Искусство в сфере познания: Альберти, Пьеро делла Франческа. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Искусство в сфере познания: Альберти, Пьеро делла Франческа.

2021-01-29 70
Искусство в сфере познания: Альберти, Пьеро делла Франческа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трактаты Л.Б. Альберти. Характерной чертой эстетики Возрождения было включение искусства, особенно живописи, в сферу познавательной деятельности человека. Богатая художественная практика породила многочисленные трактаты об искусстве: архитектуре, скульптуре и живописи. Выдающимся автором таких трактатов ("О зодчестве", "О живописи", "О статуе") был Л.Б. Альберти, ученый, архитектор, художник, теоретик искусства, автор и сторонник идеи культурного аскетизма. По его мнению, культура требует всего человека, без остатка, ничего не предлагая взамен: ни денег, ни удовольствий, только труды и бдения.

Человек, преданный словесности, пишет Альберти, в трактате "О преимуществах и недостатках словесности", должен отречься от всего и вытерпеть все жизненные тяготы и трудности. Его идеал - радость обладания культурой пеной отказа от даров молодости, житейских наслаждений, сладостных цветов.

Несмотря на то, что высказывания Альберти о сущности прекрасного не имеют систематического характера, он подробно рассматривает проблемы красоты и гармонии в трактате "О зодчестве".

Красота у Альберти - нечто непосредственно данное восприятию любого человека. Он считал, что судить о красоте людям позволяет врожденное их душам знание. В вещах от природы есть нечто превосходное и совершенное, нечто волнующее дух, а глаза жадны до красоты и гармонии, в искании их они наиболее упорны и наиболее устойчивы.

Альберти отмечает, что в природе встречается и безобразное, а прекрасное целое является немалой редкостью. И именно это требует от живописца изучать каждую часть изображаемого в отдельности и искать наиболее совершенные части в разных предметах. Зодчий у Альберти стоит на верхней ступени наук и искусств и управляет человеческим общением, создавая города. При этом он обнаруживает "скрытое, что находится под землей", тайные корни и скрытые причины, объективные и всеобщие законы, по которым строится мир прекрасных и гармоничных вещей, по которым оформляется материя. Природа для Альберти только материал, а все ее оформление исходит из божественного или человеческого духа, в котором красота является врожденным понятием, в то время как природа, взятая сама по себе, не содержит никакой красоты.

Понятие прекрасного и красоты Альберти связывает с понятием гармонии, назначение которой он видел в том, чтобы упорядочить части совершенным соотношением, чтобы они соответствовали друг другу, создавая красоту. Предстающее перед душою гармоничное, писал Альберти, человек чувствует сразу.

Проанализировав все написанное Альберти о гармонии можно выделить следующее:

1) гармония - абсолютное и первичное начало природы, сопричастница души и разума;

2) гармония - объективная закономерность, по которой соединяются и согласуются в высшем согласии части предметов;

3) красота есть действительность гармонии.

Важную задачу художника Альберти видел в задаче выбора. Из того, что художник выбрал, он должен был создать гармонию. Эта гармония означала полное соответствие отдельных элементов художественного предмета друг другу и всему целому. Для выражения полного соответствия возникли новые понятия и формулы: соотношение, пропорция, изящество, согласованность, композиция. Использовались математические расчеты, учитывались назначение и функции каждой детали, чтобы произведение в целом производило должный эмоциональный эффект.

До сих пор сохраняется упрощенное представление об эпохе Возрождения как периоде молниеносной замены авторитета церкви авторитетом науки и разума. Это не так, и на первый план в период Возрождения выступали другие проблемы. Одной из них был переход искусства из категории ремесле в категорию свободных профессий. Эстетика Возрождения, не порывая с идеологией Средневековья, шли по пути возвеличения изящного искусства. По их мнению, высшее совершенство проистекает от Бога. Альберти считал, что художник должен быть своего рода священником, ему должны быть присущи благочестии и добродетель.

Путь развития сложен вообще, сложен он и в эпоху Возрождения: насыщенный флорентийский мир, многообразный венецианский, от гуманистической классичности Мантеньи до строгой торжественности Пьеро дела Франческа. Его живопись отражает целую гамму оттенков культуры, которая воплощается в статуях и в монументах, в дворцах и церквях. Утверждается новый канон человеческой фигуры, ее новая парадигма, в которой люди эпохи видят свой идеал и следуют ему, а в архитектуре создается новый тип жилища для людей и богов.

Складывается более разумное и сознательное отношение к искусству, чем средневековое преклонение перед символом. Это проявляется в некоем параллелизме между философским содержанием и умелым привлекательным его изложением. Искусство оказывается одновременно выражением разума и выражением красоты, что делает искусство эпохи Возрождения непревзойденным либо за счет его рационализации в эпоху классицизма, либо за счет его эстетизации в современную эпоху.

