Установление связи с предыдуще сессией — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Установление связи с предыдуще сессией

2021-01-29 69
Установление связи с предыдуще сессией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сессия 1

Тематический фокус: «Насилие»

 

Введение клиента в процесс когнитивно-поведенческой терапии агрессии и насилия (образовательная терапия): «Когнитивный» означает процессы мышления, знания и восприятия. Здесь подчеркивается важность исследования мыслей и представлений, которые связаны с нашим настроением, поведением, физическим ощущениями и событиями нашей жизни. Главное научиться распознавать свои мысли, настроение. Действия и физические реакции не только в тех случаях, когда в нашей жизни происходит нечто важое, но и в повседневных, незначительных ситуациях. Вся работа так или иначе будет заключена в систему «чувста-мысли-поведение».

 

Существуют определенные общие принципы, лежащие в основе когнитивной терапии:

Принцип 1. В когнитивной терапии основное внимание уделяется настоящему.

Принцип 2. Когнитивная терапия ограничена во времени.

Принцип 3. В процессе когнитивной терапии сессии структурированы.

Принцип 4. Когнитивная терапия требует создания прочного терапевтического альянса.

Принцип 5. В когнитивной терапии особое значение придается сотрудничеству и активному участию.

  Оценка текущего состояния: опишите свои чувства, определите цвета свего настроения

  Обсуждение конфликтной ситуации:

Вспомните ситуацию за последний месяц, кгда вы были агрессивны по отношению к женщине.

Вспомните те чувства, которые вы испытывали в данной ситуации.

Что промелькнуло в Вашей голове в тот момент?

Что эта ситуаци означает для Вас?

Что Вы при этом делали? Какими телесным ощущениями это сопровождалось?

Как бы вы хотели себя вести в подобной ситуации?

Что значит для Вас «контролировать»?

Как Вы должны были вести себя в подобной ситуации?

Как она реально вела себя?

Как она должна была себя вести в подобной ситуации?

Как она хотела бы себя вести в подобной ситуации?

Каким она Вас видела в этой ситуации?

Каким она бы предпочла видеть Вас в подобной ситуации?

Что для тебя означает грубость?

Каким бы Вы себя предпочли видеть в подобной ситуации?

Что дает тебе контроль?

Решило ли Ваше поведение ситуацию?

На сколько серьезно Вы оцениваете эту ситуацию? Опишите Ваши чувства. Дайте бал по 10 бальной шкале.

Сейчас взглянув на ситуацию, что бы Вы сделали?

Если бы похожая ситуация произошла по отношению к Вам, на сколько серьезно бы Вы его оценили. Какие чувства и мысли?

Какие последствия имеет данна ситуацию: по отношению к Вам, к ней?

Знали ли Вы о последствиях заранее, о значении ситуации?

Считаете ли Вы,что принесли ей ущерб?

Обсуждение вопроса альтернативного способа поведения:

Можно ли его возместить? Как?

Потребуется ли на это какое-то время?

Если Ваше извинение не будет принято, измениться ли Ваше отношение к себе? К ситуации? К ней?

Что Вы можете сделать, чтобы подобая ситуация не повторилась?

Подведение итогов: Что поняли за сегодняшнюю консультацию?

За что Вы можете себя похвалить?

Домашнее задание: психодиагностика на тему определения внутренней агрессии


 

Сессия 2

Тематический фокус: «Насилие»

Оценка текущего состояния: Что у Вас было нового (хорошего) за прошедшую неделю?

Установление связи с предыдуще сессией

Определение повестки дня: отслеживание моментов, предшествующих агрессии и злости-поиск триггера.

Какие внешние события вызывают у Вас злость?

Заполните таблицу:

Событие Школьные годы Юношество Из недавнего времени
Что Вы думали?      
Что Вы чувствовали?      
Что делали?      

 

Сравните Ваши реакции, мысли и чувства в разные периоды: чем отличается, чем схожи?

Что больше всего Вас злило?

Какое ощущение наиболее яркое?

Часто ли оно у Вас возникает, когда Вы злитесь?

Что это значит для Вас?

Что Вы думаете об этом сейчас?

