Позолотные работы при реставрации памятников архитектуры — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Позолотные работы при реставрации памятников архитектуры

2020-07-03 976
Позолотные работы при реставрации памятников архитектуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЗОЛОТНЫЕ РАБОТЫ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

 

(Вторая редакция)

 

МОСКВА — 1987

Настоящие методические рекомендации являются второй редакцией Инструкции по позолотным работам при реставра­ции памятников архитектуры, выпущенной объединением «Росреставрация» в 1982 году.

Вторая редакция подготовлена ведущими специалистами | >(>1.единения «Росреставрация» и института «Спецпроектреставрация» Нсдовичем Н. Д., Ромашковой М. П. и Гельфельдом Л. С.

Редакция вызвана необходимостью устранить ряд неточ­ностей в тексте первого издания, изменением нормативных документов на материалы, применяемые при золочении, а также необходимостью выполнения позолотных работ на современных материалах.

Изменения, внесенные во вторую редакцию, проработаны с ленинградскими и московскими специалистами-позолотчиками.

Методические рекомендации утверждены на заседании Научно-реставрационного совета объединения «Росреставра­ция» 9 июня 1986 года (протокол № 15).

 

 

© Объединение «Росреставрация», 1987 г.

С древнейших времен в архитектуре и прикладном искус­стве архитекторы, художники, мастера прикладного искус­ства применяли золото как особое средство украшения, яв­ляющееся одновременно хорошей защитой материалов от воздействия окружающей среды.

В наши дни, когда сохранение памятников истории и куль­туры стало общегосударственным делом, фронт производ­ства позолотных работ постоянно увеличивается и совершен­ствуется. Появилась необходимость в золочении новых метал­лов и сплавов — титана, алюминия и других, применяемых как в декоративной отделке зданий и сооружений, так и в памятниках, посвященных Великой Отечественной войне и послевоенным событиям.

Специфика реставрации позолоты, ее промывка, укрепле­ние, восполнение и золочение вновь, требует высокого мас­терства реставраторов-позолотчиков, а также современных технологии и материалов.

Настоящая работа определяет оптимальные методы рес­таврации, консервации и восстановления различных видов по­золоты на деталях памятников архитектуры и предметах при­кладного искусства, обеспечивает внедрение в реставрацион­ную практику современных достижений науки и техники, со­вершенствование организации производства и технологии рес­таврационных работ, повышение их качества и долговечности.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.   Все виды позолотных работ являются заключитель­ным этапом реставрации памятников.

1.2.   Реставрационные работы по позолоте деталей памят­ников архитектуры и предметов прикладного искусства долж­ны выполняться при строгом соблюдении следующих правил:

—     максимальное сохранение в процессе работы всего подлинного; все переделки, удаление поздних слоев и вста­вок, замена отдельных элементов, реконструкция или воссо­здание должны быть научно обоснованы;

—     используемый способ золочения не должен отличаться от первоначального;

—     необходимо обеспечить совместимость применяемых при реставрации новых материалов со старыми;

—     методика реставрации позолоты должна включать в себя элементы консервации самого предмета: антисептирование, нанесение защитных покрытий, обеспечение устойчиво­сти к температурно-влажностному и инфляционному режи­мам, к активным реагентам атмосферы и биоразрушителям.

1.3.   Работы на предметах прикладного искусства должны проводиться в условиях благоприятного и стабильного темпе­ратурно-влажностного режима, при температуре воздуха не ниже +14°С.

1.4.   Золочение листовым сусальным золотом ведется следующими способами: масляным, клеевым, на полимент. Применяется также гальванический метод золочения. Древ­ний способ золочения металлов «через огонь» (так называе­мое огневое золочение) ртутно-золотой амальгамой в на­стоящее время запрещен из-за токсичности.

1.5.   Масляное золочение, как наиболее устойчивое к воз­действию влаги и агрессивных агентов атмосферы, применя­ли и как при работах в помещении, так и при наружных ра­ботах.

1.6.   Клеевое золочение и золочение на полимент допус­кается только в закрытых отапливаемых помещениях на ма­териалах, имеющих пористую структуру (гипс, дерево, папье-маше и т. д.).

1.7.   Все материалы, необходимые для подготовки поверх­ности под позолоту, должны иметь паспорт или заключение лаборатории на соответствие их ГОСТу, так как от качества подготовки поверхности зависит долговечность позолоты.

1.8.   Расход золота при проведении всех видов реставра­ционных работ определяется по нормам, утвержденным Министерством культуры СССР, на основе обмерных черте­жей объектов, подлежащих золочению.

1.9.   Сусальное золото выпускается в виде листов разме­ром, в основном, 91,5X91,5 мм.

