Тема 1.1: Общие характеристики конфликта. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1.1: Общие характеристики конфликта.

2020-11-19 129
Тема 1.1: Общие характеристики конфликта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

                                            Изотова Л.И.

                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

            для студентов по изучению курса «Конфликтология»

                                       

 

 

                                                                            

                                                                                                                              

                                                                        

                                                                         

                                                                                                                                                                                                                

 

                           

 

 

                                      Севастополь

                                           2020

  Данные методические рекомендации разработаны в помощь студентам, обучающихся по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» для самостоятельного изучения конфликтологии.

 

 Автор методических рекомендаций:

Л.И. Изотова- старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления Института развития города СевГУ.

 

 

Оглавление:

1.Введение____________________________________________________4

2.Темы дисциплин___________________________________________5-10

3.Список литературы___________________________________________11

4.Приложение 1: Задания для самоподготовки__________________12-41

5.Приложение 2: Методические указания_______________________42-45

Введение:

Человеческая природа взаимоотношений обусловлена различного рода конфликтным взаимодействием. Одни конфликты являются конструктивными и позитивно влияют на развитие взаимоотношений, другие-деструктивными, что создает проблемы в развитии дальнейших взаимоотношений. Данные методические рекомендации содержат основной теоретический и методический материал для самостоятельного изучения студентами курса по конфликтологии. В приложении даны практические задания и тесты для самоанализа, а также психологический аутотренинг по саморегуляции в ситуациях стресса.

Цель курса: формирование у студентов целостного представления о современной теории и практике изучения конфликтов, навыках профессионального поведения в конфликтных ситуациях и регулирования конфликтов, что позволит будущим специалистам оптимизировать взаимодействие с персоналом, клиентами, предупредить трудности взаимного непонимания, наладить отношения сотрудничества.

 

Задачи:

- изучить теоретические и методологические основы конфликтологии как науки;

-изучить психологические закономерности управленческой деятельности и психологических особенностей принятия управленческих решений;

-освоить методы и техники управления конфликтами в организациях при работе с кадрами и клиентами;

-сформировать навыки регуляции эмоционального состояния в конфликтных ситуациях;

-овладеть навыками работы по созданию благоприятного психологического климата в коллективе;

- развить личностные способности в разрешении конфликтов в личной жизни и профессиональной деятельности.

 

                                                                                                                                                            

                  1.ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1.1: Общие характеристики конфликта.

План:

1.Сущность конфликта

2.Функции конфликта

3.Классификация конфликтов.

 

Вопросы и задания:

       1.На основе анализа первоисточников, приведите примеры определения конфликта. Что общего в этих определениях? 

       2. Перечислите стадии конфликта.

      3. Постройте классификационную схему конфликтов. Дайте характеристику конфликтам по каждому уровню.

       4. Какие структурные компоненты вы можете выделить в конфликте? Приведите пример.

       5. В чем заключается теоретическое и практическое значение конфликтов?

 

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-М.: ЮНИТИ,1999

2. Гришина Н.В.Психология конфликта.-СПб.: Питер,2000

3. Любимова Г.Ю. Психология конфликта.-М.,2004

4. Король Л.Г.,Малимонов И.В.,Рахинский Д.В. Конфликтология. Учебное пособие,-Уляновск,2015

5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.- М.: Владос,1999

 

                                                  

 

       

 

План:

 

1.Причины возникновения и формы проявления межличностных конфликтов.

2.Ролевые конфликты.

3.Манипуляции в межличностных конфликтах. Их разновидность.

4. Способы разрешения межличностных конфликтов.

5.Предупреждение межличностных конфликтов.

 

Вопросы и задания:

 

1.В чем заключается специфика межличностных конфликтов, обусловленных различием в:

-потребностях;

-интересах;

-ценностях;

-ролях и т.д.;

2.Назовите конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта.

3. В чем отличие межличностного конфликта в профессиональной деятельности от других межличностных конфликтов?

