Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-10-20 | 165 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Воспитание у детей любви к русской народной сказке через проектную деятельность «Волшебная страна сказок»
Синякова Елена Семеновна, учитель-логопед,
старший воспитатель
МКДОУ детский сад «Калинка» пгт Юрья
«Сказки позволяют малышу
впервые испытать стойкость и
храбрость, увидеть добро и зло.
Сказки утверждают ребенка
в правильном отношении к миру»
Л. Толстой
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
С целью актуализации знаний дошкольников создала педагогический проект «Волшебная страна сказок», где рассматривается фольклорный жанр – русская народная сказка. Проект основан на взаимодействии педагога, детей и родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
|
Новизна: включение элементов, эпизодов русских народных сказок в систему образовательной деятельности. Интеграция воспитательно-образовательного процесса и театрализованной деятельности.
Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка.
Задачи:
ü Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
ü Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
ü Формировать нравственные чувства детей посредством русских народных сказок.
ü Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.
ü Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умение употреблять его в собственной речи.
ü Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй речи, связную и выразительную речь.
ü Формировать умение пересказывать сказки.
ü Приобщать родителей к семейному чтению русских народных сказок.
Участники проекта:
Учитель-логопед, старший воспитатель, педагоги ДОУ
Дети старшего дошкольного возраста
Семьи воспитанников
Социум
Возрастная категория детей: 5 - 7 лет.
Тип проекта – информационно-практический
По характеру содержания – ребёнок – общество и культурные ценности
По количеству участников – групповой
Форма представления проекта – презентация
Методы проекта:
· Практические: решение проблемных вопросов, изготовление различных театров, проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам, выставки детского творчества
· Наглядные: рассматривание иллюстраций, тактильно–мышечная наглядность, наблюдения самостоятельные и коллективные.
|
· Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
Этапы проектной деятельности
Подготовительный этап – сентябрь 2019г.
Содержание деятельности
№ | Мероприятия | Ответственный |
1 | Диагностика детей | Учитель-логопед |
2 | Подбор методической литературы, художественной литературы по русским народным сказкам | Учитель-логопед |
3 | Составление перспективного плана мероприятий | Учитель-логопед |
4 | Акция «Подари книгу» | Учитель-логопед Родители |
5 | Оформление уголка для родителей по русским народным сказкам | Учитель-логопед |
6 | Подбор наглядно-дидактических пособий, иллюстраций | Учитель-логопед |
7 | Подбор материала для изобразительной и деятельности и детского творчества | Учитель-логопед |
Содержание деятельности
№ | Мероприятия |
1 | Создание картотеки методической и художественной литературы по русским народным сказкам. |
2 | Подбор сценариев кукольных спектаклей в соответствии с программным содержанием |
3 | Составить список русских народных сказок |
4 | Оформление и обновление книжного уголка «В гостях у сказки» |
5 | Оборудовать театральный уголок «Дом сказок» |
6 | Изготовить и приобрести разные виды театров: настольный, игрушек, пальчиковый, кукольный. Дидактические игры |
7 | Обновить декорации, атрибуты, ширмы, аудио-, видеотеку |
8 | Включение элементов, эпизодов русских народных сказок в систему образовательной деятельности. Интеграция воспитательно-образовательного процесса и театрализованной деятельности. |
Среда — одно из основных средств развития личности ребенка, важнейший механизм его саморазвития, источник индивидуальных знаний и социального опыта. Для качественной, успешной работы в старшей группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
В работе применяются Программа художественно-эстетического воспитания О.В. Гончаровой «Театральная палитра», методики Маханёвой М.Д., Мигуновой Е.В., Антипиной А.Е., Микляевой Н.В., Бурениной А.И. Создана картотека методической и художественной литературы по русским народным сказкам.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимой сказки. Поэтому создан уголок «В гостях у сказки», где помещены книги с русскими народными сказками, иллюстрации и репродукции к сказкам; оборудован театральный уголок «Дом сказок» в соответствии с возрастом детей. Также в данной зоне представлены различные виды театра: настольный, игрушек, пальчиковый, перчаточный, кукольный; дидактические игры, костюмы, детские рисунки и др. Составлена картотека театрально-игровой деятельности по русским народным сказкам, список популярных русских народных сказок, подобраны сценарии кукольных спектаклей в соответствии с программным содержанием. Имеется хранилищедекораций, атрибутов, ширм, аудио-видеотеки. Кроме того, происходит периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения педагога с каждым ребенком.
|
При проектировании «сказочного уголка» в группе учитывались возрастные, индивидуальные, психофизиологические и полоролевыеособенности детей, размещаются оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
В таких условиях развивается не только интеллект, но и нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности дошкольника. Дети учатся распознавать добро и зло. Любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».
