Исследование свойств красок и возможностей кисточек — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Исследование свойств красок и возможностей кисточек

2021-01-29 141
Исследование свойств красок и возможностей кисточек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познакомьте ребенка с возможностями его рисовальных принадлежностей. Покажите, к примеру, что кисточкой можно не только возить по бумаге, но и делать тычки. Толстой кистью из свиной щетины хорошо рисовать животных и птиц в стиле художника‑анималиста Чарушина. Для этого краску нужно набрать на кисть так, чтобы она была почти сухой, и наносить тычки‑мазки, держа кисть вертикально, перпендикулярно бумаге. Если волоски кисточки склеиваются краской, промокните излишек салфеткой.

Мягкой меховой кисточкой, смоченной в краске, рисуются клиновидные тычки, похожие на следы, листья, лепестки. Кисточку в этом случае держат наклонно, почти параллельно бумаге. Это хороший прием для изображения цветов и крон деревьев.

 

Осенний лес, нарисованный тычками кисти

 

Еще одно хорошее развлечение: согнуть лист бумаги пополам, в середину накапать кисточкой разноцветные кляксы и сложить бумагу, хорошенько прижав. Открыть и посмотреть – на что похожа клякса? Добавить другие цвета, по желанию дорисовать. А если лист сложить вчетверо, то фигурки получаются еще интересней. В этой технике легко изображать осенние листья, бабочек, цветы.

 

Бабочка. Рисунок мальчика 4 лет. Гуашь

 

Особенно подходят упражнения с кляксами для первого этапа занятий, когда ребенок знакомится с красками и учится их смешивать. Впрочем, и тем детям, которые уже довольно хорошо рисуют, интересно придумывать, что напоминает клякса.

Экспериментируйте со свойствами материалов. Краска с ее цветом, текстурой и текучестью сама подсказывает множество опытов. Массу интересного можно проделать с кляксами. Например, набрать побольше воды (несколько раз капнув на бумагу), окунуть кисточку в любую краску и посмотреть, как этот цвет «расползается» по водяному кругу. Потом добавить другой цвет и понаблюдать, что получится. Подуть на лужицу, чтобы изменить ее форму и цвет, подумать, на что она похожа, и дорисовать изображение. Таким образом очень легко изображать цветы – получаются пышные акварельные букеты.

 

Рисунок акварелью по мокрой бумаге – дождь из туч

 

Кроме клякс, попробуйте с ребенком «капельную технику» – дайте краске свободно капать на бумагу или другую поверхность с кисточки или из баночки. В «акварельной технике» лист предварительно сильно смачивается водой, а затем на него наносится краска, которой позволяют свободно растечься. Наконец, можно налить краску на гладкую или глянцевую бумагу и подуть на капли с одной или с разных сторон.

 

Что рисовать

 

Игры и упражнения

Рисование орнаментов. С помощью орнамента можно оформить вещи, которые используются в быту: разрисовать закладку для книг или расписать посуду.

Раскрашивание вырезанных фигурок. Вместо того чтобы дать ребенку покупную раскраску, попросите его вырезать что‑нибудь из бумаги, а потом раскрасить получившуюся форму (например, бумажную вазу). Если малыш еще не умеет вырезать, это делают взрослые. Закрашивание такой фигурки не навязывает ребенку шаблонный образ.

Раскрашивание объемных фигурок‑оригами. Вместе с ребенком сложите из белой или цветной бумаги фигурки‑оригами, а затем раскрасьте их.

Что‑то из чего‑то (образ, составленный из мелких деталей). Попробуйте нарисовать нечто с помощью маленьких повторяющихся изображений (например, кота из цветочков).

Рисование тактильных ощущений. Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему в руки какой‑нибудь предмет. Ощупав его как следует, ребенок может ответить на вопросы. Что чувствуют руки? Приятные ли ощущения вызывает этот предмет? Какой он? Завершите упражнение рисованием. Пусть ребенок попытается изобразить не сам предмет, а графически передать его качества (мягкость, жесткость, шершавость, угловатость и так далее).

