Не изобретать, а превосходить по качеству — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Не изобретать, а превосходить по качеству

2021-01-29 60
Не изобретать, а превосходить по качеству 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сам по себе интернет‑поиск существовал задолго до того, как двое Google‑умников задались целью придать более логичный вид его результатам. И пусть заслуга изобретения интернет‑поиска принадлежит не им, но они разработали технологию, позволившую качественно усовершенствовать поиск.

Как вспоминает Сьюзен Воджиски, дом которой в свое время послужил инкубатором для Google, в первое время Сергей с Ларри без конца спорили на темы интернет‑поиска. «Они считали, что нужна не новая, а улучшенная поисковая машина, – резюмирует она их споры. – С самого начала они четко понимали, что надо создать нечто гораздо лучшее по сравнению с имевшимися на тот момент поисковиками»(9).

Да и в разделе корпоративной информации сайта Google объясняется суть этого подхода: «Если другие разработчики принимали за данность ограничения, которые накладывали на скорость обработки данных поисковые алгоритмы, то компания Google предпочла написать новые алгоритмы, как оказалось, не налагающие никаких ограничений на быстродействие поисковой системы. И по сей день Google работает в направлении повышения быстродействия своей системы поиска».

Задолго до Google газеты, журналы и первые сайты только‑только стали появляться на просторах Сети, надеясь хорошенько подзаработать на рекламе в Интернете. Однако особых успехов на этом поприще никто не добился. А сегодня, доказав, что это возможно, компания Google доминирует и в области интернет‑рекламы. Она отточила рекламную концепцию, разработанную компанией, сначала называвшейся,[5] а позже переименованной в Overture и проданной компании Yahoo!. Да и во всем прочем – от электронной почты до платформ для мобильных телефонов – повторяется та же история: компания Google приходит с опозданием, зато совершенствует все, что попадает в поле ее зрения.

Существует множество примеров того, как Google, либо позаимствовав, либо приобретя какую‑нибудь концепцию, дорабатывает ее и делает более полезной.

– Компания Google создала приложение, позволяющее рассматривать завораживающие изображения земной поверхности, полученные при помощи аэрофотосъемки со спутников, когда купила Keyhole – фирму, которая разработала эту технологию.

– В 2004 году Google приобрела компанию Idealab, которая разработала сервис Picasa для хранения и просмотра цифровых изображений, уже облюбованный блогерами для размещения тематических фотоподборок.

– До того как компания разработала свою программу Google Earth, существовало множество программ, предлагавших виртуальные карты различных районов, но ни одна из них не полюбилась пользователям так, как эта.

Притом что компания Google прославилась этим своим умением блестяще совершенствовать существующие технологии, за десять лет с момента своего основания ею самою запатентовано 113 новых ИТ‑идей. Подробнее узнать об этом можно в подразделе «20‑процентные проекты» главы 8 «Google‑культура».

 

Ищешь вдохновения – оглянись вокруг

 

Как рассказывает Ларри Пейдж, источником вдохновения для него служат всевозможные новшества, изобретенные современной наукой. Как‑то раз он, беседуя с группой студентов, обратил их внимание на принцип работы малюсенького, не больше мышки, робота, который, выполняя заложенную в нем программу, походя ловко преодолевал препятствия, встречавшиеся на его пути. «Смотрите, какая крутая штучка. Мне такой еще не приходилось видеть.

И между прочим, она раз в десять дешевле прочих роботов такого класса», – говорил студентам Пейдж.

Оказывается, отличительной чертой этого шустрого робота было то, что вместо искусственного интеллекта, который анализировал бы окружающую обстановку на предмет препятствий, с тем чтобы направлять робота в обход, ноги этого малыша снабдили пружинками. Так что, не занимаясь расчетом и поиском удобной дороги, он просто перепрыгивал все, что встречалось на пути. Этой идее можно найти применение где угодно.

«На основе этой идеи можно сделать много полезного, – заметил Ларри. – Если вы набредете на что‑либо подобное [одну из плодотворных идей] и на ее основе создадите свою компанию, коммерческий проект или, скажем, изобретете что‑то, это только улучшит ваше положение в бизнесе; это великолепная возможность для бизнес‑старта»(10).

 

Как работает поиск?

 

Система Google – совершенно потрясающая штука. Она повысила мой коэффициент умственного развития пунктов на двадцать, не меньше. Теперь я могу в мгновение ока отыскать нужную мне ссылку или цитату или за секунду выяснить, с каким человеком в данный момент общаешься и чем он известен. Вещь крайне полезная для тех, кому приходится иметь дело со множеством людей, – помогает не путаться в деталях.