Обсуждение вопроса альтернативного поведения:

Можно ли было повести себя иначе?

Анализ домашнего задания: Обсуждения результатов прохождения методики, наиболее сложных вопросов. Что это означает для клиента.

Подведение итогов: что удалось сделать на данной сессии? Дайте оценку совего состояния сейчас по 10-баьной шкале.

Домашнее задание: Заполнение таблицы в различных повседневных ситуациях, делая упор на прокручиваемые в данных ситуациях мыслей.

Обратная связь по прошедшей сессии

Сессия 3

Тематический фокус: «Последствия насилия»

Краткая оценка текущего состояния клиента: Как прошло Ваше утро? С какими мыслями Вы шли на консультацию? Назовите 3 чувства, которые Вас сейчас сопровождают.

Установление связи данной сессии с предыдущей: Что полуилось за прошедшую неделю? Была ли конфликтная ситуация, которые Вы хотите обсудить?

Определине повестки дня: определение цены насилия.

Подумав несколько минут, перечислите выгоды, которые можно получить от применения насилия и ненасилия. В колонке напротив назовите цену ненасильственного или насильственного поведения – к каким негативным последствим оно приводит.

Для чего Вы применяете насилие - какие выгоды? Если Вы перестаете быть обидчиком, то какие выгоды Вы получаете?

 

Выгоды от насилия Издержки насилия
     
Выгоды от ненасилия Издержки ненасилия
     

 

Какую колонку было сложнее заполнять? Какую легче?

Что это значит для Вас?

Обсуждение домашнего задания: Какие ситуации рассматривали и анализировали? Какие испытываи трудности? В чем трудностей не было?

Обсуждение вопроса альтернативного поведения: Как Вы будете поощрять себя за ненасилие?

Подведение итогов: Сообщите о себе два факта, которые Вы поняли/узнали сегодня на консультации. Дайте оценку своего состояния сейчас по 10-бальной шкале.

Домашнее задание: Выполнять программу поощрение-наказание.

Обратная связь по проведенной сессии.

 

 

Сессия 4

Тематический фокус: «Последствия насилия»

Краткая оценка текущего состояния: На какое животное Вы сегодня похожи? Какие его характеристики?

Установление данной сессии с предыдущей: Приходило ли Вам на этой неделе еще ответы на вопросы издержек и выгод от насилия и ненасилия? Что это для Вас значит?

Обсуждение домашнего задания: Что получилось? Чего было больше: поощрений или наказаний?

Определение повестки дня: теория развития конфликта.

Рассмотрение стадий рзвития конфликта. Для каждой стадии определение позитивых и негативных последствий конфликтов.

Разбор последней конфликтой ситуации по данной схеме с определнием последствий в каждой стадии, а также мыслей, чувств и действий.

Описание каждой из стадий конфликта:

Предконфликтная ситуация характеризуется наличием скрытого конфликта, который заключается в том, что у одного из партнеров накапливается неудовлетворенность, которая приводит к росту напряженности. Внешнее проявление: недопонимание, желание прекратить взаимодействия всх конфликтующих сторон.

Инцедент – активные, наблюдаемые действия, направленные на овладение предмтом данного конфликта. В данной стадии обнаруживатся предел терпимости напряжения (энергетический барьер) – уровень внутреннего напряжения, что приводит к следующей стадии конфликта.

Эскалация – нарастание энергетики конфликта. Может осужществляться по-разному: волнообразно, вяло, круто.

На данном этапе участники обмениваются нарастающим числом требований, которые становятся все более жесткими и эмциональными.

Деэскалация - снижение напряженности, затухание конфликта и переход к мирному процессу. Деэскалация приводит к завершению конфликта, но он может начаться заново, если стороны не удовлетворили потребности.

Кульминация – высшая точка экалации. С данного момента участники конфликта принимают меры к его разрешению.

Завершение- определение цены конфликта и цены выхода из нее.

Постконфликтная ситуация- стадия последствий конфликта.

Подведение итогов: Что Вы узнали, рассматривая конфликтуную ситуацию по стадиям?