Листы золота уложены в книжки из папиросной бумаги. В каждой книжке содержится 60 листов золота. Толщина золотых листов различна и варьируется от 0,13 до 0,67 мик­рона. Вес книжки, в зависимости от толщины листов золота, колеблется от 1,25 г. до 6 г. Книжки весом 2,5 г и более при­меняются для золочения только наружных поверхностей. Книжки весом от 1,25 г до 2,5 г применяются для золочения предметов внутри помещений.

1.10. Для получения однородного по цвету золотого по­крытия книжки золота перед употреблением проверяют и подбирают по тону. Листы золота с примесью инородных металлов, а также с морщинами и складками, необходимо отбраковывать. Если дефекты на золоте выявлены после на­клейки на поверхность, дефектные места необходимо позо­лотить вновь (зафликовать). При отбраковке составляется акт сдачи золота на завод для обмена.

1.11. Остатки золота, полученные в процессе реставрации позолоты, необходимо сдавать на завод вторичной перера­ботки драгоценных металлов (см. приложение 5).

1.12. Для съемных небольших деталей внутри помещения (дверной и оконной фурнитуры, электроарматуры и т. д.) ис­пользуется метод гальванического золочения, дающий плот­ные, тонкие пленки, имеющие хорошее сцепление с основ­ным металлом. Из-за сложной аппаратуры и применения ядо­витых электролитов этот метод применяется, главным обра­зом, в заводских условиях и поэтому в данных методических рекомендациях не рассматривается.

 

 

В. Закрепление левкаса

3.13. Отдельные фрагменты левкасного грунта и жесткие деформированные чешуйки укладывают в местах отставания, проклеивают водной дисперсией ВА-2ЭГА или животными клеями (осетровым, желатиновым, столярным с содержанием в теплом растворе 3—8% сухого клея и антисептика) и при­жимают увлажненным тампоном. Водная дисперсия ВА-2ЭГА или раствор клея размягчает фрагменты старого и жесткого грунта, что облегчает укладку золота. В трудных случаях, когда фрагменты левкаса и чешуйки (при животном клее) не поддаются размягчению, необходима припарка утюгом t = 50-70°C, а при синтетических клеях нужно использовать прижимной груз.

3.14. Под отслаивающиеся чешуйки и фрагменты клеевой раствор наносят пипеткой, шприцом или кисточкой; в слож­ных случаях — при осыпании грунта — через микалентную бумагу. Затем все чешуйки аккуратно укладывают и прижи­мают увлажненным тампоном.

 

Г. Закрепление позолоты

3.19. Перед началом работ по закреплению позолоты не­обходимо тщательно осмотреть и обследовать каждый уча­сток.

Позолоту с волосяными трещинами не закрепляют. Позо­лоту с трещинами от 0,5 мм и более, слегка отстающую от грунта, закрепляют после предварительной промывки.

Сильно разрушенную позолоту, легко отстающую при при­косновении, сначала закрепляют, а затем промывают.

3.20. Для закрепления позолоты в сухих помещениях мож­но применять высококачественный животный клей: рыбий, светлый костный или технический желатин.

Закрепление производят в два приема: сначала более жидким клеем 8—10%-ной концентрации (80—100 г сухого клея на 1 л воды), затем клеем 15—20%-ной концентрации (150—200 г на 1 л воды).

3.21. Для приготовления слабого клеевого раствора из желатина на 1 л воды берут 50 г желатина, а для крепкого — 100 г. Закрепление производят теплым раствором (t = +30°C). В клеевые растворы как консервант добавляют антисептики: 4%-ный раствор формалина или карболовой кислоты. Для по­лучения слабого клеевого раствора в 1 литр воды вводят 2 см3, а для крепкого — 4 см3 4%-ного раствора формалина.

Формалин добавляют перед началом работы.

Карболовую кислоту (кристаллическую) вводят соответ­ственно: в слабый клеевой раствор 2 г, в крепкий — 4 г на 1 л. Перед добавлением в клеевой раствор кислоту разводят в небольшом количестве воды.

3.22. Клей наносят очень аккуратно по месту трещины шприцом или тонкой мягкой кисточкой, не допуская затека­ния его на позолоту.

Удаление излишков клея с позолоты после ее укрепления производят до полного его высыхания в трещинах (6—8 ча­сов) мягким тампоном, смоченным теплой водой.

Не следует пользоваться тампоном, сильно смоченным водой, так как обильное смачивание приведет к отставанию позолоты вследствие размягчения клея.

3.23. Закрепление позолоты (как и левкаса) рекомендует­ся выполнять водными эмульсиями синтетических клеев ВА-2ЭГА и СВЭД (см. пп. 3.13, 3.15, 3.17).