Уэс Бойд, президент организации MoveOn.org(11)

 

Однажды компания Google заявила, что секрет потрясающей эффективности ее поисковика кроется в использовании обычных серых голубей, что на поверку оказалось очередной первоапрельской шуткой.

Подсчитано, что на протяжении 2007 года система Google обрабатывала за месяц 37 миллиардов запросов, тогда как Yahoo! – 8,5 миллиарда запросов, a Microsoft – 2,2 миллиарда. Сегодня абсолютное большинство людей для поиска информации обращается к Интернету, и зачастую по многу раз на дню. Тем не менее мало кто представляет себе, как работает поисковая машина.

В упрощенной форме алгоритм ее работы выглядит примерно так.

Шаг 1. Вводим слово или набор слов в строку поиска, и машина отыскивает их в созданной ею базе данных, устанавливая связь с ними. С самого начала Ларри и Сергей ставили цель сохранить в своей базе данных все странички Всемирной паутины. Компания и по сей день добивается этого, а также охватывает и множество других источников информации.

Шаг 2. Машина приступает к поиску, при этом поисковый движок использует три своих ключевых элемента. Вот они.

1. Так называемый «ползун» (crawl), который на самом деле никуда не ползет. Вместо того он рассылает на тысячи веб‑страниц поисковый запрос по ключевым словам. Обычно его называют «пауком», потому что он постоянно сидит во Всемирной паутине.[6]

2. Индекс – огромная база данных, где хранятся и отыскиваются все слова.

3. Система обработки запросов, которая выдает пользователю их результаты.

Понятно, что приведенная грубая схема не объясняет, как именно работает уникальная поисковая технология Google. Это – ревностно охраняемая компанией профессиональная тайна. Правда, Ларри Пейдж, автор оригинальной идеи, все же дает нам кое‑какие ключи для понимания сути.

Вскоре после того, как он обосновался в Стэнфорде, Ларри начал регулярно консультироваться по поводу своей докторской диссертации с научным руководителем Терри Виноградом, обсуждая направление исследований. «Мы остановились на изучении того, как действует система ссылок в Сети, – рассказывает Пейдж. – Задачу мы видели в том, чтобы собрать все ссылки и проанализировать их, а потом уже решать, нельзя ли найти этому какое‑нибудь применение. В результате мы набрели на способ ранжировать вебстраницы по степени важности, отталкиваясь от количества ссылок на них, присутствующих на других страницах. И тогда поняли, что на основе этого принципа можно создать более эффективную систему поиска. Взяли и сделали это»(12).

На страничке Google можно найти более подробное объяснение:

 

Вместо того чтобы полагаться на помощь группы редакторов или на то, как часто слово появляется на вебстранице, Google ранжирует каждую веб‑страниу с помощью PageRank… Революционная технология PageRank оценивает все сайты, связанные с данной веб‑страницей, и присуждает им важность, частично основанную на сайтах, которые указывают на них. Посредством анализа всего содержания веб‑страницы система Google способна определить, за какие сайты те, кто более всего интересовался данной информацией, «проголосовали» как за наиболее ценные источники, предлагающие эту информацию (13).

 

Как уже говорилось, программу, которая делает поисковую систему Google уникальной по сравнению со всеми остальными, Ларри назвал своим именем. Идея, лежащая в ее основе, аналогична той, которая действует в академических исследованиях. Суть в том, что значимость научной публикации определяется тем, сколько раз на нее ссылаются солидные академические издания. Чем чаще коллеги ссылаются в своих работах на данную публикацию, тем больше значимости и релевантности она приобретает.

А на корпоративной странице Google объяснено, каким образом этот процесс усложняется:

 

PageRank полагается на демократическую природу Сети, используя систему ссылок как индикатор ценности отдельной страницы. Вместо того чтобы подсчитывать прямые ссылки, PageRank рассматривает ссылку со страницы А на страницу Б как голос в пользу страницы Б от страницы А. Затем по количеству полученных голосов PageRank определяет значимость данной страницы. PageRank оценивает также важность каждой страницы, принимающей участие в голосовании. При получении голосов от страниц с большей значимостью ссылка становится более ценной. Поисковая система Google, как и другие системы, также анализирует содержание страницы, на которой расположена та или иная ссылка. Поисковый движок Google анализирует не только все содержание страницы <…> но и содержание соседних веб‑страниц, чтобы убедиться в том, что полученные результаты наиболее точно соответствуют запросу пользователя (14).

