Теория и методика возрастной тяжелой атлетики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Теория и методика возрастной тяжелой атлетики

2021-01-29 55
Теория и методика возрастной тяжелой атлетики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Леонид Самойлович Дворкин

Подготовка юного тяжелоатлета

 

 

Текст предоставлен издательством «Советский спорт» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=160510

«Дворкин Л. Подготовка юного тяжелоатлета»: Советский спорт; М.; 2006

ISBN 5‑9718‑0078‑7

Аннотация

 

В учебном пособии на основе обобщения передового опыта тренировки тяжелоатлетов, а также результатов собственных 30‑летних исследований автором последовательно раскрываются педагогические, анатомо‑физиологические аспекты подготовки юных тяжелоатлетов в органической связи со всей системой подготовки спортсменов высокого класса. В книге рассматриваются вопросы, касающиеся возрастных особенностей развития организма юных атлетов, влияния на них занятий тяжелой атлетикой и совершенствования физических качеств, многолетнего планирования тренировочного процесса, воспитательной работы, врачебно‑педагогического контроля, самоконтроля, питания и гигиены.

Данное учебное пособие является вторым изданием, переработанным и дополненным, оно предназначено для тренеров, учителей физической культуры, спортивных врачей и для самостоятельной тренировки.

 

Леонид Самойлович Дворкин

Подготовка юного тяжелоатлета

Учебное пособие

 

Введение

 

Автор этой книги пришел в секцию тяжелой атлетики в 17 лет. Это было в далеком 1959 году. Тогда даже данный возраст считался очень молодым для занятий тяжелой атлетикой. И тем не менее поднятием тяжестей в те годы увлекалось большое количество людей не только зрелого, но и лиц молодого и даже пожилого возраста. Соревнования по тяжелой атлетике любого ранга – от первенства завода до городских и, тем более, областных соревнований – проходили при большом стечении публики. На первенстве города Екатеринбурга (бывший Свердловск, откуда автор родом), например, участникам соревнований было трудно пройти к помосту из‑за большого количества болельщиков. В то время в нашей стране тяжелая атлетика была поистине народным видом спорта, ведь для занятий годилось все: гири, штанги, любые тяжести, которые подворачивались под руку желающим посоревноваться в силе.

Конец XIX и начало XX века для нашей страны были поистине «тяжелоатлетическими». Русские атлеты, объединенные в различные кружки любителей атлетики, добивались выдающихся результатов и уже в то время становились чемпионами и рекордсменами мира. Но особенно бурно этот вид спорта стал развиваться после окончания Великой Отечественной войны, когда в 1946 году наша страна вступила в Международную федерацию тяжелой атлетики как полноправный ее член. Такие тяжелоатлеты, как Григорий Новак – первый советский чемпион мира (1946 год) и чемпион Европы (1947 год), Иван Удодов – первый советский тяжелоатлет – чемпион Олимпийских игр (XV Олимпиада), Юрий Власов – первый советский тяжеловес – чемпион Олимпийских игр (XVII Олимпиада), Аркадий Воробьев, Леонид Жаботинский, Василий Алексеев – по два раза становившиеся чемпионами Олимпийских игр, и многие другие внесли огромный вклад в становление нашей страны как великой спортивной державы. Вплоть до распада Советского Союза отечественные тяжелоатлеты не уступали никому на любых международных соревнованиях, завоевав сотни золотых медалей на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх.

Выдающиеся достижения отечественных тяжелоатлетов, особенно в прошлом столетии, не могли произойти спонтанно, без огромной творческой и исследовательской работы сотен специалистов‑тренеров и ученых на больших просторах нашей страны. Первые глубоко аргументированные и методически хорошо обоснованные труды по тяжелой атлетике появились в конце XIX века. Так, в 1897 году родоначальником отечественной тяжелой атлетики, доктором Владиславом Францевичем Краевским была опубликована в Петербурге статья «О влиянии тяжестей на человеческий организм», в которой была раскрыта методика развития силы, разработанная им для своих учеников, и которая не устарела по сей день. Владислав Францевич был первым человеком, который назвал поднимание тяжестей «тяжелой атлетикой». Вот как он это аргументировал в своей статье: «Физические упражнения с тяжестями составляют одну из самых трудных и важных отраслей спорта, так как они больше остальных развивают мышцы всего тела. Это объясняется степенью большого мышечного напряжения, всегда пропорционального весу тяжести, с которой упражняемся. Вес тяжести подчас бывает очень значителен. По этим двум причинам поднимание тяжестей – в буквальном и в переносном смысле слова – составляет «тяжелую атлетику».

