Раздел 1. Финансы и финансовая система. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Раздел 1. Финансы и финансовая система.

2021-01-29 92
Раздел 1. Финансы и финансовая система. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Финансы и кредит.

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

для студентов заочной формы обучения по специальности

         080302 «Коммерция».                  

Санкт-Петербург

Уч.год

Содержание.

Раздел 1. Финансы и финансовая система.

Тема 1.1 Сущность и функции денег.

Тема 1.2 Финансы. Финансовая политика и финансовая система.

                Управление финансами.

Тема 1.3 Государственные финансы. Финансы организаций                                                                              

               различных форм собственности.

Раздел 2. Банки и банковская система.

Тема 2.1 Банковская система РФ, принципы ее организации.

Тема 2.2 Функции банков.

 Раздел 3. Кредит, его сущность и виды.

  Раздел 4. Рынок ценных бумаг.

Тема 4.1 Рынок ценных бумаг и его структура.

Тема 4.2 Виды ценных бумаг и их характеристика.

Раздел 5. Финансирование и кредитование.

Раздел 6. Финансовое планирование.

Раздел 7. Валютная система и международные кредитные отношения.

Тема 1.2 Финансы, финансовая политика и финансовая система. Управление                                   финансами.

                                          

     Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы создаются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована. В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов каждой их этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

     Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляются, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования всей системы (особенно финансов предприятий).

     Финансы субъектов хозяйствования являются основным элементом системы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Формируются финансовые ресурсы за счет:

· Собственных и приравненных к ним средств (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления и т.д.);

· Мобилизуемые на финансовом рынке ресурсы (кредиты долгосрочные и краткосрочные, средства поступающие от операций с ценными бумагами и т.п.);

· Средства поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции и т.п.).

Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

· формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивании производственного потенциала предприятия;

· обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;

· обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.

 

C истема управления финансами на предприятии.

Формы и виды кредитов

Формы кредита:

1. В зависимости от формы ссуженной стоимости:

- товарная

- денежная

- смешанная

2. В зависимости от того, кто участник:

- банковский кредит

- коммерческий                                                                                                        - государственный

- международный

- гражданский (частный)

3. В зависимости от цели кредитования:

- производственная

- потребительская

4. Другие:

- прямая

- косвенная (с промежуточными звеньями)

- явная/скрытая

- новая/старая

- развитая/неразвитая

Виды кредитов:

1. По отрасли:

- торговый

- промышленный

- сельскохозяйственный

2. По срочности:

- краткосрочный

- среднесрочный

- долгосрочный

Принципы организации кредита. Факторы, влияющие на процент

Кредита

Принципы организации кредита:

1) возвратность

2) срочность

3) платность

4) обеспеченность

5) дифференцированность (разные подходы к разным заемщикам)

Факторы, влияющие на % кредита:

§ ставка рефинансирования ЦБ

§ средняя ставка по межбанковским кредитам

§ спрос на кредит

§ степень риска

§ уровень инфляции

§ срок

§ другие

КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

 

Капитальные вложения обеспечиваются денежными средствами из разных источников, основным из которых является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. Наряду с национальным доходом источником средств для капитальных вложений является фонд возмещения потребленных средств труда. Источником средств выступают также кредиты иностранных банков и фирм. Средства из этих источников направляются на капитальные вложения по нескольким распределительным каналам. Поэтому в практике обеспечения капитальных вложений денежными средствами появляются различные по характеру источники денежных средств. К ним следует отнести: собственные финансовые ресурсы инвесторов (прибыль, амортизационные отчисления, возмещение убытков от аварий, стихийного бедствия, денежные накопления и сбережения граждан, юридических лиц); заемные финансовые средства инвесторов (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты); привлеченные финансовые средства инвесторов (средства, полученные от реализации акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц); бюджетные инвестиционные ассигнования; средства внебюджетных фондов, бесплатные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан.

Состав средств, направляемых на капитальные вложения, зависит от того, кто является инвестором и какую форму собственности он представляет. Так, инвесторами государственных капитальных вложений являются органы власти и управления страной, областями и другими административно-территориальными образованиями, а также государственные предприятия и организации. В первом случае капитальные вложения осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств. Государственные предприятия и организации, а также те, которые основаны на коллективной форме собственности, обеспечивают капитальные вложения собственными, привлеченными и заемными средствами.

