Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

2020-10-20 327
Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

Функции языка:

1. мыслеобразующая - язык как средство формирования мысли, умение мыслить;

2. коммуникативная - язык как важнейшее средство общения;

3. познавательная - как средство передачи знаний, опыта, информации из поколения в поколения;

4. в 16-18вв с промышленной революцией-появилась функция на логической основе- профессиональная функция. За 1 год появляется более 120 тыс. терминов;

5. вместе с ней появляется номинативная функция - язык как средство наименования предметов, явлений;

6. эмоциональная функция (экспрессивная - как средство передачи эмоционального фона);

7. волюнтативная – язык как средство влияния на человека;

8. самая главная эстетико-культурологическая – язык как средство культурно-эстетического развития.

 

Дайте определение понятию «национальный язык». Охарактеризуйте условия происхождення и функционирования национального языка.

Национальный язык — форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие и арго.

Национальный язык в отличие от языка как средства общения – средство общности нации. Это тип национального мышления, проявление философии и психологии определенного народа, который может реализовываться в разнообразных вариантах языковой, речевой и национально-культурной деятельности как способах выражения национального мыслеобразующего процесса.

Национальный язык существует в бесконечном множестве форм. К национальному языку относится, прежде всего, литературный (кодифицированный) язык как высшая форма существования любого языка, обеспечивающая географическое (наддиалектное) и историческое (межпоколенческое) единство нации.

Однако в национальный язык входят и языки национальностей, просторечие (речь недостаточно грамотных слоев городского населения), социальные жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления), диалекты (территориальные говоры), национальный фольклор, национальная культура и искусство, которые обслуживают культурную и общественную жизнь, объединяя народ (или народы) в единую нацию.

За рамками национального языка функционирует лишь шифрованная речь деклассированных групп и уголовного мира, так называемое «арго», созданное для того, чтобы общество не понимало, о чем идет речь.

7. Определите основные понятия национально-языковой политики в связи с понятием национального языка.

Национальный язык – средство общности нации. Это тип национального мышления, проявление 21 философии и психологии определенного народа, который может реализовываться в разнообразных вариантах языковой, речевой и национально-культурной деятельности как способах выражения национального мыслеобразующего процесса. Это язык компактного проживания граждан определенной национальности в определенных территориальных границах.

Для сохранения национального языка необходимо осознавать важность адекватного статуирования всех языков, формирующих общенациональное единство на территории государства, поскольку смешение их статуса (например, государственного и официального языка, регионального и языка национальности) неизбежны противоречия в национально-языковой политике.

Национально-языковая политика – это осуществляемое обществом в многонациональном и многоязычном государстве целенаправленное воздействие на функциональные взаимоотношения между языками.

Национально-языковая политика представляет собой часть национальной политики, проводимой в данном обществе. В классово антагонистическом обществе национальная политика как государственная политика в целом выражает интересы господствующего класса, в демократическом обществе – интересы трудящихся.

Дайте характеристику устной и письменной формам общения.

Устная и письменная формы речи имеют свою специфику и свои стилевые отличия. Они различаются:

Происхождением.

Устная форма первична, а письменная – вторична: как в историческом контексте, так и в конкретной ситуации, при которой мысль сначала формируется устно.

Основными единицами.

Основной единицей устной формы является высказывание, а письменной – текст (а не звуки, слова, буквы, предложения или цитаты), т.к. именно они побуждают коммуникантов к диалогу: прямому в устной и опосредованному – в письменной речи.

Устная речь - диалогична, ситуативна, неподготовлена, ограничена во времени и пространстве, не поддается дублированию, революционна, допускает грамматическую вариативность, определенную степень нерегламентированности и стилевую разношерстность. Это живая речь, которая создается в момент говорения спонтанно, на глазах у всех. Она творима, произносима. Сложность устной речи в ее открытости: даже подготовленная устная речь не исключает импровизации (быстрой реакции со стороны собеседника).

Письменная речьмонологична (но служит основой для опосредованного диалога с автором), контекстуальна, регламентирована, последовательна, имеет безграничные возможности для дублирования и передачи информации на любое расстояние и в любое время, консервативна, четко дифференцирована по стилям. Основная функция письменной речи – фиксация устной речи с целью ее сохранения в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение, т.е. устная речь, невозможна.

