Соотношение административно-правовых режимов в государствах - членах Евразийского экономического союза — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Соотношение административно-правовых режимов в государствах - членах Евразийского экономического союза

2021-01-29 86
Соотношение административно-правовых режимов в государствах - членах Евразийского экономического союза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Интегративное сотрудничество Российской Федерации с государствами, входящими в ЕАЭС предопределяет интерес к проведению сравнительно-правового исследования административных режимов в государствах - членах ЕАЭС. Тем более, что, как показал анализ законодательства государств - членов ЕАЭС, их насчитывается множество. Они классифицируются в зависимости от характера ситуаций, территориального и (или) временного действия, объекта, в отношении которого происходит государственное воздействие, пределов ограничения конституционных прав и свобод, преобладающего метода регулирования общественных отношений. Так, например, в Республике Казахстан выделяются региональные режимы, регулирующие состояние объектов, подведомственных субъектам Республики Казахстан, и местные режимы, действующие на территории муниципальных образований и вводимые актами органов местного самоуправления*(786).

Еще одним критерием является носитель административно-правового режима. В качестве носителя режима выступают определенные территории (режим закрытого административно-территориального образования, режим исключительной экономической зоны), правовые образования и институты (режим законодательства, режим отрасли), организации (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения), социальные и природно-техногенные процессы (режимы труда и отдыха, чрезвычайной ситуации), предметы материального мира (режимы имущества, природных ресурсов, документов), административная деятельность (режим секретности, таможенные режимы)*(787).

Также выделяются обычные и чрезвычайные (экстремальные) административные правовые режимы. Чрезвычайные (экстремальные) административно-правовые режимы связаны с ограничением конституционных прав и свобод граждан, хозяйственной деятельности организаций, созданием государственных органов с чрезвычайной компетенцией, наделением существующих государственных органов чрезвычайными полномочиями, возложением на граждан и организации дополнительных обязанностей. В отличие от них для обычных режимов характерны большая самостоятельность граждан и организаций по реализации своих субъективных прав, а также отсутствие чрезвычайной компетенции органов государственного управления.

Сопоставление российского законодательства и законодательства государств - членов ЕАЭС показывает, что в них устанавливаются те же типы конкретных административно-правовых режимов. Исследователи исходят из того, что назначение административно-правовых режимов - это прежде всего регулирование особых государственных состояний при помощи системы специальных средств*(788). К таким средствам, как правило, относятся:

а) правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах;

б) уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;

в) детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;

г) строгая система контроля и ответственности за деятельность в рамках административно-правового режима;

д) более широкое применение разрешительных и запретительных методов;

е) наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.).

Как правило, основаниями введения подобных режимов являются потребности, связанные с обеспечением безопасности вследствие социальных конфликтов (причин) и причин природного, техногенного и биологического характера, а также в связи с необходимостью установления особого рода регуляции. Профессор С.С. Маилян справедливо отмечал, что "в большинстве случаев проблематика административно-правовых режимов рассматривается лишь применительно к режимам чрезвычайного и военного положения"*(789). Эта тенденция характерна не только для Российской Федерации, но и для иных государств - членов ЕАЭС. Так, при исследовании административно-правовых режимов в Республике Казахстан основное внимание уделяют чрезвычайным (экстремальным) административно-правовым режимам*(790), которые, так же как и в Российской Федерации, в Республике Казахстан подразделяются на чрезвычайное и военное положение.

Правовую основу введения чрезвычайного положения составляют Конституция и Закон Республики Казахстан от 08.02.2003 N 387-П "О чрезвычайном положении"*(791). Совокупностью иных нормативно-правовых актов Республики Казахстан регламентируются статус и деятельность отдельных органов управления в условиях чрезвычайного положения.

Статья 1 Закона Республики Казахстан исходит из того, что чрезвычайное положение - это временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности. Тем самым рассматриваемый вид административного режима относится к режимам временным.