4.Что способствует предотвращению межличностного конфликта на рабочем месте?

5.Приведите примеры межличностного конфликта и способы его разрешения.

 

 

Литература:

1. Леонов И.И. Конфликты и конфликтное поведение.: Методы изучения: Учебное пособие. - СПб.,2005

2. Лурия Г. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации человека.-М.2002

3. Мартин Д. Манипулирование встречами.-Минск,1996

4. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений.-М.,1989

5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения., Л.,1979

6. Пиз.А. Язык телодвижений. - Н.Новгород,1994

 

 

 

                                                                                                                                       Тема 1.4: Групповые и межгрупповые конфликты: многообразие сфер существования.

План:

 1.Малая социальная группа как первичный элемент социума.         

 

2.Групповая динамика, внутригрупповые структуры, проблемы лидерства в группе и конфликты.    

                                                                                                                          

3.Групповые нормы, ценности, способы поведения и механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.                                                       

 

4.Функции межгруппового конфликта. Особенности возникновения, протекания и регулирования конфликтов в различных группах: организационно-производственных, учебно- педагогических, семейных.

 

5.Социально-экономические, политические, национально-этнические процессы в современном обществе и конфликты между большими социальными группами.                                                                          

 

6.Возможности достижения консенсуса в обществе. Наиболее приемлемые стратегии конфликтного взаимодействия в профессиональной деятельности специалистов социально- экономической и управленческой сфер.

Вопросы и задания:

1.Что такое групповые нормы и какова их роль в регуляции группового поведения?

2. Определите внешние и внутренние причины групповых конфликтов.

3.Определите специфику конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».

4.Что может выступать в качестве объекта межгруппового конфликта? Приведите примеры.

5.Каие последствия могут иметь групповые и межгрупповые конфликты? Каким образом можно осуществлять их профилактику?

Литература:

 

1. Гришина Н.В. Конфликты в организациях//Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента/Никифорова Г.- СПб. Университета. 2001

2. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2003

3. Ковалев А.Г. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. М.,1978

4. Крегер О., Тьсон Дж. Типы людей: 16 типов личностей, определяющих, как мы живем, работаем и любим. - М.,2006

5. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.,2000

6. Психология: Учебник/ Под ред. А.А. Крылова. - М.,Проспект,1998

 

      Тема 1.5: Конфликтогены.

План:

1.Психологические предпосылки личности к конфликтному поведению.

2.Характеристика типов конфликтных личностей.

3.Основные мотивы конфликтного поведения.

4.Стили поведения человека в конфликтной ситуации.

 

Вопросы и задания:

1. Перечислите факторы, обуславливающие формирование конфликтогенов.

2. Дайте характеристику типам конфликтных личностей.

3.Перечислите основные типы конфликтогенов.

4.Назовите главный объективный конфликтоген в решении стратегических задач организации.

 

 

Литература:

1. Вагин И. Психология зла: практика разрешения конфликтов.- СПб.: Питер,2001

2. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.: Питер,2000

3. Крогиус Н.В. Личность в конфликте.- М., 1976

4. Мириманова М.С. Конфликтология.-М., 2003

5. Психология / Под ред. Кармина А.С.-СПб.: Лань,1999

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любое взаимодействие индивида с другими людьми не исключает возможность возникновения конфликта, что безусловно влияет на эффективность его деятельности. Данные рекомендации направлены на оказание помощи студентам в самостоятельном изучении теоретического материала по курсу «Конфликтология». Они также включают в себя раздел в приложении по освоению практических навыков в разрешении конфликтов, тестирование и аутотренинг, что в целом позволит студентам сформировать устойчивые паттерны бесконфликтного поведения.