 

 

А. Подготовительные работы

(Очистка и укрепление поверхности)

 

4.1.   Прежде чем приступить к подготовке поверхности под позолоту, необходимо промыть ее от пыли и грязи, снять ос­татки старой позолоты, если это предусмотрено методикой реставрационных работ, и произвести проверку и исправление всех деталей, подлежащих золочению.

4.2.   Очищенная и исправленная поверхность должна максимально сохранять авторский слой. Докомпоновки и элементы протезирования зачищают шлифовальной шкуркой сродного зерна, после чего обметают сухой кистью и закреп­ляют горячей натуральной льняной олифой или столярным клеем.

4.3.   Укрепление элементов резьбы по дереву, подлежа­щих грунтованию левкашением, производят 2—3-разовым проклеиванием и просушкой каждого слоя. Проклеивание вы­полняют тем же клеем, на основе которого (как связующее) приготовлен левкас. Это обеспечивает хорошую адгезию и исключает отслаивание.

4.4.   Первую проклейку (пропитку) выполняют клеем жид­кой консистенции, а каждую последующую — более густой: животными каллагеновыми клеями 5‑15%‑ной концентра­ции поливиниловым спиртом 3—7%-ной, ВА-2ЭГА и СВЭД 3—10%-ной.

Проклейку животными клеями выполняют горячим раство­ром. После высыхания на поверхности не должно оставаться никаких следов клея, он должен полностью впитываться в гигроскопическую поверхность основы предмета.

4.5.   Поверхность гипсовой, штукатурной и мастичной осно­вы покрывают теплой смесью олифы со скипидаром или уайт-спиритом в соотношении от 3:1 до 1:1 (в зависимости от плотности материала основы).

4.6.   Предметы со слабой основой, трещинами и стыками заклеивают «паволокой» (мягкой тонкой хлопчатобумажной тканью). Назначение «паволоки» — предотвратить в после­дующем разрывы грунта и позолоты на слабых местах ос­новы.

На крупных элементах архитектурного декора заклейку производят мешковиной или полотном, на мелких — мада­поламом или тонкой тканью, а на особенно тонких, миниатюр­ных — батистом.

4.7.   Поверхность основы из кости, стекла, мастики и осо­бенно металла (после удаления осыпающегося грунта) необ­ходимо тщательно очистить и прошлифовать.

Работы выполняют скальпелем, водостойкой шкуркой: твердые слои металлической коррозии предварительно обра­батывают 10%-ным водным раствором трилона «Б».

 

 

Б. Работы по левкасу

Приготовление левкаса

 

4.8.   Основным грунтом под позолоту для предметов из гигроскопических материалов (дерево, папье-маше, гипс, мас­тика) является левкас — плотное гладкое и твердое покры­тие, которое состоит из наполнителя (мела, гипса или каоли­на) и связующего (клея). Такое покрытие дает возможность окончательно формовать рельеф предмета и является осно­вой для накладки золота.

4.9.   Для приготовления левкаса в 1 л воды кладут 100 г плиточного столярного клея. Через сутки, когда клей размок­нет, его расплавляют при подогреве. В теплый (но не в горя­чий!) раствор клея через сито просеивают мел до тех пор, пока на поверхности не появится слой мела в 1—2 см. Мешать клей и мел не следует, так как от перемешивания при нанесении на поверхность предмета образуются мелкие отверстия от пузырей воздуха. Примерно через час, когда весь мел пропитается клеем, его можно размешать до полу­чения однородной массы, стекающей с кисти в виде длин­ных нитей. Тщательно перемешанную массу процеживают через сито № 3600. Клей можно заменить поливиниловым спиртом (ПВС).

Качество левкашения не будет высоким, если левкас не­свежий, поэтому готовить его следует небольшими порциями, рассчитанными на 2—3 дня работы.

По своей консистенции и составу левкасы отличаются кре­постью (зависит от количества клея) и густотой (зависит от количества наполнителя).

Для первых слоев покрытия приготовляют более крепкий левкас (до 12% животного клея и 8% ПВС), а для последую­щих — менее крепкий (8% животного клея и 6% ПВС), но более густой. В качестве пластификатора в левкас добавляют олифу (до 10% по объему). При золочении на полимент и на клей олифу в левкас не добавляют.

4.10. Если необходимо придать левкасу повышенную твер­дость на истирание (например, левкашение подлокотников кресел), то в массу добавляют в качестве наполнителя мра­морную пудру. Для получения цветных левкасов к основным компонентам (см. п. 4.8) добавляют сухие пигменты (краси­тели).

