Последовательность изображения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Последовательность изображения

2021-01-29 188
Последовательность изображения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормальной последовательностью изображения человека считается такая: голова, черты лица, шея, туловище, руки, кисти рук, ноги, ступни (ноги и руки могут быть в обратном порядке). Если ребенок начинает рисовать человека не с головы, на это следует обратить внимание и проанализировать в зависимости от значения деталей.

 

Характер линий

Существенно, как ребенок рисует разные детали и фигуры (в рисунке семьи). Когда он меняет нажим? Если некоторые элементы прорисованы подчеркнуто жирно, то это нужно обдумать в соответствии с их значением. Так же и наоборот – если детали едва различимы, а линии слишком тонки. Особенно важно, если ребенок рвет карандашом бумагу, прокалывает отверстия (например, делает глаза‑дырки) и царапает фигуры.

 

Рисунок человека

 

В 1946 году американский психотерапевт Карен Маховер[3] разработала тест «Рисунок человека», взяв за основу тест своей соотечественницы Флоренс Гудинаф[4], предназначенный для определения личностного развития.

С помощью рисунка человека исследуют личностные психологические особенностей людей любого возраста и определяют уровень развития детей. Испытуемому предлагают вертикально расположенный лист бумаги А4, цветной и простой карандаши, ластик и просят нарисовать человека. Обычно дети начинают задавать уточняющие вопросы: «А какого человека – взрослого или ребенка? Мальчика или девочку? Закрашивать обязательно?» Нужно убедить ребенка нарисовать такого человека, какого ему самому хочется, а во время рисования обращать внимание на следующие моменты:

– хочет ли ребенок выполнять задание;

– как он выбирает образ;

– в какой последовательности рисует детали;

– что говорит во время процесса, как комментирует рисунок;

– как выбирает цвета;

– как использует карандаш (нажим, способ рисования);

Все это желательно записывать, чтобы не забыть.

После завершения рисунка нужно поговорить с ребенком об изображенном человеке, задать ему несколько вопросов: кто этот человек? как его зовут? где он живет? есть ли у него друг (друзья)? что он любит делать? ты с ним знаком? какое у него настроение? что он хочет сказать? Важны любые подробности, которые помогут в истолковании рисунка.

После этого следует оценить рисунок, присваивая по баллу за каждый положительный ответ по пунктам:

1. У человека нарисована голова.

2. У него две ноги.

3. Две руки.

4. Туловище достаточно отделено от головы.

5. Длина и ширина туловища пропорциональны.

6. Плечи хорошо прорисованы.

7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.

8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.

9. Шея ясно просматривается.

10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.

11. У человека нарисованы глаза.

12. У него нарисован нос.

13. Нарисован рот.

14. Нос и рот имеют нормальные размеры.

15. Видны ноздри.

16. Нарисованы волосы.

17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.

18. Человек нарисован в одежде.

19. Нарисованы, по крайней мере, основные части одежды (брюки и пиджак или рубашка).

20. Вся одежда, изображенная кроме указанной выше, хорошо прорисована.

21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.

22. На руках изображены пальцы.

23. На каждой руке по пять пальцев.

24. Пальцы пропорциональны и не слишком растопырены.

25. Большой палец достаточно хорошо выделен.

26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.

27. Прорисован локтевой сустав.

28. Прорисован коленный сустав.

29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.

30. Руки имеют такую же длину, что и туловище (или длиннее, но не более чем в два раза).

31. Длина стоп равна примерно трети длины ног.

32. Длина ног примерно равна длине туловища (или длиннее, но не более чем вдвое).

33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.

34. На ногах можно различить пятки.

35. Форма головы правильная.

36. Форма тела в целом правильная.

37. Очертания конечностей переданы точно.

38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.

39. Уши хорошо различимы.

40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.

41. На лице прорисованы ресницы и брови.

42. Зрачки расположены правильно.