 

Но и это всего лишь часть протокола. Как ни трудно это себе представить, но PageRank для объективной оценки значимости веб‑страниц учитывает более 500 миллионов переменных и три миллиарда терминов и тем не менее умудряется выдать результат в доли секунды. И все же поисковый алгоритм в значительной степени упрощен.

Как отмечает профессор Стэнфордского университета и один из первых инвесторов в Google Раджив Мотвани, «как вы, между прочим, могли бы заметить, поисковая машина, в сущности, делает почти то же, что скромный библиотекарь, только более сознательно! В то же время автоматизированные программы поиска помогают нам угнаться за экспоненциально возрастающим объемом информации»(15).

 

Платформа властвует

 

В мире компьютеров и Интернета английское слово platform (платформа) многозначно. Иногда речь идет о физической платформе, то есть совокупности оборудования, иногда – о программном обеспечении, иногда – обо всем вместе, а иногда оно означает и сам Интернет или конкретную вебстраницу, а то и поисковик. В общем, это слово может касаться любого из вышеназванных элементов.

«Платформа – по сути, игровое поле», – объясняет чикагский эксперт в области компьютерных технологий Джон Макдугалл:

 

Большие платформы, как правило, предназначены для целой отрасли, и все игроки обязаны действовать в рамках согласованного набора технологических стандартов, которые разрабатываются различными организациями по стандартизации; они же и следят за их соблюдением [7]. Что касается Интернета, здесь технологические стандарты разрабатывает и внедряет Консорциум Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C). Платформы поменьше тоже своего рода игровые поля, но более узкоспецифические по масштабам и сфере применения. Вы спросите, кто устанавливает стандарты для них? Игровое поле само определяет, кто может действовать на нем или экспериментировать с платформой (16).

 

Платформа представляет собой инструментальный комплекс наподобие инфраструктуры. Это каркас, на котором строится здание экономики, или общества, или корпорации. В области информационных технологий платформа представляет собой совокупность операционной системы и аппаратных средств, на которых она установлена; здесь платформа предназначена для исполнения прикладных программ определенного класса.

Платформы Google, YouTube, Facebook, Flickr, а также подобные им обладают властью задавать правила игры, позволяющие придать ей специфику и значимый признаваемый авторитет. Эта власть осуществляется через следующие полномочия:

– полномочия устанавливать правила или рамки поведения;

– полномочия хранить и использовать созданный пользователями контент;

– полномочия продвигать и отображать, а также акцентировать предпочтительный для данной платформы контент;

– полномочия задавать доступные для пользователей способы взаимодействия.

Соглашаясь в целом с такой трактовкой, профессор Джоэл Уэст, преподающий программирование в Университете штата Калифорния в Сан‑Хосе, отмечает при этом, что операторам платформ помимо имеющихся у них полномочий требуются также провайдеры сторонних продуктов и сервисов, которые позволяют создать своего рода экосистему, обеспечивающую функционирование платформы. Сторонние компании, образующие такую экосистему, зачастую являются конкурентами. Например, операционная система Android, созданная компанией Google для мобильных телефонов, конкурирует с аналогичной системой iPhone, разработанной Apple. Однако это не мешает данным компаниям сотрудничать по другим проектам, если они сулят взаимную выгоду. Эксперты в ИТ‑области придумали для этого инструмента выживания компаний‑конкурентов название «кооренция» (coopetition), сложив два понятия: «кооперация» (cooperation) и «конкуренция» (competition).[8]

Считается, что компьютерная сеть Google – самая обширная и мощная из всех ныне существующих как с точки зрения аппаратных средств, так и с точки зрения объема баз данных.

«Если целиком распечатать наш индекс, то получится кипа бумаги высотой в 113 км. Вот сколько у нас проиндексировано, – говорит Пейдж. – Наша система насчитывает шесть тысяч машин, так что у нас вдоволь ресурсов. Наших мощностей хватило бы на сохранение сотни копий всей Паутины. Так что у нас образовалось довольно занятное сочетание большого количества разнообразных вещей – множества вычислительных ресурсов и огромных массивов информации, которая прежде была недоступна»(17).

