Биологическая основа эстетики — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биологическая основа эстетики

2020-11-19 153
Биологическая основа эстетики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Очевидно, что наша способность восхищаться почти без предварительной подготовки говорит о существовании вневременного, внеисторического, внеклассового общечеловеческого элемента эстетики.

Именно этот общечеловеческий элемент эстетического или биологические основы чувства прекрасного приобретают сейчас большую значимость в постижении природы человека.

Природа человека делает то, что у него могут быть эстетические вкусы и понятия. Окружающие его условия определяют собой переход этой возможности в действительность: ими объясняется то, что данный общественный человек имеет именно эти эстетические вкусы и понятия, а не другие.

С другой стороны, необходимо считаться с биологическими основами эстетических эмоций. Подходя к проблеме возникновения биологических основ эстетических эмоций обнаружено, по меньшей мере, три важных причины, по которым развитие этих эмоций могло подхватываться естественным отбором еще у наших предков:

1. Общие эстетические эмоции сплачивают коллектив и, тем самым, способствуют его выбиванию среди враждебной природы и других сообществ (в качестве примитивных доказательств правильности этого положения можно привести существование певцов-сказителей, легенд, песен, преданий, наконец, военной музыки и оркестров, книг о доблести и трусости).

2. Художественная восприимчивость позволяет познавать мир, так сказать, экспресс-методом, причем эмоционально насыщенным.

3. Художественная восприимчивость позволяет эмоционально усиленно воспринимать овеществленным Добро и Зло и, таким образом, в своем эволюционно-генетическом развитии неразрывно сплетается с эволюционно-генетическим развитием взаимного альтруизма.

Эстетическая восприимчивость (чувство прекрасного) у человека детерминирована биологически, социально и исторически, что в определенном мере объясняет многообразие эстетических вкусов и представлений, наблюдающихся в истории человечества.

Многообразие форм воплощения прекрасного, разнообразные эстетические представления и вкусы основаны на общих биологических корнях чувства прекрасного.

Последнее выступает фундаментальным элементом общечеловеческого в эстетическом в различных идеалах красоты благодаря многочисленным внутренним потенциалам. Которые обусловлены эволюционно-генетическим развитием и биологически наследуемой гетерогенностью. Неудивительно, что в современной науке высказывается идея о необходимости развития биохимической эстетики.

Без ферментов, ответственных фактически за существование и функционирование человеческого организма, невозможно восприятие музыки. Именно на примере чувства прекрасного, возникающего при восприятии музыки, рельефно видны его биологические основы, виден его фундаментальный, дообщественный, полуинстинктивный характер.

Музыка, как известно, является универсальным языком, ибо почти все индивиды восприимчивы к системам тонов и ритмов. Восприимчивость подобного рода присуща всему человеческому виду, и она помогает нам понять принципиальные процессы, происходящие в мозгу человека.

Фундаментальность музыки состоит в том, что она является искусством, чей код частично запрограммирован генетически и вписан в человеческий организм и частично обусловлен культурой, но и в том, что она является также моделью времени. Ведь ритм музыки отражает наши идеи о природе времени, этого существенного параметра человеческой экзистенции.

Чувство красоты, как известно, немыслимо вне психофизических процессов человека как специфической биосистемы. Сейчас все большее внимание уделяется значимости чувства прекрасного в творчестве человека.

Архитектурные машины

 

В последние десятилетия идут активные исследования психофизических аспектов творчества. Одним из направлений является конструирование «архитектурных машин», дающих человеку возможность выключиться из реальной пространственно – временной структуры.

Предполагается, что особым образом организованная пространственная структура «архитектурной машины» способствует появлению у человека новых образов и ассоциаций, необходимых для творчества, данное направление поисков связано с развитием электронных средств массовой коммуникации.

С помощью новейшей аудиовизуальной техники создавалась «собственная среда», отключающая человека от фактической реальности, замыкающая его в мире управляемых иллюзионных эффектов. Так, в проектах «моментальных городов» электроника, с помощью различного рода проекций и голографических эффектов, светоцветовых и звуковых программ, создает впечатление урбанистического пейзажа.

Огромными возможностями располагает «видео-культура», когда «тотальное видео-кружение» в собственном доме дополняется синтезаторами, позволяющими создавать видео-визуальные эффекты, превосходящие любое воображение. Подключая такую систему к устройствам биологической обратной связи, можно визуально воспроизводить и прослушивать собственные переживания, сны.

Эксперименты в области «медиа культуры» позволят создавать оптические звуковые образы, переключающие восприятие человека в некие «сверхчувственные плоскости», и заменять обычные человеческие ощущения совершенно новыми сенсорными «интерперсональными» психологическими реакциями.

