Характеристика детей с речевыми нарушениями — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Характеристика детей с речевыми нарушениями

2021-01-29 198
Характеристика детей с речевыми нарушениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Количество детей с нарушениями речи растет с каждым годом. Поэтому работа логопедов и дефектоло-гов направлена на поиск эффективных форм обучения и воспитания таких детей.В основе разнообразных нарушений речи лежит поражение коры головного мозга на различных этапах развития ребенка (перинатальном, натальном, постнатальном периодах развития). В связи с этим у многих имеются различные двигательные нарушения, такие как нарушение равновесия, координации движений, отсутствие недифференцированное™ артикуляционных движений и моторики рук. Дети быстро утомляются и пресыщаются любым видом деятельности. Утомление накапливается в течение всего дня, а также к концу недели. Оно сказывается не только на умственной деятельности, но и на поведении и самочувствии ребенка. Это может проявляться в виде сильных головных болей, вялости, сонливости, или,напротив, в расстройстве сна и повышенной двигательной активности. Двигательная расторможенность последних выражается в проявлении двигательного беспокойства во время занятий, дети могут вставать с мест, ходить по классу или выбегать в коридор. Во время перемены они возбуждаются, а после с большим трудом сосредоточиваются на материале урока и не выказывают необходимой реакции на замечания со стороны учителя.

Внимание у детей с нарушениями речи снижено, особенно страдают функции удерживания внимания на одном объекте и распределения внимания. Учащиеся с трудом понимают словесные инструкции, не всегда в состоянии комментировать собственные действия. Специалисты отмечают низкий уровень контроля детей с нарушениями речи за собственной деятельностью. Нарушения познавательной деятельности сочетаются с плохой памятью и низкой умственной работоспособностью. Педагог, обучающий такую группу детей, должен большое внимание уделять своей речи, так как от этого зависит качество восприятия учебного материала ребенком. Кроме того, дети с нарушениями речи нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Речевые инструкции, которые тяжелы для усвоения учащимися с этим видом нарушений, должны быть доступными для понимания и выполнения.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется неустойчивостью. Детям свойственны быстрая смена настроения, иногда даже проявление агрессии, навязчивости, беспокойства. Они не могут спокойно сидеть на уроке, плохо переносят жару, духоту, длительные поездки в общественном транспорте, жалуются на головные боли, головокружение, тошноту.

Детям с функциональными отклонениями в состоянии центральной нервной системы свойственны невротические реакции и даже в некоторых случаях расстройства из-за плохой отметки, замечание со стороны учителя, неоднозначное отношение со стороны одноклассников. Одним свойственны агрессивное поведение, повышенная возбудимость, в то время как другим- застенчивость, робость, пугливость.

 

  ДЕТИ С КОМПЛЕКСНЫМИ ДЕФЕКТАМИ

Под комплексным дефектом понимают сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Например, сочетание умственной отсталости и слепоты, ДЦП и нарушения речи, глухонемота и т. п. В отечественной дефектологии у этого понятия по­явилось множество синонимов: сложное нарушение, сложный дефект, комбинированное нарушение и др. По данным последних исследований эта группа детей составляет приблизительно 35-40 % от всего контингента обучающихся в специальных учреждениях. В зависимости от структуры дефекта принято выделять несколько соответствующих труп п.

1.     К ней относятся дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых способно вызвать отклонение в развитии (например, умственно отсталые глухие дети и т. п.).

2.      В эту группу включают детей, у которых имеется одно ведущее психофизическое нарушение и одно сопутствующее ему. Второе нарушение выражено не так ярко, но заметно отягощает ход дальнейшего развития. В таких случаях специалисты говорят об осложненном дефекте.

3.      В эту группу включают детей с так называемыми множественными нарушениями. У них имеется три (или более) нарушения первичного характера, выраженные в разной степени, однако приводящие к серьезным отклонениям в развитии ребенка. Примером могут послужить умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам относят сочетание у одного лица ряда небольших нарушений, которые в свою очередь тоже оказывают отрицательное влияние на дальнейшее развитие. Так, например,,

'при сочетании незначительных нарушений слуха, зрения и моторики, может развиться общее недоразвитие речи.

Огромное значение отводится ранней диагностике комплексных дефектов. Современная медицинская техника позволяет на ранних этапах развития ребенка диагностировать наличие нарушений различной степени выраженности. Отдельное место в этой системе занимают нейрофизиологические методы исследования. Грамотная и своевременная постановка диагноза позволяет как можно раньше начать лечение, воспитание и обучение такого ребенка по специально разработанным программам.

По мнению специалистов, занимающихся проблемами комплексных дефектов, психическое развитие детей при сочетании двух или более нарушений не является суммой особенностей психического развития при каждом из нарушений. Напротив, они образуют новую сложную структуру нарушений и требуют индивидуального психолого-педагогического подхода, который существенно отличается от подходов к другим категориям аномальных детей. Примером этой закономерности может послужить категория слепо-глухих детей. В результате нарушения слуха и зрения ребенок находится как бы в изоляции от внешнего мира. В связи с этим его психика не получает должного развития, познание окружающего мира резко ограничено, а формирование навыков, норм поведения и возможности общения с другими людьми сильно нарушено. Неудивительно, что некоторые причисляют таких детей к умственно отсталым, хотя в отличие от последних слепоглухие дети обладают значительными потенциальными возможностями умственного развития.

 

 ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВО

Под интеграцией в общество лиц с особыми общеобразовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью понимается предоставление им возможностей принимать участие во всех видах социальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. Если останавливаться на понятии «интеграция в образовании», то оно означает возможность получения образования как в специальном образовательном учреждении, так в образовательном учреждении общего назначения лицам с особыми образовательными потребностями. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой говорится о том, что жизнь этой категории людей должна быть как можно более приближена к условиям жизни всего общества. Принципы нормализации на сегодняшний день закреплены следующими международными правовыми актами: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интел­лектуальном развитии. Это означает следующее:

1)       ребенок с аномалией в развитии имеет право на реализацию своих потребностей, главная из которых - потребность в любви и благоприятной для дальнейшего развития обстановке;

2)      жизнь аномального ребенка должна быть максимально приближена к нормальной;

3)       аномальные дети по возможности должны воспитываться в своих семьях;

4)       аномальные дети, какими бы тяжелыми ни были их нарушения развития, должны получить соответствующее специальное образование.

Процесс интеграции начался в нашей стране не так давно, лишь в 90-х гг. XX в. Проблема интегрированного обучения является главным вопросом многочисленных дискуссий. Это связано с тем, что интеграция аномальных детей в общество и в образовательный процесс имеет свои положительные и отрицательные стороны. На данный момент в России получили развитие две формы интеграции: интернальная и экстерналь-ная. Под интернальной интеграцией подразумевается интеграция только внутри системы специального образования. Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие массового и специального образования. Но главное препятствие на пути интеграции -отсутствие готовности российских массовых школ принять детей с проблемами в развитии.

Однако в последние годы на смену понятию «интеграция» приходит понятие «включение». Этот термин в большей степени отражает современные взгляды на образование и место человека (обществе. В настоящий момент специальное образование пока еще не соответствует международным нормам, ведь оно не имеет экономической поддержки,специальных кадров. Кроме того, общество не готово в целом к интеграционным процессам и к взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельно­сти. Более того, закрытие специальных образовательных учреждений с целью достижения скорейшей интеграции не решит постановленных задач. Однако, как уже неоднократно было доказано специалистами, интеграция аномальных детей и подростков в общество необходима и является залогом их дальнейшей успешной жизни.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.