2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной   работы

Наименование работы, ее вид Учебно-методического обеспечение СРС

- подготовка к практическим (семинарским)занятиям

Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 322 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06003-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438314
Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата / А. В. Лопарев, Д. Ю. Знаменский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 290 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9068-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433813
Кашапов, М. М. Основы конфликтологии: учебное пособие для академического бакалавриата / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 116 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07564-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439041 (дата обращения: 20.10.2019).
Светлов, В. А. Конфликтология: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Светлов, В. А. Семенов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 351 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06982-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/420582
- самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий); Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05147-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438916
- подготовка доклада(научного эссе) Никонова, С. Б. Конфликтология духовной сферы: учебное пособие для вузов / С. Б. Никонова, А. М. Сидоров, А. В. Успенская; под редакцией С. Б. Никоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-10448-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430033 (
Контрольная работа для обучающихся на ЗФО Содержание контрольной работы представлено в методических указаниях к выполнению контрольной работы по дисциплине.  

 

Приложение 1.

  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

1.Межличностное взаимодействие:

Задача 1

Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации:

Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.

Задача 2

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации:

Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».

Задача 3

Проведите трансактный анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».

Задача 4

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

Начальник отдела в конце рабочего дня обращается в сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

 

2.Типология конфликтов:        

                                                                               

А-конфликт целей

 Б- конфликт взглядов В- эмоциональный конфликт

 

Задача 1.

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда и добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.

Задача 2.

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».

Задача 3.

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

Задача 4.

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».

Задача 5.

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства... Назревает конфликт.

 

Задача 6.

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.

Задача 7.

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.

 

Групповые конфликты.

Задача 1

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.                                                              

Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Задача 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задача 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Задача 4

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Задача 5

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Контрольный тест

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1. Конфликтогены — это:

а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;

б) проявления конфликта;

в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;

г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;

д) поведенческие реакции личности в конфликте.

2. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру... В конечном итоге между ними возникла драка...»:

а)тип Б; б)тип В; в)тип А; г) тип Б и В; д)тип Аи Б.

3. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» свою работу на него. Между ними возник открытый конфликт...»:

а)тип Б; б)тип А;

в) тип В",

г) тип Б и В; д)тип Аи В.

4. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник оказался не способным выполнять обязанности по должности... Руководитель подразделения в служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возник конфликт...»:

а) тип А; б) тип В; в) тип Б; г) тип В и Б; д) тип А, Б и В.

5. К какому типу конфликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»?

а) снисходительное отношение;

б) негативное отношение;

в) менторские отношения;

г) нарушение этики;

д) нечестность и неискренность.

6. К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивания?

а) хвастовство;

б) нарушение этики;

в) регрессивное поведение;

г) снисходительное отношение;

д) негативное отношение.

7. Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания — это формы проявления конфликтогенов, которые характеризуются как:

а) прямое негативное отношение;

б) хвастовство;

в) нечестность и неискренность;

г) менторские отношения;

д) регрессивное поведение.

8. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из 3 позиций) трансакции «Родителя»:

а) требует, оценивает, проявляет беспомощность;

б) руководит, рассуждает, анализирует;

в) разговаривает на равных, проявляет чувства обиды, покровительствует;

г) работает с информацией, рассуждает, анализирует; д)требует, осуждает, учит.

9. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из 3 позиций) в трансакции «Ребенка»:

а) проявляет чувство обиды, подчиняется, шалит;

б) требует, рассуждает, анализирует;

в) осуждает, учит, покровительствует;

г) оценивает, проявляет беспомощность, проявляет чувство страха;

д) подчиняется, одобряет, уточняет ситуацию.

10. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из 3 позиций) в трансакции «Взрослого»:

а) проявляет чувства вины, руководит, уточняет ситуацию;

б) работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных;

в) требует, покровительствует, руководит;

г) работает с информацией, покровительствует, руководит;

д) уточняет ситуацию, работает с информацией, руководит.

 

5.Контрольные вопросы

1. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимо­действии.

2. Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремле­нием уладить конфликт, доброжелательным отношением к со­пернику?

3. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения эти­ки общения, отказ от компромисса и т. п.?

