Проверочные тесты по теме: «Познание» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проверочные тесты по теме: «Познание»

2020-12-06 2524
Проверочные тесты по теме: «Познание» 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вариант 4

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

          

  1. Вставьте пропущенное слово.

 

Уровни научного познания

 

УРОВЕНЬ   ХАРАКТЕРИСТИКА
Эмпирический Выявление объективных фактов со стороны их
 

очевидных связей

  Выявление фундаментальных закономерностей,
…………………

обнаружение за видимыми проявлениями скрытых,

 

внутренних связей и отношений

 

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Анализ, синтез, суждение, умозаключение, мышление.

3. Ниже приведён перечень    терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды знаний.

1) трудовое 2) обыденное 3) научное 

4) рациональное 5) конкурентное 6) личностное

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К критериям истины можно отнести соответствие знания законам логики.

2) Важнейший критерий истины – соответствие полученного знания интересам познающего субъекта.

3) Критерии истины позволяют отличить её истинное знание от заблуждения.

4) Критерием истины может выступать соответствие полученного знания ранее открытым законам.

5) Истинность суждения невозможно проверить на практике.

5. Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

А) строится на образе, а не на понятии  

Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании

В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий

Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов

Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами

ВИД ПОЗНАНИЯ

1) житейское 2) научное 3) художественное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

6. Студент И. работает над курсовой работой. В разговоре с преподавателем он назвал эмпирическим нынешний этап исследования. Какие методы научного познания характерны для этого этапа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наблюдение 2) абстракция 3) описание 4) идеализация 

5) формализация 6) измерение

7. Выберите в предложенном списке положения, характеризующие эмпирические методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формулирование принципов, в которых заключается сущность познаваемых объектов

2) обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей

3) целенаправленное восприятие изучаемых объектов

4) описание и закрепление результатов наблюдений с помощью определенных знаковых систем- схем, рисунков, графиков и цифр

5) активное влияние на изучаемый объект, создание специфических условий с целью получения определенных результатов

6) выделение общих признаков и свойств объекта и их группировка

8. Установите соответствие между предметами познания различных наук и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПРЕДМЕТЫ ПОЗНАНИЯ

А) история развития общества на различных этапах

Б) небесные тела и космическое пространство

В) правовые системы государств различного типа Г) физические явления в атмосфере

Д) особенности поведения различных экономических субъектов в условиях рецессии

  ВИДЫ НАУК

1) естественные 2) социально - гуманитарные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

9. Члены клуба «Звездное небо», наблюдая за движением планет и метеоров, выдвинули собственную гипотезу их возникновения. Однако, профессиональное сообщество астрономов признало данную гипотезу ненаучной Какие из приведенных ниже положений могли стать основой такой оценки ученых. Выберите правильные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипотеза противоречит учению авторитетных ученых-астрономов прошлого века

2) выводы членов клуба логически не обоснованы, представлены в образно –символической форме

3) предположения астрономов-любителей построены только на эмоционально-чувственном восприятии наблюдаемых явлений

4) среди членов клуба нет профессиональных астрономов

5) новая гипотеза происхождения планет и других небесных тел опирается на религиозное учение

6) члены клуба для объяснения своей гипотезы пользуются общепринятыми в среде астрономов научными терминами

10. Ученик готовит реферат, в котором нужно охарактеризовать отличительные признаки абсолютной истины. Выберите признаки, которые он должен отразить в реферате и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) неопровержимое знание о предмете 2) знание, разделяемое ведущими учеными

3) исчерпывающее знание о предмете  4) теоретически обоснованное знание

5) знание, которое может быть уточнено 6) знание, проверенное экспериментально

11. Выберите верные суждения о процессе познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Посредством наблюдения и эксперимента происходит воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание осуществляется в результате мыслительной деятельности людей.

3) Чувственное познание не предполагает непосредственного воздействия предмета познания на наши органы чувств.

