Страх перед панической атакой — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Страх перед панической атакой

2021-01-29 84
Страх перед панической атакой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Однажды рано утром я сидела в лаборатории и исследовала мозг своих крыс, как вдруг зашел один коллега и сказал «привет». Во-первых, я не ожидала, что кто-то придет, и, во-вторых, я была так сосредоточена, что не слышала, как он вошел. Как бы то ни было, в результате я вздрогнула и уронила мерный цилиндр на пол. Коллега лишь сухо заметил, что если я так реагирую, то больше он здороваться со мной не будет.

 

Рисунок 18. Правое полушарие мозга в разрезе, с фрагментом, показывающим важные для эндокринной системы организма структуры. Гормоны стресса, среди прочего, действуют на надпочечники, которые тоже освобождают собственные гормоны стресса

 

В таких ситуациях мне хочется отругать свое гиперактивное миндалевидное тело. Из-за него я проливаю горячий кофе каждый раз, когда происходит что-то неожиданное, или провожу ручкой длинную линию до самого края листа. Вздрагивать – совершенно спонтанная реакция. Я не успеваю даже понять, что этот резкий звук – всего лишь «привет». Ведь миндалевидное тело – часть нашего более примитивного мозга. Сесилия, с которой я теснее всего сотрудничаю в исследовательских проектах, всегда немного шумит, прежде чем приблизиться, чтобы опыт, который я провожу, не сорвался.

Но испуг – ничто в сравнении с панической атакой. Те, кто пережил паническую атаку, знают, что это одно из худших состояний, которые может испытать человек. Мозг нажимает на кнопку, и весь организм реагирует на сигнал тревоги. От страха у вас давит в груди, сердце стучит как бешеное, голова кружится, и вы чувствуете себя так, будто сейчас упадете в обморок. Паническая атака может наступить, когда вы меньше всего ее ждете, и миллионы людей оградили себя от панических атак, избегая мест и ситуаций, которые могут вызвать страх. Многие из тех, у кого однажды случилась паническая атака в продуктовом магазине, начинают избегать всех продуктовых магазинов или мест скопления людей. Миндалевидное тело находится у самого кончика гиппокампа (см. рис. 17), с которым они слаженно работают вместе. Благодаря гиппокампу вы помните, как недавно стояли в очереди на кассу и вам поплохело, и самой мысли о том, что это может повториться, достаточно, чтобы активировать миндалевидное тело. Тогда у вас появляется страх перед панической атакой.

Страх – естественное чувство. Страх сохраняет нам жизнь. Благодаря ему мы держимся подальше от огня или темных переулков в криминальных районах города. В основном именно из-за миндалевидного тела в височной доле у туристов, подходящих слишком близко к краю скалы Прекестулен в Люсефьорде, потеют ладони. Если бы у людей не было миндалевидного тела, пришлось бы сделать ограждение и расставить предупредительные таблички по всему периметру Прекестулена. Миндалевидное тело защищает нас.

В отличие от антидепрессантов большинство противотревожных препаратов могут вызывать привыкание и лекарственную зависимость, а также повышенную сонливость. Однако не только лекарственные препараты способны помочь, если вдруг в какой-то период жизни вас стали мучить сильные приступы тревоги.

Мозг пластичен, и когда вы обучаетесь, он меняется.

Симптомы тревоги не будут так пугать, если вы поймете, в чем их причина, и многие формы психотерапии как раз и нацелены на то, чтобы клиенты перестали бояться тревоги, избавились от страха перед паническими атаками и не изолировали себя от окружающих.

Говорят, лучше перебдеть, чем недобдеть, и скептично настроенный и осторожный мозг заботится о том, чтобы мы лишний раз не подвергали себя риску. Правда, иногда мозг может быть слишком бдительным.

Некоторые люди каждый божий день чувствуют, как мозг готовит их к бегству или борьбе не на жизнь, а на смерть, даже когда нет никакой опасности.

Когда мозг переоценивает обыкновенные ситуации, мы уже говорим не о боязни, а о тревоге. Когда кровь начинает приливать к крупным мышцам, то руки, ноги и пищеварительная система начинают хуже кровоснабжаться. Из-за слабого притока крови к рукам и ногам они холодеют, бледнеют и немеют. Во рту пересыхает. Сердце бьется чаще ста ударов в минуту, дыхание учащается. Когда вы дышите очень часто, вы усиленно выдыхаете углекислый газ, в результате кровеносные сосуды в мозге сужаются, сознание затуманивается, а голова кружится. К счастью, знание симптомов и, что не менее важно, понимание, почему они возникли, поможет вам не испугаться в следующий раз, когда заколотится сердце и вы почувствуете, что сейчас упадете в обморок в магазине.