Компания Google постоянно предпринимает усилия по максимизации мощности своей платформы всеми доступными способами. Именно поэтому она взялась осваивать такое направление, как технологии мобильной телефонии. Так сложилось, что доминирующей платформой для доступа в Интернет во всем мире являются персональные компьютеры. В последнее время все больше людей для выхода в Интернет предпочитают пользоваться мобильными телефонами, что постепенно умаляет значение обычных персоналок как основного источника доступа в Сеть. В мире существует уже огромное разнообразие сотовых телефонов с поддержкой мобильного доступа в Интернет, и беспроводные сети расширяются не по дням, а по часам.

 

Открытая платформа

 

При том что компания Google громко ратует за открытость платформ, когда дело касается ее собственных, она предпочитает не раскрывать деталей, храня их в строжайшем секрете.

На конференции Web 2.0 в 2008 году вице‑президент Google по инженерным разработкам Вик Гундотра так прямо и заявил, что, когда провайдер единолично осуществляет контроль над своей платформой, это по определению замедляет внедрение инноваций. Этими словами Гундотра в завуалированной форме попенял своему бывшему работодателю, корпорации Microsoft. Присутствовавший на форуме представитель Microsoft Дейвид Тредуэлл не остался в долгу, спросив, почему бы Google не ознакомить компьютерное сообщество со своей ключевой технологией, с деталями поисковой системы, со своими рекламными системами. Гундотра тотчас же заявил, что в данном случае отказ Google следует расценивать не как подтверждение приверженности идее полного контроля, а как желание сбалансировать собственные бизнес‑интересы с интересами сообщества в целом(18).

А уже упоминавшийся профессор Джоэл Уэст из Университета штата Калифорния в Сан‑Хосе отмечает в связи с этим, что понятие открытость все больше воспринимается как расхожий маркетинговый термин и на самом деле намеки компании Google, что у нее открытая платформа, звучат лицемерно: «Любая платформа в определенной степени открыта, так же как и в определенной степени закрыта. Для компании это необходимое условие сохранения бизнеса. Вполне возможно, что Google в этом плане более открыта, чем большинство компаний». Однако Уэст утверждает, что лишь немногие из продуктов Google можно считать полностью открытыми: «ОС Android к числу таковых не относится, назвать ее открытой было бы неверно. Доступ к ее коду открыт лишь для ограниченного круга избранных». Точно так же закрытой можно с полным основанием назвать программу Google Books,[9] поскольку другие интернет‑провайдеры не могут пользоваться книгами из этой виртуальной библиотеки.[10] О какой открытости можно говорить, если даже читатели имеют к ним ограниченный доступ, который регулирует сама компания?(19)

 

 

Под другим названием?

 

Что еще неизменно придает Google привлекательности, так это ее причудливое имечко. Когда тебя просят «нагугли это слово», звучит забавно, правда? Это слово отлично запоминается и как‑то по‑особенному заразительно. Оно органично преобразуется в глагольные формы, к тому же сразу понятно, о чем речь. В этом смысле Google куда более продуктивен для словообразования, чем, например, названия Yahoo! или MSN, и фразы вроде «яху это», «эмэсэн это» или просто «найди это в Интернете» не идут ни в какое сравнение с понятным и емким «нагугли». И вообще Google относится к тому разряду слов, которые по самой своей природе забавны: чуть ли не сто лет назад был даже персонаж комиксов с таким именем – Барни Гугл, весьма популярный, про него еще сложили смешную песенку, году в 1923‑м ставшую настоящим хитом. Всем очень нравился припев: «Barney Google, with the Goo‑Goo‑Google Eyes» («Барни Гугл с гу‑гу‑гугловатыми глазами»).

 

Счастливая ошибка

 

Именно Ларри и Сергей выбрали в качестве названия для своей компании математический термин googol, обозначающий число с сотней нулей. Честь изобретения этого словечка принадлежит Милтону Сиротте, девятилетнему племяннику американского математика Эдварда Каснера.

Он впервые употребил новый термин в книге «Математика и воображение», написанной им в соавторстве с Джеймсом Ньюманом, и с легкой руки Каснера словечко «гугол» приобрело популярность. Что до юных отцов‑основателей новой компании, то, по их мнению, это слово как нельзя лучше отражало их амбициозный замысел сделать общедоступной всю информацию, какая только существует в мире.

По счастью, кто‑то ошибся в написании слова googol, и получилось неправильное с точки зрения орфографии, но такое славное Google. Эта ошибка оказалась очень кстати, так как впоследствии выяснилось, что слово googol в качестве названия сайта все равно не зарегистрировали бы.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.