43. Глаза пропорциональны размерам лица.

44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.

45. Четко различимы лоб и подбородок.

46. Подбородок отделен от нижней губы.

Полученные баллы суммируются, и сумма должна соответствовать возрастной норме:

5 лет – 10 баллов;

6 лет – 14 баллов;

7 лет – 18 баллов;

8 лет – 22 балла;

9 лет – 26 баллов;

10 лет – 30 баллов;

11 лет – 34 балла;

12 лет – 38 баллов;

13 лет – 42 балла;

14 лет – свыше 42 баллов.

 

Характер изображения

Головоног – норма до четырех лет, позже – задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда умственная отсталость.

 

Человек, нарисованный девочкой 3 лет и 2 месяцев. Рисунок соответствует возрастной норме

 

Схематический: до пяти с половиной лет норма – изображение рук и ног одинарными линиями‑палочками. В более позднем возрасте – либо нежелание выполнять задание, либо задержка в развитии изобразительной функции или умственном развитии; негативизм, нарушение обучаемости.

Одни конечности изображены одинарной линией, другие – двойной: до шести с половиной лет соответствует норме, позднее – импульсивность, задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.

Руки и ноги изображены двойной линией: до восьмилетнего возраста соответствует норме, позже – формальное отношение к заданию, задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.

 

Рисунок девочки 7 лет. В целом соответствует норме

 

Промежуточный между схематическим и пластическим: до подросткового возраста соответствует норме, позже – импульсивность, задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости.

Карикатурный: демонстративное поведение, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью, желание «закрыться» от проверяющего.

 

Поза человека

Изображение наклоненной фигуры говорит о психологической неуравновешенности и нестабильности.

 

На рисунке фигурка человека сжата, наклонена к краю листа, неустойчива

 

Развернутое анфас тело с головой в профиль, как на египетских фресках, может быть знаком испытываемой социальной напряженности. Если тело повернуто на три четверти, рисунок свидетельствует о творческой направленности ребенка. О том же и вдобавок о высокой активности – если фигура движется или выполняет какую‑то работу.

Сидячая или лежачая фигура – признак пассивности, особенно если подтверждение находится в других деталях картинки (например, у человека безвольно опущены руки).

Если ребенок рисует фигуру, закрытую предметами, изображенными на переднем плане (большим столом, например), это может говорить о негативизме, сложностях в общении и проблемах социализации.

 

Тип персонажа

В целом изображение человека в определенной роли – это показатель демонстративности, то есть повышенной потребности во внимании и похвале, склонности к театральным эффектам и чрезмерным чувствам. Особенно наглядно она проявляется в выборе персонажа, на которого обычно с восхищением смотрит масса людей – артиста, фигуриста, актера и других.

Некоторые типажи принято толковать определенным образом. Например, шут или клоун – знак сниженной самооценки, а иногда и негативного самопредъявления (позиции «ужасного ребенка», который нарушает нормы и правила, чтобы быть замеченным окружающими). Король, принц или вельможа символизируют высокий уровень притязаний. Военный может указывать на агрессивность, а любой «плохой» персонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница) или отрицательный сказочный герой – на негативизм, асоциальность или антисоциальность, а также негативное самопредъявление.

 

Рисунок подростка 14 лет. Явно выраженный негативизм

 

Любопытно, что изображение полицейского или милиционера имеет тот же смысл, что и рисунок преступника (ярко выраженная антисоциальность), несмотря на любые комментарии автора.

Стариков и нищих рисуют при депрессии, плохом настроении. Изображение человека с подчеркнутыми признаками богача или бедняка свидетельствует о недовольстве своим материальным положением.

Наконец, робот и инопланетянин выражают интровертность автора, говорят о чувстве одиночества, иногда – о шизоидной акцентуации (типе характера, который отличается чрезмерной замкнутостью и закрытостью для окружающих).

