияет на то впечатление, которое производит работа, и приучает студента к оформлению научных работ. Реферат пишется на листах бумаги формата А4 (допускается как компьютерный, так и рукописный вариант) с соблюдением полей. Минимальный объем реферата 15 печатных страниц. Название глав и параграфов выделяются. В тексте обязательно должны присутствовать сноски и ссылки на использованную литературу, правила оформления которых необходимо соблюдать. Слова, цитируемые автором, следует брать в кавычки, указывая в скобках после цитаты номер литературного источника по списку литературы и через запятую – номер страницы. Например: (12, 234). В конце реферата дается список использованной литературы в алфавитном порядке. Титульный лист реферата оформляется по образцу. (См: Приложение)

Структура реферата:

- титульный лист;

- оглавление с указанием страниц;

- введение, в котором формулируется суть проблемы, ее актуальность, дается краткий обзор литературы по теме, указывается цель и задачи реферата;

- основная часть, разделенная на разделы (главы, параграфы), каждый из которых раскрывает отдельную проблему или ее сторону, но логически связан с предыдущим;

- заключение, в котором подводятся итоги, делаются выводы и обобщения;

- список литературы в алфавитном порядке. (См: Список литературы к методическим рекомендация)

Характерные ошибки при написании реферата:

- несоответствие содержания реферату выбранной теме;

- отсутствие логики; несвязанные между собой разделы механически списаны из различных источников;

- переписывание больших кусков (до нескольких страниц) из литературных источников без ссылок на источник, без собственного анализа и обобщений;

- отсутствие плана реферата или составление плана после написания текста реферата;

- отсутствие в заключении собственных выводов.

 

Доклад – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской деятельности, приучающий обобщать информацию и критически мыслить. По сути, доклад – это устное сообщение по какой-то теме; достаточно часто основой его служит подготовленный реферат. Однако следует учесть, что доклад предлагается слушателям, которых необходимо заинтересовать, вовлечь в обсуждение какого-то вопроса. Поэтому доклады, как правило, готовятся по наиболее актуальным или дискуссионным проблемам. В докладе большее внимание уделяется проблемному подходу, используются яркие интересные примеры, доказывающие основные положения сообщения. Так как доклады делаются устно, то при их подготовке обращают внимание на то, чтобы стиль изложения был доступным слушателям. При изложении доклада следует избегать чтения без отрыва от текста. Это создает неблагоприятное впечатление, делает даже самое интересное сообщение скучным, и лишает докладчика возможности общаться с аудиторией.

Вопросы к экзамену по курсу

«Психология девиантного поведения»

направления подготовки 030300.62 Психология

1. Предмет, причины и формы девиантного поведения.

2. Подходы к классификации девиантного поведения.

3. Виды девиантного поведения.

4. Понятие агрессии. Теоретические подходы в изучении агрессии.

5. Виды агрессии. Факторы формирования агрессивности.

6. Диагностика агрессивности.

7. Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми и их родителями.

8. Понятие акцентуации. Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко. Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.

9. Представления об аддикции и аддиктивном поведении. Виды аддиктивной мотивации.

10. Теории аддиктивного поведения.

11. Факторы аддиктивного поведения. Алкоголизм, характеристика, стадии.

12. Факторы аддиктивного поведения. Никотиновая зависимость.

13.Факторы аддиктивного поведения. Наркотическая зависимость, ее характеристика.

14. Особенности токсикомании, стадии развития болезни.

15. Пищевая зависимость, ее формы и характеристика.

16. Особенности поведения при сверхценных психологических увлечениях.

17. Проблема профилактики психологической коррекции зависимостей.

18. Понятие суицидального поведения. Виды суицидов.

19. Факторы риска и причины суицидального поведения.

20. Теории суицидального поведения.

21. Коммуникативные девиации, их виды.

22. Фобическое поведение, его характеристика, виды фобий.

23. Аутизм, его характеристика.

24.  Коррекция аутизма.

25. Делинквентное поведение.

26. Типы преступников.

27. Профилактика девиантного поведения, ее формы.