Отдельные граждане, трудовые и крестьянские хозяйства обеспечивают капитальные затраты за счет собственных средств (трудовые доходы, доходы от средств, которые помещены в кредитные учреждения и ценные бумаги, сбережения) и банковского, а в отдельных случаях и государственного льготного кредита.

Собственные средства предприятий и организаций образуются согласно требованиям коммерческого расчета и состоят из прибыли, амортизационных отчислений и других средств. В последние годы возрастает удельный вес собственных средств в общем объеме финансирования капитальных вложений.

Важным источником финансирования капитальных вложений становится прибыль от основной деятельности, которая представляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и организации. Использование прибыли для этой цели создает зависимость капитального строительства на действующих предприятиях от их основной деятельности, поскольку своевременное и полное финансирование таких вложений обусловлено выполнением плана прибыли. В настоящее время государственные предприятия и организации производят отчисления от прибыли, остающейся в их распоряжении, на техническое переоборудование производства, освоение новых технологий, осуществление природоохранных мер и нового строительства. Нормативы отчислений устанавливаются органами, исполняющими функции по управлению имуществом, которое находится в государственной собственности, в размерах не менее 30 и не более 80% суммы, остающейся у предприятий и организаций прибыли после уплаты ими обязательных платежей.

Амортизационные отчисления - это денежное выражение стоимости средств труда, перенесенной на продукт труда. В масштабе всего народного хозяйства амортизационные отчисления выступают как источник средств для простого воспроизводства основных фондов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти отчисления для расширенного воспроизводства своих основных фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фондов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме одновременно, через определенный относительно длительный период времени.

Переход к рыночным отношениям требует коренного изменения амортизационной политики. На современном этапе технического прогресса нормы амортизационных отчислений должны соответствовать темпам физического и морального износа, активно обеспечивать ускорение обновления и замены устаревших машин, оборудования и транспортных средств. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются в процентах к балансовой (первоначальной, восстановительной) стоимости основных фондов. С 1991г. действуют единые нормы отчислений только на полное восстановление основных фондов. Они обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от ведомственного подчинения и форм собственности. Начисление амортизации на активную часть основных фондов имеет ряд особенностей. Так, если основные фонды используются для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта, то может применяться ускоренная амортизация этих фондов. Она обеспечивает полное перенесение стоимости основных фондов на затраты производства и обращения за более короткие сроки, чем это предусмотрено действующими нормами амортизационных отчислений. Ускоренная амортизация должна содействовать интенсивному обновлению основных производственных фондов. Амортизационные отчисления на полное восстановление машин, оборудования и транспортных средств должны производиться в течение нормативного срока их службы или срока, за который стоимость этих фондов полностью перенесена на затраты производства и обращения.

При списании основных фондов до полного перенесения их стоимости на затраты производства и обращения недоначисленные амортизационные отчисления компенсируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и организации.

Для создания экономических условий сокращения расходов на капитальный ремонт физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств коренным образом изменена практика финансового обеспечения затрат на эту цель. Поскольку нормы амортизационных отчислений на капитальный ремонт основных производственных фондов не устанавливаются, то предприятия и организации независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности включают расходы на капитальный и другие виды ремонта этих фондов в себестоимость продукции (работ, услуг). Чтобы обеспечить равномерность такого включения, предприятия и организации имеют право создавать ремонтный фонд (резерв).

К прочим собственным средствам предприятий и организаций для капитальных вложений относятся средства, мобилизуемые в ходе строительства в результате реализации лишних и ненужных материалов и оборудования, использования ранее оплаченных материальных ценностей и прежде всего оборудования, а также ликвидации дебиторской задолженности, которая относится к капитальным вложениям. Этот источник называется мобилизацией внутренних ресурсов в строительстве.

 Бюджетные ассигнования имеют высокий удельный вес среди источников финансирования государственных капитальных вложений. Они являются основным источником финансирования капитальных вложений в непроизводственную сферу. Наряду с этим бюджетные ассигнования используются при строительстве объектов производственного назначения, которые имеют, как правило, важное народнохозяйственное значение. В последние годы наблюдается постепенный переход от безвозвратного бюджетного финансирования капитальных вложений на коммерческое кредитование за счет средств государственного бюджета.