4) Методами рационального познания являются ощущение и восприятие

5) В результате чувственного познания происходит выявление сущности предметов, процессов и явлений окружающего мира.

12. В ходе исследования в РФ были проанализированы науки, выбранные для продолжения образования аспирантами высших учебных заведений. Полученные результаты отражены на диаграмме.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Почти четвертая часть аспирантов выбирает для изучения юридические науки.

2) Минимальное количество аспирантов продолжают изучать физико-математические дисциплины.

3) Примерно одинаковое количество аспирантов выбирают для изучения экономические науки и политические науки.

4) Наименьшее количество аспирантов предпочитают совершенствоваться в области философии.

5) Интерес аспирантов к биологическим наукам находится на третьем месте среди всех наук, представленных в диаграмме.

13. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Относительная истина всегда субъективна.

2) Истина – это знание, соответствующее объекту познания.

3) Истинным является знание, не противоречащее мнению авторитетных ученых в данной научно сфере.

4) Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете.

5) Критерием истинности знания является степень его поддержки общественным мнением.

14. Установите соответствие между различными формами познания и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПРИМЕРЫ

А) треугольник – это геометрическая фигура, у которой три угла, сумма которых равна 180°

Б) вкус яблока кисло-сладкий

В) от стоящей в комнате елки распространяется свежий аромат хвои

Г) треугольник АВС – равнобедренный

Д) долгими зимними вечерами я вспоминал красоту летнего морского заката

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

1) ощущение 2) понятие 3) суждение 4) представление

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

15. Выберите верные суждения об использовании учеными теоретических методов познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Ученые зоологи наблюдают и объясняют особенности поведения амурских тигров в неволе.

2) Учение- палеонтологи выдвинули новую гипотезу происхождения человека на Земле.

3) Экологи теоретически обосновали последствия изменения климата на Земле.

4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод Байкала.

5) Экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий повышению иммунитета человека.

16. Екатерина учится в художественной школе и изучает творчество Рериха. Она написала картину по мотивам творчества художника.Найдите в приведённом ниже списке, характеристики деятельности Екатерины в процессе создания рисунков. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность Екатерины можно назвать социально-преобразовательной.

2) В основе деятельности Екатерины лежит стремление к удовлетворению естественных потребностей.

3) Деятельность Екатерины носит репродуктивный характер.

4) Деятельность Екатерины направлена на формирование знаний и умений.

5) Деятельность Екатерины носит творческий характер.

6) Деятельность Екатерины направлена на изменение сознания человека.

17. Выберите верные суждения о процессе познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного познания характерно отражение внешних сторон и свойств объекта.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие предмета познания на органы чувств.

4) К формам чувственного познания относятся понятие, суждение, умозаключение.

5) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

18. Установите соответствие формами познания и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) отражение отдельных свойств предмета или явления

Б) сохранение в сознании образа предмета

В) закрепление результата познания в знаковых формах

Г) познание окружающего мира через осязание Д) абстрагирование в процессе познания

  ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

1) чувственное 2) рациональное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

19. Ученый-нейробиолог К. собирает факты для изучения поведения мышей полевок. Для выдвижения гипотезы о влиянии генов на их поведение ученый использовал метод дедукции. Какие из представленных ниже примеров относятся к дедуктивному умозаключению? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все звезды излучают энергию. Солнце – это звезда. Следовательно, Солнце излучает энергию.

2) Все жидкости текучи. Вода - жидкость. Следовательно, вода текуча. 

3) Меркурий, Венера, Земля движутся. Меркурий, Венера, Земля – это крупные планеты Солнечной системы. Следовательно, все крупные планеты Солнечной системы движутся.

4) Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен.

5) Во всех магазинах раз в год проводится инвентаризация. Гастроном «Столичный» – магазин. Следовательно, в Гастрономе «Столичный» раз в год проводится инвентаризация.