Помните, что лобная доля вашего мозга способна образумить более примитивную лимбическую систему.

После некоторой тренировки многие могут научиться контролировать свой страх и прерывать паническую атаку до того как она обрушится со всей силой.

Если не получается избавиться от тревожности с помощью рационального подхода, попробуйте физические тренировки. Они способствуют образованию новых нейронов, а также повышенному высвобождению ряда нейромедиаторов в мозге, что может помочь уменьшить стресс. Особенно это касается тренировок на выносливость. Регулярная тренировка поможет вам держать тревогу и депрессию в отдалении, а также быстро избавляться от их последствий, если они все же настигнут вас.

Любить мозгом

Влюбленность заставляет наше сердце биться сильнее, а волнение – дрожать наш голос, и перед первым свиданием нам приходится частенько бегать в туалет. Поэтому мы часто связываем эмоции с телесными ощущениями. Например, мы говорим, что любим кого-то всем сердцем или что у нас «почва ушла из-под ног».

Если бы у нас не было головного мозга, мы не смогли бы любить. Но что именно в мозге отвечает за любовь – мы пока не знаем. Точно известно лишь то, что любовь – сложное и многокомпонентное чувство. Это вам не страх и не гнев, в основном ограниченные миндалевидным телом в височной доле. Изучая снимки мозга, мы можем проследить, какие части мозга активизируются, когда человек кого-то любит, и на этих снимках светится практически весь мозг. И части коры больших полушарий, особенно островковая доля (см. рис. 5), и более глубокие и примитивные части мозга, такие как базальные ганглии (см. рис. 8 и 9), и лимбическая система (см. рис. 17) активизируются, когда мы кого-то любим. У всех этих областей мозга есть нечто общее – они богаты дофамином, важной частью системы вознаграждения.

Любовь имеет такой высокий приоритет и требует активности столь многих областей головного мозга потому, что любовь имеет для нашего вида большое значение с точки зрения размножения и передачи генов.

Потому что после того, как мы найдем партнера и пройдем стадию ухаживаний, нам предстоит прожить с ним фактически всю жизнь. Однако не все млекопитающие проводят с одним партнером всю жизнь. На самом деле – только 5 %. Например, койоты. Как выяснили исследователи, койоты с хорошо работающим механизмом высвобождения гормона любви окситоцина из нейронов головного мозга в большей степени верны своим партнерам. Койоты, не обладающие хорошо работающим механизмом, чаще меняют партнеров. И у людей, и у койотов окситоцин высвобождается также при родах, заботе о потомстве и кормлении.

Окситоцин в мозге способствует тому, что мы привязываемся друг к другу.

Пример, сравнимый с койотами: мужчины с низким от природы уровнем окситоцина реже женятся. Однако окситоцин, подмешанный в капли для носа, не сделает партнера более верным. И стрелы Амура не превратят незаинтересованного человека во влюбленного. И мозг, и любовь гораздо сложнее, а окситоцин – лишь одна из деталей мозаики. Еще одна деталь, также помогающая нам в поиске желаемого, – дофамин, часть системы вознаграждения.

Однако любовь бывает разной, не только романтической. Благодаря родительской любви мы способны выдерживать бессонные ночи и круглосуточный уход за ребенком, чтобы передать свой набор генов дальше. Родительская любовь активизирует особенную подкорковую область, а именно серое вещество, окружающее водопровод мозга (околоводопроводное серое вещество).

Когда работа над книгой вышла на финишную прямую, наша дочь решила появиться на свет – почти на два с половиной месяца раньше срока. Ее поместили в кувез для недоношенных детей и обеспечили всем необходимым. Тщательно регулировали температуру, кормили через зонд специальной едой, разработанной диетологами, и подавали кислород через трубочки, вставленные в нос. Пока я сидела в библиотеке больницы и дописывала книгу, мне пришло в голову, что больница все же не сможет предоставить ей все необходимое. В статьях, на которые я опиралась при написании этого раздела о мозге и о любви, говорилось, что без любви и заботы мозг детей оказывается недоразвитым. Еды, тепла и воздуха недостаточно. Недостаточно и того, что я принимала омега-3 жирные кислоты и сцеживала молоко каждые три часа, чтобы дочка могла получить его через зонд. Она не чувствовала моей любви, ей был необходим контакт с матерью, как в утробе.