Основаниями введения чрезвычайного положения в Республике Казахстан являются:

1) чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные массовым переходом Государственной границы Республики Казахстан с территорий сопредельных государств; попытками насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; актами терроризма; действиями, направленными на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; массовыми беспорядками, межнациональными и межконфессиональными конфликтами; блокадой или захватом отдельных местностей, особо важных и стратегических объектов; подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований; вооруженным мятежом; диверсией; провокационными действиями со стороны других государств в целях навязывания вооруженного конфликта; нарушением территориальной целостности Республики Казахстан;

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вызванные стихийными бедствиями (землетрясения, сели, лавины, наводнения и др.), кризисными экологическими ситуациями, природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражением сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях и требующие скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ;

3) реальная угроза стихийного бедствия или крупномасштабной аварии (катастрофы) - на основании представления уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.

Введение чрезвычайного положения обусловлено невозможностью стабилизации сложившейся ситуации посредством применения иных мер реагирования. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан (ст. 5 Закона Республики Казахстан). Поскольку, как уже указывалось выше, режим чрезвычайного положения - это временная мера, законодатель установил срок его действия: на всей территории Республики Казахстан не может превышать 30 суток, в ее отдельных местностях - 60 суток. Законом предусматривается как возможность досрочного прекращения чрезвычайного положения в случае урегулирования ситуации, являющейся основанием для его введения, так и продления срока действия чрезвычайного положения в случае неустранения указанных обстоятельств.

Как уже указывалось, неотъемлемым элементом чрезвычайных режимов являются органы государственной власти, наделенные чрезвычайными полномочиями. К таковым в Республики Казахстан относятся Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан и комендатура местности. Согласно ст. 12-13 Закона Республики Казахстан указанные органы наделены нормотворческими, регуляторными и контрольно-надзорными полномочиями.

В целях устранения обстоятельств, послуживших основаниями введения чрезвычайного положения, могут быть введены основные и дополнительные меры и ограничения (гл. 4 Закона). Подобные меры можно условно разделить на меры, которые направлены на пресечение указанных обстоятельств (запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности юридических лиц; приостановление деятельности юридических лиц, в которой используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности физических и юридических лиц, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ; установление особого режима оборота лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции; временное изъятие у физических лиц оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у юридических лиц временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д.), и меры, направленные на профилактику их возникновения в будущем (усиление охраны общественного порядка, охраны особо важных государственных и стратегических объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами; введение комендантского часа и т.д.).

Правила применения дополнительных мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 28.01.2014 N 35*(792).

В отличие от чрезвычайного положения основанием введения военного положения являются случаи проявления агрессии либо непосредственная внешняя угроза безопасности страны. Согласно Закону Республики Казахстан от 05.03.2003 N 391-П "О военном положении"*(793) введение военного положения может предшествовать объявлению состояния войны либо следовать за ее объявлением.

Действующее законодательство Кыргызской Республики также относит к экстраординарным административно-правовым режимам чрезвычайное положение и военное положение. Конституционный Закон Кыргызской Республики от 24.10.1998 N 135 "О чрезвычайном положении"*(794) определяет: основания для введения режима чрезвычайного положения; порядок его введения; временные и пространственные границы действия; особый режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, а также меры и временные ограничения прав и свобод граждан.

Статья 2 Конституционного закона Кыргызской Республики от 30.04.2009 N 149 "О военном положении" также в качестве основания для введения военного положения на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях указывает агрессию против Кыргызской Республики или непосредственную угрозу агрессии. При этом агрессией против Кыргызской Республики признаются: вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Кыргызской Республики, любая военная оккупация территории Кыргызской Республики, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия (захват) территории Кыргызской Республики или ее части с применением вооруженной силы; бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Кыргызской Республики или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Кыргызской Республики; нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Кыргызской Республики независимо от места их дислокации; действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Кыргызской Республики; засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Кыргызской Республики, равносильные указанным актам агрессии. В свою очередь, непосредственной угрозой агрессии против Кыргызской Республики могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Кыргызской Республики, включая объявление войны Кыргызской Республике.