Рисование эмоций. Предложите ребенку нарисовать его эмоции в виде любых образов – «моя радость», «мой гнев». Варианты этого упражнения – рисование приятных и неприятных переживаний. Можно, к примеру, закрыть глаза, вспомнить какой‑нибудь радостный эпизод из прошлого и постараться вновь ощутить эту радость. А затем зарисовать этот момент или впечатления от него.

 

Скука. Рисунок мальчика 4 лет 5 месяцев. Гуашь

 

Мой гнев. Рисунок женщины 32 лет. Гуашь, рисование руками

 

Рисование человеческих отношений. Нарисуйте любые отношения: дружбу, любовь, уважение и так далее – можно в виде аллегорий.

Идеальное место. Предложите ребенку пофантазировать и нарисовать вымышленное или реальное место, где ему было бы приятно находиться, жить, отдыхать, – уголок «для себя».

Рисование с натуры. Дошкольники обычно рисуют по памяти, но с ними и с детьми постарше полезно рисовать с натуры. Ребенок увлеченно разглядывает все, что его окружает. Взрослые могут присоединиться и сделать это вместе с ним. Понаблюдайте за муравьями, рассмотрите камешки на дне ручья, росинку на траве. Предложите ребенку зарисовать то, что он видит, или впечатления от увиденного. Даже те дети, которые еще не рисуют определенные образы, под влиянием сильного впечатления создают яркие работы. Особенно если они взаимодействовали с объектом рисования.

Ягненок. Гуашь. Трехлетняя девочка поиграла с новорожденным ягненком и нарисовала картинку. Фигурка ягненка чуть правее от центра, с красной головой. Образ узнаваем: длинные висячие уши, неустойчивые ножки, характерная поза и изгиб туловища. До этого в творчестве девочки почти не было определенных образов, что заметно по другим деталям рисунка, попыткам нарисовать окружающие ягненка предметы

 

Предмет с разных точек зрения. Один и тот же обычный предмет можно нарисовать по‑разному, представив его с различных точек обзора. Как видят дерево птица и кот, человек и обезьяна?

Впечатление от предмета. Внимательно рассмотрите с ребенком какой‑нибудь предмет в течение пары минут, а затем попросите его зарисовать свое впечатление от этой вещи (не саму вещь).

Нарисуйте понятия‑антонимы: счастливый – несчастный, доверие – подозрение, любить – ненавидеть.

Человек. Дети любят рисовать человека. Однажды они задумываются о том, что родители тоже были детьми, а они сами, когда вырастут, будут взрослыми. Попробуйте порисовать вместе картинки на тему «когда я был маленьким» или «когда я стану большим». Интересное упражнение – нарисовать стадии роста, себя в разном возрасте на одном рисунке.

Общая картина. В игре участвуют два человека, которые рисуют на листе одну картинку, заранее не договариваясь об ее сюжете: один начинает, второй продолжает, стараясь угадать, что задумал первый. В варианте для нескольких игроков каждый рисует на своем листе, а затем ими обмениваются по кругу: нарисовали – передали, добавили свое – передали и так далее.

Что на что похоже. Задача рисующего – изобразить множество предметов, отталкиваясь от заданной фигуры или нескольких фигур. Например, на картинке рисуется круг, который нужно превратить в какие‑то узнаваемые вещи, добавляя к фигуре разные детали.

Это упражнение особенно рекомендуется детям, которых начали обучать слишком рано. В результате усиленного развития логической сферы в раннем возрасте некоторые дети не умеют представлять образы и теряются, когда их просят что‑либо изобразить. Получив задание нарисовать что‑нибудь на свободную тему, большинство таких детей рисуют исключительно геометрические фигуры, цифры или буквы. Конечно же, в этом случае работа воображения и мыслительные процессы обедняются. Таким детям очень полезно предлагать пофантазировать, что же можно «изобрести» из знакомых им фигур. Поначалу упражнение будет для них довольно сложным. Взрослым нужно мягко и осторожно подсказывать ассоциации, помогая детям отойти от усвоенных шаблонов.

