Основные цели изучаемых разделов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные цели изучаемых разделов

2020-11-19 379
Основные цели изучаемых разделов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРИМИНАЛИСТИКА

Планы семинарских и практических занятий

форма обучения – очная

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основные цели изучаемых разделов

Криминалистика – юридическая наука, исследующая закономерности механизма преступления, образование следов преступления, закономерности криминалистической деятельности и разрабатывающая на этой основе систему средств и методов раскрытия и расследования преступления.

В системе криминалистики разделы «Введение в криминалистику» и «Криминалистическая техника» занимают несколько обособленное место. «Криминалистическая тактика», как раздел криминалистики – это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по наиболее рациональному проведению отдельных следственных и судебных действий, т.е. тех процессуальных действий, которые прямо направлены на собирание и исследование доказательств (допрос, следственный осмотр, обыск и выемка и т.д.). «Криминалистическая методика» – разрабатывает рекомендации по расследованию и предотвращению отдельных видов и групп преступлений. В этой части криминалистики разработаны, например, методики расследования грабежей и разбоев, краж, убийств и пр.

Цели изучения дисциплины, заключаются: в получении теоретических знаний и приобретении практических навыков организации технико-криминалистической работы с доказательственной информацией; в приобретении навыков выдвижения версий и планировании расследования преступлений и в конечном итоге в приобретении именно организационных навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в рамках раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

При этом имеется в виду, что основной акцент будет делаться на привитие практических навыков работы с отдельными технико-криминалистическими средствами и криминалистически значимой информацией.

Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплины «Криминалистика», необходимы для качественного решения задач в их дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Рекомендации по видам занятий

Основными формами проведения занятий по дисциплине «Криминалистика» являются лекции, семинары и практические занятия.

По прослушиванию лекций. Лекции призваны помогать в усвоении знаний по изучаемому курсу. В них освещаются узловые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Кроме того, по ряду предусмотренных программой тем дополнительной литературы недостаточно, в учебниках и учебных пособиях соответствующие темы не освещаются. Исходя из этого, лекции выступают как методическая основа самостоятельной работы студентов, что обязывает конспектировать основное содержание лекции. Студенты, по уважительным причинам пропустившие лекцию, могут ознакомиться с текстом лекции, имеющимся в фонде кафедры.

По подготовке к семинарам. Семинарские занятия имеют целью закрепление знаний, полученных на лекции и в процессе самоподготовки. Они проводятся в форме заслушивания ответов студентов на вопросы семинарского занятия, обсуждения рефератов, проведения дискуссий по наиболее сложным теоретическим вопросам. Готовясь к семинарскому занятию, студенты должны прочитать конспект лекции, изучить рекомендованные нормативные акты, ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме. Помимо литературы, указанной в плане семинарского занятия, студенты  должны самостоятельно просмотреть новую литературу, как имеющуюся в библиотеке учебного заведения, так и комментарии к действующему законодательству и прессу, размещенные в СПС «Гарант» и «Консультант-плюс».

По подготовке к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям студенты должны просмотреть конспект лекции, записи, сделанные при подготовке к семинарским занятиям и на семинаре, изучить дополнительную литературу, рекомендованную программой.

В ходе практического занятия студенты расширяют и углубляют полученные теоретические знания, приобретают практические навыки по работе с технико-криминалистическими средствами в рамках обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов преступления; проходят необходимую подготовку для организации работы с идеальными следами преступления; закрепляют ранее полученные навыки по составлению отдельных процессуальных документов. Практические занятия проводятся в форме решения конкретных задач, согласно, предложенных преподавателем фабул, с выполнением заданий и последующим обсуждением их решений; методом группового упражнения, деловой игры; просмотра фрагментов учебных видеофильмов с последующим их обсуждением.

