Урок 19. Музыкальная сказка в опере. Сказочный мир Римского-Корсакова. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Урок 19. Музыкальная сказка в опере. Сказочный мир Римского-Корсакова.

2020-11-19 265
Урок 19. Музыкальная сказка в опере. Сказочный мир Римского-Корсакова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Опера – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.

                                   

     «Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова.

    Русский писатель Александр Николаевич Островский сочинил замечательную сказку «Снегурочка». Эта сказка так понравилась Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, что он сразу приступил к созданию оперы.

    Музыка оперы «Снегурочка» полна весенней радости и света. Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам.

· Вступление к опере «Снегурочка». Темой Деда Мороза и начинается оркестровое вступление к опере (впоследствии она станет его лейтмотивом – неоднократно повторяющейся в опере темой). Зимний волшебник показан здесь в образе сурового, унылого и властного существа, по определению самого автора, лейтмотив Мороза «суровый и сковывающий». В музыке нескольких тактов оркестрового вступления композитор показал медленные, словно спотыкающиеся шаги Мороза. Тембр низких струнных (виолончелей и контрабасов) помогает созданию ощущения зимней скованности природы. Во вступлении Дед Мороз вовсе не страшный и не злой – просто олицетворяет безмолвие, зимнее оцепенение природы.

«Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник. Налево сплошной частый лес больших сосен и елей. В глубине, под горой, река… За рекой берендеев посад, столица царя Берендея. Дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой…


 

 

       Полная луна серебрит открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» - так описывает Николай Андреевич Римский-Корсаков вступление к опере «Снегурочка». Леший возвещает о приходе Весны-Красны. Прилетает Весна с журавлями, но не уходит зима. Виновата в этом сама Весна. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как родилась у неё и Деда-Мороза дочь Снегурочка, и рассердилось Ярило-


Солнце. Мифологическая сущность Весны-Красны и Деда Мороза под­черкнута тем, что они неизменно появляются в окружении своих природных спутников: птиц и цветов, метели и падающего снега. Эти действующие лица — единственные во всей опере — харак­теризуются средствами художественной символики.




· Песни и пляски птиц. Жмутся к Весне птицы и, чтобы согреться, затевают пляски. С большим художественным мастерством Римский-Корсаков воспроизводит голоса птиц. В музыке ясно слышатся крик, кукушки, стук дятла, пощёлкивание, посвистывание и цоканье других птиц. А на фоне этого гомона звучит чудесная мелодия народного склада «Сбирались птицы, сбирались певчи».



· Песня Деда Мороза. Образ зимнего волшебника наиболее полно раскрывается в его сольном номере – Песне. Партия Мороза поручена в опере низкому мужскому голосу – басу, который звучит густо, важно и сурово. Мороз рассказывает в Песне о своем могуществе и веселых проказах. С помощью размашистых ходов в мелодии, которые интонационно родственны лейтмотиву Мороза, энергичным восклицаниям «Любо мне!», ритмически четкому оркестровому сопровождению создается несколько другой образ Деда Мороза. Здесь он приобретает удалой, сказочно-богатырский характер, становится буйно-озорным. Вместе с тем, в музыке Песни ясно выражены и черты фантастики, сказочности. Это ясно ощущается в гармонии. Здесь часто встречаются увеличенные трезвучия (иногда они проникают в мелодию – «Разольюсь я, Мороз, в девяносто полос»). Тянущиеся у смычковых инструментов диссонирующие аккорды создают картину лютой стужи, холодной снежной зимы. Когда Дед Мороз поет слова «И только столбы спираются», он представляется настоящим Зимним Волшебником, появляющемся в прекрасном волшебном лесу, переливающемся волшебными красками под лучами зимнего солнца.


 Снегурочка единственная героиня, которая проходит сложный путь развития в этой опере. В начале «прелестная, но холодная» и не знающая чувства любви; в конце оперы Снегурочка узнает это чувство благодаря своей матери, и это-то и приводит ее к гибели. Эти изменения в образе Снегурочки происходят, потому что с самого начала она представлена как натура поэтическая, т.е. наделенная богатым внутренним миром. Снегурочка – героиня полуреальная – полумифическая, дитя природы, фантастическое существо. Она сказочна, но поэтична, как и все люди, и уходит жить с людьми, поэтому относится и к реальному миру. Она связывает мир фантастический и мир реальный.

· Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» характеризует Снегурочку как фантастическое существо. Легко, бездумно живётся Снегурочке в лесу. Правда, скучно немножко, хочется и мир посмотреть и себя показать. Но очень скучать и грустить Снегурочка пока не умеет. Ей просто нужно уговорить отца, Деда Мороза, подластиться к нему - пусть он разрешит ей пойти к людям. Дочка уговаривает, упрашивает Деда Мороза, чисто и прозрачно звенит её голосок, и Мороз сдаётся. Как откажешь единственной дочке? Снегурочку решают отдать в Берендееву слободку. Строго приказывает Мороз мохнатому Лешему беречь Снегурочку - пуще всего от лучей Ярилы-солнца, - а сам уходит из леса. Кончилась его власть, наступило время Весны.


·  Сцена встречи Снегурочки и Весны. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.

    Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

    И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять.

· Сцена таяния Снегурочки. До самой последней минуты она говорит, как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.