При рождении мозг не полностью развит, даже если ребенок родился в срок. Мозг развивается при взаимодействии с другими людьми. Недостаток взаимодействия приводит к неполноценному развитию. В середине прошлого века многие люди, независимо друг от друга, стали замечать, что дети в больницах и детских домах становятся вялыми, утрачивают навыки и перестают набирать вес. Некоторые даже умирали. Все эти дети получали еду, одежду и тепло, но не любовь. Дети просто таяли, сидя на постели с совершенно безразличным выражением лица. Они переставали ходить и разговаривать. Врач Рене Шпиц снимал таких детей на кинопленку. Результаты его работы показали, что дети нуждаются в любви и заботе, чтобы нормально развиваться. Позже было обнаружено, что мозг эмоционально обделенных детей так ослабевал, что действительно становился меньше, чем у детей, росших с любящими родителями. Дети учатся, когда их одаривают улыбкой, когда они пробуют сделать свои первые шаги или когда их утешают при падении.

Обучение ведет к тому, что в мозге образуются сотни тысяч новых нейронных связей, в таком большом количестве, что это становится заметно как по серому, так и белому веществу и, как уже упоминалось, даже влияет на размеры мозга.

Первые два года жизни ребенка – это победа или поражение всех новых нейронных связей. Те связи, которыми не пользуются, утрачиваются.

Позже были проведены исследования, показавшие, что все равно есть различия в развитии мозга, даже когда дети не полностью обделены эмоционально. Люди не могут быть одинаково хорошими и заботливыми, и есть разница между несколькими десятками сотрудников, работающими посменно в детском доме, и одним постоянным воспитателем, который всегда на месте. Группа ученых путем жребия определила, кто из детей отправится в приемные семьи, а кто останется в детском доме. Позднее выяснилось, что у детей, попавших в приемные семьи, коэффициент интеллекта был выше.

Наш мозг решает, кто мы и как существуем в этом мире. Недостаточное развитие мозга скажется на всех сферах жизни. Дети, получавшие любовь во время роста и развития, будут не только более умными, но и более социальными и эмпатичными, чем те, кто недополучил заботы и любви.

Глава 6. Интеллект


Следует мужу в меру быть умным,
не мудрствуя много;
лучше живется тем людям,
чьи знанья не слишком обширны.

 

Строфа выше – это отрывок из «Речей высокого»[6], написанных в XIII веке. «Закон Янте», свод правил, сформулированный писателем Акселем Сандемусе в 1933 году, по которому общество не признает права своих членов на индивидуальность, у нас в стране явно имеет более долгие традиции. На самом деле мы, конечно, признаём, что все люди разные. Мы признаем, что у каждого человека есть сильные стороны. Мы признаем, что у одного лучше чувство юмора, у другого – память, третий более музыкален, четвертый больше способен к языкам, а пятый – к спорту. Однако мы не так охотно признаем существование таких различий, когда дело касается ума. Мы не хотим быть глупее других. Вопрос в том, действительно ли есть какой-то измеримый параметр, который можно назвать «интеллектом», и на что именно он указывает? Существуют различные определения интеллекта, и поэтому на этот вопрос имеются разные ответы. Некоторые считают, что «интеллект» – не одно качество, которое можно измерить, что его необходимо разделить на подтипы, включающие многие из вышеназванных качеств, таких как социальный интеллект, языковой интеллект и т. д. Другие считают, что такое определение подрывает само понятие «интеллект».

Традиционно интеллект определяется как способность к абстрактному мышлению, без включения практических и социальных навыков.

Следовательно, согласно традиционному пониманию, одни очень умные люди плохо играют в игры с мячом, а другие – хорошо. У кого-то из них блестящая память, а у кого-то – ужасная. Общим фактором, судя по всему, является умение учиться, решать проблемы и мыслить логически. Ни больше ни меньше.

