Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах, водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах, водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

2020-11-19 212
Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах, водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

 

 

Большинство водителей даже не подозревают, что, двигаясь подобным образом, они нарушают Правила.

 

 

 

Согласно пункту 9.7 Правил, движение всегда должно осуществляться строго по полосам.

 

 

 

Более того, и внутри полосы водитель должен располагать своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы. И это тоже требование Правил:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

 

С учётом всего вышесказанного Правила дали такое определение полосе движения:

 

Правила. Раздел 1. "Полоса движения" – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

 

Правила, давая определение термину «Полоса движения», конечно же, имели в виду не просто движение, а безопасное движение. И об этом они прямо сказали в Разделе 9, который мы с вами сейчас изучаем.

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

 

И, следовательно, ширина полосы должна быть достаточной не просто для движения автомобилей в один ряд, а для движения автомобилей в один ряд с соблюдением безопасных боковых интервалов.

 

Среди экзаменационных задач ГИБДД есть и такая.

 

  Кто из мотоциклистов занял правильное положение на полосе движения?   1. Только мотоциклист, занимающий левое положение на полосе движения.   2. Только мотоциклист, занимающий правое положение на полосе движения.   3. Оба мотоциклиста.     Сейчас вас спрашивают, знаете ли вы, что двигаться надо строго по полосам, соблюдая безопасные боковые интервалы. Согласитесь, что оба мотоциклиста не нарушают Правила. Оба двигаются строго по своей полосе, и с боковыми интервалами у обоих полный порядок. Так что правильный ответ – третий.

 

 

Вообще, с позиции максимальной безопасности идеальная ситуация – это когда:

- Все двигаются, соблюдая рядность (то есть двигаются строго по полосам).

- Никто не перестраивается из ряда в ряд (любое перестроение – это потенциальная опасность).

- Никто не выезжает на половину дороги, предназначенную для встречного движения (это угрожает лобовым или касательным столкновением).

- Крайняя левая полоса в обоих направлениях свободна (по ней могут беспрепятственно двигаться автомобили оперативных служб).

 

Это идеальная картинка. К ней можно и нужно стремиться. Но с учётом потребностей и интересов всех участников дорожного движения. Посмотрим, как это удалось сделать Правилам на различных дорогах.

 

 

Двухполосная дорога.

 

 

Запретить выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, можно с помощью дорожной разметки - достаточно посередине проезжей части нанести сплошную осевую линию. Однако, в случае с двухполосной дорогой, это будет означать, что любое препятствие неизбежно заблокирует движение.

Сейчас водители попали в западню – объехать возникшее препятствие без нарушения невозможно. Если следовать «букве» Правил, все должны стоять и дожидаться инспектора, который один только может разрешить «объезд с нарушением».

 

 

Поэтому на двухполосных дорогах осевая линия, как правило, прерывистая. Прерывистая линия разметки ничего не запрещает. Теперь в обоих направлениях можно обгонять движущиеся транспортные средства и объезжать неподвижные препятствия с выездом на полосу встречного движения, а также поворачивать налево и разворачиваться.

Применительно к двухполосной дороге Правила были вынуждены пойти на разумный компромисс между безопасностью и пропускной способностью: Выезжать на «встречку» можно, но движение по «встречке» запрещено.

То есть после завершения обгона или объезда, водитель обязан незамедлительно вернуться на свою половину проезжей части.

 

Что интересно, в Правилах нигде не сказано, что разрешается выезжать на встречку на двухполосных дорогах. Но также нигде не сказано, что это запрещено. А как следует понимать любой Закон – «Что не запрещено, то разрешено»! Авторам Правил и не нужно было давать такое прямое разрешение, достаточно было не запретить.

Что же касается дорог с числом полос более двух, то здесь про выезд на встречку Правила высказались очень определенно.

 

Трёхполосная дорога.

 

Вариант 1. В нашем направлении одна полоса, во встречном – две.

 

 

 

Сплошная продольная линия разметки разделяет встречные потоки транспортных средств. В данном случае нам возможно только одно – двигаться строго по своей (единственной) полосе, не наезжая ни на тротуар, ни на сплошную линию разметки.

