Ноября Международный день слепых — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Ноября Международный день слепых

2020-11-19 49
Ноября Международный день слепых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Валентин Гаюи (13 ноября 1745-1822) - французский педагог, основатель первых образовательных учреждений для слепых. Формировал гуманистическое отношение к слепым как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации. Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу: разработал передвижной рельефно-линейный шрифт «унциал» - крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Стало возможным впервые печатать книги для слепых, обучать слепых детей чтению и делать слепым набор нужного текста. Сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Несмотря на огромные материальные затруднения, Валентин Гаюи построил при школе типографию и печатал в ней книги для слепых.

В Российской империи при Александре I первое учебное заведение для слепых и слабовидящих было организовано в 1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Валентин Гаюи по предложению императора Александре I организовал обучение детей Закону Божьему, пению, ремеслам. Скудный бюджет школы, бескорыстный труд 15 учителей и огромное желание учеников осваивать грамоту и ремесла помогало преодолевать все трудности: «слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремеслам — плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу». В возрасте 72 лет Валентин Гаюи покидает Россию  с наградой императора Александра I - орденом Святого Владимира 4-й степени «За ревностное усердие». В XIX в. в Российской империи было открыто несколько школ для слепых, которые работали на благотворительных основах, и для большинства учеников обучение было платным и стоимость достаточно высока.

Луи Брайль (1809-1852), потерявший зрение в результате нелепой случайности - в 3года вертя в руках нож в мастерской отца-сапожника, он неловким движением выколол себе глаз. Инфекция распространилась на второй глаз и к 5 годам Луи полностью ослеп. Родители стремились дать мальчику образование и делали все от них зависящее для его развития. Луи посещал деревенскую школу и благодаря живому уму и великолепной памяти хорошо учился. Отец научил его читать, забивая в доску гвозди, образовывавшие очертания букв. Деревенский учитель предложил направить Луи для дальнейшего образования и в возрасте 10 лет он обучался в Королевском институте для слепых в Париже, где впоследствии он стал преподавать как тифлопедагог. Институт помещался в сыром помещении (многие из учеников, и сам Брайль, заболели туберкулезом). В 1821 г. Шарль-Мари Барбье познакомил слепых учащихся со своей системой "звукового" письма, разработанной им для того, чтобы солдаты-артиллеристы могли составлять и читать донесения в ночное время. Это была фонетическая система, в которой выпуклые точки, расположенные в две колонки по шесть, представляли различные звуки. Луи Брайлю было 12 лет, но его не удовлетворила данная система: слишком много точек, не соблюдается правописание, нет математических символов и нотных знаков. Но сама идея использования выпуклых точек ему понравилась. Днем мальчик усердно учился, а вечерами разрабатывал свою систему чтения и письма для слепых и экспериментировал с ней. В летние каникулы, односельчане часто видели, как он, сидя на обочине дороги, прокалывал иглой листок плотной бумаги. В 1824 г. Луи 16 лет, он остановился на идее - создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в 2 колонки по 3. Расстояние между 2 точками Брайля 2-2,5 мм, и для прочтения текста "читатель" проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам. В этой системе возможны в 63 перестановки. В 1829 г. Луи Брайль опубликовал свою систему, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. В 1837 г. рельефно-точечного шрифт приобрёл окончательный вариант и был с энтузиазмом встречен. С 1828 г. Луи Брайль продолжал много работать: преподавал географию, алгебру, музыку, работал органистом в церкви. Все, кто его знал, отмечали его доброту, скромность, сострадание к людям. Его шрифт распространялся и был с благодарностью принят слепым людьми всего мира. Шрифт Брайля, основанный на комбинациях шеститочия, позволяет слепому свободно читать и писать во всех областях деятельности человека. Современное электронное оборудование позволяет переводить на шрифт Брайля на обычное письмо.

 

Первые советские школьные программы для слепых появились в 1928 году. В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х годов открываются первые школы для слабовидящих. Развитию этого направления в тифлопедагогике способствовали ученые тифлопедагоги и тифлопсихологи: Ю.Д.Жаринцева, М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.И. Каплан, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.А. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.

 

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др. Важно создать условия, соответствующие возможностям с ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения. Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания, требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

Дошкольные учреждения образования для детей с нарушением зрения, включая детей с косоглазием и амблиопией (подавляется работа одного глаза, отсутствует бинокулярное зрение), в возрасте от 2-3 до 7 лет - обучение и воспитание, лечение, восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей, подготовка детей к обучению в школе. Гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Коррекция отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию. Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания.