В 1911 году Георг Гаккеншмидт[1], выдающийся профессиональный тяжелоатлет и борец, опубликовал книгу «Путь к силе и здоровью». Авторами учебных пособий по гиревому спорту и тяжелой атлетике были в первой половине XX века такие выдающиеся специалисты, как Иван Лебедев – автор первого русского учебника «Тяжелая атлетика» (1916), Александр Божко – автор целого ряда методических пособий и др. В послевоенные годы большой вклад в развитие теории и методики тяжелоатлетического спорта внесли такие выдающиеся специалисты, как Николай Лучкин – автор первого в СССР учебника «Тяжелая атлетика» (1947), Роман Мороз – автор целого ряда учебных пособий по тяжелой атлетике (1956,1957 годы), Алексей Фаламеев и Михаил Лукьянов – авторы первого учебного пособия по тяжелой атлетике для юношей (1959), Аркадий Воробьев – автор учебника «Тяжелая атлетика» для институтов физической культуры и многих монографий, Алексей Медведев – автор ряда книг, учебных пособий и монографий, Леонид Соколов – автор первых научных трудов по технике классических упражнений (1960) и др.

В тяжелоатлетическом спорте, как и в любом виде спорта, для достижения результатов мирового класса требуется многолетняя, в высшей степени целенаправленная, с максимальной отдачей сил подготовка, начиная с детского возраста. Исследования, проведенные советскими и зарубежными учеными за последние 30–40 лет, говорят о том, что тренировка с дозированными отягощениями в детском и подростковом возрасте не приводит к ухудшению здоровья и задержке роста, а благоприятно влияет на всестороннее физическое развитие (А.И. Кураченков, СП. Летунов, Р.Е. Мотылянская, Л.И. Стогова, Ф.А. Иорданская, А.Н. Воробьев, Б.Е. Подскоцкий, М.Т. Лукьянов, А.И. Фаламеев, А.С. Медведев, Л.С. Дворкин и др.).

Как отмечают многие исследователи, значительных успехов в спорте добиваются лишь те атлеты, которые сочетают в себе высокие физические, функциональные и морально‑волевые качества и в процессе многолетней тренировки в совершенстве овладеют техникой выполнения соревновательных упражнений. Основы этих качеств должны закладываться в детском и подростковом возрасте. Если подростка, указывал профессор B.C. Фарфель, научить правильно в техническом отношении выполнять упражнение, то в старшем возрасте, когда будут развиты необходимые выносливость и сила, он сможет достичь высокого спортивного мастерства при выполнении разнообразных движений. Выступления современных юных тяжелоатлетов в полной мере подтверждают это положение. Например, сочинец Владислав Луканин[2] начал заниматься тяжелой атлетикой в 7 лет под руководством своего папы Валерия Дмитриевича – опытного тренера, мастера спорта. В 12 лет Владислав при собственном весе 44,5 кг вырвал 77,5 кг, толкнул 95 кг и в сумме двоеборья, набрав 172,5 кг, на 15 кг превысил норматив мастера спорта России. В 15 лет, перейдя в новую для себя весовую категорию до 56 кг, он поднял в рывке 117,5 кг, в толчке 150 кг и в сумме двоеборья 267,5 кг, что на 12,5 кг превышает норматив мастера спорта международного класса. Через три года Владислав Луканин перешел в весовую категорию до 69 кг и при собственном весе 66,75 кг поднял в рывке 150 кг, толчке 192,5 кг и в сумме двоеборья 342,5 кг, что на 22,5 кг выше норматива мастера спорта международного класса.

