Программы ПМ 05 «Организация детского оздоровительного отдыха» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Программы ПМ 05 «Организация детского оздоровительного отдыха»

2020-10-20 212
Программы ПМ 05 «Организация детского оздоровительного отдыха» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жукова С.С.

Профессиональный модуль

«Организация детского оздоровительного отдыха»

«Теоретические и практические основы организации детского оздоровительного отдыха»

ЛЕТО – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ…

 (учебно-методическое пособие для студентов СПО)

Часть 1

 


Санкт-Петербург

2016

 

 

C анкт-Петербург

2019

 

УМК разработан в соответствии с ФГОС – 2009, базисным учебным планом по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», типовой учебной программой ПМ 05 «Организация детского оздоровительного отдыха» МДК 05.01 «Теоретические и практические основы организации детского оздоровительного отдыха».

 

 

Разработчик: автор-составитель – Жукова Светлана Сергеевна – преподаватель педагогики, некрасовского педагогического колледжа № 1 Санкт-Петербурга.

 

 

4-ая редакция

 

Что такое детский оздоровительный лагерь, каковы его главные цели и основные задачи? Каковы особенности работы в детском лагере? Что входит в круг обязанностей вожатого и за что он несет ответственность? С какими трудностями сталкиваются вожатые и как их разрешить? Что такое этикет вожатого, и какими личностными, и эмоциональными качествами он должен обладать?

Рабочая тетрадь, которую Вы держите в руках, поможет вам освоить непростой, но очень увлекательный мир вожатского дела.

Учебное пособие адресовано студентам, проходящим подготовку к летней педагогической (вожатской) практике, может быть интересно педагогам, воспитателям и вожатым детских оздоровительных лагерей и клубов по месту жительства, практическим работникам образовательных и культурных учреждений, занимающихся организацией летнего отдыха детей и подростков.

 


 


Содержание

Календарно-тематическое планирование по междисциплинарному курсу ПМ 05. МДК 01 «Теоретические и практические основы организации детского оздоровительного отдыха» ……………

5 стр.
 

Технологическая карта РНС оценки образовательных результатов студентов..........................................

9 стр.
 

1 семестр

 
 

Раздел I.

«Теоретические основы организации деятельности детского лагеря»

  Модуль № 1: «Теоретические аспекты развития детского лагеря» Теоретическое содержание модуля: 1. История образования первых детских лагерей в мире и на территории бывшего СССР. Обзор первых лагерей («Артек», «Орленок», «Зеркальный»). 2. Возрождение традиций: детские оздоровительные лагеря в наше время. 3. Сущностная характеристика детского оздоровительного лагеря: понятие, цели и задачи деятельности, классификация. 4. Российское Движение Школьников как детско-юношеская организация. 5. Направления деятельности лагерей на основе требований ФГОС и деятельности Российского Движения Школьников. 10  стр. Модуль № 2: « Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ДОЛ » Теоретическое содержание модуля: 1. Особенности развития детей младшего возраста (5-8 лет). 2. Особенности развития детей среднего возраста (9-11 лет). 3. Особенности развития детей подросткового возраста (12-13 лет). 4. Особенности развития детей старшего подросткового возраста (14-16 лет). 5. Диагностика в процессе деятельности ДОЛ. 33  стр. Модуль № 3: «Профессия – вожатый. Права и обязанности» Теоретическое содержание модуля: 1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОЛ. Закон РФ «Об образовании». Конвенция ООН о правах ребенка. Выполнение требований Роспотребнадзора и СанПиНа в условиях детского лагеря. 2. Основные требования к должности отрядного вожатого ДОЛ. 3. Режим дня и его организация. Правила внутреннего распорядка в ДОЛ. 4. Должностные обязанности и права отрядного вожатого. _ _ стр.

Раздел II.