 

Символика частей фигуры

Голова: сфера интеллекта и место, где ребенок размещает свое «я». В норме дети начинают рисовать человека с головы и уделяют ей максимум внимания. На голове обычно больше всего деталей, и появляются они раньше других (ресницы, очки, головные уборы, усы, украшения, элементы прически и прочее). Если голова нарисована небрежно, а детали отсутствуют, это может говорить о плохой социальной адаптации. Наоборот, «зацикленность» на голове показывает ослабление умственных способностей или самоконтроля. Иногда дети, отстающие в психическом или умственном развитии, рисуют непропорционально большую голову. Стоит подумать и о другой причине: неприятных физических ощущениях в этой области – головных болях, травме. Маленькая голова в сочетании с подчеркнутой физической силой – показатель агрессивности.

Важно обращать внимание и на соотношение пропорций головы и туловища, оно показывает баланс духовного и физического в ребенке.

Волосы: большое внимание к волосам, изображение пышных причесок в рисунках девочек свидетельствует о сексуальном созревании.

Лицо: центр коммуникации, сфера общения. Исследователи называют его «самой социальной частью рисунка». Слабо и нечетко прорисованные черты лица выявляют сложности в общении, робость, уход от проблем и конфликтов в отношениях с окружающими. Об этом же говорит последовательность рисования, при которой лицо изображается в конце.

Если лица не видно вообще, потому что оно не прорисовано или человек изображен со спины, это свидетельствует о негативизме (иногда то же самое значит и рисунок человека в профиль). Сильное подчеркивание черт лица может указывать на попытку создать образ успешного и социально адаптированного человека – в качестве компенсации настоящему положению дел. Закрашенное лицо – знак того, что ребенок утратил чувство собственного «я». Голова робота или животного на человеческом теле также является сигналом негативных переживаний.

 

Голова у персонажа на рисунке слишком большая

 

На рисунке изображен закованный в латы воин. Угрожающая поза, оружие в руке и полностью закрытое лицо говорят о сильнейшей агрессивности персонажа

 

Пустое, едва намеченное лицо (слабо виден рот, почти незаметны глаза). Рисунок «прижат» к нижней кромке листа, человечек изображен маленьким, как будто он стремится спрятаться и стать невидимым. Картинка может свидетельствовать о сниженной самооценке, страхе, подавленности, апатии

 

В нормальном изображении лица все детали должны быть расположены на своих местах: глаза – симметрично в верхней части, нос – ниже и примерно посередине, под носом – рот. Нарушение нормы может быть признаком асоциальности или отклонений в развитии.

Очень важно обращать внимание и на выражение лица. Грустное – сниженное настроение, неглубокая депрессия, слабость и утомление, чувство одиночества, иногда сильная депрессия. Растерянное лицо говорит о неуверенности, тревоге, ощущении бессилия, иногда невротическом состоянии. Отстраненное лицо отражает интровертность автора, его погруженность в свой внутренний мир и склонность к защитному фантазированию; иногда – шизоидный склад личности.

Мрачное лицо может говорить о негативизме, асоциальности, депрессии или дисфории (болезненно‑пониженном настроении) и ригидности – психологической негибкости, неспособности приспособиться к меняющейся ситуации. Также возможны эпилептоидная акцентуация (тип характера, отличающийся раздражительностью, склонностью к недовольству и гневу, вязкостью мышления и педантичностью), психопатия. Наконец, свой отпечаток накладывает и отрицательное отношение к обследованию.

Злое лицо – признак агрессивности, импульсивности, негативизма. Возможны остро протекающий подростковый кризис, отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия. Странное лицо – шизоидность, недостаточная социализированность, сниженная конформность (способность изменять поведение и мнение под давлением позиции большинства); иногда психическое заболевание. Неприятное и отталкивающее лицо говорит об отрицательном отношении к обследованию, негативизме, подростковом кризисе, асоциальности или антисоциальности, негативном отношении к изображаемому персонажу. Иногда это также признак психического заболевания.

