Либретто на основе древнерусского предания написано композитором совместно с Д. Аверкиевым — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Либретто на основе древнерусского предания написано композитором совместно с Д. Аверкиевым

2021-01-29 106
Либретто на основе древнерусского предания написано композитором совместно с Д. Аверкиевым 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первое представление состоялось 27 октября 1865 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

 

Действующие лица:

Красное Солнышко, князь стольно‑киевский (бас или баритон)

Рогнеда, одна из жен его (меццо‑сопрано)

Изяслав, сын их, 13 лет (меццо‑сопрано)

Добрьня Никитич, княжой дядя (бас)

Руальд (тенор)

Ингерд (тенор)

Друлав (баритон)

Скульда, колдунья (меццо‑сопрано)

Мальфрида, одна из рабынь Рогнеды (меццо‑сопрано)

Мамушка Изяслава (меццо‑сопрано)

Старик‑странник (бас)

Верховный жрец Перуна (бас)

Княжой Дурак, веселый скоморох (тенор)

Ловчий (бас)

Охотники (тенор и бас)

Богатыри, дружинники, градские старцы, стольники, чашники, ловчие, сокольничьи, псари, охотники конные и пешие, жрецы Перуна» жертвозаклатели, странники‑богомольцы, женщины на пиру, рабыни Рогнеды, скоморохи, плясуны и плясуньи, воины, народ.

 

Первое действие. Первая картина. В мрачную пещеру на берегу Днепра к колдунье Скульде пришел верховный жрец

Перуна. Он встревожен. Все шире распространяется в народе христианство, а киевский стольный князь Владимир Красное

Солнышко не заботится о том, чтобы охранить старую языческую веру. Надо убить князя. Орудием осуществления своего замысла жрец избрал Рогнеду, одну из жен Владимира. Скульда должна склонить княгиню к убийству. Входит закутанная в плащ Рогнеда. Она жаждет отомстить Владимиру. Он, покорив Полоцкую землю, убил отца Рогнеды, князя Рогволода, забыл жену ради воинских утех и развлечений. Колдунья бросает в жертвенник травы. Вспыхивает яркое пламя. Его отблески освещают нож в руках Скульды. Этим ножом Рогнеда свершит свою месть.

Вторая картина. На берегу Днепра, перед холмом, на котором высится идол Перуна, собралась большая толпа. Жрецы готовятся к встрече возвращающегося из похода князя. В честь его победы над врагом они решили принести Перуну в жертву двух отроков. Над одним из них уже занесен нож, когда из толпы вырывается юноша‑христианин Руальд и останавливает руку жреца. Возмущенные дерзким поступком христианина, жрецы набрасываются на юношу и готовы растерзать его. Неожиданно издали слышны звуки труб. На реке показываются корабли. Это плывет князь с дружиной. Воспользовавшись тем, что все устремились к реке, верховный жрец отпускает Руальда на волю – смелый юноша будет еще ему полезен. Руальд ненавидит князя Владимира, похитившего его невесту Олаву, и мечтает отомстить своему обидчику. С кораблей сходят на берег князь

Владимир Красное Солнышко и его дружина. Ликующий народ приветствует победителей.

Второе действие. В светлой гриднице, за широким столом пирует Владимир с дружиной и богатырями. Девушки и скоморохи потешают князя песнями, плясками, шут‑Дурак рассказывает занятную сказку. Веселье прерывает ловчий, поспешивший во дворец, чтобы сообщить князю новость: Руальд с друзьями напал на княжий терем и пытался похитить Олаву. Стража отбила нападение, но Руальду удалось бежать. Князь велит изловить и казнить Руальда. За отважного юношу вступается Добрыня

Никитич: Руальд не виноват, он защищал свою невесту. Богатырь просит простить смельчака и отпустить Олаву к жениху.

Разгневанный Владимир и слушать не хочет справедливых слов Добрыни. Разгорячившись, он грозит прогнать богатыря прочь.