10. Сформулируйте понятие стиля и принципы классификации cтилей.

Стиль – это исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, характеризующаяся особенностями в отборе языковых средств в связи с задачами общения.

Классификация стилей речи:

Окончания существительных

Правописание окончаний существительных зависит от падежа и склонения имени существительного. Окончание е имеют следующие существительные:

· 1 склонения в дательном и предложном падежах;

· 3 склонения в предложном падеже.

Окончание имеют следующие существительные:

· 1 склонения в родительном и предложном падежах;

· 3 склонения в родительном и предложном падежах;

· существительные на -ий, -ие в предложном падеже и существительные на -ия в родительном, дательном и предложном падежах.

Внимание! В существительных на - ие, -ия, -ий данные буквосочетания — это не окончания, а финалии, так как у существительных окончание состоит из одной буквы, за исключением форм творительного падежа.

1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных

а) Суффикс – ик- пишется, если при склонении гласный сохраняется: ключ ик – ключ ик а.

суффикс – ек- пишется, если при склонении гласный выпадает: замоч ек – замо чк а.

Суффикс – чик- всегда пишется с гласным и (суффикса - чек нет в русском языке!): залив → залив чик.

б) Суффикс - оньк - пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш: шуба → шуб оньк а.

суффикс - еньк - – после мягких согласных и ж, ш: заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька;

в) В существительных среднего рода суффикс – ец (о)- пишется, если ударение падает на окончание: п исьм ец о.

суффикс – иц (е) - пишется, если ударение падает на основу: к ресл иц е.

В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает: г ор ец – гор ц а.

г) Сочетание суффиксов - ич - + к - пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом - иц - (ц чередуется с ч): пугов иц а → пугов ичк а.

В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк -: им ечк о, Ман ечк а.

Безударного суффикса - ячк - в русском языке нет (!);

д) сочетание суффиксов - ин - + к - пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом - ин -: горош ин а → горош инк а.

Сочетание суффиксов -ен - + к - пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется: сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

Суффикс - енк - пишется в некоторых существительных женского рода: нищ енк а.

2. Правописание согласных в суффиксах существительных

а) суффикс - чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: развед чик, счёт чик, рассказ чик.

суффикс - щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные: пиль щик, атом щик.

б) перед суффиксом - чик к, ц, ч заменяются на т: кабак → кабат чик; раздача → раздат чик.

Сложные существительные

 

Слитно Через дефис
Есть соединительная гласная О – Е Примеры: ледоход, картофелечистка Нет соединительной гласной (названия механизмов, термины, названия должностей) Примеры: диван – кровать, динамо – машина, премьер – министр, радикал – социалист
Сложносокращённые слова Примеры: завуч, детясли, госсовет, спецкурс Названия сторон света Примеры: юго-запад, северо-восток
а) Слово начинается с авто-, агро, аэро-, био-, борт-, вело-, гео-, гидро-, зоо-, изо- и др. независимо от количества элементов в слове Примеры: аэросани, авторалли, бортмеханик, гидрометеоцентр, автомотовелогонки б) Слово заканчивается на –метр Пример: динамометр, километр, милливольтметр Слово начинается с блок-, пресс-, экс-, вице- штаб-, обер-, унтер-, лейб- и др. Примеры: блок-схема, пресс-центр, унтер-офицер, экс-президент, экс-премьер-министр
Первая часть слова глагольная, заканчивается на –и Примеры: горицвет, держиморда, сорвиголова Исключение: перекати-поле Сложные единицы измерения Примеры: грамм-калория, тонно-километр Исключение: трудочас, трудодень

Сложные прилагательные

Слитно Через дефис  

Слово образовано из словосочетания

Примеры: железная дорога – железнодорожный, сельское хозяйство – сельскохозяйственный, ремонт вагонов – вагоноремонтный, строительство машин – машиностроительный, тяжело ранить – тяжелораненый

Слово образовано из двух или более равноправных слов (между ними можно употребить союз и) Примеры: торгово-промышленный (торговый и промышленный), желудочно-кишечный.