Студент, отсутствующий по каким-либо причинам на занятии, должен отработать его теоретическую часть и выполнить соответствующие задания, рекомендуемые преподавателем в часы самоподготовки.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы Наименование, темы Л С ПЗ
1. Понятие, система и задачи криминалистической тактики и ее роль в раскрытии и расследовании преступлений 2    
2. Криминалистические версии и планирование расследования преступлений 2   4
3. Тактика следственного осмотра и освидетельствования 4 4 6
4. Тактика обыска и выемки 4 2 6
5. Тактика допроса и очной ставки 4 2 4
6. Тактика предъявления для опознания 2 2 4
7. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте 2   4
8. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений. Назначение и производство экспертиз 4 2 4
9. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений 2    
10. Методика расследования преступлений против личности, жизни и здоровья граждан 2   4
11. Методика расследования преступлений в сфере экономики и против собственности 2   4
12. Методика расследования незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ 2   4
13. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений 2   4
14. Методика расследования преступлений несовершеннолетних. 2   4
15. Методика расследования должностных преступлений 2   2

ИТОГО:

38 12 54

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Сформулировать ответы на следующие вопросы:

1. Понятие и классификация криминалистических версий.

2. Стадии процесса построения и проверки версий.

3. Понятие и классификация следственных ситуаций.

Задание 2. По фабуле, предложенной преподавателем проанализировать исходную версию, выдвинуть и обосновать возможные версии.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Сформулировать ответы на следующие вопросы:

1. Понятие и принципы планирования расследования.

2. Основные элементы планирования расследования, виды планов.

Задание 2.По фабуле, предложенной преподавателем:

1. Составить план оперативно-розыскных и процессуальных мероприятий.

2. Составить план по отдельному следственному действию.

3. Проанализировать составленные планы по уголовному делу.

 

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие и сущность следственного осмотра. Его значение в раскрытии и расследовании преступлений. Цели осмотра. Виды осмотра.

2. Общие положения тактики следственного осмотра.

3. Понятие, сущность и задачи осмотра места происшествия. Методы осмотра.

4. Этапы и стадии осмотра места происшествия. Работа следователя на каждом этапе.

5. Фиксация хода и результатов осмотра песта происшествия. Требования, предъявляемые к протоколу осмотра места происшествия.

6. Тактические особенности других видов осмотра.

 

Методические указания по подготовке к семинару

При рассмотрении первого вопроса следует проанализировать понятие и сущность следственного осмотра. Рассмотреть роль осмотра в раскрытие и расследование преступлений.

Необходимо ориентироваться в требованиях, предусмотренных УПК РФ, предъявляемых к осмотру, как следственному действию и в тактических приемах производства следственного осмотра.

При изучении третьего вопроса особое внимание необходимо обратить на задачи осмотра места происшествия. Необходимо уяснить методы, применяемые при проведении осмотра места происшествия.

При рассмотрении четвертого вопроса студенты должны усвоить этапы осмотра места происшествия, а также должны уяснить стадии осмотра. Каждый этап осмотра характеризуется набором специфических действий, от качества и своевременного их производства зависит результат осмотра места происшествия в целом.

Рассмотрение пятого вопроса связано с наиболее сложной работой следователя – фиксация хода и результатов осмотра места происшествия, поскольку неточное или неверное отражение обстановки, следов преступления может признать результаты осмотра недопустимыми доказательствами.

Шестой вопрос включает в себя особенности производства других видов осмотра, среди которых можно выделить: осмотр предмета; осмотр транспортных средств; осмотр жилища, помещения; осмотра документов, осмотр трупа и т.д.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1.

1. Изучение комплекта средств, входящих в унифицированный чемодан.

2. Просмотр учебного видеофильма по осмотру места происшествия и его обсуждение.

Задание 2.

Проанализировать фабулу задачи.

13 мая 201__ года в 8 часов 20 минут в дежурную часть ОП № 4 г. Якутска Хабаровска позвонила продавец магазина гр. Мальцева С.С. она сообщила, что придя на работу около 8 часов утра, увидела, что дверь магазина открыта, а в торговом зале видны признаки хищения товара. Со слов продавца гр. Мальцевой С.С. преступники могли похитить продукты питания. Служебная собака, взяв след магазина до дороги, ведущей вдоль забора, окруженного территорию магазина и там след потеряла.

Задание 3. Ответить на вопросы:

- сколько мест происшествия выявлено в данном случае?

- в какой последовательности необходимо организовать осмотр места происшествия?