Веселой шуткой Дурак смягчает гнев князя, и Владимир, сменив гнев на милость, приказывает песельникам снова петь, а плясунам – плясать.

Третье действие. В дремучем лесу, близ Киева, встречается Руальд со странниками, возвращающимися с богомолья.

Поведав старику‑страннику свое горе, юноша говорит о желании отомстить обидчику Владимиру. Старец призывает Руальда не злом, а добром отплатить князю. Вскоре юноше предоставляется случай осуществить завет своего наставника. Во время княжьей охоты на Владимира напал медведь. Руальд бесстрашно бросается на помощь князю, спасает его от смерти и сам погибает в неравной борьбе. Князь потрясен самоотверженностью и благородством своего врага. В глубоком раздумье внимает он проникновенным словам старика‑странника. Старец предсказывает Владимиру, что нынешней ночью он чудом; спасется от гибели, и призывает его просветить народ новой верой. Тогда

И врагам грозна, и вовек славна

Святорусская будет жить земля!

 

Вечереет, для возвращения в Киев – поздняя пора. Владимир отправляется ночевать в расположенный неподалеку терем

Рогнеды.

Четвертое действие. Печальна и задумчива Рогнеда. Ни веселые песни девушек, ни ласки сына Изяслава не могут разогнать ее мрачных мыслей о загубленной молодости, о безотрадной жизни с мужем. Княгиня оживляется лишь тогда, когда узнает о прибытии, князя в ее терем. Наконец‑то она свершит задуманное. Владимир, отослав свиту, удаляется в опочивальню.

Бесшумно подкрадывается к его ложу Рогнеда, в руке у нее острый нож. Неожиданно Владимир просыпается, разбуженный вещим видением. Перед ним, предупреждая об опасности, возникли во сне Руальд н старик‑странник. Вскочив, князь обезоруживает Рогнеду. Завтра она будет казнена.

Пятое действие. Первая картина. На Днепре бушует непогода. Бурной ночью пришел к Скульде верховный жрец. Он в смятении – что ожидает языческих жрецов? Скульда колдует. Стены пещеры раздвигаются. Окутанный туманной дымкой, предстает берег Днепра, заполненный народом. По знаку князя Владимира толпа низвергает идола Перуна в реку, и он тонет.

Вторая картина. Изяслав решил вымолить у отца прощение для матери или умереть вместе с ней. Своим телом мальчик защищает мать от пришедшего ее убить Владимира. Князь отдает Рогнеду на суд народный.

Третья картина. Княжий двор заполнен народом. Киевляне требуют смерти Рогнеды, покусившейся на жизнь стольного, князя. Изяслав бросается к ногам Владимира и просит его помиловать мать. Растроганный мольбами ребенка, Владимир прощает жену. Народ славит великодушие князя.

 

Роза и Кола

Опера в одном действии

Либретто Седэна

 

Действие происходит во французской деревне.

 

Роза, назначившая свидание Кола, с нетерпением ждёт, когда её отец уйдёт из дому. На ферму зашла их соседка, старая тётушка Боби; подозрительно поглядывая вокруг, она осматривает комнату Розы и бормочет что‑то себе под нос. Входит

Матюрен. Роза уговаривает отца пойти куда‑нибудь: не нужно ли ему съездить за зерном, или, может быть, он сходит в город.

Но Матюрен намерен остаться дома. Он недоволен рассеянным видом Розы: она вздыхает, часами сидит без дела, глядя в окно. За взрослой дочерью труднее усмотреть, чем за целым стадом овец, – озабоченно думает он.

Матюрен с удовольствием замечает, что к его дому подходит сосед Рыжий Пьер. Матюрен отсылает Розу. «Пойди‑ка, нарви салату», – говорит он ей. Приятеля остаются вдвоём. У Пьера есть сын Кола. Давно уже Матюрен замечает, что Роза любит поболтать с парнем. Вчера вечером, вернувшись на ферму, он заметил, как какое‑то четвероногое кралось под столом. Он толкнул его ногой, думая, что это собака. Роза поспешно кинулась на шею отцу; он велел ей подать огня. Нагнувшись, он нашёл у себя под ногами лук и узнал в нём лук Рыжего Пьера; нередко этот лук бывал в руках его сына; итак, четвероногое был не кто иной, как Кола.