«Практические основы организации деятельности детского лагеря»

  Модуль № 1: «С чего начинается лагерь…»   Теоретическое содержание модуля: 1. Логика и структура развития смены в детском лагере. 2. Характеристика и особенности подготовительного и основного периодов лагерной смены. Цель и задачи, стоящие перед вожатым на медицинском осмотре. 3. Характеристика и особенности организационного периода лагерной смены. 4. Организация заезда детей в лагерь. Организация жизнедеятельности детей в период смены. 5. Что важно сделать в первый день: правила поведения, техника безопасности и профилактика детского травматизма в условиях летнего лагеря, первая помощь. _ _ стр. Модуль № 2: «Лагерь – это маленькая жизнь! (часть 1)» Теоретическое содержание модуля: 1. Характеристика и особенности основного периода лагерной смены. Организация жизнедеятельности детей в основной период смены. 2. Особенности и методика формирования временного детского коллектива Конфликты в детских коллективах, их причины, пути разрешения. Профилактика правонарушений и негативных зависимостей в детской среде в условиях ДОЛ; 3. Отрядный уголок. 4. Тематика смены и тематические дни. Методика разработки тематических дней. 5. Игра. Использование игровых технологий в детском лагере. 6. Организация особых дней в лагере (родительский день, банный день и т.д.); 7. Методика проведения «отрядных огоньков». _ _ стр.

 

Семестр

Модуль № 3: «Лагерь – это маленькая жизнь! (часть 2)» Теоретическое содержание модуля: 1. Методика организации отрядных и общих КТД в условиях ДОЛ. 2. Основные мероприятия периода:
  • День защиты детей;
  • День медицинского работника;
  • День Нептуна;
  • День наоборот;
  • Капустник, Ромашка;
  • Кругосветка;
  • КВН;
  • Карнавал;
  • Дискотека;
  • Конкурсы и турниры.
3. Когда на улице дождь или чем занять отряд в непогоду. 4. Изготовление элементов костюмов и реквизита своими руками и из подручных средств.
_ _ стр.
Модуль № 4: «Вот и кончилось Лето, до-свидание Лагерь!» Теоретическое содержание модуля: 1. Характеристика и особенности заключительного периода лагерной смены. 2. Основные мероприятия периода: · Прощание с лесом, озером или речкой. · Прощание со стадионом. · Прощальный огонь, церемония лент. · Операция «Нас здесь не было!» _ _ стр.

 

 

Список использованной литературы...................................................................................................................

_ _ стр.

Календарно-тематическое планирование

Учебный год

Даты

Кол-во часов

(теория / практика)

Самостоятельная работа обучающихся

Тема самостоятельной работы Кол-во часов 1 2 3 4 5

 

СЕМЕСТР

 

  Раздел I. «Теоретические основы организации деятельности детского лагеря»       1 и 3 недели 02.09-21.09 (1-6 уроки) Модуль № 1: «Теоретические аспекты детского лагеря» 1. История образования первых детских лагерей в мире и на территории бывшего СССР. Обзор первых лагерей («Артек», «Орленок», «Зеркальный»). 2. Возрождение традиций: детские оздоровительные лагеря в наше время. 3. Сущностная характеристика детского оздоровительного лагеря: понятие, цели и задачи деятельности, классификация. 4. Российское Движение Школьников как детско-юношеская организация. 5. Направления деятельности лагерей на основе требований ФГОС и деятельности Российского Движения Школьников. 4т/2п Выполнение заданий для самостоятельной работы в рамках модуля № 1 3 ч. (0,5ч. х 6) 23.09-28.09 Итоговый контроль по модулю № 1       4  неделя 23.09-28.09 (7-8 уроки) практика 30.09-05.10 5-6  недели 07.10-19.10 (9-12 уроки) Модуль № 2: «Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ДОЛ» 1. Особенности развития детей младшего возраста (5-8 лет). 2. Особенности развития детей среднего возраста (9-11 лет). 3. Особенности развития детей подросткового возраста (12-13 лет). 4. Особенности развития детей старшего подросткового возраста (14-16 лет). 5. Диагностика и диагностическая деятельность вожатого в процессе деятельности в ДОЛ. 4т/2п Выполнение заданий для самостоятельной работы в рамках модуля № 2 3 ч. (0,5ч. х 6) 21.10-26.10 Итоговый контроль по модулю № 2      

 

