ГЛАВА 3. Направления совершенствования разработки и реализации государственных заказов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

ГЛАВА 3. Направления совершенствования разработки и реализации государственных заказов

2020-11-19 57
ГЛАВА 3. Направления совершенствования разработки и реализации государственных заказов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3.1. Направления противодействия коррупции при реализации государственных заказов

 

Основной проблемой в процессе осуществления закупочных процедур в государственных и муниципальных учреждениях является гласность и прозрачность отражения этапов заключения, исполнения и расторжения контрактов. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[25] направлен на ранее не охваченные участки повышенного риска коррумпированности. В истории развития закупочных процедур зафиксированы факты сговора потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) и заказчика на цену контракта значительно ниже, чем у прочих участников торгов.

Так же отмечались специально установленные критерии оценивания поставщика (подрядчика, исполнителя), препятствующие равному участию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в закупках. Например, длительные сроки оплаты, слишком большие объемы в короткие сроки для поставки.

В настоящее время Закон о контрактной системе направлен на усиление контроля за гласностью и открытостью проводимых процедур, обязуя предоставлять полную информацию о ходе закупочных процедур, повышение эффективности закупочных процедур, уменьшая возможность вышеперечисленных коррупционных факторов[26].

Статьей 103 Федерального закона о контрактной системе, в целях подтверждения принципов гласности и открытости, установлено требование о пятидневном сроке размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях назначена персональная ответственность лицам ответственным за размещение информации и просрочку ее размещения, в виде штрафа. Однако это создает кадровую проблему у Заказчика, ввиду увеличения документооборота и ограниченных сроков предоставления информации в официальные источники. Вышеуказанным законом регламентируются требования относительно профессиональной подготовке и переподготовке причастных кадров[27].

Федеральный закон о контрактной системе расширяет способы и критерии определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сравнении с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", учитывая специфику закупки, обеспечивая ее эффективность. Изменения коснулись части признания конкурса несостоявшимся.

В соответствии с 94-ФЗ заказчик мог выбирать между проведением повторного конкурса и заключением контракта с единственным поставщиком, однако с введением Закона о контрактной системе заказчик утратил это право и влияющим фактором теперь является признание конкурса несостоявшимся, а также случаи, указанные в статье 93 указанного закона.

Так же одним из значительных положительных отличий является охват всей сферы государственных закупок от этапа планирования до окончания исполнения контракта. Основной проблемой 94-ФЗ являлся недостаточный контроль качества товара, работ, услуг, так как основной задачей являлось развитие конкуренции.

Заказчик являлся заложником ситуации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств поставщиками, подрядчиками. Впоследствии данную проблему устранили введя новый раздел с изменениями в части касающейся условий исполнения и расторжения контракта, особенно сказалось появление функции расторжение контракта в одностороннем порядке, закрепленное в статье 19.2. Для осуществления контроля государственные и муниципальные заказчики должны формировать план закупок на будущие три года с содержанием подробной информации объемов, сроков и обоснования заказа, с дальнейшим предоставлением всех документов для публичного доступа в единую информационную систему в сфере закупок[28].

На практике возникают проблемы относительно применения действующих норм, возникающие ввиду неосведомленности субъектов закупки о внесении изменений в нормы Закона о контрактной системе. В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе «вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, идентификационный номер налогоплательщика – участника такого аукциона». В данную норму внесены изменения в части указания идентификационного номера налогоплательщика физических лиц, таким образом, участники обязаны представлять сведения об всех учредителях. В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе «заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе»[29].

Случаями несоответствия участника требованиям аукциона являются: непредставление документов, указание недостоверной информации.

В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик больше не вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить контракт. В таком случае контракт заключается со вторым участником, предложившим наименьшую цену, а уклонившийся участник по решению Федеральной антимонопольной службы будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков.

Федеральная антимонопольная служба в целях защиты конкуренции может приостановить проведение закупочной процедуры по результатам рассмотрения жалобы участника до выполнения заказчиком выданного предписания. Так, заказчиком в документации о закупке, не могут быть установлены требования, ограничивающие конкуренцию или дающие преимущество одному участнику перед другими[30].

Особое внимание Федеральная антимонопольная служба уделяет процедурам закупки ранее до 100 тыс. рублей ныне до 300 тыс. рублей, ввиду отсутствия усиленного контроля за исполнением данных процедур, так публикация в единую информационную систему в сфере закупок вышеуказанных контрактов осуществляется непосредственно в момент исполнения обязательств поставщиком, подрядчиком или по окончанию срока действия договора. Для заключения таких контрактов не проводится тендер. Законом о контрактной системе установлены требования о декларировании участником сведений об отсутствии у него конфликта интересов, а также личной заинтересованности при участии в конкретной закупочной процедуре.