Современный тяжелоатлетический спорт развивается весьма динамично. Особенно значительный импульс в развитии этого вида спорта был дан в 1984 году, когда Международная федерация тяжелой атлетики (ИВФ) разрешила женщинам участвовать в официальных соревнованиях по тяжелой атлетике. В настоящее время мировые и европейские соревнования проводятся для тяжелоатлетов (юношей, юниоров, молодежи, взрослых и ветеранов) различного возраста и пола, это позволяет многим спортсменам сохранять долголетие в этом виде спорта, полнее реализовывать свои возможности. Имеются факты, когда чемпионами мира, Европы и даже Олимпийских игр стали тяжелоатлеты и тяжелоатлетки не старше 20 лет. Так, на XXVIII Олимпийских играх в Афинах (2004 год) у женщин в весовой категории до 69 кг выдающихся результатов добилась юная китаянка Лю. При собственном весе чуть больше 68 кг она в свои 19 лет не только сумела очень уверенно опередить в сумме двоеборья на 12,5 кг свою ближайшую преследовательницу – 24‑летнюю венгерку Крутцлер, но и стать олимпийской чемпионкой, установив при этом мировые рекорды в рывке – 122,5 кг, толчке – 153 кг и в сумме двоеборья – 275 кг. Не менее успешно выступил среди мужчин и 19‑летний тяжелоатлет из Турции Шагир. В весовой категории до 77 кг он выиграл олимпийское золото, подняв в рывке 172,5 кг, толчке – 202,5 кг и в сумме – 375 кг.

Наша страна богата одаренными тяжелоатлетами, которые готовы вернуть былую славу отечественному спорту, но этому подчас препятствует отсутствие глубоко продуманной теоретической базы, в частности, некоторые вопросы спортивной подготовки, особенно в детском возрасте, освещены крайне недостаточно. Автором этой книги совместно с физиологами и врачами проведена большая исследовательская работа по выработке методики подготовки юных тяжелоатлетов детского и подросткового возраста. Все методические разработки многократно апробировались в практической работе, что помогало найти оптимальные варианты. Предложенная вниманию читателя методика подготовки юных штангистов строится с учетом возрастных особенностей организма, физических и функциональных возможностей. Специальные анатомо‑физиологические и педагогические знания, изложенные в учебном пособии, помогут тренерам объективно оценить методические рекомендации автора и успешно строить тренировочный процесс.

 

Глава 1

Вопросы оптимизации тренировочной нагрузки

 

На протяжении многолетней истории развития тяжелоатлетического спорта особое внимание уделялось изучению и практическому совершенствованию тренировочного процесса, направленного на эффективную спортивную подготовку штангистов. Уже в довоенные и первые послевоенные годы советскими специалистами в области тяжелой атлетики отдавалось предпочтение тренировкам со средней нагрузкой. Так, М.Я. Яковлев еще в 1927 году указывал, что в условиях обычной тренировки основная нагрузка должна выполняться со средним весом штанги. За средний вес автор принимал 2/3 максимального. Эффективность средних нагрузок в тренировке штангистов была показана в работе А. Бухарова, который предлагал схему тренировки от начального результата в 40–50%, затем, прибавляя по 5 кг, дойти до 70–85%, а потом, снижая вес штанги по 5 кг, сделать 3–4 подхода. Представляет интерес и предложение В. Романова считать оптимальным тренировочным весом такой, который атлет может поднять не менее четырех раз подряд. В дальнейшем эти высказывания уточнялись и исследовались с учетом возраста и квалификации спортсменов.

Многочисленными исследованиями установлено, что в тренировке с юными тяжелоатлетами 13–14 лет оптимальным весом штанги является такой, который они могут поднять за один подход не менее шести раз. При этом АН. Воробьев считает 6 подъемов штанги в одном подходе оптимальным для всех штангистов.

Большую вариативность тренировочной нагрузки, используемой в спортивной подготовке тяжелоатлетов, отмечает в своих работах ряд авторов. Так, если в одних упражнениях акцент делается на подъем штанги больших весов (более 80%), то в других – небольших и средних весов. В 70‑х годах прошлого столетия интенсивно внедрялась математическая система планирования тренировочной нагрузки с учетом уровня подготовки спортсменов. Эта система заключается в том, что в тренировке штангистов планируется резкая, контрастная смена объема и интенсивности нагрузки – от малой до большой (1‑й тип вариативности и исключение из отдельных занятий какого‑либо упражнения (2‑й тип вариативности).

Многие специалисты в ряде работ достаточно убедительно показали, что наибольший прирост силы дают тренировки со штангой весом в 90–100% от максимального. Однако в практической работе широко применяется метод сочетания легких нагрузок со средними и с более тяжелыми, т.е. тренировочный вес штанги варьируется в широких пределах от 75 до 105–110% и даже больше от максимального результата.

Исследования А.С. Прилепина показали эффективность тренировки со штангой весом в 90% для тяжелоатлетов 16–18 лет. Однако при этом автор отмечал, что следует применять одноразовые подъемы штанги в упражнениях рывкового и толчкового характера. Уменьшение количества повторений за подход до одного в рывковых и толчковых упражнениях при интенсивности в 90% положительно влияет на развитие специфических для атлета качеств.

