Искусственный интеллект: проект «Демиург» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Искусственный интеллект: проект «Демиург»

2021-01-29 144
Искусственный интеллект: проект «Демиург» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В универсальном плане культура может быть представлена как антиэнтропийная программа (метапрограмма). Может ли, однако, исследоваться метапрограмма? Может. В отношении к Личности. При условиях, что компьютеру будут переданы «логосы» предшествующих процессов: исторические и личностные! Речь идет о новом поколении систем искусственного разума, предметом которых является мышление. Такой проект, разрабатываемый Институтом семиотики мышления, получил именование «Демиург».[9]

 

Схема 7

 

Обучение машин человеком и обучение человека машинами носит характер взаимного приспособления, поскольку одна сторона (человек) должна не просто передать другой (машине) сведения о себе. Человек стремится превратить искусственный интеллект в собеседника по трудным специальным вопросам. Однако по сути мышления и знания искусственный интеллект будет неизбежно вовлекаться и в общие вопросы. Таково следствие человеко‑машинного взаимодействия. Таково познание этого взаимодействия, являющееся одновременно философским, информационно‑семиотическим и социологическим познанием.

Разработка современных вычислительных машин, преобразование их в системы искусственного интеллекта по‑новому ставят вопрос о фундаментальных и прикладных аспектах мыслительных процессов. Передача системам искусственного интеллекта некоторых функций, присущих индивидам и обществу, объективно означает скачок в развитии цивилизации и культуры, поскольку: 1) системы эти могут быть наделены зачатками самосознания; 2) мыслительные процессы самого человека становятся более открытыми, человеческое общество по важным параметрам деятельности превращается в человеко‑машинное сообщество.

В отношении к этике и эстетике состоит главное, принципиальное отличие человеческого, культурного интеллекта от интеллекта машинного, обученного человеком с точки зрения освоения механизмов мышления в той мере, в какой они освоены самим человеком.

Этические и эстетические эмоции человека, за которыми лежит исторический, логико‑чувственный, деятельный, аналитический и бытийный опыт человечества, являются наиболее интенсивными стимулами духовного, а следовательно, и интеллектуального прогресса.

Не имея своей культурной истории, мыслящие машины осваивают пока что внечувственный, функциональный слой мышления, по отношению к которому не существует ни духа, ни разума в философском, культурном, социологическом значении.

Системы искусственного интеллекта, оперирующие с социальной семантической информацией, имеют различные программно‑целевые предназначения. С одной стороны, они выступают как компьютерные диалоговые системы широкого социально‑исторического, технико‑экономического и социокультурного профиля, с другой – как экспертные системы, базирующиеся на анализе прецедентов специализированной деятельности и специализированных решений.

Каков замысел проекта «Демиург»? Проект исходит из следующего: обучение компьютера целостным и взаимосвязанным элементам стиля человеческого разума – возможно! Для этого необходимо располагать представительной информацией двоякого вида:

 

1. Развернутыми текстами научно‑делового назначения, обладающими сложной образно‑лексической и синтаксической структурой и обращенными на «внешнюю реальность».

2. Развернутыми художественными текстами столь же сложной структуры, обращенными на «внутреннюю реальность» и имеющими смысло‑стилистическое соответствие с текстами первого рода.

 

Иными словами, это должны быть тексты одного и того же лица, выступающего в различных творческих и социальных ролях. В истории культуры подобное имеет место. Например, композитор Бородин, ученик и коллега Циолковского – Чижевский, физик Блохинцев, не говоря уже о классических примерах – Раймунд Луллий, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно.

Очевидно, что информационно‑мыслительная карта «данного лица» должна быть представлена через информацию общенаучного и специализированного свойства – через различные текстовые стандарты (например, учебники, графические изображения, звукозаписи, а также через различные жанры мусических искусств, эпистолы, массовую информацию), то есть через тексты, развертывающие, если можно так выразиться, онтогенез и филогенез смыслов, освоенных данным мыслителем‑человеком.