«Архитектурные машины», отключающие от реальности, специальные устройства, модифицирующие восприятие посредством воздействия на органы чувств и мозг, аппараты для «игрового расширения сознания», контролирующие психику и освежающие чувства, «капсулы и шлемы для прослушивания самого себя» – вот что предложили экспериментаторы.

Необходимо учитывать и то, что чувство прекрасного своими корнями уходит в космобио-психосоциальную природу человека, имеющую динамический системный характер. Последний же неотъемлем от мира, рассматриваемого как единство порядка и хаоса, что согласуется с развиваемой концепцией природы человека как взаимопроникновения порядка и хаоса.

 

Гиперличность

 

На рубеже XX и XXI столетий на понимание феномена человека, на решение проблем духовности начинают оказывать влияние новые подходы в их трактовке, перекликающиеся с идеями древних цивилизаций. Природа человека является многомерной, нас же интересует социальное измерение, проявляющееся в личности.

Теперь уже становится очевидным, что облик личности зависит от ее связей в системе межличностных отношений. Мы вряд ли можем идентифицировать отдельную личность, которая не находилась бы под воздействием, и сама одновременно не воздействовала бы на группы других личностей. Это означает, что мы не можем рассматривать человеческие группы отдельно от индивидуальностей.

Исходя из данного положения, Ведическая Наука рассматривает межличностные отношения в качестве процесса, приводящего к образованию гиперличности – межличностной структуры, и в простейшем случае гиперличность – это двумерная функция распределения.

Здесь две отдельно существовавшие личности, характеризовавшиеся отдельными функциями распределения, объединяются в одну, вероятностно задаваемую структуру, локализующуюся теперь одновременно в двух телах.

Иными словами, в простейшем случае гиперличность представляет собой межличностную структуру, распределенную между двумя индивидуальными телами. В более сложных случаях гиперличность может образовываться из многих личностей. В пользу правомерности представления о гиперличности свидетельствует целый ряд факторов.

Наука в качестве одного из них приводит любовь – она силою своих чувств может создать гиперличность даже в случае, когда коэффициент корреляции между вероятностно задаваемыми структурами двух личностей Л и В близок или равен нулю. Но такая гиперличность неустойчива.

Устойчивость может возникнуть только тогда, когда сила чувств оказывается достаточной для такой перестройки гиперличности, при которой коэффициент корреляции приобретает существенное значение, может быть, даже начинает приближаться к единице.

Все дело в том, что на нынешней стадии развития цивилизации любовь, в большинстве случаев, не в состоянии удовлетворить изначальное стремление человека слиться с любимым существом.

По отдельности мужчины и женщины лишь половинки целого, незавершенная сущность абсолютной истины. Подсознательно пара стремится создать именно такую целостную структуру. Реальность, однако, подтверждает иллюзорность их фантазий.

И все же существуют исключения из общего правила, также как существуют люди, которые живут по 120 лет или никогда в жизни не болеют. В истории культуры известны методы, с помощью которых можно создать «духовно-центрическую» пару (гиперличность).

Они культивировались в процессе духовного обучения Ведической Религии. Для этого разрабатывались специальные психотехники. Так, к ним относится тантризм, чья практика направлена на слияние двоих в одну космическую пару посредством использования сексуальной энергии.

В этом случае применяется издревле ритуализированная техника, затрагивающая физическую, духовную и эмоциональную сферы человека. Очевидно, происходит ослабление личностной семантической капсулизации, и личность получает возможность свободного взаимодействия с другой личностью; в результате возникает двумерная гиперличность.

Другим фактором является издавна используемый гипноз, в процессе которого система ценностных представлений гипнотизирующего впечатывается в сознание гипнотизируемого. Здесь внимание индивида полностью локализуется на словах гипнотизирующего, причем к ним проявляется повышенное доверие.

В гипнотическом состоянии устанавливается тесная связь и глубокая взаимозависимость гипнотика и гипнотизирующего, нарастает внушаемость, вплоть до состояния особой гипервнушаемости. Гипнотические внушения автоматически приобретают статус убежденности, и они не поддаются ни критике, ни контролю сознания.

Из двух личностей, локализованных в двух телесных капсулах, возникает одна гиперличность, со свойственной ей «единой семантической доминантой». Гипнотизируемый воспринимает внушения гипнотизера так, словно они исходят не от другого лица, а от него самого.

Как только эта стадия достигнута, гипнотическое состояние уже достаточно углубилось, и отношения с окружающей средой могут быть восстановлены без риска нарушить состояние гипноза: внешние стимулы проникают в сознание, но они теперь отфильтрованы, перестроены в соответствии с полученными внушениями, что означает квалификацию гипноза как особого состояния сознания, которое предполагает определенное изменение психологической реактивности организма.