 

Вариант 2. В нашем направлении две полосы, во встречном – одна.

 

 

Ну, наконец-то, в нашем направлении более одной полосы, в данном случае – две. Ну и что, как будем делить на всех эти две полосы?

Можно, например, ввести драконовские требования и запретить всем (кроме автомобилей оперативных служб) занимать левую полосу.

Можно разрешить движение по левой полосе, но не всем и не всегда.

Правила рассудили следующим образом. Всего-то две полосы и делить тут особо нечего, и если дело происходит в населённом пункте, пусть у всех будут равные права. В населённом пункте движение характерно и без того большим количеством перестроений (постоянно кому-то нужно повернуть, кому-то нужно развернуться, кому-то – остановиться т.д.). Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все - и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

И опять-таки в Правилах вы нигде не найдёте такого прямого указания, что, мол, если дело происходит в населённом пункте, и в вашем направлении две полосы, то всем разрешается движение по любой из этих двух полос. Авторы Правил снова применили основной принцип любого Права - «Что не запрещено, то разрешено» и изложили требования в следующем виде:

 

Вариант 3. Проезжая часть разделена на три полосы прерывистыми линиями дорожной разметки.

 

 

 

В этом случае средняя полоса отдана в одновременное пользование водителям обоих направлений.

Однако, в отличие от предыдущего варианта, здесь водители должны расценивать выезд на среднюю полосу, как разрешённый выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения.

То есть предварительно необходимо оценить, свободна ли средняя полоса от встречных транспортных средств, а, завершив обгон или объезд, необходимо незамедлительно вернуться на правую полосу.

 

 

 

Несмотря на прерывистые линии разметки, выезд на крайнюю левую полосу на трехполосной дороге Правилами категорически запрещён!

Такое нарушение квалифицируется, как выезд на «встречку» и карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

 

 

И это вполне логично! На любой дороге, по меньшей мере, одна полоса должна быть предназначена только для движения в нашем направлении.И, по меньшей мере, одна полоса должна быть предназначена только для движения во встречном направлении.

А вот уже другие полосы (в данном случае – одна средняя полоса) можно, при необходимости, отдавать в общее пользование.

 

 

И применительно к такой трёхполосной дороге Правила высказались вполне конкретно:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

 

Как видим, в тексте пункта 9.3 прямым текстом сказано, что крайняя левая на такой дороге – это полоса встречного движения.

Непонятно только что это за разметка 1.9?

 

 

Чтобы вам далеко не ходить, спешу напомнить, что разметка 1.9 – это сдвоенная прерывистая линия, применяемая для обозначения реверсивной полосы. В этом случае, если на реверсивном светофоре включена зеленая стрела, движение по средней полосе нам просто разрешено, а не только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. И навстречу нам сейчас никто не поедет.

Но и на такой дороге выезд на крайнюю левую – это тоже выезд на встречку, и пунктом 9.3 это строжайше запрещено.

 

 

В этом месте на занятиях в автошколе ученики всегда задают вопрос: «Разрешено ли на такой дороге развернуться?».

А почему нет? На любой дороге, разворот может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо Правилами. Разметка прерывистая, знаков никаких нет, а Правила запрещают выезд на крайнюю левую полосу только с целью обгона или объезда препятствия.

Более того, Правила про разворот на такой дороге всё написали прямым текстом (повторим ещё раз пункт 9.3):

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота.

 

 

 

Конечно же, перед перестроением на среднюю полосу водитель должен убедиться в том, что она свободна от встречного движения.

 

 

 

А если ширины проезжей части недостаточно для разворота, то, как и на любой дороге, вне перекрёстка его можно выполнять от правого края проезжей части (или даже с обочины).

Конечно же, при этом необходимо уступить дорогу не только встречным, но и попутным транспортным средствам.

 

Итак, разворот на такой трёхполосной дороге разрешён. И на участках вне перекрёстка его нужно осуществлять либо со средней полосы, либо от правого края проезжей части, либо с обочины.

 

Но на перекрестках, как вы уже знаете, разворот всегда и везде разрешён только из крайнего левого положения!