Тревожным знаком является и полностью обезличенное изображение, ничего не выражающее, застывшее лицо.

Лоб: символ самоконтроля, область социальных контактов. Лоб всегда открыт для окружающих. Отсутствие лба на рисунке – сознательное игнорирование интеллектуальной сферы.

Глаза: в норме ребенок рисует глаза со зрачками, глядящие прямо на зрителя, как на рисунке ниже.

Пустые глаза без зрачков обозначают проблемы в общении, иногда являются признаком аутизации. Кроме того, такие глаза характерны при наличии страхов и устойчивых фобий. При фобиях появляется также плотная штриховка глаз или же сами глаза могут быть чересчур большими.

Широко открытые, но не преувеличенные глаза – показатель любознательности. Если глаза маленькие, то автор рисунка скрытен и поглощен собственными переживаниями. Персонаж с закрытыми глазами выражает желание отгородиться от внешнего мира и избежать контактов с окружающими.

 

Персонаж на рисунке смотрит на зрителя, что соответствует норме

 

Направленный в сторону взгляд свидетельствует о подозрительности. Прямой, но не дружелюбный, а пронизывающий взгляд выдает склонность к демонстративному и вызывающему поведению, агрессии.

 

Рисунок не соответствует возрастной норме для ребенка пяти с половиной лет. Туловище, руки и ноги объединены в одну фигуру, нарисованы контуром, дополнительных деталей нет. Пустые глаза, очень длинная шея и массивное «основание» человечка могут свидетельствовать о сильных страхах и неуверенности, еще один знак – ошибочная линия плеча, уходящая вниз и перечеркнувшая руку

 

Брови: симметричные, ровные и аккуратные брови говорят о внимании к собственной внешности. Густые брови могут быть признаком резкости, грубости, строптивости. Слишком высоко поднятые брови символизируют высокомерное отношение к окружающим.

Ресницы: желание вызвать восхищение окружающих, потребность во внимании, похвале, признании собственной привлекательности.

Нос: сам по себе не несет смысловой нагрузки. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности. Слишком большой, подчеркнутый нос может быть интерпретирован как недовольство своей внешностью (у детей с семи лет).

Рот: оскаленные зубы или, наоборот, поджатые маленькие губы выдают агрессивность и враждебность. Тщательно прорисованные зубы указывают на речевую агрессию, о том же свидетельствует открытый рот.

 

«Зубастая» улыбка и смотрящие в сторону глаза – признак недружелюбия и скрытой агрессии

 

Если рот уменьшен или перекошен, то с шести лет это интерпретируется как негативизм (поведение наперекор).

 

Рот полностью закрашен. Изначально ребенок изобразил губы в улыбке, затем затушевал их другим цветом. Возможно, это признак вербальной агрессии (предположение вполне оправданно, учитывая заметно увеличенные ладони). Слишком маленькие глаза, огромные руки и большой закрашенный рот могут указывать на конфликтность, негативизм или агрессивные вспышки

 

Губы: символ сексуальной сферы. В детских изображениях человека при помощи губ передается выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, – признак верной половой идентификации.

 

Рисунок девочки 7 лет. Признаки верной половой идентификации: пышные волосы, пухлые губы, женская одежда и обувь

 

Подбородок: символ властности, воли, упорства. Если ребенок перерисовывает подбородок, выделяет его, это может свидетельствовать о компенсации собственной нерешительности, боязни ответственности (в сочетании с остальными плохо прорисованными деталями). Акцент на подбородке также может быть знаком стремления к превосходству, страсти к соревнованию.

Шея: связывает тело (физическое начало, импульсивность) и голову (интеллектуальный центр, контроль). Эту деталь обычно выделяют люди, которые озабочены отношениями телесных побуждений и контролирующего сознания, неуверенные в себе.