 

Нанесение левкаса

4.11. На проклеенную поверхность основы предмета лев­кас наносят последовательно слоями, чередуя методы нане­сения — «внатыч» и «впригладку» (торцуют и намазывают). Каждый слой просушивают в течение 2—3 часов.

Общее количество слоев, зависящее от степени ровности поверхности основы, ее формы, наличия на предмете цировки, от метода золочения, должно быть определено при ут­верждении методики реставрационных работ. Левкас наносят на поверхность основы щетинной кистью.

4.12. После нанесения нескольких слоев левкаса и хоро­шей просушки поверхность осматривают, места неровностей (ямки, проседания, натеки и заусенцы) подмазывают густым левкасом и зачищают режущим инструментом.

Чтобы придать элементам сложной резьбы необходимую форму и лучше выровнять поверхность, левкашение продол­жают более густым левкасом (наносят еще несколько слоев той же техникой).

4.13. По достижении необходимой толщины покрытия производят повторную зачистку с «прорезкой» рельефа резь­бы и выявлением формы ее элементов. Эту работу выполня­ют режущими инструментами (долотьями и стамесками) по поверхности, смоченной водой.

4.14. После прорезки и выборочной зачистки всю поверх­ность левкаса шлифуют («лишуют»). «Лишёвку» выполняют по слегка смоченной водой поверхности левкаса шлифоваль­ной шкуркой, пемзой и хвощом до абсолютно гладкой по­верхности.

При увлажненной поверхности «лишёвку» необхо­димо делать быстро, чтобы вода не размочила левкас, не проникла через него и не повредила клеевой слой под­готовки.

4.15. В отдельных сложных случаях, когда необходимо особенное утолщение покрытия, чтобы обеспечить глубокую цировку рисунка, густой левкас накладывают дополнительно (до 15-ти слоев) с последующей прорезкой рельефа и шли­фовкой. Обработанный левкас после прорезки и «лишёвки» должен иметь гладкую, слегка матовую («фарфоровую») по­верхность, а формы элементов резьбы — полностью соответ­ствовать стилю, манере и замыслу автора.

 

В. Золочение на полимент

Приготовление полимента

4.19. Жирную, предварительно отмученную глину на не­сколько дней замачивают. Затем мелко растирают, подогре­вают на водяной бане и тщательно перемешивают с посте­пенно добавляемой теплой массой следующего состава (вес. ч.): глина — 100; детское мыло — 2; воск — 1; свиной жир — 0,5; спермацет — 0,5.

Перед употреблением полимент растирают курантом на мраморной плите и разбавляют «разводом».

4.20. Развод готовят следующим образом: яичные белки сбивают с водой в весовом соотношении 1:4, затем полу­ченную смесь выдерживают в течение нескольких дней в теп­лом темном месте до сильного протухания.

 

Нанесение полимента

4.21. Перед нанесением полимента предварительно ставят практические пробы, т. е. испытывают его на блеск («полер»), жесткость и адгезию.

По результатам проб вносят поправки в рецептуру: до­бавляют тот или иной компонент полимента и определяют необходимую степень разбавления его разводом.

4.22. Для первого покрытия используют полимент, раз­бавленный разводом на 75% (для лучшего сцепления всего полиментного покрытия с грунтом), для второго и третьего — на 50%, для четвертого — на 33%).

Последнее покрытие («сполоск») вновь выполняют поли­ментом самой жидкой консистенции.

Полимент наносят колонковой или беличьей кистью ров­ными тонкими слоями (до 10 слоев) с перерывами для про­сушки каждого слоя.

По высыхании каждый слой протирают суконкой («очесы­вают»).

Накладка золота на полимент и полировка

4.23. На увлажненную водкой поверхность полимента на­кладывают листки золота «внахлест» (до 1,5—2 мм) и тща­тельно «притыкают» их беличьей короткой кисточкой («при­тычкой») особенно в местах углублений.

4.24. При золочении больших гладких поверхностей золо­то накладывают с книжки целыми листами, а при золочении рельефных поверхностей золото «выдувают» из книжки на специальную подушку из замши, режут золотарным ножом на отдельные части («строфья»), затем веерообразной кистью («лапкой»), изготовленной из беличьего хвоста, переносят на поверхность, предназначенную для золочения, и притирают.

4.25. Полировку золота производят спустя 2—3 часа пос­ле золочения, разглаживая его до блеска сердоликовыми или агатовыми «зубками». Плавно, несильно надавливая, вырав­нивают мелкие дефекты на сусальном золоте. При этом не­обходима особая осторожность, чтобы не «раздавить» золо­то и не вызвать шелушение левкаса.