4. Какая модель поведения в конфликте характеризуется непосле­довательностью поведения, уходом от острых вопросов и т. п.?

5. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К. То­масу и Р. Киллмену.

6. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта вы­бирает:

— стратегию борьбы;

— стратегию ухода;

— стратегию компромисса;

— стратегию уступки;

— стратегию сотрудничества.

7. Назовите основные типы конфликтных личностей.

8. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систе­матической работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямоли­неен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тре­вожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

 

 

6. Конфликтные ситуации:

 Ситуация 1

Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые пробле­мы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбици­озно.

В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свиде­тельствует о его негативной реакции на критику: он становится раз­дражительным и настороженным. Как себя вести?

Ситуация 2

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько прият­ных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и ис­торию, которая произошла сегодня у него в доме.

В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали раз­говор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

Ситуация 3

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших под­чиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так по­ступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не зна­ете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Ситуация 4

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоцио­нально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний — она рас­плакалась. Как довести до нее свои соображения?

Ситуация 5

У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совер­шают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

Ситуация 6

Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окон­чившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и пра­ва), который превосходно справляется с работой. Он провел уже не­сколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с об­служивающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секре­таря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необ­ходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль об­щения в коллективе?

Ситуация 7

Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередно­го рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

Ситуация 8

Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревож­но, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что вы предпримет

 

 

 7. ТЕСТЫ:

 

Оценка результатов

На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружоч­ками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра че­тыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтно­сти; 60 баллов — на высокую; 50 баллов — на выраженную конфликт­ность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конф­ликтных ситуаций.

 

Оценка результатов

8—10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенден­ция к конфликтности; 4-7баллов — средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 балла — тенденция не выражена.

 

Тематика эссе

Выделите социально-психологические и культурологические факторы, определяющие поведение личности.

Что такое социальные стереотипы, под влиянием каких факторов они формируются?

Какую роль социальные стереотипы восприятия играют в жизни человека, почему они могут вызывать конфликтное взаимодействие?

Охарактеризуйте особенности восприятия на основе психологических механизмов межгруппового общения. Выделите факторы, влияющие на ошибки восприятия.

Охарактеризуйте особенности восприятия на основе механизмов межличностного общения.

Покажите основные подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

Определите основные виды внутриличностных конфликтов.

Покажите конструктивное и деструктивное влияние конфликтов на развитие личности.

Каковы условия возникновения и последствия конфликтов?

Дайте определение внутриличностного конфликта и покажите его проявление в различных сферах: когнитивной, эмоциональной, поведенческой.

Охарактеризуйте методы регулирования и изучения внутриличностных конфликтов.

Охарактеризуйте основные механизмы психологической защиты и преодоления внутриличностного конфликта на подсознательном уровне.

Покажите роль руководителя в регулировании внутриличностных конфликтов.

Покажите особенности межличностных конфликтов.

Охарактеризуйте основные стили поведения в конфликте.

Покажите возможные последствия применения основных стилей поведения в конфликте.

Докажите (с использованием примеров) необходимость овладения разными стилями поведения в конфликте.

Покажите особенности поведения человека-актуализатора и человека-манипулятора.

Покажите конфликтогенность поведения человека-актуализатора и человека-манипулятора.

 

Темы контрольных работ

1. Природа, феноменология и динамика конфликтов в современном мире.

2. Социологические    подходы к   анализу конфликтов.

3. Перспективные направления современной социологической теории конфликтов.

4. Теоретические предпосылки возникновения и  этапы развития конфликтологии.

5. Социальные конфликты в современной России.

6. Эволюция научных воззрений на конфликт: К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Боулдинг.

7. Природа человека и социальный конфликт: концепция Аристотеля и Гоббса.

8. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России.

9. Особенности отношения к конфликту в отечественной науке.

10. Причины и факторы конфликтов.

11. Проблема типологии конфликтов.

12. Функциональность конфликта.

