Искаженное развитие при раннем детском аутизме — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Искаженное развитие при раннем детском аутизме

2020-11-19 61
Искаженное развитие при раннем детском аутизме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

 

Аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.Проявляется аутизм в асинхронности, неравномерности созревания психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и отгороженности детей от реального мира с неспособностью формирования общения.Аутизм представляет собой спектр расстройств и включает в себя восемь самостоятельных болезней: синдром Аспергера, синдром Ретта и др.

 

Распространенность детского аутизма составляет 20-26 случаев на 10 000 детей. Преобладают перворожденные мальчики (в 3-5 раз чаще, чем девочки), но более тяжело аутизм протекает у девочек.

Детский аутизм начинается в возрасте до 3 лет, постепенно прогрессируя, приводит больного к тяжелым психическим проявлениям в виде нарушения свойств личности и интеллектуальной недостаточности.

Проявления аутизма у детей:

· физические аномалии (отставание в росте, патологические изменения внутренних органов, непропорциональность скелета и др.);

· снижение порога болевой чувствительности, в связи с чем больные не ощущают боли при нанесении им травм или увечий;

· снижение интереса к звуку человеческого голоса, при повышении его;

· замкнутость, постепенный уход в себя, в мир собственных ощущений и переживаний;

· нет реакции на обращенную к ребёнку речь;

· задержка или полное отсутствие развития разговорной речи;

· недостаточная гибкость, нарушение интонационной стороны речи, ее стереотипы в использовании фраз и слов;

· отсутствие контакта взглядом, мимикой, позой или жестами;

· отсутствие творчества и фантазии в мышлении;

· нарушение сна и приема пищи;

· внезапное появление вспышек гнева и агрессивности;

· отсутствие чувства привязанности к родным и близким;

· холодность при общении даже с самыми дорогими людьми (родители, братья, сестры);

· избегание сверстников;

· безразличие к интересам окружающих;

· отсутствие сопереживания другим.

 

Этиология и патогенез

В настоящее время высказываются разные точки зрения на природу раннего детского аутизма. Одни авторы связывают сущность основного расстройства с нарушением психофизиологических меха низмов (первичным снижением витального тонуса, нарушением уровня бодрствования, изменением сенсорных порогов, расстройством функций вестибулярного аппарата), другие — с особенностями отдельных психических процессов (речи, мышления), нарушением сознания и активности, с трудностями формирования устойчивой картины мира и т.д.

Теории психогенеза - врожденная неспособность детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта) или следствие отсутствия в раннем детстве положительной атмосферы.

Генетическая теория - допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположения к нему.

Теории отклонений в развитии мозговых структур - п редполагают, что в перинатальном периоде возможны нарушения созревания нейронов приводящие к нарушениям функций мозга.

Течение детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3-5 лет: к этому времени определяются окончательная задержка в развитии инстинктивной жизни, моторики, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аутистическое поведение.

После 5-6 лет проявления частично компенсируются, сглаживаются, остаются выраженные нарушения умственного развития.Иногда возникают неврозоподобныеили полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз.

трудности, мешающие психическому развитию аутичного ребенка:

– дефицит психической активности;

– тесно связанные с ним нарушения инстинктивно-аффективной сферы;

– нарушения сенсорики;

– нарушения двигательной сферы;

– нарушения речи.

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция:

психологическая коррекция: установление контакта со взрослыми; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения; преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений;

педагогическая коррекция: формирование навыков самообслуживания; пропедевтика обучения, коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности;

медикаментозная коррекция: поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия, которая проводится врачом;

работа с семьей: психотерапия членов семьи; ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка; составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях; обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовка к обучению в школе.

 

Реабилитационные мероприятия должны быть направлены на стимуляцию речевого и интеллектуального развития ребенка, с одной стороны, и на коррекцию поведения — с другой.

Терапия включает в себя три направления:

1. Лечение нарушений поведения.

2. Медико-психолого-педагогическая коррекция.

3. Семейная терапия.

 

Работа с детьми очень длительна и кропотлива. Программа поведенческой терапии должна быть составлена строго индивидуально для каждого больного с учетом тяжести заболевания и степени его психических расстройств.

 Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для преодоления аутистического поведения требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

Больные детским аутизмом должны находиться под постоянным наблюдением врача-психиатра.

Дети с нарушениями слуха

Сурдопсихология - раздел специальной психологии изучающий закономерности, особенности психического развития лиц с нарушенной функцией слуха.

Сурдопедагогика - раздел специальной педагогики об образовании лиц с нарушениями слуха.

Задачи сурдопсихологии:

§ выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом;

§ изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности личности;

§ разработать методы психодиагностики и психокоррекции нарушений;

§ изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушениями слуха в общество.

Задачи сурдопедагогики:

§ разработать научные основы и практически реализовать образование лиц с нарушенным слухом;

§ развить образовательные технологии и методы специального образования лиц с нарушенным слухом;

§ совершенствовать технические средства коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора;

§ совершенствовать систему педагогической работы, направленную на социальную адаптацию и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом.

 

Примерно 4-6 % от всего населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. Увеличивается число детей, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности, нарушения эмоционально-волевой сферы и деятельности людей.

 

виды нарушений слуха

Глухота - это стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. Снижение слуха выше 80 дБ и потеря или снижение слуха на различных частотах.

Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.

 

Категории детей с недостатками слуха по овладению словесной речью:

глухие - в результате врожденной, приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью.

слабослышащие - снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.

позднооглохшие - к моменту наступления нарушения слуха дети обладали сформировавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха, разный уровень сохранности речи, но все они имеют навыки словесного общения и сформировавшееся словесно-логическое мышление.

По способу восприятия речи различаются:

Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только через специальное обучение.

Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.

Причины нарушений слуханаследственные, врожденные и приобретенные:

· наследственные заболевания родителей или родственников с врожденными дефектами слуха,

· алкоголизм беременной - у новорожденного желтуха и неврологические расстройства,

· инфекционные и вирусные заболевания беременной (краснуха, корь, грипп, герпес),

· неблагополучные роды или недоношенность, когда вес при рождении составляет менее 1 500 г.

· врожденные пороки развития, например расщелинами губ и неба,

· инфекционные заболевания ребёнка поражающие (наружное, среднее или внутреннее ухо),

· заболевания у ребёнка носа, носоглотки, вызывающие проходимость евстахиевой трубы,

· заболевания у ребёнка поражающие слуховой нерв (энцефалит, менингит),

· механические, акустические или контузионные травмы - длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности, использование наушников и др.

· сосудистые расстройства - кровоизлияние,

· опухоль головного мозга - снижение слуха, к корковой глухоте (неспособность анализа, синтеза речи)

· неадекватное применение медикаментов, в частности антибиотиков.

Методы изучения данных о слухе: Диагностика позволяет определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в первые часы и дни после рождения. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии: тональная, речевая, детская аудиометрии, аудиометрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия и др. У маленьких детей: от 1 до 3 лет: метод рефлекторной реакции на звук (ребенок может моргнуть, замереть, сделать паузу в игре с игрушками и поднять глаза, начать оглядываться, чтобы увидеть, что происходит у него за спиной, и найти источник звука. Очень маленький ребенок может заплакать). Меняя громкость, тональность звука, внимательно наблюдая за реакциями ребенка, специалисты, регистрируя все наблюдения, постепенно могут составить примерную аудиограмму. У детей после 3 лет исследование слуха проводится с помощью игровой аудиометрии. Тональная аудиометрия (у взрослых и детей) - исследование слуха при помощи аудиометра, подающего простейшие сигналы (тоны), изменяемые по частоте и силе звука. Задача обследуемого - внимательно следить за своим восприятием звуков и информировать аудиолога о том, слышит ли он тот или иной звук. Результаты в аудиограмме. Развитие медицины позволяет посредством операции вернуть слух при помощи кохлеарной имплантации (имплантант требует замены с помощью хирургического вмешательства): детям раннего возраста, когда процесс речеслухового и психического развития не приобрел отклоняющийся характер; полная двусторонняя глухота, невозможно пользование общепринятым слуховым аппаратом, имеются функционирующие нервные волокна, отсутствуют заболевания среднего уха и заболевания, ослабляющие иммунную систему, имеется общее хорошее состояние здоровья; сформированы удовлетворительные речевые навыки, отсутствует снижение интеллектуальных возможностей и нет психических заболеваний, имеется удовлетворительное социальное окружение, существуют реалистические ожидания последствий данной операции и позитивная мотивация.