Образовавшиеся трещины, разрывы золота, недозолоченные участки «фликуют», т. е. места дефектов золотят вновь.

 

Г. Золочение на клей

4.26. Этот старинный метод требует меньше времени, но выполненное им золочение сравнительно малоустойчиво к воздействию сырости и микроорганизмов. Накладка золота, требующая абсолютно равномерного увлажнения клеевого слоя, и последующая фликовка должны выполняться только высококвалифицированными мастерами.

4.27. Клеевое золочение выполняют только по клеевому грунту.

4.28. Перед накладкой золота поверхность покрывают ровным слоем теплого раствора осетрового или чесночного клея или желатина с добавлением в них антисептика (п. 3.21) и оставляют на просушку.

Предварительными пробами проверяют адгезию и равно­мерность клеевого слоя, а также определяют необходимую степень его увлажнения.

4.29. Смачивая участок водкой, накладывают листик золо­та и аккуратно притирают его тампоном. Места разрывов, трещин и просветов «фликуют».

 

Б. Подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев

5.8.   Грунт готовят непосредственно перед применением, смешивая в соотношении 1: 1 свинцовый сурик и лак ЯН-54 (или лак ГФ-166), затем его процеживают через сито 3600 отв/см2.

5.9.   Шпаклевку для заделки фальцев, швов, трещин и вы­боин готовят из свинцового сурика и лака ЯН-54 (или ГФ-166), либо из свинцового сурика и олифы. Шпаклевка должна быть эластичной, плотно без усилий заполнять промежутки между фальцами.

5.10. Состав для окраски поверхности готовят из тонко­тертого свинцового крона и лака ЯН-54 или ЯН-153 (или ГФ-166) с добавлением свинцового сурика для придания ок­расочному слою теплого тона.

Свинцовый крон перед употреблением процеживают че­рез сито 3600 отв/см2.

Масляный лак ЯН-153, если он густой, перед употребле­нием разбавляют на 20‑25% уайт-спиритом или скипидаром, чтобы не было толстой пленки.

5.11. На очищенную поверхность наносят грунт, приготов­ленный из свинцового сурика и лака ЯН-54 (или ГФ-166) в соотношении 1:1.

Наносят грунт за 2—3 раза тонким слоем мягкой щетин­ной кистью с промежуточной просушкой каждого слоя не менее суток при температуре воздуха не ниже плюс 14°С.

5.12. Перед нанесением последующего слоя грунта про­сушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой сред­него зерна, затем промывают теплой водой и протирают ве­тошью.

5.13. После просушки первого слоя грунта поверхность по мере необходимости шпаклюют от одного до трех раз слоем не толще 0,5 мм.

Шпаклюют только швы, трещины, выбоины. Если швы глубокие, то их следует предварительно заделать паклей, пропитанной свинцовым суриком на лаке ЯН-54 (или ГФ-166). Сушат каждый слой шпаклевки не менее суток. После про­сушки последнего слоя шпаклевку зачищают пемзой и шли­фовальной шкуркой до абсолютно гладкой поверхности. Пос­ле шпаклевания наносят второй слой грунта.

5.14. Загрунтованную и просушенную поверхность шлифу­ют водостойкой шлифовальной шкуркой, промывают водой, просушивают и покрывают тонкотертым свинцовым кроном, разведенным на лаке ЯН-54 или ЯН-153 (или ГФ-166).

Оттенок позолоты зависит от цвета красочного слоя. Цвет подбирают по образцу, выданному ведущим архитектором проекта. Красочный слой крона, разведенного на лаке ЯН-54, сушат не менее двух суток, на лаке ЯН-153 — не менее пяти суток, а на лаке ГФ-166 — не менее трех суток.

5.15. Перед нанесением первого слоя масляного лака поверхность шлифуют пемзовым порошком с войлоком и протирают уайт-спиритом для улучшения адгезии с после­дующим лаковым покрытием.

5.16. Масляный лак ЯН-54, ЯН-153 (или ГФ-166) наносят два раза тонкими ровными слоями без потеков.

После просушки первого слоя лака поверхность полируют порошком пемзы или трепела, просеянным через сито № 3600, а затем войлоком или фетром с водой.

Отполированную поверхность промывают чистой водой, протирают ветошью и покрывают вторым слоем масляного лака. Каждый слой лака ЯН-153 сушат не менее 5 суток; каж­дый слой лака ГФ-166 — не менее 3 суток; первый слой лака ЯН-54 — не менее суток, второй — от трех до пяти суток.

5.17. Хорошо просушенную лаковую пленку шлифуют пемзой с мыльной водой. Этот вид шлифования идеально выравнивает поверхность, которая приобретает фактурность, усиливающую матовый эффект позолоты.