Задание 4.

- провести осмотр места происшествия.

- составить протокол осмотра места происшествия

- составить схему к протоколу места происшествия.

 

Методические указания по подготовке

К практическому занятию

Результатами проведенного занятия являются – протокол осмотра места происшествия, схема к протоколу осмотра места происшествия.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

 

Завершить протокол осмотра места происшествия.

 

Практическое занятие 3.2 –2часа (деловая игра).

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Проанализировать фабулу задачи.

7 марта 201__ года в 18 часов 45 минут в дежурную часть ОП № 4 г. Якутска поступило сообщение о квартирной краже по адресу пер. Глухой 15/1 кв. 3. По прибытию по вышеуказанному адресу, со слов потерпевшей Ивановой И.В., было установлено, что кража была совершена в период 7 марта в период с 10 ч. до 18 ч., неустановленные лица проникли в квартиру путем разбития оконного стекла в комнате и похитили: деньги, находящиеся в шкафу, расположенном в комнате. В ходе осмотра места происшествия установлено, что однокомнатная квартира № 3 расположена на первом этаже. На полу в комнате находятся стекла. Порядок в комнате нарушен.

Задание 2. Ответить на вопросы:

- в какой последовательности необходимо организовать осмотр места происшествия?

Задание 3

- провести осмотр места происшествия.

- составить протокол осмотра места происшествия

- составить схему к протоколу места происшествия.

Методические указания по подготовке

К практическому занятию

Результатами проведенного занятия являются – протокол осмотра места происшествия, схема к протоколу осмотра места происшествия и

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Проанализировать фабулу задачи.

10 февраля 201__ года в 11 часов 45 минут в дежурную часть ОП № 4 г. Хабаровска поступило сообщение об угоне автомобиля. Спустя 3 часа указанный автомобиль с повреждениями был обнаружен по адресу пер. Ларионова 1. СОГ прибыла по указанному адресу и произвела осмотр транспортного средства.

Задание 2.

- провести осмотр транспортного средства.

- составить протокол осмотра места происшествия

- составить схему к протоколу места происшествия.

Методические указания по подготовке

К практическому занятию

Результатами проведенного занятия являются – протокол осмотра места происшествия, схема к протоколу осмотра места происшествия и фототоаблица.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

Завершить оформление протокола осмотра транспортного средства.

 

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие, задачи и виды обыска и выемки.

2. Подготовка к производству обыска и выемки.

3. Тактические приемы обыска в помещении.

4. Тактика обыска на местности.

5. Тактика личного обыска.

Методические указания по подготовке к семинару

Студенты должны знать понятие обыска и выемки, раскрыть их сущность. Определить основные задачи и значение этих следственных действий в раскрытии и расследовании преступлений.

Особое внимание следует уделить необходимости строжайшего соблюдения законности при принятии решений о производстве обыска и выемки и их проведении.

При рассмотрении второго вопроса студенты должны знать основные мероприятия, связанные с подготовкой к производству обыска или выемки.

Особое внимание студенты должны уделять вопросу, связанному с определением участников данных следственных действий, в том числе как можно использовать помощь специалистов при подготовке технико-криминалистических средств поиска и обнаружения тайников и предметов, средств упаковки и фиксации хода и результатов обыска.

Изучение третьего вопроса позволит студенты умело использовать в дальнейшем тактические приемы проведения различных видов обыска, в том числе в помещение. При этом необходимо отметить, что в настоящее время имеет значение проведение одновременно обысков по месту жительства нескольких участников либо если лицо проживает в многоэтажном жилище.

Студенты должны знать, в чем состоит различие между обыском и выемкой, какие виды выемки могут иметь место и в чем особенности организации и производства каждой из них.

При рассмотрении четвертого вопроса студенты должны уяснить особенности проведения обыска на открытой местности. При этом студенты должны вспомнить правила обнаружения, фиксации и изъятия объектов в ходе обыска (выемки).

Особое место среди видов обыска занимает производство личного обыска. При рассмотрении пятого вопроса должны рассмотреть процессуальные основания порядок производства личного обыска. Необходимо выявить особенности личного обыска, в ходе проведения обыска в жилище.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1.Контрольный опрос.

