Раздел 2. Обследование детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в речевом развитии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раздел 2. Обследование детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в речевом развитии

2020-11-19 69
Раздел 2. Обследование детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в речевом развитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципы и методы диагностики речевого развития детей дошкольного и школьного возраста

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.

Основные методологические принципы анализа речевой патологии (по Р.Е. Левиной): принцип выявления первичного звена нарушений и вторичных проявлений в структуре речевого дефекта, принцип системного анализа структуры речевого дефекта, принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

Основной фактор при анализе речевого нарушения - состояние интеллекта. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Прежде всего, педагог должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые педагог будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка.

Во время беседы педагог старается установить контакт с обследуемым, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности.

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Обследование речи педагог проводит в различных видах деятельности ребенка — игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения: активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

 

Обследование детей раннего возраста

Год 4 месяца -1 год 6 месяцев

Материал Методика выявления Поведение ребенка

Понимание речи

А. Обобщение предметов по существенным признакам в понимаемой речи

 (в «конфликтной» ситуации)

Два однородных предмета, отличные друг от друга по какому-либо признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная), и контрольный предмет - кукла

Ситуация естественная.

Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла.

Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем - другую, потом - собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.

Находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

 

Не обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи.

Ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.