Особый интерес представляет так называемый взаимный гипноз, когда личность А гипнотизирует личность В, а последняя, находясь в состоянии гипноза, в свою очередь гипнотизирует А. Данная процедура носит циклический характер и, в силу этого, углубляется, и в результате может быть достигнуто полное слияние участников этой процедуры, которое весьма впечатляет.

Это похоже на частичное расплавление личностей, на частичную потерю различия между Я и ТЫ. Для разрушения такой искусственно созданной гиперличности требуются усилия. Аналогичный результат слияния и потери индивидуальности получается при приеме ЛСД супружеской парой.

 Состояние взаимогипнотизируемости, как известно, можно усмотреть в мистериях древности, при сочетании музыки с приемом психоделических таблеток.

 Психология толпы

 

Аналогично можно трактовать поведение возбужденной толпы, когда она действует как единое целое, нередко жестоко, что потом необъяснимо с позиции отдельной личности.

Прежде всего в психологической массе нас удивляет следующее: какими бы ни были люди, ее составляющие, как бы ни различались или ни походили друг на друга их занятия, образ жизни, характер, уровень интеллекта, в силу только одного приобщения к массе в них начинает формироваться некая коллективная душа, позволяющая им чувствовать, думать и поступать иначе, чем свойственно каждому из них в отдельности.

Возникающие при этом идеи, мысли и чувства могут реализоваться только индивидуумами, объединенными в массу. Современная наука исходит из приоритета феномена подсознания по отношению и к физиологии, и к высшей нервной деятельности. Индивид, который находится в процессе растворения в массе, перестает подавать импульсы подсознательной агрессивности.

В подсознании человека имеется генотип, представляющий собой комплекс отпечатков, оставленных предками и служащих конструктивным материалом для построения души целой расы.

Индивид, находящийся в массе, подвержен сильной сенсорной сатурации (перенасыщенности чувств), что лишает его способности размышлять. Он увлекается всеобщим движением и становится одним из элементов структуры массы, т.е. гиперличности.

Необходимо считаться с тем, что гипноз (и самогипноз) в мягкой форме и практически не замечаемых проявлениях присущ нашей повседневной жизни.

Исследователи указывают на то, что способность к гипнотизации служит показателем гибкости личности и ее возможности образовывать не только личность, но и мульти-персональную личность. О значимости углубления межличностных отношений свидетельствует и транс-персональная психотерапия, когда в лечебных целях она использует искусственно сконструированную гиперличность.

О порождении гиперличности свидетельствует, наряду с транс-персональной терапией, и практика психоанализа. Достаточно вспомнить феномен трансфера, принцип которого состоит в том, чтобы никогда не отделяться друг от друга, оставаясь всегда соединенными друг с другом, образуя единое существо, или, вернее, находясь друг в друге.

Интересно, что время, необходимое для порождения гиперличности методами психоанализа, непрерывно увеличивается и достигает теперь 10 лет. Заслуживает внимания, хотя бы в чисто эвристическом плане, и сопоставление сновидения с гипнозом, что позволяет использовать искусство сновидения для конструирования гиперличности не только двумерного, но и мульти-мерного порядка.

Одно из объяснений испытываемого всеми участниками на сеансах, где применялись приемы искусственного сновидения, – это гипнотическая суггестия.

Второе объяснение заключается в рассмотрении энергетической конфигурации осознания. Как бы там ни было, полученный опыт переживания сновидений показывает неизмеримую сложность нашей психики.

Благодаря этому можно создавать гиперличности, чтобы проникать в глубины человеческой психики и управлять сновидениями. Управление сновидениями позволяет человеку решать многие проблемы, возникающие в межличностных отношениях.

Сейчас исследователи обращают внимание на значимость контроля над сновидениями в древних культурах, позволяющего гармонизировать социальные отношения.

Древние культуры использовали сновидения в различных областях жизни. Нередко они были частью религиозных воззрений, обеспечивали человеку контакт со сверхъестественными силами, являясь элементом социальной системы со специальным статусом их толкователя.

Сновидения часто использовались для предсказания будущего, ритуалами отгонялись плохие и, напротив, поддерживались хорошие сны. Иногда они, подобно психотерапии, решали личностные проблемы, содержали некие исцеляющие обряды.

Каждое племя считало свой способ использования сновидений наиболее важным. Можно сказать, что сновидения дают возможность создавать гиперличности для решения тех или иных проблем. Достаточно упомянуть содержащиеся в сновидениях исцеляющие обряды, воплощение которых на практике приводило к исцелению больного индивида (об этом свидетельствуют этнографы).

