Технологии общественного разума — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Технологии общественного разума

2021-01-29 108
Технологии общественного разума 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

4.1. Футурология: система развертывания новых оснований социально‑видовой жизни человека

 

Рассмотрение технологий общественного разума сквозь призму концепции Мыслящего Универсума способствует пониманию постадийного развертывания социально‑культурного потенциала исторической действительности. Рассмотрим это на примере схемы развертывания социально‑видовых характеристик 3‑го тысячелетия с точки зрения информационно‑семиотических технологий (см. Схему 5 на с. 30).

Развертывание форм мышления (деятельности) от менее развитых к более развитым предстает как нарастание изменения их качества. Это – развитие от простых всеобщих индивидуально‑коллективных форм, представляющих человека и технику, к сложным интегральным и, вместе с тем, глубоко дифференцированным формам.

То, чему предстоит развиться, – взаимодействие человека и техники. Взаимодействия человека с природным, в особенности с животным, миром также включаются в процесс развертывания деятельности и мышления, но эти отношения уже носили активный характер. Например, в эпоху палеолита животный и растительный мир играл по отношению к человеку важнейшую воспитательную роль.

С течением времени, особенно с эпохи развитого неолита, человеческая деятельность все более подчиняется сильным социальным связям, превращающим отдельных индивидов в коллективные индивиды, культуру племен, народностей, этносов – в специализированные групповые культуры, в которых наряду с общеязыковыми и другими объединительными факторами осуществляется тем не менее жесткая регламентация, кастовость деятельности и образа жизни.

Революции нового времени были направлены на устранение классово‑кастовых препятствий на пути свободных, объединенных в ассоциации людей, расширение возможностей материально‑духовной деятельности. Они знаменовали новую науку, новую общеприродную и социальную философию.

С этого периода начинается бурный рост разнообразия организаций общественных индивидов, создание принципиально новых технологий, систем, машин, коммуникаций, позволяющих, минимизируя физические усилия человека, посредством информационно‑машинных операторов и с минимумом затрат времени расширить воздействие человека на окружающий мир. Эти процессы не могли не означать коренного изменения отношений человека с техникой и природой.

Компьютеризация производства и перевод культуры на машинные носители, создание планетарных, космических информационных сетей, космических отраслей и поселений, создание искусственного интеллекта влекут глубокие изменения в формах мышления, деятельности и организованности человека. Природный и технический миры становятся не только факторами, но и субъектами собственно видового развития Хомо сапиенс.

На основании этих тенденций можно предвидеть изменения в содержании и формах культуры общественного человека, в содержании и стилях его деятельности, мышления и организации.

По линии мышления неизбежно совмещение машинного быстродействия, включение практически неограниченного запаса сведений в оперативную тактику познания, то есть соединение машинной комбинаторики с собственно человеческой, интуитивной эвристикой на базе их совместного органического усиления.

Поскольку единство усилителей охватывает все виды материально‑духовной деятельности, включая науку и искусство, необходимо говорить о новых формах, новом содержании человеческой культуры.

Формы, опирающиеся на мыслительно‑чувственный опыт машинного и животного мира, на познание общих синергических процессов природы, определяются как симбиотические.

Симбиотические средства оперирования знаковыми материалами, с одной стороны, предполагают симбиотичность деятельности человека, машин, животных в рамках единых задач, с другой – означают симбиотичность организационных форм, новую интеграцию различных культур, разнообразие которых налагается на принципиально новое, расширенное основание.

Схема (см. Схему 5 на с. 30) строится набором сопряженных треугольников:

 

1. Каждый треугольник образуется по показателям мышления/деятельности и развертывает качественные значения этих показателей от более низких значений к более высоким;

2. Треугольники сопрягаются формально и содержательно;

3. Треугольник ABD   обосновывает ось развития форм деятельности общественных индивидов;

4. Треугольник ВАС   обосновывает ось развития мышления общественного человека;

5. Образуемые оси ориентированы, соответственно, базами 2‑го и 3‑го тысячелетий.

 

Если базовый мир 2‑го тысячелетия известен – он завершает линию предшествующего развития и может быть изображен как соотношение индивидуально‑коллективных форм деятельности и мышления общественного человека, – то база 3‑го тысячелетия должна быть получена на модели. Ее содержание принципиально отлично от предшествующей базы. Отличие мотивируется новой ролью информации, информационных машин, систем искусственного интеллекта и соотнесенных с ними форм деятельности. В модели новое качество социума отражено в максимальных характеристиках как соотношение симбиотических организаций и интегральных культур.

Пространство больших треугольников модели ABD, ВАС представляется в виде четырех малых треугольников – АВР, APD, ВРС, PCD. Такая разбивка содержательно правомерна, поскольку любой из малых треугольников отображает общий принцип построения и взаимодействия элементов модели: деятельность – мышление – субстрат. Они взаимосвязаны точкой развертывания прогностического содержания – точка Р (реальное) – и отражают процесс восхождения содержания от минимума к максимуму: от «минимального базового мира» к максимально возможному на основе указанных содержательных предпосылок.

 

Схема 6

 

Это движение социальной жизни от minimi к maximi совершается колебательно – через «миры средних значений», на схеме – осцилляторные поля.

В аспекте реального времени 2‑е тысячелетие концентрирует усилия людей по преодолению расово‑территориальной, языковой, психологической, культурной разобщенности. Через научно‑технические и социальные революции совершается выход к принципиальной возможности новых форм интегральной социальной жизни, связанной с раскрытием интеллекта и технических возможностей общественных индивидов.

Однако, как свидетельствует история, социальная мобилизация интеллекта может быть осуществлена на различных основаниях.

Взаимодействие коллективных индивидов и специализированных культур может или перейти к новым свободным формам достижения ойкуменического, то есть общекультурного, мира или будет произведена попытка достигнуть этого единства на путях группового эгоизма.

Однако, действительное построение ойкуменического мира возможно лишь посредством высших ассоциаций людей, ставящих в качестве практических и нормативных целей союзные отношения с природным миром, миром живых

существ и культурой. При иных отношениях общество будет «ждать своего часа» в рамках переходных эпох.

В модели фазового преобразования (см. Схему 6 на с. 33) описывается принцип направленного движения

 

от

.

 

Модель показывает, что в движении к максимальным показателям мышления/деятельности – интегральным культурам и симбиотическим ассоциациям – общество включает в свой состав весь информационный базис животного и новотехнического мира.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.