Дети с нарушениями зрения (понятие и причины возникновения) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Дети с нарушениями зрения (понятие и причины возникновения)

2021-01-29 211
Дети с нарушениями зрения (понятие и причины возникновения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нарушения зрения у детей могут возникать как во время внутриутробного развития, так и после рождения. На основе этого принято выделять несколько категорий детей: слепорожденные, раноослепшие и дети, лишившиеся зрения после 3 лет. Эта диффе­ренциация основывается на том, что время утраты зрения имеет большое значение для последующего развития ребенка. Слепорожденные, например, не имеют тех зрительных образов в памяти, которыми в той или иной мере пользуются ослепшие. Помимо этого, время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Существует следующая закономерность: чем раньше наступила слепота, тем больше заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития.

Причины нарушения зрения многочисленны и разнообразны. Значительное место в патогенезе нарушений зрения отводится наследственному фактору. Типичными причинами нарушений функционирования зрительного анализатора считается воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития, во время родов или в период раннего постна-тального развития, самыми распространенными причинами нарушений зрения становятся инфекционные заболевания матери во время беременности: сифилис, грипп, коревая краснуха и пр. В связи с травматическими или токсическими повреждениями мозга могут быть поражены зрительный нерв или глазницы. Опасность поражения органов зрения возникает в случае недоношенности ребенка, когда применяется так называемое кислородное лечение. Наиболее распространенными причинами нарушений зрения у пожилых людей считаются такие заболевания, как катаракта, глаукома и дегенерация сетчатки (возрастные изменения в желтом пятне).

Психофизическое развитие слепорожденных имеет те же закономерности, что и развитие нормальных детей, но отличается рядом особенностей. Так, отсутствие визуальной ориентировки наиболее заметно сказы вается на двигательной сфере и на содержании со­циального опыта. Своеобразным ориентиром для слепого ребенка служит реакция на звук как, и для нормального видящего ребенка в раннем возрасте, однако для незрячего звук является основным фактором ориентировки. Потеря зрения является причиной своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера. Так, у незрячего ребенка возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью. Кроме того, у детей с нарушением зрения возникают различные проблемы бытового характера, что часто вызывает переживания и негативные реакции. Слепой ребенок имеет все возможности для познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые и являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия. Компенсация слепоты представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира, создающую возможность овладения различными формами деятельности на каждом возрастном этапе.

 

  КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена заболеваниями или повреждениями плода в период внутреутробного развития или является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота возникает вследствие заболевания таких органов зрения, как сетчатка, роговица, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга или самих глаз.

По характеру протекания заболевания зрительного анализатора разделяют на прогрессирующие и непрогрессирующие. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Зрение может снижаться при появлении мозговых опухолей, а при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. К прогрессирующим заболеваниям врачи относят миопию (близорукость) и гилерметропию (дальнозоркость).

Близорукость - это такое нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо - предметы, удаленные от него. Близорукость как нарушение зрения встречается очень часто, по статистическим данным ею страдает каждый третий житель Земли. К причинам возникновения близорукости относятся следующие факторы: наследственность, родовые травмы и травмы головного мозга, ослабление или перенапряжение мышц глаза, чрезмерная нагрузка на глаза 'вследствие долгого пребывания за компьютером,чтение в движущемся транспорте и др. У близорукого человека нарушается сумеречное зрение, возникают сильные головные боли, усталость. Самое тяжелое осложнение миопии - отслоение сетчатки. При этом зрение начинает резко падать вплоть до слепоты.

Дальнозоркость - это такое нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на дальнем расстоянии, и плохо - предметы, приближенные к нему. Причиной дальнозоркости служит аномалия рефракции, когда лучи, исходящие от предметов, собираются за сетчаткой. Причины возникновения дальнозоркости приблизительно те же, что и причины возникновения близорукости. При таком нарушении зрения человек испытывает головные боли и неприятные ощущения в глазах, быстро утомляется; чтение становится затруднительным, а иногда и совсем невозможным.

Заболевания называют непрогрессирующими, если в течение значительного промежутка времени ухудшение зрительных функций не происходит. Так, к этой группе заболеваний относят врожденные пороки зрительного анализатора - астигматизм и катаракту.

Астигматизм - это патология рефракции глаза, при которой нарушается сферичность роговицы. Человек при этом видит предметы искаженными, изображение предметов нечеткое, прямые линии выглядят изогнутыми и наоборот. Причины возникновения астигматизма до конца не изучены. В подавляющем большинстве случаев такое нарушение зрения носит врожденный и наследуемый характер. Иногда причинами могут стать операции или травмы глаз. Проявляется астигматизм в детском возрасте. Астигматизм, кроме дефектов зрительного восприятия, сопровождается быстрой утомляемостью глаз и головными болями.

 

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

По степени нарушения зрения различают больных с абсолютной слепотой на оба глаза и больных, у которых имеются светооощущение или остаточное зрение. При абсолютной (тотальной) слепоте полностью утрачиваются зрительные восприятия, а остаточное зрение позволяет воспринимать свет, цвет, силуэты, контуры предметов. Таким образом, слепыми или незрячими называют подкатегорию лиц с нарушением зрения, у которых полностью отсутствую зрительные ощущения, имеются светоощущение или остаточное зрение, и, кроме того, лиц с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения с остротой зре­ния до 0,08. Большое значение имеет время наступления слепоты. Чем раньше произошло нарушение зрения, тем большее влияние на развитие ребенка оказывают вторичные дефекты. Категория слепых детей отличается своеобразием в психофизическом развитии. Вообще психофизическое развитие слепых детей имеет те же закономерности, что и развитие детей с нормальным зрением, но отсутствие ряда зрительных образов, визуальной ориентировки не может не сказываться на социальном опыте ребенка, его понимании окружающего мира.

Потеря зрения, анализатора, поставляющего наибольшую часть информации о мире, формирует своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы ребенка, его характера в целом. В первые месяцы жизни слепой ребенок пассивен в своих реакциях и попытках изучения окружающих предметах, «комплекс оживления» у него отсутствует. Поэтому уже в этом возрасте необходимо стимулировать познание |мира другими способами, искать оптимальный для данного ребенка компенсаторный путь,-иначе окна всю жизнь останется в социальном тупике. Так как зрение в значительной степени управляет развитием моторики и обусловливает общение с окружающими, то крайне необходимо стимулировать функциональное развитие разных органов чувств. Только при условии грамотно построенной работы родителей и тифлопедагогов с ребенком можно скорректировать отклонение в развитии ребенка.

У слепых детей отмечаются трудности в игре и много-численные бытовые проблемы, которые зачастую вызывают сложные переживания и негативные реакции. Игровая деятельность слепых детей бедна, для игры они часто используют неподходящие предметы. Большое значение имеет обучение ребенка игре, правильному взаимодействию с окружающими. Ведущую роль при этом играет голос, его звуковая окраска, так как слепые не способны видеть невербальное сопровождение речи. Неправильное воспитание ребенка в семье приводит к тому, что он не способен к самообслуживанию, эгоцентричен, требователен и капризен. Родителям необходимо сделать все возможное, чтобы слепой ребенок как можно меньше зависел от взрослых и мог вступать в нормальные социальные контакты с ровесниками. При малейших трудностях в процессе обучения он может проявлять негативные реакции по отношению как к педагогу, так и к сверстникам или замыкаться в себе. В связи с наличием дефекта у слепого ребенка резко сужен контакт с другими детьми и со взрослыми. Но чтобы адекватно понять реальную действительность, слепым детям необходим большой конкретный опыт.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.