Следует заметить, что в древних мифах зафиксировано представление о гиперличности, которая, с одной стороны, может проявляться как нечто целое, с другой – каждая из корреляционно связанных частей имела свое индивидуальное лицо.

Сейчас происходит оживление древних знаний, зачастую облаченных в одежды мифологий. Оказывается, что гиперличность в наше время проявляется на глубоком уровне межличностных отношений (внешний уровень – это уровень внешних коммуникаций, типичный для нашей культуры).

Неизмеримо сложнее и эффективнее транс-персональный уровень взаимодействия индивидов. Это – размыкание индивидуума, переоценка его смысловых позиций, позволяющих создавать гиперличность, иногда и зловещую по своему проявлению.

Образование гиперличности может быть и деликатным процессом – когда личность не растворяется в ней полностью, а только смыкается с ней одной из множества своих составляющих. Но для этого исходная личность должна обладать способностью к порождению множественной личности внутри самой себя. Можно сказать, что представление о гиперличности вносит свой вклад в понимание природы человека.

    Особая прочность эмоциональной памяти

 

Особенно важна эмоциональная память, которая отличается особой прочностью, быстротой формирования и непроизвольностью воспроизведения.

Новейшие исследования в нейрофизиологии приоткрывают завесу того, что происходит при достижении человеком чувства наслаждения и блаженства. Известно, что нейрон передает возбуждение другому нейрону, когда преодолевается «контактный барьер» (синапс).

Наслаждение уменьшает сопротивление синапсов между нейронами при прохождении сигналов. Если в одном и том же проводящем пути повторяются разряды, то это облегчает такую передачу, т.е. происходит обучение. Система проторенных путей оказывает влияние на структуру человеческого «Я» (личности), причем эти эффективные проводящие пути превращаются в «мотив» и, воспринятые корой, становятся «желаниями».

«Мысль» возникает из сравнения «желаний» с «восприятиями». Таким образом, эмоциональная окраска определенных внешних сигналов (положительная или отрицательная) позволяет регулирующим системам мозга выбрать из множества возможных ответов на такие сигналы наиболее подходящий.

Для адепта религии наиболее подходящим будет ответ, ориентированный на религиозную практику, которая, в первую очередь, нацелена на эмоциональную сферу жизни человека. В науке имеется представление о том, что мозговой аппарат эмоций и мотиваций усиливает циркуляцию импульсов в нейронных системах, необходимую для перехода нейродинамической фазы фиксации следа в фазу структурно-химических изменений, которые обеспечивают долговременное хранение информации в структуре мозга.

 Эмоциогенные зоны мозга принимают активное участие в процессах консолидации следов памяти. Здесь существенно то, что включение эмоционального компонента одновременно с процессом фиксации информации есть суть эмоционального восприятия человеком внешнего мира.

Вместе с тем следует учитывать, что при нейрофизиологическом исследовании основ памяти различают собственно механизмы памяти и регуляторные механизмы памяти, к которым относятся эмоции. Этот аппарат эмоций, используемый в качестве регуляторного механизма для управления процессами памяти, уже давно применяется в культовых практиках.

Сложными материальными носителями памяти человека являются миллиарды нейронов и бесконечное множество связей между ними. В конечном счете память – это некая последовательность событий на молекулярном уровне.

Изучение активности нейронов при проведении человека обнаружило их поведенческую специализацию. В различных областях мозга описаны, в частности, нейроны «конкретных поведенческих актов», «места», «экстраперсонального пространства», «целей» и др.

 Эксперименты подтверждают гипотезу, согласно которой существует исходное генетическое разнообразие нейронов различной специализации, проявляющееся лишь в том или ином поведении.

Иными словами, специализация нейронов носит врожденный характер. Вместе с тем, нельзя забывать о том, что, несмотря на многоуровневый характер (молекулярный, клеточный и т.д.) человеческой памяти, она является интегральным целым. При этом аппарат эмоций может «запускать» в действие тот или иной уровень, включать деятельность тех или иных специализированных нейронов.

Следует учитывать, что эмоциональная память включает не только память о самом состоянии эффекта, но и системе запуска, т.е. о ситуации, обусловившей его возникновение. Вот почему различного рода ритуальные церемонии, ритуалы и культы, неразрывно связанные с соответствующими религиозными догматами, эмоционально закрепляют эти догмы в памяти.

Известно, что существуют скрытые формы участия эмоциональной памяти в жизнедеятельности человека (в значительном числе случаев эмоциональная память «срабатывает» на неосознанном уровне); можно сказать, что усвоенные религиозные догмы автоматически определяют поведение человека, особенно поведение религиозного фанатика.

Таким образом, данные, полученные в ходе исследования памяти человека, позволяют в общем виде представить механизм формирования религиозного подхода к нему.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.