Обсуждение альтернативных способов поведения в конфликтной ситуации: Увидели ли Вы динамику чувств, мыслей и своих действий? На какой стадии Вы готовы остановить конфликт? На какой стадии проще Вам завершить конфликтную ситуацию?

Домашнее задание: придумать методы разрешения конфликтов.

Обратная связь по проведенной сессии.

 

 


 

Сессия 5

Тематический фокус: «Ответственность»

Краткая оценка текущего состояния: Прослушивание классической музыкальной композиции. Описание возникших образов, ассоциаций. Чувства и мысли, появившиеся в процессе прослушивания композиции, возможные телесные ощущения.

Установление связи данной сессии с предыдущей: Как знание стадий конфликта помогло на этой неделе? Были ли конфликтные ситуации?

Обсуждение домашнего задания: Какие методыразрешения конфликта удалось придумать? Какие удалось применить? Если не удалось -почему?

Определение повестки дня: определение стиля поведения в ситуации конфликта.

Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желание отличаются от желания другого. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?

Клиент отвечает на 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях по методике Томаса-Килманна.

Далее обсуждается полученный результат. Вопросы, которые вызвали затруднение. Что означает для Вас результат методики? Какие действия подтверждают результаты методики?

Обсуждения альтернативных способов поведения: Какие действия Вы могли бы предпринять в конфликтной ситуации, чтобы прийти к компромиссу? Какие действия Вы уже готовы предпринимать?

Подведение итогов: Какие возможности у Вас появились в конфликтной ситуации? Какие это вызывает у Вас чувства? Мысли? Телесные ощущения?

Сессия 6

Тематический фокус: «Ответственность»

Краткая оценка текущего состояния: Определите 3 чувства, с которыми Вы сейчас. Определите также их локализацию в теле, и какими мыслями они сопровождаются.

Установление связи данной сессии с предыдущей: Что Вы помните о стадиях развития конфликта и стилях поведения в конфликте?

Обсуждение домашнего задания: Была ли конфликтная ситуация? К какому стилю поведения в конфликте Вы отнесете свое? Что Вам удалось предпринять в кофликтной ситуации? Какие мысли и чувства у Вас вызвал художественный фильм? Что Вы вынесли для себя из него?

Определение повестки дня: принятие ответственности и самоконтроль.

Прохождение методики «Локус – контроль».

Поделитесь, что для Вас ответственность? В чем она проявляется? Как связана ответственность и самоконтроль?

Почему Вы считаете свое поведением правильным?

За какие свои поступки к другим близким Вы отвечаете?

За какие поступки по отншению к Вам отвечают они?

Что мы можем контролировать в своей жизни? – Перечислите по 3 факта того, что Вы можете контролировать и не можете.

Обсуждение альтернативного поведения: Могли бы вспомнить ситуацию и пересказать ее с принятием ответственности? Какими способами можно достичь самоконтроля?

Домашнее задание: использовать способ перефразирования в повседневных делах.

Подведение итогов сессии: Можете ли Вы сказать, что контролируете свою жизнь?

Сессия 7

Тематический фокус: «Социальный порядок»

Краткая оценка текущего состояния: Определите свое чувство, мысль и поведение в мемент «здесь и сейчас». 

Установление связи данной сессии с предыдущей: Выполните упражнение: найдите в кабинете 5 вещей зеленого цвета, 5 вещей синего цвета. Данный способ можно также использовать для самоконтроля и саморегуляции в конфликтной ситуации.

Обсуждение домашнего задания: Какие события подверглись оценке с перефразированием? Удалось ли исползовать данный метод?

Определение повестки дня: Биография.

Идеальная семья – какая это для Вас? Опишите Вашу семью в детстве: Вы жили с обоими родителями?

Были ли у Вас братья и сестры? Где Вы росли? Как в Вашей семь выражали злост, гнев? Как это делали Ваши отец и мать?

Как выражались в Вашей семье другие эмоции? Какие приятные для Вас эмоции выражались в праздники?

Кто следил за Вашей дисциплиной дома?

Что значило в Вашей семье быть дисциплинированным?

Как Вас наказывали за нарушение дисциплины?

Что Вы при этом чувствовали?

Как измениловь Ваше представление о допустимости наказания?