Длинная шея говорит о зажатости, скованности, манерности, чрезмерном самоконтроле. Короткая шея – прямолинейность и естественность. Отсутствие шеи – признак незрелости.

 

Толстая, подчеркнутая шея в сочетании со слишком короткими и безвольно опущенными руками обозначают излишний контроль и неуверенность

 

Уши: если ребенок обычно уже рисует уши (на других, «нетестовых», картинках), то они обозначают открытость и восприимчивость. Большие уши могут быть признаком излишней подозрительности и настороженности. Отсутствие ушей на рисунке, притом что ребенок изображает их всегда, – возможное неприятие критики, упрямство, повышенная чувствительность.

 

У фигурки, изображенной в профиль, нет ушей. Если обратить внимание на характер изображения (фигура тоненькая и сжатая) и слишком короткие, опущенные вниз руки, можно предположить, что ребенка много критикуют и он стремится «не слушать» окружающих, стать незаметнее

 

Руки: символ активности и готовности к контакту. Разведенные в стороны руки – признак общительности, желания взаимодействовать с миром. Если руки спрятаны за спиной, то автор рисунка замкнут или испытывает сильное напряжение.

 

Руки, свободно раскинутые в стороны, говорят о готовности к контакту

 

На рисунке семьи у человека в желтой «рубашке» и младенца в коляске нет рук (у остальных членов семьи они в разной степени прорисованы). Можно предположить, что общение между некоторыми членами семьи затруднено. Папа слегка повернут к дочери (у обоих есть руки), а мама держит коляску с малышом. Может быть, старшему мальчику уделяется недостаточно внимания и ему не хватает общения с родителями

 

Как отказ от общения интерпретируется изображение рук в карманах, скрещенных на груди, упертых в бока. Гибкие, свободно расположенные руки свидетельствуют о хорошей социальной адаптации.

Негнущиеся и механически расставленные руки указывают на поверхностность в отношениях, неэмоциональные контакты. Руки, поднятые вверх, выражают враждебность (то же самое – заштрихованные, закрашенные руки).

 

На рисунке у человечка непропорционально маленькое туловище и гигантские кисти рук, протянутые к зрителю. Как правило, это указывает на агрессивность

 

Полное отсутствие рук выдает крайнюю степень пассивности, необщительности и интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, туловища и общая гротескность изображения, «безрукость» свидетельствует о плохой приспособленности ребенка. Также это может быть сигналом испытываемого чувства вины, переживания собственной агрессии.

Также стоит уделить внимание длине и силе рук. Короткие руки означают замкнутость, стремление держать себя в строгих рамках. Длинные – направленность во внешний мир, контактность и желание приобретать. Изображение мускулистых рук указывает на приоритет силы (с его помощью может компенсироваться и собственная слабость). Хрупкие и тонкие руки говорят о страхе, нерешительности, слабости, в том числе болезненности.

Кисти рук и ладони: кисти нормального размера, с проработанными деталями указывают на благополучие в сфере общения. Если они слишком большие, то автор испытывает высокую потребность в общении, и наоборот, преуменьшенные кисти говорят о проблемах и нарушениях в этой области. Руки, сжатые в кулаки, обозначают агрессивность, особенно если в руках у персонажа есть оружие. Кулаки, плотно прижатые к телу, – подавленная агрессия, тенденция к бунту, скрытая враждебность.

Большие ладони говорят о деятельном, активном характере, а их отсутствие – о неприспособленности, чувстве собственной непригодности и незначимости. Если ладони едва намечены, то у автора имеются проблемы с общением: недостаточная контактность, ограниченный круг знакомств. Также это признак низкой продуктивности в практической деятельности.

Хорошо прорисованные пальцы показывают способность контролировать ситуацию, управлять событиями. Слишком длинные пальцы и ногти, удлиненные как у хищной птицы, свидетельствуют об агрессии и воинственности.

Туловище: отражает представления ребенка о физическом облике человека.