28. Коррекция девиантного поведения, ее методы.


Вопросы к зачету по курсу

«Психология девиантного поведения»

направления подготовки 030300.62 Психология

1. Предмет, причины девиантного поведения.

2. Формы девиантного поведения

3. Подходы к классификации девиантного поведения.

4. Виды девиантного поведения.

5. Понятие агрессии. Теоретические подходы в изучении агрессии.

6. Виды агрессии. Факторы формирования агрессивности.

7. Диагностика агрессивности.

8. Понятие акцентуации. Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко.

9. 8.Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.

10. Представления об аддикции и аддиктивном поведении. Виды аддиктивной мотивации.

11. Теории аддиктивного поведения.

12. Факторы аддиктивного поведения. Алкоголизм, характеристика, стадии.

13. Факторы аддиктивного поведения. Никотиновая зависимость.

14. 13.Факторы аддиктивного поведения. Наркотическая зависимость, ее характеристика.

15. Особенности токсикомании, стадии развития болезни.

16. Пищевая зависимость, ее формы и характеристика.

17. Особенности поведения при сверхценных психологических увлечениях.

18. Понятие суицидального поведения. Виды суицидов.

19. Факторы риска и причины суицидального поведения.

20. Теории суицидального поведения.

21. Коммуникативные девиации, их виды.

22. Фобическое поведение, его характеристика, виды фобий.

23. Аутизм, его характеристика.

24.  Коррекция аутизма.

 

Глоссарий

Аддиктивность (от англ. addiction) – склонность, пагубная привычка.

Акцентуации характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты нормы.

Аутоагрессия – крайняя выраженность негативного отношение к себе (преимущественно у суицидентов).

Бихевиоральная терапия – основанный на идеях бихевиоризма вариант психотерапии, целью которой выступает избавление человека от различных страхов и других невротических симптомов путем формирования новых условных реакций.

Девиантность (от лат.deviatio – отклонение) – отклонение от нормы.

Делинквент (от лат.delinquentis - правонарушитель) – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Коррекция (от лат. сorrection исправление) – воздействие с целью исправления недостатков.

Наркомания (от греч.narke – оцепенение, mania – страстное влечение) - заболевание, возникающее в результате употребления наркотических стредств и приводящее к тяжелым нарушениям функций организма, а также к развитию социальной деградации.

Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Профилактика (от греч.prophylaktikos - предохранительный)– совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности.

Суицид (от англ.suicide - самоубийство) – акт самоубийства, совершаемого человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания.

Фрустрация – критическая ситуация и состояние человека при невозможности реализации им тех или иных потребностей, когда имеются объективные или субъективные трудности на пути к достижению цели или решению задачи.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

5. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие/ М.И.Рожков; под ред. М.И.Рожкова.-Москва:Владос.2006.

6. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение: учебное пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А. Байер, М.В. Харгезян. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2007.

7. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / В.Д, Менделевич. – Санкт-Петербург: Речь, 2005.

8. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Дополнительная:

1. Аберкромби. Н. Социологический словарь. М.: 2000.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981.

3. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

4. Беличева С.Л. Основы превентивной психологии. - М., 1994

5. Бердяев Н. О самоубийстве. – М., 1992.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л.,1992.

7. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. УзССР, "Медицина", 1988.

8. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань, 1997.

9. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.,1991.

12. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для высш. учеб. Заведений / Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. - М., 2002

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. Основы дефектологии. - М., 1985.

14. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. - М., 1964.

15. Гилинский. Я. В., Афанасьев. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб, 1993.

16. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. М.,1994.

17. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психолого-педагогическая характеристика личности проростков с отклоняющимся поведением//Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 35 - 38.

18. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - 3-е изд. – СПб., 2000

19. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М.,1981.

20. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – М.,2004.

21. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.,1996.

22. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция. – Мн.,2004.

23. Личко А.Е. Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л., 1991.

24. Личко А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков. - Л., 1977.

25. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.,1994.

26. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993.

27. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

28. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

29. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.