Приятели хитро подмигивают друг другу. Матюрен не прочь отдать свою дочку за Кола, и Пьер охотно женит сына. Этой зимой надо сыграть свадьбу. Хотя влюблённая пара ещё молода и неопытна, но природа, молодость и здоровье научат их жизни.

Придя к взаимному соглашению, родители обнимаются.

Входит Роза. Приятели не хотят, чтобы она знала, о чём шла речь. Они притворяются рассерженными, бранятся и дерутся. Роза разнимает их, выталкивает Пьера и запирает за ним дверь. «Если только Кола придёт сюда, уж он получит от меня», – ворчит

Матюрен, грозя граблями. Роза прячет грабли. Оставшись одна, она с испугом слышит стук в дверь. Это Кола. Что делать?

Вдруг придёт отец. Роза притаилась под лестницей. Думая, что её нет дома, Кола бросает в слуховое окно букет цветов; букет падает на пол. Кола хочет положить его на стол. Он спускается через окно в комнату, но не замечает спрятавшуюся Розу. Она бросает в него клубком ниток. Обрадованный Кола кидается к ней навстречу. Роза поспешно рассказывает ему о ссоре родителей. Кола должен скорее уйти, но им не хочется расставаться.

Слышны шаги Матюрена. Последний поцелуй, и Кола взбирается на стол, оттуда к слуховому окну; но створки закрылись, и он не может выйти из комнаты. Входит Матюрен; ворча, он усаживается в кресло и зевает; он хочет вздремнуть и велит дочери через час разбудить его. Роза тихо напевает песенку. «Спрячь свои ноги», – шепчет она Кола. Пошевелившись, Кола теряет равновесие и летит вниз. Удивлённый Матюрен не верит своим глазам. Кола смущённо пытается объяснить свое появление: он хотел занести Матюрену уздечку, которую брал его отец. Но рассерженный Матюрен гонит его прочь.

Открывается дверь. На пороге стоит Рыжий Пьер, за ним тётушка Боби. Старая Боби ворчит о легкомыслии родителей: дети делают с ними, что хотят. Так вот оно слуховое окошко, в которое лазил Кола. Теперь ей всё ясно. Она видела, как по ночам он вылезал из окна своего дома и пробирался сюда через сараи. Вся деревня это знает.

Напрасно Кола пытается оправдаться, его гонят прочь. В огорчении он собирается покинуть деревню и уйти в чужие края. Роза горько плачет. Растроганная тётушка Боби утешает их. Ничего не поделаешь; придётся сыграть свадьбу, не откладывая до зимы, – решают родители. Виновные прощены. Общее веселье.

 

Роланд

Опера в трёх действиях

Либретто Мармонтеля

 

Действие первое. Прославленный герой, непобедимый рыцарь Роланд, охвачен безумной страстью к прекрасной королеве

Анжелике. Брак с Роландом мог бы укрепить пошатнувшийся трон Анжелики, мог бы вернуть ей прежнюю славу и почести. Но королева любит Медора, которому она когда‑то спасла жизнь. Голос сердца берёт верх над честолюбием королевы, она хочет отказать Роланду. Её приближённая Темира всеми силами старается склонить Анжелику в сторону Роланда. Она восхваляет его доблести, напоминает, что жене Роланда будут завидовать многие женщины, Анжелика сожалеет о том, что Медор не обладает славой Роланда. Долг королевы велит ей подчинить личное чувство благу её страны.

Медор тоже любит Анжелику. Но он скрывает своё настоящее чувство под глубокой почтительностью к королеве. Он завидует

Роланду, который скоро будет счастливейшим из смертных. Медору остаётся лишь верно служить своей прекрасной госпоже.