 

А вот тут вопрос. Что считать крайним левым положением данного направления на такой дороге? Ведь средняя полоса не только наша, она общая для водителей обоих направлений. Придётся ещё раз перечитать пункт 9.3:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота.

 

Ну, чего стоило авторам Правил так прямо и написать: «Разворот на такой дороге водители обязаны совершать со средней полосы». Но нет, авторы Правил сочли, что вполне достаточно написать так:

Разрешается выезжать на эту (среднюю) полосу для разворота.

 

Вы обратили внимание! - Правила не обязывают вас перед разворотом располагаться на средней полосе, а только лишь разрешают!

 

А далее, по всей вероятности, логика авторов Правил была такой – кем бы не был водитель (инженером, врачом, бухгалтером или учителем), ему ничего не стоит сопоставить это РАЗРЕШЕНИЕ с пунктом 8.5 Правил:

 

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

 

И действительно, если сопоставить эти два требования Правил (пункт 9.3 и пункт 8.5), то вывод однозначный:

 

 

Если уж вам РАЗРЕШЕНО для разворота использовать среднюю полосу, тогда именно эта полоса и будет СООТВЕТСТВУЮЩИМ КРАЙНИМ ПОЛОЖЕНИЕМ ПРИ РАЗВОРОТЕ!

И это логично! – правая полоса освободится для тех, кто двигается прямо или направо, и левее вас (в попутном направлении) уже никто не поедет.

То есть без всяких сомнений при развороте на такой дороге крайнее левое положение – это средняя полоса.

И разворот на таком перекрёстке разрешён только со средней полосы!

 

И об этом на экзамене в ГИБДД вас обязательно спросят:

 

  В каком направлении Вы можете продолжить движение по средней полосе?   1. Прямо или налево.   2. Только налево.   3. Только налево или в обратном направлении.     Правая полоса свободна и, следовательно, вы никого не обгоняете и никого не объезжаете. Но тогда, что вы делаете на средней полосе? Единственное объяснение – вы собираетесь повернуть налево или развернуться. А если были намерены двигаться в прямом направлении, должны были находиться на правой полосе.

 

 

С разворотом всё понятно, но что касается поворота налево (на таком перекрёстке), то здесь есть один нюанс!

 

 

Да, поворачивать налево на таком перекрёстке можно и нужно со средней полосы. При этом на любом перекрёстке (а, значит, и на нашем), завершая поворот налево, нельзя оказаться на встречной полосе. Так вот, если пересекаемая дорога тоже трёхполосная, тогда, поворачивая налево, ни в коем случае не «зацепите» среднюю полосу. В данной ситуации среднюю полосу пересекаемой дороги надо рассматривать как «встречку».

 

 

Начинать поворот налево на таком перекрёстке надо со средней полосы, а, завершая поворот налево на таком перекрёстке, водителю разрешается выезжать только на крайнюю правую полосу! И об этом на экзамене вас тоже спросят:

 

  Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, не нарушает Правила?   1. Только легкового.   2. Только грузового.   3. Оба не нарушают.     Не нарушает только водитель грузовика. А водитель легковушки нарушает – завершая поворот налево, он оказался на средней полосе. А за это можно лишиться прав.

 

Многополосные дороги.

Дорога с любым количеством полос более трёх - уже многополосная дорога. На многополосных дорогах осевая линия, разделяющая потоки встречных направлений, не просто сплошная, а в обязательном порядке! – сдвоенная сплошная линия. На многополосных дорогах Правила, наконец, смогли в полной мере реализовать один из основных принципов безопасности – здесь категорически запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину, предназначенную для встречного движения! Все опережения и объезды – только в пределах своей половины проезжей части!

 

 

Вариант 1. В нашем направлении две полосы.

 

 

 

Но это вы уже знаете. На любой дороге с двумя полосами в данном направлении в населённом пункте всем разрешается занимать любую удобную полосу.

 

 

И это вам тоже знакомо. На любой дороге вне населённого пункта все должны держаться как можно правее. Левые полосы можно занимать только при занятых правых.

В данной ситуации, завершая опережение, водитель обязан вернуться на правую полосу.

 

 

И на экзамене в ГИБДД вас об этом обязательно спросят:

 

  По какой полосе вы можете продолжить движение, опередив грузовой автомобиль в населённом пункте?   1. Только по правой.   2. По любой.