Слово начинается с военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-

Примеры: военно-патриотический, народно-революционный, учебно-методический

Одна из частей прилагательного не употребляется самостоятельно

Примеры: узкогрудый ( нет грудый ), твердолобый, позднеспелый, раннецветущий, верхневолжский, среднеазиатский, нижнесаксонский, великодержавный, древнеславянский

Это книжное выражение или термин спояснительным словом. Пример: малоизученные вопросы – мало изученные учёными вопросы

Это книжное выражение или термин без пояснительных слов. Обычно слово начинается с мелко-, остро-, чисто-, много-, узко-, трудно-, широко-, высоко-, легко-, тонко-, круто-, густо-, крупно-, сильно-, плоско-, мало-, толсто-, низко-, слабо-, глубоко-, выше-, ниже-.

Примеры: мелкооптовый, остросюжетный, широкомасштабный, густонаселённый, сильнодействующий, слаборастворимый, малозначащий, нижеподписавшиеся

Слово обозначает оттенок цвета или образовано от существительного, пишущегося через дефис Примеры: ярко-красный, бледно-розовый; юго-западный (от юго-запад), алма-атинский (от Алма-Ата)
Первая часть слова заканчивается на – ико Примеры: историко-архивный, химико-технологический
  Слово образовано из сочетания прилагательного и существительного, но с перестановкой этих слов местами Пример: литературно-художественный (от художественная литература)
  Слово образовано из сочетаний имён и фамилий Пример: жюль-верновский, ильфо-петровский

 

 

31. Опишите принципы, на которых базируется правописание Н и НН в разных частях речи.

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

Принцип пунктуации Определение Пример, комментарий
Грамматический Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с его грамматическим строением. Таковы, например, знаки в конце предложения, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами предложения и др. Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала. (П.) Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.
Смысловой Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически нередко возможны варианты. Кот несся на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине (Пауст.). Если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних. Не кот, а осьминог какой–то.
Интонационный Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации. Да. Да! Да?! Да… Видите, как по–разному можно произнести одно и то же слово. И смысл совсем разный.

Двойные, выделяющие знаки

ставятся в начале и в конце какой–либо грамматической конструкции, чтобы показать ее грамматическую и смысловую самостоятельность. Употребляются при обособлении членов предложения, для выделения придаточных частей сложноподчиненного предложения, расположенных в середине главной, обращений, междометий, вводных и вставных конструкций.

!!! Обратите внимание: по контексту может быть употреблена только одна, правая или левая половина выделяющего знака (двойного тире или запятых), если конструкция, выделяемая им, стоит в начале или в конце предложения. В середине предложения затруднения возникают при стечении по контексту запятой и тире.

,/…/, Из всех выделяющих знаков имеет наиболее слабо выраженное значение и употребляется во всех случаях, когда не нужны более сильные знаки, то есть для выделения придаточных частей сложных предложений в середине главных, обращений, междометий, вводных конструкций, большинства обособленных оборотов. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (П.) –/../– Обладает более сильным выделяющим значением, чем двойные запятые, и употребляется тогда, когда в силу структурных или смысловых особенностей выделяемой конструкции недостаточно двойных запятых: 1) при сильном распространении обособленных оборотов, 2) при возникновении у обособленного оборота значения пояснения (вместо тире можно вставить союзы ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО). !!! Обратите внимание: значение пояснения возникает как между предложением и обособленным оборотом в его составе, тогда ставится двойное тире, так и между частями сложного предложения, тогда ставится двоеточие. Не путайте эти конструкции (см.: Табл. 3) 1) Самый штрих его карандаша, самый почерк – железный, когда передает он железо, – и бархатный, когда передает он бархат, – очаровали меня своей артистичностью (Чук.) 2) Курс у нас один – правильный (ЧВС). (…) Самый сильный выделяющий знак используется для выделения вставных конструкций – попутных замечаний, грамматически не связанных с предложением. А Татьяне и дела нет (их пол таков). (П.) : … – Узкоспециализированный выделяющий знак, который используется для пунктуационного оформления предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения.   «…» 1) Используется при выделении чужой речи и цитат, 2) при употреблении слова в противоположном значении и в необычном переносном значении, 3) в различных названиях 1) Замяукали котята: «Надоело нам мяукать» (Чук.) 2) «Отлично», Константин! (= плохо) 3) Роман «Отцы и дети» написан в 1859 году.

