Тема 5. Музыкальный пейзаж. Времена года. Музыкальная изобразительность. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 5. Музыкальный пейзаж. Времена года. Музыкальная изобразительность.

2020-11-19 308
Тема 5. Музыкальный пейзаж. Времена года. Музыкальная изобразительность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если сравнить время года со временем дня, то весна - это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето - это середина дня, а осень - сумерки, вечер, конец дня.

        


           Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Если вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на всё, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.

    Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников природа никогда не выглядит мёртвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки.

    Не только каждое время года, но и каждый его месяц имеет свой собственный неповторимый характер, свои особенности и внешний облик. И, наверное, стремление воплотить эти особенности уже само по себе способно вызвать к жизни значительные произведения искусства. Ведь природа так разнообразна, так богата чудесами, что этих чудес хватило бы не на одно поколение музыкантов, поэтов и художников.

    Однако в искусстве весьма редко встречаются сочинения, направленные на воссоздание достоверной картины тех или иных явлений природы. Значительно чаще - и каждое новое произведение заново убеждает нас в этом - мы погружаемся в атмосферу особой поэзии, поэзии природы, помноженной на безграничную поэзию человеческого восхищения и любви.

    Обратите внимание, как строится цикл «Времена года». У Чайковского каждая пьеса имеет не только название, соответствующее названию месяца, которому эта пьеса посвящена, но ещё и обязательный подзаголовок, и эпиграф, углубляющий и конкретизирующий ее содержание.

    Январь – «У камелька», февраль - «Масленица», март – «Песня жаворонка», апрель – «Подснежник», май – «Белые ночи», июнь – «Баркарола», июль - «Песнь косаря», август – «Жатва», сентябрь – «Охота», октябрь – «Осенняя песнь», ноябрь – «На тройке», декабрь - «Святки». Такие образы были связаны у Чайковского с восприятием особой поэзии, души каждого месяца года.

    Наверное, у любого человека определённое время года вызывает целый пласт образов, мыслей, переживаний, близких и понятных только ему. И если бы все композиторы писали свои «Времена года», то, конечно, это были бы совершенно непохожие произведения, которые отражали бы не только поэзию природы, но особый художественный мир своих создателей.

    Однако подобно тому, как мы принимаем природу в различных её проявлениях - ведь своя прелесть есть и у дождя, и у метели, и у пасмурного осеннего дня, - точно так же мы принимаем и тот полный влюблённости художественный взгляд, какой воплощает в своих произведениях композитор.

Урок 12. Осень.

           Каждое время года по-своему прекрасно. Осень радует нас красотой деревьев, полей, удивительными сочетаниями цветов: зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, серый, бордовый... Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы…

Это — Пушкин. Он очень любил осень и посвятил ей много прекрасных стихов.

           Осенью природа словно затихает. Если весной всё приходит в движение - распускаются листья, бегут ручьи, слышится гомон птиц, то осенью природа как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Листья, весной свежие, молодые, даже клейкие, за лето запылились, стали большими, тяжёлыми, начали опадать. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны.

    Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: и истома, нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Грустно смотреть на опавшие листья, оголившиеся деревья. Замечательный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение, в котором передано созвучное этой музыке настроение тоски, уныния, рождённое картиной осени:

Осень


Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали,

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится.

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад.

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь - поневоле

Тяжело, хоть плачь!

Смотришь - через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч.