Для получения глянцевой («полерной») позолоты матовую поверхность снова покрывают лаком и не шлифуют пемзой, а располировывают до блеска трепелом.

5.18. Перед нанесением лака МА-594 с поверхности уда­ляют пыль (протирают ветошью). Лак наносят кистью ровным слоем и растирают тампоном из ваты до тонкого слоя (досу­ха). Вату для каждого растирания берут чистую. Отработан­ную вату заливают водой, складывают в металлические ем­кости и удаляют с места работы во избежание пожара.

 

 

Б. Фактурное золочение

(по песку, зерну и др.)

 

6.10. Процесс золочения по песку или зерну тот же, что и при обычном золочении на лаке МА-594 (п. 5.15).

6.11. Перед последней операцией поверхность покрыва­ют лаком МА-594 кистью (ватой не снимают!), и на лак на­кладывают мелкий, чистый песок или зерно. Когда лак высох­нет и песок или зерно плотно приклеятся, поверхность вновь покрывают лаком МА-594.

На достигший рабочего «отлипа» лак МА-594 накладыва­ют золото по ранее описанной технологии (пп. 5.19—5.21).

 

Г. Золочение по камню

6.15. Обычно это золочение букв или рельефных изо­бражений на памятниках. Буквы и рельеф выравнивают и огрунтовывают масляной краской, изготовленной из охры или умбры на натуральной олифе.

6.16. Наносят лак МА-594 на рельеф и примыкающие по­верхности. Накладывают сусальное золото «на отлип» и про­изводят вышпаровку рельефа.

Д. Золочение поталью

6.17. Поталь — сплав меди и цинка (11: 2), представляю­щий собой имитацию сусального золота.

В последние годы в СССР не производят поталь,- при не­обходимости используют итальянские и французские потали.

6.18. Золочение поталью чаще всего выполняют на поли­менте. В связи с тем, что листочки потали толще натурально­го сусального золота, раствор клея для подготовки под поли­мент делают крепче, чем при использовании натурального золота.

6.19. При золочении поталью на лак МА-594 или «гульфарбу» подготовка поверхности та же, что и под позолоту.

Наложенные и просушенные листки потали полируют и для защиты от атмосферного окисления покрывают прозрач­ным лаком.

 

СОПУТСТВУЮЩИЕ РАБОТЫ

А. Тонирование позолоты

7.1.   Отреставрированные участки (восстановленные утра­ты) старинного золоченого предмета, резко выделяющиеся на общем фоне старой позолоты, патинируют — покрывают особыми составами, которые «приглушают» блеск вновь на­ложенного золота. Какого-либо универсального химиката, па­тинирующего золото, не существует, и технология обработ­ки «под старину» заключается практически в искусной, едва заметной раскраске вызолоченной поверхности различными, нужного тона и цвета прозрачными — лисировочными краси­телями, главным образом естественными. До 30-х годов XX века применяли спиртовой настой шафрана и сандала; в современных условиях используют красное вино, хлебный квас, пиво, а также охру и умбру на спиртовом, масляном ла­ках или на водном клее.

Эта работа требует от мастера обостренного чувства цве­та и большого опыта.

СЕРЕБРЕНИЕ

8.1.   Серебрение производят так же, как и золочение. Для наружных работ — на лак МА-594; для внутренних ра­бот: по дереву и гипсу — на полимент, по металлу — на лак МА-594.

8.2.   Подготовку под лак МА-594 делают так же, как при золочении (пп. 5.15—5.23), но в красочном слое свинцовый сурик заменяют белилами с сажей, чтобы получить светло-серый тон подготовки.

8.3.   На воздухе серебро быстро желтеет, поэтому сереб­реные поверхности необходимо покрывать бесцветными ла­ками АС-16 или АК-113 (два слоя). Время сушки лака АК-113 — 2 часа, АС-16 — 1 час при температуре 18—22°С.

8.4.   В конце XIX — начале XX вв. встречались покрытия так называемым «золотым лаком». Этим лаком покрывали высеребренные элементы, после чего они приобретали вид и цвет золота, хотя и более холодного оттенка.

Производили работу следующим образом: подлежащие реставрации покрытия очищали от шелушащегося старого лака и тщательно обезжиривали.

Рецепт приготовления «золотого лака»: спиртовой свет­лый шеллачный лак смешать с сандарачной политурой и настоем шафрана на спирте. Этой смесью покрыть несколько раз (с просушкой каждого слоя) высереб­ренную поверхность до получения золотистого цвета, совпа­дающего по оттенку с сохранившимися близлежащими зала­кированными участками. Если серебряное покрытие основы стерто, то его следует восстановить (п. 8.1) и затем покрыть «золотым лаком».