 

 

33. Проанализируйте принципы употребления в письменной речи точки с запятой и скобок. Обратите внимание на их функции в предложении. (выше в таблице)

34. Проанализируйте принципы употребления в письменной речи двоеточия и тире. Обратите внимание на их значениях в предложении. (выше в таблице)

 

35. Опишите принципы, на которых базируется правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Обратите внимание на их значении в слове и предложении. Приведите примеры.

Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно кроме случаев, когда:

· глагол без НЕ не употребляется (ненавидеть, негодовать и др.);

· глагол начинается с приставки НЕДО -, которая имеет смысл «недостаток», «нехватка» (недостает, недоглядеть и др.).

Окончание глаголов

В окончании 2-го лица единственного числа глаголов пишется -шь: учи шь, учи шь ся.

Личные окончания глаголов I спряжения: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют); II спряжения: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

Когда личные окончания находятся под ударением, тогда бывает ясно, что́ писать: -ешь или -ишь, -ут или -ат и т.д. Чтобы не сделать ошибки в правописании глаголов с неударяемыми личными окончаниями, нужно запомнить, что из числа таких глаголов имеют окончания II спряжения: 1) глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить; 2) одиннадцать следующих глаголов: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, а также производные от них. Остальные глаголы имеют окончания I спряжения.

Исключение. Глагол брить — I спряжения, хотя и оканчивается на -ить: бреешь, бреют.

Примечание 1. Полезно запомнить: они гон я т, держ а т, дыш а т, слыш а т, верт я т, вид я т, завис я т, ненавид я т, обид я т, смотр я т, терп я т.

Глагол хотеть в единственном числе — I спряжения, а во мн. ч. — II спряжения: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Примечание 2. О том как писать безударные окончания в глаголе с приставкой вы-, надо судить по бесприставочному глаголу: высп и шься — сп и шь, выпь е шь — пь ё шь.

Примечание 3. Наряду с формой стлать (постилать, разостлать и т. д.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.) Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. I спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь), стелет (постелет, расстелет),... стелют (постелют, расстелют).

В личных окончаниях глаголов I спряжения после шипящих под ударением вместо о пишется ё(е): влеч ё т, жж ё т.

Окончания неопределённой формы глаголов: -ть, -чь, -ти, -ться, -чься, -тись.

Отличать окончания неопределённой формы -ться от окончаний 3-го лица -тся помогают вопросы: неопределённая форма отвечает на вопрос что делать? (или сделать?), а 3-е лицо — на вопросы что делает? (или сделает? сделают?) что что делается?

Например: Товарищ хочет (что делать?) учиться. Он думает (что сделать?) заняться математикой. Он (что сделает?) займётся математикой.

В повелительном наклонении после согласных пишется ь: сяд ь, отреж ь, съеш ь. Буква ь остаётся и во мн. ч.: сяд ь те, отреж ь те, съеш ь те, а также — перед -ся: брос ьброс ь ся, намаж ьнамаж ь ся.

Исключение. От глагола лечь повелительное наклонение л я г, л я гте.

В неопределенной форме и в прошедшем времени суффиксы -ова-, -ева- пишутся тогда, когда в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю: бесед о вать (беседую), гор е вать (горюю), во е вать (воюю); если же 1-е лицо оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а, то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется ы, и: рассказ ы ваю — рассказывать, рассматр и ваю — рассматривать; при ударении на а пишется -еваю, -евать: одол е ва́ть — одол е ва́ю, над е ва́ть — над е ва́ю и т. п.

 

Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

Функции языка:

1. мыслеобразующая - язык как средство формирования мысли, умение мыслить;

2. коммуникативная - язык как важнейшее средство общения;

3. познавательная - как средство передачи знаний, опыта, информации из поколения в поколения;

4. в 16-18вв с промышленной революцией-появилась функция на логической основе- профессиональная функция. За 1 год появляется более 120 тыс. терминов;

5. вместе с ней появляется номинативная функция - язык как средство наименования предметов, явлений;

6. эмоциональная функция (экспрессивная - как средство передачи эмоционального фона);

7. волюнтативная – язык как средство влияния на человека;

8. самая главная эстетико-культурологическая – язык как средство культурно-эстетического развития.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.