1. Подготовка к обыску.

2. Планирование производства обыска.

3. Технико-криминалистические средства, используемые при производстве обыска.

4. Психология и особенности тактики обыска помещений, участков местности, транспортных средств и личного обыска.

5. Использование помощи специалистов при применении технико-криминалистических средств для обнаружения тайников.

6. Фиксация хода и результатов обыска и выемки.

Задание 2.

1. Подготовка к производству обыска (по фабуле, предложенной преподавателем).

2. Проведение учебного обыска в помещении.

3. Составление протокола обыска.

4. Обсуждение составленного протокола.

 

Методические указания по подготовке

К практическому занятию

Необходимо уяснить понятие обыска и особенности его проведения в помещениях. Следует четко знать приемы обнаружения, фиксации и изъятия объектов, имеющих значение по уголовному делу, в рамках производства следственных действий.

Студенты должны уяснить порядок составления протокола обыска, схемы к указанному протоколу.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1.Контрольный опрос.

1. Подготовка к личному обыску.

2. Планирование производства личного обыска.

3. Технико-криминалистические средства, используемые при производстве личного обыска.

4. Психология и особенности тактики личного обыска.

5. Фиксация хода и результатов личного обыска.

Задание 2.

1. Подготовка к производству личного обыска (по фабуле, предложенной преподавателем).

2. Проведение личного обыска.

3. Составление протокола обыска.

4. Обсуждение составленного протокола.

Методические указания по подготовке

К практическому занятию

Необходимо уяснить понятие личного обыска и особенности его проведения в случаях необходимости во время проведения обыска (выемки) как самостоятельного следственного действия. Следует четко знать приемы обнаружения, фиксации и изъятия объектов, имеющих значение по уголовному делу, в рамках производства личного обыска, знать круг участников при проведении личного обыска.

Особое внимание должно быть уделено правилам составления протокола личного обыска. 

Семинар – 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие, виды и задачи допроса.

2. Подготовка к допросу.

3. Тактические приемы допроса потерпевшего и свидетеля.

4. Тактические приемы допроса подозреваемого и обвиняемого.

5. Тактические особенности производства очной ставки.

6. Процессуальное оформление результатов допроса.

 

Методические указания по подготовке к семинару

Необходимо уяснить, что допрос является следственным действием в ходе которого следователь (дознаватель) получают такие доказательства как показания потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, эксперта и специалиста. При этом по каждому уголовному делу проводится допрос участников уголовного судопроизводства. Кроме того, в случае ненадлежащей подготовке, следователю необходимо проводить дополнительный или повторный допрос. УПК РФ выделяет среди допросов - допрос несовершеннолетних.

При рассмотрении второго вопроса усвоить - подготовка к проведению следственного действия, в том числе и к допросу является тщательно спланированной деятельностью должностных лиц. Ненадлежащая подготовка может повлиять на результат всего следственного действия. Подготовка к допросу, прежде всего, включает: выбор места и времени допроса; определение круга лиц, участвующих в следственном действии; тщательное изучение материалов уголовного дела; составление плана допроса; изучение личности допрашиваемого. Следователь должен продумать вопрос об установлении психологического контакта и использовании тех или иных тактических приемов.

При изучении третьего вопроса необходимо помнить, что успех раскрытия и качественного расследования преступлений зависит от того, насколько следователь способен тактически правильно построить допрос потерпевшего. Выбор тактических приемов потерпевших зависит от их криминалистического типа (добросовестные потерпевшие; потерпевшие неустойчивого типа в ситуации нестрого соперничества; недобросовестные потерпевшие в конфликтных ситуациях и т.д.). Так, например, основным тактическим приемом допроса является метод свободного рассказа (хронологический, рассказ по эпизодам, по отдельным периодам, по отдельным местам происшествия, рассказ по лицам). При этом нельзя забывать, что основной задачей следователя при допросе свидетелей и потерпевших является активизация памяти участника следственного действия, что достигается с помощью тактических приемов, направленных на припоминание забытого, основанных на методах активизации памяти лица (метод сходности, метод контрастности, метод разобщения, метод наглядности и т.д.).