Практически во всех государствах-членах действует административный режим чрезвычайной ситуации, который также относится к режимам чрезвычайным. В отдельных государствах - членах ЕАЭС базовые акты, устанавливающие основы и организацию защиты населения при чрезвычайных ситуациях, были приняты еще в 1998 г. (такими странами являются Республика Беларусь и Республика Армения*(795)). В иных же странах - участницах ЕАЭС модернизация законодательства пошла путем принятия новых актов в данной области. В Республиках Кыргызстан и Казахстан регламентация вопросов введения режима чрезвычайных ситуаций рассматривается в рамках системы гражданской защиты как системы общегосударственных и оборонных мероприятий, обеспечивающих в мирное и военное время защиту населения и территории: в мирное время - от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биолого-социального характера, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий*(796). При этом Закон Республики Казахстан от 11.04.2014 N 188-V ЗРК "О гражданской защите"*(797) представляет особый интерес, так как данный закон не только определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, но и устанавливает нормы оказания экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечения пожарной и промышленной безопасности, а также определяет основные задачи, организационные принципы построения и функционирования гражданской обороны Республики Казахстан, формирования, хранения и использования государственного материального резерва, организации и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, представляя тем самым единый систематизированный нормативный правовой акт в данной сфере, что, безусловно, облегчает его применение.

Следует отметить, что, как и в Российской Федерации, в государствах - членах ЕАЭС массив правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие в связи с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций различного рода, не исчерпывается только перечисленными выше законодательными актами. Практически во всех государствах - членах ЕАЭС приняты законы об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей*(798), о пожарной и иных видах безопасности*(799); нормативные правовые акты, определяющие полномочия органов в рассматриваемой сфере, правовой статус государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок использования сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, устанавливающие правовой режим эвакуации населения, оповещения и информирования населения и т.д.*(800)

В зависимости от территории поражения и уровня реагирования законодательством стран - участниц ЕАЭС чрезвычайные ситуации классифицируются на объектовые, местные, региональные, глобальные, трансграничные. Названия указанных видов чрезвычайных ситуаций могут меняться в зависимости от административно-территориального устройства государства - члена ЕАЭС. Также классификация чрезвычайных ситуаций в законодательстве государств - членов ЕАЭС может быть проведена и по иным критериям: количество пострадавших, величина материального ущерба, численность населения с нарушенной жизнедеятельностью*(801). В зависимости от вида чрезвычайной ситуации устанавливаются: применяемые государством меры, силы и средства для ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации; ограничения хозяйственной деятельности юридических лиц и конституционных прав и свобод граждан. Так, согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 N 141-3 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация локальных чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций; местных и региональных чрезвычайных ситуаций - силами и средствами местных исполнительных и распорядительных органов; республиканских (государственных) чрезвычайных ситуаций - силами республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь. Законодательством Республики Беларусь устанавливается возможность в случае необходимости для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обращаться с просьбой о применении сил и средств Содружества Независимых Государств.

По своей правовой природе режим чрезвычайной ситуации является ситуационным, поскольку начинает действовать с момента возникновения чрезвычайной ситуации и заканчивается в момент полной ликвидации ее последствий.

Практически во всех государствах - членах ЕАЭС выделяются административно-правовые режимы, направленные на обеспечение национальной безопасности. Как правило, к таким режимам относят режим государственной тайны и режим государственной границы. Правовую основу последнего составляет специальный законодательный акт (Закон Кыргызской Республики от 16.05.2015 N 98 "О государственной границе Кыргызской Республики", Закон Республики Армения от 17.12.2001 N ЗР-265 "О государственной границе", Закон Республики Казахстан от 16.01.2013 N 70-V ЗРК "О Государственной границе Республики Казахстан", Закон Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З "О Государственной границе Республики Беларусь")*(802).

Законодательство государств - членов ЕАЭС основано на том, что государственная граница есть линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории - суши, вод, недр и воздушного пространства государства. Таким образом, это юридически закрепленные границы территории, на которую распространяется суверенная власть государства.

Как показывает анализ законодательных актов государств - членов ЕАЭС, режим государственной границы представляет собой совокупность правил, издаваемых органами исполнительной власти в целях конкретизации закона и регламентирующих:

а) порядок пересечения государственной границы, плавания и пребывания невоенных и военных моряков, судов в водах пограничных морей, рек и иных водоемов, их захода и пребывания во внутренних водах и воздушных судов в воздушном пространстве над территорией государства.

б) содержание государственной границы;

в) пропуск лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества;

г) порядок ведения предпринимательской, промысловой и иной деятельности на государственной границе гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

д) вопросы, связанные с поддержанием режима государственной границы и разрешением пограничных инцидентов на определенных участках границы.