 

 

  По какой полосе Вы можете продолжить движение, завершив опережение вне населённого пункта?   1. Только по правой.   2. По любой.    

 

 

Вариант 2. В нашем направлении более двух полос.

 

 

 

На дорогах с тремя и более полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу.

То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.

 

 

В населённом пункте такое требование означает следующее:

- Если в вашем направлении, например, целых десять полос движения, вы вправе выбрать любую удобную полосу из девяти правых, даже если дорога абсолютно свободна.

- Если девять правых полос заняты, вы можете занять и десятую (крайнюю левую).

- Если, двигаясь по крайней левой полосе, вы доехали до места, когда справа стало свободно, вы обязаны покинуть крайнюю левую полосу.

 

И это так! Но не для всех!

Это так, если вы управляете мотоциклом, легковым автомобилем или малым грузовиком (до 2,5 т). Однако если вы пересядете за руль среднего грузовика (более 2,5 т), то на вас начнёт действовать совсем другая норма Правил. Правила решили – раз уж нереально совсем освободить крайнюю левую полосу, то совершенно необходимо освободить её хотя бы от средних и больших грузовиков, и на таких дорогах (с тремя и более полосами в данном направлении) Правила запретили им занимать крайнюю левую полосу.

И сразу же возникает вопрос – а как же им поворачивать налево или разворачиваться? Ведь это нужно совершать как раз с крайней левой полосы! Правила не забыли и об этом, и разрешили им выезд на крайнюю левую, но только перед поворотом налево или разворотом.

 

И всё! И даже если все остальные полосы заняты, грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн на крайнюю левую не сметь!

И никаких опережений или объездов с выездом на крайнюю левую!

В Правилах об этом сказано следующим образом:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

 

 

Например, вот здесь вам ничто не мешает развернуться – здесь с помощью комбинированной линии разметки специально устроено место для разворота. При этом наличие комбинированной разметки на многополосной дороге вовсе не означает, что разрешено движение по «встречке».

 

 

Однако вернёмся к фразе «…разворот на многополосных дорогах возможен в местах, где это не запрещено Правилами, знаками или разметкой».

 

Как можно запретить разворот разметкой это понятно – достаточно сделать осевую линию сплошной (точнее, сдвоенной сплошной).

Как можно запретить разворот знаками, тоже не трудно догадаться. Например, знак предписывает всем движение только прямо, а знак - только направо и, следовательно, в зоне действия этих знаков разворот запрещён. В конце концов, есть просто знак «Разворот запрещён».

 

А что значит «…разворот запрещён Правилами»? Если вы не пропустили Тему 8.4, то уже знаете, что разворачиваться запрещено на железнодорожных переездах, на пешеходных переходах, в зоне обозначенных остановок маршрутных транспортных средств, на мостах, под мостами, в тоннелях, а также в местах с видимостью дороги менее 100 метров в любом из направлений. Как видим, Правила содержат целый перечень условий, при которых разворот запрещён на любой дороге, не зависимо от того, какие тут знаки, и какая тут разметка.

 

 

Ну и что из всего из этого следует?

А из всего из этого следует вот что! Мы ведь с вами рассматриваем случай разворота на многополосной дороге при отсутствии разметки. А раз разметки нет, то и запрещать она ничего не может! И если вы на такой дороге разворачиваетесь в месте, где это не запрещено Правилами или знаками, то получается, что вы ничего не нарушаете!

 

Резюмируем:

 

- Полоса движения – это продольная полоса проезжей части, достаточная для безопасного движения автомобилей в один ряд.

- Во всех случаях водители обязаны вести свои транспортные средства строго по полосам движения.

- На многополосной дороге запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину проезжей части, предназначенную для встречного движения.

- При отсутствии разметки или, если её не видно, водители обязаны самостоятельно определиться с количеством полос движения на дороге.

 

Осталось только поговорить о трамвайных путях.

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учётом пункта 8.5 Правил.

 

 

При сегодняшнем сверхплотном транспортном потоке было бы неразумно не использовать трамвайные пути. Ведь это же ещё одна полоса движения! Используя трамвайные пути, можно существенно повысить пропускную способность дороги.