7-9  недели  21.10-09.11  (13-18 уроки) Модуль № 3: «Профессия – вожатый» 1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОЛ. Закон РФ «Об образовании». Конвенция ООН о правах ребенка. Выполнение требований Роспотребнадзора и СанПиНа в условиях детского лагеря. 2. Основные требования к должности вожатого ДОЛ. 3. Режим дня и его организация. Правила внутреннего распорядка в ДОЛ. 4. Должностные обязанности и права отрядного вожатого. 4т/2п Выполнение заданий для самостоятельной работы в рамках модуля № 3 3 ч. (0,5ч. х 6)
11.11-16.11 Итоговый контроль по модулю № 3      
  Раздел II. «Практические основы организации деятельности детского лагеря»      
10-12 недели 11.11-30.11 (19-24 уроки) Модуль № 1 (4): «С чего начинается лагерь…» 1. Логика и структура развития смены в детском лагере. 2. Характеристика и особенности подготовительного и основного периодов лагерной смены. Цель и задачи, стоящие перед вожатым на медицинском осмотре. 3. Характеристика и особенности организационного периода лагерной смены. 4. Организация заезда детей в лагерь. Организация жизнедеятельности детей в период смены. 5. Что важно сделать в первый день: правила поведения, техника безопасности и профилактика детского травматизма в условиях летнего лагеря, первая помощь. 2т/2п Выполнение заданий для самостоятельной работы в рамках модуля № 1(4) 2 ч. (0,5ч.х 4)
02.12-07.12 Итоговый контроль по модулю № 1(4)      
13-14  недели 02.12-14.12 (25-28 уроки) Модуль № 2 (5): «Лагерь – это маленькая жизнь! (часть 1)» 1. Характеристика и особенности основного периода лагерной смены. Организация жизнедеятельности детей в основной период смены. 2. Особенности и методика формирования временного детского коллектива Конфликты в детских коллективах, их причины, пути разрешения. Профилактика правонарушений и негативных зависимостей в детской среде в условиях ДОЛ; 3. Отрядный уголок. 4. Тематика смены и тематические дни. Методика разработки тематических дней. 5. Игра. Использование игровых технологий в детском лагере. 6. Организация особых дней в лагере (родительский день, банный день и т.д.); 7. Методика проведения «отрядных огоньков». 2т/4п Выполнение заданий для самостоятельной работы в рамках модуля № 2(5) 3 ч. (0,5ч.х 6)
16.12-21.12 Итоговый контроль по модулю № 2(5)      
15 неделя (зачетная) 23.12-28.12 (29 и 30 уроки) ДЕФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ (Презентация вожатской папки) Подготовка к самопрезентации  1 ч. (0,5ч.х 2)
  Всего: 30   15

Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а

РНС оценки образовательных результатов студента (-ки)

Некрасовского педагогического колледжа № 1

                                                                                                                                                                                            

Ф.И.О. ____________________________________________________________ курс _________________ группа ___________

Специальность: _ 44.02.02  «Преподавание в начальных классах» ________________

Учебная дисциплина:  ПМ 05. МДК 01 «Теоретические  и практические основы организации  летнего отдыха детей»

Преподаватель: Жукова Светлана Сергеевна ______ e - mail: [email protected]      моб. тел.: 8 (911) 736-14-77

Период обучения: 1 семестр 2019-2020 учебный год

 

№ п/п Виды деятельности Максимальное количество баллов Фактическое количество баллов Сроки выполнения заданий Коррекция

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

100      

Модуль № 4:

«С чего начинается лагерь…»

 (4 часа + 2 часа СРС)

20      

4.

1. Изучение теоретической части модуля посредством различных приемов критического мышления. 5      
2. Выполнение заданий практической части модуля. 5      
3. Выполнение заданий самостоятельной работы. 5      
4. Итоговый контроль по модулю № 4. 5      

Модуль № 5:

«Лагерь – это маленькая жизнь! (часть 1)»

 (6 часов + 3 часа СРС)

20      

5.

1. Изучение теоретической части модуля посредством различных приемов критического мышления. 5      
2. Выполнение заданий практической части модуля. 5      
3. Выполнение заданий самостоятельной работы. 5      
4. Итоговый контроль по модулю № 5. 5      

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

30      
6. Разработка массовой тематической игры. 5      
7. Разработка отрядного мероприятия. 10      
8. Разработка обще лагерного тематического мероприятия. 15      

 

Раздел I.

