Рабочее время и время отдыха работников воздушного транспорта — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Рабочее время и время отдыха работников воздушного транспорта

2021-01-29 389
Рабочее время и время отдыха работников воздушного транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Членам экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда установлена 36-часовая рабочая неделя при выполнении летной работы (Постановление Минтруда РФ от 12.07.1999 № 22).

Для экипажей воздушных судов устанавливаются суточные, месячные и годовые нормы летного времени. Для экипажей, выполняющих авиационные работы, а также учебные или тренировочные полеты, устанавливается, кроме того, предельное количество полетов в течение рабочего дня. Правила обеспечения предполетного отдыха, нормы и ограничения, касающиеся порядка назначения экипажей в полет и длительности его, определяются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 № 139.

Рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя. Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю, а бортпроводника – 40 часов в неделю.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Максимально допустимая продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов в месяц и 800 часов в год.

Работодатель должен обеспечить предоставление следующих периодов времени для прохождения членом экипажа обязательного медицинского освидетельствования: квартальное медицинское освидетельствование – два календарных дня; полугодовое и годовое медицинское освидетельствование – четыре календарных дня.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 № 10 установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени диспетчера УВД не может превышать 36 часов в неделю, то есть продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

В тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает максимально допустимую продолжительность ежедневной работы, для диспетчера УВД вводится сменная работа. При сменной работе диспетчер УВД должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).

Графики сменности доводятся до сведения диспетчеров УВД не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, для диспетчера УВД применяется суммированный учет рабочего времени. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время – 9 часов, в ночное время – 12 часов.

В течение рабочего дня (смены) диспетчеру УВД должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Отраслевыми правилам по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 20 марта 2003 г. № 27 (раздел VII) установлено, что режимы труда и отдыха при работе со спецжидкостями устанавливаются в соответствии с нормами трудового законодательства РФ, а также характера производственной деятельности и динамики функционального состояния работающих.

Работа со спецжидкостями в условиях превышения гигиенических нормативов возможна только при использовании средств индивидуальной защиты или при сокращении времени воздействия вредных веществ – защита временем.

Определение допустимого времени контакта с вредными химическими веществами за рабочую смену осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ по представлению руководства организации.

Статья 52 Воздушного кодекса РФ фактически запрещает авиационному персоналу, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения, использовать право на забастовку (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций), а также любое иное прекращение работы. Это вызвано необходимостью защиты прав и законных интересов граждан, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

5. Сертификационные, технические и санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда на воздушном транспорте

Эксплуатация гражданских воздушных судов без сертификата эксплуатанта, не допускается. Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», утвержденные Приказом Минтранса РФ от 04.02.2003 № 11 устанавливают сертификационные требования для эксплуатантов. Сертификат эксплуатанта выдается на срок до двух лет, он не может быть выдан на два или более юридических (физических) лица и не может быть передан одним юридическим (физическим) лицом другому.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам Системы сертификации в гражданской авиации РФ для подтверждения соответствия эксплуатанта установленным требованиям. Форма сертификата приведена в приложении № 1. Эксплуатационные спецификации – приложения к сертификату эксплуатанта, содержащие основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов (приложение № 2).

Перечень структурных подразделений и служб, входящих в организационную структуру эксплуатанта, включает: летную службу; инженерно-авиационную службу; производственно-диспетчерскую службу, имеющую в своем составе подготовленных сотрудников по организационному обеспечению полетов (диспетчеров); инспекцию по безопасности полетов; службу авиационной безопасности; службу организации перевозок и/или авиационных работ; службу бортпроводников; медицинскую службу; службу аэронавигационной информации; службу охраны труда (лицо, ответственное за состояние охраны труда).

Летная служба эксплуатанта должна соответствовать условиям безопасного выполнения полетов. Эксплуатант разрабатывает и внедряет в своей организации руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.

В Санитарных правилах «Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации (СанПиН 2.5.1.051-96), утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 19.03.1996 № 7 определены санитарно – гигиенические требования к рабочим местам в кабинах самолетов и вертолетов и условиям отдыха летного состава гражданской авиации.

Санитарными правилами установлено, что в кабинах воздушных судов нормируются следующие оптимальные и допустимые показатели микроклимата: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, а также температура ограждающих поверхностей. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата для кабин воздушных судов указаны в Приложениях 1-2.

Минимальный Перечень веществ, рекомендуемых для контроля в воздухе кабин воздушных судов, представлен в Приложении 3.

Предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука, воздействующие на летный состав в полете, не должны превышать величин, представленных в Приложении 5.

Кроме того определены нормы ионизирующего излучения, нормы напряженности электростатического поля, нормы освещенности, гигиенические требования к бортовым видеодисплейным терминалам (ВДТ), требования к режимам труда и отдыха и медико –профилактическому обеспечению летного состава и др.

Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям и организации труда диспетчеров по управлению воздушным движением гражданской авиации. СП 2.5.1.1107-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16.02.2002 содержат требования к помещениям диспетчерских пунктов. Приборы, оборудование, ЭВМ и др., установленные на рабочих местах диспетчеров УВД, должны иметь санитарно – эпидемиологические заключения на соответствие санитарным правилам и нормативам.

Установлены нормы освещения рабочего места (п. 2.3). Определены требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны (п. 2.4). Содержание положительных и отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны диспетчеров УВД должно соответствовать санитарным нормам допустимых уровней ионизации воздуха производственных и общественных зданий (табл. 1).

Для снятия нервно – эмоционального напряжения, отрицательного влияния гиподинамии и гипокинезии, утомления зрительного анализатора целесообразно в регламентированные перерывы выполнять специальные комплексы упражнений.

Аттестация рабочих мест

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 13.01.2004 № НА-54-р определяют, что аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы: физические, химические, биологические, тяжесть и напряженность трудового процесса.

Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений, а также специальных расчетов и обоснований. Исследования проводятся до и после запуска двигателей и на всех этапах полета. В Приложении 3 приведена примерная программа проведения гигиенических исследований в кабинах воздушных судов в летных и наземных условиях.

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест членов экипажа ВС ГА по условиям труда (Приложение 12). К протоколу прилагается план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда членов экипажа (Приложение 11).

В плане целесообразно указать источники финансирования мероприятий, сроки исполнения и исполнителей. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест членов экипажей ВС ГА в соответствие с требованиями по охране труда.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.