Особенности психического развития слабослышащих детей

Частичное восприятие речи иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность. У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, что ведет к изменению хода общего развития: нарушение слуха - общее нарушение познавательной деятельности - недоразвитие речи, которое носит характер вторичного проявления. Это осложняет социальное взаимодействие ребенка – словесное общение. Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывает отпечаток на ход развития познавательной деятельности. Это, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на все компоненты языка в процессе их функционирования в речевой деятельности. При поступлении в школу у слабослышащих детей следующие нарушения речи: недостатки произношения, ограниченный запас слов; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи: построение предложения и согласование слов; ограниченное понимание устной речи и читаемого текста.

Специальное обучение предполагает закономерное развитие речевого мышления слабослышащих детей, постепенный переход от свойственного им наглядного, конкретного отражения окружающей действительности к более обобщенному осознанию и воспроизведению на уровне усваиваемых языковых значений. В специальном процессе корригируются или воссоздаются наиболее важные функции для компенсации дефекта слуха за счет других сохранных анализаторов - полисенсорная основа обучения. Педагогический процесс отличается иным содержанием, специфичен по используемым средствам и методам. Включается работа по развитию навыков чтения с губ, специальные занятия по технике речи, формирующие двигательную, кинестетическую базу речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений, работа по развитию и использованию остаточного слуха. Письмо и чтение для слабослышащих являются самым полноценным средством овладения языком, а также средствами развития познавательной деятельности учащихся. Значительна роль наглядных средств - наглядно раскрывать его содержание образования: наглядно-действенные средства помогают формированию представлений и понятий на наглядно-образном и на обобщённом уровне (создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима). Все эти средства обычно используются в сочетании со словесными средствами обучения. Большую роль самостоятельное обогащение своей речи вне специального обучения. Приобщение к труду важное направление в компенсации нарушений слуха. Не рекомендуются производства с акустической сигнализацией опасности, с высотой, в условиях постоянного речевого контакта с окружающими. Следует учитывать специфику людей с нарушениями слуха: наблюдается замедление операций анализа и синтеза, абстрагирования, замедленное формирование межличностных отношений, крайности в оценке окружающих, недостаточно дифференцируются личные и деловые отношения. Особенности в развитии двигательной сферы: недостаточно точную координацию и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, относительно низкий уровень пространственной ориентации, замедленная скорость отдельных движений.


Дети с нарушениями зрения

Причины нарушения зрения:

· врожденные - повреждения или заболевания плода в период внутриутробного развития;

 - наследственная передача дефектов зрения;

· приобретенные - заболевания органов зрения - сетчатки, роговицы;

- заболевания ЦНС (менингит, энцефалит, опухоль мозга);

- осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина);

- травматические повреждения мозга или глаз (ушибы, ранения);

- осложнения после глазных операций.

Виды нарушений зрительного анализатора:

· прогрессирующие - постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса

· не прогрессирующие - некоторые врожденные пороки (астигматизм, катаракта).

Категории детей (по степени нарушения зрения):

Слабовидящие - с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками, а также отклонения в состоянии зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).

Слепые (незрячие) - с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение, остаточное зрение (могут воспринимать свет, цвет, силуэты предметов) и лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

Категории детей (по времени утраты зрения) - чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития; чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний:

· слепорожденные (нормальное развитие высших познавательных процессов (внимание, мышление, память, речь) при сохранной анализаторной сети; отсутствие визуальной ориентировки отражается на двигательной сфере, на содержании социального опыта и др.)

· рано ослепшие (своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта..)

· лишившиеся зрения после 3 лет жизни (сложные переживания и негативные реакции, бытовые проблемы, трудности в игре, учении, в овладении профессией и др.) Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

способы компенсации  нарушения зрения

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения - даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.