«Теоретические основы организации деятельности детского лагеря»

 

Модуль № 1

(6 часов  на изучение модуля)

 «Теоретические аспекты детского лагеря»

Содержание теоретической части модуля № 1:

1. История образования первых детских лагерей в мире и на территории бывшего СССР. Обзор первых лагерей («Артек», «Орленок», «Зеркальный»).

2. Возрождение традиций: детские оздоровительные лагеря в наше время.

3. Сущностная характеристика детского оздоровительного лагеря: понятие, цели и задачи деятельности, классификация.

4. Российское Движение Школьников как детско-юношеская организация.

5. Направления деятельности лагерей на основе требований ФГОС и деятельности Российского Движения Школьников.

 

Содержание практической части модуля № 1:

Обобщение и систематизация изученного теоретического материала. Выполнение практических заданий творческого характера.

 

Задания для самостоятельной работы по модулю № 1:

Выполнение  заданий для самостоятельной работы.

 

По итогам изучения модуля студенты должны знать:

· историю первых детских лагерей в мире и на территории бывшего СССР.

· деятельность ДОЛ и детской организации РДШ в наше время.

· классификацию детских лагерей.

· цели и задачи воспитания в детском оздоровительном лагере.

· основные направления воспитания в ДОЛ.

 

По итогам изучения модуля студенты должны уметь:

· анализировать и оценивать деятельность различных детских лагерей.

· понимать значимость ДОЛ в становлении личности ребенка.

 

Алгоритм действий студентов при изучении данного модуля:

1. Осмыслить теоретическую часть модуля № 1 с использованием приемов критического мышления.

2. Приготовиться к выполнению заданий и обсуждению вопросов практической части модуля № 1.

3. Выполнить одно из заданий для самостоятельной работы студента по модулю № 1 на выбор студента.

4. Приготовится к выполнению итоговой работы по модулю № 1.  

                                                        

Алгоритм действий студентов, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту:

1. Осмыслить теоретическую часть модуля № 1 с использованием известных вам приемов критического мышления.

2. Выполнить в письменном виде три задания разного уровня из практической части модуля № 1 и сдать работу на проверку преподавателю.

3. Выполнить любое из предложенных заданий для самостоятельной работы в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.

4. Приготовится к выполнению итоговой работы по модулю № 1. 

 


Англия

Август 1908 года в истории лагерей занимает особое место. Английский отставной полковник Баден Пауэлл решил организовать досуг детей в летнее время.  По просьбе друзей Пауэлл вывез 20 мальчиков из обеспеченных привилегированных семей в лагерь на остров Броунси близ Лондона.

В течение двух недель Пауэлл учил ребят правилам бивачной жизни, а также навыкам разведчика-следопыта. Это, на первый взгляд рядовое событие, стало определённой точкой отсчёта скаутского движения и, конечно, важнейшей формы жизни скаутов – летних лагерей.

Основатель скаутского движения Роберт Стефенсон Смит Баден Пауэлл прошедший военную службу на Балканах, в Южной Африке, на Мальте, участвуя в Англо-Бурской войне, не мог смириться с тем, что молодые люди слабо подготовлены к участию в военных действиях, особенно страдала разведка. Вернувшись на родину, начинает активную деятельность по созданию отрядов мальчиков – юных разведчиков. Б. Пауэлл написал книгу «Скаутинг для мальчиков», которая со временем стала основой нового Всемирного движения.

В настоящее время 16 миллионов скаутов действуют более чем в 150 странах мира. Фундаментальные принципы, по которым живут скауты, изложены в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения. Являясь законом, убеждением каждого, они должны неукоснительно соблюдаться при достижении цели, представляя Кодекс поведения, который характеризует любого члена Скаутского Движения. Три фундаментальных принципа Скаутинга выступают как закон для каждого, и позиция каждого скаута — это: долг перед Богом, долг перед другими, долг перед собой. Опора на эти принципы определяет жизнедеятельность в скаутских лагерях, которые продолжают основные традиции, заложенные на первом лагерном выезде юных разведчиков.