 

Сковородки. Рисунок девочки 5 лет 3 месяцев. Гуашь. Рисунок из трех кругов

 

Арбуз. Рисунок девочки 5 лет. Гуашь. По заданию нарисовать что‑либо из круга

 

На что это похоже. Представьте, на что похож некий обычный предмет, например стол, и изобразите его в новом образе. Пофантазируйте, во что превращаются предметы в темноте: вместо сложенных на стуле вещей появляется привидение, разбросанные детали конструктора напоминают динозавра и др.

Звуки. Попробуйте нарисовать то, что воспринимают ушами: тишину, шум, различные звуки – в виде линий, штрихов или фона. Пример задания – зарисовать звук обычного хлопка в ладоши. Как его можно изобразить?

Явления природы. Представьте и нарисуйте ощущения от различных явлений природы: грозы, дождя, шторма, радуги.

Сказочный мир. Предложите ребенку нарисовать симпатичный ему сказочный мир из какого‑нибудь произведения. Обратите внимание на проработку мелких деталей рисунка и подробности устройства сказочного быта.

 

Тематические композиции

Строим город. Дошкольники постоянно рисуют человечков и очень любят изображать домики (а мальчики еще и всевозможный транспорт). Склейте несколько ватманов, прикрепите их на стену или расстелите на полу. Вырежьте из детских рисунков дома, машины, людей и расположите их на бумаге. Получится улица или даже целый город, в зависимости от величины листа и количества персонажей. Домики можно прикрепить к листам, а человечков наклеить на картонную основу, чтобы не обтрепались, и играть ими в «город».

Рисуем семью. Предложите ребенку нарисовать портреты всех родственников, а затем изобразите вместе на ватмане большой дом, прорежьте в нем открывающиеся окна и «поселите» там семью.

Море. Ватман или даже несколько склеенных вместе раскрасьте оттенками синего цвета и заполните всевозможными деталями (рыбками, водорослями, ракушками). Сложите из бумаги кораблики, поиграйте в «пиратов» или поиски клада.

Цветы в вазе. Девочки обычно любят изображать цветы. Соберите множество картинок с цветами, выполненными в разных техниках, и вырежьте фигуры. Сделайте и раскрасьте объемные бумажные цветы. На большом ватмане нарисуйте вазу, а затем наклейте на нее все заготовки в виде букета. Такая картина будет радовать всю семью. Уменьшенный вариант на листе формата А4 можно преподнести в подарок кому‑то из близких.

Дерево. Нарисуйте на ватмане ствол и ветви (с этим справится даже трехлетний ребенок), затем вырежьте из бумаги и раскрасьте множество листочков, разнообразных плодов и цветов. Отличная крона получается из вырезанных отпечатков детских ладошек. Дерево хорошо смотрится и зеленым, и в осенней гамме.

Кукольный театр. Попросите ребенка нарисовать персонажей любимой сказки, а затем вырежьте их из бумаги и наклейте на картонную основу. Сзади прикрепите к ним тонкие палочки, за которые можно держать и водить «актеров». Постройте из картона кулисы (для этого хорошо подходят две скрепленные папки «Дело»), на которые можно вешать сменные рисованные декорации. Открывайте семейный театральный сезон!

Иллюстрирование книги. Прочтите с ребенком небольшой рассказ или сказку и предложите ему самостоятельно сделать «книгу». Задача взрослого – переписать или распечатать на принтере текст, а ребенок поработает иллюстратором.

Для книги обычные листы формата А4 согните пополам, а потом скрепите и вставьте в картонную обложку. Текст нужно заранее разбить на части и договориться, сколько будет картинок, чтобы ребенку не наскучило рисовать иллюстрации к каждому абзацу. Такой игрой хорошо заниматься в компании – каждый ребенок получает отрывок и оформляет свою страничку.