Четвертый вопрос предусматривает изучение тактических приемов, которые необходимо использовать при допросе подозреваемого или обвиняемого. В чистом виде ни один тактический прием не применяется, они всегда применяются в сочетании. Выбор тактического приема зависит от ситуации на допросе – конфликтная и бесконфликтная; использование средств наглядности – допрос на месте события, предъявление вещественных доказательств и т.д. К тактическим приемам относят: свободный рассказ; постановка вопросов; предъявление доказательств и т.д.

При изучении пятого вопроса необходимо помнить, что очная ставка – сложное следственное действие, требующее от следователя выполнение комплекса определенных организационно-подготовительных мероприятий. Которые обеспечивают результативность его проведения.

Шестой вопрос содержит в себе основное и обязательное средство фиксации показаний, получаемых в ходе допроса – протоколирование. Протокол допроса – это процессуальный документ, отражающий ход и результат допроса. Протокол представляет собой письменную форму информации, изложенной допрашиваемым устно, который может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Протокол должен соответствовать требованиям УПК РФ.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Контрольный опрос.

- условия, возникновения конфликтной ситуации и приемы ее разрешения в ходе производства допроса.

- особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых

Задание 2. Решение практических ситуаций,

Ситуация 1. Подавляющее число случаев, когда следователь не может получить правдивые показания от допрашиваемого, не признающего себя виновным, связано с его установкой о том, что следователь не располагает соответствующими доказательствами.

Эффективным приемом допроса является «искусственное создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности допрашивающего».

- Назовите тактические приемы, используемые для этого.

Ситуация 2. По подозрению в совершении разбойного нападения был допрошен гр. С., который заявил алиби – в день совершения преступления находился в гостях у родственников в деревне.

- каковы тактические правила проверки алиби.

Ситуация 3. В ходе допроса подозреваемый заявил о сильном недомогании, однако следователь допросил его, сделав об этом заявлении отметку в протоколе допроса.

- как должен был поступить следователь?

- каковы последствия подобных действий допрашивающего?

Ситуация 4. При допросе тех или иных лиц нередко возникает необходимость графического изображения предметов, участков местности, взаиморасположения объектов

- как процессуально оформить такие планы, рисунки, чертежи?

Методические указания по подготовке

К практическому занятию

При подготовке к занятию должны иметь представление об общих положениях тактики допроса, к которым можно отнести:

Законность, объективность и полноту, активность допроса и его целеустремленность, единство руководства, стадийность и учет психологических особенностей личности допрашиваемого, применение технико-криминалистических средств на любой стадии допроса.

Тактика допроса, как и тактика любого следственного действия, делится на три основные этапа или стадии:

1) подготовка к допросу;

2) проведение допроса;

3) фиксация хода допроса и его результатов.

Студенты должны иметь представление о классификации допроса по различным основаниям, а также об основных тактических приемах, применяемых на различных стадиях его подготовки и производства.

При решении указанных ситуаций необходимо помнить, что отсутствует единый подход в их разрешении, таким образом, должны анализировать условия и предлагать свои подходы.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Сформулировать ответы на следующие вопросы:

- тактические особенности производства очной ставки (между двумя свидетелями, между подозреваемым, потерпевшим и свидетелем; между двумя подозреваемыми и потерпевшим и т.д.).

- участие специалиста-криминалиста и иных специалистов при проведении очной ставки.

- процессуальное оформление результатов допроса.

Задание 2. По фабуле, предложенной преподавателем провести очную ставку и составить протокол очной ставки.

Задание 3. Проанализировать ход и результаты проведенного следственного действия, с обсуждением ошибок.

Методические указания по подготовке

К практическому занятию

В ходе подготовки к практическому занятию должны усвоить, что законодатель при конструировании статьи, регламентирующей основания и порядок производства очной ставки отказался от четкого определения количества участников данного следственного действия (так, например УПК РСФСР предусматривал возможность проведения очной ставки между двумя ранее допрошенными лицами). Судебно-следственная практика содержит сведения о проведении очной ставки между 2-мя, 3-мя, 4-мя ранее допрошенными лицами. Вместе с тем следователь зачастую отказывается от большого количества участников, поскольку это требует тщательной подготовки, иначе может привести к утрате доказательств.