Организация жизни в лагере строилась на ежедневной таблице режимного времени и необходимой информации для выполнения заданий. Скауты практиковались в следопытстве, тренировали наблюдательность, учились разводить костры, играли в спортивные игры, упражнялись в пожарном деле. Сидя вечером у костра, слушали рассказы о великих сражениях и великих полководцах, обсуждали причины побед и поражений. Мальчики участвовали в разнообразных соревнованиях и конкурсах на выносливость в стрессовых ситуациях, на проявление силы воли.

Огромное значение имела атрибутика. Каждый скаут имел латунный значок и свисток с надписью «Будь готов!», за достижение более высоких результатов выдавались другие значки, шейный платок или галстук цвета хаки. Необходимый и важный элемент жизни – обязательный «вечерний туалет», когда мальчики занимались личной гигиеной, чистили и ремонтировали одежду, снаряжение. Каждый вечер у лагерного костра обсуждали замыслы на следующий день.

Подобные этому бойскаутские лагеря, а также летние дачи получили на Западе большое распространение, они существуют и поныне.

Россия

Предшественниками вожатых были энтузиасты, работающие с детьми в разных городах и селах страны, создавшие, в первые годы после революции, детские объединения, которые ставили своей целью воспитание детей и подростков в пролетарском духе.

В 1922 году была создана пионерская организация. Тогда и появилось это крылатое название будущей сложной и ответственной профессии – вожатый. Оно происходит от понятия «вести», «идти во главе». Деятельность вожатого не сразу стала профессией. Сначала вожатыми были рабочие парни и девчата, для которых работа с пионерами, являлась общественным поручением, выполняемым после рабочего дня. В 50-е годы началась подготовка вожатых в педучилищах. Позднее (с 1961 г.) вожатых было решено готовить в 9-11 классах средних школ с производственным обучением. С 1966 года в ряде пединститутов открылись историко-педагогические факультеты, выпускники которых получали сразу две специальности: учителя истории и методиста по пионерской работе. С распадом пионерской организации меняется статус вожатого. Сначала пионерских работников стали называть просто вожатый, затем педагог-организатор, позже – организатор детского досуга или организатор детского движения.

В начале двадцатых годов XX века инициатором и теоретиком создания государственной системы детского отдыха в советском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения СССР, Зиновий Петрович Соловьёв. По его инициативе, сразу же по окончании гражданской войны, в СССР стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений.

Первые лагеря создавались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей.

Венцом его деятельности Соловьева в этом направлении стал «Артек» – Всесоюзная экспериментальная детская здравница нового типа.

В истории педагогических технологий пионерских лагерей можно четко проследить исторические периоды.

В 1925-1930 годы основное внимание в лагерях уделялось выработке правил внутреннего распорядка с акцентом на оздоровительную работу, привитию детям навыков личной и общественной гигиены. Воспитательную работу с детьми осуществляли пионерские вожатые, которые приезжали со своими ребятами и по окончании лагерных смен уезжали вместе с ними. Штатных работников в лагерях практически не было. Наряду с политико-воспитательными мероприятиями значительное место уделялось так называемому краеведению. Дети совершали много туристских походов в ближайшие к лагерю населённые пункты. Проводились также тематические костры и сборы, беседы на актуальные темы, вечера художественной самодеятельности, встречи с интересными людьми. С конца 1920-х годов в лагерях стали работать штатные отрядные вожатые, методисты, физруки, краеведы. Руководство всей воспитательной работой лагеря осуществлял представитель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации, который был прикомандирован к лагерю на весь летний сезон.

В 1930-1940-х годах в основе воспитательной работы в лагерях была идеологическая направленность. События, которые переживала страна в этот период, находили отражение в отрядных и лагерных мероприятиях. Это героика строительных будней, война с Финляндией, героические, рекордные дальние перелёты советских лётчиков, освоение Северного ледовитого океана и завоевание Северного полюса, новые научные и технические открытия, достижения в области литературы, искусства, спорта и т.п. По-прежнему в оздоровительной работе значительное место отводилось физкультуре и спорту, туризму, личной и общественной гигиене.