Неотъемлемым элементом суверенитета и системы государственного управления является режим государственной тайны. Действующее законодательство государств - членов ЕАЭС специальными законодательными актами*(803) определяет не только категории сведений, в отношении которых может быть установлен данный режим, но и систему органов защиты государственной тайны, механизм допуска физических и юридических лиц к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, порядок проведения надзора и контроля в сфере защиты государственной тайны, а также меры ответственности лиц, нарушивших режим секретности. Отметим, что в государствах-членах, хотя и исходят из общего принципа необходимости сохранения сведений в определенной области в тайне с целью обеспечения безопасности государства, жизненно важных интересов граждан, общества и государства, устанавливают различные категории тайны. Если в Республике Армения, Беларусь и Казахстан выделяют государственные секреты и служебную тайну, то государственные секреты Кыргызской Республики подразделяются на три категории: государственная, военная и служебная тайны (ст. 5 Закона Кыргызской Республики от 14.04.1994 N 1476-ХП "О защите государственных секретов Кыргызской Республики").

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну в государствах - членах ЕАЭС, соответствует степени тяжести ущерба, который нанесен или может быть нанесен национальной безопасности или интересам государственных органов и организаций вследствие распространения указанных сведений (ст. 18 Закона Республики Казахстан от 15.03.1999 N 349-1 "О государственных секретах") и устанавливается как "Особой важности", "Совершенно секретно"; "Секретно" (последний гриф по законодательству государств - членов ЕАЭС применяется в основном для служебной информации), в зависимости от которого устанавливается и уровень защиты информации, а также требования по допуску граждан к работе с подобной информацией.

Еще одной общей разновидностью административного режима для всех государств - членов ЕАЭС является паспортно-регистрационный режим, или паспортно-визовый режим. Основу указанного режима составляют определенные типы правового регулирования, среди которых основными являются дозволительный, регламентационный, разрешительный, запретительный, обязывающий, которые находят свое отражение в законодательных актах государств - членов ЕАЭС. Например, в Законе Республики Кыргызстан от 30.07.2002 N 133 "О внутренней миграции" в зависимости от характера норм, составляющих паспортно-регистрационный режим, можно выделить виды режимов пребывания граждан - общий и особый (специальный). Каждый из указанных видов паспортно-регистрационных режимов имеет свои особенности как в системе их правового регулирования, так и в способах их поддержания.

Общий паспортно-регистрационный режим действует на большей части территории Кыргызстана, для него характерно отсутствие каких-либо ограничений в регистрации по месту жительства или пребывания, проживания и передвижения граждан. Паспортно-регистрационный режим особого (специального) вида устанавливается в местностях и населенных пунктах, перечень которых определяется ведомственными нормативными актами, и имеет своей целью обеспечение усиленной охраны правопорядка, государственной безопасности и охраны здоровья населения. Основной характерной чертой такого режима является введение системы ограничений на въезд, проживание и передвижение в этих местностях. Так, в ст. 8 Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции" дается перечень местностей и населенных пунктов, где установлены ограничения в свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства. К таким местностям относятся: закрытые военные городки, закрытые административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия и угроз природных (техногенных) катастроф, отдельные территории и населенные пункты, где введены особые условия и режим проживания населения и хозяйственной деятельности из-за опасности распространения массовых заболеваний и отравления людей, а также территории, где введено чрезвычайное или военное положение.

В системе органов исполнительной власти, обеспечивающих паспортно-регистрационный режим, центральное место занимает Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики. Данная служба была создана Указом Президента Кыргызской Республики от 26.10.2009 N 425 "О мерах по обеспечению реализации Закона Кыргызской Республики "О структуре Правительства Кыргызской Республики" в связи с реформированием системы государственного управления Кыргызской Республики.