Экспериментальные исследования, проведенные А.В. Черняком с сотрудниками, говорят о том, что наряду с большими и предельными нагрузками на рост спортивных результатов положительно влияют тренировки со средней интенсивностью. В то же время, по их мнению, в соревновательном периоде подготовки тяжелоатлетов относительная интенсивность должна увеличиваться, а объем–уменьшаться.

В развитии максимальной силы существенное значение имеет вес отягощения, темп, количество повторений упражнения и интервал отдыха между упражнениями и занятиями. В результате экспериментальных исследований автор делает выводы о том, что вес штанги, близкий к пределу, лучше развивает силу; в процессе тренировочных занятий выгоднее как можно больше сокращать период постепенного увеличения нагрузки, переходя к оптимальному, близкому к максимальному весу, и на этом уровне тренироваться в течение определенного времени; уровень же нагрузки от упражнения к упражнению должен постепенно возрастать.

Целый ряд исследователей доказывали преимущества тренировочной нагрузки в 75–90% от максимального.

Исследования А.А. Янчевского показали, что применение отягощений весом в 70% от максимального позволило увеличить на большую величину уровень скоростно‑силовых показателей, чем тренировка с другими отягощениями. В то же время, по мнению Р.А. Романа, наибольший прирост силы дают тренировки с отягощениями весом в 90–100% от максимального. Однако автор указывает при этом, что быстрота и точность подъема максимального (соревновательного) веса развиваются при тренировках с отягощениями несколько меньшего веса. Это связано с тем, объясняет автор, что при занятиях со штангой максимального веса нарушается структура движения. Во время тренировок со штангой весом менее 80%, отмечает далее Р.А. Роман, в большей степени совершенствуются скоростные качества атлетов, а весом более 95% – силовые.

Н.И. Лучкин считал, что надо применять в одной тренировке различные варианты тренировочной нагрузки. Данное положение автора в дальнейшем весьма убедительно подтвердил А. В. Черняк. Тем не менее, Н.И. Лучкин был сторонником преимущественного применения предельных или околопредельных весов штанги для развития максимальной силы тяжелоатлета.

В 1956 году в газете «Советский спорт» АН. Воробьев писал, что отдает преимущество строго определенному весу штанги, требующему большого физического и нервного напряжения. На определенном весе организм быстрее вырабатывает желаемое нами качество – силу. По мнению М. Сорокина, наиболее удачным в упражнениях со штангой для развития быстроты нужно считать вес, равный 55–60% от максимального результата в рывке. В классических упражнениях, указывает далее автор, оптимальный тренировочный вес равен 80% от максимального.

Ряд авторов предлагает с целью стимулирования нервно‑мышечного аппарата поднимать околопредельные и предельные отягощения, а для закрепления новых систем временных связей – делать это многократно. Однако, как правило, такие тренировки чрезвычайно трудны, вследствие чего спортсмены вынуждены тренироваться на средних весах, что снижает тренировочный эффект. На основании данного вывода предлагается использовать в тренировочном процессе сочетание упражнений в уступающем режиме с упражнениями в преодолевающем. Для этого был применен метод, повышающий вес штанги при ее опускании и уменьшающий его до 70–80% от максимального при ее подъеме.

В исследовании А.П. Слободяна мы также находим положительное отношение к различным режимам работы мышц в одной тренировке, в частности при выполнении приседаний, тяг, жимовых упражнений.

При этом автор предлагает следующее соотношение различных режимов мышечной работы: преодолевающий (75%), уступающий (15%) и изометрический (10%). Интенсивность упражнений изометрического характера, по мнению А. П. Слободяна, должна составлять 80–100%, а продолжительность – не более шести секунд; уступающего режима – 80–120% от максимального.

За вариативность нагрузки ратует в своих работах А.А. Зейналов, который показал, что для достижения эффекта в развитии силы ног не обязательно все время тренироваться на околопредельном или предельном весе штанги. Значительного прироста результатов можно достичь, используя в тренировках преимущественно малые (до 70%) и средние (до 80%) веса (например, в приседаниях). Такие веса автор предлагает сочетать с большими и предельными отягощениями, однако их доля в среднем должна составлять не более 16% от общего объема тренировки. Эксперименты в приседании, проведенные А.А. Зейналовым, говорят о том, что заметное повышение результатов наступает примерно после 6‑недельной специальной тренировки. Результаты этих исследований, по нашему мнению, соответствуют теоретической методологии планирования тренировочной нагрузки в занятиях тяжелоатлетов, выдвинутой АВ. Черняком и экспериментально доказанной в ряде других работ.