Великая отечественная война 1941-1945 годов перечеркнула всё то, что годами создавалось, формировалось, нарабатывалось в пионерских лагерях. Большое место в воспитательной работе отводилось шефским мероприятиям в госпиталях, помощи семьям фронтовиков, местным колхозам и совхозам, сбору металлолома, дикорастущих лекарственных трав, грибов, ягод, а также средств на строительство танков и самолётов.

В период с 1945 по 1960 год. В послевоенный период, вплоть до конца 50-х годов, большинство лагерей в СССР создавалось по профсоюзному (в системе ВЦСПС) или ведомственному принципу — при предприятиях и учреждениях для детей сотрудников. Иногда ведомственные лагеря имели профильный характер, связанный с деятельностью того или иного учреждения. Уровень материального обеспечения лагеря также напрямую зависел от бюджета предприятия.

В основу воспитательной работы были положены традиционные довоенные формы и методы с поправкой на факты и события послевоенных лет. Лагерные слёты, фестивали, сборы, клубная работа, спорт, туризм, техническое творчество, художественная самодеятельность – всё это имело место наряду с оздоровительной работой. Тяготы минувшего отрицательно сказались на состоянии здоровья детей и подростков военной поры. Теперь дети привлекаются к посильному труду, к самообслуживанию, ведётся работа по формированию навыков активистов-организаторов пионерской работы. С 1945 года особое внимание стали уделять работе пионерских вожатых. Им в помощь был составлен ряд методических пособий. Значительная часть пособий издавалась для руководителей туристско-экскурсионной работы в лагерях. Постепенно в стране открывались новые пионерские лагеря, они являлись центрами деятельности детских общественных организаций в союзных республиках.

С 1960 по 1990 год Воспитательная работа в лагерях начинает превалировать над оздоровительной. В 80-е годы в СССР функционировало до 40 тысяч загородных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 миллионов детей. Основное в педагогической работе по-прежнему идеологическое воспитание.

1991-2004 годы. С упразднением Всесоюзной пионерской организации отсутствие руководящих идеологических органов, какими были ЦК ВЛКСМ и ЦС ВПО, возникла насущная необходимость кардинального пересмотра концепции педагогической работы в детских лагерях с учётом новых социально-экономических и политических условий, которые сложились в 90-х годах в России. Необходимо было глубоко проанализировать весь положительный опыт, который был накоплен за предыдущие десятилетия и, отобрав наиболее целесообразные, эффективные и соответствующие нынешним требованиям формы и методы воспитательной работы, разработать новые, современные, соответствующие духу времени педагогические технологии.

В советское время пионерские лагеря, которые первоначально создавались для подростков 11-13 лет, позволили большей части детей страны отдохнуть вне дома во время школьных каникул, обеспечивали воспитательную, образовательную, оздоровительную и идеологическую работу. По данным «Положения о загородном пионерском лагере» от 1978 года пионерский лагерь считался оздоровительным внешкольным учреждением, организуемым для пионеров и школьников советами и комитетами профсоюзов совместно с предприятиями, учреждениями, организациями на время зимних и летних каникул. На территории Советского Союза организовывалось до 1100 пионерских лагерей и 540 выездных загородных детских садов и яслей.

В связи с реорганизацией пионерской организации в конце 1980-х годов большинство лагерей прекратило свое существование; их финансирование оказалось практически невозможным. Тем не менее, некоторые предприятия нашли способы материально обеспечить свои лагеря и определить педагогическую линию работы. Бывшие пионерские лагеря стали называть детскими оздоровительными лагерями, центрами, комплексами и т.д.

В настоящее время слово «вожатый» ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, физически и нравственно совершенной личностью, а в лагерях предусмотрена педагогическая направленность и содержание воспитательных мероприятий без навязывания идеологической подоплёки. Все педагогические программы направлены на развитие личности ребенка. Значительное место в воспитательной работе отводится физической культуре и спорту. Современные детские оздоровительные лагеря направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры.

 

 

Вожатский состав

Специально обученные сотрудники необходимы для осуществления программы и достижения целей лагеря.