Коэффициент интеллекта

Чтобы измерить интеллект, идеально было бы провести тест, оценивающий способность человека к логическому и абстрактному мышлению, вне зависимости от его этнического и социально-экономического происхождения, образования и половой принадлежности. Идеальный тест должен давать похожий результат от раза к разу и не давать больших расхождений через промежутки времени. IQ обозначает коэффициент интеллекта (англ. Intelligence Quotient). То есть IQ – это не интеллект, а мерка, которой мы пользуемся для оценки интеллекта человека. Коэффициент – это соотношение, и изначально IQ был соотношением между умственным и хронологическим возрастом, умноженный на 100.

IQ больше не измеряется таким способом, но название все же сохранилось. Сегодня все проходящие тест сравниваются с референтной группой, среднее значение в которой составляет 100 (90–110). Вы получаете баллы в зависимости от того, где находитесь по отношению к этой референтной группе. В обычной популяции результаты теста представлены на кривой нормального распределения в виде колокола, где абсолютное большинство попадет в рамки средних значений в середине, а малая часть получает очень низкие или очень высокие результаты.

Рисунок 19. Кривая нормального распределения IQ, где 50 % попадают между 90 и 110

 

Хороший тест даст почти одинаковый результат для одного человека в разные моменты времени. В таких тестах примерно 68 % обычной популяции попадут между 85 и 115, в то время как около 96 % окажутся между 70 и 130. Два процента имеют IQ ниже 70, и они по определению умственно отсталые, а 2 % имеют IQ выше 130 и считаются необычайно умными. Последней группе предоставляется право вступить в широко обсуждаемую организацию «Менса».

Целая армия ученых вот уже почти 100 лет работает над тем, чтобы сделать IQ-тест настолько совершенным, насколько это возможно. Тесты, которые используются сейчас, – хорошие, но не оптимальные. Постоянно ведутся исследования, как улучшить тесты и интерпретацию их результатов. Эксперты не сошлись во мнении насчет единого IQ-теста, из-за чего существует множество различных тестов, и все они измеряют интеллект.

Многие из тестов основаны на распознавании абстрактных образов без цифр и букв. Умение читать, писать и считать предполагает определенный уровень образования и речи, и поэтому не включается в самый часто используемый тест. Тем не менее люди из культур, не пользующихся ручкой и бумагой, все равно будут испытывать затруднения при прохождении теста. Так же как и во всех других тестах, результаты будут разниться в зависимости от состояния человека на момент тестирования. То, что с вами происходит, например переживаете ли вы из-за неразделенной любви или нехватки денег, то, выспались ли вы и не голодны ли, – все эти факторы влияют на результат. Если вы пройдете тест сразу после ночной смены, то, возможно, получите результат, примерно соответствующий вашему уровню интеллекта, но, скорее всего, вы набрали бы больше баллов после отдыха. Считается, что если современный IQ-тест из числа часто используемых проведен в оптимальных условиях, то он дает довольно точную оценку интеллекта взрослого населения стран западного мира.

В самом распространенном на сегодняшний момент IQ-тесте используется всего шесть фигур. Они тщательно отобраны и расположены по возрастанию степени сложности. Тест нужно пройти за определенное время. Подобный тест также используется на медосмотре призывников во многих странах, в том числе и в Норвегии. Тогда его называют теоретическим тестом, а не IQ-тестом, и шкала идет от одного до девяти. Тест на медкомиссии можно сравнить с простым IQ-тестом и показатели шкалы можно примерно пересчитать на коэффициенты интеллекта, но эта информация официально недоступна.

Несмотря на то что использование IQ-теста в качестве измерения интеллекта имеет противоречивые оценки, IQ все же используется в медицинской диагностике в Норвегии. Как уже было сказано, человек с IQ ниже 70 считается умственно отсталым, с подклассификациями до значения IQ 20. Если IQ человека менее 55, его признают невменяемым с юридической точки зрения. Таким образом, нет разногласий в определении нижних значений, а вот верхние значения обсуждаются достаточно бурно. Почему мы спокойно относимся к тому, что кто-то лучше нас играет в футбол, но не хотим признавать, что другой человек может иметь более развитое логическое мышление? Может быть, об интеллекте так много спорят, потому что нет четкого определения? Высокий интеллект, измеренный как высокий IQ, не синоним ума. Ум – другое понятие. Оно включает в себя и жизненную мудрость, и приобретенные знания. IQ в первую очередь говорит о хорошей или плохой обучаемости. Ведь многие так и не используют данный им потенциал.

Высокий IQ, и что дальше?