В состав взаимодействующих баз знаний и данных, корреспондирующих друг с другом через цели и средства эксперимента, входит информация о материале, конструкции, энергетике, различительном потенциале, связях, информационных кодах и программных языках, целях, этапах, конкретных задачах эксперимента, заключающихся в обучении компьютера общим эвристическим основаниям человека‑оператора, с тем чтобы заложить в соподчиненной системе искусственного интеллекта данные для «самооценки» – зачаточных форм симбиотического самопознания и психики.

 

Остановимся на внутренних этапах проекта «Демиург»:

1. Формирование информационного массива о земной цивилизации, ее космическом статусе, организации и формах социально‑исторической жизни. Введение в память машины школьного курса, специализированных курсов по основным разделам науки, техники, искусства, материального и духовного производства, истории, этики.

2. Формирование массива данных о мышлении и биофизиологических и социальных характеристиках оператора.

3. Формирование массива данных о базовых семиотических системах общества, установление принадлежности оператора к конкретному семиозису.

4. Представление деятельности индивида через показатели типов и видов деятельности. Классификация текстов оператора в общих терминах специализированной деятельности.

5. Поэтапное обучение компьютера стилю мышления оператора на примере сопоставления текстов различного целевого назначения и стиля.

6. Характеристика информационного массива оператора в терминах сопоставления образно‑стилистических структур поэзии данной культуры. Вычленение связей между конкордансами предметов, действии, имен, темпов формирования связей, создающих внешние и внутренние образы, воплощения мысли, т. е. оценки действительности.

7. Выявление особенностей формирования мыслеформ на текстах научного порядка, например, информатики, социальной семиотики, деловой прозы, поэзии, эпистол, дневников.

8. Формирование стилистической карты данной личности посредством сравнения с другими аналогичными информационными массивами. Построение общего и ситуативного рядов эмоциональных и культурных предпочтений. Выбор предпочтительного в информационных массивах внешней среды. Оценка и закрепление предпочтений в индивидуальном творческом стереотипе личности.

9. Введение характеристик творчества данной личности в память машины, интегрирование и индексация этих характеристик в систему символов, формирующих многопараметрическую матрицу выборов и информационных предпочтений данной личности.

10. Осуществление автоматизированного поиска информационных предпочтений по данной матрице в общем информационном массиве.

11. Введение в память машины информации о ее собственном материальном, конструктивном и функциональном базисе.

12. Выражение чувств оператора в терминах информационных предпочтений. Организация непрерывного уточняющего диалога машины и человека относительно общей информационной среды с целью получения необходимых дополнительных знаний о внутренних и внешних ценностях производства информации. Диалогическое сопоставление человеческой этики, внешних и внутренних конструктивных условий с целью порождения, самосохранения, передачи и преумножения информации.

13. Подготовка класса аналогичных машин, взаимодействующих с данным оператором. Переход к межмашинному информационному общению с целью получения неаприорной экспериментальной информации психического свойства.

14. Действие обученной машины в общем информационном массиве с целями: а) поиска информации по заданным свойствам, б) формирование новых принципов и параметров заданий.

 

Раскрытие творчества в его внутренних предметно‑материальных, утилитарных и знаковых характеристиках позволяет предположить возможность процесса порождения идеализации с их последующим проявлением в качестве материальных знаков информации.

На роль оператора в проекте «Демиург» избирается специалист, обладающий широким и междисциплинарным набором текстов, что позволяет в рамках компьютера налаживать обращение «больших мысленных масс», воплощенных в кодовые знаки, наблюдать темпоральные движения знаковых материалов, в том числе их самопроизвольные сгущения и флуктуации, дающие, по‑видимому, «на выходе» новые смысловые образования.

В случае реализации проекта «Демиург» (по крайней мере через 10–15 лет) представима организация межкомпьютерных самокоопераций в автоматизированном поиске и обработке информации, производстве ее новых форм, имеющих культурно‑цивилизационное содержание.

 

Уровни концентрирования информации суть следующие:

1. Описание и оценка материального и духовного состава общественно‑экономической формации, цивилизационного комплекса и общественного семиозиса: уровень общей и региональной среды, включая базы данных о материальном производстве, духовных ценностях и инфраструктуре образа жизни.