 

БРОНЗИРОВАНИЕ

9.1.   Под бронзированием понимают покрытие поверхно­сти предметов из различных материалов порошками метал­лов (медь, бронза, алюминий).

9.2.   Поверхность перед бронзировкой должна быть тща­тельно подготовлена: прошпаклевана, прошлифована, про­крашена масляными красками.

На пористых материалах (дерево, гипс) для предотвраще­ния впитывающей способности дерева и гипса последний слой подготовки рекомендуется делать лаковым.

9.3.   Бронзирование можно проводить двумя методами: на полимент и на лак МА-594.

9.4.   Бронзовую пудру рекомендуется предварительно об­работать 2—5% раствором бензатриазола натрия (БТА) в аце­тоне и просушить. Обработанный таким образом порошок не темнеет.

 

Б. Бронзирование на лаках

9.7.   При этом методе бронзовая пудра перемешивается с лаком. Рекомендуется использовать лаки АС-16, АК-113, ПФ-170.

Чтобы предохранить бронзовую пудру от окисления, надо ее предварительно обработать ингибитором БТА. В против­ном случае бронзовый порошок окисляется (п. 9.4).

9.8.   Для повышения защитных свойств лаков рекоменду­ется ввести в них 4% БТА (по весу), размешать до полного растворения и выдержать в течение 10‑15 минут. За это вре­мя из лака должен выйти воздух, который вовлекается во время перемешивания с БТА.

9.9.   При необходимости лаки разводят растворителями:

АС-16—Р-5 или 645

АК-113—Р-5

ПФ-170 — ксилолом или сольвентом.

9.10. Лак, смешанный с бронзовой пудрой, наносят на хо­рошо подготовленную загрунтованную поверхность. Окраску производят за 2—3 раза.

Слой лака должен быть тонким, ровным, не искажать чет­ких линий контура.

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

11.1. При выполнении позолотных работ в ряде случаев используют токсичные и огнеопасные химические вещества. Прежде всего, это органические растворители и нитролаки. При работе с ними необходимо соблюдать требования техники безопасности.

11.2. Хранят такие материалы вне помещения производ­ства работ в герметически закрывающихся емкостях, поме­щенных в металлический ящик, снабженный замком.

11.3. Помещение, где выполняются работы, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

Помещение, не снабженное принудительной вентиляцией, необходимо проветривать не реже трех раз в день.

11.4. При работе с токсичными веществами контактного действия (водный аммиак, скипидар) следует пользоваться резиновыми перчатками.

11.5. Не допускать до работы с токсичными веществами несовершеннолетних рабочих и беременных женщин, а также рабочих, не прошедших медицинский осмотр.

 

Приложение 1

ПРАВИЛА

Переработку

В соответствии с «Положением о приеме и сдаче лома и отходов драгоценных металлов» от 11 марта 1969 г. Мини­стерства финансов СССР все отходы драгоценных металлов должны сдаваться на вторичную переработку в твердом виде.

1.      Отходы, содержащие менее 1% золота или менее 5% серебра (соскобы позолоты вместе с краской, левкасом и т. п. или целые листы демонтированного металла с позоло­той), собираются в полиэтиленовые мешки или мешки «крафт» и упаковываются в посылки (вес каждой посылки не должен превышать 10 кг; если вес меньше, можно пако­вать в картонные или деревянные коробки). Перед упаков­кой отходы взвешиваются без тары.

2.      На отходы материально ответственным лицом, прора­бом, составляется опись в 2-х экземплярах под копирку, где указывается: вес нетто всей партии или отдельной посылки; количество отправляемых мест; наименование организации, отправляющей отходы; министерство или ведомство, кому подчинена организация-отправитель; банковские реквизиты организации-отправителя; обратный адрес (почтовый с ука­занием индекса); адрес получателя. Опись заверяется под­писью и печатью отправителя. На посылке указывается адрес получателя и обратный адрес отправителя. Если в одной партии несколько посылок, на каждой посылке, помимо адре­сов, ставятся порядковые номера мест. Посылки отправляют­ся с объявлением ценности.

3.      Посылки с отходами, содержащими менее 1 % золота и менее 5% серебра, надлежит отправлять по адресу: 624150, Кировоград Свердловской обл., ул. Энгельса, 19, Ме­деплавильный комбинат. Телефон: 22-25-10, доб. 36-32.

4.      Объемный груз отправляют железнодорожным транс­портом на Медеплавильный комбинат со следующими рекви­зитами: станция Ежево, 8109, Свердловская железная дорога, 5355.