При анализе литературы было обращено внимание на то, что имеется недостаточное количество работ, в которых рассматривается суммарная нагрузка в отдельных упражнениях за тренировку, неделю, месяц, год. Впервые наиболее четкие рекомендации по выполнению суммарной нагрузки в упражнении и в целом за тренировку в килограммах поднятого веса даны в учебном пособии Н.И. Лучкина «Тяжелая атлетика». Н.И. Лучкин еще в 1940 году предложил этот метод подсчета объема нагрузки в килограммах. Затем Н.Н. Саксонов стал рассчитывать объем нагрузки в килограммометрах, а РА. Роман, А.И. Фаламеев и АВ. Черняк – по количественному показателю количества подъема штанги (КПШ).

А.С. Медведев предложил при подсчете объема тренировочной нагрузки делить ее на основную и дополнительную.

В настоящее время наибольшую популярность у спортсменов получил метод подсчета нагрузки по КПШ. Для эффективности его использования в анализе объема тренировочной нагрузки Р.А. Роман предложил градуировать диапазон тренировочных весов через 5%‑ный интервал. Однако наибольшее распространение в практике имеет интервал в 10%. Тем не менее, А.С. Медведев отмечает, что данный метод имеет некоторые недостатки. В частности, из‑за большой величины зон поднимаемый вес может располагаться по краям зон. Этот недостаток, по мнению АС. Медведева, можно компенсировать путем перевода абсолютной интенсивности (среднего веса) в относительную (выраженную в процентах), которая в настоящее время составляет у сильнейших тяжелоатлетов в рывковых упражнениях 74–76%, а в толчковых – 71‑73%.

Интенсивность в подготовительном периоде может быть выше, чем в основном, за счет большего (более 50%) объема в тренировках тяг и приседаний. Есть мнение, что объем нагрузки в тягах и приседаниях не должен превышать 40–45% в подготовительном периоде и 30% – в соревновательном. По АИ. Фаламееву, эта величина составляет в подготовительном периоде 50–54%, а у спортсменов высокого класса – 58–65%.

Согласно АС. Медведеву, тренировка с силовой направленностью (до 70% силовых упражнений – тяг, приседаний, наклонов, полутолчков) способствует лучшим достижениям в толчке, а со скоростной (до 40% силовых упражнений) – к лучшим показателям в рывке. В подготовительном периоде наибольшее количество подъемов штанги во всех весовых категориях приходится на небольшие и средние отягощения. Особенность тренировки атлетов тяжелого веса заключается в том, что они чаще поднимают штангу малого веса (50–60%) и реже – большого (70–80%) и субмаксимального (90– 100%). Суммарная доля подъемов штанги приходится на вторую и третью зоны интенсивности. А.В. Черняк в своих работах утверждает, что небольшие и средние отягощения играют наиболее значительную роль в тренировке штангиста, причем доля этих подъемов не должна быть ниже определенного уровня, так как с их помощью не только развиваются скоростно‑силовые способности, но и совершенствуется техническое мастерство.

Интенсивность тренировочной нагрузки связана с количеством повторений упражнения. Л.П. Матвеевым, Р.А. Романом, А.В. Черняком установлено, что после предельного количества подъемов штанги в одном подходе атлеты сильно устают и в дальнейшем не могут тренироваться в достаточном объеме. Начиная с шестого подъема, высота подъема штанги (вес 70% от максимального) резко снижается; при весе штанги в 80% это явление наблюдается с пятого подъема, а в 90% – с третьего.

А.С. Прилепин определил следующее количество подъемов штанги: 70% – 3–6, 80% – 2–4 и 90% – 1–2 повторения за подход. Он также установил, что наивысший прирост результатов в первые 5 недель тренировок оказался при подъеме штанги весом в 90%, а в следующие 5 недель – в 80% от максимального.

По В.И. Родионову, оптимальное количество повторений при подъеме штанги весом в 70% от максимального составляет не более 12, в 80% – 8 и 90% – 4 раза, а оптимальное количество подъемов в одном подходе – соответственно 6, 4 и 2.