Сообщение Анжелики о том, что Медор должен избрать себе новое местожительство вдали от королевы, ошеломляет его.

Анжелика сочувствует его горю и сожалеет, что послушалась Темиру.

К Анжелике прибывают посланцы от Роланда. Они передают ей дар от своего господина – прекрасный драгоценный браслет.

Она должна гордиться любовью такого героя.

Действие второе. Картина первая. В лесу, около заколдованных источников любви и ненависти, толпятся влюблённые. Они восхваляют источник любви, дающий людям величайшую радость. Наполненная у источника чаша переходит из рук в руки.

Анжелика, жестоко страдающая от разлуки с Медором, приходит в лес в поисках источника ненависти, которым она хочет заглушить свою любовь. Но судьба приводит её всё время к источнику любви. Бродящих по лесу Анжелику и Темиру встречает

Роланд. Рыцарь радостно приветствует прекрасную королеву. Но Анжелика, обладающая даром становиться невидимой, внезапно исчезает.

Роланд горько жалуется Темире на жестокость той, ради которой он забыл свой рыцарский долг. Но если Анжелика так жестока с ним, то он отказывается от неё, и снова отправится на войну. При этом Роланд сам чувствует, что не в силах будет выполнить свои угрозы.

После ухода Роланда Анжелика становится опять видимой. Колебания её кончены. Она любит Медора и соединит свою судьбу с ним. Темиру, пытающуюся отговорить её, она просит замолчать.

Медор, страдающий от мысли о предстоящей разлуке с Анжеликой, также приходит к источнику любви. Услышав его голос, Анжелика прячется, чтобы послушать, о чём он говорит. Медор громко жалуется на свою печальную судьбу, разлучающую его с любимой женщиной. Он предпочитает смерть жизни без Анжелики. Медор вынимает меч. Анжелика в испуге окликает его.

Она просит его пощадить если не себя, то её, так как она не переживёт его смерти. Медор с благодарностью выслушивает слова любви, которые ему говорит Анжелика. Но сейчас не время для разговоров: Анжелика хочет встретиться с Роландом, чтобы объясниться с ним. Она просит Медора оставить её наедине с Роландом, предполагая обманом усыпить подозрения и ревность пылкого рыцаря. Во время свидания с Роландом Анжелика признаётся, что не любит его. Но Роланд не теряет надежды завоевать её сердце.

Картина вторая. Морская бухта. Медор рассказывает Темире, какая ужасная буря застигла его корабль, как только он отъехал от берега, и при каких обстоятельствах его спасла Анжелика. Сама судьба вернула Медора обратно. Пришедшая Анжелика зовёт Медора в храм, где они соединят свою судьбу навеки. Свидетелями их бракосочетания будут пастухи и пастушки окрестных селений.

Действие третье. Картина первая. Грот в лесу. Чтобы отвлечь подозрения Роланда, Анжелика назначила ему свидание у источника любви. Роланд вместе со своим другом Астольфом бродит по лесу. Роланд рассказывает Астольфу о своей любви к прекрасной королеве. Напрасно Астольф пытается напомнить Роланду о его воинском рыцарском долге. Роланд думает лишь об Анжелике.

Видя тщетность своих стараний, Астольф покидает Роланда. Неожиданно внимание Роланда привлекают две надписи на камнях грота. В них Анжелика и Медор говорят о своей взаимной страсти.

Появившиеся пастухи и пастушки окончательно открывают Роланду глаза на вероломство Анжелики. Вид браслета, подаренного Роландом Анжелике, который королева, отдала пастухам в награду за помощь и услуги при её отъезде, уничтожает последние сомнения Роланда. Роланд приходит в неописуемую ярость. Он сокрушает грот, вырывает деревья с корнями, неистовствует и проклинает свою судьбу.

Картина вторая. Лагерь. Рыцари призывают Роланда взять в руки оружие и вести их к новым победам. Роланд приходит в себя: перед ним открыт один путь – путь славы.

 

Ромео и Джульетта


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.