К сотрудникам лагеря предъявляется ряд требований, которые касаются их нравственных ценностей, жизненного опыта, навыков общения, лидерских способностей, знаний в области лагерной жизни, качеств характера, призвания и готовности к работе в лагере. Некоторыми из этих качеств сотрудники уже обладают к моменту прибытия в лагерь; другие – обретают в ходе обучения на семинаре в лагере до заезда воспитанников или посредством спецкурсов.  

Администрация лагеря по-разному набирает себе вожатский коллектив, существует несколько способов:

  1. Стандартный – наиболее распространенный, лагерь заключает договора с различными педагогическими училищами для принятия у себя на период смены студентов-практикантов, и работа в лагере им засчитывается, как практика. Вожатые могут собираться до смены, а могут прибыть сразу в первый день и начать работать. Практиканты бывают разные, и даже администрация понимает, кто есть кто только на смене.

 

  1. Педотряды. Педагогические отряды – это студенческие организации при ВУЗах города, содружество энтузиастов, которые любят профессию вожатый и остаются верны ей на долгое время. Их уровень намного выше, чем у обычных практикантов, так как они постоянно занимаются самообразованием в рамках своего призвания. Педагогические отряды в основном собираются летом и работают на базе того лагеря, который согласится принять их.

 

  1. Постоянный штат. Достаточно пока редкий способ формирования вожатского коллектива. Его себе могут позволить либо коммерческие программы, либо лагеря постоянного действия. Все вожатые от смены к смене проходят ряд образовательных семинаров и профессионально занимаются работой воспитателя в лагерях.

Учредители организации:

· Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодежь) (учредитель Организации от имени Российской Федерации).

· Общероссийское общественное движение Ассоциация учащейся молодёжи Российского Союза Молодёжи «Содружество» (АУМ РСМ).

· Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»

· Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Всероссийская федерация школьного спорта».

· Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды» (РСО).

· Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание»

· Совет проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России.

Физические лица:

· Садовничий, Виктор Антонович, ректор МГУ им. Ломоносова.

· Волохов Алексей Васильевич, председатель Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО).

· Громова Галина Герасимовна, заслуженный учитель Российской Федерации, Герой Труда Российской Федерации.

· Пильдес Майя Борисовна, директор Академической гимназии № 56, член Общественного совета при Минобрнауки России, народный учитель Российской Федерации.

 

Членство возможно для учащихся с 8 лет и является добровольным.

Стиль деятельности лагеря

Консервативный – консервативный, потому что в некоторых лагерях администрация не сильно утруждается придумыванием на каждую смену новых программ, и из года в год лагерь работает по старым, откатанным программам, и все так же, как 50 лет назад, по тем же сценариям, празднуется, например, День Нептуна или иной праздник с наработанной постановочной канвой.

Обычный – данные программы берут стандартный костяк – типа КВН, Игра по станциям, Олимпиады. И вожатые просто вносят немного разнообразия в данные программы, изменяя условия задания, придумывая несколько новых. Также, если появляется новая идея, то ее обязательно реализуют, но все же инновационность не является главным критерием составления таких программ.

Инновационный – возможен только если штат в лагере постоянный, которому работать по старым программам самим неинтересно. Главным правилом таких программ является «Не повторись!». От смены к смене пытливые умы сочиняют новые легенды, новые игры, новые развлечения. Зачастую это привилегия коммерческих программ, так как именно инновационные придумки составляют, на их взгляд, привлекательное конкурентное преимущество на рынке детского отдыха.

Также ребенку могут предлагаться различные занятия:


· система клубов по интересам, кружки.

· занятия иностранными языками.

· спортивные занятия и игры.


Информационные источники, использованные при подготовке теоретической части модуля № 1:

1. Смирнов Д.В., Дрогов И.А. Подходы к классификации типологии видов детских лагерей как учреждений отдыха и оздоровления // Сборник докладов и тезисов Международной научно-практической конференции «Проекты и программы социальной поддержки населения средствами туризма». - Астрахань 24-26.07.02. - М., 2002

2. http://summercamp.ru

3. https://рдш.рф

4. http://xnd1axz.xnp1ai/ru/info/

5. https://regnum.ru/news/2136575.html

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МОДУЛЯ № 1

1. Заполните таблицу: «История образования детских лагерей в мире» - (max 4 балла).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.