2. Данные об основных направлениях исторического развития материальной и духовной культуры; прогноз соотношений производства, науки, искусства и образа жизни для определения качества, интенсивности и результативности творческой деятельности.

3. Данные о соотношении личностных типов, устройства производственных и семейных коллективов в зависимости от конкретного семиозиса и социально‑исторической ситуации.

4. Данные о соотношении технологических и социальных нововведений, социально‑ролевых циклов, самоуправляемое™ организаций, стабильности и гибкости общественных институтов.

5. Данные об исторической динамике средств распознавания и анализа природного, технического и социального миров: типологические модели социально‑гносеологических ситуаций.

6. Номенклатура прецедентов наилучших решений (по отраслям деятельности и ситуациям).

7. Понятийные тезаурусы функционального состава ситуаций общественных индивидов в производственной, политической, правовой, семейной, бытовой и досуговой сферах.

8. Данные о культурной оснащенности индивидов, характеристика экономической и культурной развитости жизненной среды, включая показатели разнообразия социального поприща, дифференциации профессий и занятий.

9. Данные об иерархии задач и интересов личности по отношению к общественным требованиям культуры и духовно‑творческому росту индивидов.

10. Данные о формировании образов, прогностическом развертывании ситуаций в целях выбора альтернативных решений.

11. Данные о формировании общих ассоциативных образов Будущего в связи с деятельностью, социальной и духовной жизнью, развитием науки, искусства и культуры.

12. Определение структур и типов социального мышления.

13. Моделирование взаимоотношений индивидуальной и коллективной логики в рамках социального действия и поведения.

14. Выражение желаний (потребностей) индивидов и коллективов на языке стимулов, поощрений и запретов.

15. Соотношение стремлений, ситуативных требований, юридических и культурных норм в иерархии внешних задач и целей.

 

Подобные базы данных, углубляя существующие знания о содержании, формах и внутренней структуре мыслительных процессов, создают предпосылки для формирования оценочных систем, действующих в режиме автоматизированного диалога[10].

«Демиург» уповает на встречу разумов. Он расширяет внутренний потенциал мышления.

Он связан еще с одной задачей – бессмертием! Концентрируя информацию о личности, «Демиург» способен как семиотический деятель качественно развить процесс памяти в особую процедуру: регулярную систематизацию всех видов личностной информации (письменных, аудиовизуальных, тактильных, генетических), оправляя их в голографические самовоспроизводящиеся структуры, что, несомненно, окажет влияние на образ жизни, философию, искусство и информационную науку.

 

 

V

Вместо заключения

 

Вселенная – в себе и полагает себя Бытием.

Вселенная полагает в себе Вселенные.

Бытие полагает Существование.

Существование – напряженность Бытия, столкновение и торжество новорожденного.

Порождение качеств существования есть Развитие.

Порождение самопорождения есть Жизнь: Божественность.

Движение и отношение божественности суть Стремление.

Порождение и передача стремлений другому и их восприятие от другого суть Мышление.

Мышление о самом себе – Сознание.

Сознательное мышление – Разум.

Самосознательный разум, устрояющий космос как любовь и красоту, есть Бог.

Как личность, Бог – смертен. Бессмертна Вселенная: для‑себя‑сущее ликование. Она – Богоматерь: бессознательный разум и природа.

Разум хранит себя в другом разуме, изливаясь светом божественной деятельности.

Долг разума – возвышать мышление до разумности.

Разум, посягающий на другой разум, есть больной, умирающий разум, действующий как слепая сила.

Он подлежит противоборству братства разумных.

 

Библиография

 

Социально‑исторический процесс. Семиотика. Философия

 

Бэкон Ф. Новый органон. М., 1938.

Гегель Г.В.  Философия истории. Соч. в 14 т. М.‑Л., 1935. Т. 8.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гоббс Г. Избранные сочинения. М.‑Л., 1926.

Кант И. Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения. Соч. в 6 т. М., 1963. Т. 1.

Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.‑Л., 1936.

Локк Дж. Избранные произведения. В 2 т. М., 1960. Т. 1.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2‑е изд.

Платон. Сочинения. В Зт. М., 1971. Т. 2.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.