II блок. Работа с детьми
Для того, чтобы знакомство дошкольников с русскими народными сказками сделать интересным, познавательным, решено использовать разнообразные методы, формы и средства, а основной упор сделан на театрализованную деятельность.
|
Содержание деятельности
Месяц | Неделя | Мероприятия |
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Май
|
В содержание работы с детьми включались следующие направления:
Работа со сказкой. Ознакомление с русским народным творчеством – сказкой. Знакомство с художниками иллюстраторами русских народных сказок.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для приобретения дошкольниками элементарных знаний и понятий, терминологии театрального искусства, знаний о театральных костюмах, атрибутах театра; формирование культуры зрителя.
Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, творческих способностей, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров, обучение приемам кукловождения театров: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф, перчаточный и др.
Культура и техника речи. Игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикции; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Творческая мастерская. Рисование и изготовление поделок разными материалами, средствами по сюжетам любимых сказок; посильное участие в оформлении выставок.
Проведение праздников, досугов и развлечений. Прививание детям любви к русской народной сказке, театральному искусству; развитие умений сопереживать героям сказок, оценивать поступки действующих лиц.
В ходе реализации проекта использовался интегрированный метод обучения направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Происходила интеграция образовательных областей (социализация, познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) с театрализованной деятельностью, в которые включались элементы и эпизоды русских народных сказок, занятия объединялись основной проблемой.
Для эффективности ознакомлении детей с русскими народными сказками использовались различные методы, формы и средства: знакомство с разнообразием русских народных сказок, слушание их по аудиозаписям и видеопросмотр, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, репродукций к русским народным сказкам, словотворчество, викторины, развлечения, праздники, детское творчество, выставки, театрализованное представление, драматизация, игровая деятельность, экскурсии, презентация и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация проекта помогла воспитанникам расширить знания по русским народным сказкам, познакомиться с различными видами театров, театральной культурой, основами кукловождения и актерского мастерства.
После соприкосновения с русской народной сказкой у детей появилось желание больше узнать о традициях и творчестве русского народа.
Многообразие и самобытность русских сказок позволило формировать у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Русские народные сказки способствовали развитию нравственного, патриотического и этического воспитания, а также творческих способностей детей.
Реализованный проект, дал возможность дошкольникам систематизировать полученные знания, развить свои творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им в дальнейшем успешно адаптироваться к школьной жизни.
Для подведения итогов реализации проекта составлены критерии педагогической оценки знаний детей старшего дошкольного возраста художественных произведений и развития навыков театрализованной деятельности. Показатели уровня знаний детей русских народных сказок составил 85%. 96% детей стали более добрее по отношению к сверстникам, проявляют чувства сопереживания, сострадания к персонажам сказок. К концу учебного года 78% воспитанников с желанием принимают участие в драматизациях, мини-сценках, театрализованной деятельности, берут на себя любые роли не зависимо от «+» или «-» персонажа. Дошкольники стали самостоятельно проявлять инициативу, вовлекают своих родителей в творческий процесс. Ни один праздник, концерт не обходится без инсценирования русских народных сказок.
В результате проектной деятельности посредством русских народных сказок у детей формировались нравственно-волевые чувства; познавательные процессы: память, внимание, мышление, внимание, творческое воображение. Воспитывалось ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи; способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи. Также данная работа послужила обогащению словаря и развитию связной речи воспитанников, умению пересказывать сказки, любознательности, творческих способностей, умение планировать продуктивную деятельность и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности. Все это окажет благоприятное воздействие на всестороннее гармоничное развитие детей в дальнейшем.
Содержание деятельности
№ | Мероприятия | Ответственный |
1 | Помощь в организации и проведении развлечений, вечера сказок, литературной викторины и др. мероприятий | Учитель-логопед |
2 | Педагогический совет «Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности» | Старший воспитатель |
Совместная творческая деятельность — прекрасная возможность самореализации для всех ее участников, независимо от возраста. Занятия по ознакомлению с русскими народными сказками и театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности, как со стороны взрослых, так и детей.
