Тема. Диагностика нагноительных заболеваний легких. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема. Диагностика нагноительных заболеваний легких.

2020-11-19 107
Тема. Диагностика нагноительных заболеваний легких. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л 191 2-ая бригада -4 часа

Практическое занятие 8.

Тема. Диагностика нагноительных заболеваний легких.

1. Актуальность темы (мотивация изучения темы). Нагноительные заболевания легких - бронхоэктатическая болезнь и абсцесс легких чаще встречаются у мужчин и являются следствием хронических бронхитов, пневмоний, туберкулеза, пневмокониоза, очагового пневмосклероза, бронхиальной астмы. Врожденные брохоэктазы наблюдаются редко и связаны с аномалиями развития стенки бронхов. Больные гнойными заболеваниями легких становятся инвалидами вследствие развития пневмосклероза, амилоидоза почек, хронической дыхательной и сердечной недостаточности. Легочное кровотечение и острая сердечная недостаточность могут стать причиной смерти больных с гнойными заболеваниями легких, которые чаще всего развиваются при некомпетентном лечении, наблюдении и уходе за пациентом.

2. Учебные цели. ПК 2.1.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения дисциплины должен:

Знать:

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

- строение органов и систем во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;

- топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;

- основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи;

- биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;

- определение заболеваний;

- общие принципы современной классификации заболеваний;

- этиологию заболеваний, патогенез и патологическую анатомию заболеваний органов дыхания;

- клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;

- методы клинического, лабораторного, инструментального обследования в пульмонологии.

Уметь:

- планировать обследование пациента с нагноительными заболеваниями органов дыхания – бронхоэктатическая болезнь, абсцесс лёгких;

- применять различные методы обследования пациента, интерпретировать полученные данные;

- формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;

- планировать и назначать дополнительные исследования, интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований;

- оформлять медицинскую документацию;

- уметь общаться с больными и их родственниками.

Цели развития личности. ОК 2, ОК 3, ОК 5.

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

- Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность

- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

А. Материалы контроля и коррекции профессиональных умений и навыков.

Решите тесты.

1. Больного беспокоит кашель с выделением до 200мл в сутки гнойной мокроты с неприятным запахом. Выделение усиливается в положении больного на левом боку. Пальцы имеют вид «барабанных палочек», ногти – «часовых стекол». О какой патологии можно думать в первую очередь?

A. Бронхоэктатическая болезнь с преимущественным поражением бронхов слева;

B. Хронический гнойный необструктивный бронхит;

C. Бронхоэктатическая болезнь с преимущественным поражением бронхов справа;

D. Абсцесс легких верхней доли левого легкого;

E. Фиброзно-кавернозный туберкулез легких.

2. Что наиболее характерное можно обнаружить при аускультации больного с абсцессом легких во втором периоде заболевания?

A. Сухие и влажные хрипы;

B. Бронхиальное дыхание;

C. Крепитация;

D. Везикулярное дыхание;

E. Амфорическое дыхание.

3. У пациента 54 лет, находящегося в терапевтическом отделении, начала откашливаться гнойная мокрота «полным ртом». Симптом, какого заболевания, имеет место?

A. Бронхоэктатической болезни;

B. Рака легких;

C. Абсцесса легких в I стадии;

D. Бронхиальной астмы;

E. Крупозной пневмонии.

4. У пациента бронхоэктатическая болезнь. Какое исследования является наиболее информативным методом диагностики?

A. Бронхография;

B. Флюорография;

C. Анализы мокроты;

D. Спирометрия;

E. Рентгенография органов грудной клетки.

5. Для начала II периода абсцесса легких наиболее характерно:

A. Боль в грудной клетке;

B. Лихорадка;

C. Одышка;

D. Кашель;

E. Выделение мокроты полным ртом.

Решите ситуационные задачи.

Задача 1. Больная 60 лет лечится в терапевтическом отделении по поводу крупозной негоспитальной пневмонии седьмой день, но состояние больной улучшается очень медленно – к вечеру температура поднимается до 38,90С, кашель с выделением гнойной мокроты усилился. При перкуссии в нижних отделах правого легкого определяется притупление звука, выслушивается бронхиальное дыхание с влажными хрипами.

