Имиджевая проективная методика — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Имиджевая проективная методика

2021-01-29 97
Имиджевая проективная методика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рассмотрим проективный инструментарий, направленный на измерение социальных аттитюдов будущего специалиста‑женщины.

На базе функциональной самоидентификации с предметами‑товарами в магазине испытуемые интерпретируют стоимость, назначение и перемещение предметов в соответствии с избранным способом социализации и согласно собственным актуальным потребностям.

Перечень предлагаемых товаров включает четыре равновеликие группы предметов: предметы украшения человека; предметы украшения жилища; предметы функционально‑бытового назначения; предметы функционально‑делового свойства. Назначение методики, ее содержательная и игровая сущность обусловлены особенностями психологии женщины, ее стремлением быть избранной или «приобретенной» в обмен на социальный статус мужчины (Д. Майерс, 1996), а также вступлением общества в рыночные социально‑экономические отношения. Последнее требует от каждого социального субъекта умения оценивать и презентовать себя, быть востребованным на рынке труда. Методика рассчитана на школьников, стоящих на пороге профессионального выбора, на девушек и юношей, определяющих для себя сферу профессиональной социализации. Она может быть использована для самодиагностики женщины, причем наиболее ценный материал дает при анализе развивающейся или незрелой психики; при анализе личности зрелой женщины с ее минимальной проекцией тест не даст достоверных результатов.

Стимульный материал: набор ярких картинок‑товаров в современном магазине, в числе которых: оргтехника, украшения, предметы женского туалета, модная одежда, книги, аудио– и видеотехника, телефоны, факсы, папки, кейсы, сумочки, цветы, игрушки, автомобили.

Инструкция: Представьте себе современный магазин в центре города, который пользуется определенной популярностью. Здесь имеется большой выбор товаров. Люди отзываются об этом магазине весьма противоречиво: одни хвалят, другие ругают за качество предлагаемой продукции. Тем не менее почти все выходят из него с покупками.

Вообразите, что вы один из предлагаемых в этом магазине товаров. Что вы за вещица? Дорогая или не очень? Красивая, нужная, полезная? Для чего вы предназначены? Кто вас купил? Где вы теперь? На каком месте? Нравится ли вам ваше нынешнее положение или вы хотите что‑то изменить? Каким вам представляется ваше будущее?

Выберите один из предлагаемых предметов (запишите на листе бумаги) и порассуждайте от его имени. А чтобы вам было легче это сделать – поставьте вначале букву «Я».

На выполнение задания дается 15–20 минут.

Модификация для публичных профессий

Инструкция: Представьте себе современный супермаркет в центре ТТЦ «Останкино» или КК «Мосфильм». Здесь есть все товары, предназначенные как для теле‑киноиндустрии, так и для жизни вообще. Люди отзываются об этом супермаркете весьма противоречиво: одни хвалят, другие ругают за качество предлагаемой продукции. Тем не менее почти все выходят из него с покупками.

Вообразите, что вы один из предлагаемых в этом магазине товаров. Что вы за вещица? Дорогая или не очень? Красивая, нужная, полезная? Для чего вы предназначены? Кто вас купил? Где вы теперь? На каком месте? Нравится ли вам ваше нынешнее положение или вы хотите что‑то изменить? Каким вам представляется ваше будущее?

Выберите один из предлагаемых предметов (запишите на листе бумаги) и порассуждайте от его имени. А чтобы вам было легче это сделать – начните с буквы «Я».

На выполнение задания дается 15–20 минут.

Анализ полученных описаний строится следующим образом.

1. Выбор предмета, с которым обследуемый ассоциирует себя. Предметы могут быть женские (для себя), мужские (для него), нейтральные (для них), специальные (для дела); это предметы женского, мужского или среднего рода (идентификация по феминному, маскулинному или смешанному типу).

2. Выделение важнейших характеристик выбранного предмета: эстетических, психологических, функциональных (функциональность предмета соотносится с инструментальными свойствами испытуемой).

3. Обозначение цвета предмета, который может быть интерпретирован по тесту М. Люшера и соотнесен с актуальным психофизиологическим состоянием испытуемой.

4. Определение динамической структуры взаимодействия предмета и среды: его назначение, предпочитаемая сфера использования, ориентировочный «статус», оценка окружения, перемещения, тенденции «развития».

Мы фиксировали, чтó предмет реально «совершает» (значение имеет смысловая оценка используемых глаголов), «испытывает», к чему «стремится», каким ему «представляется» будущее. Неосознаваемые моменты в структуре личности испытуемого могут быть подтверждены самим испытуемым после выполнения задания.

Методика позволяет определить предпочитаемую сферу самореализации испытуемых девушек и юношей: социальную, профессиональную или личностную. Тест дает видение ими своего предназначения: как «украшения жизни», как «предмета любования и обожания», как «помощницы», как «предмета гордости и престижа», как «ценности», как «трудяги», как «сложного и дорогого предмета многофункционального назначения», как «уникального, самобытного предмета». По последним двум позициям мы идентифицируем стремление к высокой компетентности. Цена товара предположительно коррелирует с самооценкой испытуемого.

Покупатель может ассоциироваться у испытуемых с образом (реально существующим или воображаемым) желаемого спутника жизни или работодателя. Обращение с предметом может свидетельствовать о потребности в определенном взаимодействии с окружающими, и прежде всего с противоположным полом.

Данная методика позволяет определять ценностное самоотношение человека, своеобразие его мотивационной сферы, некоторые особенности «Я»‑концепции, внутренние и внешние барьеры самореализации и актуальное психофизиологическое состояние.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.