Основной целью введения и внесения изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является повышение контроля и прозрачности закупочных процедур, доступность для всех участников закупочной деятельности был достигнут, однако с определенными факторами, такими как недобросовестные поставщики реализовывающие коррупционные схемы.

Однако, большой упор на прозрачность и доступность процедур закупок повлек за собой ослабление контроля за качеством товара, работ и услуг, по указанным закупкам, что приводит нас к мнению, о необходимости внесения изменений в 44-ФЗ, в части контроля за качеством исполнения закупок. Однако наряду с плюсами так же существуют и минусы, к ним, например, относится длительный срок заключения контракта, а именно с момента объявления о закупке до непосредственного подписания контракта. Все закупки должны быть обоснованы производственной необходимостью, заложены в план-график, так же должны быть согласованы объемы и период предоставления товаров, работ, услуг[31].

В связи с этим не представляется возможным единовременно заключить контракт с другим поставщиком, необходимо вновь выходить с нуля на закупку и проводить конкурс. Это занимает иногда слишком много времени, от чего страдает производственный процесс, приходится корректировать планы.

 

3.2 Направления совершенствования разбития системы государственных заказов на примере зарубежных стран

 

Рассмотрим опыт зарубежных стран, таких как Канада, Австрия, Швеция. Сельское хозяйство данных стран почти полностью находится на государственном обеспечении. Если применить данную систему к российским условиям отечественного обеспечения продовольственной безопасности для каждого региона в отдельности и по стране в целом, то здесь выступают ряд причин, препятствующих этому. К ним относятся:

- отсутствие средств бюджета для перехода на данную систему государственного заказа. Поступающие средства недостаточны для введения в действие данной системы;

- отсутствие современной аграрной кооперации, в отличие от развитых стран мира, особенно в сфере сбыта сельскохозяйственной продукции через кооперативную оптово - розничную систему;

- высокая зависимость предприятий сельскохозяйственной отрасли от кредитов. Невозможность получения кредита лишает предприятия стабильной работоспособности не только в режиме расширенного воспроизводства, но и воспроизводства в целом;

- неправильная система реализации сельскохозяйственной продукции в стране через недобросовестных посредников и невыгодных условия для сельхозпроизводителей. В данном случае здесь поможет только введение гарантированного госзаказа[32].

Теперь поставим ряд важных вопросов, связанных с государственным заказом на сельскохозяйственную продукцию, среди которых можно отметить следующие:

- на какой объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции можно рассчитывать с учетом происходящих изменений в численности населения и уровня устойчивости производства в определенно взятом регионе;

- какими должны быть объемы импорта основных видов сельскохозяйственной продукции, учитывая уровень самообеспеченности данного региона; - как провести оценку доли собственной обеспеченности основными сельхозпродуктами и доли импорта в нормативных объемах, учитывая изменение численности населения региона;

- как спрогнозировать долю спроса и предложения в нормативе питания, чтобы более объективно оценить тенденции в уровне питания на продовольственном рынке[33].

Имея данную информацию в сфере продовольственного обеспечения региона, управленческие государственные структуры смогут объективно оценить данную ситуацию с продовольствием в конкретно взятом регионе и внести соответствующие изменения и дополнения. Это связано и с обстановкой на продовольственном рынке, которая постоянно изменяется.

Данные расчеты необходимы для исполнения регионального государственного заказа, принимая в расчет разные формы хозяйствования. Рассматривая современные возможности государственной поддержки, на региональный государственный заказ может быть отправлена только небольшая часть средств из бюджета.

В настоящее время Свердловская, Челябинская, Тюменская области перечисляют в госбюджет из своих доходов примерно 80 млрд. рублей. Если финансовая нагрузка будет уменьшена, то появится возможность увеличения государственной дотации за счет использования регионального бюджета. При повышении государственной поддержки на 1 % валовой продукт возрастает на 1,5 %. Если освободиться от неэффективных земель сельскохозяйственного назначения, которые еще и экологически загрязнены, удалены и заброшены, тогда появляется возможность высвободить часть государственной поддержки (около 25 %) и направить ее на оставшуюся часть земель, которые будут обеспечивать более высокие урожаи. Это компенсирует потерю валовой продукции от сокращения площадей. Экономия в этом случае возможна от сокращения материально - технических ресурсов, доля которых в себестоимости производства сельскохозяйственной продукции составляет 50 – 60 %.

Опыт зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что аграрный сектор там фактически независим от рынка, т.к. в данных странах существует высокая государственная поддержка, которая решает продовольственную проблему на основе гарантированного государственного заказа. При переходе России на такой вариант продовольственной самообеспеченности потребует согласования определенных институциональных и управленческих решений, среди которых большую роль играет планирование и прогнозирование развития продовольственного обеспечения в стране и в отдельно взятых регионах, зависимость данных регионов от индустриализации производства.