    ·  Послушаем пьесу из цикла "Времена года" Чайковского «Осенняя песня» (Октябрь)   Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят... (А. К. Толстой) Октябрь — это уже настоящая осень. Листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днём всё холоднее. И дождь, дождь, дождь... Грустное это время — поздняя осень. «Осенняя песня» — тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один — слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно... и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. А счастья нет. Тоскливо и сумрачно на душе. Снова взлёт — и снова падение. Ещё, ещё — нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью... И хочется плакать от тоски и непонятной обиды... Второй голос более уверенный — короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают. Нашу осеннюю природу любили рисовать русские художники. Ты, наверное, знаешь, кто из русских художников особенно любил изображать на своих полотнах осень? Конечно же, Левитан, которого называют «певцом русской осени». Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает, Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл...               (А. Пушкин) У человека в жизни бывают разные переживания - радостные и печальные, тревожные и светлые. Художник, поэт, композитор выражают свои переживания в звуках музыки, стихах, картинах. Часто какое-нибудь явление природы, например дождик, по-разному изображается в музыке, но ведь и в жизни дождик бывает разным. Он может весело и звонко накрапывать сквозь солнышко, как в песне-закличке А. Лядова «Дождик, дождик».     Но бывает и бесконечный, грустный, серый дождик. Его капельки-слёзки целый день стучат в окно, навевают печаль. Вспомним пьесу Д. Кабалевского «Грустный дождик». · У современного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова, в его фортепианном «Альбоме пьес для детей», есть пьеса «Дождик». Какой дождик изображает музыка? В музыке слышно, как весело искрится, брызжет и сверкает дождик! Его капельки перепиваются и быстро несутся, стекая прозрачными струйками с листьев, травинок, цветов. Музыка игривая, радостная, звонкая, задорная, переливчатая.     В середине пьесы слышно, что дождик полил сильнее. Он озорно и настойчиво забарабанил по крышам тяжёлыми каплями. Но вот он снова запрыгал лёгкими маленькими капельками, стал стихать и внезапно прекратился совсем.     Какую волшебную картину нарисовала музыка! Дождик порезвился, поозорничал, посмеялся, обрызгал все вокруг, умыл каждый листик прозрачной водичкой и умчался.  
 

Урок 13. Зима. Весна.

    Картины природы всегда привлекали композиторов. Их множество: у французского клавесиниста Франсуа Куперена, в операх Кристофа Виллибальда Глюка, в оратории Йозефа Гайдна «Времена года», в концертах для скрипки с оркестром итальянского композитора Антонио Вивальди и многих других.

    Антонио Вивальди называют «отцом симфонической программной музыки» потому, что многим своим концертам он давал программные названия. Есть среди них «Тревога», «Буря на море», «Охота», «Ночь» и др. Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделённых программными названиями.

Вивальди является создателем жанра сольного инструментального концерта. Особенно знаменитые его программные концерты «Времена года» стали наиболее популярными у наших современников благодаря безграничному обаянию этой музыки.

    Слово концерт происходит от латинского «соревнуюсь». Это большое музыкальное произведение, в котором солист «соревнуется» с оркестром.

Его цикл «Времена года» - один из ранних образцов программной музыки. Под этим названием обрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. Концерты называются «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

    Каждый из них имеет развёрнутую поэтическую программу, изложенную в четырёх эпиграфах стихотворений, автор которых неизвестен. Допускают, что их составил сам композитор.

    Являясь ранним примером программной музыки, эти концерты включают описательную музыку, имитирующую пение птиц, шум дождя, грозу, а во второй части даже собачий лай. Почти каждый такт связан с изобразительным рядом.


· В концерте «Зима» композитор достигает вершины художественной

изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи («под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу»). Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, треск льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром.


Первая часть

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах…




    Первая часть начинается со звуков завываний зимних ветров. Дрожа от холода, люди спешат домой, притопывая, чтобы спастись от неистового мороза…Здесь изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной.
Вы слышали в начале равномерные отрывистые аккорды, надоедающие звуки вьюги, резкие короткие порывы ветра; метет снег, сыплются колкие снежинки. Природа, скованная стужей, застыла в оцепенении. На этом таинственном фоне пронзительно, тревожно, смятенно, жалобно поёт скрипка. Порывы ветра, вьюга внезапно налетают. Настойчиво, взволнованно яростно звучит музыка.

Вторая часть

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя…

    Но вдруг изнутри чувствуется согревающее тепло огня – солист играет тихую, прекрасную, спокойную мелодию – как будто переданные в звучании оркестра слышны капли дождя за окном…

Третья часть

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья…

    Последняя часть возвращает слушателя в ледяной холод. В исполнении солирующей скрипки звучат первые робкие фразы, но, в конце концов, внезапно налетает буря, на этот раз – со стороны холодного севера. Но, Вивальди словно говорит: «Веяние сирокко приходит с юга, весна не может быть слишком далеко…»

    Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды:


 

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы          (А. С. Пушкин)


        

Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает:


Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Ф. Тютчев


Апрель. «Подснежник»

Голубенький чистый подснежник-цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином...

(А. Майков)

    Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе - плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся... Попробуй угадать, о ком?

Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»

    «Зелёная ножка»... Ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из-под растаявшего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец. А ты умеешь танцевать?

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.