13. Социальные дилеммы как ключ к пониманию природы социальных конфликтов.

14. Межнациональные конфликты: содержание, признаки, динамика развития, методы разрешения.

15. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве.

16. Конфликты в системе государственного управления.

17. Конфликт как тип трудных ситуаций.

18. Движущие силы развертывания конфликта и его мотивация.

19. Особенности взаимосвязи конфликтов на макро- и микроуровнях.

20. Конфликты становления рыночных отношений и предпринимательства.

21. Роль руководителя в прогнозировании и профилактике конфликтов в организации.

22. Динамика межгрупповых конфликтов.

23. Понятие эскалации конфликта: механизм и сущность. Поведенческие и структурные изменения сторон конфликта на этапе эскалации.

24. Понятие конфликтогена, типология конфликтогенов, механизм возникновения конфликтов.

25. Понятие управления конфликтом, факторы неуправляемости.

26. Прогнозирование конфликтов как форма стратегического управления.

27. Способы предупреждения конфликтов.

28. Социальные технологии регулирования конфликтов.

29. Динамика политического конфликта в России.

30. Участие руководителя в разрешении организационных конфликтов.

31. Отражение конфликтов в искусстве и СМИ.

32. Проблема насилия в конфликтах.

33. Основные причины и формы проявления внутриличностного конфликта (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер).

34. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.

35. Регуляция, коррекция, разрешение внутриличностного конфликта.

36. Проблема посредничества в социальном конфликте.

37. Психологические    методы  общения, их роль в предупреждении конфликтов

38. Проблема посредничества в международных конфликтах.

39. Юридические способы разрешения конфликтов.

40. Конструктивные технологии регулирования и разрешения конфликтов.

41. Деструктивные формы разрешения конфликтов и их последствия.

42. Конфликт в организации: содержание, признаки, динамика развития, методы разрешения.

43. Влияние типа управленческой деятельности на возникновение конфликтов в организации.

44. Регулирование экономического конфликта на промышленном предприятии.

45. Семейный конфликт: понятие, стадии развития, функции.

46. Социально-психологические аспекты конфликтов.

47. Влияние совместимости и  срабатываемости    на возникновение конфликта в производственной группе.

48. Роль органов власти в регулировании социальных конфликтов.

49. Политические конфликты: причины, формы, способы регулирования.

50. Социальная напряженность и социальные конфликты.

51. Типология и специфика конфликтов в организации.

52. Понятие стиля поведения в конфликте, его влияние на завершение противостояния.

53. Понятие группового конфликта: специфика, формы регулирования.

54. Социально-трудовые конфликты.

55. Конфликты в сфере культуры.

56. Конфликты в сфере образования.

57. Конфликты в армии.

58. Конфликты в правоохранительных органах.

59. Межнациональные конфликты в регионе.

60. Социально-политические конфликты в регионе.

61. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

 

Вопросы к зачету

1. Исторические особенности отношения общества к конфликту. Предмет конфликтологии.

2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.

3. Задачи конфликтологии в различных сферах человеческого взаимодействия.

4. Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.

5. Этапы развития конфликтологии.

6. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля.

7. Социал-дарвинистская концепция конфликта: представители, особенности.

8. Равновесная и конфликтная модели: сравнительный анализ.

9. Диалектическая теория конфликта К. Маркса.

10. Функциональная концепция конфликта Т. Парсонса.

11. Особенности изучения конфликта в теории Л. Козера.

12. Концепция конфликта Р. Дарендорфа.

13. Общая теория конфликта Р. Боулдинга.

14. Конфликт как форма воспроизводства общества А. Турена.

15. Особенности отношения к конфликту в отечественной науке.

16. Структура социального конфликта.

17. Источники и причины возникновения социальных конфликтов.

18. Динамическая модель конфликта.

19. Функции социальных конфликтов.

20. Проблема типологии конфликтов.

21. Диагностика конфликтов.

22. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.