Самообеспеченность субъектов Уральского федерального округа зерном и яйцом зависит в основном от сельскохозяйственных организаций; молоком, мясом, картофелем и овощами - от хозяйств населения и сельскохозяйственных организаций.

Крестьянские хозяйства по праву можно рассматривать как перспективную форму хозяйствования на селе. Наравне с хозяйствами населения крестьянские фермерские хозяйства обеспечивают Уральский федеральный округ сельскохозяйственной продукцией[34].

Устойчивое развитие личных подсобных хозяйств возможно при определенной агроэкономической политике государства, которая будет направлена на создание благоприятных условий для их стабильного развития и совершенствования. Это система мер для мобилизации внутренних ресурсов хозяйств населения и меры поддержки данных хозяйств не только со стороны государства, но и со стороны сельскохозяйственных организаций, сервисных организаций, оказывающих личным подсобным хозяйствам определенные услуги[35].

Из 12 млн. населения Уральского федерального округа хозяйства населения могут обеспечить мясом более 2,6 млн. человек, молоком - около 4,6 млн., яйцом - более 1,5 млн., картофелем - более 16 млн. и овощами – 6,2 млн. человек. Для придания малым хозяйствам страховых возможностей необходимы не только сниженные ставки по кредитам, надежная страховая система и государственная поддержка, но и формирование более тесных взаимовыгодных отношений, строящихся на выявлении взаимных интересов.

В промышленных регионах, к каким можно отнести и Уральский федеральный округ, нужно расширять развитие хозяйств населения как более устойчиво функционирующих, где в большей степени сконцентрированы продовольственные рынки и появляется возможность соединения их экономических интересов с крупными агропромышленными организациями. Для выявления и реализации взаимных интересов сельхозпредприятий и хозяйств населения мы предлагаем определенный механизм, преимущество которого состоит в достижении равнозначных отношений между договаривающимися аграрными структурами.

Развитие элементов механизма продовольственного обеспечения региона целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

- совершенствование сельскохозяйственного производства с оптимизацией распределения его объемов и государственной поддержки;

- создание и совершенствование сбытовых кооперативов;

- создание государственных и кооперативных оптовых продовольственных рынков;

- развитие государственно-кооперативной розничной системы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив научную литературу и труды многих авторов, проведя комплексный анализ полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, приходим к определенным выводам.

Система государственных закупок, регламентируемая федеральными законами, сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль, законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзор осуществляется различными ведомствами, которые следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, а также электронных торговых площадок.

В качестве мер по повышению эффективности контрактной системы могут быть предложены:

– упрощение правового регулирования процесса реализации закупок путём исключения избыточной регламентации;

– формирование гибкой системы, в результате использования цифровых алгоритмов в процедурах закупок, позволяющих максимально автоматизировать бизнес-процессы и сократить сроки принятия решений;

– унификация стандартных процедур осуществления закупок на базе цифровых технологий;

– создание рейтинга поставщиков с целью возможного снижения на его основе требований к участникам закупок (в части обеспечительных мер);

– оптимизация, сокращение числа способов осуществления закупок, в том числе ограничение закупок у единственного поставщика, отмены запроса предложений;

– создание функционала, позволяющего осуществлять расчёт начальных (максимальных) цен государственных контрактов по результатам автоматизированного анализа информации об исполненных в предыдущие периоды контрактах, а также выявлять превышения НМЦК - совершенствование стандартов внешнего государственного аудита (контроля) в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок, осуществляемого Федеральной антимонопольной службой России, на основе внедрения риск-ориентированного подхода и формирования единого профиля риска заказчика.

Проанализировав опыт ведущих зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что в данных странах аграрный сектор в принципе не зависит от аграрного рынка за счет высокой государственной поддержки и решения продовольственной проблемы на основе гарантированного государственного заказа.

Переход нашей страны на такой вариант агропродовольственной политики требует определенных управленческих и институциональных преобразований, где важную роль нужно отвести планированию и прогнозированию развития своего продовольственного обеспечения региона.

Так как процесс внедрения может продолжаться довольно долго, особенно при создании сельскохозяйственной сбытовой кооперации - собственности сельхозпроизводителей, ориентированной на поставку сельскохозяйственной продукции от сельских хозяйств на государственный заказ, то результаты проявятся не так скоро, как хотелось бы. Однако предложенные рекомендации должны позволить ускорить этот процесс.

Подводя итог работы, считаем, что выбранная нами тема в начале исследования была раскрыта в процессе работы достаточно полно в рамках поставленных вопросов, цели и задач исследования.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.