Так что водитель белого автомобиля делает всё правильно – если все полосы данного направления заняты, а слева есть трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью, Правила разрешают по ним движение.

 

 

Однако, что означает это условие: «…с учётом пункта 8.5 Правил»? Чтобы вам далеко не ходить, откроем пункт 8.5 прямо здесь:

 

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

 

То есть при прямом движении Правила РАЗРЕШАЮТ использовать трамвайные пути попутного направления, но не обязывают этот делать (хотите – двигайтесь по трамвайным путям, не хотите – оставайтесь на проезжей части).

 

 

Но при повороте налево или развороте у водителей выбора нет. Правила именно ОБЯЗЫВАЮТ водителей совершать поворот налево и разворот с трамвайных путей независимо от загруженности дороги. И сейчас водитель опять всё делает правильно – разворачивается с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью.

Возможно, кто-то из вас спросит: «Как же так, на многополосных дорогах выезд на встречку запрещён»! Но мы же только сейчас говорили о том, что пункт 9.2, запрещает выезд на встречку на многополосных дорогах только с целью обгона или объезда, то есть без изменения направления движения. А разворот на многополосных дорогах не запрещён. И если нет никаких знаков или разметки, запрещающих разворот, и вы разворачиваетесь в месте, где нет пешеходного перехода или остановки маршрутных ТС, и дорогу в обоих направлениях видно на 100 метров, то, Правила не возражают - разворачивайтесь!

 

Но на этом Пункт 9.6 не заканчивается. Там есть ещё продолжение:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

 

Знак и разметка информируют водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано реверсивное движение. При выезде на такую дорогу Правила абсолютно оправданно ввели жёсткое ограничение:

 

Разрешается заезжать только на крайнюю правую полосу!

 

Потом, когда доедете до ближайшего реверсивного светофора и разберётесь по каким полосам в данный момент разрешено движение в вашем направлении, тогда, пожалуйста – можете занимать и другие полосы.

При этом совершенно неважно, сколько полос движения на дороге с реверсивным движением. Всегда, сворачивая на такую дорогу, сначала заезжаем на крайнюю правую полосу.

 

 

  Кому-то из вас на экзамене в ГИБДД попадётся вот такая задача. Разметка здесь читается неважнецки. Но знак-то виден хорошо. Так что не раздумывайте – сворачивайте на крайнюю правую полосу. Да и потом, вообще, поворачивая направо, водитель всегда обязан держаться как можно правее.     По какой траектории Вы можете продолжить движение?   1. Только по А.   2. Только по Б.   3. По любой.

 

 

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

 

 

Большинство водителей даже не подозревают, что, двигаясь подобным образом, они нарушают Правила.

 

 

 

Согласно пункту 9.7 Правил, движение всегда должно осуществляться строго по полосам.

 

 

 

Более того, и внутри полосы водитель должен располагать своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы. И это тоже требование Правил:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

 

С учётом всего вышесказанного Правила дали такое определение полосе движения:

 

Правила. Раздел 1. "Полоса движения" – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

 

Правила, давая определение термину «Полоса движения», конечно же, имели в виду не просто движение, а безопасное движение. И об этом они прямо сказали в Разделе 9, который мы с вами сейчас изучаем.

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

 

И, следовательно, ширина полосы должна быть достаточной не просто для движения автомобилей в один ряд, а для движения автомобилей в один ряд с соблюдением безопасных боковых интервалов.

 

Среди экзаменационных задач ГИБДД есть и такая.

 

  Кто из мотоциклистов занял правильное положение на полосе движения?   1. Только мотоциклист, занимающий левое положение на полосе движения.   2. Только мотоциклист, занимающий правое положение на полосе движения.   3. Оба мотоциклиста.     Сейчас вас спрашивают, знаете ли вы, что двигаться надо строго по полосам, соблюдая безопасные боковые интервалы. Согласитесь, что оба мотоциклиста не нарушают Правила. Оба двигаются строго по своей полосе, и с боковыми интервалами у обоих полный порядок. Так что правильный ответ – третий.