1. Какое осложнение возникло у пациентки? Обоснуйте.

2. Какие дополнительные исследования могут подтвердить ваше предположение?

Задача 2. Больной 58 лет на приеме у участкового врача жалуется на кашель с выделением гнойной мокроты до 200 мл в сутки, чаще утром, периодическое повышение температуры. Два раза болел пневмонией. Кожа бледная, акроцианоз, пальцы в виде «барабанных палочек», ногти – «часовых стекол». При перкуссии над легкими определяются чередующиеся между собой участки с коробочным и притуплённым звуком, при аускультации слышны сухие и разнообразные влажные хрипы.

1. О каком заболевании можно думать? Обоснуйте.

2. Какое исследование является наиболее информативным в данном случае и почему?

Задача 3. Пациент 45 лет болеет 10 дней. Беспокоил сухой кашель, высокая температура до 390С. Лечился амбулаторно ампициллином. Три дня назад состояние ухудшилось: появилась мокрота (до 300-400мл в сутки) с примесью крови, выраженная слабость, одышка. Состояние больного тяжелое, частота дыхания 32 в мин. Кожа и слизистые оболочки бледные. Перкуторно в нижней доле правого легкого определяется притуплено-тимпанический звук, аускультативно - амфорическое дыхание, влажные хрипы.

1. Какое заболевание можно предположить? Обоснуйте.

2. Какое исследование является наиболее информативным в данном случае?

Критерии общей оценки качества работы на практическом занятии. При выполнении студентом всех заданий итоговая оценка выводится как среднее арифметическое. При получении студентом неудовлетворительной оценки по одному из заданий, итоговая оценка не выставляется.

Литература.

Основные источники:

1. Маколкин В.И. Внутренние болезни: Учебник для мед. училищ. - М.: Медицина, 2013 -592с

2. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие - 3-е изд. - Ростов на /Д.: Феникс, 2011.- 367с.

3. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В.Смолева, Е.Л.Аподиакос. – Изд. 9-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – (Среднее профессиональное образование).

4. Ключевые моменты диагностики внутренних болезней :/ Учебное пособие по пропедевтике внутренних болезней /Под ред. Ж.Д. Кобалава. – М.: РУДН, 2011.

5. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: учебник, М.: Медицина, 2014.

Дополнительные источники:

1.Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с.

2. Громнацкий Н.И. Внутренние болезни: М. МИА, 2010 г.

3. Верткин, А.Л. Скорая помощь: руководство для фельдшеров -М.: Эксмо, 2011

4. Шишкин А. Пропедевтика клинических дисциплин. – Изд. 2-е, прераб. и доп. - М.: Академия, 2006 (Серия СПО).

5. Бородулин Б.Е. Фтизиатрия: Учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Интернет ресурсы: www.ifhelth.ru; www.minzdravsoc.ru.

2. Домашнее задание.

Опорный конспект.

Дыхательная недостаточность - состояние организма, при котором по каким-то причинам, не поддерживается нормальный уровень газового состава крови, что приводит к снижению функциональных возможностей организма и более интенсивной работе аппарата внешнего дыхания и повышенной нагрузке на сердце.

Понятия «дыхательная недостаточность» и «легочная недостаточность» близки друг к другу, но первый термин шире, чем второй, так как в него входит не только недостаточность внешнего дыхания, но и недостаточность транспорта газов от легких к тканям и от тканей к легким, а также недостаточность тканевого дыхания.

Причинами дыхательной недостаточности могут быть заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, отравления, болезни крови. Клинически дыхательная недостаточность проявляется одышкой, бледностью с акроцианозом, а затем и разлитым цианозом, дополнительные исследования позволяют определить степень недостаточности.

Выделяют три степени дыхательной недостаточности.

При дыхательной недостаточности I степени одышка и тахикардия возникают лишь при повышенной физической нагрузке; цианоза нет. Показатели функции внешнего дыхания (минутный объем дыхания (МОД), ЖЕЛ) в покое соответствуют должным величинам, но при выполнении нагрузки изменяются; максимальная вентиляция легких (МВЛ) снижается. Газовый состав крови не изменен (недостатка кислорода в организме нет), функция кровообращения и кислотно-основное состояние (КОС) в норме.