Допустим, некий человек достаточно умен для того, чтобы определить, какой должна быть следующая фигура в незавершенном ряду. Но что эта информация скажет нам о том, насколько у него хорошая память, или о том, насколько он хороший друг, родитель или супруг? На личностном уровне IQ не является определяющим. Можно легко найти бездомного с высоким IQ и успешную бизнес-леди со среднестатистическим IQ. Однако на уровне группы можно увидеть различия. Хотя высокий IQ еще не подразумевает профессионального мастерства или высшего образования, это хорошая точка отсчета. Люди с высоким интеллектом очень хорошо решают проблемы, с которыми обычные люди не справляются. Эта способность открывает путь к хорошей работе, хорошей зарплате, красивому дому и гармоничной семейной жизни.

Если поделить все население на группы по уровню IQ, у 50 % будет средний IQ, у 5 % – выше 125, у 5 % – ниже 75, и 20 % окажутся между средними значениями и крайней точкой с каждой стороны. Можно наблюдать интересную закономерность (см. рис. 19). В собранном материале 55 % тех, у кого был низкий IQ, вылетели из школы, в то время как все с высоким IQ закончили ее. Такая модель может объяснить и то, что финансовые трудности из этой группы испытывали 30 % людей с низким IQ и только 2 % – с высоким IQ. Еще поразительнее то, как IQ коррелирует с состоянием здоровья и семейным положением. У незамужней женщины с низким IQ в четыре раза больше вероятность завести детей, чем у женщин с высоким IQ, и как у матери у нее будет в восемь раз больше вероятность получать пособие. Индивиды с IQ ниже среднего в два раза чаще разводятся, чем индивиды, находящиеся выше среднего уровня.

Все когда-нибудь встречали очень красивого мальчика или девочку и втайне надеялись, что хотя бы умом природа его/ее обделила. Потому что наше чувство справедливости раздражает, когда кто-то получает «все и сразу». Но природа несправедлива. Между внешним видом и интеллектом есть связь. Проще говоря, новые исследования показали, что привлекательные люди как группа умнее тех, кто менее привлекателен. В 2011 году был опубликован анализ более 17 000 британских детей, за которыми наблюдали на протяжении 16 лет, и каждый из них выполнил тест на интеллект 11 раз. Их внешний вид оценивался многими разными учителями, независимыми друг от друга, в повторяющихся ситуациях. В этот же анализ включили американские данные наблюдений за более чем 20 000 молодых людей, продолжавшихся восемь лет, где также проводились различные тесты на интеллект и независимые люди оценивали, насколько те физически привлекательны. Как в британском, так и в американском исследовании прослеживалась явная связь между физической привлекательностью и интеллектом.

С тех пор многие ученые пытались интерпретировать эти данные. Некоторые считают, что интеллект и внешность могут быть следствием общего здоровья, просто здорового мозга и здорового тела. Другие считают, что эта связь – результат отбора спустя какое-то время. Умные мужчины с хорошей работой и средствами женятся на привлекательных женщинах, и наоборот. Так как и интеллект, и физиология в большой степени передаются по наследству, их дети тоже будут красивыми и умными.

Несмотря на то что в IQ-тестах есть кажущиеся бессмысленными задания, например такие, как «определите, какой будет следующая фигура в ряду», многие исследования показывают, что по результату все же можно судить о способности человека решать другие задачи, связанные с языком, памятью и математикой, для которых требуется хорошо функционирующий мозг. То, что все же имеются четкие взаимосвязи, привело ученых к выводу, что IQ-тесты измеряют и фактор общего интеллекта – фактор g. Фактор g можно извлечь из разных интеллектуальных тестов, использующих слова, цифры и фигуры, проводящихся устно или письменно, индивидуально или в группе – примерно с одинаковым результатом. Этот фактор g указывает на умственные способности, на то, как человек будет учиться в школе или трудиться на работе.

В заключение скажем, что IQ – это не интеллект, но только его измерение. Интеллект помогает нам добиваться в жизни большего. Конечно, это не означает, что интеллект – единственное, что способствует этому, ведь на нашу жизнь оказывает влияние множество факторов. И снова повторю: эта статистика на групповом уровне, и то, где вы на этой шкале находитесь, не говорит о том, какой будет ваша жизнь.