Хотели бы Вы испытать повторно эти чувства?

Какую роль Вы играли в семье во время конфликтов?

Что Вам говорили родители о том, какие должны быть мужчины и женщины?

Как изменились роли мужчин и женщин за последние 30 лет?

Какие мысли и поступки детства вляют на Ваше поведение сегодня?

Обсуждение альтернативного поведения: Как Вы представляете счастливые отношения? Совпадения и различия с представлениями партнера. Что можно сделать, чтобы преодолеть различия?

Домашнее задание: Обсудить с партнером представление об идеальных отношениях.

Подведение итогов сессии: За что Вы можете себя сегодня похвалить – 2 факта? Что Вы себе пожелаете?

Обратная связь

Сессия 8

Тематический фокус: «Социальный порядок»

Краткая оценка текущего состояния: На какое животное Вы сегодня похожи? Какие его характеристики?

Установление связи данной сессии с предыдущей:

Обсуждение домашнего задания:

Определение повестки дня: социальная поддержка.

От кого Вы можете получить поддержку? С кем Вы можете поделиться сокровенными мыслями?

В детстве В юности Сейчас
       

 

Какое значение имеет социальная поддержка в жизни? Кого Вы можете поддержать? Когда Вы чувствуете, что Вас поддерживают?

Что может Вас поддержать, в каких ситуациях?

Заполнение шкалы бытовых затруднений. Бытовые проблемы – это раздражающий фактор, которые варьруют от минимальных неприятностей до серьезных трудностей или проблем. Они могут происходить в течении большого или длительного периода времени. Отметьте те ситуации, в которых Вы испытываете затруднения. Отметьте те, в которых Вы можете попросить помощи, в которых помощь Вам не потребуется и те, в которых Вам поребуется помощь, но по каким-то причинам Вы не готовы ее попросить.

Обсуждение альтернативного поведения: Какие способы выражения поддержки Вы знаете? Какую поддержку Вы уже получили? Какую поддержку Вы готовы оказать ей? Рассмотрение вариантов поддержки с использованием видео-материалов на данную тему (социальная реклама, х/ф)

Домашнее задание: Демонстрировать поддержку, просить поддержку для себя.

Подведение итогов сессии: От кого Вы можете получить поддержку в освоении навыка ненасилия?

Сессия 9

Определение повестки дня:

Обсуждение альтернативного поведения:

Домашнее задание:

Подведение итогов сессии:

Сессия 10

Тематический фокус: «Альтернативное поведение и альтернативное будущее»

Краткая оценка текущего состояния:

Установление связи данной сессии с предыдущей:

Обсуждение домашнего задания:

Определение повестки дня:

Обсуждение альтернативного поведения:

Домашнее задание:

Подведение итогов сессии:

Сессия 1

Тематический фокус: «Насилие»

 

Введение клиента в процесс когнитивно-поведенческой терапии агрессии и насилия (образовательная терапия): «Когнитивный» означает процессы мышления, знания и восприятия. Здесь подчеркивается важность исследования мыслей и представлений, которые связаны с нашим настроением, поведением, физическим ощущениями и событиями нашей жизни. Главное научиться распознавать свои мысли, настроение. Действия и физические реакции не только в тех случаях, когда в нашей жизни происходит нечто важое, но и в повседневных, незначительных ситуациях. Вся работа так или иначе будет заключена в систему «чувста-мысли-поведение».

 

Существуют определенные общие принципы, лежащие в основе когнитивной терапии:

Принцип 1. В когнитивной терапии основное внимание уделяется настоящему.

Принцип 2. Когнитивная терапия ограничена во времени.

Принцип 3. В процессе когнитивной терапии сессии структурированы.

Принцип 4. Когнитивная терапия требует создания прочного терапевтического альянса.

Принцип 5. В когнитивной терапии особое значение придается сотрудничеству и активному участию.

  Оценка текущего состояния: опишите свои чувства, определите цвета свего настроения

  Обсуждение конфликтной ситуации:

Вспомните ситуацию за последний месяц, кгда вы были агрессивны по отношению к женщине.

Вспомните те чувства, которые вы испытывали в данной ситуации.