Как видно из вышеизложенного анализа литературы, касающегося вопросов оптимизации тренировочной нагрузки, данная проблема особенно интенсивно разрабатывалась советскими специалистами в период 60–70‑х годов. Дальнейший качественный подъем в научной разработке этой проблемы был связан с работами АС. Медведева и его сотрудников. Он впервые в нашей стране разработал конкретные методические рекомендации в виде единых программ для тяжелоатлетических секций и доказал их эффективность.

Многолетние исследования АС. Медведева в естественных условиях подтвердили более высокую эффективность таких программ по сравнению с традиционными методами планирования подготовки тяжелоатлетов: в два раза увеличилось число мастеров спорта международного класса в обществе «Динамо», темп прироста спортивных результатов при использовании унифицированных тренировочных программ в предсоревновательном периоде стал на 60,3% выше, а количество спортсменов, чьи результаты ухудшились на 15–20%, было меньше, чем при традиционной методике тренировки.

Исследования НА. Фомина, В.П. Филина показали, что скоростно‑силовые упражнения улучшают способность дифференцировать раздражители и повышают возбудимость нервных центров у 12–14‑летних подростков. Известно также, что в период полового созревания (у мальчиков – с 12 до 16 лет) наблюдается общее повышение возбудимости центральной нервной системы. Все словесные и двигательные реакции могут сопровождаться излишними движениями рук, ног и туловища. В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения над торможением. Часто ответная реакция по своей силе и характеру оказывается не адекватной вызывающим ее раздражителям. Следует также обратить внимание и на то, что речь подростков замедляется, ответы на вопросы, как правило, становятся лаконичными, стереотипными, словарный запас как бы обедняется. Нередко приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы получить полный ответ.

Имеются экспериментальные доказательства того, что ответная реакция на словесные раздражители у подростков более замедлена, чем на зрительные или звуковые (П. П. Балевский). В связи с этим для начинающих штангистов необходимо применять различные методы обучения – как словесные, так и с наглядным показом. При этом следует подчеркнуть, что мозг подростка находится в неблагоприятных условиях питания и снабжения кислородом в связи с тем, что рост сердечно‑сосудистой системы отстает от роста тела. Кроме того, в связи с повышением функций мозгового вещества надпочечников увеличивается содержание адреналина в крови, что приводит к сужению кровеносных сосудов. Данные особенности развития подростков являются иногда причиной возникновения у юных спортсменов во время тренировок легкого утомления даже при небольших нагрузках и нередко головных болей.

В юношеском возрасте (с 16 до 18 лет) наблюдается дальнейшее нарастание общего возбуждения и ослабление всех видов торможения. Нередко этот факт проявляется в чрезмерной эмоциональности юных спортсменов, особенно во время выступлений на соревнованиях, в недооценке сил соперника, и наоборот, в переоценке своих возможностей и т.д. В то же время в этот возрастной период увеличивается по отношению к подростковому возрасту роль второй сигнальной системы (словесных сигналов).

Подростковый возраст – это период перестройки организма, вызывающий значительное напряжение всей нервной деятельности, требующий разумного и бережного отношения со стороны взрослых к юным спортсменам.

Анатомическое строение мозга и количественное нарастание его массы завершается, в основном, к концу младшего школьного возраста (7–12 лет). Поэтому изменения в нервной системе подростка носят преимущественно качественный характер, заключающийся в функциональном совершенствовании (В.В. Бунак, Е.А. Аркин).

По мнению Р.Е. Мотылянской, Л.И. Стоговой, ФА. Иорданской, хотя работоспособность двигательного аппарата отличается большей специфичностью, обусловленной тем или иным видом спорта и другими особенностями двигательной деятельности, существуют, однако, такие общие его свойства, которые могут быть охарактеризованы в качественном и количественном отношении и представляют сопоставимые данные для различных возрастных групп.

У взрослых спортсменов наблюдаются самые малые величины порогов возбуждения на фоне наивысших частотных пределов усвоения ритмов раздражения. Юноши занимают положение между лицами зрелого и пожилого возраста. В период с 15 до 18 лет наблюдается постепенное повышение уровня функциональной подвижности (Р.Е. Мотылянская, Л.И. Стогова, ФА. Иорданская, 1967; З.В. Дубровина, Л.П. Макарова; В.Г. Олешко, П.М. Мироненко). С этим согласуются исследования ИА. Аршавского и др., проведенные на животных.