6) Все обвинительные приговоры издаются в особом процессуальном порядке. Все оправдательные приговоры издаются в особом процессуальном порядке. Обвинительные приговоры и оправдательные приговоры – это решения суда. Следовательно, все решения суда издаются в особом процессуальном порядке.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Вся современная наука основана на сочетании эмпирического и …………..(А) уровней познания. Наука использует специфические методы: ………..(Б), синтез, индукцию, дедукцию, моделирование. Характерно также тесное взаимодействие ………….(В) и естественных наук. Важнейшей особенностью научного знания является ………….(Г). Каждое новое поколение людей не отбрасывает научные достижения прошлого, а воспринимает их и развивает в соответствии с новыми практическими …………(Д). С конца XVIII века развитие науки характеризует научно-технический прогресс, а с середины ХХ века - ……………..(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.  

Список терминов:

1) преемственность 2) разум 3) потребности 4) теоретический 5) субъект  

6) научно-техническая революция 7) анализ 8) познание 9) гуманитарные

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А Б В Г Д
         

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью — беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками. 

Анкетирование — метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты. Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса; 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную... 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора… 

  Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий... 

Составить хорошую анкету — непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер — все это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса… Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с ее точностью. 

                                                                                                                            (Ю. Волков и др.)

21. Почему, по мнению авторов, составление анкеты - сложное дело? Каким требованиям, по их мнению, должны соответствовать вопросы анкеты? Какие категории респондентов, согласно авторам, выделяются при построении расслоенной выборки?

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, дайте определения понятию «наблюдение». В каком случае, по мнению авторов, социолог не может использовать метод наблюдения? Какие два метода опроса рассмотрены в тексте? Предположите, чем объясняется важность процедур выборки в социологическом исследовании. 

23. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры использования результатов социологических опросов 1) в политике, 2) в бизнесе, 3) в образовательных организациях.

24. Успешное проведение социологических опросов возможно при наличии у социолога-исследователя определенных качеств. Укажите любые три необходимых качества и дайте краткие пояснения по каждому из них. 

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «интуиция»;

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о любых трех особенностях интуиции;

- одно предложение, содержащее информацию о видах интуиции.

 (Предложения должны быть распространенными и содержать корректную информацию о соответствующих аспектах понятия).

26. Среди причин, обусловливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных воз­можностей человека: далеко не все доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание. Что еще придает нашим выводам и суждениям о мире относительный харак­тер? Укажите три таких «ограничителя» и проиллюстрируйте их примерами.

27. Исследователи, работавшие с солями урана, уже знали, что фотографические пластинки лучше держать от них подальше, иначе по неизвестной причине пластинки оказывались засвеченными. Мария Кюри предложила своему супругу - Пьеру Кюри - провести сравнение соединений урана, полученных из разных месторождений. С 1898 по 1902 годы супруги Кюри переработали восемь тонн уранинита.. Методом их работы было измерение степени ионизации воздуха, интенсивность которой определялась по силе тока между пластинами, на одну из которой подавалось напряжение 600 В.. Оказалось, что образцы руды, доставленные из месторождения Йоахимсталь в Чехии, демонстрируют вчетверо более сильную ионизацию, чем другие. Производя изучение выделенных различными химическими методами фракций урановой руды, Кюри выявили такую, которая имела в миллион раз более сильную радиоактивность, чем чистый уран. Кюри обнаружили, что выделенная ими фракция светится. Спектральный анализ показал, что в спектре присутствуют линии излучения неизвестного до тех пор элемента, который был назван супругами радием. Им удалось выделить одну сотую грамма нового вещества.

Какие методы научного познания были использованы в данном исследовании? Какие уровни научного знания представлен в этих методах (сначала укажите метод, затем уровень)? Аргументируйте свой ответ.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Ненаучное познание»». Составьте план, в соответствии с ко­вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1. Философия. «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» (Л.Н. Толстой)

29.2. Философия. «Наука – это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления». (А. Эйнштейн)

29.3. Социология, социальная психология. «Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда – путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя». (И. Гёте)


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.