 

 

Вообще, с позиции максимальной безопасности идеальная ситуация – это когда:

- Все двигаются, соблюдая рядность (то есть двигаются строго по полосам).

- Никто не перестраивается из ряда в ряд (любое перестроение – это потенциальная опасность).

- Никто не выезжает на половину дороги, предназначенную для встречного движения (это угрожает лобовым или касательным столкновением).

- Крайняя левая полоса в обоих направлениях свободна (по ней могут беспрепятственно двигаться автомобили оперативных служб).

 

Это идеальная картинка. К ней можно и нужно стремиться. Но с учётом потребностей и интересов всех участников дорожного движения. Посмотрим, как это удалось сделать Правилам на различных дорогах.

 

 

Двухполосная дорога.

 

 

Запретить выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, можно с помощью дорожной разметки - достаточно посередине проезжей части нанести сплошную осевую линию. Однако, в случае с двухполосной дорогой, это будет означать, что любое препятствие неизбежно заблокирует движение.

Сейчас водители попали в западню – объехать возникшее препятствие без нарушения невозможно. Если следовать «букве» Правил, все должны стоять и дожидаться инспектора, который один только может разрешить «объезд с нарушением».

 

 

Поэтому на двухполосных дорогах осевая линия, как правило, прерывистая. Прерывистая линия разметки ничего не запрещает. Теперь в обоих направлениях можно обгонять движущиеся транспортные средства и объезжать неподвижные препятствия с выездом на полосу встречного движения, а также поворачивать налево и разворачиваться.

Применительно к двухполосной дороге Правила были вынуждены пойти на разумный компромисс между безопасностью и пропускной способностью: Выезжать на «встречку» можно, но движение по «встречке» запрещено.

То есть после завершения обгона или объезда, водитель обязан незамедлительно вернуться на свою половину проезжей части.

 

Что интересно, в Правилах нигде не сказано, что разрешается выезжать на встречку на двухполосных дорогах. Но также нигде не сказано, что это запрещено. А как следует понимать любой Закон – «Что не запрещено, то разрешено»! Авторам Правил и не нужно было давать такое прямое разрешение, достаточно было не запретить.

Что же касается дорог с числом полос более двух, то здесь про выезд на встречку Правила высказались очень определенно.

 

Трёхполосная дорога.

 

Вариант 1. В нашем направлении одна полоса, во встречном – две.

 

 

 

Сплошная продольная линия разметки разделяет встречные потоки транспортных средств. В данном случае нам возможно только одно – двигаться строго по своей (единственной) полосе, не наезжая ни на тротуар, ни на сплошную линию разметки.

 

Вариант 2. В нашем направлении две полосы, во встречном – одна.

 

 

Ну, наконец-то, в нашем направлении более одной полосы, в данном случае – две. Ну и что, как будем делить на всех эти две полосы?

Можно, например, ввести драконовские требования и запретить всем (кроме автомобилей оперативных служб) занимать левую полосу.

Можно разрешить движение по левой полосе, но не всем и не всегда.

Правила рассудили следующим образом. Всего-то две полосы и делить тут особо нечего, и если дело происходит в населённом пункте, пусть у всех будут равные права. В населённом пункте движение характерно и без того большим количеством перестроений (постоянно кому-то нужно повернуть, кому-то нужно развернуться, кому-то – остановиться т.д.). Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все - и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

И опять-таки в Правилах вы нигде не найдёте такого прямого указания, что, мол, если дело происходит в населённом пункте, и в вашем направлении две полосы, то всем разрешается движение по любой из этих двух полос. Авторы Правил снова применили основной принцип любого Права - «Что не запрещено, то разрешено» и изложили требования в следующем виде:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах, водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота.

 

Как видим, требование не занимать крайнюю левую при свободных правых касается только дорог с тремя и более полосами в данном направлении.

Отсюда как раз и следует, что на дороге с двумя полосами в данном направлении (в населённом пункте!) разрешено занимать любую полосу независимо от интенсивности движения.

 

Вне населённого пункта скорости существенно выше, и Правила, заботясь о безопасности, постарались как можно дальше развести друг от друга встречные потоки транспортных средств. Это требование изложено в том же пункте 9.4, только в первом абзаце:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Первый абзац. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 <


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.299 с.