Источником денежных средств на капитальные вложения может быть долгосрочный кредит как банковский, так и государственный. Кредит предоставляется, как правило, тем инвесторам, у которых нет или недостаточно собственных средств во всех случаях технического перевооружения, реконструкции и расширения производства, приобретения оборудования, не входящего в сметы строек, а также на строительство новых предприятий и сооружений.

Удельный вес долгосрочного кредита в источниках финансирования государственных капитальных вложений сравнительно мал. Переход к рынку и развитие рыночных отношений в народном хозяйстве страны должны создать условия для расширения кредитных отношений в сфере капитального строительства.

Источником денежных средств для капитальных вложений выступают и различные фонды, создание которых разрешено в последние годы (Чернобыльский, инновационный, содействия конверсии).

Все денежные средства, выделенные на капитальные вложения, концентрируются в банках, что является обязательным условием обеспечения непрерывного и целевого финансирования затрат. В условиях развития рыночных отношений и при комплексном обслуживании одним учреждением банка предприятия и организации хранят свои собственные средства, предназначенные на капитальные вложения, как правило, на своих расчетных счетах. В этих условиях выделенные на капитальные вложения средства не должны обособляться от других средств предприятия и организации, как это было до банковской реформы. Это создает им условия для оперативного маневрирования собственными средствами. По просьбе предприятий и организаций на договорных началах за отдельную плату банки могут открывать им отдельные счета для учета собственных средств и их использования на капитальные вложения. Это имеет смысл в случаях, когда инвестор осуществляет значительный объем капитальных вложений и есть необходимость в точном учете средств на эту цель.

Обособление собственных средств инвесторов, выделенных на капитальные вложения, на отдельных счетах проводится при смешанном финансировании, когда наряду с бюджетными ассигнованиями используются его собственные средства. Перечисление собственных средств предприятий и организаций на отдельные счета в указанных выше случаях, его размеры и сроки не должны создавать финансовое напряжение для них, а сроки должны быть приурочены к проведению расчетов за выполненные работы, оказанные услуги.

Средства бюджетов и внебюджетных фондов для финансирования капитальных вложений, а также разрешенный долгосрочный кредит зачисляется банками на отдельные счета.

Коммерческие банки должны выполнять работу по мобилизации средств на капитальные вложения, объем которой определяется соглашением, заключенным с инвестором по этому поводу.

Обусловленное кризисом резкое снижение инвестиционных возможностей как бюджетов всех уровней, так и предприятий и организаций выдвигает на первый план проблему финансового обеспечения капитальных вложений для структурной перестройки экономики, конверсии и модернизации производства, внедрения новых технологий. Частичное решение этой проблемы может быть достигнуто за счет таких источников, как расширение эмиссии акций и облигаций, привлечение иностранных инвестиций (в том числе кредитов), использование части средств, полученных от приватизации имущества и амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов государственных предприятий, а также части средств от реализации оружия, военной техники, имущества и передачи в аренду основных фондов, имущества Вооруженных сил.

 

И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Предприятия и хозяйственные организации осуществляют за счет собственных средств техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства как подрядным, так и хозяйственным способами. В условиях перехода к рынку ответственность за целевое и эффективное использования собственных средств возлагается на инвесторов, что обусловливает особенности финансирования таких капитальных вложений.

Все средства на капитальные вложения аккумулируются на расчетном счете инвесторов. По их просьбе учреждения банков могут открывать отдельные счета для учета собственных средств на капитальные вложения за отдельную плату.

Учреждения банков не оформляют финансирование строек, они должны предоставлять им для этого документы. Финансирование капитальных вложений производится с расчетного счета инвестора путем оплаты расчетных документов на выполненные проектные, строительно-монтажные и другие работы, поставленное оборудование и другие расходы, связанные со строительствам. Состав затрат и порядок их оплаты зависят от характера капитальных вложений, способа производства строительно-монтажных работ, а так- же метода финансирования затрат при хозяйственном способе строительства.