При проведении очной ставки студент должен понимать целесообразность и значимость данного следственного действия.

Семинар – 2 часа.

Учебные вопросы

1. Понятие и виды предъявления для опознания.

2. Подготовка к предъявлению для опознания.

3. Тактика приемы предъявления для опознания живых лиц.

4. Особенности предъявления для опознания трупов.

5. Предъявление для опознания предметов.

6. Фиксация хода и результатов предъявления для опознания.

 

Методические указания по подготовке к семинару

Предъявление для опознания – это самостоятельное следственное действие, в ходе которого опознающий сравнивает предъявленный объект с мысленным образом ранее воспринятого и на этой основе делает вывод о его тождестве или различии.

Предъявление для опознания(проф. Баев) это следственное действие, заключающееся в представлении для восприятия свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным законом, лиц, предметов или их фотографий, трупа, участков местности, животных с целью идентификации как воспринимавшихся этим лицом ранее в связи с совершением преступления или при иных обстоятельствах, имеющих значение для расследования по делу(или установления между ними сходства), либо установления отсутствия между ними тождества.

Криминалистическая сущность опознаниясостоит в сравнении предъявляемых объектов с мысленным образом ранее наблюдавшегося. Опознающий воспринимает предъявленные ему объекты, мысленно сравнивает их с сохранившимся в памяти образом ранее наблюдающегося человека или предмета и приходит к суждению об их тождестве, или различии.

В психологии различают два вида узнавания:

- симультанное (синтетическое) – это одномоментное воспроизведение увиденного объекта, узнавание с первого взгляда, в результате мгновенного совпадения образа воспринимаемого объекта с мысленной моделью этого объекта, сохранившегося в памяти опознающего.

- сукцессивное (аналитическое) происходит дифференцированно, путем последовательной проверки, выявления или сличения признаков, выявления и сличения признаков предъявляемого объекта с чертами мысленного образа.

Процесс предъявления для опознания, при котором в результате происходит отождествление либо установление сходства (родовой принадлежности) путем узнавания, является разновидностью криминалистической идентификации. В данном случае идентифицируемым объектом будет тот единичный, конкретный объект, который подлежит опознанию. Идентифицирующим объектом выступает мысленный образ, сохранившийся в памяти человека, возникший в результате ранее имевшего место восприятия соответствующего объекта.

Субъекты опознания(опознающие): свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый. Лица психически здоровые, чтобы правильно воспринимать а затем воспроизводить образ воспринятого объекта, описывать его приметы, отличительные признаки, особенности. В отдельных случаях для установления правильного восприятия и воспроизведения факта лицом может быть назначена судебно-психологическая экспертиза.

Результатом предъявления для опознания может быть:

а) опознание конкретного лица или иного объекта (вывод о тождестве). Вывод о тождестве предъявляемого для опознания объекта делается тогда, когда устанавливается, что он является тем же самым объектом, который опознающий наблюдал ранее в связи с фактами, имеющими отношение к расследуемому событию;

б) установление сходства, т.е. родовой (групповой) принадлежности объекта. Сходство устанавливается в том случае, когда опознающий может указать лишь на общие групповые (видовые) признаки, позволяющие отнести предъявляемый объект и ранее наблюдаемый к одной группе (роду) объектов;

в) установление различия объектов. Вывод о различии делается опознающим тогда, когда предъявляемый объект оказывается не тем, который он наблюдал ранее.

При рассмотрении второго вопроса особое внимание должны уделять организационно-подготовительным мероприятиям, среди которых можно выделить: предварительный допрос участника, впоследствии которому будет предъявлен объект для опознания; принятие решения о целесообразности проведения предъявления для опознания: подготовка объектов, предъявляемых для опознания: подготовка места и условий проведения данного следственного действия. Особое внимание необходимо созданию обстановки, исключающей визуальное наблюдение.