В Республике Беларусь особую роль в формировании и обеспечении административно-правового режима миграции играют органы внутренних дел, реализующие государственную политику в области миграции населения и выполняющие наибольшее количество функций в данной сфере*(804). Именно на указанные органы возложены: контроль за пребыванием иностранцев в Республике Беларусь, временным и постоянным проживанием иностранцев в Республике Беларусь, транзитным проездом (транзитом) иностранцев через территорию Республики Беларусь; контроль за привлечением нанимателями Республики Беларусь для осуществления трудовой деятельности иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь. Содержанием данных видов контроля является проверка у иностранцев документов, свидетельствующих о законности их временного пребывания, временного и постоянного проживания, транзитного проезда, осуществления трудовой деятельности. В качестве цели проверки выступает обеспечение законности пребывания (проживания), транзита, трудоустройства иностранцев. Правовую основу миграционного режима в Республики Беларусь составляют Закон Республики Беларусь от 20.09.2009 N 49-3 "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь" и Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-3 "О внешней трудовой миграции".

В Республике Армения правовой основной паспортно-визового режима выступает Закон Республики Армения от 16.01.2007 N ЗР-47 "Об иностранных лицах", устанавливающий порядок въезда, проживания, перемещения, транзитного проезда, выезда иностранного гражданина, получения им вида на жительство, а также устанавливаются его права и обязанности. Отдельные элементы указанного режима обнаруживаются в законах Республики Армения от 27.03.1999 N ЗР-288 "О беженцах", от 19.10.2001 N ЗР-229 "О политическом убежище", от 16.01.2007 N ЗР-47 "Об иностранных лицах".

В отличие от республики Беларусь, где функции и полномочия в области миграции в основном сконцентрированы в рамках системы органов внутренних дел, в Республике Армения государственное управление сферой миграции носит децентрализованный характер.

Так, формирование административно-правового режима миграции иностранцев относится к компетенции созданной в соответствии с Указом Президента Республики Армения от 18.11.2009 NH-286-N "О создании Государственной миграционной службы при Министерстве территориального управления Республики Армения" Государственной миграционной службы в рамках Министерства территориального управления и развития Республики Армения (ГСМ). К полномочиям ГСМ относятся осуществление разработки и реализации государственной политики в области управления миграционными процессами и координация деятельности государственных учреждений, занимающихся вопросами миграции в части разработки политики и правовых актов в установленной сфере. В компетенцию ГМС также входят разработка и реализация государственных программ, направленных на реализацию интеграционной политики и борьбу с нелегальной миграцией*(805).

Обеспечение же выполнения режимных требований, применение мер ответственности за их нарушение, отдельных режимных мероприятий, а также оказание государственных услуг в сфере миграции возложены на Полицию Республики Армения, являющуюся частью единой централизованной системы органов внутренних дел при Правительстве Армении.

Различие в целях осуществляемых полномочий, их специфика, нашли отражение в организационной структуре Полиции Республики Армения в рамках которой созданы: отдел по борьбе с незаконной миграцией и международному сотрудничеству - контроль и надзор в сфере миграции; отдел паспортов и виз - оказание государственных услуг, регистрационные действия.

Служба национальной безопасности Республики Армения, Министерство иностранных дел Республики Армения, Министерство диаспоры Республики Армения в пределах своей компетенции также наделены отдельными полномочиями в сфере миграции.

Аналогичная сформированной в Республики Армения организационная структура паспортно-визового режима создана в Республике Казахстан. Юридическая конструкция административно-правового режима миграции нашла отражение в Законе Республики Казахстан от 22.07.2011 N 477-IV ЗРК "О миграции населения". Отличительная особенность данного нормативного правового акта, выделяющая его среди аналогичных в государствах - членах ЕАЭС, - исчерпывающая регламентация полномочий субъектов, уполномоченных на реализацию режима. В частности, гл. 2 указанного Закона устанавливается "Государственная система управления процессами миграции населения в Республике Казахстан", в которую входят:

- Правительство Республики Казахстан;

- уполномоченный орган по вопросам формирования государственной политики в области миграции населения;

- органы внутренних дел;

- Министерство иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждения Республики Казахстан;

- уполномоченный орган по вопросам миграции населения;

- уполномоченный орган в области здравоохранения;

- уполномоченный орган в области образования;

- орган национальной безопасности;

- местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы;

- местные исполнительные органы районов, городов областного значения.

Регламентация режима миграции в Республике Казахстан различается в зависимости от вида миграции, указанного в ст. 3 Закона Республики Казахстан от 22.07.2011 N 477-IV ЗРК "О миграции населения":

1) в целях возвращения на историческую родину;

2) в целях воссоединения семьи;

3) в целях получения образования;

4) в целях осуществления трудовой деятельности;

5) по гуманитарным и политическим мотивам.