В контейнер или тару, отправляемую железнодорожным способом, необходимо также вложить опись по указанной в п. 3 форме, на тару набить бирку с реквизитами отправителя и получателя. Груз оформляется железнодорожной квитанцией.

5.      Отходы, содержащие более 1 % золота и более 5% се­ребра, а также прямые отходы сусального золота сдают или отправляют на Завод вторичных драгоценных металлов по адресу: 141000, Московская обл., г. Щелково, ул. Заречная, 103а с аналогичным оформлением всей документации и соб­людением правил отправки.

6.      Отходы драгоценных металлов, отправляемые раздель­ными партиями в разное время, оформляются отдельной описью на каждое отправление.

7.      Если работы по расчистке от позолоты на памятниках архитектуры производятся реставрационными организация­ми, а заказчиками являются сторонние организации, отходы драгметаллов после взвешивания и составления двухсторон­него акта (в двух экземплярах под копирку), передаются за­казчику для дальнейшей отправки на перерабатывающие за­воды.

8.      Акты на передачу отходов драгоценных металлов за­казчику составляются представителями производственных подразделений объединения (производителем работ и веду­щим архитектором объекта), а также материально ответ­ственным представителем заказчика и технадзором.

9.      Отходы от золочения, содержащие золото более 1%, и отходы от серебрения, содержащие серебро более 5%, а также прямые отходы сусального золота и серебра, имею­щиеся в подведомственных производственных организациях объединения, должны быть актированы, оприходованы и, как указано в пп. 2 и 5, отправлены на Завод вторичных драго­ценных металлов с соответствующим оформлением всей до­кументации. Телефон контрольно-заготовительного отдела завода: 369-56-57.

 

 

Приложение 6.

ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ПРИ ПОЗОЛОТНЫХ РАБОТАХ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

ВЫШПАРОВКА - операция раскраски лепных украшений раз­личными колерами после их золочения.

ГРЕМИТКА - деревянная чурочка для полировки полимента.

ДВОЙНИК - очень тонкие биметаллические пластины, верхний слой — золото, нижний — серебро.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ УТРАТЫ ПОЗОЛОТЫ - утраты из-за того, что сусальное золото ук­ладывают на золотимую поверхность «вна­хлест». При протирке золоченой поверхности оно остается на протирочном материале.

ЗОЛОТАРНАЯ ПОДУШКА - подушка из замши с ширмами, на которую из книжки переносят листик сусального зо­лота.

ЗОЛОТО СУСАЛЬНОЕ - золотая фольга толщиной до 0,0001 мм.

ЗУБКИ - приспособления для полировки сусального золота. Выполнены из агата, кремния; имеют форму зуба. В прошлые века употребляли зубы волка, рыси и других животных.

 ИНГИБИТОРЫ - химические соединения (или смесь несколь­ких соединений), небольшая добавка которых в коррозионную среду вызывает уменьшение скорости коррозии металла, находящегося в этой среде.

ЛАПКА - плоская веерообразная кисточка, которой су­сальное золото с подушки переносят на зо­лотимую поверхность.

ЛИШЁВКА - мокрая шлифовка пролевкашенной поверхно­сти пемзой, оселком, хвощом.

МАТ - матовая позолоченная поверхность.

ПОЛЕР - отполированная лощилом блестящая позоло­ченная поверхность.

СТРОФЬЯ - части, на которые при золочении разрезается пластина золота.

ФЛИКОВКА - накладка золота на дефектные места позо­лоты.

ЦИРОВКА - прорезывание рисунка, мельчайших его дета­лей на орнаментованной поверхности перед золочением.

ШИХТАНОВКА - прошлифовка резьбы полевым хвощом или мелкой шкуркой перед нанесением поли­мента.

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ

ВОЛЮТА - различные архитектурно-декоративные и ор­наментальные детали в форме завитков.

ГЛАВА - наружная часть купольного перекрытия бара­бана в форме шлема, луковицы, конуса и т. д.

ЗАМОК, ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ - клинчатый камень в шелыге арки или свода.

ИКОНОСТАС - украшенная иконами стена, отделяющая ал­тарь от средней части храма; иконостасы бы­вают рамочные, ярусные, тябловые.

КАННЕЛЮРА - желобки вертикальные на стержне колонн или пилястр и горизонтальные — на валах ионических баз.

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колонны.

КИОТ - створчатая рама или стеклянный шкаф для икон.

КОКОШНИК - завершение стен, сводов, обрамление бара­банов, церковных зданий в виде профилиро­ванных арок с заполненным полем, иногда с заостренным верхом.

КОЛОННА - архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которо­го являются ствол, база и капитель. Б


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.