Учреждения банков не контролируют целевое и эффективное использование собственных средств инвестора на капитальные вложения. Только по просьбе инвестора, на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации, проводить контрольные обмеры оплаченных (представленных к оплате работ), оказывать другие виды услуг по финансированию капитальных вложений. Плата за такие услуги должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем полное покрытие затрат банка на их оказание и получение соответствующей прибыли.

 

НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕЛИ

 

Долгосрочные кредиты населению на потребительские нужды предоставляют в основном учреждения Сбербанка. Объектами кредитования являются затраты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию индивидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков, дач, благоустройство садовых участков, строительство гаражей, на приобретение квартир в жилищном кооперативе, в личную собственность, на покупку у граждан индивидуальных жилых домов с надворными постройками, на хозяйственное обзаведение семейным студентам и другие цели.

Кредиты выдаются на коммерческой основе при соблюдении принципов целевой направленности, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Кредиты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию индивидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков, дач и других строений предоставляются в размере до 75% сметной стоимости строительства, ремонта или инвентарной стоимости строения в пределах размеров, устанавливаемых Сбербанком в зависимости от уровня цен и в пределах кредитных ресурсов, мобилизуемых на местах, а также приобретаемых в других банках.

Кредиты населению выдаются на основании заключаемых между ссудозаемщиком и банком кредитных договоров по месту их постоянного жительства (прописки), за исключением кредитов на строительство и покупку индивидуальных жилых домов, на покупку квартир в жилищных кооперативах, которые выдаются по месту застройки или нахождения индивидуального дома или кооперативной квартиры, а также кредитов семейным студентам, которые предоставляются по месту нахождения вузов.

Сроки представления документов, подтверждающих целевое использование средств по ссуде, определяется в кредитном договоре, в зависимости от объекта кредитования, и не позднее установленного срока освоения. При этом срок освоения кредитов, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов, не должен превышать 2-х лет, а по ссудам, предоставляемым на приобретение домов и квартир - 2 месяца. Кредитный договор оформляется на всю сумму кредита, заключается на срок пользования ссудой и подписывается руководителем банка и заемщиком. Долгосрочные кредиты могут выдаваться частями таким образом, чтобы расходы, сроки погашения, процентные ставки по частично выданным суммам соответствовали условиям кредитного договора. Каждая сумма кредита, получаемая заемщиком в рамках условий кредитного договора, оформляется срочным обязательством заемщика и подписывается заемщиком.

Для получения кредита и оформления кредитного договора индивидуальные заемщики предоставляют банку следующие документы:

- паспорт или другой заменяющий его документ;

- справку с места работы ссудозаемщика и поручителя с указанием получаемого дохода (среднемесячного заработка) и размера производимых из него удержаний. Пенсионеры представляют банку удостоверение, сведения из которого проставляются в кредитном договоре заемщика;

- документы, необходимые для определения платежеспособности клиента;

- договор залога имущества или договор страхования;

- поручительство одного или более трудоспособных граждан, имеющих постоянный источник дохода;

- документ, подтверждающий право на соответствующие льготы.

Кроме того, заемщики представляют в финансирующее учреждение банка для получения кредита следующие документы:

- на строительство индивидуального жилого дома - заверенную в установленном порядке выписку из решения гос. администрации о выделении земельного участка под застройку дома, а также разрешенный и приложенный проект дома с указанием сметной стоимости строения или сведения из проектно-сметной документации, заверенные районным архитектором. При совместном строительстве многоквартирных жилых домов представляется также один экземпляр договора, заключенного между участниками застройки с указанием сведений об участниках и доли каждого из них в совместном строительстве;

- на строительство надворных построек - справку гос. администрации о том, что заемщик является владельцем дома и не имеет указанных построек, а также паспорт с постоянной пропиской в этом доме;

- на реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального жилого дома с надворными постройками, присоединение их к инженерным сетям, на приобретение оборудования для инженерного обустройства дома - документ, удостоверяющий право собственности на жилой дом, а также паспорт с пропиской в этом доме и перечень предстоящих работ;

- на покупку у граждан индивидуального жилого дома с надворными постройками (дом покупается как основное жилье) - справку бюро технической инвентаризации о балансовой (остаточной) стоимости строения. При отсутствии указанной справки можно представить справку органов Госстраха о страховой стоимости строений;

- на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков - справку правления садоводческого товарищества о том, что заемщик является его членом с указанием подлежащих выполнению работ;

- на покупку квартиры в жилищном кооперативе - справку кооператива, свидетельствующую о том, что заемщик является его членом, а также копию акта о приемке дома в эксплуатацию;

- на внесение первоначального взноса в жилищный кооператив - справку о том, что заемщик является членом ЖСК, и справку о сумме первоначального взноса;

- на покупку квартир в личную собственность - решение гос. администрации на выкуп квартиры, справку об оценочной стоимости квартиры;

- на строительство гаражей - справку гаражно-строительного кооператива либо гос. администрации с указанием сметной стоимости предстоящих работ.