Специальное образование – школы или классы для слепых и слабовидящих в системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, их психическое развитие, формирование компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознание способов самореализации.

Функции школ для слепых и слабовидящих детей:

§ учебно-воспитательная на основе дифференцированного обучения;

§ коррекционно-развивающая с компенсацией нарушенных и недоразвитых функций;

§ санитарно-гигиеническая;

§ лечебно-восстановительная;

§ социально-адаптационная;

§ профориентационная функция.

 

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей:

§ учет закономерностей и особенностей развития детей с опорой на сохранные возможности здоровья, дифференцированный подход к детям;

§ специальное оформление учебных кабинетов, создание лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической, лечебно-консультативная и восстановительной работы, которая осуществляется врачами-специалистами (окулистом, педиатром, психоневрологом).

§ применение специальных форм и методов работы тифлопедагогики и психологии, учебников и пособий, тифлотехники. Для учащихся школ выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

§ содержание обучения ориентировано на приобретение, обогащение зрительного опыта детей и формирование представлений об окружающем мире. При изучении особое внимание уделяется умениям выделить сигнальные признаки при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения (изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения), здоровьесбережение.

§ социально-трудовая адаптация и самореализация выпускников.

15 октября День белой трости – деньнапоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности людям с нарушенным зрением.

В 1921г. молодой английский фотограф Джеймс Биггс после несчастного случая потерял зрение. Надо было учиться жить по другому. Он стал учиться ходить по городу самостоятельно при помощи трости, но вскоре понял, что на его черную трость не реагируют окружающие. Тогда он покрасил трость в белый цвет и она стала заметна.

 

Сегодня в мире - примерно 124 миллиона слепых людей.

По оценкам Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) к 2020 году их число может удвоиться.

В Международный день слепых 13 ноября и  в День белой трости 15 октябряпроводятся мероприятия, цель которых привлечь внимание общества к людям, потерявшим зрение, и слабовидящим, а также создать условия для всестороннего участия этих людей в жизни общества, расширения их возможностей получения знаний и информации посредством информационно-коммуникационных средств, повышения их занятости, что способствует улучшению образа жизни людей.

Дети с нарушениями речи

Логопедия - наука о нарушениях речи, область специальной педагогики, изучающая методы предупреждения нарушений речи, выявления и устранениянарушений речи средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии являются нарушения речи, а также обучение и воспитание лиц с расстройствами речевой функции.

Объект логопедии – люди с нарушениями речи - логопаты (дошкольников, школьников и подростков и взрослых).

Теоретический аспект логопедии - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.

Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

Задачи логопедии:

§ изучение онтогенеза речевой функции при различных нарушениях;

§ определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи;

§ выявление динамики спонтанного направленного развития детей с нарушениями речевой функции, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на ощущение различных видов функций, поведения;

§ нарушение особенностей формирования речи, речевых нарушений у детей с отклонениями в развитии;

§ выявление этиологии, механизмов, структуры, симптоматики речевых расстройств;

§ разработка методов первичной диагностики речевых расстройств;

§ систематизация речевых расстройств;

§ разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых расстройств;

§ разработка вопросов организации логопедической помощи.

Связь логопедии с другими науками: межсистемные (с медико-биологическими и лингвистическими науками) и внутрисистемные (с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики, методами обучения родному языку и математике, с логопедической ритмикой, с общей и специальной психологией).

Формы логопедического воздействия являются обучение, воспитание, перевоспитание.

В ходе логопедического воздействия осуществляется коррекция и компенсация. Восстановительное обучение осуществляется при локальных нарушениях коры головного мозга и направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. Восстановление речи осуществляется при логопедическом воздействии на людей с афазией.

Метод обучения - это способ совместной активности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, умений, навыков, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.В логопедической работе используются словесный, наглядный и практический методы обучения. Их выбор и использование определяются характером речевых нарушений, содержанием, целями и задачами коррекционно-педагогического воздействия и индивидуально-психологическими особенностями логопатов.

Виды речи Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Разновидностями внешней речи является устная и письменная речь. Эгоцентрическая речь (проговаривание самому себе) является промежуточным этапом развития речи ребенка между внешней и внутренней.

Условиями нормального, своевременного и правильного речевого развития ребенка являются его психическое и соматическое здоровье, нормальные умственные способности, слух и зрение, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие.

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Большое значение для развития речи имеет психофизиологическое здоровье ребенка, то есть состояние ВНД, высших психических процессов, а также соматическое состояние ребенка.

Причины речевых нарушений:

§ органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т.п.);

§ функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);

§ социально-психологические причины.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.