При дыхательной недостаточности II степени одышка и тахикардия возникают уже при незначительном физическом напряжении. Показатели легочных объемов (МОД, ЖЕЛ) отклонены от нормы, МВЛ значительно снижена. Выражен цианоз. В альвеолярном воздухе снижается РаО2 и увеличивается РаСО2. Содержание газов в крови благодаря перенапряжению вентиляции не изменено или незначительно изменено. Определяют дыхательный алкалоз. Возможно возникновение первых признаков нарушения кровообращения.

При дыхательной недостаточности III степени одышка и тахикардия возникают в покое; резко выражен цианоз. Значительно снижена ЖЕЛ, а МВЛ не выполнима. Отмечают недостаточность кислорода в организме (гипоксемия) и избыток углекислоты (гиперкапния). При исследовании КОС обнаруживают дыхательный ацидоз. Выражены признаки сердечной недостаточности.

Существует и иная классификация дыхательной недостаточности, степени тяжести в соответствии с которой определяют по газометрическим показателям (табл. 1-11).

Таблица 1-11. Классификация дыхательной недостаточности по степеням тяжести

Несмотря на то что эта классификация универсальна и может иметь большое практическое значение (лечение дыхательной недостаточности II степени предполагает обязательное назначение кислородотерапии, а III стадии - респираторной поддержки), ее нельзя широко использовать в амбулаторной практике в связи с невозможностью определения PaO2 в артериальной крови.

В результате длительной повышенной нагрузки на правый желудочек, в первую очередь при хронических заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, развивается лёгочное сердце

Лёгочное сердце развивается на фоне дыхательной недостаточности II степени и чаще III степени и имеет две стадии течения - компенсации и декомпенсации.

Диагноз «Компенсированное легочное сердце» поставить достаточно сложно, так как обнаружить какие-нибудь специфические жалобы практически невозможно. Жалобы больных в этот период определяются основным заболеванием, а также той или иной степенью дыхательной недостаточности. Но при объективном обследовании определяются расширение границ сердца вправо и прямой клинический признак гипертрофии правого желудочка - усиленная пульсация, в прекардиальной области (в четвертом межреберье слева от грудины).

Именно декомпенсированное лёгочное сердце приводит к недостаточности тканевого дыхания и развитию клинических проявлений.

 

Л 191 2-ая бригада -4 часа

Практическое занятие 8.

Тема. Диагностика нагноительных заболеваний легких.

1. Актуальность темы (мотивация изучения темы). Нагноительные заболевания легких - бронхоэктатическая болезнь и абсцесс легких чаще встречаются у мужчин и являются следствием хронических бронхитов, пневмоний, туберкулеза, пневмокониоза, очагового пневмосклероза, бронхиальной астмы. Врожденные брохоэктазы наблюдаются редко и связаны с аномалиями развития стенки бронхов. Больные гнойными заболеваниями легких становятся инвалидами вследствие развития пневмосклероза, амилоидоза почек, хронической дыхательной и сердечной недостаточности. Легочное кровотечение и острая сердечная недостаточность могут стать причиной смерти больных с гнойными заболеваниями легких, которые чаще всего развиваются при некомпетентном лечении, наблюдении и уходе за пациентом.

2. Учебные цели. ПК 2.1.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения дисциплины должен:

Знать:

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

- строение органов и систем во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;

- топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;

- основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи;

- биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;

- определение заболеваний;

- общие принципы современной классификации заболеваний;

- этиологию заболеваний, патогенез и патологическую анатомию заболеваний органов дыхания;

- клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;

- методы клинического, лабораторного, инструментального обследования в пульмонологии.

Уметь:

- планировать обследование пациента с нагноительными заболеваниями органов дыхания – бронхоэктатическая болезнь, абсцесс лёгких;

- применять различные методы обследования пациента, интерпретировать полученные данные;

- формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;

- планировать и назначать дополнительные исследования, интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований;

- оформлять медицинскую документацию;

- уметь общаться с больными и их родственниками.

Цели развития личности. ОК 2, ОК 3, ОК 5.

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

- Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность

- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.