Построение таких занятий имеет определенную специфику. Здесь нет деления на детей и педагогов, здесь есть участники совместного творческого поиска, которое дарит радость творческой свободы и подлинного общения, и в этом его основная привлекательность.
Это означает, что педагог, прежде всего, организатор детской жизни, разделяющим с детьми их радости, успехи и затруднения. Педагогу важно быть в центре этой жизни, понимать происходящее, входить в их интересы, умело направлять. Деятельность педагога направлена на то, чтобы сплотить и увлечь детей, что достигается только при положительных взаимоотношениях.
Для эффективности деятельности и дальнейших перспектив проведен педагогический совет по теме «Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности», в ходе систематизировались знания педагогов по русским народным сказкам в соответствии с возрастными особенностями детей, также педагоги презентовали разные виды театров.
Не один праздник, развлечение не обходится без инсценирования русских народных сказок. Жизненный опыт людей мощный психотренинг, развивающий детей целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в театрализованных играх вырабатываются способность совместного творчества, взаимодействия детей со взрослыми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
Помогая осуществлять данный проект, педагоги осознали, как русские народные сказки могут влиять на познавательные, коммуникативные, творческие способности дошкольников.
IV блок. Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель - повышение уровня общей культуры и социальной активности родителей.
Формы работы с родителями
- Совместная проектная деятельность детей и взрослых
- Консультации
- Мастер-класс
- Индивидуальные беседы
- Тематические выставки
- Стендовая информация
- Памятки
- Акции
- Совместные мероприятия
Содержание деятельности
№ | Мероприятия | Ответственный |
1 | Помощь в изготовлении и приобретении разных видов театров: настольного, игрушек, пальчикового, кукольного. Дидактические игры | Учитель-логопед Родители |
2 | Помощь в организации и проведении театрализованной деятельности, вечера сказок, литературной викторины | Учитель-логопед |
3 | Помощь в оформлении и обновлении книжного уголка «В гостях у сказки» и театрального уголка «Дом сказок» | Учитель-логопед Родители |
4 | Помощь в театрализации русской народной сказки «Теремок», настольного театра «Волк и семеро козлят» | Учитель-логопед Родители |
5 | Совместное с детьми творчество: рисунки, поделки по сказкам. | Родители |
6 | Оформление и обновление наглядной информации по ознакомлению детей с русскими народными сказками | Учитель-логопед |
Большую помощь по осуществлению проекта оказывали семьи воспитанников. Чтобы совместная работа дала желаемые результаты, применялись различные формы работы по взаимодействию с родителями:
- Участие в акции «Подари книгу»
- Помощь в изготовлении театральных кукол, игрушек, изготовление декораций, масок, заучивание с детьми ролей, стихов.
- Привлечение родителей к участию в кукольных спектаклях, театрализации, праздниках, а самое главное они незаменимые благодарные зрители.
- В уголках для родителей оформлялась и систематически обновлялась наглядная информация, издавались буклеты, рекомендации и памятки по привитию детям любви к устному народному творчеству, русским народным сказкам, книге.
- Для родителей проведен мастер-класс «Волшебные лоскутки» по изготовлению театральных кукол в домашних условиях из подручных материалов.
Таким образом, участие родителей в проектной деятельности позволило приобщить детей к семейному чтению русских народных сказок, развить эмоциональный мир ребенка, его интеллектуальные, духовно-нравственные понятия и чувства. Совместные праздники, досуги и развлечения дали возможность активизировать детей, создать атмосферу свободы, раскованности. Всем известно, что без приобщения к русскому народному искусству невозможно полноценное становление личности ребенка.
Содержание деятельности
№ | Мероприятия | Ответственный |
1 | Экскурсия в детскую библиотеку п.Юрья | Старший воспитатель Библиотекари |
2 | Помощь в оформлении выставки по русским народным сказкам в книжном уголке | Учитель-логопед Библиотекари |
3 | Выступление кукольных спектаклей | Администрация ДОУ |
Взаимодействие с социумом благоприятно сказывается на развитии у дошкольников познавательного интереса, любознательности, коммуникативных навыков, гордости за свой народ, его творчество под названием «искусство». Ведь сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие не только детей, но и взрослых.