Что промелькнуло в Вашей голове в тот момент?

Что эта ситуаци означает для Вас?

Что Вы при этом делали? Какими телесным ощущениями это сопровождалось?

Как бы вы хотели себя вести в подобной ситуации?

Что значит для Вас «контролировать»?

Как Вы должны были вести себя в подобной ситуации?

Как она реально вела себя?

Как она должна была себя вести в подобной ситуации?

Как она хотела бы себя вести в подобной ситуации?

Каким она Вас видела в этой ситуации?

Каким она бы предпочла видеть Вас в подобной ситуации?

Что для тебя означает грубость?

Каким бы Вы себя предпочли видеть в подобной ситуации?

Что дает тебе контроль?

Решило ли Ваше поведение ситуацию?

На сколько серьезно Вы оцениваете эту ситуацию? Опишите Ваши чувства. Дайте бал по 10 бальной шкале.

Сейчас взглянув на ситуацию, что бы Вы сделали?

Если бы похожая ситуация произошла по отношению к Вам, на сколько серьезно бы Вы его оценили. Какие чувства и мысли?

Какие последствия имеет данна ситуацию: по отношению к Вам, к ней?

Знали ли Вы о последствиях заранее, о значении ситуации?

Считаете ли Вы,что принесли ей ущерб?

Обсуждение вопроса альтернативного способа поведения:

Можно ли его возместить? Как?

Потребуется ли на это какое-то время?

Если Ваше извинение не будет принято, измениться ли Ваше отношение к себе? К ситуации? К ней?

Что Вы можете сделать, чтобы подобая ситуация не повторилась?

Подведение итогов: Что поняли за сегодняшнюю консультацию?

За что Вы можете себя похвалить?

Домашнее задание: психодиагностика на тему определения внутренней агрессии


 

Сессия 2

Тематический фокус: «Насилие»

Оценка текущего состояния: Что у Вас было нового (хорошего) за прошедшую неделю?

Установление связи с предыдуще сессией

Определение повестки дня: отслеживание моментов, предшествующих агрессии и злости-поиск триггера.

Какие внешние события вызывают у Вас злость?

Заполните таблицу:

Событие Школьные годы Юношество Из недавнего времени
Что Вы думали?      
Что Вы чувствовали?      
Что делали?      

 

Сравните Ваши реакции, мысли и чувства в разные периоды: чем отличается, чем схожи?

Что больше всего Вас злило?

Какое ощущение наиболее яркое?

Часто ли оно у Вас возникает, когда Вы злитесь?

Что это значит для Вас?

Что Вы думаете об этом сейчас?

Обсуждение вопроса альтернативного поведения:

Можно ли было повести себя иначе?

Анализ домашнего задания: Обсуждения результатов прохождения методики, наиболее сложных вопросов. Что это означает для клиента.

Подведение итогов: что удалось сделать на данной сессии? Дайте оценку совего состояния сейчас по 10-баьной шкале.

Домашнее задание: Заполнение таблицы в различных повседневных ситуациях, делая упор на прокручиваемые в данных ситуациях мыслей.

Обратная связь по прошедшей сессии

Сессия 3

Тематический фокус: «Последствия насилия»

Краткая оценка текущего состояния клиента: Как прошло Ваше утро? С какими мыслями Вы шли на консультацию? Назовите 3 чувства, которые Вас сейчас сопровождают.

Установление связи данной сессии с предыдущей: Что полуилось за прошедшую неделю? Была ли конфликтная ситуация, которые Вы хотите обсудить?

Определине повестки дня: определение цены насилия.

Подумав несколько минут, перечислите выгоды, которые можно получить от применения насилия и ненасилия. В колонке напротив назовите цену ненасильственного или насильственного поведения – к каким негативным последствим оно приводит.

Для чего Вы применяете насилие - какие выгоды? Если Вы перестаете быть обидчиком, то какие выгоды Вы получаете?

 

Выгоды от насилия Издержки насилия
     
Выгоды от ненасилия Издержки ненасилия
     

 

Какую колонку было сложнее заполнять? Какую легче?

Что это значит для Вас?