Как вариант, вместо рассказа можно взять несколько коротеньких стихотворений и сделать сборник с картинками. Произведения для книжки лучше выбирать незнакомые и непроиллюстрированные, иначе ребенок попытается копировать художника и расстроится, что не получается так же.

Дети любят сочинять. Запишите сказку, придуманную ребенком, и сделайте книгу из нее. Хорошо получаются тематические книжки – например, про счет, где к каждому числу от одного до десяти рисуется картинка. Еще идеи: радуга (каждая страница окрашена в свой цвет), животные или растения, зоопарк (зарисовка впечатления). Берите любые темы, которые интересны и важны вам и ребенку.

 

Рисунок девочки 5 лет 3 месяцев. Иллюстрация к странице про четверку – у кота четыре лапки. Гуашь

 

Для страницы с девяткой девочка нарисовала беременную женщину, запомнив, что беременность длится девять месяцев. Восковые мелки

 

Все эти упражнения полезны для детей, а особенно – для родителей. Они часто передают детям давно усвоенные шаблоны, не пытаясь построить образ заново, обогатить его.

 

Мама ребенка нарисовала типичный апельсин

 

Двухлетний ребенок нарисовал апельсин – узнать его трудно, зато в картинке много экспрессии

 

Цветные поперечные полосы – море, освещенное солнцем. Черные короткие штрихи – плавающие рыбы. Пастель. Рисунок выглядит свежо и индивидуально, опирается на изображение движения

 

Взрослым стоит приложить совсем немного усилий, и результат может быть совершенно иным. Как‑то на занятии родители тоже получили задание – нарисовать впечатление от плавающих в воде рыб. Перед рисованием они обсуждали свои ощущения и ассоциации. После тренинга женщина, обычно рисующая штампами, передала образ в такой картинке.

 

 

 

Графические тесты

 

 

В начале XX века методы исследования психологии пополнились рисуночными тестами. Они приобрели большую популярность в разных странах благодаря развитию психоанализа и успеху теории Юнга о бессознательном. Считается, что любое графическое изображение, сделанное человеком, может быть проекцией его личности и ее психологических особенностей. При этом результат рисуночных тестов сложно подделать, чтобы предстать в более выгодном свете, поскольку рисунки передают внутренние неосознаваемые переживания автора.

У рисуночных тестов есть несколько неоспоримых преимуществ:

– они просты в использовании;

– занимают немного времени;

– не требуют специальной подготовки, особенных условий и материалов;

– они близки к естественной деятельности;

– позволяют человеку раскрепоститься;

– могут проводиться неоднократно;

– способствуют установлению контакта;

– помогают выразить переживания без слов (многим, особенно детям, это дается легче).

Недостатки тестов – обратная сторона «неформальности» этого метода:

– истолкование смысла рисунков зависит от личности того, кто проводит тест (во многом ему нужно полагаться на собственный опыт, а возможно, и на интуицию);

– рисуночные тесты ситуативны, они отражают сиюминутное состояние испытуемого;

– информация, полученная только с помощью рисуночного теста, необъективна.

Чтобы верно интерпретировать результат рисуночного теста, очень важно соблюдать несколько условий:

– человек, проводящий тест, должен владеть подробной информацией о ребенке или взрослом, которого собирается тестировать;

– тест следует проводить в обычной, спокойной обстановке – данные, полученные во время болезни, стресса, после личных и семейных неурядиц, могут показать искаженную картину;

– для получения более объективного результата лучше провести несколько рисуночных тестов с некоторыми временными интервалами.

Для тестирования детей часто используются два популярных и легких в проведении теста – «Рисунок человека» и «Рисунок семьи». Обычно дети охотно соглашаются на эти задания. Тесты можно провести самостоятельно, учитывая несколько важных моментов.