Долихоцефалы и брахицефалы

Еще совсем недавно об интеллекте человека судили по форме его головы. Сегодня подобные теории способны разве что вызвать саркастическую усмешку. Однако было проведено множество серьезных исследований, которые все же выявили слабую связь между окружностью головы как непрямого измерения размеров мозга и IQ. Но толщина черепа может быть очень разной, и в этом была проблема. С изобретением МРТ у нас появилась возможность более точно определять размер мозга у взрослых людей. И очень умные люди действительно обладают большим мозгом, чем люди со средним интеллектом (измеренным как IQ). Все мы знаем об исключениях, таких как Эйнштейн, поэтому я снова напомню, что все выводы делаются на групповом уровне.

Значит, у группы умных людей размер мозга больше по сравнению с группой менее умных. Однако не все части мозга у них увеличены. Лобная доля, как раз и отвечающая за логическое и абстрактное мышление, немного больше у более умных людей. То же самое можно сказать и о височной доле, важной для памяти, и о мозжечке, наиболее известной функцией которого является функция координации движений. В последние годы ученые задаются вопросом, не участвует ли он к тому же непосредственно и в мыслительных процессах.

Размер белого вещества, то есть сигнальных путей в мозге, не варьирует в зависимости от IQ, а размер коры мозга, серого вещества, где располагаются сами тела нейронов, варьирует.

Схожую картину мы наблюдаем у детей. Прослеживается связь между IQ и общим размером мозга, и эта связь особенно очевидна, если посмотреть на переднюю часть лобной доли в коре мозга. Тем не менее нельзя простым сканированием мозга предсказать, какой у человека интеллект и таким образом избежать всех противоречий IQ-тестов. Размер мозга объясняет только 20 % различий в интеллекте.

Сейчас ученые разных стран мира бросили все силы на то, чтобы узнать, как работает мозг умных людей. Последние 20 лет постоянно выходят новые и новые исследования, которые показывают, что умные люди задействуют меньше коры больших полушарий для решений задач, чем люди с более низким интеллектом. Активность нейронов просто носит более целенаправленный характер.

В любой сфере деятельности, чтобы достичь вершины, необходим серьезный каждодневный труд. Вы не станете Марит Бьёрген[7], если будете лежать на диване, даже если родились с хорошими легкими и мозгом, то есть вполне конкурентоспособными. Но и не все смогут стать такими же, как она, даже если будут тренироваться так же много и таким же образом. Так же и с мозгом. Мы рождаемся с разным потенциалом, и наш путь состоит в наиболее полном раскрытии природных данных.

Наследственность или среда?

Большая часть различий в интеллекте некоторого среза популяции с одинаковыми средой и происхождением объясняется наследственностью. Никаких половых различий при этом не отмечается. Родные братья и сестры растут в одних условиях, но это мало влияет на то, какой у них IQ. На самом деле разница в IQ сестер и братьев, выросших в одном доме, может составлять целых 12 пунктов, что близко к 17 пунктам – различию, характерному для совершенно чужих людей. На IQ приемных детей среда – даже если о них хорошо заботились – тоже слабо влияет. По мере того как они взрослели, их IQ все больше приближался к IQ их биологических родителей, хотя они никогда не знали их. Значит, расхождения в интеллекте, измеренном как IQ, в западном мире не объясняются экономическими или социальными различиями. Похоже, что среда может как-то повлиять на IQ ребенка, но это влияние ослабевает вместе с его взрослением. Современные IQ-тесты все же не полностью культурно нейтральны, предполагают, что различия между этническими группами объясняются средой.

В дискуссии о том, что определяет наш интеллект – наследственность или среда, – интересна тема роста средних значений IQ с течением времени. Не поймите меня неправильно, сейчас средним показателем по умолчанию устанавливают 100 пунктов, поэтому средний IQ никогда не был выше 100. Однако тесты, которые используются для измерения интеллекта, то есть IQ-тесты, постепенно усложняются. Сегодняшнее население со средним IQ получило бы результаты выше 100, если бы использовался старый тест IQ с устаревшими контрольными показателями. Потрясающе и удручающе. Удручающе, потому что мы не знаем точно, почему. Некоторые считают, что тенденция повышения интеллекта от поколения к поколению скоро станет обратной. Раньше шанс на то, что дети доживут до взрослого возраста, был выше в экономически благополучных слоях населения. В результате от образованных людей, принадлежавших к высшему классу, осталось больше потомков. Сегодняшняя тенденция такова, что самые образованные люди заводят детей поздно и, соответственно, имеют меньше детей, чем люди с более низким образованием.