2. Этические взгляды эпохи возрождения Этика итальянских гуманистов (Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла)

Итальянские гуманисты 14-15 веков активно выступили против церковной схоластики, за Возрождение наследия античности. Они отвергли жесткие рамки средневековой догматики, обращенность исключительно к текстам Священного писания и призвали мыслителей обратиться к самой жизни, к живому, действующему, полному сил человеку. Происходила светская переориентация сознания. Конечно, фигура Бога не исчезает из творчества деятелей Возрождения, но она как бы отодвигается на второй план, в то время как на авансцену философско-эстетической мысли выходит телесный, активный, свободный и творческий индивид.

Одним из крупнейших итальянских гуманистов является ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1407-1457гг.). Валла исповедует ярко выраженный принцип индивидуализма, и это - знамение времени. Он утверждает неискоренимый эгоизм человеческой природы, происходящий из природной же жажды самосохранения. Добродетель, согласно взглядам Валлы, это полезность, а полезность предполагает здравый расчет. Все отношения в обществе, начиная с семейных, подчинены полезности и расчету, но общество не может распасться в силу своей универсальности. Принцип наслаждения Лоренцо Валла распространяет не только на земную жизнь человека, но и на загробное царство. Он ничего не говорит об аде и осуждении грешников, зато рисует прекрасную картину райских радостей. По его мнению, люди в раю сохраняют свои тела, облагороженные и утонченные. Они могут теперь плавать под водой, летать по воздуху, а в знании и в искусстве достигнуть больших успехов. Таким образом, внесение эпикурейских мотивов в христианство оборачивается гуманизацией человеческого посмертья.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463-1494) - итальянский философ и гуманист. Мистически верил в силу магии. Преклоняясь перед мудростью Каббалы, изучил древнееврейский, арабский и халдейский языки. Основные сочинения: "900 тезисов, навеянных философией, каббалой и теологией", "Речь о достоинстве человека" и др. (Некоторые из представленных тезисов были признаны еретическими и осуждены.П. д.М. был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден и прощен в 1493 Папой Александром VI.) Ссылаясь в "Речи о достоинстве человека" на изречения Гермеса Трисмегиста (транслируемые Асклепием), П. д.М. пишет: "В арабских книгах я прочел, преподобные отцы, что Абдулла Сарацин, от которого потребовали, чтобы он указал на самое большое чудо мира, ответил, что нет ничего более изумительного, чем человек". Сходно звучит сказанное Гермесом: "Великое чудо, о Асклепий, человек". Обосновывает данную мысль П. д.М. таким образом: все Божьи творения онтологически определены но сущности быть тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, который помещен на границе двух миров. Свойства человека не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подниматься еще выше. Величие человека будет, таким образом, заключаться в искусстве быть творцом самого себя, в самоконституировании. Согласно П. д.М., Бог, обращаясь к только что сотворенному человеку, изрек примерно следующее: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определяешь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные". В человеке, согласно П. д.М., наличествует семя любой жизни. Если же он не удовольствуется ни качеством растения, ни судьбой животного, ни уделом ангела, то в этом случае он явит "единственный дух, сотворенный по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей". Развивая идеи Фичино, П. д.М. внес в интеллектуальную традицию Западной Европы ряд оригинальных подходов:

1) отнес к традициям магии и герметизма также и Каббалу, оказавшую самое значительное воздействие на умонастроения той эпохи;

2) стремился активно использовать в новых философских программах как ряд положений Аристотеля, так и многие фрагменты схоластики. По мысли П. д.М., природа человека - "хамелеонова": "И справедливо говорил афинянин Асклепий, что за изменчивость облика и непостоянство характера он сам был символически изображен в мистериях как Протей. Отсюда и известные метаморфозы евреев и пифагорейцев. Ведь в еврейской теологии то святого Эноха тайно превращают в божественного ангела, то других превращают в иные божества. Пифагорейцы нечестивых людей превращают в животных, а если верить Эмпедоклу, то и в растения. Выражая эту мысль, Магомет часто повторял: "Тот, кто отступит от божественного закона, станет животным и вполне заслуженно". И действительно, не кора составляет существо растения, но неразумная и ничего не чувствующая природа, не кожа есть сущность упряжной лошади, но тупая и чувственная душа, не кругообразное вещество составляет суть неба, а правильный разум; и ангела создает не отделение его от тела, но духовный разум. Если ты увидишь кого-нибудь, ползущего по земле на животе, то ты видишь не человека, а кустарник. И если ты увидишь философа, все распознающего правильным разумом, то уважай его, ибо небесное он существо, не земное. Это - самое возвышенное божество, облаченное в человеческую плоть. И кто не будет восхищаться человеком, который в священных еврейских и христианских писаниях справедливо называется именем то всякой плоти, то всякого творения, так как сам формирует и превращает себя в любую плоть и приобретает свойства любого создания! Поэтому перс Эвант, излагая философию халдеев, пишет, что у человека нет собственного природного образа, но есть много чужих внешних обликов. Отсюда и выражение у халдеев: человек - животное многообразной и изменчивой природы". Отчетливый контекст магического герметизма и каббалистики наложил явный отпечаток на гуманизм П. д.М., как и на весь возрожденческий гуманизм. По мнению Я. Буркхардта, П. д.М. "был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности".


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.