Студенты должны усвоить, что наиболее распространенным видом является предъявление живых лиц для опознания. УПК РФ предусматривает процессуальные требования к проведению данного следственного действия. Кроме того, в ходе его проведения особое внимание должно уделяться мерам безопасности участников.

При изучении тактических особенностей проведения предъявления для опознания трупов, должны уяснить требования, предусмотренные УПК РФ.

Рассмотрение пятого вопроса требует изучение требований УПК РФ, предъявляемых к проведению данного следственного действия. Кроме того, должны усвоить условия и обстановку, когда проведения данного следственного действия нецелесообразно.

Шестой вопрос содержит в себе исследование основного и обязательного средства фиксации показаний, получаемых в ходе предъявления для опознания – протоколирование. Протокол – это процессуальный документ, отражающий ход и результат предъявления для опознания. Протокол представляет собой письменную форму информации, полученной в ходе проведения предъявления для опознания, который может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Протокол должен соответствовать требованиям УПК РФ.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Решение практических ситуаций.

Ситуация 1. Что следует предпринять, если при предъявлении для опознания подозреваемый, увидев вошедшего опознающего закричал: «Что, не узнаешь? Это ведь был я!»

Ситуация 2. По факту разбойного нападения следователем было организовано опознание подозреваемого. Потерпевший, войдя в помещение, указал на одного из статистов как на участника преступления.

Как необходимо поступить следователю в данной ситуации?

Ситуация 3. На допросе, предшествующем предъявлению для опознания, потерпевший назвал лишь общие признаки объекта, заявляя, что сможет его опознать. При предъявлении на опознании сообщил ряд индивидуальных признаков, по которым опознал объект.

Свидетельствует ли это о противоречиях в показаниях потерпевшего?

Ситуация 4. Во время допроса потерпевший заявил, что сможет опознать нападавшего по голосу, отметил характерные дефекты речи.

Каким образом будет проведено предъявление для опознания?

Ситуация 5. В результате дорожно-транспортного происшествия погибли несколько студентов, возвращающихся на автобусе с сельхозработ в город. Почти все трупы были сильно обезображены и частично обуглены.

Как правильно организовать и провести предъявление для опознания?

Задание 2

Просмотр и обсуждение учебного видеофильма «Предъявление для опознания».

 

 

Методические указания по подготовке

К практическому занятию

Подготовка к практическому занятию предполагает обязательное повторение основных теоретических положений темы. При решении ситуаций необходимо внимательно ознакомиться с условием, нормативным материалом, относящимся к урегулированию указанных вопросов, и сформулировать ответы на поставленные вопросы.

Ответы в развернутом виде, с аргументами, ссылками на нормы должны быть занесены в рабочую тетрадь (невыполнение этого требования расценивается как не подготовка к занятию). При ответе на вопросы задач студент  вправе пользоваться рабочей тетрадью и нормативно-правовыми актами.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1.Контрольный опрос.

Задание 2.

1. Составление плана предъявления для опознания подозреваемогопо фабуле, предложенной преподавателем. Обсуждение составленных слушателями планов.

2. Проведение предъявления для опознания.

3. Составление протокола предъявления для опознания.

4. Анализ хода и результатов проведенного предъявления для опознания.

 

Методические указания по подготовке

К практическому занятию

При подготовке к занятию должны иметь представление об общих положениях тактики предъявления для опознания живых лиц.

Кроме того, студенты должны повторить требования, предусмотренные УПК РФ, предъявляемые к предъявлению для опознания живых лиц. К проведению занятия должны подготовить: протокол предъявления для опознания, таблички с номерами.

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие, задачи и виды следственного эксперимента.

2. Подготовка к производству следственного эксперимента.

3. Условия допустимости следственного эксперимента.

4. Тактические приемы и условия проведения следственного эксперимента.

5. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента.

Методические указания по подготовке к семинару

Студенты должны знать понятие и сущность следственного эксперимента как источника доказательственной информации по уголовному делу.

Следует выделить основные цели следственного эксперимента и возможные его виды.

При рассмотрении второго вопроса должны знать круг обязательных и факультативных участников этого следственного действия; иметь представление о мероприятиях подготовительного характера для орг


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.