Тем не менее более высокие баллы IQ объясняются не только генетикой, средовые факторы тоже играют роль. За последние 100 лет люди в среднем стали выше, так как условия жизни улучшились, в частности питание стало хорошим. Этот фактор предлагался среди многих других в качестве объяснения улучшения мыслительных способностей у современной популяции. Другим таким фактором был образ жизни. Теперь мы больше задействуем мозг и меньше занимаемся чисто физическим трудом. Даже для работы по дому нужно знать символы, чтобы выбрать правильную программу стирки, например. Пульт от современного телевизора состоит из множества кнопок, а не только из кнопки вкл/выкл. Все это – средовые факторы. Многое указывает на то, что, хотя мы в пределах одного поколения не можем объяснять влиянием среды различия в интеллекте, IQ все же, как представляется, находится под влиянием культуры и образа жизни многих поколений.

Что можно сделать, если вы прошли IQ-тест и результат вас разочаровал?

Честно говоря, немногое. Коэффициент интеллекта, как правило, остается неизменным во взрослом возрасте, независимо от того, какое у вас образование и уровень дохода. Если и существует способ повышения фактора g, то его пока никто не нашел. Лучше сосредоточьтесь на преодолении «IQ-разрыва». Это та существенная разница, которой вы можете добиться, приложив усилия. На групповом уровне видно, что людям с высоким интеллектом, измеренном в IQ, проще добиться успеха. Однако многие ученые ломают голову над тем, как объяснить культурные различия в рамках одной страны. Китайцы, японцы и евреи «передостигают» в сравнении с белыми американцами. Среднестатистический американец китайского происхождения с IQ = 100 достигает в жизни того же, что и белый американец с IQ =120. Значит, это не интеллект разный, а разная реализация заложенных способностей.

Некоторые психологи выделяют две разновидности интеллекта. Первую разновидность они называют текучим интеллектом, и о нем я рассказала в этой главе. Он зависит от биологических возможностей мозга, от его устройства. Текучий интеллект взрослого человека стабилен. Другая разновидность интеллекта, которую называют кристаллизованным интеллектом, связана с тем, насколько успешно человек воспользовался средой, частью которой является. На этот интеллект можно спокойно повлиять. Поэтому мой самый главный совет – используйте свой потенциал на полную катушку.

Фактор успеха

Школьная система образования предназначена для среднестатистического ребенка. Если у вас слишком низкий или высокий интеллект, вы выпадаете из нее. Вопрос в том, всегда ли высокий интеллект является фактором успеха. Дети с более высоким интеллектом, чем в норме, могут нуждаться в индивидуальной адаптации. Если ребенок понимает задание быстро, а класс в целом тратит на него несколько дней, то первый начинает скучать и становится непоседливым. В перспективе слишком медленный прогресс в обучении и отсутствие трудностей при достижении целей у умных детей приводит к тому, что они привыкают к низкой работоспособности и в результате добиваются меньшего, чем могли бы, став взрослыми. Кроме того, самые умные дети часто испытывают трудности с социальной адаптацией. Если вспомнить о первоначальном тесте IQ, который вычислял соотношение между умственным возрастом и хронологическим, то не так уж и странно, что восьмилетний ребенок, развитый на 13 лет, неохотно играет со сверстниками. Может быть, этому ребенку вообще уже неинтересно играть. Возможно, «Речи высокого» правы? Может быть, те, кто знает не очень много, живут счастливее?

Взрослым с высоким интеллектом легче найти коллег и друзей по интересам среди тех, кто получил такое же образование. В начальной школе дети не распределяются по классам в зависимости от умственных способностей, хорошо это или плохо. Вопрос в том, правильно ли будет создавать элиту уже в начальной школе, чтобы самые умные дети получили особое образование и различия становились больше с самого начала? Или отставить страх перед элитизмом в сторону и дать этим детям ускоренную, адаптированную под них учебную программу, какую получают дети с трудностями в обучении?

Искусственный интеллект

Таким образом, на групповом уровне прослеживается четкая связь между баллами IQ-тестов и тем, насколько хорошо люди справляются со своей жизнью. При высоком IQ вероятность того, что мозг в целом хорошо работает, выше, чем при низком. С машинами дело обстоит иначе.