Анализ Закона Республики Казахстан от 22.07.2011 N 477-ГУЗРК "О миграции населения" позволяет утверждать, что в рамках общего административно-правового режима миграции выделяются следующие его виды: режим иммиграции, режим внешней миграции, режим внутренней миграции.

Основными методами регулирования внутренней и внешней миграции по законодательству Республики Казахстан являются: выдача разрешений на въезд и выезд, разрешений на временное и постоянное проживание, разрешений на привлечение иностранной рабочей; квотирование.

Особое внимание законодателя к установлению режима иммиграции (гл. 3-8 Закона) - еще одна отличительная черта паспортно-визового режима Республики Казахстан.

Особый интерес вызывает содержание режима внутренней миграции. Внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства на территории Республики Казахстан в установленном порядке. Законодатель классифицирует внутренних мигрантов на добровольно переселяемых в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан (см., например, постановление Правительства Республики Казахстан от 18.02.2016 N 83 "Об определении регионов для расселения оралманов и переселенцев"), и самостоятельно переселяющихся по собственному волеизъявлению.

Внутренние мигранты, добровольно переселяемые в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан, на основании заявления включаются в региональную квоту приема переселенцев. Для граждан Республики Казахстан, включенных в региональную квоту приема переселенцев, определены меры государственной поддержки, предусмотренные для участников активного содействия занятости в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения.

Перечень мер государственной поддержки установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 10.04.2015 N 221 "О некоторых вопросах содействия занятости населения" и предусматривает меры, направленные:

- на обучение и содействие в трудоустройстве соответствующих категорий лиц;

- на содействие развитию предпринимательства;

- на повышение мобильности соответствующих категорий лиц.

Указанное демонстрирует, что в отличие от паспортно-визового режима в целом, которому как в Республике Казахстан, так и в государствах - членах ЕАЭС свойственна ограничительная направленность, режимом внутренней миграции в Республике Казахстан предусматривается органичное сочетание правовых мер ограничительного и стимулирующего характера.

К режимам, направленным на обеспечение национальной безопасности, следует отнести и выделяемый некоторыми авторами административный режим обеспечения безопасности критически важных объектов (далее - КВО). Так, Д.В. Перевалов*(806) указывает, что нормативно-правовую основу этого режима в Республике Беларусь составляют:

а) нормы Конституции Республики Беларусь, определяющие основные положения права собственности, обеспечения экологической безопасности, деятельности государственных органов по обеспечению прав и свобод личности (ст. 13, 44, 46, 59);

б) нормы законодательных актов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, а также положения нормативных правовых актов уполномоченных государственных органов и собственников КВО, детализирующие вопросы реализации мер обеспечения безопасности КВО (например, Указ Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по обеспечению безопасности критически важных объектов информатизации" от 25.10.2011 N 486);

в) нормы законодательных актов, непосредственно не регламентирующие обеспечение безопасности КВО, но определяющие полномочия государственных органов и иных организаций по реализации соответствующих мер в данной области, а также нормы указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства Республики Беларусь по отдельным вопросам обеспечения безопасности КВО (например, законы Республики Беларусь от 10.01.2000 N 363-3 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 05.01.1998 N 122-3 "О радиационной безопасности населения", от 15.06.1993 N 2403-ХП "О пожарной безопасности", от 05.05.1998 N 141-3 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

г) нормы различных технических стандартов, регламентирующие правила строительства, техники безопасности, пожарной, радиационной, санитарной и иных видов безопасности, иные нормы технического регулирования (например, СТБ 1250-2000 "Охрана объектов и физических лиц. Термины и определения").

В Республике Кыргызстан Законом от 23.05.2008 N 94 "О стратегических объектах Кыргызской Республики" устанавливаются специальные требования к режиму функционирования и эксплуатации стратегических объектов (т.е. имуществу, имеющему социально-экономическое значение для устойчивого развития общества, владение, (или) пользование и (или) распоряжение которым будет оказывать влияние на состояние национальной безопасности Кыргызской Республики), направленные н


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.