Сильное тело, нарисованное хрупким ребенком, – признак компенсации. Также крепкое, крупное туловище можно интерпретировать как показатель силы характера. Широкие плечи изобличают физическую мощь и желание превосходства.

Слабое тело может указывать на негативное переживание в прошлом, стресс, общую подавленность. Такое тело в сочетании с маленькой головой обозначает стремление избежать самоконтроля.

Угловатое и худощавое туловище типично для интровертного (углубленного в себя) типа личности. Прямоугольное туловище выражает мужественность и экспрессивность.

Дополнительные аксессуары и детали на теле в целом свидетельствуют об эгоцентризме и повышенном внимании к своей персоне. Пупок на рисунке ребенка старшего возраста – признак инфантильности или стремления уйти в себя. Крайне негативным показателем и знаком психических отклонений считается изображение внутренних органов.

 

У персонажа слишком маленькое, непропорциональное, сплошь заштрихованное туловище, а также ноги и руки, нарисованные одной слабой линией. Руки опущены вниз, кисти отсутствуют. Ноги прикрыты длинной юбкой, есть попытка нарисовать обувь (два кружка внизу). Фигура слегка наклонена. Все вместе может быть истолковано как признак неуверенности, стресса, повышенной тревожности

 

Если туловище изображено штрихами без контура, возможна острая тревога, иногда психическое заболевание (с пяти лет). Нарочито уродливое тело с искаженными формами указывает на негативизм, асоциальность или антисоциальность, импульсивность, острый стресс. Иногда речь идет о психическом заболевании или органическом поражении мозга (с шести лет).

 

У персонажа на рисунке непропорционально маленькие ручки, а также кисти без пальцев. Утонченная фигура, прижавшаяся к нижнему краю листа, и слишком маленькое туловище указывают на общую неуверенность. В сочетании с руками фигура может символизировать неконтактность, отказ от общения – руки не просто опущены, а еще и заняты корзинкой

 

Ноги: символ опоры. Широко расставленные ноги – экстравертная поза, говорящая об устойчивой позиции. Слишком тонкие, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги выражают неуверенность, слабость, чувство собственной никчемности, упадок духа. Если ноги нарисованы в профиль, автору присуща уверенность в себе. Отсутствие ступней или ступни, обращенные пальцами к зрителю, говорят о неуверенности, поиске опоры. Вообще, непропорционально маленький размер ступней или их отсутствие характеризуют эмоциональную незрелость, а в сочетании с общей неустойчивостью фигуры (которая может дополнительно на что‑то опираться) – плохую приспособленность в быту. Очень большие ступни интерпретируются как потребность в опоре, ощущение ненадежности собственного положения в мире.

 

У человечка непропорционально маленькие ступни и слишком тонкие (нарисованные одной линией) ноги. Автор испытывает неуверенность, чувствует недостаток опоры. Дополнительный признак – фигурка «висит» слишком высоко от края листа

 

Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности рисующего.

Гениталии: обычно отсутствуют на рисунках даже в подростковом возрасте, когда ребенок изображает признаки пола. Как правило, сексуальная символика выражается подчеркиванием области груди (у девочек) и гениталий (у мальчиков и у девочек), рисованием экстравагантной или прозрачной одежды. Особая фиксация на изображении груди, бедер, генитальной области свидетельствует о серьезном неблагополучии в сексуальной сфере. Аналогичным образом выделение области тела, близкой к гениталиям, также говорит о проблемах (что типично для подростков). Отсутствие на картинке нижней половины тела обозначает избегание сексуальной тематики или проблемы половой идентификации.

Подчеркнутые признаки противоположного пола на рисунке человека свидетельствуют о несформированной половой идентификации, а иногда о ее нарушении (но в подростковом возрасте такой рисунок считается нормальным).

О том же говорит изображение персонажа без каких‑либо признаков пола.