Если взять интеллект в его узком значении, как способность к решению проблем, абстрактному и логическому мышлению, то IQ-тесты – объективный инструмент для измерения интеллекта у людей. Однако не думаю, что невозможно создать машинную программу, которая решала бы типичные для IQ-тестов задачи. Может быть, такая программа уже существует? Если бы интеллект роботов и компьютеров измерялся с использованием тех же параметров, то кто-нибудь уже смог бы создать компьютер с высоким IQ и, следовательно, с искусственным интеллектом. Но высокий интеллект у компьютера не означает, что у него есть все остальное, присущее человеческому мозгу. В дебатах вокруг искусственного интеллекта понятие интеллекта расширилось до такой степени, что охватило все функции, которые выполняет кора больших полушарий.

Ограниченные задания, такие как игра в шахматы, перестановка тележек с едой в больнице и раздача больничного белья, роботы могут отлично выполнять, мы уже знаем это. Может быть, мы и сможем создать роботов, которые будут говорить слова утешения плачущему человеку, но, поскольку они не будут испытывать сочувствие, такое поведение нельзя назвать эмпатией. И здесь важно обратить внимание, что программисты не создают искусственный мозг, работающий, как наш. Для этого мы слишком мало знаем о человеческом мозге. Они пытаются создать программы, лишь подражающие приобретенным нами за миллионы лет эволюции функциям.

Глава 7. Многозадачность

Мы живем в обществе, требующем от нас максимальной эффективности, и мы должны принимать активное участие во всех сферах жизни. Мы должны работать в опенспейсе, писать электронное письмо и обсуждать новый бизнес-план по телефону одновременно. Многозадачность – тенденция нашего времени. Многозадачность – это будущее. Так ли это?

Никто не может делать две вещи одновременно, потому что мозг умеет концентрироваться только на чем-то одном. Чтобы сформировать целостную картину мира, нам нужно отдавать приоритет одним впечатлениям перед другими. За это отвечает внимание. На самом деле, когда вы полагаете, будто одновременно читаете отчет и заказываете еду, ваш мозг пытается быстро переключиться между чтением и формулировкой заказа. В результате вы тратите больше времени, чем если бы вы сначала заказали еду, а потом прочли отчет.

Ваш мозг может парализовать, если вы попытаетесь выполнить какую-то задачу, еще не освободившись от другой, потому что префронтальная кора не способна перенести фокус внимания немедленно. Между двумя задачами будет короткая пауза.

Мозг не в состоянии выполнять две похожие задачи одновременно, потому что задачи борются за одни и те же нейронные сети.

Например, слушание и чтение требуют активности в одинаковых участках мозга, и эти задачи сложнее совмещать, чем, например, слушать и смотреть на пейзаж.

Все дело во внимании. Хотя задачи и различные, водитель, тратящий часть внимания на то, чтобы сказать что-то важное по телефону, все равно концентрируется на дороге хуже. В результате водители, говорящие по телефону за рулем, ездят так же невнимательно, как и водители с 0,8 промилле алкоголя в крови. Даже если они используют гарнитуру.

Живите продуктивнее – делайте только одно дело за один раз. Если вы читаете почту и вдруг звонит телефон, эффективнее будет либо прервать чтение, либо не подходить к телефону, пока не дочитаете. Но не пытайтесь делать и то и другое одновременно.

Глава 8. Культура © Мозг

Почему люди каменного века делали наскальные изображения? Когда я гуляю по парку Экеберг в Осло и смотрю на сохранившиеся рисунки 4000–5000-летней давности, я поражаюсь нашему мозгу. Люди каменного века жили в пещерах и шалашах из кожи, их продолжительность жизни составляла чуть более 30 лет, и они вынуждены были постоянно заботиться о пропитании. Что побуждало их вырезать фигуры на стенах пещер, ведь это такая кропотливая работа? Что такого есть в мозге, что человек столь высоко ценит творчество, интерпретацию и воображение?

Некоторые считают, что культура, скорее всего, возникла одновременно с развитием языка и способностью планировать. То есть примерно 200 000 лет назад, в то же самое время, когда человек сформировался как вид. Однако наиболее зримым доказательствам человеческой культуры не более 40 000 лет. Найденные орудия труда той эпохи были уже не просто палками-копалками или ручными топорами из камня. Например, люди уже умели делать рыболовные крючки. Создание рыболовного крючка определенно требует мыслительной способности. Чтобы


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.