Исследования А.Н. Воробьева показали, что регулярные тренировки в подъеме тяжестей положительно воздействуют на функциональную подвижность нервно‑мышечного аппарата: повышается его возбудимость, уменьшается хронаксея и реобаза, возрастает скорость мышечных сокращений и расслаблений, повышается статическая и динамическая работоспособность, увеличивается ритмическая активность при стимуляции электрическим током. Не случайно, указывает автор, у сильнейших тяжелоатлетов отмечается высокая лабильность нервно‑мышечного аппарата.

Развитие нервной системы происходит непрерывно в течение всей жизни человека, но формирование некоторых областей коры головного мозга, являющихся специфичными для человека, особенно интенсивно протекает в подростковом и юношеском возрасте (И.Н. Боголепова; А.А. Волохов; РА. Шабунин; РА. Шабунин, Л.С. Дворкин и др.). В пубертатном возрасте наиболее отчетливо начинают проявляться черты индивидуальных особенностей детей, тип высшей нервной деятельности. Эти черты заметно влияют на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, на уровень и устойчивость общей работоспособности, волевые качества и т.д.

В физиологической практике получила широкое признание методика непрерывной регистрации частоты сердечных сокращений, позволяющая более полно оценить функциональные возможности сердечной деятельности. Полученные таким образом результаты используются для расчета целого ряда показателей, используемых для оценки качества регулирования сердечной деятельности. Имеется опыт непрерывной многосуточной регистрации сердечного ритма у спортсменов с помощью сумматоров пульса (В.М. Зациорский, Н.Г. Кулик).

Занятия спортом влекут за собой существенные изменения в функциональном состоянии сердечно‑сосудистой системы. Так, Г. Сухарева указывает, что у школьников 15 лет, начинающих заниматься спортом, пульс составляет 75,2 уд./мин, а у школьников со спортивным стажем в 1–3 года – 70 уд./мин. Автору удалось установить, что у 24 из 53 юных спортсменов в процессе роста тренированности наблюдалось урежение пульса на 6,2–3,0%; у 23 спортсменов пульс оставался на прежнем уровне, и только у шести частота пульса увеличивалась.

Мышечная деятельность приводит к увеличению частоты сердечных сокращений, причем с возрастом прирост частоты пульса в первую минуту интенсивной мышечной работы увеличивается. Так, если у детей восьми лет прирост частоты пульса в первую минуту интенсивной мышечной деятельности составляет 50% по отношению к исходному фону, то у 17‑летних юношей эта величина равняется 72% (И.А. Аршавский, В.М. Король). У тренированных детей частота пульса после окончания работы ниже, чем у детей, не занимающихся спортом.

Многие исследователи указывают на то, что хронотропная реакция сердца у юных спортсменов более выражена, чем у взрослых спортсменов (Р.Е. Мотылянская, В.В. Розенблат, AT. Воробьев, М.Б. Казаков, Р.В. Унжин, Н.Н. Мартынов, П.З. Сирис, Ю.В. Катуков). Например, если у 13–14‑летних спортсменов после 20 приседаний частота пульса составляет 119,5–114,2 уд./мин, то у 20‑летних – 102,8; после бега в течение 15 секунд – соответственно 141,6–140 и 128 уд./мин. Значительное учащение частоты пульса у подростков наблюдается и после бега на различные дистанции – от 179 до 276 уд./мин.

После бега у некоторых юных спортсменов 15–18 лет отмечается изменение электрокардиограммы, заключающееся в замедлении предсердно‑желудочковой и внутренне‑желудочковой проводимости, появление электросистол и т.д. О функциональных возможностях вегетативных систем организма юных спортсменов можно судить по характеру приспособляемости этих систем к заданной мышечной работе. Так, по данным М.Я. Горкина и В.М. Волкова, И.И. Бахрах, подростки 13–14 лет относительно быстро приспосабливаются к заданной мышечной работе. Период врабатываемости у них в среднем короче, чем у взрослых спортсменов. Но даже у физически хорошо развитых и тренированных подростков работоспособность ниже, чем у взрослых.

Многие исследователи отмечали в период полового созревания хорошие приспособительные возможности сердечно‑сосудистой системы подростков к мышечным напряжениям (Г.И. Марковская, B.C. Фарфель, Л.И. Абросимова, Р.А. Шабунин, И.В. Павлова, К.Г. Силантьева, А.Ф. Терешкин). Но есть и противоположное мнение, указывающее на то, что занятия спортом в период полового созревания приводят к снижению функциональных возможностей сердечно‑сосудистой системы по сравнению с детским возрастом (СМ. Иванов).