По ссудам на покупку у граждан жилых домов оформляется гарантийное письмо на имя продавца о перечислении на его вклад суммы получаемого покупателем кредита после оформления в установленном порядке договора купли-продажи дома.

Кредитный работник проверяет правильность оформления договора залога имущества, поручительств граждан, а также других справок и документов, определяет платежеспособность заемщика, устанавливает суммы платежа основного долга по ссуде и составляет график платежей заемщика, производит расчет общей суммы процентов, подлежащих оплате за весь срок пользования кредитом, согласовывает с заемщиком способы, порядок погашения кредита и процентов по нему, оформляет совместно с заемщиком кредитный договор и срочное обязательство. На основании подписанного руководителем банка кредитного договора бухгалтерия оформляет индивидуальному заемщику лицевой счет.

В случае увеличения предельного размера кредита на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт индивидуального жилого дома и садовых домиков банки могут выдать дополнительный кредит из расчета максимально возможного размера при условии соблюдения установленных сроков освоения кредита.

Дополнительный кредит на окончание строительства индивидуального жилого дома может быть выдан только после предварительной проверки целевого использования ранее полученного кредита на основании справки районной гос. администрации или районного архитектора об измененной сметной стоимости строительства с учетом ранее приобретенных материалов и выполненных работ по старым ценам. По остальным видам кредитов предварительные проверки на месте целевого использования не производятся, но обязательно должен быть представлен промежуточный отчет об использовании ранее полученного кредита.

Дополнительная выдача кредита производится на условиях, действующих на момент его получения. Если процентная ставка не изменялась, то кредитный договор и срочное обязательство оформляются на всю сумму долга с учетом остатка задолженности по ранее выданной ссуде. По тем кредитам, по которым установлена новая процентная ставка, кредитный договор и срочное обязательство оформляются на вновь выданную сумму без изменения условий и документов по первоначальной выдаче.

При выдаче очередной суммы кредита в рамках условий кредитного договора кредитный работник переоформляет предыдущее срочное обязательство по ссуде на всю сумму выданного кредита, соответственно внося изменения в графики платежей.

Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях зачисляются на беспроцентные расчетные счета, открываемые в операционном отделе банка.

Погашение задолженности по ссудам и процентов по ним производится заемщиками в сроки, установленные срочными обязательствами. По ссудам, выдаваемым населению, устанавливаются, как правило, месячные сроки платежей. Первый срок платежа по кредитам устанавливается не позднее, чем через 3 месяца после получения ссуды или первой ее части, если ссуда выдается частями. Погашение ссуд, связанных со строительством и ремонтом домов, может начинаться после истечения сроков освоения кредитов. Размер ежемесячных платежей основного долга определяется путем деления суммы кредита на срок пользования им по договору, исчисленный в месяцах. По желанию заемщиком может быть предусмотрена возможность досрочного погашения задолженности по ссуде. В этом случае платежи производятся с объединением суммы ежемесячных платежей. При последнем платеже заемщику возвращаются проценты, полученные с него за недоиспользованный кредит. Погашение задолженности по ссудам и процентам по ним может производиться заемщиками через учреждения банка наличными деньгами, переводами через предприятия связи либо перечислением со счетов по вкладам, а также путем удержания из заработной платы, стипендии, пенсии на основании поручения заемщика бухгалтерии по месту работы (учебы) или органу, назначившему пенсию. Не внесенные в срок платежи перечисляются на счета просроченных ссуд. Просроченные платежи взыскиваются с индивидуальных заемщиков в бесспорном порядке по исполнительным надписям нотариальных контор. Банк обязан в месячный срок оформить в установленном порядке исполнительную надпись на взыскание просроченной задолженности по ссуде и процентов с заемщика или с его поручителя. При неуплате заемщиком очередных платежей, включая проценты, свыше 6 месяцев, банк вправе обратиться с иском в суд о досрочном взыскании всей задолженности по ссуде, числящейся за заемщиком.

За пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, установленные на договорной основе. Процентная ставка указывается в кредитном договоре. Договорные процентные ставки применяются в ряде отдельных случаев, когда в соответствии с банковским законодательством Центральным банком и Советом Сбербанка вводятся особые условия кредитования по некоторым видам ссуд и категориям заемщиков. Сбербанк осуществляет координацию уровня процентных ставок между учреждениями банка, находящимися на территории страны, путем установления минимальных и максимальных границ величины процента за соответствующие виды кредита и в зависимости от сроков выдачи ссуд заемщикам. Минимальная граница процентных ставок устанавливается в зависимости от стоимости кредитных ресурсов, затрат по их привлечению и расходов по совершенствованию кредитных операций и должна обеспечивать определенный уровень рентабельности кредитных операций учреждений банка. Максимальная граница устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения на отдельные виды потребительского кредита, может быть одинаковой для всех учреждений банка. Минимальные и максимальные процентные ставки могут устанавливаться и областными управлениями банка в пределах, предусмотренных Сбербанком. Конкретные размеры применяемых процентных ставок по кредитам внутри установленных границ определяются, как правило, непосредственно учреждениями банка при выдаче кредита в зависимости от условий их коммерческой деятельности, спроса на конкретные виды ссуд и учетом платежеспособности заемщика.

Размер ежемесячного платежа по ссуде определяется путем деления суммы процентов за весь период пользования кредитом на время пользования им, исчисленные в месяцах. За сумму процентов всего периода пользования принимается их величина, исчисленная исходя из условных сроков платежей через равный период времени. В условиях растущей конкуренции со стороны других банков учитывается необходимость приоритетного предоставления кредитов ссудозаемщикам, которые являются вкладчиками Сбербанка не менее 1 года или получает заработную плату через его учреждения независимо от сроков.

В процессе кредитования населения банк осуществляет контроль за правильным и целевым использованием заемщиком ссуд путем проверки документов, предоставленных для оформления кредита, отчетов о расходовании средств и других документов, предусмотренных в кредитном договоре, а также путем проверок на местах. При нарушении сроков платежей по ссуде и возникновении просроченной задолженности, неосвоении кредита в установленный срок, нецелевом его использовании банк удерживает штраф в размере не ниже О,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, что также предусматривается в договоре.

 

 

Раздел 6. Финансовое планирование.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Сферой финансового планирования являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них.

Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов:

1. Формулировка целей

2. Создание или использование прогноза

3. Выбор методов планирования (нормативный, балансовый, расчетно-аналитический, моделирование)

4. Формирование плановых показателей. Основные плановые показатели: выручка, прибыль, инвестиции, себестоимость и т.д.

5. Разработка и описание мероприятий по достижению заданных показателей.

6. Анализ разработанного материала на достоверность, достижимость и эффективность.

7. Внесение корректировок и утверждение плана.

 

В настоящее время планирование финансового состояния предприятия занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Место планирования в системе управления упрощенно можно отразить схемой: (рис. 1).

 

      Управляемая система (производство и др. деятельность)
Ресурсы                                                                                                       Продукция, услуги и пр.

         
 
   

 

 


                                                          Управляющая система

     
 

 


Рис 1. Место экономического планирования в системе управления.

 

Процесс принятия решения в целом как процесс волеобразования, связанный с будущим, можно рассматривать в качестве процесса планирования. Планирование в широком смысле слова означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями. Речь идёт о систематической постановке целей и подготовке необходимых для их достижения мероприятий (целенаправленные действия с объектами) в рамках имеющегося или создаваемого потенциала предприятия. Планирование, таким образом, представляет собой систематическое формирование будущего предприятия и охватывает процесс составления и принятия планов.

Планирование в узком смысле можно определить только как систематическую подготовку решений, связанных с определением будущих событий. Планирование означает в этом смысле систематическую подготовку к формированию будущего предприятия.

Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:

целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

выявления рисков и снижения их


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.