Иногда на рисунках рука персонажа прикрывает область гениталий. Это интерпретируют как контроль за сексуальными импульсами. Изображение полового члена с пятилетнего возраста трактуется как негативизм, асоциальность или антисоциальность.

Дополнительные детали: в сочетании с теми или иными особенностями рисунка помогают расшифровать его значение. Украшения, карманы, отделка, тщательно вырисованная одежда, шляпа и др. – признаки демонстративности.

Игрушка, шарик, флажок и прочие «детские» вещицы в рисунке подростка или взрослого человека указывают на инфантильность. Многочисленные пуговицы обозначают ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, с подросткового возраста – опять же инфантильность. Оружие, режущее или рубящее орудие, палка – признаки агрессивности. Сигарета, рюмка, татуировка на лице или теле говорят о негативизме, асоциальности, иногда об антисоциальности. Раны и шрамы указывают на невротическое состояние, иногда – на асоциальность или антисоциальность. Изображение «открытых» внутренних органов – признак ипохондрии, невроза, иногда психического заболевания. Если к изображению персонажа добавлено окружение – пейзаж, интерьер и прочая «обстановка», – то причиной может быть творческая направленность автора или его демонстративность.

 

Рисунок девочки 5 лет. У персонажа множество ярких украшений на голове, обувь украшена помпонами. В сочетании с общим позитивным настроем рисунка выдает желание обратить на себя внимание, жизнерадостность, оптимизм

 

Пример интерпретации рисунка

 

Рисунок девочки 10 лет

 

Общие наблюдения

Рисунок выполнен контурно простым карандашом, не раскрашен. Фигурка прижимается к нижнему краю листа, довольно неустойчивая и слишком тоненькая. Многие линии подведены дополнительно, местами есть штриховка.

 

Оценка рисунка в баллах

1. У человека нарисована голова – 1.

2. У него две ноги – 1.

3. Две руки – 1.

4. Туловище достаточно отделено от головы – 1.

5. Длина и ширина туловища пропорциональны – 0.

6. Плечи хорошо прорисованы – 1.

7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно – 1.

8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены – 0.

9. Шея ясно просматривается – 1.

10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы – 1.

11. У человека нарисованы глаза – 1.

12. У него нарисован нос – 1.

13. Нарисован рот – 1.

14. Нос и рот имеют нормальные размеры – 1.

15. Видны ноздри – 0.

16. Нарисованы волосы – 1.

17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову – 1.

18. Человек нарисован в одежде – 1.

19. Нарисованы, по крайней мере, основные части одежды (брюки и пиджак или рубашка) – 1.

20. Вся одежда, изображенная кроме указанной выше, хорошо прорисована – 0.

21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов – 1.

22. На руках изображены пальцы – 0.

23. На каждой руке по пять пальцев – 0.

24. Пальцы пропорциональны и не слишком растопырены – 0.

25. Большой палец достаточно хорошо выделен – 1.

26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти – 0.

27. Прорисован локтевой сустав – 0.

28. Прорисован коленный сустав – 0.

29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу – 0.

30. Руки имеют такую же длину, что и туловище (или длиннее, но не более чем в два раза) – 1.

31. Длина стоп равна примерно трети длины ног – 0.

32. Длина ног примерно равна длине туловища (или длиннее, но не более чем вдвое) – 0.

33. Длина и ширина конечностей пропорциональны – 0.

34. На ногах можно различить пятки – 1.

35. Форма головы правильная – 1.

36. Форма тела в целом правильная – 1.

37. Очертания конечностей переданы точно – 1.

38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют – 1.

39. Уши хорошо различимы – 0.

40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры – 0.

41. На лице прорисованы ресницы и брови – 1.

42. Зрачки расположены правильно – 0.

43. Глаза пропорциональны размерам лица – 1.

44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону – 0.

45. Четко различимы лоб и подбородок – 0.

46. Подбородок отделен от нижней губы – 1.