Тяжелоатлетический спорт оказывает специфическое влияние на кровообращение спортсменов (Р.А. Шабунин; Р.А. Шабунин, Л.С. Дворкин). Как указывал А.Н. Воробьев, в период огромного мышечного напряжения при подъеме тяжестей большого веса создаются затрудненные условия для кровообращения. По данным М.Б. Казакова и А.Т. Воробьева, у высококвалифицированных тяжелоатлетов частота пульса в условиях, близких к основному обмену, составляла 42–70 уд./мин. У спортсменов легких весовых категорий частота пульса была меньше, чем у более тяжелых атлетов. Данный показатель у тяжелоатлетов утром натощак в положении лежа составляет 42–78, или в среднем 57 уд./мин (АН. Воробьев).

 

Развитие физических качеств

 

 

1.4.1. Особенности развития силы и скоростно‑силовых качеств в молодом возрасте

 

В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы, причем абсолютная мышечная сила растет непрерывно и относительно равномерно на протяжении школьного возраста. По данным А.В. Коробкова и Ф.Г. Казаряна, мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды относительно умеренного прироста силы сменяются периодами более выраженного ее изменения.

Так, например, ускорение физического развития подростков в период полового созревания приводит и к увеличению прироста показателей мышечной силы. В возрасте 13–14 лет сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти и мышц большого пальца при динамической работе достигает большей величины по сравнению с детским возрастом (8–9 лет). Об этом же свидетельствуют исследования А.В. Коробкова, который отмечал, что нарастание силы различных групп мышц в пересчете на 1 кг веса тела у 13–14‑летних подростков происходит более интенсивно, чем у детей 8–9 лет и юношей 18–20 лет. Автор считает, что величина силы в пересчете на 1 кг веса тела у подростков в 13–14 лет достигает таковой у взрослых людей 20–30 лет.

Одной из причин увеличения мышечной силы у детей является возрастание мышечной массы тела, т.е. увеличение мышечного поперечника. Мышечная масса начинает возрастать с 7 лет, но более заметный ее рост происходит в период полового созревания. Важная роль в развитии силы в этот период принадлежит, по‑видимому, дифференциации нервно‑мышечного аппарата. Это подтверждается, в частности, исследованиями А.В. Коробкова, А.П. Тамбиевой, А.А. Маркосяна и др., которые отметили, что с возрастом происходит увеличение числа возбуждающих двигательных единиц во время мышечного напряжения.

Как указывает М.Р. Могендович, особая роль в увеличении мышечной силы с возрастом принадлежит моторно‑висцеральным рефлексам, которые в подростковом возрасте становятся более совершенными, чем в детском. Формирование относительной силы различных групп мышц завершается в 16–17 лет, а ее уровень сохраняется до 41–50.

На проявление мышечной силы значительное влияние оказывают занятия физической культурой и спортом, начиная с детского и подросткового возраста. В советской системе спортивной тренировки подрастающего поколения большое значение придавалось воспитанию различных физических качеств для всестороннего физического развития и для трудовой деятельности. По мнению СП. Летунова, Р.Е. Мотылянской, актуальность изучения проблемы силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. При этом авторы отмечают, что создание правильной системы силовой подготовки является решающим фактором роста спортивных достижений во многих видах спорта.

Увеличение физиологической напряженности тренировки «на силу» в период начальной подготовки (высокий темп движений, малые интервалы между занятиями), по Ю.В. Верхошанскому, не всегда приводит к повышению эффективности развития силы. Этот метод тренировки дает результаты только в дальнейшем, по мере повышения тренированности. Из исследований Н.В. Зимкина известно, что на протяжении восьми занятий упражнения с грузом в 45–60% от максимального были несколько эффективнее, чем с грузом в 60–75% и 75–90%. В дальнейшем, после 66 занятий наибольший эффект дали упражнения с грузом в 75–90%, а наименьший – в 45‑60%.

Ежегодный прирост силы различных групп мышц неодинаков. Так, в возрастной период от 10 до 14 лет более выраженно увеличивается мышечная сила разгибателей нижних конечностей (85%), менее – сгибателей плечевого пояса (24%). По мнению В.К. Кузнецова, акцент на развитие относительной силы следует делать в возрасте 13 и 15 лет. На необходимость развития мышечной силы в период развития организма детей, п<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.