1. Возраст ребенка. Обычно рисуночные тесты дают выполнять детям, которые уже могут изобразить человека со всеми частями тела и с мелкими деталями (как правило, старше четырех лет).

2. Физическое состояние. Не стоит проводить тест, если ребенок болен или устал.

3. Настроение. Если ребенок пережил стресс или по какой‑то причине не в духе, результаты будут необъективными.

4. Особенности процесса рисования. Нужно следить за тем, как ребенок рисует, и записывать все его комментарии по ходу рисования.

 

Интерпретация тестов

 

Цвет

Для рисуночных тестов обычно предлагают цветные карандаши, простой карандаш и ластик. Дошкольнику достаточно шести цветов: желтого, оранжевого, красного, зеленого, синего и черного. Дети младше трех лет обычно выбирают самые яркие оттенки: для них важен след на поверхности, а не цветовое соответствие изображения и оригинала.

Проанализировав множество рисунков, практические психологи выявили, что в норме на детских картинках светлые тона преобладают над темными. «Мрачная» цветовая гамма может свидетельствовать о стрессе, депрессии, нехватке любви и внимания. Обилие красного обычно говорит об агрессии или чрезмерном возбуждении. При интерпретации обращайте внимание, какие именно детали окрашены в тот или иной цвет, – это имеет значение. Во время рисования можно поинтересоваться, почему ребенок выбирает определенный цвет для изображения элемента.

Чтобы выяснить смысловое значение цвета в тестовом рисунке, нужно знать и о цветовых предпочтениях ребенка. Какими красками он обычно пользуется? Какие оттенки выбирает для типовых картинок (например, характерного для себя рисунка человека)? Какой цвет у него любимый? Полезны бывают любые дополнительные подробности.

В некоторых исследованиях по психологии авторы подробно разбирают значение цветов на рисунке. К примеру, красный, как правило, интерпретируется как знак агрессии, а черный – болезни или стресса. Но однозначно расшифровать оттенки невозможно, как бы этого ни хотелось. Выбор цвета зависит от множества причин, поэтому анализировать его следует в совокупности с остальными деталями рисунка. Тот же красный может выражать не агрессию, а приподнятое, радостное настроение, будучи просто самым ярким и сочным цветом палитры ребенка. Подсказки по интерпретации цвета содержатся в особенностях изображения окрашенных им деталей, а также в общем настроении картинки. Подробнее почитать о значении цветов тем не менее любопытно и полезно – например, в книге Кэтрин Тейлор «Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей».

 

Положение рисунка

Как рисунок расположен относительно вертикальной и горизонтальной осей листа? У разных позиций на плоскости есть символические значения. Вертикальная ось – шкала положительного и отрицательного. Ее верхняя половина позитивна: это радость, удовольствие и прочие «хорошие» эмоции, благополучие, здоровье и оптимизм. Нижняя часть, наоборот, негативна: скука, депрессивное настроение, болезнь. Горизонтальная ось символизирует время: левая от зрителя половина уходит в прошлое и выражает интровертность – углубленность в себя, закрытость. Правый луч направлен в будущее и говорит об открытости, экстравертном типе натуры.

 

Размер рисунка

В норме рисунок занимает примерно три четверти листа. Если картинка не помещается на бумаге, это может свидетельствовать об агрессии, раздражительности, эгоцентризме (подтверждения ищут в других деталях изображения). Слишком маленький рисунок, который «теряется» на странице, может обозначать, что ребенок ощущает собственную неполноценность, испытывает желание замкнуться в себе, «исчезнуть».

 

Детали рисунка

Чтобы правильно оценить рисунок ребенка, нужно знать, насколько он для него характерен. Например, ребенок не нарисовал у человека уши – рисует ли он их при обычном, спонтанном рисовании? Также обращают внимание на уместность деталей, их соотношение друг с другом и с фигурой в целом, акцентирование (например, перерисовку, частые стирания, жирные линии и прочие способы «отметить» какую‑то деталь).

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.