Обсуждение домашнего задания: Какие ситуации рассматривали и анализировали? Какие испытываи трудности? В чем трудностей не было?

Обсуждение вопроса альтернативного поведения: Как Вы будете поощрять себя за ненасилие?

Подведение итогов: Сообщите о себе два факта, которые Вы поняли/узнали сегодня на консультации. Дайте оценку своего состояния сейчас по 10-бальной шкале.

Домашнее задание: Выполнять программу поощрение-наказание.

Обратная связь по проведенной сессии.

 

 

Сессия 4

Тематический фокус: «Последствия насилия»

Краткая оценка текущего состояния: На какое животное Вы сегодня похожи? Какие его характеристики?

Установление данной сессии с предыдущей: Приходило ли Вам на этой неделе еще ответы на вопросы издержек и выгод от насилия и ненасилия? Что это для Вас значит?

Обсуждение домашнего задания: Что получилось? Чего было больше: поощрений или наказаний?

Определение повестки дня: теория развития конфликта.

Рассмотрение стадий рзвития конфликта. Для каждой стадии определение позитивых и негативных последствий конфликтов.

Разбор последней конфликтой ситуации по данной схеме с определнием последствий в каждой стадии, а также мыслей, чувств и действий.

Описание каждой из стадий конфликта:

Предконфликтная ситуация характеризуется наличием скрытого конфликта, который заключается в том, что у одного из партнеров накапливается неудовлетворенность, которая приводит к росту напряженности. Внешнее проявление: недопонимание, желание прекратить взаимодействия всх конфликтующих сторон.

Инцедент – активные, наблюдаемые действия, направленные на овладение предмтом данного конфликта. В данной стадии обнаруживатся предел терпимости напряжения (энергетический барьер) – уровень внутреннего напряжения, что приводит к следующей стадии конфликта.

Эскалация – нарастание энергетики конфликта. Может осужществляться по-разному: волнообразно, вяло, круто.

На данном этапе участники обмениваются нарастающим числом требований, которые становятся все более жесткими и эмциональными.

Деэскалация - снижение напряженности, затухание конфликта и переход к мирному процессу. Деэскалация приводит к завершению конфликта, но он может начаться заново, если стороны не удовлетворили потребности.

Кульминация – высшая точка экалации. С данного момента участники конфликта принимают меры к его разрешению.

Завершение- определение цены конфликта и цены выхода из нее.

Постконфликтная ситуация- стадия последствий конфликта.

Подведение итогов: Что Вы узнали, рассматривая конфликтуную ситуацию по стадиям?

Обсуждение альтернативных способов поведения в конфликтной ситуации: Увидели ли Вы динамику чувств, мыслей и своих действий? На какой стадии Вы готовы остановить конфликт? На какой стадии проще Вам завершить конфликтную ситуацию?

Домашнее задание: придумать методы разрешения конфликтов.

Обратная связь по проведенной сессии.

 

 


 

Сессия 5

Тематический фокус: «Ответственность»

Краткая оценка текущего состояния: Прослушивание классической музыкальной композиции. Описание возникших образов, ассоциаций. Чувства и мысли, появившиеся в процессе прослушивания композиции, возможные телесные ощущения.

Установление связи данной сессии с предыдущей: Как знание стадий конфликта помогло на этой неделе? Были ли конфликтные ситуации?

Обсуждение домашнего задания: Какие методыразрешения конфликта удалось придумать? Какие удалось применить? Если не удалось -почему?

Определение повестки дня: определение стиля поведения в ситуации конфликта.

Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желание отличаются от желания другого. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?

Клиент отвечает на 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях по методике Томаса-Килманна.

Далее обсуждается полученный результат. Вопросы, которые вызвали затруднение. Что означает для Вас результат методики? Какие действия подтверждают результаты методики?

Обсуждения альтернативных способов поведения: Какие действия Вы могли бы предпринять в конфликтной ситуации, чтобы прийти к компромиссу? Какие действия Вы уже готовы предпринимать?

Подведение итогов: Какие возможности у Вас появились в конфликтной ситуации? Какие это вызывает у Вас чувства? Мысли? Телесные ощущения?


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.