Всего: 27 баллов, немного ниже возрастной нормы (30).

 

Анализ деталей

Голова слишком маленькая по отношению ко всей фигуре. В сочетании с общей неустойчивостью изображенного человека может указывать на критическое отношение к собственным способностям, нежелание принимать на себя функции самоконтроля.

Волосы: изображение волос у персонажа соответствует возрастной норме. Они хорошо прорисованы, имеется прическа (коса). Деталь свидетельствует о нормальной половой идентификации.

Лицо открытое, хорошо прорисованное, приветливое. Лицо обращено к зрителю и выражает готовность к общению, контактность.

Лоб закрыт густой штриховкой, изображающей волосы. Это подкрепляет соображения относительно нежелания брать на себя функции самоконтроля. Показывает сниженный интерес к интеллектуальной сфере.

Глаза: зрачки плохо прорисованы, взгляд не направлен на зрителя. Деталь может указывать на наличие страха (что подтверждается общей неуверенностью фигуры). Глаза украшены густыми длинными ресницами, что свидетельствует о потребности во внимании окружающих.

Нос прорисован, маленького размера.

Рот: улыбка нарисована одной линией (обычно к десятилетнему возрасту девочки рисуют губы и раскрашивают их подходящими цветами). Изображение может быть интерпретировано как признак робости и застенчивости (что вполне согласуется с общим обликом).

Подбородок не выделен.

Уши не нарисованы. Если учесть общий вид фигуры, их отсутствие можно расценить как признак повышенной чувствительности, неприятия критических замечаний и болезненного их переживания.

Шея длинная и тонкая, выдает скованность и зажатость.

Руки опущены вниз, что означает замкнутость, напряженность. Нарисованы маленькими и слабыми, с помощью прерывающихся линий (признак недостаточной социальной адаптации, сложностей во взаимодействии с окружающими). Хрупкие руки в целом говорят о слабости и неуверенности.

Кисти рук и ладони слишком маленькие, а ладони плохо прорисованы. Недостаточно хорошо изображенные кисти рук и ладони, плохая детализация – свидетельство проблем в сфере общения.

Пальцы не прорисованы, кроме большого (кисть «рукавичкой»). Отсутствие пальцев – это и неумение контролировать ситуацию, и отказ от контроля.

Туловище слабое, маленькое, нарисовано прерывающейся линией. Можно предположить наличие негативных переживаний, высокого уровня тревожности, подавленности. В сочетании с маленькой головой подтверждает догадку о желании избежать самоконтроля.

Одежда и фигурка в целом недостаточно декорирована, нет необходимых деталей (не обозначен воротник блузки, шея сливается с одеждой).

Ноги тонкие, указывающие на недостаточную опору. При этом относительно туловища они длинные, что можно расценить как желание утвердиться. Стопы нарисованы в профиль: автор стремится к устойчивости и надежности.

Вывод: если принять во внимание общее впечатление от рисунка и анализ отдельных деталей, можно подтвердить предположение о наличии у рисующей девочки страхов, неуверенности, проблем в сфере общения и недостаточной социальной адаптации. Для более подробного анализа стоит провести повторный тест.

 

Марина Озерова

О детском рисовании

 

Арт‑директор Артемий Лебедев

Метранпаж Искандер Мухамадеев

Верстальщик электронного издания Дорин Дякону

Главный редактор Катерина Андреева

Редактор Татьяна Деваева

Корректор Екатерина Касимова

Фотограф Евгения Филатова

Менеджер Светлана Калинникова

 

Студия Артемия Лебедева

Газетный пер., д. 5, Москва, 125009, Россия

publishing.artlebedev.ru

 


[1]  Гленн Доман – американский врач‑нейрофизиолог, основатель Института человеческого потенциала. Широко известен разработками адаптирующих методик для детей с поражениями центральной нервной системы и головного мозга. Позднее эти методики стали использоваться для обу<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.