Содержание деятельности
№ | Мероприятия | Ответственный |
1 | Анализ результативности проекта | Учитель-логопед |
2 | Представление материалов проекта на итоговом педсовете | Учитель-логопед |
3 | Выставка детских работ «Что за прелесть эти сказки» для родителей и сотрудников детского сада | Учитель-логопед дети |
4 | Презентация проекта и литературный праздник с театрализованным представлением по русским народным сказкам. | Учитель-логопед Дети |
6 | Размещение информации на сайте учреждения |
4. Заключение
По завершению проекта «Волшебная страна сказок», мы пришли к выводу, что введение дошкольников в мир русской народной сказки помогает глубокому погружению в содержание и образы главных героев сказок. Положительно влияет на результат обогащения детей новыми умениями и навыками: эмоционально-оценочное восприятие, проживание образов героев, умение связно и правильно выражать мысли, пользоваться речью, применяя выразительные средства. Дети прониклись любовью к русским народным сказкам, у них появилось желание самостоятельно рассматривать книги, «читать» сказки, обыгрывать их с помощь различных театров, рисовать любимых героев.
Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей во время интегрированных занятий показали действенную силу театрализованной деятельности в восприятии детьми художественной литературы, развитию детского творчества. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.
Итогом проекта является:
Положительно-эмоциональное отношение детей к русским народным сказкам.
Готовность участвовать в театрализованной деятельности.
Продуктом проектной деятельности стала совместная итоговая презентация «Волшебная страна сказок».
Таким образом, мы обобщили и обогатили опыт детей по знанию русских народных сказок. Дети научились реально оценивать свою и совместную деятельность с родителями и педагогами. Правильно спланированные мероприятия помогли детям самостоятельно успешно продвигаться по проекту, получить и презентовать определённый продукт.
Список использованной литературы
1. Александрова О.В. «Учусь красиво говорить: любимые сказки для малышей»- М.: Эксмо,2012г. – 64с.
2. Афанасьев А. Сборник «Русские народные сказки»
3. Антипина Е.А. «Театральная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
4. Биографический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
5. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2001г. – 128с.
6. Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009г – 128с.
7. Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.
8. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания/Под ред. О.В. Гончаровой –М: ТЦ Сфера, 2010. -128с.
9. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. Учрежд. /Науч.рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001г. – 288с.
10. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» - Харьков ФОЛИО, 1997г. – 462с.
Электронные источники:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/26.php
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SKAZKA.html?page=0,3
http://bookz.ru/authors/propp-vladimir/skazki/page-41-skazki.html
http://book-read.ru/libbook_108046.html
Воспитание у детей любви к русской народной сказке через проектную деятельность «Волшебная страна сказок»
Синякова Елена Семеновна, учитель-логопед,
старший воспитатель
МКДОУ детский сад «Калинка» пгт Юрья
«Сказки позволяют малышу
впервые испытать стойкость и
храбрость, увидеть добро и зло.
Сказки утверждают ребенка
в правильном отношении к миру»
Л. Толстой
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
С целью актуализации знаний дошкольников создала педагогический проект «Волшебная страна сказок», где рассматривается фольклорный жанр – русская народная сказка. Проект основан на взаимодействии педагога, детей и родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Новизна: включение элементов, эпизодов русских народных сказок в систему образовательной деятельности. Интеграция воспитательно-образовательного процесса и театрализованной деятельности.
Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка.
Задачи:
ü Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
ü Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
ü Формировать нравственные чувства детей посредством русских народных сказок.
ü Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.
ü Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умение употреблять его в собственной речи.
ü Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй речи, связную и выразительную речь.
ü Формировать умение пересказывать сказки.
ü Приобщать родителей к семейному чтению русских народных сказок.
Участники проекта:
Учитель-логопед, старший воспитатель, педагоги ДОУ
Дети старшего дошкольного возраста
Семьи воспитанников
Социум
Возрастная категория детей: 5 - 7 лет.
Тип проекта – информационно-практический
По характеру содержания – ребёнок – общество и культурные ценности
По количеству участников – групповой
Форма представления проекта – презентация
Методы проекта:
· Практические: решение проблемных вопросов, изготовление различных театров, проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам, выставки детского творчества
· Наглядные: рассматривание иллюстраций, тактильно–мышечная наглядность, наблюдения самостоятельные и коллективные.
· Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!